Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выбираем профессию советы практического психолога

Рекомендации психолога «Как выбрать профессию»

Выбор профессии — одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Просмотр содержимого документа
«рекомендации психолога «Как выбрать профессию» »

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии — одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Условия выбора профессии:

Сфера «хочу» — интересы, стремления.

Сфера «могу» — способности, особенности характера.

Сфера «надо» — условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

знать как можно больше профессий;

определиться в своих интересах;

знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;

иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;

оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;

знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом

неумение оценить свои возможности;

отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;

отсутствие интереса, к какой бы то ни было деятельности

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

Выбор профессии «за компанию».

Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.

Увлечение только внешней стороной профессии.

Перенос отношения к человеку — представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.

Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.

Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.

Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.

Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер — строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек — знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек — художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

Рекомендации психолога по выбору профессии

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии – это элемент смысла жизни человека, потому что труд – есть значимая человеческая ценность и именно он – интересный, любимый и творческий – делает жизнь человека осмысленной и счастливой. Зачастую выбор дела по душе – процесс длительный, и делать скоропалительные выводы конечно вовсе не обязательно.

1) Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и точную оценку способностей и возможностей. Важно как можно больше узнать о себе.

2) Вы должны решить для себя, сколько времени и усилий Вы готовы потратить на профессиональное обучение.

3) Вы можете получить профессиональную консультацию у психолога.

Ответы на данные вопросы помогут Вам в выборе профессии:

  1. Какое значение имеют деньги в вашей жизни?
  2. Выбирая профессию, сколько бы Вы хотели иметь свободного времени?
  3. С какими людьми Вы хотели бы общаться?
  4. Вы уже выбрали профессию?
  5. Чем Вы руководствовались при выборе профессии?
  6. Какая у Вас успеваемость в школе?
  7. Какой школьный предмет Вам особенно нравится? Если этот предмет дается Вам без труда, имеет смысл сосредоточиться на аналогичной профессии.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКУ, ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ.

Жизнь—это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь… Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:

РАЗБЕРИСЬ. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или её результат?

НЕ ПУТАЙ ПРИЗВАНИЕ С ПРИЗНАНИЕМ. Не место красит человека, а человек место.

НЕ ПОДДАВАЙСЯ РЕКЛАМНЫМ СТЕРЕОТИПАМ. Узнай не только о радужной, но и теневой стороне профессии.

ВЫЯСНИ ВСЁ о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

МЕЧТАЙ о большом, но радуйся пока и малому! Помни: «Москва не сразу строилась» и «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

Рекомендации психолога
по проведению профориентации

Будущая жизнь интересует выпускников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной. Далеко не все старшие подростки к концу обучения могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения. Именно на этом этапе их жизненного пути важно помочь совершить им осознанный выбор профессии.

Читать еще:  Как долго отвечают на резюме

Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.

Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре.

Призвание, как интересы, склонности и желания в их сочетании с имеющимися способностями к тем или иным профессиям, надо преднамеренно вызывать у учащихся и всемерно стимулировать. Нельзя ограничиваться только поднятием интереса к уровню общего образования, безотносительно к конкретным профессиям. При такой беспредметной ориентировке почти все учащиеся стремятся только к высшему образованию, а потом большинство из них терпят неудачи, теряют уверенность в своих силах и переживают это как крушение надежд, бесперспективность. Особенно велика в профориентации роль профессионально-технических училищ и колледжей. Они могут и должны:

  • консультировать учителей и учащихся школ по вопросам характеристик профессий, а также условиям обучения в училищах и работы на предприятиях по данным профессиям;
  • популяризировать профессии и трудовые достижения своих выпускников, работающих на предприятии;
  • проводить «дни открытых дверей», сообщая о них молодежи, родителям и учителям школ;
  • организовывать выставки производственных изделий своих учащихся и предметов их технического творчества;
  • организовывать встречи школьников с учащимися колледжей и училищ с целью разъяснения им сущности осваиваемой профессии, а также условий обучения и работы на предприятии;
  • поддерживать связь с предприятиями и молодежными организациями по вопросам привлечения молодежи к обучению в училище и дальнейшего трудоустройства.

На данный момент большое влияние на выбор профессии и учебного заведения оказывает их престиж. Большинство школьников желают поступить в ВУЗ, отдавая дань моде. Но не все знают положительные стороны учебы в колледже. Многие думают, что придется заниматься надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей. Отсюда настороженность и критичность к преподавателям. Но теоретическая и практическая деятельность существенно различаются. Занятия в мастерских – это не «надоевшая учеба», а практическая работа, изготовление каких-то предметов, которые можно руками пощупать и видя которые полюбоваться результатами своего труда (а подростки и юноши склонны к таким занятиям еще с детства). Мастер – это образец того, кем они должны стать после окончания колледжа, у него надо многое перенять, чтобы получить профессию, а специальность всегда пригодиться. В колледже есть все возможности для проявлений активности учащимися. Разнообразие учебной деятельности, необходимость доводить все знания до практического овладения ими, до навыков и умений, большое количество наглядных пособий и натуральных производственных предметов, с которыми учащимся надо практически работать, создают все необходимые условия для проявления активности. Нужна только самостоятельность в учебной деятельности.

При появлении успехов в учебной деятельности учащихся их отношение к обучению в училище, а вместе с этим – и к профессии изменяется в лучшую сторону. Исчезают замкнутость и настороженность, возрождаются общительность и откровенность, укрепляются товарищество и дружба, развивается коллективизм. А все это положительно влияет на успешность профессионально-технического обучения, на развитие профессионально важных психических качеств и на формирование личности квалифицированного рабочего.

Можно выделить несколько практических рекомендаций:

  1. Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, а всегда учитывать важнейшие жизненные цели молодёжи.
  2. Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии.
  3. Учитывать, что для юношей при выборе профессии более важен размер будущей заработной платы, а для девушек – благоприятные условия труда. Рабочие профессии привлекают молодых людей прежде всего возможностью более быстрого достижения самостоятельности и независимости.
  4. Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной профориентационной информации. Школьная программа этих знаний не обеспечивает.
  5. Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.
  6. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности.

Как правильно выбрать профессию. Советы психолога

Итак, у вас возникли вопросы: что делать после окончания школы, какую профессию выбрать, куда поступать, на кого пойти учиться?

Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы развеять свои сомнения и совершить правильный выбор.

Существует ряд правил, предназначенных для принятия верного решения при выборе профессии. Внимательно ознакомьтесь с ними.

Правила выбора профессии:

Правило 1. Правило соответствия

Правило соответствия говорит о том, что профессия должна соответствовать вашим интересам, способностям, склонностям, предпочтениям, состоянию здоровья, а также отвечать потребностям общества в кадрах в данный момент времени. Здесь нужно найти «золотую серединку» между «Хочу», «Могу» и «Надо». Оптимальное соответствие этих параметров помогут сделать успешный выбор.

Что такое «Хочу». «Хочу» — это стремление личности, её желания, склонности и интересы. «Могу» — это возможности личности. Они включают: характер, темперамент, способности, уровень знаний, состояние здоровья. «Надо» включает: социально-экономические факторы, состояние рынка труда, потребности рынка в специалистах определенных профессий. Если удастся совместить эти три параметра — «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным. Другими словами, нужно найти такую профессию, которая будет для вас интересна, будет соответствовать Вашим способностям и будет пользоваться спросом на рынке труда в вашем регионе.

Правило 2. Правило осознанности

Правило говорит о том, что выбрать профессию может человек, четко осознающий:

  • кто он и что он из себя представляет, т.е. знающий себя, свои личностные качества, свои склонности, способности, дарования, физические способности и особенности;
  • что он хочет, т.е. осознавший свои идеалы, ценностные ориентиры, стремления, цели и имеющий жизненные планы;
  • какие требования предъявляет будущая профессия и что от него будет ожидать трудовой коллектив.
Читать еще:  Как коротко написать резюме

Правило 3. Правило постоянного развития

Правило говорит о необходимости постоянного, непрерывного развития. Нужно выработать в себе привычку постоянного «движения», нахождения в состоянии «весны». Весной начинается пробуждение земли от зимней спячки, природа просыпается и начинается бурное развитие растительности: трава зеленеет, в деревьях начинается движение соков, появляются почки, новые ростки, листья. Станьте «весной» и постарайтесь поддерживать это состояние в себе всегда. Остановка в собственном развитии сегодня означает ухудшение ситуации завтра. Необходимо развивать такие положительные качества, как честность, самостоятельность, добросовестность, инициативность, любознательность, трудолюбие, коммуникабельность, настойчивость, выдержку, силу воли, смелость, стойкость к неудачам, а также такие психические процессы, как мышление, память, внимание. Все эти качества и черты характера, развитые в должной мере, нужны для успеха в любой профессии. Люди, у которых они выражены слабо или отдельные из них и вовсе отсутствуют, относятся к категории слабохарактерных. Они пассивны и в жизни, и в работе, и находятся в состоянии «зимы». Зачастую, имея даже самые хорошие намерения, они не добиваются значимых результатов, остаются всегда в тени и практически не продвигаются по карьерной лестнице.

Правило 4. Правило активного практического действия

Здесь полностью уместна поговорка: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Старайтесь активно проявлять себя в школе. Пробуйте свои силы везде, где это возможно. Теория без практики — ничто. Можно долго рассуждать о том, что нравиться или не нравиться, но пока не попробуешь — не поймешь. В школе есть все условия для того, чтобы заранее, не дожидаясь выпускного класса, понять, что же на самом деле вам нравиться. Записывайтесь в кружки, ходите на факультативы, в спортивные секции, читайте различную литературу, посещайте музеи, выставки, встречи с интересными людьми, ездите на экскурсии, и, конечно же, посещайте учебные заведения в Дни открытых дверей.

И если вам самим, при всех ваших стараниях, так и не удалось определиться с выбором профессии к окончанию школы, не стесняйтесь и обратитесь за помощью к школьному психологу, социальному педагогу. У этих специалистов есть возможность оказать вам помощь в самоопределении и принятии решения куда поступить.

А мы будем надеяться, что эта статья хоть немного помогла вам и вы совершите правильный профессиональный выбор и решите куда поступать после окончания школы.

Психолог- профориентатор — о главных проблемах и стереотипах выбора профессии

В России люди не привыкли ходить к психологам. Это стереотип, который существует уже не одно десятилетие. Однако в последнее время, например, в вопросах выбора профессии, жители страны все чаще прибегают к помощи специалистов. Психолог по профориентации поможет разобраться, как из миллиона вариантов выбрать несколько перспективных направлений работы, а также подскажет конкретный план развития по выбранным траекториям, исходя из собственных склонностей и желаний. О том, почему выбирать профессию стоит заранее и как это сделать эффективно, ITMO.NEWS рассказала психолог отдела профориентации и работы с талантами Университета ИТМО Татьяна Климова. Вместе с экспертом ищем ответ на вопрос: «Что делать, если на выборе профессии настаивают родители, а у вас есть собственная мечта?»

Обращаться к психологу не принято/бесполезно. Почему это не так?

Жители России нечасто обращаются за помощью к психологам. Лучшими советниками, как правило, для них становятся друзья и родственники. Но в последнее время ситуация начала меняться. Свою роль сыграл тренд на профориентацию: проблема выбора профессии и осознанный подход к этой теме начал обсуждаться на самом высоком уровне, говорит Татьяна Климова. Кроме того, появляется гораздо больше возможностей и способов, благодаря которым можно определить для себя несколько вариантов профессионального развития.

«Появилось больше свободы действий. Я все чаще вижу, что люди постепенно начинают доверять специалистам, обращаться за квалифицированной помощью и в принципе изучать этот вопрос. Последнее тоже очень важно», — говорит эксперт.

Другой сдерживающий фактор – неудачный опыт. Зачастую обращаться к специалистам по профориентации не спешат те, кто уже проходил ее один раз (например, в школе) и не вынес для себя ничего полезного. По словам Татьяны Климовой, уже столкнувшиеся с негативным опытом школьники, как правило, ожидают, что:

а) кабинет специалиста по профориентации — это место, где с ними будут строго и формально разговаривать;

б) профориентация — это просто сухой тест, после которого без объяснения выдадут результаты;

в) профориентация в университете — это официально и очень серьезно, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем задать тот или иной вопрос.

Татьяна Климова

«Когда встреча назначается в университете, ребята, с одной стороны, хотят очень многое узнать, но с другой — боятся и очень часто стесняются спрашивать, потому что вуз в их понимании — это очень строгая, серьезная структура, пока незнакомая среда. Поэтому на встречах я всегда сначала спрашиваю, был ли у ребят опыт профориентации раньше, почему они считают его неудачным и почему им не удалось вынести из него пользу, — продолжает Татьяна. — В нашем случае влияние оказывает и сам университет: Университет ИТМО — неклассический вуз, это позволяет мне использовать в своей работе более творческий подход».

Чем могут помочь специалисты по профориентации

К специалисту по профориентации можно прийти, если вы не знаете, какую профессию выбрать, а также если вы просто хотите удостовериться в правильности своего выбора. При этом профориентацию недостаточно проходить онлайн – в таком случае все равно останутся вопросы, которые лучше прояснить при очной беседе со специалистом.

«Очень полезно получить взгляд со стороны: одно дело, когда вам что-либо говорят родители, другое — когда вы также получаете оценку специалиста, которая дается в соответствии с проверенными и отработанными методиками и сопровождается подробным объяснением, почему результат именно такой», — говорит Татьяна Климова.

Прежде чем прийти на очную беседу со специалистом по профориентации в Университете ИТМО, необходимо зайти на сайт ITMO.START. Имея свой профиль на портале, посетитель может управлять им и получать всю необходимую информацию о профориентационных активностях вуза. После регистрации участник может подать заявку на профориентацию, результаты которой помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах.

После того, как посетитель портала отправил заявку на профориентационную консультацию (подробнее о том, как это сделать, можно почитать здесь), ему сначала приходит тест.

«Профориентация во многом похожа на собеседование на работу или процесс по составлению резюме. По сути, это шаг во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна Климова. — Заполнение теста в среднем занимает полтора часа, после чего участник отправляет его мне с указанием, что он хочет прийти на консультацию, далее мы назначаем встречу. Эти шаги необходимы, чтобы исключить немотивированных участников. Многие думают, что они просто посидят на консультации и все. Так не работает: в этот процесс действительно нужно вложить свое время и усилия, чтобы получить результат».

На очной консультации школьник знакомится с психологом, а также получает результаты теста с подробным пояснением. Беседа проходит индивидуально и длится около часа, а уже выйдя из кабинета психолога, школьник может поделиться ее результатами с родителями. На консультации специалист по профориентации рассказывает школьнику про профессии, навыки, основы целеполагания, обсуждает, как справиться с большой загруженностью и определиться с приоритетами, а также рассказывает о возможностях Университета ИТМО, которые помогут развить те или иные склонности школьника и получить новые знания в интересной области. По итогам беседы участник получает индивидуальное письмо, где прописываются возможности и ресурсы, которые он может посмотреть и изучить самостоятельно.

Читать еще:  Как написать резюме юристу

С какого возраста стоит начать проходить профориентацию

С 14 лет. Именно с этого возраста вопрос становится актуальным, школьники начинают предметно задумываться о будущей профессии и более осознанно планировать свою дальнейшую деятельность, отмечает эксперт.

При этом прийти на профориентационную консультацию в Университет ИТМО может как условный «чистый технарь», так и школьник, который понимает, что ему интереснее развиваться в гуманитарных направлениях или работать на стыке. В Университете ИТМО есть разные мегафакультеты, где могут найти свое применение люди с различными компетенциями.

Пять типичных проблем и как их можно решить

Школьники приходят к специалисту с комплексом вопросов: как выбрать направление, если вообще не представляешь, какие возможности есть вокруг, что нужно для развития своих способностей и так далее. Рассмотрим основные и разберемся, как в их решении может помочь профориентация.

Проблема 1: «На выборе профессии настаивают родители, а я хочу заниматься совсем другим»

Одним из условий профориентационной консультации является ее индивидуальный характер, поэтому на беседе со специалистом присутствует только школьник. Уже после этого психолог вместе со школьником проводит беседу с родителями, где обсуждает результаты. Причем в первую очередь слово дают ребенку, чтобы он смог обсудить с родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.

Как справляться с ситуацией, когда взгляды школьника и его родителей на будущую профессию не совпадают?

«В этой ситуации я сначала, безусловно, слушаю подростков, пытаюсь понять, что им интересно. Бывают так, что ребята хотят одно, а родители настаивают совершенно на другом. Например, подросток хочет быть предпринимателем, а родители настаивают на хим-био. Здесь всегда есть выход. Необходимо выстроить путь, исходя из этих условий. Первое: можно получить образование на бакалавриате по тому направлению, что советуют родители и которое близко подростку, а в магистратуре сделать упор на развитие предпринимательских навыков. Второе: ребята могут еще раз поговорить с родителями и объяснить, что они хотят. Были случаи, когда с родителями разговаривала и я, потому что одно дело, когда родители общаются со школьником, относясь к нему как к ребенку, другое — когда они выслушивают экспертное мнение и начинают по-другому смотреть на точку зрения своего ребенка», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 2: «Я точно знаю, что буду программистом: это не так сложно, популярно и зарплаты в IT самые высокие»

Нацеленность лишь на материальный результат и моду — тоже не лучший вариант. Важно понимать специфику работы, а также проверить — владеете ли вы на данный момент хотя бы минимальным уровнем навыков и знаний, которые необходимы для развития в этой области. И в принципе хотите ли работать над этим.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые хотят быть программистами, потому что в этой сфере много денег, это популярно, там свободный график работы и так далее. В этот момент я всегда задаю вопрос: “А какие языки программирования вы уже знаете?” Часто получаю ответ, что никаких. Желание не всегда соотносится с возможностями. Если ты это действительно хочешь, отлично, теперь давай думать, какие действия помогут тебе достичь цели», — отмечает психолог.

Проблема 3: «Не могу выбрать конкретное направление: вокруг столько всего интересного»

Чаще всего к специалисту по профориентации приходят именно с этим вопросом. Поэтому более актуальная задача для психолога — не мотивировать учиться усерднее, а напротив — помочь разобраться школьникам, которые и так берут на себя много задач, какое направление им ближе всего.

«Ребята действительно много учатся, очень много успевают, но при этом совсем не слышат себя, не понимая, чего они на самом деле хотят. В этом случае особенно может помочь общение. Безусловно, есть очень много школьников, которые успешно развиваются в разных сферах, но при этом я никогда не ограничиваю их. Задача профориентатора — не сказать “Иди только туда” или “Все, ты будешь строителем”. Мы всегда расписываем несколько вариантов событий, оставляя при этом свободу выбора. Профориентация — это не когда тебе называют профессию, после чего ты идешь и учишься на нее. Это способ из миллиарда профессий определить несколько, из которых можно выбрать», — говорит специалист.

Проблема 4: «Хочу быть психологом, но не люблю людей»

В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Именно поэтому с участниками профориентационных консультаций всегда обсуждаются индивидуальные особенности: любят ли они работать в коллективе или предпочитают самостоятельность, не боятся ли они многозадачности или хотят, чтобы все было по полочкам.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые говорят, что любят психологию, но при этом не хотят общаться с людьми. Что делать? Это значит, что подростку нужно идти не на психологию коммуникаций и в консультирование, а, например, в исследовательскую деятельность, где он сможет работать с базой данных, с цифрами, со статистикой. Часто становится откровением, что даже в пределах одной профессии можно применить абсолютно разные, порой даже противоположные склонности. Это справедливо и в отношении программиста: кто-то исключительно пишет код, а кто-то управляет командой или выступает, как евангелист it-направления», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 5: «Что если я сейчас сделаю неправильный выбор, а потом буду кусать локти всю жизнь?»

Профориентация позволяет снизить беспокойство. Далеко не все могут сделать в восьмом классе выбор на всю жизнь, и ничего страшного в этом нет. На консультации со специалистом лучше сконцентрироваться на собственных склонностях и актуальных интересах, и, исходя из этого, построить план на ближайшую перспективу.

Профориентацию рекомендуют проходить каждый год, если нет четкой определенности. Тогда будет возможность проследить за динамикой развития и увидеть новые стороны профессий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector