Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими качествами должен обладать водитель

Какими качествами должен обладать водитель

Что формирует водителя? Опыт и мастерство водитель приобретает со временем, но другие качества он должен иметь с самого начала. Это — чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации. Не всякий от рождения наделен терпением, выдержкой или способен сосредоточиться. Но каждый водитель должен заставить себя выработать эти качества как можно скорее. Это не всем одинаково удается. Но все — и новички, и асы должны воспитать в себе водительский характер. Итак, о чертах характера настоящего водителя.

Концентрация внимания (собранность) — это одно из главных по значению качеств при управлении автомобилем. Вы должны быть постоянно собраны при современном напряженном движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься — и риск ошибки многократно возрастает, а ошибка ведет к дорожно-транспортному происшествию. Если вы устали, нездоровы или думаете о чем-то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садиться за руль, а если все же надо ехать, то особо учтите, что ваше время реакции увеличено.

Предвидение (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, т.е. быть готовым изменить курс движения или скорость. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяют нам не попадать в критическую ситуацию.

Выдержка. Очень легко не сдержать себя, например, попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. Но тогда легко попадете в дорожно-транспортное происшествие. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумное поведение других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь «дать урок» этим людям. Лучшим уроком будет ваш хороший пример.

Уверенность — это, конечно, важная черта характера водителя. Новичок, понятно, в себе сначала не уверен, что постепенно проходит. Но хороший водитель не должен быть и самоуверенным. Это ведет к беспечности, к риску и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.

Инерция скорости. Если вдуматься в причины дорожно-транспортных происшествий, то самое общее в них — это трудность быстрой остановки автомобиля, перехода от состояния движения к неподвижности. Возникает антагонизм инерции движения с состоянием покоя (бездействия). Уже доказано, что есть гипноз автострады, где именно быстрое свободное движение рождает желание ехать все быстрее и быстрее. В таких случаях резкая остановка превращается в сверхзадачу и непосильна ни для автомобиля, ни для человека. Об этом говорит опыт многих групповых столкновений на автомагистралях. А между тем в городах при подъезде к перекресткам в момент загорания желтого сигнала светофора возникает именно такая сверхзадача.

Развивая идею о том, что наиболее опасен резкий перепад скоростей на соседних участках, можно будет прийти к общей идее оптимального плавного движения всего потока (особенно в городах и пригородах), в котором процессы торможения будут или минимальны или вообще исключены. Суть этой идеи в том, что основная задача водителя — это постоянное равномерное движение, а не разгоны и торможения. Инерция вождения — самое сильное чувство у водителей. И просто неправомерно требовать от живого человека быстрой остановки, когда он весь увлечен этим порывом вперед. Именно плавное, равномерное движение — главное условие для общей оптимизации движения, повышения его безопасности.

Оптимизация движения по скорости и направлению намечаемой траектории позволяет водителям лучше усваивать все сигналы, знаки и другую информацию, повышать свой опыт, обучаться сложной, высшей «стратегии» городского движения. Плавность вождения — это понятие уже принято в ряде стран. Вводятся даже нормативы плавности вождения (по ускорениям разгона и торможения, поворотам рулевого колеса и т.д.), т.е. важно не просто уметь водить автомобиль, но уметь водить его экономично и безопасно. Для нас это также имеет большое значение. Наблюдения показывают, что даже водители автобусов и троллейбусов часто тормозят слишком резко, беспокоя этим пассажиров. А для водителей автомобилей-такси резкий скрип тормозов обычен, что, кстати, зимой ведет к заносам и авариям. Очевидно, новое понятие плавности весьма полезно и должно скорее войти в учебник для водителей и в правила движения. Вообще именно плавное вождение должно отличать хороших водителей от неумелых.

Квалификация водителей. Квалификация — понятие многогранное и очень объемное. Самым правильным оценочным параметром мастерства управления автомобилем был бы показатель того, сколько каждый водитель совершит дорожно-транспортных происшествий за определенный пробег. Но пока установить такой показатель практически невозможно, так как нет простой методики и аппаратуры для определения потенциальной аварийности водителя. Поэтому может возникнуть вопрос, а следует ли вообще давать оценку квалификации водителей? Ведь каждый имеет свою индивидуальность. Однако можно выделить некоторые группы водителей, главным образом по методам и манере управления автомобилем, и вместе с вами попробовать разобраться, к какой группе вы относитесь. Рекомендуемая классификация приводится совсем не для того, чтобы навешать всем водителям ярлыки. Главное — найти в ней себя, затем проанализировать свои методы управления, постараться исправить свои ошибки.

Читать еще:  Машинист и водитель отличие

Группы водителей. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы (прикиньте, к какой группе относитесь вы). Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей (как мне удобно, так и еду). Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по пониманию смысла Правил дорожного движения, чем второй, которые, кстати, почти всегда управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей.

Кроме того, водителей можно классифицировать по методам управления автомобилем и методам (удобству) перевозки пассажиров.

Как видите, характеристик у водителя довольно много. Но в конечном итоге он может и должен оценивать себя по результатам движения. Для того чтобы каждому из вас было легче отыскать себя в многоликом водителе, мы придумали несколько названий, которые ассоциативно связаны с приемами и методами управления. Только убедительно просим вас ни в коем случае не вешайте ярлыков на водителей. Такие названия предназначены лишь для того, чтобы вам было легче отыскать в своих действиях то или иное плохое качество и исправить его.

Водитель

Водитель – это человек, который профессионально управляет грузовым, легковым, специальным или пассажирским транспортным средством.

Кроме своих непосредственных обязанностей он может исполнять и другие: охранника, экспедитора, инструктора, курьера и т.д.

Находясь за рулем, водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей: пассажиров, пешеходов.

Содержание:

История профессии

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

В Российской империи существовала профессия «шоффэ́р». Так называли людей, которые приводили в движение самодвижущийся экипаж. Перед этим требовалось выполнить множество операций: по возможности установить устройство горизонтально, соединить глушить и выпускную трубу, залить бензин, обеспечить его подачу, слить излишек, пять раз покрутить ручку стартера, снизить давление в цилиндре, отрегулировать подачу топлива. Если после этих манипуляций двигатель не заводился, то шоффэру приходилось сливать топливо и начинать все заново. Управление авто требовало немалых физических усилий, потому что руль и педали двигались с трудом.

Особенности профессии

Профессия водителя очень востребована. Профессионалы требуются практически везде: общественный транспорт, медицина, строительство, грузоперевозки, торговля и прочее.

Если люди, получающие удовольствие от вождения, именно им подходит работа водителем. Других же могут отпугнуть минусы профессии. Водителю приходится проводить много времени сидя в одной позе, что приводит к профессиональным заболеваниям. Условия работы бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать авто в экстремальных условиях.

Если работа связана с поездками на дальние расстояния, то приходится ночевать прямо в кабине.

К достоинствам профессии можно отнести возможность путешествовать. Часто водитель долгое время едет один, для экстравертов это может быть нелегко.

Обязанности

Профессия водитель подразумевает работу не только в салоне автомобиля, но и в гараже. Перед выездом необходимо проверить исправность авто, наличие масла и бензина. После окончания рабочего дня следует выполнить минимальное техобслуживание: осмотр, мойка, смазка и т.д.

В пути водитель оценивает ситуацию на дороге, принимает решения о дальнейших действиях: выполнить маневр, изменить маршрут и т.д.

Важные качества

Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.

Большое значение имеет и состояние здоровья, при некоторых заболеваниях управление авто категорически запрещено.

Навыки и знания

Водитель обязан знать правила дорожного движения и поведения на дороге. От него требуются знания устройства автомобиля, способность устранить простую поломку, оказать первую медицинскую помощь.

Перспективы и карьера

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

Читать еще:  Личный водитель гродно

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.

Обучение

Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.

Водитель сегодня

Современные автошколы внушают начинающим автолюбителям на протяжении всего курса обучения одну неопровержимую истину, что главное при управлении автомобилем соблюдать правила дорожного движения. Только тогда можно считать себя хорошим водителем автомобиля.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Конечно, никто не будет оспаривать это утверждение, что любой водитель обязан соблюдать правила дорожного движения. Но в наше динамичное время, при высокой загруженности автодорог, водитель сегодня должен обладать определенными не только психологическими, но и высоконравственными качествами. Так как, только соблюдение правил дорожного движения не гарантирует отсутствие аварийной ситуации и самой аварии.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Водитель сегодня из-за слабого подготовительного уровня автошкол, вынужден учиться на собственных ошибках, хотя народная мудрость утверждает, что «умные люди учатся на чужих ошибках». Но необходимо знать, чему именно учиться.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Существует простой, но очень хороший тест, позволяющий проверить себя на качество вождения автомобиля. А именно, если вам мешают и вызывают раздражение другие участники дорожного движения на дороге с интенсивным движением, то это значит, вы что-то не так делаете и виноваты именно вы.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Так какими же качествами и навыками должен обладать водитель сегодня?

p, blockquote 7,0,1,0,0 —>

Личные качества, которыми должен обладать водитель сегодня

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Водитель сегодня должен заблаговременно распознать возможность возникновения аварийной ситуации. Т.е. обладать навыком предвидения опасной ситуации и увидеть развивающиеся события на несколько шагов вперед и избежать аварии.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Безопасное вождение автомобиля зависит не только от вас, но и от других участников движения. Скорее всего, именно такая позиция многих водителей вынуждает прибегать к агрессивному стилю вождения. А такой стиль вождения в корне не верен, он неизбежно приводит к возникновению большинства аварийных ситуаций. Любые отношения на дороге не должны строиться на конфронтации.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Поэтому водитель сегодня, кроме навыков вождения, должен обладать такими человеческими качествами, как взаимопонимание, терпимость и снисходительность к ошибкам других водителей.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Кроме того, не желательно впадать в другую крайность, которая чаще присуща неуверенным в себя и неопытным водителям — это пассивность, т.е. пассивный стиль вождения. Как говорится, истина всегда посередине.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Водитель сегодня должен уметь постоянно держать дорожную ситуацию под контролем, знать возможности и особенности поведения в различных ситуациях своего автомобиля, т.е. другими словами» чувствовать» его.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Также водитель сегодня должен владеть высоким уровнем вождения. Именно высоким уровнем, а непросто перегнать автомобиль с точки «А» в точку «Б».

p, blockquote 14,1,0,0,0 —>

Высокий уровень вождения характеризуется четкими и быстрыми, не допускающих ошибок, действиями при управлении автомобилем. Мастерство вождение автомобиля — сложная наука и приходит всегда с опытом. Поэтому дорога — всегда школа.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Личные психологические качества водителей

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Кроме мастерства управления и владения положительными нравственными качествами, водитель сегодня должен обладать определенными личностными психологическими качествами. Психологические качества очень ярко проявляются при возникновении неожиданных опасных аварийных ситуациях.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Наверно каждый водитель наблюдал случаи, когда водители встречных автомобилей несвоевременно в ночное время переключают дальний свет на ближний, без необходимости ведут автомобиль посередине дороги или встречной полосе, без явных причин могут неожиданно затормозить и т.д. Такие необъяснимые действия объясняются психофизиологическими качествами личности водителя и являются причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Психофизиологические качества заложены в человеке еще с самого рождения и изменить их очень трудно, а некоторые качества — даже не возможно. Но знать их необходимо, особенно водителям автомобилей.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Знание своих психофизических качеств поможет водителям предсказать свою поведенческую реакцию в той или иной ситуации. Зная это, водитель будет стремиться избежать возникновения ситуаций, в которых может проявиться отрицательная поведенческая реакция.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Для большего понимания вышесказанного, приведем пример. Обычно молодые начинающие водители в вождении автомобиля видят в основном, как средство получения удовлетворения в виде положительных эмоций и адреналина.

Читать еще:  Учиться на водителя погрузчика

p, blockquote 21,0,0,1,0 —>

Не заметно для самого водителя, если конечно он не контролирует свое поведение, начинает принимать сопернический характер, теряется контроль над дорожной обстановкой. И как результат начинает проявляться агрессивный стиль вождения. Как говорилось выше, такой стиль вождения неизбежно приводит к возникновению аварийной ситуации и того хуже, к дорожно-транспортному происшествию.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Зная свои психофизиологические недостатки и контролируя свои поведенческие реакции, можно их компенсировать.
Опять же приведем пример. Такие психофизиологические недостатки, затрудняющие водителю управление автомобилем, как легкая отвлекаемость внимания, замедленная реакция, эмоциональная неустойчивость могут быть компенсированы повышенным напряжением внимания, волевым усилием и прогнозированием развития дорожной обстановки.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Постоянно используя в своей деятельности по управлению автомобилем волевые тренировки, водитель вполне может выработать психоэмоциональную устойчивость на внешние дорожные раздражители, значительно повысить качество памяти и внимания, уменьшить время реакции.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Из всего сказанного, можно сделать один вывод, что водитель сегодня, чтобы стать профессионалом в высоком смысле этого слова в своем деле, т.е. именно мастерски управлять автомобилем, должен постоянно уметь:

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

  • — контролировать свое эмоциональное состояние;
  • — быть высоконравственным;
  • — постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием.

Только такой водитель, при нынешней загруженности дорог автотранспортом, способен избежать дорожно-транспортных происшествий в любых аварийных ситуациях.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Вспоминаем предупреждающие знаки дорожного движения, картинки и пояснения.

Cколько в крови держится алкоголь от пива (тут) и других напитков.

Видео — действия водителя в экстремальной ситуации:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —> p, blockquote 29,0,0,0,1 —>

Качества, необходимые каждому водителю

Надежность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения. Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине поддерживают высокую работоспособность водителей, а следовательно, повышают их надежность.

Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 6020 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector