Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Творческая работа что это такое

Творческие профессии

Современный городской человек все чаще жалуется на рутинность его работы и хочет, чтобы работа его была хоть немного творческой. И часто они заглядываются на традиционно творческие профессии, в которых рисуют, снимают, танцуют и музицируют. Тут я должна заметить, что творчество стоит понимать шире: любая деятельность, в которой вы что-либо создаёте по-своему — есть творческая деятельность. Даже если вы не создали продукт, а создали метод, способ, подход. И всё это возможно и в нетворческих профессиях. И в этом смысле, нет профессий, в которых не было бы места творчеству.

Я называю творческим такого человека, который жаждет творчества и творит.

Но какую профессию выбрать творческому человеку — зависит от того, с каким материалом он бы хотел работать: со словом, с деревом, со звуками, с едой, с одеждой или чем-то другим.

Список творческих профессий

  • дизайнер, художник, скульптор
  • музыкант, композитор, хормейстер, дирижёр, певец
  • режиссер
  • актер
  • хореограф, танцовщик
  • фотограф, кинооператор
  • звукорежиссер
  • писатель, поэт, сценарист, журналист

Я бы все же добавила к этим креативным профессиям список таких профессий, как программист, инженер, ученый-естественник, психотерапевт, маркетолог, продавец. Эти специалисты работают творчески и добиваются результата, которого мир не видывал до сих пор! Но эти профессии традиционно не считаются творческими и не входят в список творческих профессий.

Выбор творческой профессии

Выбор творческой профессии — нередко болезненное дело для семьи творческого подростка.

Творческие профессии, будучи очень привлекательными для школьников и взрослых, все же их и настораживают и даже отталкивают.

Чем же они пугают людей? Тем, что «для них нужен талант» и » вдохновение» (а где же его взять вдохновение-то — сетуют сами подростки?) и еще тем, что «ими не заработаешь».

Талант

Да, талант нужен, но на одном таланте не уедешь далеко. Нужно же научиться чему-то, что ты потом будешь продавать: рисовать, играть на музыкальном инструменте и прочее. А это труды — ежедневные и тяжкие. Не каждый талант проходит эти годы учёбы, как не всякая мука превращается в хлеб. А кто позволит себе годы труда, тот и состоится как творец. И так хорошо состоится, так хорошо станет рисовать или танцевать, что люди-то скажут: ну, конечно, ведь это талант!

Некоторые мудрые люди даже считают, что если таланта нет, то трудолюбие восполнит этот пробел.

Над этим утверждением стоит задуматься.

Но если вы взялись учиться чему-то творческому и вам стало невыносимо лень и вы видите, что вы не продвигаетесь нисколечко — наверно, стоит что-то изменить (график учебы, учителя, школу и еще что-то) прежде, чем бросить учебу.

Вдохновение

Писатель Владимир Войнович сказал: Какое вдохновение! Просто сажусь и пишу. Работа есть работа.

Дмитрий Пригов, оставивший после себя много бесценного текста, жил по правилу: утром четыре часа пишу, после обеда четыре часа рисую. Он и художником был, но больше известен как очень хороший писатель.

Композитор Чайковский тоже не ждал вдохновения. Просто работал: с утра садился за рояль. Именно поэтому его творческое наследие так велико. Творческая работа это работа. Внутри этого процесса может быть и полет, и мучения.

Ну, и Альберт Энштейн на себе почувствовал, что гений это 99 процентов пота.

Случается, что человеку самому творить бы не хотелось, но ему хотелось бы постоянно находиться в творческой среде: тут движение и интересные люди.

Нередко подросток сам не понимает про себя, какую творческую профессию выбрать и не учитывает, что есть и около творческие профессии:

Про заработки в творческих профессиях

Выбирая около-творческую или творческую специальность, думать про заработки это естественно, это не стыдно.

Что можно сказать про заработки у художников, актеров и дизайнеров?

Можно сказать твёрдо, что их заработки могут быть сопоставимы с зарплатами учителей и врачей (в Москве — 70 000–80 000) и очень зависят от того, сколько работаешь и насколько ценным являешься. Некоторые, но не все, зарабатывают фантастически много. Например, один съемочный день актера может стоить 600 000 рублей.

Зарплата концепт-художника составляет 80 000–120 000 рублей. Такова зарплата любого рядового графического дизайнера.

От творца требуется интересный продукт (текст, фильм, песня, мелодия, ювелирное украшение, картина). Какого качества продукт и сколько его — такая будет и зарплата.

Стоит заметить, что оценка труда творческого специалиста очень субъективна (кому-то понравится, а кому-то нет). Кроме денег, награда творцу — само творчество, сам поиск, само движение в неведомое. Зачем это нужно ему? Он не может не творить и всё. Ну, а если кто может не творить — пусть не творит.

Про востребованность и про будущее

Творческие профессии всегда будут существовать, потому что люди в силу своей природы всегда будут ходить в театр, кино и на концерты, читать книги и смотреть видеоматериалы — даже если всё это уйдёт в интернет — по сути ничего не поменяется: набор специалистов останется прежним: оператор, звукорежиссер, композитор, видеохудожник, видеомонтажер, моушн-дизайнер, сценарист и так далее. Роботы вместо них работать не смогут, они смогут лишь помогать.

Творческих профессий становится все больше. Почему? Потому что творческий процесс требует разделения труда. Например, графические дизайнеры подразделились на визуализаторов, концепт-артистов, моушн-дизайнеров, мепперов, и так далее.

Как понять, что ты человек творческий?

Жизнь с самого раннего возраста ребенку дает возможности действовать с предметами: карандашами рисовать, из кубиков складывать, шить, готовить, что-нибудь улучшать.

Родители должны наблюдать за проявлениями растущего человека: что нравится ему, от чего загораются его глаза, что у него получается.

Если что-то ребенок проделал по своему усмотрению, создал не по шаблону — цените сам факт творчества, даже если лично вы не в восторге. В младшем возрасте дети очень творчески настроены. Не отбивайте у них охоту творить. Напротив — всячески поддерживайте усилия и интерес, но не принуждайте к дальнейшим шагам.

И вот вы взрослый человек — оглянитесь в прошлое. Вы можете сказать себе: да, мои руки все время заняты делом, моя голова все время что-то изобретает и выдумывает. Если это так — то вы человек творческий, даже если вы не рисуете, не поете и не танцуете, не пишете стихов.

Повторяю, что творческий жар и пыл могут найти применение в бизнесе, в маркетинге, инженерии, в выпекании пирогов. А уж с чем именно вам захочется постоянно иметь дело — с мясом и пирогами, с проводочками и железячками или причёсочками. Сами решайте. Или идите ко мне на консультацию.

Творческий кризис

Добавлю: творческие, уже состоявшиеся люди — они всегда особого склада люди, и я рекомендую специальный и индивидуальный семинар с философом, психотерапевтом и композитором Ричардасом Норвила. Будучи творцом и философом, психотерапевтом он будет наилучшим собеседником для вас, если вы находитесь в творческом кризисе.

Статья «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Творческая работа педагога-организатора

«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Николай Алексеевич Островский

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерны использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

В настоящее время в современной школе от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Педагог, работающий в качестве организатора, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким, педагоги — организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм организации досуга, т. е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий .

Организация культурно-досуговой деятельности учащихся – главная задача педагога-организатора. Эта должность требует особого творческого подхода, учитывающего особенности детей. Педагог-организатор выполняет целый ряд функций, позволяющих разнообразить и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, обеспечить полноценную досуговую деятельность учащихся. Такая должность требует особых качеств: организаторских способностей, умения работать детьми, наличия эстетического вкуса, коммуникабельности, психологической устойчивости, ораторских способностей и, конечно же, любви к детям.

Читать еще:  Опыт работы что написать

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата, ведь в ся работа педагога-организатора направлена на организацию досуга лицеистов, проведения всех лицейских праздников. Дополнительно в обязанности данного специалиста входит организация экскурсий, планирование деятельности на базе лицея внеклассных занятий: секций и кружков, создавая интересную постановку с привлечением наиболее артистичных и творчески одаренных лицеистов. Среди личных качеств важно отметить моральную устойчивость и ответственность.

Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные, пути и способы решения проблемы путем творческого воображения.

«Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс».

Ведь творчество процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора , не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества педагог-организатор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.

Работа педагога-организатора творческая, требующая ответственности, тщательной продуманности и отменных организационных способностей. Наладив контакт с детьми, правильно поставив перед ними задачу, можно получить превосходный результат проведения всех праздников, что является профессиональными качествами педагога.

К профессионально важным качествам педагога-организатора относятся:

Творческая работа
статья на тему

Новые возможеости в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
tvorcheskaya_rabota_okonchat.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Новые возможности для творчества в образовательном процессе .

«…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс …

В котором осуществляется взаимосвязь личности и мира».

Новые возможности для творчества в образовании? Сегодня это не пустые слова. В условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования новые возможности для реализации творческих способностей, как педагогов, так и учеников значительно расширились. Этот процесс оказывает благотворное влияние на развитие детей, которые обучаются по адаптивным программам. В своей работе я хочу остановиться именно на этой категории учащихся, так как являюсь классным руководителем такого класса.

В СССР в школьной системе присутствовал консерватизм, по отношению к детям, отстающим в развитии. Ребенок с организацией обучения по адаптивным образовательным программам (как раньше называли, коррекционного класса) считался «второсортным» человеком. Пренебрежительное отношение к таким детям чувствовалось в значительной степени. Педагог просто не мог развивать творческие способности таких ребят. Такого ребенка необходимо было «натаскать» на сдачу экзаменов и отправить в Профессиональное Техническое Училище.

Возможно, я утрирую ситуацию, которая сложилась по отношению к детям с отставанием в развитии в доперистроичной России. Но фразу: «Не можешь усвоить материал, иди в 33 школу г.Ставрополя» помню даже я (хотя училась в постсовецкое время). Детей запугивали классами коррекции, как будто это преступление.

А разве ребенок виноват, что не может усвоить материал? Не по своей воле, а в силу физической неспособности, он не в состоянии ответить на вопрос!

Ситуация стала меняться недавно, улучшилась она с внедрением ФГОС . Теперь мы знаем, что каждый такой ребенок уникален. У него множество глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода. Если этого выхода нет, то появляется неуверенность в себе, своих силах, неспособность, а порой и нежелание понять учебный предмет.

Для нас, молодых учителей, которые только осваивают азы педагогического мастерства, постичь мир ребенка с отставанием в развитии — трудоемкий процесс. Этим ребятам необходимы «особые» формы работы, которые побуждали бы их к творчеству.

С.Т. Шацкий говорил: «Потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка».

Увлекательное обучение для самой сложной категории детей обеспечивает формирование предпосылок для достижения эффективного результата в развитии.

Интересные, нестандартные уроки, которые побуждают ученика «творить, а не вытворять», не всегда получаются. Ведь не секрет — привлечь ребенка с ослабленной памятью, мышлением к деятельности на уроке значительно сложнее, чем ребенка усидчивого, волевого. Сейчас в современной школе очень многое делается для детей с ослабленным мышлением. Школа стремится к развитию важнейших качеств личности у этих ребят: инициативности, способности нестандартно мыслить. Если мы изучим «Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС», то обнаружим, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди (и не важно какой диагноз стоит в справки ПМПК), которые могут:

  1. обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание;
  2. анализировать свои действия;
  3. быть способными к сотрудничеству;
  4. самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

Выполнить требования ФГОС и не развивать творческие способности учащихся и педагогов невозможно. Теперь у молодого учителя есть возможность: воспитывать и обучать, не калечить, а исцелять. В школе, где обучение осуществляется по адаптивной образовательной программе, необходимыми становятся не сами знания, а творчество ребят и педагогов. Не говорю забыть о обучающих целях, они присутствуют , и не менее важны, чем воспитательные, но теперь педагог передает не только теоретический материал, но и свой опыт, виденье мира. В такой ситуации необходимо сотворчество ученика и учителя. Творчество учителя без воздействия на учеников не имеет смысла. Современный урок (особенно в классе с адаптивной программой) рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель. Такое учебное занятие учит анализировать, обобщать личный опыт. На современном уроке всегда должен присутствовать дух творчества, поиска. Самостоятельно осуществить этот поиск невозможно. Нужен коллектив высококлассных педагогов.

Мне повезло: я работаю в среде мудрых и опытных учителей, готовых оказать помощь в любой ситуации. Сотрудники МБОУ лицея №38 могут дать полезный методический совет в творческом поиске путей решения проблемы в классах с организацией обучения по адаптивным образовательным программам .

Наши ученики — замечательные, подвижные, но они не имеют достаточного уровня развития, необходимого для запоминания и восприятия материала. У них не сформирована учебная мотивация, на низком уровне познавательная деятельность, ограничен словарный запас, узок кругозор. В таком детском коллективе очень тяжело даются уроки нового материала и закрепления, проводимые в традиционной форме. Сегодня почти каждый учитель, работающий в классах с адаптивной программой, сталкивается с вопросом: «Какой урок эффективнее: традиционный (мел и доска в помощь) или урок, на котором есть творчество детей и учителя (с помощью игровых технологий)?» Конечно же, это очень сложный и противоречивый вопрос, в котором мы пытаемся разобраться на всевозможных тренингах, семинарах и курсах повышения квалификации. Система коррекционно-развивающего обучения в МБОУ лицее №38 — это, прежде всего, форма дифференцированного образования, позволяющая своевременно помочь детям с трудностями в обучении, используя творческие способности самих воспитанников.

На занятиях с ребятами, имеющими проблемы соматического и нервно-психического развития, педагоги подбирают такую ситуацию, при которой учащиеся были бы заняты интересной работой: искали ответы на важные вопросы, играли, спорили, разрабатывали сценарии.

Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования — это не знания, а действия».

Основная особенность деятельности детей на уроках заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности и творчества. Учитель лишь направляет эту работу. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Если мы обратимся к Новому Образовательному Стандарту, то обнаружим, что системно-деятельностный подход, положенный в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, предполагает:

1. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

2.Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Всем известно, что дети с трудностями в обучении — фантазеры и актеры. Особенности эти заложены от природы. Как развить то, что дано природой? Как не загубить, а помочь раскрыть его способности? Чаще всего именно такие дети обладают талантами, которые скрыты от взгляда учителей и родителей.

На своем уроке мы применяем такие приёмы для активизации деятельности учащихся: чтение по ролям, этюд, инсценировка, театральная игра. Театральная педагогика создает деятельность, которая позволяет создать эмоциональный контакт, взаимное доверие и творческую атмосферу. Способствует творчеству на уроках технология игры, главная задача которой помочь ребенку не только усвоить материал, но и осознать себя частью социума. Одним из видов социализирующей игры, в деятельностной педагогике, является этюд — сценическое упражнение импровизационного характера. Оно служит развитию и совершенствованию техники актёрского искусства . Одиночный и парный этюд мы применяем чаще всего во внеурочное время, а групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели, — на уроках литературы. Примером группового этюда является инсценировка. В инсценировку входят различные упражнения: чтение по ролям, эмоциональное чтение, пантомима. Именно с этих упражнений учащиеся и мы познаем театральную педагогику. Но как может педагог, не знающий сценического искусства, проводить такие уроки?

Необходимо быть творческим человеком, чтобы открывать новые приемы и методы обучения. Приведу пример.

Сначала мы читаем рассказ по ролям и осознаем его. Театрализация всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Стараемся сделать так, чтобы неуспешный ребенок осознал свою принадлежность к театральному действу. В процессе инсценировки необходимо, несомненно, не просто дать ребенку роль, но и возможность самому выбрать стиль игры. Важно посеять в ребенке мысль, что он может быть значимым. Ведь для того, чтобы общество могло в своем развитии продвигаться вперед, ему нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.

Роль творчества учителя на уроках — постоянно поддерживать в ребенке желание работать, используя для этого современные, новые и эффективные методы и приемы.

Актуальность ФГОС в образовательном процессе заключается в том, что учение доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия.

Элементы поиска и театрализации — одни из самых популярных методов работы. Их используют многие учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Театрализация направлена на достижения высокого уровня развития, формирование устойчивых предпосылок для развития ребят с ограниченными возможностями здоровья. Особенно на уроках литературы. Здесь пространство для творчества огромно. Всегда можно организовать «микро-спектакль», в котором «играют все», даже самые «неяркие» ребята. Проигрывание различных сценок создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Вообще, мы считаем, что урок литературы тесно связан с театром. Это два вида искусства, общей единицей которых является слово. Сопоставление различных текстов произведений с театральным изображением усиливает эмоциональный анализ художественного произведения. Показ театрализованных сцен на уроках является одним из основных пунктов реализации межпредметных связей. Театральное творчество учителя на уроках помогает сохранить в памяти учащегося яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как пережитое лучше запоминается. Вся эта деятельность помогает формировать у учащихся активное, самостоятельное, творческое мышление. Благодаря творчеству у учителя появляется возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои творческие умения. Подобные уроки дают мотивацию для размышления ребят. Их творческая работа не заканчивается со звонком — ребята еще долго обсуждают героев, выйдя из образов, формируя свои собственные суждения. Уроки с элементами театральной педагогики: инсценировками, ролевыми играми, этюдами, пантомимами воспринимаются учениками с трудностями в обучении доброжелательно. Нельзя не заметить рост интереса у таких ребят к искусству, культуре, литературе.

Таким образом, выполняя требования ФГОС на уроках в классах с организацией обучения по адаптивным образовательным программам, мы наблюдаем за теми изменениями, которые возникают в среде учащихся: у них возникает новое «я» — актера, созидателя, режиссера, творца. Внедрение ФГОС на уроках создает благоприятную среду для творчества не только учащихся, но и самого педагога. ФГОС значительно расширяет пространство для сотворчества учащегося и педагога.

Ребенок с отставанием в развитии больше не чувствует себя лишим, отвергнутым, он «звезда», актер, режиссер. Запомнить несколько строчек стихотворения – для него уже успех, а участие учителя в процессе творчества, только «подогревает» благоприятный настрой. Ученику хочется ходить в школу. Он любит своих учителей, уважает одноклассников, занят после уроков. Ему есть о чем поговорить с одноклассниками. Он больше не изгой, а полноценная личность.

А не это ли самое главное в процессе обучения детей с отставании в развитии? Не так ли.

Что такое творчество

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество — это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:

Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.

Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.

Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:

Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector