Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставит опыт агроном

Лингвистические конкурсы для учащихся 5–6-х классов «Игра в слова»

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью в моей работе. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому я считаю главной задачей внеклассной работы развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Лингвистические конкурсы по русскому языку, помогают мне решить ряд задач, которые ставлю перед собой в процессе обучения:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  • выявление и поддержка одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.

Конкус «Буквы сбежали»

Задание.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну —
Только не вначале.
Но сегодня — ну и ну!
Все они сбежали.

Лмпд, бгж, брхт, врч, гмк, жжд, свнн , тбк, хлв. (Лампада, багаж, бархат, врач, гамак, жажда, саванна, табак, халва).

Конкурс «Подбери синонимы»

Задание. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь —
С головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр.
Ставит фильмы режиссёр
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(Подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

(Синонимы: строят, организует, устанавливает, снимает, замешивает, распознаёт болезнь, писать.)

Конкурс «Угадай название города»

Задание. Из каждой пары слов путём перестановки букв составьте третье слово — крупный город.

РОВ + СТО = ?
РАБ+ ЛУНА = ?
МУХИ + УС = ?
ВЬЮН + ЛИС =?
УХА + РАБ =?
ЛОГ + ВОДА =?
РОГ + ДНО = ?
ТОСКА + РОМ = ?
ПОЛ + ВАТА = ?

(Ответы: Рига, Бухара, Киев, Кабул, Рим, Милан, Осло.)

Конкурс «Расшифруйте слова»

Задание. В каждой строчке спрятались по два слова.

1) Прогони собаку, не потревожив птицу.

2) Со страной расстанься, но оставь столицу.

3) Где цветок, где рыба, отыскать попробуй!

4) Выплесни напиток, а металл не трогай.

5) Гриб клади в корзину, ягоду — в лукошко.

6) Разберись, где обувь, где большая кошка.

7) Отыщи вид спорта и снаряд спортивный

8) Где сосуд из глины? Где корабль старинный?

9) От змеи опасной отдели машину.

10) Кто грызёт орехи? Кто зарылся в тину.

1) лайка, дятел;
2) Испания, Мадрид;
3) гвоздика, карась,
4) квас, никель,
5) смородина, маслёнок;
6) кеды, пантера;
7) бокс, брусья;
8) кувшин, фрегат;
9) самосвал, кобра;
10) белка, тритон.

Конкурс «Играем в прятки»

Задание. Найдите животных, птиц и рыб, спрятавшихся между строк.

Зарница пляшет в той дали,
Куда уходят корабли.

Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил.

Гром грохотал. Весь лес трясло,
Но я гулял грозе назло.

Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.

Следы костра у самой пальмы.
Кора в ожогах. Факт печальный.

Я вижу, как плывут суда.
Куда спешат они, куда?

Бык — неприятная особа,
Капризен, зол. Смотрите в оба!

Конкурс «Головоломки»

Задание. Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное в ед.ч. им.п.

ооо
ооо
ооо
ооо
ооо

Водоворот, поворот, хоровод, водолаз, монолог, носорог, порошок, колокол, колобок, договор, водонос.

сеа
сеа
сеа
сеа
сеа

Свеча, слеза, заря, смена, стена, сцена, схема, суета.

Конкурс «Шарады»

Если 3 на К заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем.
(Зуб — куб.)
Если с 3, то вкусен очень,
И воздушен он, и легок.
3 на К заменим только —
Пей продукт из молока.
(Зефир — кефир.)
Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Дог — год.)
Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог.
(До — ми — к.)
С буквой Д впереди шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, зачем — не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
(День — пень — тень —лень.)
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьей мы живем.
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(Дача — задача.)
Я — синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И козляток съем. (Вол — волк.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь —
И стану птицей я лесной.
(Волга — иволга.)
С Ю я по воде скольжу,
С Я на голове сижу.
(Шлюпка — шляпка.)
С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкою зовусь,
С С — можешь в булочной купить,
С Ш в бане себя мыть!
(Чайка — гайка — майка лайка — сайка — шайка.)
С Л лить слезы аставляю,
С Ж по воздуху летаю.
(Лук — жук.)
С У — ползучий,
с Ё — колючий.
(Уж — ёж.)
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха — муха.)
С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л — помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
(Том — сом — ком — лом — дом.)
Слово названье дорожке дает,
В горы и лес ею каждый пройдет.
Слово прочтете наоборот —
Сразу узнаете яблока сорт.
(Тропа — апорт.)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом — мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Сто-ля-р)
Первый слог метут метлой,
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый — лишь частица.
(Сор-око-нож-ка.)
С С на дереве расту, С Ж по дереву ползу.
(Сук — жук.)

Конспект урока по русскому языку

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ГОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО

Рассмотрено на заседании

Протокол № ______ от __________

Зам.директора по УПР

Зам.директора по УМР

______________________ Н.Е. Колесник

по предмету Русский язык

Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Градация, антитеза.

Преподаватель М.Г. Молчанова

Дата проведения 12 сентября 2012

1. Познавательный аспект:

— Научить умению находить в тексте синонимы, омонимы, паронимы, антонимы;

— Разграничить языковые явления омонимии и полисемии;

— Научить использовать в речи данные понятия.

2. Развивающий аспект:

— Развивать логическое мышление учащихся;

— Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитательный аспект:

— Привить любовь к Родине, родному языку.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизация знаний

Вид урока: комбинированный урок.

Методы: слово учителя, беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, дедуктивный метод, индуктивный метод, самостоятельная работа, работа с текстом, работа со словарем, метод сплошной выборки текста.

Литература- анализ текста художественной литературы.

Учебно- методическое обеспечение:

Презентация темы с использованием мультимедийной установки

Раздаточные материалы- схемы, упражнения.

— в результате полученных знаний учащиеся смогут находить в тексте омонимы, синонимы, паронимы, антонимы.

— смогут анализировать текст;

— оценить знания одногруппников, аргументировать результаты.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

1. Подготовка к уроку Учитель заранее на доске записывает тему урока и эпиграф:

Эпиграф к уроку:

Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться грамотно писать и говорить, то есть правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль.

2. Презентация новой темы

3. Практическая часть

4. Домашнее задание

I . Организационный момент

II . Повторение ранее изученного материала.

На доске записано слово КНИГА.

Учитель: Что написано на доске?

Учащиеся: Слово КНИГА.

Учитель: Как вы определили, что это слово?

Учащиеся: Оно имеет внешнюю и внутреннюю сторону, т.е. фонетический состав и лексическое значение.

Учитель: Молодцы, ребята. Все правильно. На прошлом уроке мы с вами начали изучению новый раздел о языке. Как он называется?

Учитель: Что такое лексика?

Учащиеся: Лексика — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Учитель: Все правильно.

Учитель. На каждой парте лежит стихотворение. Я его вам сейчас зачитаю и после этого мы с вами определим в одном или нескольких значениях употреблено слово СТАВИТЬ.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги –
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.

Ответы учащихся. Здесь слово ставить употреблено в нескольких значениях .

Читать еще:  Ветеринар что нужно сдавать после 9 класса

Учитель: Какими могут быть слова по своему лексическому значению?
(По своему лексическому значению слова могут быть однозначными и многозначным)
Учитель: Какое еще значение могут иметь многозначные слова?
(Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение).

Давайте обратимся к толковому словарю и определим значения слова СТАВИТЬ

СТАВИТЬ, -влю, -вишь; -вленный; несов. 1. что. Помещать, укреплять стоймя, в стоячем положении, не лежа. С. столбы. С. книги на полки. С. портрет на стол. 2. кого (что). Заставлять стать (в 1 знач.), занять где-н. место в стоячем положении. С. людей в строй. С. кого-н. на колени. С. часового на пост. С. к станку (также перен.: поручать работу у станка). 3 . кого (что). Назначать, определять (разг.). С. кого-н. ш работу. С. нового завхоза. 4. что. Помещать на определенное место, в определенном положении. С. автомобиль в гараж. С. вещи на место. С. тарелки в буфет. С. кастрюлю на огонь. С. хлеб на стол. 5 . что. В нек-рых выражениях: придавать чему-н. нужное положение, форму, приводить в нужное состояние. Правильно с. ногу при ходьбе. С. руку (пианисту). С. голос (начинающему певцу). 6 . что. Сооружать; устанавливать. С. памятник герою. С. телефон. 7. что. Накладывать, прикладывать, вкладывать. С. компресс. С. термометр. С. горчичник. С. банки. 8. что. Изображать письменно, писать. С. свою подпись. С. знаки препинания. С. отметку. 9. что. В азартных играх: вносить, вкладывать в игру (деньги). С. в банк. С. на туза. 10. что. Устраивать, организовывать, налаживать. С. спектакль. С. опыты. ||. что. Предлагать для решения, выполнения, обсуждения. С. задачу перед кем-н. С. твердые сроки. Правильно с. вопрос. С. на голосование. 12. кого-что. Создавать для кого-чего-н. условия, обстановку, приводить в какое-н. состояние, положение. С. в затруднение. С. в трудное положение. С. под контроль. С. перед совершившимся фактом. С. себя на чье-н. место (представлять себя в положении другого). 13. кого-что. В сочетании с существительным с предлогом выражает действие по знач. данного существительного. С. в известность кого-н. (извещать). С. в вину что-н. кому-н. (обвинять в чем-н.). С. в связь что-н. с чем-н. (устанавливать связь между чем-н.). С. в упрек что-н. кому-н. (упрекать). 14. что. Производить, делать (то, что обозначает существительное). С. диагноз. С. рекорд. С. подножку кому-н. 15. кого-что во что или за что. Расценивать, считать, относиться к кому-чему-н. каким-н. образом. С. за правило. С. в пример кого-что-н. кому-н. Ни во что не с. кого-н. (совершенно не ценить). || сов. поставить, -влю, -вишь; -вленный. || сущ. постановка, -и, ж. (к 1,5, 10 и || знач.).

Учитель: Молодцы ребята, все правильно. Прямым является только то значение, что дано первым в словарной статье, все остальные являются переносными, они образуются по сходству.

Справка- А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.

III . Постановка цели урока

(Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел о русском языке, который называется лексикологией. Вспомним с вами о таких понятиях, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы. Научимся находить их в тексте и отличать друг от друга).

Запишите тему нашего сегодняшнего урока. Учитель раздает учащимся заранее подготовленные схемы, которые на протяжении урока учащиеся будут заполнять

IV . Объяснение нового материала.

1. Работа с главой из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово».

-Сегодня мы познакомимся со словами, которые называются омонимы. Помочь нам понять сущность таких слов поможет глава из книги Э.Вартаньяна «Путешествие в слово». Омонимы в этой книге названы «двойниками, но не братьями». Обратимся к отрывку из этой главы:

«В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. В клубе уже имеется одиннадцать Эйзенхауэров и семь Черчиллей».

Как видно, эти люди могут быть разного рода-племени, социального положения, достатка, профессии, интересов. Единственный признак, по которому произошло их объединение, — формальное сходство.

Этим газетным сообщением я хочу предварить рассказ об омонимах (От греческих слов homos — «одинаковый» и опута — «имя») — словах, совпадающих по звучанию, но совершенно не связанных между собой по значению.

Откройте учебники на стр. ….Зачитайте определение еще раз вслух, запишем его в нашу схему.
Омонимы бывают трех видов:

Омоформы (разные части речи)

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу . (А.С.Пушкин)

В словарь: омоформы: по калачу (сущ.), поколочу (глаг.).

Омофоны ( разное написание)

«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.» (Козьма Прутков)
В словарь: омофоны: пол а скать – пол о скать

Офографы (разное произношение).

А что такое атлас ?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и атлас.

Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы.

Белки сидели на ели
И семечки из шишек ели.

Вот еще пример: Поэт- символист, В. Брюсов писал стихотворения, которые были сплошь выдержаны в омонимических рифмам. Например, стихотворение «На берегу»:

Закрыв измученные веки,

Миг отошедший берегу,

О, если б так стоять вовеки

На этом тихом берегу.

Омонимы «берегу» от глагола «беречь», «берегу» от существительного «берег» и «веки» от «веки» «веки» от «век» объединяет абстрактное значение с конкретным.

Знакомство со словарём омонимов. Объяснение и нахождение омонимов в школьном толковом словаре.

МИР Обратимся к толковому словарю и посмотрим словарную статью слова МИР.

-Сколько значений приводится в данной статье?

— В чем отличие от словарной статьи СТАВИТЬ?

— Правильно, значение слова мир дается в разных статьях, т к у этих слов нет общей семы. Их ни по какому принципу нельзя объединить, они похожи только по звучанию. Иными словами, у них нет общей семы. Как например в слове СТАВИТЬ. Там происходит действие. Ведь очень часто в русском языке появляются слова, похожие по написанию в связи с происхождением слова или переменой звучания слова.

Распределите слова на три группы:

1) омоформы; 2) омофоны; 3) омографы.

Топить печь – печь пироги; глубокий пруд – сломать прут; железный замок – роскошный замок; стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; деревянный плот – плод дерева.

Печь (сущ.) – печь (глаг.), из стекла (сущ.) – стекла (глаг.), косой (сущ.) – косой (прил.).

Пруд – прут; плод – плот.

Учитель: недавно мне в руки попал небольшой отрывок из письма другу и оно меня очень заинтересовало.

На прошлых выходных я ходил в драматичный (полный переживания- предназначенный для постановки пьес в театре) театр. Там показывали пьесу Островского «Гроза». Спектакль был очень интересный, романтический сюжет захватил меня полностью. Но рядом со мной сидел абсолютный невежда. Он постоянно кому- то звонил, хотя ему отвечал оператор, что абонемент не отвечает или временно недоступен! Разве можно так себя вести в театре!

Учитель: Все дело в том, что автор не слова написал с орфографической ошибкой, а употребил слова, близкие по звучанию, но совершенно разные по содержанию Такие слова называются словами- паронимами. (Учащиеся из учебника записывают определение и примеры себе в схему).

— Конечно очень тяжело понять смысл высказывания, если столько лексических ошибок нельзя! Нам с вами срочно надо помочь и исправить их, чтобы текст получился лексически верным.

Давайте подумаем, какую пару можно подобрать к каждому неправильному слову?

Драматичный- от суш. Драматичность- напряженность, осрота. Драматичность событий; Драматический- связанный с существительным драма

Невежда- безграмотный, ничего не ведающий; невежа- не культурный.

Абонемент- Приобретенный купон; абонент- адресат по телефону.

Молодцы, ребята. Вы все сделали верно и теперь у нас в тексте используются именно те слова, значение которых допустимо в данном контексте.

Учитель: Но в русском языке не все слова похожего звучания, но разного содержания.

В русском языке есть слова, которые произносятся по- разному, но имеют одно значение. Эти группы слов называются словами- синонимами.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению, но разные по звучанию. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:

Сияло солнце, блестели цветы в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава.

(Учитель записывает предложение на доске и вызывает одного ученика)

Назовите слова из предложения, которые выражают одно значение.

Как вы думаете, почему автор не использовал один из данных глаголов, ведь мы бы с вами не потеряли смысл предложения.

Правильно, не очень привлекательно выглядит предложение, если в нем 3 раза используется одно и тоже слово. Эта речевая ошибка называется тофтологией. Мы заменяем слова для того, чтобы наша речь была яркой, красноречивой и выразительной.

Давайте обратимся к учебнику и запишем определение синонимов в свои схемы.

(Работа с учебником).

Учащиеся выполняют упражнение № 16.

Знакомство со словарем.

Учитель: Давайте в учебнике прочитаем последнюю группу лексических слов, которую нам осталось изучить на сегодняшнем уроке.

(Учащиеся зачитывают определение антонимов и приводят примеры)

Знакомство со словарем.

Учитель: Давайте вспомним, какие названия произведений вы знаете , в заглавии которых авторы используют слова- антонимы ( «Что такое хорошо, что такое плохо», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Принц и нищий», «Отцы и дети»). В литературе такие противоположные слова называют антитезой, ведь с их помощью легче всего показать противоположность того или иного явления.. Антите́за , антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Читать еще:  Ветеринар кинолог обучение

Например: Они сошлись…….

Рефлексия: Учитель: Давайте с вами обратимся к нашим уже заполненным таблицам и еще раз повторим материал, который сегодня изучили.

Если слова по значению очень близкие,

Домашнее задание: Подобрать синонимы и антонимы к данным словам: УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, НЕВЕЖА.

Составить с ними предложения.

Первый вариант пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй вариант – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.

«Лингвистическая карусель» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

1. Определите место ударения в исконно русских существительных.

на первом слоге;

2. на втором слоге;

3. на третьем слоге;

4. на четвертом слоге.

1 .знамение; 2 .добыча; 3 .сосредоточение; 4 .обеспечение; 5 .свекла; 6 .духовник; 7.упрочение; 8 .благовест; 9. танцовщик; 10. нефтепровод.

2. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь –

С головой в нее уйдешь).

Ставит счетчики монтер.

Ставит фильмы режиссер

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

1)строят; 2)организует, 3)устанавливает; 4)снимает; 5)замешивает; 6)распознает болезнь; 7)писать.

3. Что объединяет фразеологизмы:

с птичьего полета,

не взирая на лица?

· Они все принадлежат к одной тематической группе.

· Это стилистически окрашенные фразеологизмы.

· Они буквальные переводы фразеологизмов различных иностранных языков.

3. Они буквальные переводы фразеологизмов различных иностранных языков.

4. Эти пять слов оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его, подтвердите выбор морфемным разбором.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

4. Для каждого из приведенных слов попробуем подобрать однокоренное, не содержащее элемента –ак: рыба – рыбак, дура –дурак, простой – простак, чужой – чужак. Для слова казак такого слова подобрать невозможно, значит, — ак в данном случае – не суффикс, а часть корня.

5. Найдите и объясните ошибку в системе форм. Можно ли употребить в предложном падеже формы о неком? о некоем?

Д. некому

5. Некто – несклоняемое неопределенное местоимение. Значит, нет форм косвенных падежей, в том числе и формы о неком. Не о ком – форма предложного падежа отрицательного местоимения некого, не имеющего формы именительного падежа. О некоем – форма предложного падежа малоупотребительного неопределенного местоимения некий.

6. Определите род имен существительных. Запишите словосочетания: глагол в форме единственного числа прошедшего времени + существительное.

(Сломаться) шасси, (прискакать) кенгуру, (сгореть) реле, (порваться) пальто, (прилететь) колибри, (растаять) эскимо, (остыть) кофе, (стоять) пианино, (подъехать) такси, (взойти) кольраби.

Сломалось шасси – ср. р., прискакал и прискакала кенгуру – м. р. и ж. р., сгорело реле – ср. р., порвалось пальто – ср. р., прилетел и прилетела колибри – м. р. и ж. р., растаяло эскимо – ср. р., остыл кофе – м. р., стояло пианино – ср. р., подъехало такси – ср. р., взошла кольраби – ж. р.

7. Распространите предложение с помощью обособленного распространенного обстоятельства, распространенного согласованного определения и одиночного приложения.

7. Примерный вариант.

Опоздав на две недели, зацвела враз помолодевшая черемуха-красавица.

8.Найдите ошибки в образовании форм слов

печалиться о друге

больше нравилось рисовать

прогноз на погоду

уехать на Украину

болельщик за баскетбол

прогноз на погоду

9. Значение устойчивого фразеологизма ПЕРВАЯ СКРИПКА верно объяснено в примере

главный в каком-то деле

Значение устойчивого фразеологизма МЕТАТЬ ПЕРУНЫ верно объяснено в примере

злиться и ругаться

совершать необдуманные поступки

ПЕРВАЯ СКРИПКА – главный в каком-то деле

МЕТАТЬ ПЕРУНЫ – злиться и ругаться

10. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

1) Ему послышался какой-то шум за окном.

2) Нина учила сынишку читать.

3) А милость была ему в тягость.

Г) в первом и втором;

Д) во втором и третьем.

В первом предложении слово шум – подлежащее, во втором предложении читать – дополнение, в третьем предложении предложно-падежная форма в тягость – именная часть составного именного сказуемого.

Номинации конкурсных заданий и рейтинговая стоимость вопросов:

Из глубины веков

Тема «Из глубины веков»

От названия площади у колокольни Ивана Великого в московском Кремле, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Вспомните это выражение, что оно означает, и составьте с ним предложение.

Во всю ивановскую – значит громко.

Понедельник, вторник, среда и т. д. Раньше такие семь дней назывались «седмица». Позже на смену «седмице» пришла «неделя». Но почему именно «неделя»? И каким образом возникло это слово?

Неделей называлось первоначально воскресенье, день отдыха, когда не делают никакой работы. День после недели назывался по-недельником. Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь дней.

В русском языке есть выражение «пеняй на себя». Что в данном случае означает слово «пеняй»?

Глагол «пенять» употреблен в значении «укорять, сетовать».

Выражение «пеняй на себя» в значении «вини только себя» возникло в разговорной речи, так как в книжной речи глагол «пенять» требует зависимого существительного в дательном падеже без предлога, например: пенять своему товарищу.

Корень глагола «пенять» восходит к греческому — «возмездие».

На Руси до 16 века все слова писались слитно. Когда и в какой книге в истории русского письма появились промежутки между словами?

В 1564 году в книге «Апостол», изданной первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Раскройте смысл устаревших наименований некоторых знаков препинания, приведите современные соответствия.

«Отдохновение», «долгое отдохновение», «полуточие», «удивительный знак», «единительный знак», «вместительный знак», «вносный знак», «молчанка».

«долгое отдохновение» — двоеточие,

«полуточие» — точка с запятой,

«удивительный знак» — восклицательный, «единительный знак» — черточка,

«вместительный знак» — скобки,

«вносный знак» — кавычки, «молчанка» — тире.

Тема «Умные задачки»

Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя оба слова имеют приставку до?

Наречия досуха и досрочно образованы разными способами. Досуха от прилагательного сухой приставочно-суффиксальным способом, а наречие досрочно – от прилагательного досрочный суффиксальным способом.

Одинаково ли синтаксическое строение предложений?

Они в саду. Они в ссоре.

Они (где?) в саду. Двусоставное, неполное, распространенное предложение.

Они (каковы?) в ссоре. Двусоставное, полное, нераспространенное предложение.

Известно, что местоимения 3 лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, за ним). Почему нет н в местоимениях следующих примеров: Сразу за ее домом начинался сад. У его стола стояло кресло.

Начальное н получают личные местоимения, сочетаясь с предлогами. В конструкциях за ее домом, у его стола местоимения ее и его являются притяжательными, а впереди стоящий предлог относится к существительному: за домом, у стола.

Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс –т-, он может образовать причастие от глаголов с двухбуквенным корнем, например мытый, жатый, битый, мятый и т. п.

Сделайте синтаксический разбор словосочетания буду(?)щее радио.

Вариантов разбора два:

1) радио (какое?) будущее (согласование, имя сущ. + имя прил.);

2) будущее (чего?) радио (примыкание, имя сущ. + имя сущ. в Р. п.)

Как раньше называлась «Азбука»?

Какой букве русского алфавита поставлен памятник в городе Ульяновске (Симбирске), на родине .

В 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке, придумали 2 буквы. Букву Ё в 1797 году впервые использовал . Какую букву придумали и употребили в печати в 1735 году?

Кем и когда был составлен первый русский букварь?

В 1634 году Василием Бурцевым был составлен первый русский букварь.

Что было изображено на титульном листе первого русского букваря?

На титульном листе первого русского букваря был изображен учитель, секущий розгами ученика.

Тема «Лингвистические парадоксы»

В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова.

Наши предки вместо слова ладонь употребляли слово долонь. Что означало это слово?

Долонь значило: сторона кисти, обращенная долу, то есть вниз, к земле.

Многие лингвистические термины имеют корни в латыни. Приведите дословный перевод с латыни термина прилагательное.

В произведениях литературы 19 века мы часто встречаем в речи героев звук «с» там, где он представляется совершенно неуместным. Например, «Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (Максим Максимыч из «Героя нашего времени»). И сейчас еще можно услышать: «Ну-с, что-с…» что же значит и откуда взялось в нашем языке это непонятное «с»?

Добавляемое «с» имеет название «словоер» (слово + ер). Это последний остаток от того вежливого титула «сударь», которым в далекие времена сопровождалось каждое обращение младшего по чину и сану к старшему, более важному человеку. Это таинственное «с» — все, что язык сохранил от длинного слова «государь». «Государь» превратился в «сударь», «сударь» — в «су», «су» — в «с».

В данном предложении может быть несколько вариантов расстановки знаков препинания. Каковы эти варианты?

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Тема «Кладовая мудрости»

Читать еще:  Агроном по защите растений

Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» .

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду из ведет.

Сединами – седыми волосами.

Ко граду – к городу.

Как правильно писать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый? Обоснуйте свой ответ.

Это слово (вернее, три разных слова) может быть написано тремя способами: 1)суженый – жених, от глагола судить, тот, кого судил Бог;

2)суженный – от глагола сузить, например, суженный пиджак;

3)ссуженный – от глагола ссудить, ссуженный под большие проценты миллион.

Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: мыльница, прикид, кликнуть, забить, париться? Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

Мыльница – дешевый, простой в обращении фотоаппарат.

Прикид – одежда, наряд.

Кликнуть – перейти к другому объекту на экране компьютера с помощью щелчка левой кнопки «мышки».

Забить – пренебречь, отнестись без внимания, игнорировать.

Париться – волноваться, переживать, мучиться.

Кто и когда придумал слово миллион?

Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло в 13 веке.

Посетив Китай, он не нашел слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы оне (соответствующей увеличительному суффиксу ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

Где и когда издана самая маленькая книга?

В 1896 году в г. Падуе (Италия). Размер книги составляет16 х 11 миллиметров (величина ногтя). В ней напечатано письмо Галилея.

Агроном: специфика профессии, обязанности, зарплата

Наша оценка профессии

Востребованность

Зарплата

Легко ли получить профессию?

Престижность

Карьерный рост

Профессия агронома одна из наиболее значимых в сельском хозяйстве. Этот человек непосредственно управляет процессом выращивания самых разных сельхозкультур. Он подбирает методы культивации, рекультивации почв, взаимодействует с рабочими и самостоятельно принимает решения с целью получения максимального количества урожая.

В силу ряда причин вакантных должностей по этой профессии всегда больше чем претендентов. Однако это созидательная и разноплановая работа преследует, по сути, удовлетворение базовой потребности всех людей в еде. Да, именно от агрономов во многом зависит урожай. И бОльшая часть продуктов, которые люди ежедневно употребляют в пищу, была создана этими специалистами. Агрономы точно знают, когда и как высаживать сельскохозяйственные культуры, какие нужны удобрения, как защититься от вредителей и сохранить необходимые показатели урожайности.

История профессии

Возделыванием земли человек занимался с глубокой древности. Население Китая, Вьетнама, Индии, стран южной Европы и латинской Америки еще тысячи лет назад научилось правильно обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные растения. По мере становления государств и развития всей человеческой цивилизации появилась наука агрономия: она призвана обеспечить развитие и поддержание пищевой промышленности. Специальные методы и приемы помогают получить в конце сезона запланированный урожай.

До появления письменности знания по агрономии передавались от старших поколений к младшим. Первыми агрономами были древние славяне. А в нашей стране экспертами в этом деле стали А.Т. Болотов, И.М. Комов. Неоценимые знания в агрономию внесли своими исследованиями учёные В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, И.В. Мичурин. Результаты их трудов используют нынешние работники этой профессии и по сей день.

Кто такой агроном?

Сегодня агроном – это менеджер и технолог производства сельхозпродукции, а также бригадир рабочих. Его работа происходит непосредственно на открытом воздухе в полях либо в теплицах, плодопитомниках.

На агрономов возлагается большая ответственность за урожай, поэтому эти специалисты должны обладать и профессионализмом и рядом личностных качеств для управления коллективом.

Обязанности

У агронома обширный перечень обязанностей. К ним относятся следующие:

  • подбор сельхозкультур, подходящих для выращивания в данной местности и выбор конкретных сортов;
  • определение сроков посева и уборки урожая;
  • выбор методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и контроль за их исполнением;
  • круглогодичное планирование всех видов сельхозработ;
  • обход закрепленной территории и наблюдение за ростом сельхозкультур;
  • культивация почв, изучение их состояния и правильный подбор удобрений;
  • разработка и осуществление мер по рекультивации земель;
  • отслеживание погодных условий (осадки, влажность, температура воздуха) и корректировка принятых решений в соответствии с их изменениями;
  • обеспечение сохранности выращенного и собранного урожая;
  • заготовка семенного материала к следующему сезону и обеспечение комплекса мер для сохранения посевного фонда;
  • расстановка подчиненных рабочих на требуемых местах и контроль за выполнением ими поставленных задач;
  • селекция новых растений, отдельных сортов;
  • анализ достигнутых результатов (количество урожая) и определение причин «провального» сезона в случае невыполнения плана.

По сути, агроном – это связующее звено между рабочими и руководителем предприятия в сельском хозяйстве.

Что агроном использует в работе

Для реализации главной поставленной задачи – высокая урожайность при наименьших материальных и трудовых затратах – у агронома есть:

  • знания и опыт;
  • семена, удобрения, средства защиты растений;
  • материальная база (сельскохозяйственные машины и орудия, сооружения, средства для послеуборочной обработки урожая)
  • подчиненный персонал (полеводы, механизаторы, подсобные рабочие)

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии агронома относится:

  • работа неоднообразная, всегда приходится решать разные задачи;
  • профессия относится к высоко востребованным на рынке труда и значимым для общества;
  • много времени этот специалист проводит на открытом воздухе.

Минусы у этой профессии следующие:

  • условия работы не всегда благоприятны (приходиться контактировать со средствами химической защиты растений, обработанными удобрениями и семенами; пыль на зернохранилищах, при работе тракторов, комбайнов);
  • частичная, а иногда и полная зависимость результатов работ от природно-климатических условий на полях;
  • невысокая зарплата, что характерно для многих специалистов сельского хозяйства;
  • величина зарплаты чаще всего фиксированная и не зависит от качества работы;
  • некоторые организации для максимального урожая требуют от агрономов нарушать технологические процессы;
  • ненормированный рабочий день (в порядке вещей работа без выходных или по 12–14 часов в сутки);

Какое образование необходимо

Чтобы стать агрономом необходимо закончить средне или высшее учебное заведение сельскохозяйственной направленности. К наиболее крупным относятся:

  • МСХА им.Тимирязева в г. Москве;
  • Государственный Аграрный Университет в г. Новосибирске и в г. Санкт-Петербурге;
  • Сельскохозяйственный институт в г. Благовещенске;

Образование агронома также можно получить в непрофильных учебных заведениях, если у них есть факультет сельскохозяйственного профиля. Формы обучения – очная, заочная.

Во время учебы будущий агроном получает теоретические знания и практические навыки ведения сельского хозяйства. Часть студентов отсеивается уже после первой практики, так как агрономия не всем по душе.

С учетом востребованности профессии тем студентам, кто не имеет возможности поступить в ВУЗ можно спокойно поступать в средне-специальное учебное заведения. После них также можно без проблем устроиться на работу, а высшее образование получить уже потом.

Существуют специализированные курсы агрономов, которые подходят людям, имеющим смежную специальность, например зоотехник, птичник, биолог. Пройти их можно как очно, так и дистанционно.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Агроном должен знать и применять на практике:

  • общебиологические дисциплины;
  • земледелие и растениеводство;
  • агрохимию и мелиорацию;
  • основы селекции и семеноводства;
  • экономику отрасли сельского хозяйства;
  • защиту растений;
  • технологию хранения продукции растениеводства;
  • кормопроизводство;
  • плодоводство и овощеводство;
  • принципы работы агротехники;
  • трудовое и земельное законодательство, требования охраны труда на производстве;
  • стандарты на продукцию растениеводства;

К профессиональным навыкам необходимым агроному относятся:

  • умение пользоваться специальными приборами (влагомер, влагонатуромер и др.);
  • проведение апробации посевов сельхозкультур;
  • рациональное использование выделенных площадей для посевов;
  • правильно подбирать сорта и гибриды растений с учетом всех складывающихся на хозяйстве условий;
  • оценка эффективности применяемых удобрений;
  • анализ структуры урожая;
  • контроль за качеством сельхозкультур;
  • принятие действенных мер, направленных на устранение потерь урожая.

Требуемые личностные качества

Молодые люди, планирующие стать агрономами, должны обладать следующими личностными качествами:

  • умение самостоятельно мыслить, принимать решения, корректировать их и нести за это ответственность;
  • тактически, а иногда и стратегически планировать этапы выращивания сельскохозяйственной продукции и развитие всего хозяйства в целом;
  • умение организовать работу с людьми, управлять ими;
  • стрессоустойчивость, физическая выносливость;
  • внимательность и наблюдательность;
  • инициативность;
  • дисциплинированность;
  • коммуникабельность.

Поскольку работа в сельском хозяйстве предполагает контакты с пыльцой и химикатами, то у агронома не должно быть никаких аллергий. Кроме того, необходимо быть устойчивым к простудным заболеваниям.

Куда пойти работать

Агрономы работают на следующих предприятиях:

  • агрохолдинги;
  • частные фермерские хозяйства;
  • перерабатывающие предприятия отрасли сельского хозяйства;
  • тепличные хозяйства;
  • научно-исследовательские центры;
  • компании по производству семян, удобрений, препаратов для борьбы с паразитами;
  • образовательные учреждения.

Кроме того, некоторые агрономы создают собственное предприятие, где становятся руководителем и главным специалистом в одном лице.

Заработная плата

Уровень зарплаты по этой профессии зависит от стажа, конкретной должности, региона. В крупных областных центрах начинающему специалисту предлагают в среднем 25–35 тыс. руб. Агрономы с опытом работы могут претендовать уже на 40–70 тыс. руб. и выше. На периферии зарплаты поменьше: начинающие специалисты получают 13–30 тыс. руб., а имея несколько лет стажа в агрономии можно рассчитывать на зарплату 35–40 тыс. руб. Разумеется, уровень вознаграждения зависит и от самого предприятия: насколько оно прибыльно и рентабельно.

Высококлассные специалисты в крупных агрохолдингах получают от 100–250 тыс. руб. Но им нужно быть готовым к командировкам, в том числе и за границу.

Данные актуальны на Май 2019 и взяты из сервиса «Яндекс Работа»

Перспективы повышения

Хорошо проявив себя на новом месте работы, начинающий агроном вправе рассчитывать на повышение в должности (категории). Иногда начинать приходится с помощника агронома. Касается это в основном больших предприятий. Но и на более мелких руководство оценит добросовестного и ценного сотрудника, ведь сама профессии агронома весьма значима для функционирования организации.

Специалисты, нацеленные на карьерный рост, поднимаются в должности до главного агронома проекта, всего предприятия в целом или регионального агронома.

В последние годы с учетом роста востребованности этой профессии наметилась тенденция роста средней зарплаты. А также создания привлекательных условий (предоставление жилья, подсобного хозяйства, выплата «подъемных») для агрономов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector