Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биолог в кдл это медицинская специальность

Биолог в кдл это медицинская специальность

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 июня 2003 года N 15-12/267

О врачах клинической лабораторной диагностики

Департамент профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении проанализировал обращения руководителей учреждений здравоохранения и специалистов, касающиеся вопроса занятия медицинской деятельностью в клинико-диагностических лабораториях учреждений здравоохранения.

Несмотря на статью 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приказ Минздрава России от 25.12.97 N 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» руководители учреждений здравоохранения на должности врачей клинической лабораторной диагностики продолжают принимать лиц, не получивших высшего медицинского образования, а образовательные учреждения — выдают сертификаты специалиста, проведя одно-двухмесячный цикл повышения квалификации.

Использование на врачебных должностях в клинико-диагностических лабораториях специалистов, не получивших необходимого высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, не решает проблем качества клинических лабораторных исследований.

В соответствии с действующей «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения», утвержденной приказом Минздрава России от 24.04.2003 N 160 (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2003, регистрационный N 4589) в лабораториях учреждений здравоохранения могут вводиться следующие должности (в зависимости от вида лабораторных исследований, производимых в лаборатории): врач-лабораторный миколог, врач-лаборант-генетик, врач клинической лабораторной диагностики, врач-лаборант, врач-бактериолог, биолог.

Врачебные должности могут замещать лица, выполнившие государственные образовательные стандарты по одной из специальностей («040100 лечебное дело», «040200 педиатрия», «040300 медико-профилактическое дело», «040400 стоматология», «040800 медицинская биохимия»), окончившие интернатуру, клиническую ординатуру или аспирантуру по соответствующей специальности, а также врачи-специалисты, имеющие послевузовское образование по другим врачебным специальностям и прошедшие профессиональную переподготовку по клинической лабораторной диагностике, лабораторной микологии, лабораторной генетике или бактериологии.

Кроме того, врачебные должности в клинико-диагностических лабораториях могут замещаться лицами, допущенными к работе в этих должностях в ранее установленном порядке (приложение).

Для лиц с высшим профессиональным образованием по специальности «биология» руководитель учреждения здравоохранения может ввести должность биолога, определив функциональные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой этого специалиста, утвержденной приказом Минздрава России от 25.12.97 N 380.

Специалисты, замещающие в лабораторных подразделениях учреждений здравоохранения должности врачей и биологов, не реже 1 раза в 5 лет должны проходить циклы повышения квалификации, а также могут получить квалификационную категорию по соответствующей специальности.

Письмо от 03.10.2000 N 15-12/453 «О порядке допуска специалистов к работе в клинико-диагностических лабораториях» не применять.

Руководитель
Департамента профессиональной
подготовки и развития кадровых ресурсов
С.Б.Шевченко

Приложение. Перечень врачебных должностей в лабораториях учреждений здравоохранения, которые могли замещать до определенного срока специалисты, не имеющие высшего медицинского образования

Приложение
к письму Минздрава РФ
от 10 июня 2003 года N 15-12/267

Наименование специальности по диплому

Наименование должностей в лабораториях учреждений здравоохранения

До какого срока были допущены

На основании какого нормативного правового документа были допущены

Лабораторная медицина: новый подход к подготовке кадров

Учитывая официальную статистику Минздрава РФ и прибавив к ней данные по ведомственным и коммерческим медучреждениям, можно подсчитать, что в общей сложности в России выполняется порядка 6 млрд клинических лабораторных исследований в год. В то же время количество врачей, специализирующихся на этом виде диагностики, постоянно уменьшается. О том, как решаются вопросы, касающиеся подготовки специалистов для клинико-диагностических лабораторий (КДЛ), рассказал заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики РМАПО, д-р мед. наук, профессор Владимир Владимирович Долгов.

– Как преобразились лаборатории в связи с большими нагрузками?

– В связи с тем, что при стремительном росте объемов лабораторных исследований в нашей стране неуклонно снижается численность КДЛ. В связи с этим неизбежно встают вопросы их централизации, автоматизации и специализации. Из-за большой нагрузки возникает потребность внедрения более производительных технологий. В результате этого современные лаборатории приобретают характер производства.

– Какие возникают сложности при подготовке специалистов КДЛ?

– Практика показывает, что в последнее время в лабораториях увеличивается число биологов (не только выпускников университетов и других немедицинских учреждений, но и закончивших медико-биологические факультеты). В связи с этим вокруг сертификата специалиста, который официально позволяет работать биологам в КДЛ, в последнее время разыгрываются немалые страсти. Фактически в последние годы этот документ превратился в тормоз, ограничивающий выполнение лабораторных исследований в РФ. В последнее время его не продлевали даже специалистам высшей категории, которые ранее несколько раз подтверждали сертификат специалиста. При этом чиновников не интересовали реальные знания и умения человека. Никакие резолюции и обращения профессиональных сообществ ранее значения не имели. Но, по-видимому, массовые недовольства и несогласие с таким положением дел все же оказали влияние на решение этой проблемы. И в феврале 2013 г. руководителям образовательных учреждений и научных организаций, осуществляющих подготовку по программам дополнительного профессионального образования, было разослано письмо Минздрава РФ (1,2), в котором указывалось, что медицинским работником может быть и специалист без медобразования. Таким образом, на основании этого официального документа страсти вокруг сертификата прекратились: биолог с 5-летним стажем, прошедший соответствующую переподготовку, имеет право работать по медицинской специальности. Данное письмо определило алгоритм дальнейший деятельности РМАПО.

Читать еще:  Дать определение водитель

– Ощутима ли разница в уровне подготовки врача и специалиста без медицинского образования?

– При проведении первичной переподготовки (и биологов, и медиков) на кафедре клинической лабораторной диагностики РМАПО мы отмечаем, что интерес к деятельности лаборатории гораздо чаще присутствует среди врачей.

Если рассмотреть вопрос работы биолога в КДЛ с профессиональной точки зрения, то на практике мы видим массу положительных примеров, когда высококвалифицированные специалисты в этой области продуктивно работают рука об руку с клиницистами. Но присутствуют и издержки: формальное отношение к результатам своей деятельности, некоторое отдаление биологов от сотрудничества с врачами клинических специальностей.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно: во-первых, ограничить аналитическую составляющую работы биолога в КДЛ; во-вторых, вести целевую подготовку биолога для работы в здравоохранении (по специальности «клиническая лабораторная диагностика»); в-третьих, изменить систему аттестации специалистов (аттестующий должен брать на себя ответственность за работу биолога в здравоохранении).

Университеты имеют право специализировать выпускника по любому направлению на базе системы (бакалавр, магистр). В то же время в системе здравоохранения есть собственная системы среднего специального и высшего образования. По ведомственной подчиненности медицинские вузы у нас относятся к Министерству здравоохранения, а университеты – к высшей школе, Министерству образования. Поэтому подготовка биологов для работы в учреждениях здравоохранения – межведомственный вопрос и не обойтись без обращения к совету ректоров или других межотраслевых институтов. Примеры таких решений есть и они достаточно успешные.

– Полностью ли решен вопрос аттестации специалистов КДЛ?

– Систему аттестации специалистов сейчас необходимо в корне изменить. Видимо, на определенном этапе было необходимо строгое администрирование допуска к работе исключительно по диплому. В первую очередь это касалось подготовки в области аналитики. У выпускников медицинских вузов и медико-биологических факультетов университетов она предусмотрена.

Мы считаем, что необходимо усилить профессиональную аттестацию всех выпускников. Ее должны проводить профессионально подготовленные специалисты в рамках профессиональных организаций. Это вопрос непростой, но из-за потребности в квалифицированных кадрах его необходимо решать.

Сложился определенный стереотип, что медик в КДЛ должен знать все звенья и нести ответственность за весь лабораторный цикл: преаналитику, аналитику, постаналитику.

Согласно приказу Минздрава РФ (№ 380 от 25 декабря 1997 г.) врач-диагност 70% рабочего времени обязан заниматься аналитикой. Но в последнее время мы часто говорим о том, что он не должен забывать и о других важных аспектах, в частности консультировать коллег различных клинических специальностей. Правда, далеко не все клиницисты хотят, чтобы их консультировали. В свою очередь, не всегда врачи-диагносты способны правильно толковать результаты исследований.

Реальный путь оптимизировать работу – увеличить количественную и качественную подготовку всех врачей в медвузах по вопросам лабораторных исследований.

– Насколько реально открывать во всех вузах кафедры клинической лабораторной диагностики?

– Необходимо хотя бы шире включать вопросы лабораторных исследований в программы теоретических и клинических кафедр медицинских вузов. Врачи должны сами хорошо разбираться в тех анализах, которые включены в медицинские стандарты.

В настоящее время в образовательные программы целесообразно ввести отдельный предмет «клиническая лабораторная диагностика». И не только на медико-биологическом и медико-профилактическом (как сейчас), но и на лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах. В настоящее время в образовательные стандарты на этих факультетах введены такие специальности, как, например, клиническая патофизиология, клиническая иммунология. По сути – это и есть клиническая лабораторная диагностика.

Мы должны консолидировать все усилия, чтобы поднять престиж врача КДЛ: организовать работу так, чтобы лабораторные исследования реально влияли на лечение пациентов.

В последнее время мы достаточно часто говорим о параклинике. В ее рамки порой загоняют и лабораторную диагностику, а к клиническим специальностям относятся только те, которые имеют стандарты оказания медицинской помощи.

В предшествующие годы нам удалось много сделать, чтобы закрепить нашу специальность как научную дисциплину. Мы открыли несколько диссертационных советов. Правда, в настоящее время все они находятся под большой угрозой закрытия из-за недозагруженности. В связи с этим мы приняли решение, что впредь не будем разрешать членам нашего совета быть введенными в другие советы. Защищаться по специальности «клиническая лабораторная диагностика» можно будет только на профильном совете.

В последнее время за рубежом предлагают унифицировать эту специальность, называя ее «лабораторная медицина». Для гармонизации с зарубежными странами мы теперь называемся по-новому: «Общество лабораторной медицины».

– Что должен знать и уметь врач КДЛ?

– Врач КДЛ должен делать все то, что ему предписано должностными обязанностями, т.е. организовывать и участвовать в деятельности КДЛ как клинического подразделения ЛПУ. Наша специальность комплексная, в ее состав входят следующие субдисциплины: общеклинические исследования, лабораторная гематология, клиническая биохимия, лабораторная иммунология, изосерология, лабораторная токсикология, цитология, молекулярная биология, коагулология.

Читать еще:  Где можно учиться на водителя

Но лабораторная медицина вмещает не только вышеперечисленные направления, но и бактериологию, вирусологию, лабораторную микологию, паразитологию, лабораторную генетику. Врач клинической лабораторной диагностики должен владеть знаниями по всем этим направлениям.

– Наверное, этого добиться чрезвычайно сложно?

– Представьте, что в ординатуре мы должны ознакомить молодых специалистов со всеми этими разделами. Интернатура – это все те же вопросы, только для этого требуется в 2 раза меньше времени. Профессиональная переподготовка – это те же самые субдисциплины, но только 1/8 от времени обучения в ординатуре. Общее усовершенствование (в течение 1 месяца), после которого врач КДЛ подтверждает сертификат специалиста – все то же самое в полном объеме, только за 1/32 количество времени от часов ординатуры.

Учитывая, что каждая из дисциплин, входящих в клиническую лабораторную диагностику, очень быстро и интенсивно развивается, такой подход в корне не верный. И владеть всеми этими дисциплинами в рамках одной специальности практически невозможно. Преподавать все разделы за месяц тоже невозможно. И в тоже время делить клиническую лабораторную диагностику на субдисциплины, как отдельные медицинские специальности, тоже – тупиковый путь.

– В таком случае как же строить образовательные программы?

– Недавно Госдумой принят новый закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.), одобренный Советом Федерации, который ставит перед нами основную задачу готовить – высококвалифицированных специалистов. И требования к этой подготовке следующие: данный документ провозглашает модульное освоение специальности (аттестация идет так же, по модульному принципу): «Освоил модуль – аттестован по этому модулю – можешь работать в пределах этого модуля». Закон не препятствует обучению как очному, так и заочному, интерактивному, дробному, без отрыва от производства.

Допустим, уже во время учебы в ординатуре врач может осваивать общеклинические исследования. Когда он сдает этот раздел, то приобретает право быть специалистом клинической лабораторной диагностики, выполняя исследования именно по данному разделу.

Введение системы аккредитации предполагается с 2016 года. Наиболее вероятно, что по специальности «клиническая лабораторная диагностика» будут введены следующие модули: субдисциплины, высокотехнологичные исследования, новые технологии. И тогда специалисты уже не будут проходить общее усовершенствование, по сути, периодически повторяя одно и то же, а каждый раз будут осваивать новые модули, закладывая новые знания и навыки в свой профессиональный багаж.

Профстандарт: 02.032

Специалист в области клинической лабораторной диагностики

02.032

Специалист в области клинической лабораторной диагностики

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 апреля 2018 года,
регистрационный N 50603

Профессиональный стандарт «Специалист в области клинической лабораторной диагностики»

I. Общие сведения

_______________
Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Химик-эксперт медицинской организации

высшее образование — специалитет или магистратура по одной из специальностей: «Биология», «Физиология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология»

Химик-эксперт медицинской организации:

высшее образование — специалитет или магистратура по одной из специальностей: «Биология», «Химия», «Фармация»

высшее (немедицинское) образование для специалистов, принятых на должность до 1 октября 1999 года

Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в соответствии с направлением профессиональной деятельности

Удостоверение о повышении квалификации для биологов, химиков-экспертов медицинской организации, врачей-лаборантов и (или) свидетельство об аккредитации специалиста

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

— дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации);

— формирование профессиональных навыков через наставничество;

— использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

— тренинги в симуляционных центрах;

— участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах

Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами

Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативных актов, документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

_______________
Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

Читать еще:  Что делает водитель погрузчика

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986; 2015, N 29, ст.4356).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2010, N 52, ст.7002; 2012, N 14, ст.1553; 2015, N 1, ст.42, N 29, ст.4363).

Статьи 13 и 71 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 27, ст.3477 N 30, ст.4038; N 48, ст.6165; 2014, N 23, ст.2930; 2015, N 14, ст.2018; N 29, ст.4356).

Профстандарт «Специалист КЛД»

Утвержден новый профстандарт специалиста в области клинической лабораторной диагностики (Приказ Минтруда от 14 марта 2018 № 145н).

Согласно профстандарту данная специальность распределена между тремя группами:

  • Руководители служб,
  • Врачи-специалисты,
  • Специалисты здравоохранения, не вошедшие в другие группы

При этом выделены 3 обобщённые трудовые функции, распределённые между специалистами двух уровней квалификации:

Специалист клинической лабораторной диагностики — 7 уровня выполняет работы третьей категории сложности

  • Выполнять клинические лабораторные (КЛ) исследования 3 категории сложности,
  • Контролировать качество КЛ исследований третей категории сложности на всех этапах исследований,
  • Осваивать и внедрять новые методы проведения КЛ исследований и медизделий для диагностики in vitro,
  • Проводить внутрилабораторную валидизацию исследований,
  • Вести документацию и организовывать работу подчинённого персонала.

Врач КЛД — 8 уровня квалификации для работы четвертой категории сложности

  • Проводить клинические лабораторные исследования 4 категории сложности,
  • Проводить консультации медработников и пациентов,
  • Вести организационно-методическую работу,
  • Формулировать заключения по результатам КЛД соответствующей категории сложности,
  • Оказывать экстренную медицинскую помощь

Руководитель клинической лаборатории – специалист 8-го уровня квалификации

  • Проводить оценку и анализ работы лаборатории,
  • Управлять материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами,
  • Управлять системой качества,
  • Оказывать экстренную медицинскую помощь

Требования к уровню образования специалистов в сфере КЛД 7-го уровня квалификации

Данные медработники могут занимать следующие должности:

  • Биолог,
  • Химик-эксперт медицинской организации,
  • Врач-лаборант (согласно Приказу Минздрава от 20.12.2012 № 1183 «Номенклатура должностей…»).

Для биологов необходимо иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлениям:

  • Биология
  • Биохимия,
  • Физиология,
  • Биофизика,
  • Генетика,
  • Микробиология.

Химику-эксперту нужно иметь высшее образование по направлениям:

Врачу-лаборанту, согласно Приказу Минздравсоцразвития № 541н («Единый квалификационный справочник…») от 23 июля 2010 года , разрешено иметь высшее немедицинское образование, но при условии, что данный работник принят на должность до 1 октября 1999 года.

Нужны ли химикам, биологам медицинские сертификаты КЛД?

Какое образование должен иметь врач КЛД – 8-го уровня квалификации

Врачи клинической лабораторной диагностики могут заниматься профессиональной деятельностью после получения специализации:

1 способ : иметь высшее медицинское образование по направлениям:

  • Лечебное дело
  • Педиатрия
  • Стоматология
  • Медико-профилактическое дело
  • Медицинская биохимия
  • Фармация

после подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»

2 способ: пройти курсы профессиональной переподготовки (для специалистов, имеющих подготовку в интернатуре и ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина») — согласно Приказу Минздрава от 15 июня 2017 года N 328н.

Обратите внимание, что с 1 января 2019 года специалисты, не успевшие завершить обучение на курсах переподготовки до конца 2018 года, будут проходить аккредитацию, вместо получения сертификата .

3 способ : Иметь высшее образование «Медицинская биохимия» (с 2017 года).

Требования к руководителям клинической лаборатории

Для замещения должности руководителя, необходимо иметь стаж работы 3 года. А также он должен иметь сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье»

Ознакомьтесь с учебной программой профессиональной переподготовки по направлению » Организация здравоохранения и общественное здоровье«.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector