Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предметы строительного факультета

Выбор программы: промышленное и гражданское строительство в СПбГАСУ

Идея о поступлении родилась не у меня, а у моих родителей. Дело в том, что я из семьи потомственных строителей, и мое поколение уже третье или четвертое. Поэтому вопросов с выбором вида деятельности у меня не было. Но не потому, что у нас в семье принято связывать жизнь со строительством: эта специальность у меня всегда вызывала неподдельный интерес. Инженерное мышление в нашей семье всегда приветствовалось, вплоть до того, что мама сразу учила нас собирать домик из конструктора с «перевязкой» блоков.

Есть такое понятие в кирпичной или блочной кладке. Если вы посмотрите на стену из кирпича, например, то вы увидите, что швы не составляют одну прямую. Каждый перерезается другим кирпичом. Это называется «перевязкой». Чтобы потом стену нельзя было разломать по столбикам (заполнение шва, по сравнению с мощностью кладки, не как воздух, конечно, но всё равно, считай, ничего). Теперь представьте конструктор: что-то типа Lego или просто кубики. Если кубики складывать один на другой рядом, не соединяя соседние столбики одним общим кирпичиком, каждый столбик в один кирпич можно толкнуть, и он упадет. А мама учила нас сразу складывать кубики или детали Lego так, чтобы сплошных швов не было.

По окончании школы вопрос был только один: поступать дома или в Петербурге. Я хотела остаться дома, но родители, закончившие ЛИСИ, всё-таки склоняли меня в сторону ГАСУ. Дело закончилось тем, что на майские праздники было решено поехать и посмотреть условия проживания и сам вуз в Питере. Вот тогда решение о поступлении и было принято окончательно. Впереди еще ждали экзамены, но уже было известно, что я буду делать после получения аттестата. Приехав поступать, я сразу отправилась подавать документы. И специальность в голове крутилась только одна: ПГС (промышленное и гражданское строительство). Так я и написала. Но в приемной комиссии всех уговаривали, и меня в том числе, писать несколько специальностей. Я очень рада, что список этот никому не пригодился. Хотя при другом раскладе я вполне могла оказаться на одной специальности с моим мужем.

Подготовка не была чем-то из ряда вон выходящим. Тогда поступали еще с учетом медалей и сдавали экзамены в университете. Балл по ЕГЭ у меня был хороший. Но при поступлении учитывался только экзамен по русскому языку, который оценивался на «зачет-незачет». Экзамен по математике я сдавала в СПбГАСУ. За него можно получить от 1 до 10 баллов (в нем всего пять заданий, по 2 балла максимум за каждое). Я получила 10. А от экзамена по физике я была освобождена, так как получила серебряную медаль (тогда это еще учитывалось). Однако для успокоения нервов, так как я — товарищ сомневающийся, брала уроки у репетиторов перед ЕГЭ и ходила на подготовительные курсы при ГАСУ. Но экзамены показали, что это было не очень-то и нужно.

Форм подготовки было несколько. У меня были ускоренные двухнедельные курсы, по две пары математики и физики с понедельника по пятницу. В принципе, это было повторением школьного курса.

На лекции по математике я думала: «Боже, мне же так надоело учиться. И я сама себя загнала еще на пять лет!», — а на лекции по начертательной геометрии: «Ничего не понимаю, но мне так нравится: в кайф!». Ну а в отличные результаты вступительного экзамена я вообще поверила с трудом.

Сложно разграничить плюсы и минусы. Есть то, чему не учат. Например, в случае с AutoCAD (основной программой для черчения) дают азы, а хотелось бы больше. Есть лишние, на мой взгляд, курсы, — например, основы написания сайтов или автоматизированные системы научных исследований. Но это, в принципе, не очень сильно сказывается на обучении и на работе. Преимуществом обучения я считаю «старую школу»: многие преподаватели еще «той закалки». Кроме того, у вуза хорошая база: научная основа, лаборатории, методички, библиотека.

Да. На каждой кафедре, где важна наглядность, есть лаборатории. Описывать их очень долго. Есть установки по испытанию металла, бетона, дерева, исследованию свойств воды. Мы проводили испытания на прочность с разными типами бетона, металлов, дерева, изучали инсоляцию и реверберацию. Вообще строительные лабораторные не являются чем-то красочным и захватывающим. Это довольно сухие процессы, которые интересны вкупе с теорией. Тем, кто не «в теме», это не очень интересно.

Всё, что вокруг вас находится, взято не с потолка: размер окон, батарей, форма и расположение балконов в театре, расположение балконов на фасаде здания, подключение бытового оборудования в квартире. На всё есть свои правила и причины.

Это естественное освещение помещения и распространение звука. Они изучаются для того, чтобы правильно проектировать помещения, чтобы в них было достаточно света, чтобы правильно распространялся звук, и не было в аудиториях, например, глухих рядов. Бывает так, что студенты сидят на лекции, а слышат преподавателя только те, кто успел занять первые парты. Остальные могут хоть кино смотреть. Но это относится, в принципе, к любым залам. Дело в том, что всё, что вокруг вас находится, взято не с потолка: размер окон, батарей, форма и расположение балконов в театре, расположение балконов на фасаде здания, подключение бытового оборудования в квартире. На всё есть свои правила и причины.

Читать еще:  Национальный исследовательский московский государственный строительный университет

Нет такого понятия, как «акцент». Есть дисциплины, которые изучают в рамках моей специальности: черчение, начертательная геометрия, архитектура, конструкции бетонные и железобетонные, деревянные, металлические, технология строительного производства и возведения зданий, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, строительная физика, химия, электротехника, гидравлика, сопротивление материалов, строительная механика, теоретическая механика. Единственное, перед написанием диплома, когда выбиралась профильная кафедра, было увеличено количество часов по соответствующему предмету. У всех был какой-то специальный курс в рамках профильного предмета, который другие не изучали. Обучение всегда ведется одинаково: есть курс лекций, курс практических занятий, иногда отдельно, а иногда в этом курсе присутствуют лабораторные работы, если они предусмотрены, на выходе — курсовая работа, отчеты по лабораторным работам, зачеты и экзамены.

Больше всего мне были интересны начертательная геометрия, теоретическая и строительная механика, железобетон. Мне сложно сказать, почему они мне нравились. Наверное, в них «чувствовалась» специальность. Мне вообще нравится вникать во всё непонятное. На лекциях кафедры бетонных и железобетонных конструкций изучались свойства и типы материалов: бетон, арматура, конструкции, их работа, принципы взаимной работы бетона и арматуры, расчет конструкций, теории расчета.

Не могу сказать, что поразил, но показался гениально простым принцип предварительного напряжения в железобетоне. Нужно заранее нагрузить конструкцию так, чтобы напряжение было обратным тому, которое будет при работе (сначала «минус», а потом «плюс»). Тогда при работе можно приложить большую нагрузку (нужно сначала «погасить» «минус» до нуля, а потом нагрузить «плюс»). Это увеличивает прочностные свойства конструкции и в конечном счете приводит к экономии. Этот принцип применяется при создании железобетона, хотя вообще эта теория бывает полезна и в других конструкциях.

Как и в любом другом учебном заведении, специалисты есть разные. Но в общем преподаватели замечательные — люди науки, часто практикующие. Особенно хотела бы отметить Е. Л. Лаппо, В. Б. Зверева, А. В.Трофимова , В. И. Морозова, Е. А. Тиунова, Л. М. Колчеданцева, Г. С. Шульмана и П. А. Пяткина. Это замечательные лекторы, профессионалы, отзывчивые преподаватели.

Талантливые заинтересованные люди — не всегда в специальности, но, тем не менее. Мне повезло учиться с такими увлеченными людьми.

Вуз готовит разных специалистов строительной и околостроительной сферы. Выпускники ПГС имеют довольно широкий выбор для последующей работы. Профилем являются конструкции и организация строительства, однако можно развиться и в коммуникациях, и в сметах, и в экспертизе, и в администрации. Они могут выполнять такие обязанности, как конструирование, расчет, планировка зданий, составление смет, проекты организации строительства и производства работ, работа на строительной площадке (от мастера до начальника участка), работа в сфере технического и авторского надзора и многое другое. Можно даже преподавать в среднепрофессиональном учреждении. Я работаю по специальности, там, где и хотела. Мой профиль — конструкции, планировка.

Технологии у нас отстают. Уровень специалистов не всегда можно назвать высоким. «Лечить и строить у нас может любой дурак», к сожалению. В итоге предпочтение отдается сомнительным специалистам, а иногда и тем, кто и вовсе не до конца понимает, что делает, — зато не требует много денег. Но это отдельный разговор. Нам однозначно есть куда расти. Однако пока уровень специалистов волнует немногих, и это нехорошо.

АГАСУ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(8512) 49-42-15, 49-42-19

г. Астрахань, ул. Татищева, 18

Перечень учебных дисциплин, предусмотренных ООП «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»)

Базовая часть
1 Б1.Б.01 История
2 Б1.Б.02 Философия
3 Б1.Б.03 Иностранный язык
4 Б1.Б.04 Правоведение. Основы законодательства в строительстве
5 Б1.Б.05 Экономика
6 Б1.Б.06 Математика
7 Б1.Б.07 Информатика
8 Б1.Б.08 Начертательная геометрия
9 Б1.Б.09 Инженерная графика
10 Б1.Б.10 Химия
11 Б1.Б.11 Физика
12 Б1.Б.12 Экология
13 Б1.Б.13 Теоретическая механика
14 Б1.Б.14 Техническая механика
15 Б1.Б.15 Механика грунтов
16 Б1.Б.16 Геология
17 Б1.Б.17 Геодезия
18 Б1.Б.18 Основы архитектуры и строительных конструкций
19 Б1.Б.19 Безопасность жизнедеятельности
20 Б1.Б.20 Строительные материалы
21 Б1.Б.21 Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества
22 Б1.Б.22 Общая электротехника и электроснабжение, вертикальный транспорт
23 Б1.Б.23 Теплогазоснабжение и вентиляция
24 Б1.Б.24 Водоснабжение и водоотведение
25 Б1.Б.25 Технологические процессы в строительстве
26 Б1.Б.26 Основы организации и управления в строительстве
27 Б1.Б.27 Физическая культура и спорт

Вариативная часть
28 Б1.В.01 Основы гидравлики и теплотехники
29 Б1.В.02 Физика среды и ограждающих конструкций
30 Б1.В.03 Сопротивление материалов
31 Б1.В.04 Строительная механика
32 Б1.В.05 Архитектура зданий
33 Б1.В.06 Металлические конструкции включая сварку
34 Б1.В.07 Железобетонные и каменные конструкции
35 Б1.В.08 Конструкции из дерева и пластмасс
36 Б1.В.09 Основания и фундаменты
37 Б1.В.10 Строительные машины и оборудование
38 Б1.В.11 Основы технологии возведения зданий
39 Б1.В.12 Организация, планирование и управление в строительстве
40 Б1.В.13 Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
Б1.В.ДВ.01 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.1
41 Б1.В.ДВ.01.01 Русский язык и культура речи
42 Б1.В.ДВ.01.02 Культурология
Б1.В.ДВ.02 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.2
43 Б1.В.ДВ.02.01 Введение в профессию
44 Б1.В.ДВ.02.02 Строительная отрасль в регионе
Б1.В.ДВ.03 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.3
45 Б1.В.ДВ.03.01 Компьютерная графика
46 Б1.В.ДВ.03.02 Работа с графическими редакторами
Б1.В.ДВ.04 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.4
47 Б1.В.ДВ.04.01 Экономика строительства
48 Б1.В.ДВ.04.02 Экономическое сравнение вариантов строительства конструкций зданий и сооружений
Б1.В.ДВ.05 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.5
49 Б1.В.ДВ.05.01 Информационные технологии в строительстве
50 Б1.В.ДВ.05.02 Современные методы проектирования в строительстве
Б1.В.ДВ.06 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.6
51 Б1.В.ДВ.06.01 Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений
52 Б1.В.ДВ.06.02 Оценка технического состояния зданий и сооружений
Б1.В.ДВ.07 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.7
53 Б1.В.ДВ.07.01 Динамика и устойчивость сооружений
54 Б1.В.ДВ.07.02 Обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений при строительстве и эксплуатации
Б1.В.ДВ.08 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.8
55 Б1.В.ДВ.08.01 Психология социального взаимодействия
56 Б1.В.ДВ.08.02 Социальная психология
57 Б1.В.ДВ.08.03 Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной деятельности
Б1.В.ДВ.09 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.9
58 Б1.В.ДВ.09.01 Социология в строительной сфере
59 Б1.В.ДВ.09.02 Социология региона
Б1.В.ДВ.10 Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.10
60 Б1.В.ДВ.10.01 Строительная информатика
61 Б1.В.ДВ.10.02 Компьютерное моделирование в профессиональной деятельности

Читать еще:  Общежитие архитектурно строительного университета

Практики
Б2.В.1.Учебная практика
62 Б2.В.1.01(У) Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Б2.В.2.Производственная практика
63 Б2.В.2.01(П) Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика)
64 Б2.В.2.02(Н) Научно-исследовательская работа
65 Б2.В.2.03(Пд) Преддипломная практика

Государственная итоговая аттестация
Базовая часть
66 Б3.Б.01 Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

ФТД.Факультативы
Вариативная часть
67 ФТД.В.01 Черчение
68 ФТД.В.02 Народы и культуры Северного Прикаспия
69 ФТД.В.03 Современные программные комплексы в строительном проектировании
70 ФТД.В.04 Системы автоматизированного проектирования в строительстве

Специальность «Строительство» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Химия — по выбору вуза

Содержание

Строитель – это одна из древнейших профессий. Труд строителя остается почитаемым и сегодня. Он требует упорства, усидчивости, внимания, настойчивости. Чтобы реализоваться в этой профессии нужно овладеть навыками составления проектной, проектно-сметной и изыскательной документации.

Сегодня такие сотрудники необходимы в разных сферах. Они принимают участие в строительстве жилых и коммерческих, промышленных и других зданий. В их ведении находятся инженерные коммуникации, санитарно-технические системы. Строитель с высшим образованием может занимать организационно-управленческие посты. Он же занимается экспериментами и исследованиями, чтобы приносить в строительную сферу новые технологии, материалы и методы.

Условия поступления

Основная задача курса – вырастить специалиста, который сможет умело оперировать полученными знаниями для корректного применения их на практике. Эта профессия требует определенных наклонностей: здесь не обойтись без любви к точным наукам. Поэтому при поступлении обязательно проверяют уровень знания по следующим предметам:

  • математика (профильный),
  • русский язык,
  • химия либо физика (по выбору).

Будущая профессия

Поступив на направление 08.03.01 «Строительство», впоследствии выпускник сможет решать широчайший комплекс задач, так или иначе связанных со строительством. Это могут быть инженерные изыскания либо работа над проектами, непосредственное участие в процессе возведения и контроль последующей эксплуатации объектов строительства. Бывший студент сможет давать оценку зданиям и сооружениям, заниматься их реконструкцией.

Куда поступать

По этой востребованной специальности можно получить прекрасные знания и практический опыт в таких вузах:

  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства;
  • НИУ Московский государственный строительный университет;
  • Московский архитектурно-строительный институт;
  • Российский университет дружбы народов.

Срок обучения

Обучение на очной форме составляет 4 года. При выборе заочного, вечернего отделения либо смешанной формы студенту предстоит учиться 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа бакалавриата предполагает обязательное изучение следующих предметов:

  • технологические процессы в строительстве;
  • инженерная графика;
  • геодезия, геология;
  • механика грунтов;
  • законодательные основы строительства.

Приобретаемые навыки

Получив диплом бакалавра, выпускник может справиться со следующими задачами:

  1. Разработка проектов планировки, застройки и реконструкции.
  2. Контроль на предмет соответствия проекта техническому заданию и требованиям безопасности.
  3. Поиск оптимального практического решения для реализации поставленной задачи: выбор материалов, технологий, конструкций.
  4. Выполнение геодезической разбивки зданий на местности.
  5. Возведение строений: от фундамента и до кровли.
  6. Проектные, монтажные работы в сфере тепло-, газо- и водоснабжения, вентиляции и отопления с последующим обслуживанием, а также ремонтом.
  7. Решение экспертных задач.
  8. Работы по реконструкции.
  9. Использование и настройка строительных машин и оборудования.
  10. Инвентаризация объектов недвижимости.

Перспективы трудоустройства по профессии

Работник строительного направления востребован и в государственных организациях, и в частных структурах. Это может быть строительно-монтажная компания, проектное бюро, экспертное агентство. Также бывший студент сможет преподавать в техникуме, колледже либо училище по специальности.

Должности, которые может занять выпускник направления 08.03.01 «Строительство»:

  • инженер строительной сферы,
  • сметчик,
  • ландшафтный архитектор,
  • риэлтор,
  • энергетик,
  • строитель,
  • эколог градостроительства,
  • специалист по облицовке.

После обучения специалист может получать зарплату от 18 тысяч рублей. Но в зависимости от места работы, доход может отличаться в разы. У сотрудника, который на практике доказал свою состоятельность, заработная плата уже стартует от 40 тысяч.

Преимущества обучения в магистратуре

Перед студентом магистратуры открываются новые перспективы для самореализации. В зависимости от выбранного направления, отличается список изучаемых профильных дисциплин.

Читать еще:  Какие должности в строительстве

В процессе обучения будущий магистр приобретает конкретные практические навыки. Так, для работы в сфере расчетов строительных конструкций он изучает современные компьютерные технологии и применяет их на практике. Если же выбор сделан в пользу проектирования и строительства, тогда список профильных дисциплин расширяется. По окончании курса выпускник может выполнять экспертизы, заниматься исследованиями в области геотехники, преподавать в высших учебных заведениях и даже претендовать на посты в органах местной или государственной власти.

Предметы строительного факультета

Специальность 270102.65 — «Промышленное и гражданское строительство» утверждена приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.

Квалификация выпускника — инженер. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет.

Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. Место специальности в области производства.

Промышленное и гражданское строительство — область материального производства, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, возведением» эксплуатацией и реконструкцией промышленных, гражданских, жилых и других объектов.

Объекты профессиональной деятельности:
разработка проектной, проектно-издательской и проектно-сметной документации, возведение зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и санитарно-технических систем, эксплуатация и ремонт строительных объектов промышленного, гражданского и жилищного назначения.

Виды профессиональной деятельности.
Специалист в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская;
  • организационно-управленческая;
  • производственно-технологическая;
  • экспериментально-исследовательская.

Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе инженера по специальности 270102.65 — Промышленное и гражданское строительство.

Инженер отвечает следующим требованиям:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
  • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить результаты;
  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
  • умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;
  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии;
  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
  • готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;
  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;
  • знает и выполняет требования современного законодательства, дизайна, менеджмента и маркетинга.

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

история; философия; экономические теории; социология; государственное право; психология; и педагогика; иностранный язык; физическое воспитание; культура(общий курс);история архитектуры.
Математические и естественнонаучные дисциплины:

высшая математика; информатика; физика; теоретическая механика; химия, экология.

начертательная экономика; черчение; машинная графика; механика жидкости и газа; механика деформируемого твердого тела (сопротивление материалов; теория упругости; строительная механика; механика грунтов); безопасность жизнедеятельности; инженерная геодезия; инженерная геология; архитектура; строительные материалы и изделия; инженерные сети и оборудование зданий; водоснабжение и водоотведение; теплогазоснабженне и вентиляция; инженерное оборудование.

строительные конструкции; металлические конструкции; железобетонные и каменные конструкции; конструкции из дерева и пластмасс; основания и фундаменты; обследование, испытание и реконструкция; технология строительного производства; механизация и автоматизация; технология строительных процессов; технология возведения зданий; технология металлов и сварка; экономика в строительстве; управление в строительстве; организация строительного производства; управление строительством.

рыночная экономика и менеджмент в строительстве; САПР в строительстве; реконструкция и ремонт зданий и сооружений; экспертиза технического состояния и эксплуатация зданий и сооружений; проектирование и оценка ресурса монометаллических и комбинированных конструкций; нетрадиционные технологии строительного производства; строительство гидротехнических сооружений; строительство специальных подземных сооружений; механика твердого деформируемого тела; инженерно- строительная деятельность в чрезвычайных условиях; городской кадастр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×