Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое нужно образование чтобы работать в школе

Поменять профессию и стать школьным учителем. Что для этого нужно?

Иногда человек ошибается, в том числе и с выбором жизненного пути. Обычно с этой ошибкой можно что-то сделать: уйти в нужную сферу труда без нужного образования и учиться всему на практике; получить второе высшее и потом уже пойти на новую работу; оставить все как есть и всю жизнь сокрушаться о профессии своей мечты. В нашей статье обсудим именно второй вариант: как переподготовиться на новую работу. В данном случае – работу учителя.

Легко ошибиться с профессией. Ведь как задумано в системе образования? В 16–17 лет нужно выбрать вектор всего жизненного пути. Разве реально сделать осознанный выбор в таком возрасте, практически не имея жизненного опыта? Многие действуют наугад: мол, пересижу в вузе 4–7 лет, получу какую-никакую специальность и диплом о высшем образовании, а дальше буду действовать по обстоятельствам. При таком подходе издержки неизбежны. Достаточно вспомнить, как мало вузовских выпускников работает по своей прямой специальности: или трудятся в смежной области, или вообще в профессии, которая ничего общего с полученным дипломом не имеет.

Одних ситуация устраивает, другие задумываются о том, чтобы поле деятельности сменить. Допустим, вы себя узнали во второй категории. И допустим, что уйти с нынешней работы вы хотите не абы куда, а в школу. Что делать в этом случае? Все зависит от уже имеющегося у вас образования.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные.

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру.

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Вариант 1: высшее образование

Самый затратный по времени и деньгам, но самый надежный способ переподготовиться на учителя – получить высшее педагогическое образование.

Сделать это можно в любом педвузе. В соответствии со ст. 69 закона об образовании после бакалавриата разрешено подавать документы в магистратуру любого вуза, в том числе и по другой специальности. Никто не мешает перевестись в педагогический. Московский педагогический государственный университет предлагает программы второго высшего для обладателей дипломов бакалавра и магистра. Учиться в магистратуре предстоит два года. По программе бакалавриата это займет 4–5 лет. Предусмотрены очное, очно-заочное и заочное обучение. Поступить в МПГУ можно и на бюджет.

В Московском государственном областном университете получить второе высшее образование можно на заочном отделении за 3,5–4 года (бакалавриат) или за 2 года (магистратура), в том числе и на бюджете.

Вариант 2: курсы

Курсы переподготовки существуют по всей стране.

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки в Москве предлагает интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель».

Российский университет дружбы народов в Москве организует курсы длительностью 6 месяцев (600 часов). Очно-заочная программа рассчитана на учителей начальной и средней школы без педобразования. Есть среди программ дополнительного профобразования в РУДН и более узкие специализации. Объем от 260 до 1 400 часов – зависит от того, какой предмет хотите преподавать.

Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле предлагает обучение на очно-заочных курсах продолжительностью 6–12 месяцев и объемом от 280 до 1 100 часов.

Амурский областной институт развития образования поможет освоить очно-заочную программу профпереподготовки объемом 256–360 часов.

Можно обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования. Если вы владеете английским на уровне не ниже В1 и имеете высшее непедагогическое образование, то за 516 часов очно-заочного обучения станете дипломированным учителем английского. А для будущих преподавателей математики или физкультуры обучение здесь лишь очное. Потенциальным учителям русского языка проще: очно-заочные курсы у них длятся 252 часа. Те, кто хочет стать преподавателем информатики или физики, должны пройти 252 часа очной подготовки.

Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова организует очно-заочные курсы объемом 1 404 часа и длительностью 1–2 года.

Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета предлагает программы профподготовки. Объем подготовки и там, и там составляет 504 часа.

Читать еще:  Что делает архивариус на работе

Плюс заочных курсов в том, что они дают (пусть и не на 100 %) возможность сразу начать работу учителем. Для этого нужно поступить на курсы переподготовки и принести в школу справку о начале обучения. Если в школе дефицит кадров по вашей специальности, администрация может взять вас на работу.

Важно: какие бы курсы (очные или заочные) вы ни выбрали, документ о высшем образовании для работы в школе обязателен.

Немного об аттестации

Подготовительные этапы пройдены, вы работаете в школе, можно наконец-то выдохнуть. Не тут-то было. Жизнь наших педагогов полна сложностей, и одна из них – аттестация.

Уже на будущий год она будет делиться на добровольную и обязательную. Обязательная предназначена для молодых специалистов и задумана как пропуск в профессию. Спустя два года учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности и подтверждает его каждые пять лет.

Чтобы учитель прошел обязательную аттестацию, работодатель подает на него представление, с которым знакомит педагога под роспись (хотя бы за месяц до начала испытания). В этот же срок администрация школы сообщает учителю о дате и месте прохождения аттестации. Экзамен состоит из письменных вопросов или компьютерного теста, чтобы определить уровень вашего владения профессиональными методиками преподавания и воспитательной работы.

Добровольная аттестация нужна для получения первой или высшей категории. Заявление учитель подает самостоятельно. Участвовать в аттестации могут и те, кто отработал в школе менее двух лет. Экспертная комиссия оценивает профессиональное портфолио педагога. Важно, что речь при этом идет о повышении категории не как преподавателя конкретного предмета, а касательно должности учителя вообще. Поэтому если вы преподаете, скажем, и физику, и математику, может указывать свои профессиональные достижения по обоим предметам (хотя это специализации разные). Если учитель хочет присутствовать при экспертизе, он указывает об этом в заявлении.

Подробнее о новых правилах аттестации мы рассказывали здесь.

Можно ли стать учителем без педагогического образования?

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, либо средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать. Всё дело в новых профстандартах для педагогов, за соблюдением которых строго следит Минобразования.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Читать еще:  Хочу работать стюардессой что для этого нужно

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Как стать учителем без педагогического образования?

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу, если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

— Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

— Первая категория людей — это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи. Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования. В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

— А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

— Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями-предметниками по направлениям их подготовки. Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования — у них более широкий спектр реализации себя. В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

— Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

— Ну и третья категория — это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка. Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций. В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе

После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

— А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

— По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа. Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций. Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

— Сколько по срокам длится переподготовка?

— Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и пра ктика

— Как занимаются очники на курсах переподготовки?

— Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение — это несколько модулей. Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу. Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

— А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

— В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

— А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

— Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя. В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте. Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

— Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

— Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com

— Какие документы получают на руки выпускники?

— Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца. Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е. если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

Читать еще:  Никто не берет на работу что делать

2. Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3. Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

Трудоустройство, работа и зарплата учителя технологии в Самаре

Главная задача учителя технологии — привить ученикам культуру труда, научить их готовить рабочее место, соблюдать порядок и технику безопасности, читать технологическую документацию, работать с разными материалами. Ученик, который все это умеет, не чувствует себя беспомощным в бытовых ситуациях, когда нужно приготовить суп, прибить гвоздь, починить полку или пришить пуговицу.

Наконец, педагогу под силу развеять убеждение ученика в неспособности работать руками, помочь ему повысить самооценку.

Обязанности учителя технологии в Самаре и как с ними справляться

Педагог должен воспитывать и учить детей, обеспечивать уровень подготовки, который соответствует требованиям ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), следить за порядком в кабинете, вести документацию, контролировать успеваемость и посещаемость. Также он обязан дежурит по школе в соответствии с графиком, по требованию администрации заменять отсутствующих учителей, а во время каникул принимать участие в организации труда и отдыха школьников.

Но у учителя технологии есть и дополнительные обязанности помимо общих, перечисленных выше. Он должен проводить инструктаж каждый раз, когда знакомит учеников с новым оборудованием, следить за соблюдением техники безопасности, оказывать первую доврачебную помощь в случае необходимости и извещать руководство школы о каждом несчастном случае.

Полный список обязанностей вы можете посмотреть в должностной инструкции учителя технологии. В каждой школе она своя, но большинство пунктов, как правило, совпадают.

Как учить детей эффективнее и какие качества учитель технологии может в них воспитать?

В первую очередь нужно отказаться от устаревшей программы, сделать уроки современными и подчеркнуть их практическую направленность. Как педагог вы можете познакомить детей с разными профессиями, рассказать о современном производстве (это очень интересно многим детям, особенно когда речь заходит о передовых технологиях), дать основы дизайна и проектирования. Поощряйте стремление к творчеству, даже если результат не очень удачный. Учите детей настойчивости, оптимизму, готовности долго работать, чтобы стать мастером.

«Рекламируйте» детские работы по возможности. Хвалите учеников перед классом, отмечайте их успехи. Если ребенок хочет сделать подарок своими руками, помогите ему. Пусть дети знают, что к вам можно обратиться с такой просьбой — подобные подарки могут стать небольшими индивидуальными проектами, которые помогут детям отточить навыки, приобрести новые знания и в том числе улучшить отношение к труду как школьному предмету.

О проверенных приемах и методах обучения вам расскажут на курсах для педагогов. Пользуйтесь рекомендациями и совершенствуйте методики, чтобы помогать детям добиваться лучших результатов.

Как стать учителем технологии за полгода

Согласно профстандарту, в этой должности могут работать люди со средним профессиональным или высшим образованием по любой специальности при условии прохождения курсов переподготовки. Пройти их можно дистанционно* в АНО ДПО «УрИПКиП». По окончании обучения вы получите диплом о профпереподготовке. Его выдает организация с государственной лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Вы сможете работать в школе после окончания любой из этих программ:

Обучение длится 5,5 месяцев и позволяет получить сразу две квалификации — учитель технологии и мастер производственного обучения. Это значит, что вы сможете работать не только в школе, но и в училище или колледже. Вы узнаете проверенные методики и приемы преподавания, научитесь формировать структуру урока, разберетесь в требованиях ФГОС, освежите или углубите знания о предмете (электротехнические работы, использование различных материалов и пр.)

Продолжительность курса — 7 месяцев. Эта программа тоже дает дополнительные возможности: вы сможете преподавать не только технологию, но и экономику. В учебный план включены специальные дисциплины по обоим предметам.

Длительность обучения — 3 месяца. Специальных дисциплин (работа с материалами, машиноведение и пр.) здесь нет. Программа полностью направлена на изучение педагогических приемов, требований ФГОС, методик преподавания, особенностей воспитания учеников. Отличный вариант для технических специалистов без педагогического образования.

При выборе программы подумайте, какую карьеру вы хотели бы выстроить, какую должность занять. Вы планируете преподавать только технологию или готовы вести еще один предмет? Вас интересует работа в школе, училище или в колледже?

Также проанализируйте свои навыки и знания. На что лучше сделать упор в обучении — на педагогику и психологию или на специальные дисциплины? Например, если у вас техническая специальность, скорее всего, модули по электротехническим работам или по обработке древесины вам не нужны, в отличие от лекций по методике преподавания, структуре урока и требованиям ФГОС. И наоборот, людям с педагогическим образованием не по профилю «технология» полезно больше узнать о предмете, который они планируют преподавать.

Средняя зарплата учителя технологии в Самаре и возможности карьерного роста

Оклад самарских педагогов за стандартную ставку (18 часов в неделю) варьируется в среднем от 11 до 23 тыс. рублей. За сверхурочную работу, проведение уроков по другим дисциплинам (о получении дополнительной квалификации мы говорили выше), факультативные занятия и классное руководство педагогам доплачивают. Зарплата зависит еще и от профессиональной компетенции: как правило, молодым специалистам платят меньше, чем педагогам с опытом. Конечно, оклад зависит и от учебного заведения. В одних школах и гимназиях Самары и области платят больше, чем в других.

Для педагога есть два варианта карьерного роста. Первый — добавить к профессиональной деятельности учителя технологии управленческие обязанности. Вы можете стать заведующим учебной частью, заместителем директора, а потом директором. Но это далеко не самый простой путь. Кроме того, не у всех есть амбиции руководителя, да и управление коллективом педагогов не входит в компетенции учителя технологии.

Поэтому многие выбирают второй путь — переход в более престижные школы и гимназии. Внимание можно обратить на частные учебные заведения — во многих из них детей обучают ремеслам. Коммерческие организации нередко предлагают более удобные условия и высокий оклад, чем государственные школы. Но и требования к кандидатам и само содержание деятельности учителя технологии у них отличаются. Чтобы занять должность с хорошим окладом, займитесь своим профессиональным развитием уже сейчас.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector