Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выпускнику театрального института найти работу

До сцены добираются единицы

«Профиль» собрал истории молодых актеров и режиссеров, которые, получив диплом ГИТИСа, ВГИКа и «Щуки», не стали работать по профессии.

Актер без театра

Александр Герасимов окончил ГИТИС пять лет назад. Играть за копейки в небольшом начинающем театре 21-летнего амбициозного выпускника не тянуло. В итоге сейчас он подрабатывает переводчиком, а по вечерам — тапером в столичных ресторанах. «Мне приходилось думать на репетициях о подработке, а не о концепции постановки», — говорит Александр. В театральный вуз он попал случайно: сначала хотел поступать на филфак МГУ, но в последний момент решил прийти на прослушивание в ГИТИС. Своего места в театральной жизни ему найти так и не удалось, потому выручает прекрасное знание английского. «Я думал, что смогу с головой окунуться в театр, но пока что я не нашел такого, который меня смог бы заинтересовать», — говорит он.

Метания и поиски Александра — не исключение, а тенденция. Мало кто из сотен выпускников-«театралов» после нескольких холостых прослушиваний не задумывается о смене профессии. Всего в год из базовых театральных вузов — ВГИКа, МХАТа, ГИТИСа, Театрального института имени Бориса Щукина («Щука») и Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина («Щепка») — выпускается около 350 новоиспеченных актеров и режиссеров. По мнению режиссера Александра Тарасова, на счету которого не один музыкальный спектакль, в театры попадает не более 30% этих выпускников — и это вместе с проектной, нерегулярной работой. «На работу устраивается не более трети бывших студентов. В мой театр за год взяли всего четырех человек, но никакой закономерности тут нет — в следующем году могут не нанять никого», — подтверждает Артем Блинов, новенький артист театра Et Cetera.

Более-менее хорошо устроиться в театре могут помочь только связи мастера курса — руководителя и наставника театральной школы в вузе, а по совместительству — театрального деятеля. «Сейчас почти все художественные руководители театров имеют где-нибудь свой курс», — говорит Артем Блинов. Но связи тоже не беспредельны, да и выпускников слишком много. Спасает только то, что театральные вузы дают знания не только системы Станиславского, но и множество других навыков. Применив их, можно стать эстрадным исполнителем, танцором, художником.

Мария Демьяненко училась на актерском факультете ГИТИСа, в мастерской Б.А. Морозова. Ее дед, Сергей Демьяненко, — оперный режиссер, а дядя, Александр Демьяненко, — тот самый Шурик из фильмов Леонида Гайдая. Но актерской династии пока что не получилось: вместо театра Мария выбрала карьеру сольной певицы. 27 октября 2014 года у девушки состоялся первый сольный концерт в Театральном зале Московского дома музыки. «Я чувствую себя много увереннее на сцене благодаря ГИТИСу. Я вживаюсь в роль, чувствую ее, продумываю определенный сценарий перед каждым выходом на сцену», — объясняет новоявленная 23-летняя певица.

Часто «театральных» выпускников жизнь уводит от сцены еще дальше. Вот пример. Сергей Лысунец с детства был уверен, что он актер, у его родителей тоже не было в этом сомнений. При первой возможности его устроили в Первую школу мюзикла под руководством Дмитрия Томилина, а оттуда Сережа попал в ГИТИС на факультет музыкального театра (курс мюзикла). Отучившись, успел попробовать себя актером в разных жанрах, пробовал даже «сниматься в мультиках» — работал моделью для компьютерной отрисовки анимации. Но после окончания мультипликационного проекта на «Мосфильме» денег стало не хватать, а достойных предложений не было. В итоге Сергей Лысунец променял театральные подмостки на офисный корпоративный мир и стал работать бизнес-тренером. Сейчас он обучает людей правовым основам, банковским операциям и навыкам переговоров с клиентами. «Это не театр, но когда перед тобой сидит группа людей, которые видят тебя в первый раз и слушают каждое твое слово, то ты поневоле ощущаешь себя на сцене. Они — мои зрители, я — их актер. Со временем, когда ситуация в жизни станет более стабильной, я надеюсь постепенно вернуться в профессию», — говорит он. Возможно, ему повезет найти предложение по душе.

В деревню, в глушь

Еще один вариант спастись от хронической театральной безработицы — сбежать из столицы. Многие начинающие актеры и режиссеры вынуждены ехать за опытом в провинциальные театры.

Сойжин Жамбалова — дирижер, режиссер, актриса и певица, — отучившись в Улан-Удэ в колледже имени Чайковского, поехала на стажировку в Москву и поступила в ГИТИС. Еще будучи студенткой, она показала свою работу самому худруку Театра на Таганке Валерию Золотухину, который включил ее спектакль «Двое на качелях» в репертуар. Но и это не помогло зацепиться в столичном театре. «В Москве попасть куда-то — совсем непросто, а хуже времени бездействия для режиссера просто не бывает. Ты не можешь выплеснуть свои мысли. Нужно совершенствоваться, а значит — ставить спектакли», — говорит Сойжин Жамбалова. Уже свой дипломный проект она ставила на родине — в Улан-Удэ, вскоре перебравшись туда основательно. «Здесь меня ждала работа. Это большая удача. Мне обидно за своих коллег, имеющих отличные перспективы, но перебивающихся совсем другой работой», — говорит она. «Начинающим всегда сложно. Но вообще в Бурятии хорошие актеры и режиссеры на вес золота», — утверждает заместитель художественного руководителя ГБАТД имени Хоца Насмсараева Туяна Николаева.

Ольга Панкратова — заслуженная артистка России, режиссер — окончила в этом году ГИТИС и тоже вернулась на родину, в Севастополь. Еще во время обучения она поставила два антрепризных спектакля в севастопольском Матросском клубе при Театре им. Луначарского, которые имели успех не только в Крыму, но и в Одессе. «Нам повезло, у нас очень хорошие театры, они не уступают столичным. Но в целом в регионах гораздо больше ценятся хорошие актеры: выбор невелик», — рассказывает артистка.

Читать еще:  Как стать дисциплинированным человеком советы

Насколько хороша может быть карьера после столичного театрального вуза, показывает пример Александра Мацко, выпускника курса Романа Виктюка в ГИТИСе. Он уехал из столицы еще в 2003 году в Краснодар. «Я увидел, какой там театр, какой балет, — мне все сразу понравилось», — рассказывает Александр. Сейчас он главный режиссер Краснодарского академического театра.

Профессиональный уровень режиссеров в провинции сейчас мало уступает столичному в отличие от актерского цеха: на зарплаты рядовых работников сцены людей из Москвы не заманить даже в условиях сумасшедшей конкуренции за вакансии.

Голодные таланты

Ведь даже тем счастливцам, которым после театрального вуза удалось устроиться по специальности, приходится сталкиваться с хроническим безденежьем — зарплаты начинающих актеров даже в Москве, мягко говоря, не конкурентны. Спросите, например, у Дарьи Коршуновой. Ее пригласили в мюзикл «Летучий корабль» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой еще на третьем курсе ГИТИСа. После сезона игры — взяли в штат. 25 тысяч рублей в месяц — примерно таков сейчас оклад у Дарьи. Премии — как повезет. Потому сейчас 26-летней артистке приходится учить детей вокальному мастерству — она ведущий педагог в Детской музыкальной школе Дмитрия Харатьяна. «На одну актерскую зарплату не проживешь», — сетует она.

Работы нет. Денег мало. Конкуренция жесточайшая. Почему каждый год тысячи юношей и девушек выстраиваются в очереди у приемных комиссий «Щепки», «Щуки», ГИТИСа, ВГИКа и МХАТа? «Я не представляю себя ни в какой другой профессии, ни за какие деньги! Пускай зарплата и невысокая, но это то, чем я хочу заниматься», — говорит Дарья Коршунова. А пока в театральных вузах учат, как вести себя на сцене, танцевать и петь, с голоду их выпускники точно не умрут.

О трудоустройстве выпускников театральных вузов

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор ГИТИСа

Фото pixabay.com

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский призвал Министра культуры России Владимира Мединского сократить прием в творческие вузы, обосновав это тем, что после окончания выпускники не могут найти себе работу, а на одно вакантное место в театре претендуют 500 артистов.

Вослед героям Островского так и захотелось воскликнуть: «Позвольте, позвольте-с!»

Владимир Вольфович известен не только своими экстравагантными выступлениями с трибуны Госдумы, но и давним, искренним интересом к театру. В свое время он выражал готовность выйти на сцену в роли Чацкого или Фамусова в спектакле «Горе от ума» Юрия Петровича Любимова в Театре на Таганке, обещая мгновенное изменение в лучшую сторону ситуации с продажами билетов. А Иосиф Райхельгауз, отзываясь на этот давний интерес, не так давно приглашал лидера ЛДПР принять участие в одном из спектаклей театра «Школа современной пьесы». Вполне возможно, если бы объявили конкурс на участие в одном спектакле с Владимиром Жириновским в том же «Горе от ума», то на роль Софьи и вправду собралось не менее 500 претенденток со всех концов России, а возможно и из ближнего зарубежья.

Но в реальной, не столь форс-мажорной ситуации, подобные конкурсы в театры, по крайне мере московские, насколько мне известно, не объявляются. Но если они вдруг будут объявлены, конечно, желающих выступить на столичной сцене будет немало. Точно так же и при советской власти, когда нужен был исполнитель на какую-то конкретную роль, обычно – в кино, реже – в театр, режиссеры отсматривали сотни, а то и тысячи претендентов.

И здесь дело не в сотнях или тысячах безработных актеров, а в желании любого артиста сыграть, например, в спектаклях Льва Додина, Алексея Бородина или Кирилла Серебренникова, — но ни один из этих режиссеров, насколько я знаю, подобных конкурсов не объявляет. Потому что все они работают в театрах, где по-прежнему важно понятие «театра-дома», даже для Кирилла Серебренникова, который такие громкие слова произносить не привык. Что касается антреприз, то и тут на главные роли приглашают обычно конкретных исполнителей. Конкурсы на роли второго и третьего плана, наверное, проходят, — на то и существуют кастинг-директора. Кастинг – естественная форма для мюзикла, — и профильный Театр мюзикла, и Театр оперетты, и Дмитрий Богачев во все свои проекты привычно собирают команду для работы в конкретном проекте. И наличие конкурса в этих случаях, по-моему, также не свидетельствует о безработице. Если Ефим Шифрин идет на прослушивание к Андрею Кончаловскому, — это совсем не значит, что артист страдает от невостребованности. Он востребован. Но таковы условия жанра.

В театральных институтах мы опираемся на вполне конкретные и легко проверяемые данные. Когда мы направляем «наверх» отчеты по трудоустройству выпускников, то ориентируемся не только на рассказы выпускников, но также — на данные Пенсионного фонда России, с которыми трудно спорить. Традиционно эти отчеты составляются в начале нового учебного года и касаются трудоустройства летнего выпуска. Когда я пришел в ГИТИС, мне стало интересно, что происходит с выпускниками предыдущих лет? Теперь мы имеем и такие мониторинги – трудоустройства выпускников прошлого и позапрошлого годов, — в театральном деле, по-моему, это очень полезная информация, поскольку динамика трудоустройства важна не меньше, чем сиюминутная удача или неудача.

Читать еще:  Как найти работу после 45 лет женщине

Приведу данные по выпускникам 2016-го года. Факультет музыкального театра: из 17 человек, окончивших курс, по специальности трудоустроены 12-ть. При этом те, кто не пошли по специальности, работают — редактором на телевидение, один выпускник занят в модельном бизнесе, еще трое работают в театрах по разовым контрактам. То есть, не работающих нет. Актерский факультет, выпускники 2018 года: курс Павла Хомского и Сергея Голомазова окончили 23 человека. Стопроцентное трудоустройство, — молодые актеры заняты в кинопроектах, работают в «Ленкоме», Театре на Малой Бронной, Московском Губернском театре, Театре «У Никитских ворот», ТЮЗе и других прекрасных коллективах Москвы. Иностранец, учившийся на этом курсе, работает актером в США, а кореянка, уехавшая после выпуска к себе на родину, устроилась там в театр. Из 18 человек, окончивших внебюджетный, то есть платный курс народного артиста России Сергея Яшина, трудоустроены все 18 человек, все — по специальности, правда, мы считаем таковыми и тех, кто продолжил обучение в магистратуре ГИТИСа. Возможно такая ситуация только в лучших театральных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, и тех немногих региональных, где уже исторически сложившиеся актерские школы.

Возможно, 500 безработных актеров, о которых рассказал Владимир Жириновский — это какая-то конкретная история? В таком случае, думаю, речь — о тех самых неведомых и непрофильных вузах, с бюджетными актерскими местами, с чем так последовательно и правильно борется Министерство культуры России. Мы же внимательно смотрим не только на своих студентов, но и на то, как складываются судьбы выпускников. Один из моих предшественников, легендарный ректор ГИТИСа Матвей Алексеевич Горбунов говорил мастерам так: «Запомните, кого в ГИТИС примете, того и выпустите». Так что у нас, следуя этому завету, уже на этапе приема стараются отбирать тех, кто в будущем будет обеспечен работой.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Как устроиться на работу в театр актером?

Работа в театре – точно такой же тяжелый труд, как и в любой другой организации. Если вы готовы отдать жизнь сцене, но порой не иметь больших денег, сидеть без ролей и зачастую терпеть зависть коллег или самому ее испытывать, тогда эта работа для вас.

Не многие выпускники театральных ВУЗов и колледжей зачисляются в театр. Дело в том, что большинство из них бывают уже укомплектованы или даже переполнены молодыми и старшего возраста актерами. Однако это не является причиной, чтобы опускать руки. Попасть в театр можно случайным образом, по приглашению или же самостоятельно пройти прослушивание.

Если вы занимаетесь в театральной студии при каком-либо театре или мастер вашего курса работает в театре или имеет собственный, то у вас есть шанс попасть на работу в храм Мельпомены без каких-либо трудностей. Ваша задача будет заключаться только в следующем: нужно проявить себя с положительной стороны, блеснуть талантом на занятиях и прочее. Однако есть такой момент – понравиться мастеру (руководителю), чтобы он вас заметил. Хотя следует заметить, что вкусы у всех разные и всем не угодишь.

Занимаясь в студии при театре, у вас есть возможность отличиться на каких-либо постановках, в которых вас могут задействовать как статиста или актера массовки. То же самое можно сказать и про студентов театрального учебного заведения.

И уж конечно никто вам не запрещает напрямую обратиться к мастеру или директору театра с просьбой о приеме на работу и последующим выполнением всех обязательств.

Как же самому найти театр и попасть в него? Следует учесть, что набор может происходить в период с весны по осень (везде по-разному). Хотя вас вполне могут взять посреди сезона, если театр нуждается в рабочей силе.

1. Найдите сайт интересующего вас театра (или всех имеющихся в вашем городе и близлежащих). Также поищите страницы в социальных сетях этих учреждений. Просмотрите всю имеющуюся информацию, составьте мнение – нравится вам этот театр или нет, чем он вас может смущать.

2. Составьте резюме и отправьте его на электронный адрес театра. В резюме укажите ИФО, возраст, свои параметры, постановки, в которых участвовали (название, автор и исполняемая роль) в студии, институте (дипломный спектакль) или в другом театре. Укажите все свои контакты и приложите несколько фотографий (три-четыре штуки), лучше студийного качества. На снимках вы можете быть как в образе, так и без него. Желательно приложить фото в полный рост.

3. Если у вас имеется возможность – придите самостоятельно в выбранный театр, предварительно узнав (по телефону, по переписке в социальных сетях и пр.), с кем вам следует поговорить – с директором, главным режиссером или художественным руководителем (в разных театрах по-разному).

4. Перед выбором театра желательно посетить несколько его постановок и понять, нравятся ли вам спектакли, подход к материалу, само здание и т. д.

Если вам отказали – ни в коем случае не отчаивайтесь. Вполне вероятно, что на следующий год этот театр может начать поиск новых актеров. Не теряйте контактов и посещайте театр, его сайт и страницы в сетях.

Что делать, если вам предложили явиться на собеседование или прослушивание?

1. Не опаздывайте! Лучше придите заранее на полчаса — как и везде, но здесь прежде всего.

2. Приготовьте все необходимые документы (хотя бы паспорт), вдруг они вам понадобятся.

3. Внешний вид ваш должен вызывать расположение. Не приходите в чем попало. Стиль одежды, конечно, не должен быть строго-официальным или праздничным. Вполне лояльно могут отнестись и к джинсам. Но не следует брать самые растрепанные, если они имеются у вас в гардеробе.

Читать еще:  Как найти работу психологу

4. Приготовьте заранее, на всякий случай (если о прослушивании ничего не говорилось, если же да, то в обязательном порядке) несколько произведений из прозы, пьесы, стихотворения, песню, басню и пр. В общем, все то, что просят приготовить для поступления в театральное учебное заведение.

5. Постарайтесь не волноваться. Говорите четко и внятно, вполне возможно использовать жестикуляцию. Помните, что сейчас вы расхваливаете товар, которым вы и являетесь. Однако не стоит преподносить себя как коробку рахат-лукума. Коснитесь и ваших минусов в работе. Их оправданием может стать то, насколько вы хотите их исправить, работая в театре.

Следует сказать и о том, что в театр может и не потребоваться актер. В таком случае вы можете пойти окольным путем. Вполне вероятно, что учреждение может нуждаться в монтировщике декораций, гримере, парикмахере, звукооператоре. Да, в конце концов, в техничке, билетерше или кассирше. Помимо актеров в храме искусств работает множество других людей. Поработав некоторое время не по специальности, вы сможете лучше изучить коллектив и делать на основе этого выводы – уходить или пробовать пробиться в актерский состав.

Одним словом, устроиться на работу в театр – точно такое же дело, как и устраиваться на любую другую работу. Везде своя специфика.

Выпускников актерских вузов просят трудоустроить в школы

Независимый профсоюз актеров театра и кино обратился в департамент труда и занятости населения Москвы с просьбой разработать программу по переподготовке и трудоустройству выпускников актерских вузов (письмо есть у «Известий»). Авторы обращения отмечают, что переизбыток актеров на рынке труда может быть компенсирован организацией драмкружков в общеобразовательных школах, которые бы вели дипломированные актеры.

— Выпускники актерских факультетов зачастую не могут найти работу по специальности — в кино или театрах. В России около 20 государственных театральных вузов, выпускающих в год порядка 500–600 дипломированных артистов. Вся эта огромная армия могла бы быть распределена и трудоустроена, как это было в советское время, с обязательной трехлетней отработкой по распределению, — сказал «Известиям» один из инициаторов обращения, председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

Глава профсоюза отмечает, что выпускники актерских факультетов редко могут попасть в штат театра, поскольку все труппы уже укомплектованы.

— В общеобразовательных школах на сегодняшний момент почти нет факультативных уроков, на которых бы обучали актерскому мастерству. В редких случаях, когда такие занятия проводятся, они преподаются на низком самодеятельном уровне. Совсем другое дело, когда актерскому мастерству учит дипломированный специалист, — уверен глава профсоюза.

По данным Министерства образования и науки РФ, наибольшие показатели трудоустройства выпускников у Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, Школы-студии МХАТ и Красноярской государственной академии музыки и театра — до 90%. У Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, Екатеринбургского государственного театрального института и Новосибирского государственного театрального института — по 85%. Наименьший показатель у Российского университета театрального искусства — 75%.

Согласно статистике, предоставленной порталом Superjob, на 1 вакансию для актеров приходится 15 резюме.

— Чаще всего резюме размещают молодые актеры, выпускники (60% — в возрасте до 30 лет). В этой сфере часто практикуется сдельная работа, частичная занятость, работа с оплатой за проекты (съемочный день и т.п.). Средние зарплатные ожидания молодых актеров — около 45 тыс. рублей в месяц, — рассказал руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob Павел Лебедев.

Евгений Князев, ректор Театрального института им. Б. Щукина, поддержал инициативу и выразил готовность помочь молодым артистам приобрести педагогический опыт.

— В 1990-е годы все институты культуры превратились в институты искусства и стали открывать специальности актеров театра и кино. Конечно, сегодня с огромным наплывом специалистов страна справиться не может. Раньше институты культуры распределяли специалистов для работы с самодеятельностью. В каждом городе, дворце культуры были народные театры, коллективы и кружки. Я думаю, что эту практику стоит возродить, — отметил Князев.

Антон Уколов, директор гимназии № 1274 им. В.В. Маяковского отметил важность педагогических навыков выпускников театральных университетов.

— Есть определенные требования, по которым работать с детьми могут люди, получившие хоть какое-то педагогическое образование. Например, у телевизионщиков — операторов и режиссеров — по новым стандартам обучения обязательно идет педагогика, чтобы потом они могли работать и в этом направлении. Если у актеров будет необходимая педагогическая составляющая, то проблем нет. Главное, чтобы сами выпускники были заинтересованы в такой работе, — заметил Уколов.

Куратор детского направления культурного центра «Пунктум» Дарья Дементьева рассказала, что центр уже занимается трудоустройством актеров, которые ведут различные мастерские и семинары.

— Конечно, мы поддерживаем привлечение актеров к деятельности культурных центров и домов культуры. Более того, мы сами зачастую привлекаем выпускников театральных вузов для различных мероприятий. Недавно были организованы факультативные занятия по актерскому мастерству, которые проводили профессиональные актеры. Сейчас с одним из актеров мы обсуждаем программу целого курса, который планируем запустить в начале учебного года. Все люди, которые у нас занимались, остались довольны. Поэтому мы планируем заниматься этим и дальше, — сказала Дементьева «Известиям».

Ранее Независимый профсоюз актеров театра и кино обратился в департамент труда и занятости населения Москвы с просьбой о трудоустройстве 23 актеров Театра на Таганке, которых готовят к сокращению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector