Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делает программист на работе объяснить ребенку

Профессия программист

Как стать программистом

Правда ли, что программирование — ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн — в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.

Плюсы и минусы профессии программиста

Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2019 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?

Плюсы профессии программист:

Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.

Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.

IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».

В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>

• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей

Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.

Какие компетенции и личные качества необходимы программисту

Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость

Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде

Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.

Что делать уже сейчас

Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
    ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
    ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
    ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
    ✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.
Читать еще:  Backend разработка что это

Если вы хотите разобраться, подойдет ли вам специальность программиста, то пройдите наш бесплатный тест: информационно-технологический профиль

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

С чего ребёнку начать изучение программирования — отвечают эксперты

    Ответы экспертов, 1 апреля 2019 в 11:47

Не секрет, что дети любят компьютерные игры. Играя в них, они часто мечтают стать разработчиками таких игр. Узнаем у экспертов, с чего лучше начать обучение, чтобы заинтересовать ребёнка (10–14 лет) миром программирования.

Максим Решетников , программист прикладной разработки DirectumRX

Не так давно сам столкнулся с вопросом: «Как помочь подростку определиться с профессией, как поддержать начинания?».

Сын заинтересовался разработкой. Отлично, сфера знакомая. Изучим, направим, разовьём, думал я, но на деле всё пошло не по моему плану.

  • Изначально пытался заниматься с ним по Якову Файн «Программирование для детей, родителей, бабушек и дедушек» и по сайту javarush. Абстрактная и непонятная теория больше демотивировала, чем побуждала к дальнейшему изучению.
  • Пробовал дать фундамент и объяснить конструкции языка, но подросток за практику и жаждет попробовать технологии в действии.
  • Ещё много времени съедали компьютерные игры, а мы, как хорошие родители, препятствовали этому занятию.

В какой-то момент сменили вектор: отдали всю ответственность сыну и перестали ограничивать в компьютерных играх. В итоге произошло насыщение, стал меньше играть и больше разрабатывать. Сегодня учится в ИТ-классе, занимает первые места в олимпиадах по программированию и планирует связать свою жизнь с разработкой.

С чего начать изучение IT, чтобы у подростка не пропал интерес? Верный ответ я не знаю, его знает мой сын:

У меня всё началось с большого желания создавать игры. Не помню, что было сначала — занятия по web-разработке в “Технотронике” или же изучение Unity, скорее одновременно. В web-разработке и Unity сразу виден результат, есть возможность получить готовое рабочее решение на выходе. Ну, а дальше смотрел видосики на YouTube и читал документацию.

Важно заинтересовать и потихоньку добавлять теории. Да ребёнок и сам увидит, что её начинает не хватать. А сегодняшний тренд на геймификацию образования — интересное решение, которое скоро даст свои плоды.

Сергей Комаров , директор департамента информационных решений компании РДТЕХ

Я не профессиональный детский психолог и не педагог, но как отец двоих детей немного являюсь и тем, и другим.

Самое главное в любом начинании ребёнка — это поддерживать его внимание и интерес. А интерес, в свою очередь, появляется, когда ребёнок видит результат. Поэтому первый шаг в изучении программирования не должен быть длинным, а результат обязательно должен быть ярким, запоминающимся и самое главное — чтобы захотелось развивать его дальше. Для совсем маленьких это ещё и должно быть совмещено с игрой.

По моему скромному опыту, хороший эффект даёт написание простейших программ, управляющих умными устройствами. На таком примере ребёнок получает базовое представление о программировании как о средстве общения между человеком и машиной, а быстрый результат (дал команду, и машина её тут же исполнила) не отталкивает сложностью процесса (тысячи строк кода ещё впереди ).

Так с чего же на самом деле начать? Лучше всего остановиться на одном из инструментов визуального программирования — тогда ребёнок будет «видеть» программу; а в качестве умного устройства подойдёт игрушечный робот или конструктор, позволяющий такого робота построить (тот же LEGO MindStorms например). А когда ребёнок наиграется в роботов, научится описывать алгоритмы в виде блок-схем и понимать их, можно потихоньку «переезжать» на полноценный язык программирования — например на Python, по-прежнему оставляя в качестве объекта управления умное устройство. Так мы сразу убиваем двух зайцев: и ребёнка программированию учим, и претворяем в жизнь концепцию «умного дома»!

Франсуа Руа , руководитель отдела разработки ГК «Авилекс»

Это довольно сложный вопрос. По моему мнению, программировать можно начинать самое раннее в 11–12 лет. И это, конечно, должны быть простейшие игры, такие например, как «Змейка», «Лабиринт», которые наглядно позволяют познакомиться с такими структурами данных как списки, очереди, двумерные массивы. В качестве среды разработки можно посоветовать Unity и язык программирования C#. При наличии у ребёнка математического склада ума и достаточной усидчивости это увлечение может перерасти в серьёзный интерес, который, вполне возможно, останется на всю жизнь.

Евгений Потапов , генеральный директор ITSumma

Пожалуй, самое правильное — учить программированию по играм. Что, в общем, логично, ведь с одной стороны детям интересен процесс, с другой — в рамках этого процесса закладываются основы понимания алгоритмов. По сути, технологии на этом этапе не так важны, главное — чтобы мышление в правильную сторону сразу заработало.

В этом контексте первое, что на ум пришло, — это LOGO: язык был создан в 1967 году в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института. Если совсем просто, то черепашка как визуальный исполнитель команд даёт возможность превращать данные ей команды в понятийные обобщения.

Более продвинутый способ — Scratch: юные пользователи управляют там объектами-спрайтами. Скрипт действий с ними составляется из блоков, а сами блоки «отвечают» за различные функции — визуализация, движение, звук и т. д.

Ну, и куда же без Minecraft? Для него есть различные приблуды, позволяющие производить модификации.

И тут, собственно, проходит водораздел — между теми, кто хочет просто играть, и теми, кто хочет менять правила игры. Не факт, что из последних геймеров вырастут исключительно программисты, но проще проверить это на играх, чем на погружении дошкольника в Excel.

Нина Бурминская , инженер-программист 2 категории компании ICL Services

Компьютерные игры — это не 100 % уверенность, что ваш ребёнок заинтересуется программированием. Часто интерес к компьютерам заканчивается на играх и превращается в «игровую» зависимость. Поэтому начинать прививать интерес к IT необходимо раньше и используя разнообразные методики.

После изучения большого числа форумов и литературы я пришла к выводу, что в возрасте 3–5 лет можно заинтересовать ребёнка конструкторами/пазлами, начиная от самых лёгких больших блоков (LEGO Duplo, MegaBlocks) и заканчивая наборами с возможностью программирования/машиностроения (Lego Boost, Mechanics). Кроме этого, надо чутко следить, чтобы ребёнок проявлял к этому интерес и ни в коем случае не подстегивать его и не заставлять. В последующем это может вызвать «эффект музыкальной школы», когда после прохождения музыкальной школы человек больше никогда не садится за инструмент.

В школьном возрасте можно попробовать записать ребёнка на различные кружки с IT-тематикой (робототехника, программирование, VR), чтобы его детские забавы обросли теоретической частью, и взрослые наставники показали ему те или иные стороны современных технологий, о которых вы, возможно, даже не слышали. Кроме того, общение среди сверстников, соперничество (а это качество присуще всем IT-шникам) придадут его увлечению дополнительный стимул.

Также, я считаю, нельзя исключать и компьютерные игры, но их количество и качество должно строго регулироваться родителями.

В моём опыте компьютерные игры дали мне толчок к пониманию компьютеров и любви к ним, но их бесконтрольность привела меня к увлечению онлайн-играми, на которые была потрачена пара лет жизни.

Нельзя забывать и о литературе по программированию: сюда входят как фундаментальные книги, так и лёгкие, красочные журналы, которые в игровой форме расскажут о сложных технологиях и методиках.

Одним из самых действенных способов заинтересовать ребёнка программированием, конечно, является собственный пример, работа с ним в паре, рассказ о ваших задачах и способах решений.

Михаил Воронцов , старший разработчик Тверского технологического центра Accenture

Прежде всего следует спросить у самого ребёнка, что ему интересно, и исходя из этого строить учебный процесс. Тогда и глаза будут гореть, и дети будут стремиться получать новые знания.

В зависимости от возраста детей обучение можно построить несколькими способами:

  • Если ребятам 10–14 лет и это их первые шаги в программировании, подойдут среды визуального программирования и алгоритмизации, такие как Scratch и MIT App Inventor. Их плюс – в наглядности, возможности автоматически запустить только что написанную программу со смартфона. Это здорово!
  • У ребят постарше, 14–17 лет, как правило, амбиций чуть больше. Они хотят сразу приступить к делу, сложности их не пугают, напротив, они открыты всему новому. Для них отлично подойдет прототипирование устройств на Arduino и Raspberry Pi, соответственно будут изучаться языки C++ или Python.
  • Отдельно я хотел бы выделить среду для разработки компьютерных игр Unity, которая отлично подойдёт для детей того же возраста (14–17 лет), но более мотивированных, кто прямо горит желанием создавать игры. Их способна привлечь интегрированная среда 3D-моделирования. Она даёт возможность заставить всё созданное двигаться и подчиняться установленным правилам благодаря встроенной работе с языком программирования С#. Кроме того, плюсы Unity в том, что она бесплатная, и большинство современных популярных коммерческих игр создано именно на ней.

Когда в группе присутствуют уже заинтересованные ребята, задающие вопросы и мыслящие явно живей остальных, можно дать им возможность самостоятельно разобрать какую-либо тему в изучаемом инструменте (App Inventor, Arduino, Unity) и предоставить возможность презентовать остальным результат своих поисков.

Это улучшает способности детей к публичным выступлениям и презентации себя и своей работы.

Не столь важно, чем увлекается ребёнок: сбором и конфигурацией своих роботов, 3D-печатью, проектированием и запуском квадрокоптеров, дизайном мобильных приложений и т. д., главное — это должно приносить ему удовольствие. Тогда это увлечение позволит усвоить основы алгоритмизации и научит структурировать своё мышление, что в будущем, возможно, перерастёт в дело всей его жизни.

Константин Анисимов , СЕО Rusonyx

На самом деле, сегодня масса возможностей погрузиться в тему программирования: от популярных блогов на YouTube до специализированных обучающих программ и секций. Самое главное — помочь ребёнку выбрать направление развития и стимулировать его интерес. Особенность детской психики такова, что фокусироваться на чём-либо долго в раннем, да и среднем возрасте сложно. Ваша задача — сделать так, чтобы интерес вашего ребёнка к программной разработке постоянно поддерживался маленькими достижениями. Мой младший сын с шестилетнего возраста с большим удовольствием посещает кружок робототехники, где они из программируемых конструкторов создают простые механизмы. Мой средний сын, 13 лет, сейчас изучает программирование по специализированному онлайн-курсу в Фоксфорде, у него уже идёт программирование на компьютере, но задачи также завязаны в большей степени на визуал — отрисовка с помощью программы картинок, усложняемых от задачи к задаче. Таким образом частые небольшие достижения, которые можно посмотреть, оценить, его мотивируют изучать предмет дальше, причём абсолютно самостоятельно.

Читать еще:  Сфера работы что это

Александр Анненко , Основатель и генеральный директор «Компьютерная школа для детей и подростков Junyschool»

В вопросе обучения детей программированию есть два действующих лица: ребёнок и родитель. Ребёнок, который хочет научиться создавать игры, и родитель, который слышал, что программист — это востребованная профессия, и соответственно мама или папа готовы поддержать интерес ребёнка.

Но ни у ребёнка, ни у родителя (у родителя в большей степени) в основном нет никакого представления об IT-сфере, программистах, кроме того, что айтишник может и винду переустановить, и компьютер починить, и разработать сайт или игру.

В вопросе изучения программирования первым делом ребёнку и родителю (да, это важно, что и родителю) нужно простым языком рассказать про IT-сферу. Что при создании любых IT-проектов, включая игры, работает команда разных специалистов, каждый из которых отвечает за свою часть: кто-то за графику, кто-то за код и программирование, кто-то за сценарий, кто-то берёт на себя административные задачи и так далее. Важно рассказать простым языком, показав, что процесс создания проектов не так уж и сложен, главное разбить проект на подпроекты и в правильном алгоритме начать реализовывать.

Во-вторых, нужно более подробно рассказать о результатах работы программистов, дизайнеров и всех остальных «айтишников».

Для этого можно показать детям примеры работ и IT-продукты: красивые сайты, видеотизеры известных игр, программы для работы с графикой (тоже созданные программистами), графические рисунки и анимации.

В-третьих, после первых двух этапов необходимо задать вопрос ребёнку, уточнив, с чего он хотел бы начать изучение, и будет это программирование или, например, графика, разницы нет. Ведь главное, чтобы именно начало изучения и знакомство с IT было основано на индивидуальных особенностях и желании ребёнка. То есть мы создаём максимально комфортный порог для ребёнка при вхождении в IT-сферу и программирование.

Далее, перед тем как детям или подросткам пробовать покодить на одном из языков программирования или порисовать и поанимировать в специальных программах (Photoshop или After Effects), стоит для начала познакомить ребёнка с программами, которые направлены на то, чтобы дети научились алгоритмически мыслить как программисты, ведь это будет полезно не только при написании кода, но и при создании любых проектов.

Для этого можно использовать такие ресурсы как Scratch, Code Combat, Tynker. Это всё — визуальные программные комплексы, направленные на обучение детей программированию и алгоритмическому мышлению, но при этом на начальном этапе ребятам не придётся прибегать к синтаксису языка программирования (коду). В этих средах можно создавать игры, анимации и сразу видеть результаты своих действий (что немаловажно для детей при поддержании интереса к чему-либо).

В ходе обучения дети выбирают элемент игры или анимации (фон, персонаж, в общем, любой элемент) и задают алгоритм движения и взаимодействия этого элемента с другими элементами проекта. Далее программируют следующий элемент проекта и так далее. Получаются простые анимации и игры: «Кошки-мышки», «Танчики», «Звёздные войны» и много других прикольных проектов.

Программист

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Профессия перспективная и очень востребованая во всём мире, зарплата программиста в России в диапазоне 25000-200000 (медианное значение). Стать программистом можно любом возрасте. Профессия подходит мужчинам и женщинам с интересами к программированию, математике, языкам, а так же хорошими аналитическими способностями и развитой логикой (пройти тест можешь ли ты стать программистом). Существуют вузы, курсы и колледжи, обучающие программированию, но выучиться возможно и самостоятельно, как правило, выше ценятся программисты с высшим техническим образованием. Существуют разновидности программистов. Профессия имеет свои плюсы и минусы. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Разновидности

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации:

  1. Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера — игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.
  2. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).
  3. Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными — Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

Особенности профессии

На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.

Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.

Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • высокая заработная плата;
  • сравнительно высокий спрос на специалистов;
  • иногда можно получить работу не имея высшего образования;
  • по преимуществу является творческой профессией.

Минусы:

  • приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;
  • работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;
  • профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.

Место работы

  • IT-компании и web-студии;
  • научно-исследовательские центры;
  • организации, которые подразумевают в своей структуре штатную единицу или отделы программистов.

Важные качества

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению — один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

С чего ребёнку начать изучение программирования — отвечают эксперты

    Ответы экспертов, 1 апреля 2019 в 11:47

Не секрет, что дети любят компьютерные игры. Играя в них, они часто мечтают стать разработчиками таких игр. Узнаем у экспертов, с чего лучше начать обучение, чтобы заинтересовать ребёнка (10–14 лет) миром программирования.

Максим Решетников , программист прикладной разработки DirectumRX

Не так давно сам столкнулся с вопросом: «Как помочь подростку определиться с профессией, как поддержать начинания?».

Сын заинтересовался разработкой. Отлично, сфера знакомая. 🙂 Изучим, направим, разовьём, думал я, но на деле всё пошло не по моему плану.

  • Изначально пытался заниматься с ним по Якову Файн «Программирование для детей, родителей, бабушек и дедушек» и по сайту javarush. Абстрактная и непонятная теория больше демотивировала, чем побуждала к дальнейшему изучению.
  • Пробовал дать фундамент и объяснить конструкции языка, но подросток за практику и жаждет попробовать технологии в действии.
  • Ещё много времени съедали компьютерные игры, а мы, как хорошие родители, препятствовали этому занятию.

В какой-то момент сменили вектор: отдали всю ответственность сыну и перестали ограничивать в компьютерных играх. В итоге произошло насыщение, стал меньше играть и больше разрабатывать. Сегодня учится в ИТ-классе, занимает первые места в олимпиадах по программированию и планирует связать свою жизнь с разработкой.

С чего начать изучение IT, чтобы у подростка не пропал интерес? Верный ответ я не знаю, его знает мой сын:

У меня всё началось с большого желания создавать игры. Не помню, что было сначала — занятия по web-разработке в “Технотронике” или же изучение Unity, скорее одновременно. В web-разработке и Unity сразу виден результат, есть возможность получить готовое рабочее решение на выходе. Ну, а дальше смотрел видосики на YouTube и читал документацию.

Важно заинтересовать и потихоньку добавлять теории. Да ребёнок и сам увидит, что её начинает не хватать. А сегодняшний тренд на геймификацию образования — интересное решение, которое скоро даст свои плоды.

Сергей Комаров , директор департамента информационных решений компании РДТЕХ

Я не профессиональный детский психолог и не педагог, но как отец двоих детей немного являюсь и тем, и другим. 😉

Самое главное в любом начинании ребёнка — это поддерживать его внимание и интерес. А интерес, в свою очередь, появляется, когда ребёнок видит результат. Поэтому первый шаг в изучении программирования не должен быть длинным, а результат обязательно должен быть ярким, запоминающимся и самое главное — чтобы захотелось развивать его дальше. Для совсем маленьких это ещё и должно быть совмещено с игрой.

По моему скромному опыту, хороший эффект даёт написание простейших программ, управляющих умными устройствами. На таком примере ребёнок получает базовое представление о программировании как о средстве общения между человеком и машиной, а быстрый результат (дал команду, и машина её тут же исполнила) не отталкивает сложностью процесса (тысячи строк кода ещё впереди 😉 ).

Читать еще:  Хочу работать в вашей компании потому что

Так с чего же на самом деле начать? Лучше всего остановиться на одном из инструментов визуального программирования — тогда ребёнок будет «видеть» программу; а в качестве умного устройства подойдёт игрушечный робот или конструктор, позволяющий такого робота построить (тот же LEGO MindStorms например). А когда ребёнок наиграется в роботов, научится описывать алгоритмы в виде блок-схем и понимать их, можно потихоньку «переезжать» на полноценный язык программирования — например на Python, по-прежнему оставляя в качестве объекта управления умное устройство. Так мы сразу убиваем двух зайцев: и ребёнка программированию учим, и претворяем в жизнь концепцию «умного дома»!

Франсуа Руа , руководитель отдела разработки ГК «Авилекс»

Это довольно сложный вопрос. По моему мнению, программировать можно начинать самое раннее в 11–12 лет. И это, конечно, должны быть простейшие игры, такие например, как «Змейка», «Лабиринт», которые наглядно позволяют познакомиться с такими структурами данных как списки, очереди, двумерные массивы. В качестве среды разработки можно посоветовать Unity и язык программирования C#. При наличии у ребёнка математического склада ума и достаточной усидчивости это увлечение может перерасти в серьёзный интерес, который, вполне возможно, останется на всю жизнь.

Евгений Потапов , генеральный директор ITSumma

Пожалуй, самое правильное — учить программированию по играм. Что, в общем, логично, ведь с одной стороны детям интересен процесс, с другой — в рамках этого процесса закладываются основы понимания алгоритмов. По сути, технологии на этом этапе не так важны, главное — чтобы мышление в правильную сторону сразу заработало. 🙂

В этом контексте первое, что на ум пришло, — это LOGO: язык был создан в 1967 году в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института. Если совсем просто, то черепашка как визуальный исполнитель команд даёт возможность превращать данные ей команды в понятийные обобщения.

Более продвинутый способ — Scratch: юные пользователи управляют там объектами-спрайтами. Скрипт действий с ними составляется из блоков, а сами блоки «отвечают» за различные функции — визуализация, движение, звук и т. д.

Ну, и куда же без Minecraft? Для него есть различные приблуды, позволяющие производить модификации.

И тут, собственно, проходит водораздел — между теми, кто хочет просто играть, и теми, кто хочет менять правила игры. Не факт, что из последних геймеров вырастут исключительно программисты, но проще проверить это на играх, чем на погружении дошкольника в Excel.

Нина Бурминская , инженер-программист 2 категории компании ICL Services

Компьютерные игры — это не 100 % уверенность, что ваш ребёнок заинтересуется программированием. Часто интерес к компьютерам заканчивается на играх и превращается в «игровую» зависимость. Поэтому начинать прививать интерес к IT необходимо раньше и используя разнообразные методики.

После изучения большого числа форумов и литературы я пришла к выводу, что в возрасте 3–5 лет можно заинтересовать ребёнка конструкторами/пазлами, начиная от самых лёгких больших блоков (LEGO Duplo, MegaBlocks) и заканчивая наборами с возможностью программирования/машиностроения (Lego Boost, Mechanics). Кроме этого, надо чутко следить, чтобы ребёнок проявлял к этому интерес и ни в коем случае не подстегивать его и не заставлять. В последующем это может вызвать «эффект музыкальной школы», когда после прохождения музыкальной школы человек больше никогда не садится за инструмент.

В школьном возрасте можно попробовать записать ребёнка на различные кружки с IT-тематикой (робототехника, программирование, VR), чтобы его детские забавы обросли теоретической частью, и взрослые наставники показали ему те или иные стороны современных технологий, о которых вы, возможно, даже не слышали. Кроме того, общение среди сверстников, соперничество (а это качество присуще всем IT-шникам) придадут его увлечению дополнительный стимул.

Также, я считаю, нельзя исключать и компьютерные игры, но их количество и качество должно строго регулироваться родителями.

В моём опыте компьютерные игры дали мне толчок к пониманию компьютеров и любви к ним, но их бесконтрольность привела меня к увлечению онлайн-играми, на которые была потрачена пара лет жизни.

Нельзя забывать и о литературе по программированию: сюда входят как фундаментальные книги, так и лёгкие, красочные журналы, которые в игровой форме расскажут о сложных технологиях и методиках.

Одним из самых действенных способов заинтересовать ребёнка программированием, конечно, является собственный пример, работа с ним в паре, рассказ о ваших задачах и способах решений.

Михаил Воронцов , старший разработчик Тверского технологического центра Accenture

Прежде всего следует спросить у самого ребёнка, что ему интересно, и исходя из этого строить учебный процесс. Тогда и глаза будут гореть, и дети будут стремиться получать новые знания.

В зависимости от возраста детей обучение можно построить несколькими способами:

  • Если ребятам 10–14 лет и это их первые шаги в программировании, подойдут среды визуального программирования и алгоритмизации, такие как Scratch и MIT App Inventor. Их плюс – в наглядности, возможности автоматически запустить только что написанную программу со смартфона. Это здорово!
  • У ребят постарше, 14–17 лет, как правило, амбиций чуть больше. Они хотят сразу приступить к делу, сложности их не пугают, напротив, они открыты всему новому. Для них отлично подойдет прототипирование устройств на Arduino и Raspberry Pi, соответственно будут изучаться языки C++ или Python.
  • Отдельно я хотел бы выделить среду для разработки компьютерных игр Unity, которая отлично подойдёт для детей того же возраста (14–17 лет), но более мотивированных, кто прямо горит желанием создавать игры. Их способна привлечь интегрированная среда 3D-моделирования. Она даёт возможность заставить всё созданное двигаться и подчиняться установленным правилам благодаря встроенной работе с языком программирования С#. Кроме того, плюсы Unity в том, что она бесплатная, и большинство современных популярных коммерческих игр создано именно на ней.

Когда в группе присутствуют уже заинтересованные ребята, задающие вопросы и мыслящие явно живей остальных, можно дать им возможность самостоятельно разобрать какую-либо тему в изучаемом инструменте (App Inventor, Arduino, Unity) и предоставить возможность презентовать остальным результат своих поисков.

Это улучшает способности детей к публичным выступлениям и презентации себя и своей работы.

Не столь важно, чем увлекается ребёнок: сбором и конфигурацией своих роботов, 3D-печатью, проектированием и запуском квадрокоптеров, дизайном мобильных приложений и т. д., главное — это должно приносить ему удовольствие. Тогда это увлечение позволит усвоить основы алгоритмизации и научит структурировать своё мышление, что в будущем, возможно, перерастёт в дело всей его жизни.

Константин Анисимов , СЕО Rusonyx

На самом деле, сегодня масса возможностей погрузиться в тему программирования: от популярных блогов на YouTube до специализированных обучающих программ и секций. Самое главное — помочь ребёнку выбрать направление развития и стимулировать его интерес. Особенность детской психики такова, что фокусироваться на чём-либо долго в раннем, да и среднем возрасте сложно. Ваша задача — сделать так, чтобы интерес вашего ребёнка к программной разработке постоянно поддерживался маленькими достижениями. Мой младший сын с шестилетнего возраста с большим удовольствием посещает кружок робототехники, где они из программируемых конструкторов создают простые механизмы. Мой средний сын, 13 лет, сейчас изучает программирование по специализированному онлайн-курсу в Фоксфорде, у него уже идёт программирование на компьютере, но задачи также завязаны в большей степени на визуал — отрисовка с помощью программы картинок, усложняемых от задачи к задаче. Таким образом частые небольшие достижения, которые можно посмотреть, оценить, его мотивируют изучать предмет дальше, причём абсолютно самостоятельно.

Александр Анненко , Основатель и генеральный директор «Компьютерная школа для детей и подростков Junyschool»

В вопросе обучения детей программированию есть два действующих лица: ребёнок и родитель. Ребёнок, который хочет научиться создавать игры, и родитель, который слышал, что программист — это востребованная профессия, и соответственно мама или папа готовы поддержать интерес ребёнка.

Но ни у ребёнка, ни у родителя (у родителя в большей степени) в основном нет никакого представления об IT-сфере, программистах, кроме того, что айтишник может и винду переустановить, и компьютер починить, и разработать сайт или игру.

В вопросе изучения программирования первым делом ребёнку и родителю (да, это важно, что и родителю) нужно простым языком рассказать про IT-сферу. Что при создании любых IT-проектов, включая игры, работает команда разных специалистов, каждый из которых отвечает за свою часть: кто-то за графику, кто-то за код и программирование, кто-то за сценарий, кто-то берёт на себя административные задачи и так далее. Важно рассказать простым языком, показав, что процесс создания проектов не так уж и сложен, главное разбить проект на подпроекты и в правильном алгоритме начать реализовывать.

Во-вторых, нужно более подробно рассказать о результатах работы программистов, дизайнеров и всех остальных «айтишников».

Для этого можно показать детям примеры работ и IT-продукты: красивые сайты, видеотизеры известных игр, программы для работы с графикой (тоже созданные программистами), графические рисунки и анимации.

В-третьих, после первых двух этапов необходимо задать вопрос ребёнку, уточнив, с чего он хотел бы начать изучение, и будет это программирование или, например, графика, разницы нет. Ведь главное, чтобы именно начало изучения и знакомство с IT было основано на индивидуальных особенностях и желании ребёнка. То есть мы создаём максимально комфортный порог для ребёнка при вхождении в IT-сферу и программирование.

Далее, перед тем как детям или подросткам пробовать покодить на одном из языков программирования или порисовать и поанимировать в специальных программах (Photoshop или After Effects), стоит для начала познакомить ребёнка с программами, которые направлены на то, чтобы дети научились алгоритмически мыслить как программисты, ведь это будет полезно не только при написании кода, но и при создании любых проектов.

Для этого можно использовать такие ресурсы как Scratch, Code Combat, Tynker. Это всё — визуальные программные комплексы, направленные на обучение детей программированию и алгоритмическому мышлению, но при этом на начальном этапе ребятам не придётся прибегать к синтаксису языка программирования (коду). В этих средах можно создавать игры, анимации и сразу видеть результаты своих действий (что немаловажно для детей при поддержании интереса к чему-либо).

В ходе обучения дети выбирают элемент игры или анимации (фон, персонаж, в общем, любой элемент) и задают алгоритм движения и взаимодействия этого элемента с другими элементами проекта. Далее программируют следующий элемент проекта и так далее. Получаются простые анимации и игры: «Кошки-мышки», «Танчики», «Звёздные войны» и много других прикольных проектов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector