Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими главными качествами должен обладать водитель автобуса

Водитель

Водитель – это человек, который профессионально управляет грузовым, легковым, специальным или пассажирским транспортным средством.

Кроме своих непосредственных обязанностей он может исполнять и другие: охранника, экспедитора, инструктора, курьера и т.д.

Находясь за рулем, водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей: пассажиров, пешеходов.

Содержание:

История профессии

Профессия водитель в современном ее понимании появилась одновременно с автомобилями. В то время садиться за руль механического коня решались далеко не все, поэтому машинам управляли специально обученные люди.

В Российской империи существовала профессия «шоффэ́р». Так называли людей, которые приводили в движение самодвижущийся экипаж. Перед этим требовалось выполнить множество операций: по возможности установить устройство горизонтально, соединить глушить и выпускную трубу, залить бензин, обеспечить его подачу, слить излишек, пять раз покрутить ручку стартера, снизить давление в цилиндре, отрегулировать подачу топлива. Если после этих манипуляций двигатель не заводился, то шоффэру приходилось сливать топливо и начинать все заново. Управление авто требовало немалых физических усилий, потому что руль и педали двигались с трудом.

Особенности профессии

Профессия водителя очень востребована. Профессионалы требуются практически везде: общественный транспорт, медицина, строительство, грузоперевозки, торговля и прочее.

Если люди, получающие удовольствие от вождения, именно им подходит работа водителем. Других же могут отпугнуть минусы профессии. Водителю приходится проводить много времени сидя в одной позе, что приводит к профессиональным заболеваниям. Условия работы бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать авто в экстремальных условиях.

Если работа связана с поездками на дальние расстояния, то приходится ночевать прямо в кабине.

К достоинствам профессии можно отнести возможность путешествовать. Часто водитель долгое время едет один, для экстравертов это может быть нелегко.

Обязанности

Профессия водитель подразумевает работу не только в салоне автомобиля, но и в гараже. Перед выездом необходимо проверить исправность авто, наличие масла и бензина. После окончания рабочего дня следует выполнить минимальное техобслуживание: осмотр, мойка, смазка и т.д.

В пути водитель оценивает ситуацию на дороге, принимает решения о дальнейших действиях: выполнить маневр, изменить маршрут и т.д.

Важные качества

Работа водителем требует:

  • внимательности;
  • умения быстро переключаться;
  • концентрироваться на дороге;
  • оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации.

Также требуются:

  • отличный глазомер;
  • пространственное мышление;
  • быстрая реакция;
  • умение ориентироваться на местности;
  • выносливость;
  • хорошая память.

Нелишними будут уверенность в себе, выносливость, эмоциональная стабильность, терпение, ответственность.

Большое значение имеет и состояние здоровья, при некоторых заболеваниях управление авто категорически запрещено.

Навыки и знания

Водитель обязан знать правила дорожного движения и поведения на дороге. От него требуются знания устройства автомобиля, способность устранить простую поломку, оказать первую медицинскую помощь.

Перспективы и карьера

Водитель – это профессия, не предполагающая карьерного роста. Но имея большой стаж работы, рекомендации и обладая определёнными личностными качествами можно устроиться на хорошо оплачиваемую должность.

Многие водители предпочитают работать на себя, занимаясь частным извозом, организуя собственное дело в сфере перевозок или открыв курсы по вождению. Нередко водители становятся инструкторами.

При желании и соответствующим опытом можно стать дальнобойщиком.

Обучение

Водителю необходимо образование. Получить водительские права можно окончив автокурсы или образовательные учреждения (колледж, училище, техникум).

После обучения водителю присваивается категория, в зависимости от которой он имеет право управлять тем или иным типом транспорта. Получить права более высокой категории можно только после успешной сдачи экзамена. Для устройства на работу необходим немалый практический опыт вождения.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта

Рубрика: 9. Транспорт

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 1617 раз

Библиографическое описание:

Смирнова С. В., Дятлов М. Н., Тодорев А. Н., Родин Е. Е. Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/90/6011/ (дата обращения: 23.03.2020).

Как правило, профессии неоднородны по своей психофизиологической характеристике. Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психофизиологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. Чем больше таких задач входит в профессиональную деятельность, и чем они разнообразнее, тем труднее овладение профессией [1, с. 218].

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

Водитель автобуса берет и высаживает пассажиров на остановках общественного транспорта. Остановки, особенно в «часы пик», бывают насыщены другим пассажирским транспортом (троллейбусы, маршрутные такси, автобусы других маршрутов), поэтому водитель должен быть предельно внимателен и дисциплинирован.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Рабочий график водителя автобуса зависит от протяженности и интенсивности маршрута. На городских маршрутах это может быть работа в две смены или с утра до вечера по графику «два через два» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что управление автотранспортными средствами, особенно перевозящими большое количество пассажиров, является сложным и ответственным делом. Чтобы эффективно и качественно управлять транспортным средством, водитель должен обладать необходимыми психофизиологическими, психологическими и личностными качествами.

При изучении отношения «человек — профессия» приходится принимать во внимание целый комплекс переменных, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный результат: успех или неуспех. Эти переменные можно объединить в три группы, как это сделал Н. Д. Левитов.

Первая группа — мотивационные компоненты. В мотивах раскрывается, насколько данная профессия желательна или нежелательна человеку.

Вторую группу переменных составляют компоненты квалификации. Знания и умения, независимо от того, приобретаются ли они в учебном заведении или на практике, естественно, сказываются на отношении к профессии и на формирование пригодности к ней.

Читать еще:  Шофер водитель отличие

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии.

Третью группу переменных составляют индивидуальные психофизиологические особенности личности [1, с. 9–10].

Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов занимает исследование психологических составляющих успешности. Изучение данных составляющих всегда привлекало внимание ученых.

Существуют исследования, рассматривающие характерологические и темпераментальные особенности в качестве ключевых факторов профессиональной успешности. Так, например, в исследованиях психологии операторской деятельности (В. А. Бодров, А. М. Емельянов, М. А. Котик, А. И. Куперман, Л. С. Нерсесян, Р. В. Ротенберг и др.) показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов в гражданской авиации, на железной дороге и автотранспорте.

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех.

Огромная роль человеческого фактора проявляется и в процессе эксплуатации автотранспортных средств.

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной дорожной обстановке, необходимо изучить не только его психофизиологические свойства, обеспечивающие высокий уровень водительского мастерства, но и личностные качества.

От поведения человека в семье, в обществе, по отношению к людям, его взглядов, интересов и убеждений будет завесить его профессиональная надежность за рулем автотранспортного средства.

Люди, которые ведут себя в обществе агрессивно, нагло, надменно, эгоистично, проявляя явное неуважение к другим, и в качестве водителя создают много опасных дорожных ситуаций.

Личностные качества во многом определяются такими факторами, как семейное воспитание, круг общения, образование, семейное положение, возраст, стаж работы, и другими. Они, безусловно, могут быть изменены, но это довольно длительный процесс.

В исследованиях Митракова В. М. по определению психолого — акмеологических условий развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях были выделены личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей и ряд социально-психологических качеств, которые создают предрасположенность к совершению ошибок в экстремальных ситуациях.

Личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей (по данным Митракова В. М.):

— отношение к работе, интерес к ней;

— точность, аккуратность, чувство ответственности;

— отношение к другим людям: коллективизм, гуманность, чуткость, вежливость;

— отношение к себе (самооценка);

— скромность, самокритичность, способность правильно, объективно оценивать собственное поведение [3, с. 106].

В соответствии с действующими в Российской Федерации «Правилами дорожного движения», к управлению любым автомототранспортным средством могут быть допущены граждане, достигшие определенного возраста, успешно прошедшие обучение и аттестацию, и получившие права на вождение.

Для того чтобы работать водителем автобуса необходимо иметь водительские права категории «D». К обучению на данную водительскую категорию допускаются заинтересованные лица, достигшие двадцатилетнего возраста.

Обучение вождению автомобиля по категории «D» может проводить любое учреждение, имеющее соответствующую государственную лицензию: как автомотошкола, так и автомотоклуб.

Прием квалификационного экзамена и выдачу водительского удостоверения категории «D» производит отделение ГИБДД, находящееся по месту жительства. Экзамен включает в себя две части: теоретическую — на знание «Правил дорожного движения (ПДД)» и практическую — на оценку навыков вождения. Права категории «D» выдаются по достижении 21 года [4].

В первые две недели после начала лекций, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо пройти медицинскую водительскую комиссию и получить справку установленного образца.

В состав водительской комиссии входят терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог (ЛОР — врач), нарколог и психиатр [5].

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время, пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Продолжительность обучения в автошколе составляет около четырех месяцев с момента начала занятий до сдачи экзаменов в ГИБДД (ГАИ) и получения водительских прав.

Для тех, кто имеет водительские права категорий B или С, есть возможность пройти переподготовку на категорию «D» в течение 2,5 и 2 месяцев соответственно и стать водителем автобуса [6].

В настоящее время, практически любой желающий, который имеет права категории B или С, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, в течение нескольких месяцев обучения может стать водителем автобуса.

По мнению ряда отечественных психофизиологов, работающих в областях авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (Н. А. Игнатов, В. В. Козлов и др.) обучаться и качественно выполнять операторскую работу могут люди, психофизиологические особенности которых соответствуют требованиям профессии.

Люди различны по своим психологическим особенностям, а, следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены.

Возникает необходимость изучать психофизиологические особенности водителя не после дорожно-транспортного происшествия, а до его совершения или еще лучше до получения водительских прав [7, с. 45].

Большое, а иногда решающее значение в водительской деятельности имеет ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям. Каковы бы ни были психофизиологические данные, если у водителя не достаточно развиты морально — нравственные качества, он периодически будет подвергать опасности жизнь пассажиров из-за агрессивной езды, неоправданному риску и пренебрежительному отношению к водительскому труду.

Не стоит также забывать, что на качество и производительность любого труда влияет удовлетворенность человека своей профессией.

Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональном отборе водителей пассажирского транспорта, необходимо учитывать целый комплекс психофизиологических, психологических и личностных качеств конкурсантов. И применение только медицинского отбора нельзя считать средством для выявления профессиональной пригодности будущих водителей автобусов.

1. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

2. Дятлов, М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии / М. Н. Дятлов, О. А. Мишустин, С. Н. Мишустина, С. Б. Хантимирова // Молодой ученый. — 2014. — № 10.

3. Митраков, В. М. Психолого — акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях. Дисс. канд. психол. наук. Шуя, 2004.

7. Игнатов, Н. А. Человек за рулем. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Транспорт», 1976. 184 с. с ил.

Какими главными качествами должен обладать водитель автобуса

Что формирует водителя? Опыт и мастерство водитель приобретает со временем, но другие качества он должен иметь с самого начала. Это — чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации. Не всякий от рождения наделен терпением, выдержкой или способен сосредоточиться. Но каждый водитель должен заставить себя выработать эти качества как можно скорее. Это не всем одинаково удается. Но все — и новички, и асы должны воспитать в себе водительский характер. Итак, о чертах характера настоящего водителя.

Читать еще:  Что нужно чтобы устроиться водителем

Концентрация внимания (собранность) — это одно из главных по значению качеств при управлении автомобилем. Вы должны быть постоянно собраны при современном напряженном движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься — и риск ошибки многократно возрастает, а ошибка ведет к дорожно-транспортному происшествию. Если вы устали, нездоровы или думаете о чем-то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садиться за руль, а если все же надо ехать, то особо учтите, что ваше время реакции увеличено.

Предвидение (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, т.е. быть готовым изменить курс движения или скорость. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяют нам не попадать в критическую ситуацию.

Выдержка. Очень легко не сдержать себя, например, попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. Но тогда легко попадете в дорожно-транспортное происшествие. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумное поведение других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь «дать урок» этим людям. Лучшим уроком будет ваш хороший пример.

Уверенность — это, конечно, важная черта характера водителя. Новичок, понятно, в себе сначала не уверен, что постепенно проходит. Но хороший водитель не должен быть и самоуверенным. Это ведет к беспечности, к риску и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.

Инерция скорости. Если вдуматься в причины дорожно-транспортных происшествий, то самое общее в них — это трудность быстрой остановки автомобиля, перехода от состояния движения к неподвижности. Возникает антагонизм инерции движения с состоянием покоя (бездействия). Уже доказано, что есть гипноз автострады, где именно быстрое свободное движение рождает желание ехать все быстрее и быстрее. В таких случаях резкая остановка превращается в сверхзадачу и непосильна ни для автомобиля, ни для человека. Об этом говорит опыт многих групповых столкновений на автомагистралях. А между тем в городах при подъезде к перекресткам в момент загорания желтого сигнала светофора возникает именно такая сверхзадача.

Развивая идею о том, что наиболее опасен резкий перепад скоростей на соседних участках, можно будет прийти к общей идее оптимального плавного движения всего потока (особенно в городах и пригородах), в котором процессы торможения будут или минимальны или вообще исключены. Суть этой идеи в том, что основная задача водителя — это постоянное равномерное движение, а не разгоны и торможения. Инерция вождения — самое сильное чувство у водителей. И просто неправомерно требовать от живого человека быстрой остановки, когда он весь увлечен этим порывом вперед. Именно плавное, равномерное движение — главное условие для общей оптимизации движения, повышения его безопасности.

Оптимизация движения по скорости и направлению намечаемой траектории позволяет водителям лучше усваивать все сигналы, знаки и другую информацию, повышать свой опыт, обучаться сложной, высшей «стратегии» городского движения. Плавность вождения — это понятие уже принято в ряде стран. Вводятся даже нормативы плавности вождения (по ускорениям разгона и торможения, поворотам рулевого колеса и т.д.), т.е. важно не просто уметь водить автомобиль, но уметь водить его экономично и безопасно. Для нас это также имеет большое значение. Наблюдения показывают, что даже водители автобусов и троллейбусов часто тормозят слишком резко, беспокоя этим пассажиров. А для водителей автомобилей-такси резкий скрип тормозов обычен, что, кстати, зимой ведет к заносам и авариям. Очевидно, новое понятие плавности весьма полезно и должно скорее войти в учебник для водителей и в правила движения. Вообще именно плавное вождение должно отличать хороших водителей от неумелых.

Квалификация водителей. Квалификация — понятие многогранное и очень объемное. Самым правильным оценочным параметром мастерства управления автомобилем был бы показатель того, сколько каждый водитель совершит дорожно-транспортных происшествий за определенный пробег. Но пока установить такой показатель практически невозможно, так как нет простой методики и аппаратуры для определения потенциальной аварийности водителя. Поэтому может возникнуть вопрос, а следует ли вообще давать оценку квалификации водителей? Ведь каждый имеет свою индивидуальность. Однако можно выделить некоторые группы водителей, главным образом по методам и манере управления автомобилем, и вместе с вами попробовать разобраться, к какой группе вы относитесь. Рекомендуемая классификация приводится совсем не для того, чтобы навешать всем водителям ярлыки. Главное — найти в ней себя, затем проанализировать свои методы управления, постараться исправить свои ошибки.

Группы водителей. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы (прикиньте, к какой группе относитесь вы). Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей (как мне удобно, так и еду). Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по пониманию смысла Правил дорожного движения, чем второй, которые, кстати, почти всегда управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей.

Кроме того, водителей можно классифицировать по методам управления автомобилем и методам (удобству) перевозки пассажиров.

Как видите, характеристик у водителя довольно много. Но в конечном итоге он может и должен оценивать себя по результатам движения. Для того чтобы каждому из вас было легче отыскать себя в многоликом водителе, мы придумали несколько названий, которые ассоциативно связаны с приемами и методами управления. Только убедительно просим вас ни в коем случае не вешайте ярлыков на водителей. Такие названия предназначены лишь для того, чтобы вам было легче отыскать в своих действиях то или иное плохое качество и исправить его.

Профессия — водитель

Истопник на колесах

Водитель управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и при необходимости осуществляет мелкий ремонт. Иногда он выполняет и другие функции, например, помогает при погрузке и разгрузке товаров или принимает с пассажиров плату за проезд. Основные сферы деятельности водителей — это пассажирские и грузовые перевозки (изредка встречаются и другие задачи, например, обкатка новых автомобилей или их перегонка к месту продажи).

Читать еще:  Персональный водитель со знанием английского языка

Они работают как на специализированных автопредприятиях, так и в различных коммерческих и государственных организациях. Поскольку больше половины перевозок людей и грузов осуществляется именно автомобильным транспортом, водители востребованы во всех без исключения отраслях народного хозяйства, эти рабочие места есть даже в морских портах и на метрополитене.

Большинство водителей оформлены на постоянную работу в каких-либо организациях, хотя немало и тех, кто не имеет постоянного места работы, ищет разовые заказы (как правило, такие люди имеют собственный легковой или грузовой автомобиль, или же микроавтобус, на котором и выполняют перевозки).

В крупных городах легко встретить так называемых «бомбил» — водителей с собственными легковыми автомобилями, подрабатывающих частным извозом. Зачастую они работают без какого-либо юридического оформления, на свой страх и риск (соответственно, те, кто пользуется их услугами, тоже делают это на свой страх и риск).

Водителю нужны внимательность, выдержка, быстрота реакции, умение и живать движущиеся объекты. Водители-дальнобойщики должны обладать устойчивостью к однообразию, монотонности, а те, кто работает в условиях интенсивного городского движения, — хорошей переключаемостью внимания.

Профессия противопоказана людям с нарушениями цветового зрения и с нервно-психической неустойчивостью. Специальность традиционно считается преимущественно мужской, хотя каких-либо объективных причин этому нет, женщины при желании могут справляться с ней ничуть не хуже.

Подготовка водителей осуществляется в автошколах, занимает несколько месяцев. Транспортные средства делятся по категориям (мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, тягачи, троллейбусы и т. д.), управление каждой из них требует получения специальных прав. Чаще всего сначала обучаются вождению легкового автомобиля (и получают права категории «В»), а потом проходят дополнительное обучение на транспортных средствах, относящихся к другим группам.

Спрос на водителей превышает предложение, трудоустройство проблем не составляет. Доходы примерно равны средней зарплате в промышленности, от опыта работы зависят сравнительно мало. Относительно больше зарабатывают водители тяжелой строительной техники — бульдозеров, автокранов, экскаваторов и т. п. (для работы на них просто научиться водить автомобиль недостаточно, требуется дополнительная подготовка), коммерческих автобусов, шоферы-дальнобойщики. Нередко работодатели ищут водителя, который сможет работать на собственном автомобиле, в этом случае его зарплата тоже будет выше.

Карьерные перспективы незначительные. Рост профессионального мастерства приводит лишь к небольшому повышению социального и материального статуса (доплаты за стаж работы, за безаварийность и т. п.). Иногда водители, приобретя в собственность несколько транспортных средств, начинают заниматься предпринимательством в сфере перевозок, приглашая на работу других водителей, разыскивая и распределяя между ними заказы.

История профессии водитель

Первую паровую повозку в 1769 году создал французский инженер Никола Жозеф Кюньо. Человека, который управлял повозкой и одновременно топил паровой котел, называли шофером (фр. chauffeur — «истопник») . Эта машина развивала скорость до 7 километров в час. В настоящее время водитель автотранспорта — массовая профессия, так как автомобиль стал незаменим не только во всех отраслях человеческой деятельности — промышленности, торговле, сфере услуг и т. п., — но и в условиях индивидуального бизнеса.

Наименование профессииводитель или шофер
Доминирующий способ мышленияприложение — процедура
Область базовых знаний №1 и их уровеньмеханика, техника, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Область базовых знаний №2 и их уровеньуправление транспортом, уровень 1, низкий (знания получены опытным путем)
Профессиональная областьтранспорт
Межличностное взаимодействиередкое
Доминирующий интересреалистический
Дополнительный интересконвенциональный
Условия работывне помещения, сидячий

Доминирующие виды деятельности профессии водитель:

— осуществление транспортных и пассажирских перевозок;
— эксплуатация, управление автомобилем;
— наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);
— техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);
— регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;
— обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;
— участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности водителя:

СпособностиЛичностные качества, интересы и склонности
— концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности);
— хорошая переключаемость внимания;
— большой объем внимания (то количество явлений, которое человек может замечать одновременно);
— хорошая зрительная память;
— хорошая моторная память;
— хорошая реакция на возможные неожиданные ситуации на дороге;
— высокая помехоустойчивость;
— хорошее пространственное воображение;
— способность контролировать свои эмоции;
— хороший глазомер.
— дисциплинированность;
— находчивость;
— осторожность;
— уравновешенность;
— рассудительность;
— уверенность;
— самообладание;
— выносливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
— невнимательность, рассеянность;
— эмоциональная неустойчивость;
— быстрая психическая утомляемость;
— злоупотребление спиртными напитками;
— недисциплинированность;
— агрессивность.

Медицинские ограничения для водителя:
— дальтонизм (неразличение красного и зеленого цветов),
— слабый вестибулярный аппарат (такого человека легко «укачивает»),
— невнимательность, рассеянность,
— снижение остроты зрения и слуха,
— эмоциональная неустойчивость,
— заболевания опорно-двигательной системы,
— злоупотребление спиртными напитками (наркотическими средствами, т.п.),
— хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (для водителей-«дальнобойщиков»),
— нервно-психические заболевания (эпилепсия и др.).

Области применения профессиональных знаний:
— автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.);
— промышленные предприятия;
— автомобильный спорт;
— работа в отраслях сельского хозяйства;
— частный извоз.

Перспективы карьерного роста

Работая водителем, в дальнейшем можно повышать тарифный разряд до 8-го. При желании можно выбрать высшее образование по специальности «Эксплуатация транспортных средств» и получить диплом бакалавра или магистра техники и технологии.

Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению (в колледже «Московская государственная академия водного транспорта»).

Организация собственного дела

Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и конвенциональный):
— чертежник;
— библиотекарь;
— звукооператор;
— реставратор мебели;
— монтажник.

В Вологодской области профессию «водитель» можно получить в следующих профессиональных учебных заведениях:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector