Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в социальном обслуживании

Страничка Психолога

Жизнь может быть как тяжелой и безысходной, так и удивительной и прекрасной. Проблемы происходят в жизни каждого из нас. Часто, сталкиваясь с проблемой, достаточно лишь посмотреть на все с другой стороны, правильно поставить вопросы и найти на них свои собственные ответы для решения ситуации.
Нужно искать различные пути выхода из сложившейся ситуации, а при необходимости – обращаться за профессиональной помощью.

АНИЧКИНА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА – ПСИХОЛОГ
ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Образование: высшее профессиональное
Стаж по специальности:
Приоритетные направления деятельности: работа с пожилыми людьми, социальными работниками, сотрудниками.
Профессиональные навыки:
психологическое индивидуальное консультирование, психологическая диагностика, проведение индивидуальных и групповых психо-коррекционных занятий, психологические тренинги, клубная работа.

Часы работы: пн.-пт. 8.00-17.00
Перерыв: 13.00-13.48
Выходной: суббота, воскресенье
Телефон: 8 (38456) 3 17 09
Адрес: пр.Кирова, 61.

Деятельность психолога Центра социального обслуживания населения, направлена на оказание различных видов психологической помощи, в сохранении психического, соматического и социального благополучия клиентов учреждения, пожилых людей и инвалидов. Психологическая работа проводится с клиентами всех структурных подразделений Центра, а также по обращению граждан города, с персоналом и административным составом Центра.
Психологические занятия проводятся с получателями социальных услуг в отделении дневного пребывания. Для эффективной работы с этой категорией людей проводятся аутотренинги, релаксационные программы с целью стабилизации эмоционального состояния. Групповые тренинги, направленные на улучшение эмоционально-волевой сферы (с применением музыкотерапии, кинотерапии, ароматерапии и др.). Применение арттерапии, трудотерапии, упражнений и игр, направленных на развитие тонкой моторики. Разработка и проведение психо-коррекционных мероприятий (по активизации процессов мышления, памяти, восприятия), которые составлены с учетом характерологических особенностей людей пожилого возраста и адаптированы для пенсионеров.

С сотрудниками Центра (персоналом и административным составом) проводится профилактическая и психодиагностическая работа.
Индивидуальная психологическая помощь оказывается клиентам надомной службы, гражданам, обратившимся в Центр и с выходом по месту жительства.

АНИЧКИНА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА

Притча «Отец, сын и осел».

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?».
Отец принял его слова и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом».
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!»
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?»
Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам делать».

Как всегда «быть в духе»?

Человек — не робот. Эмоции — важная составляющая его психики. Умение грамотно владеть своей эмоциональной сферой — одна из важнейших ступеней на пути к успеху. Дурное настроение и зависимость от смены настроений других — плохой советчик. Эмоции в самый неподходящий момент могут сыграть злую шутку.
Уверенный в себе человек вряд ли позволит кому-то управлять собой и своим внутренним настроем. Значит, самое главное — стать уверенным человеком. Понять, что мешает, докопаться до сути — почему у вас появилась эта неуверенность в себе и в чем она выражается. Часто у внутренних страхов нет реальной подоплеки, они надуманы нами же.
Мы сами создали их в своем воображении. Значит, только мы сами и можем их подавить. Многие мамы каждое утро будят своих чад такими словами: «Вставайте, солнышки, вас ждут большие дела!» Что-то подобное говаривал слуга своему известному господину: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Отличный заряд на весь день. После таких слов уже не будешь унылым и грустным бродить по комнате, вяло собираясь начать дела. А слова «Все будет хорошо» и им подобные прекрасно тонизируют, но ненадолго… Лучше вселять уверенность поступками. Заражать оптимизмом окружающих. Уверенный в себе человек всегда отлично помогает и другим почувствовать твердую почву под ногами. В минуты слабости и уныния старайтесь пообщаться с веселым, жизнерадостным человеком. Почувствуйте, как легко становится на душе.
Как часто отрицательные эмоции захлестывают, и человеку самому не вырваться из пут пессимизма и трагедизации какого-то события. Лучший рецепт от этого — начать заниматься чем-то очень приятным. Сходить на массаж, поплавать в бассейне, собрать вечеринку.
Идите «в люди». Красиво оденьтесь, сделайте прическу. Одни эти процедуры смогут помочь в любой трудной жизненной ситуации. Главное — переключить внимание. Жизнь-то продолжается. И только вы — кузнец своего счастья. Если выбираете уныние, это ваш выбор.
Если вы начнете свой бодрый день с зарядки и душа, с формулы хорошего настроения и веселой песни, заряда хватит надолго.

Только положительная информация
Сегодня достаточно информации как негативной, так и позитивной. Для того чтобы начать думать позитивно, окружайте себя только позитивной информацией. Экономьте свое время и не тратьте его на негативную информацию, новости или события, так как это утомляет и ухудшает не только настроение, но и здоровье.

Только позитивные люди вокруг
Подружитесь с жизнерадостными людьми, которые подзаряжают хорошим настроением и информацией, и вы сами увидите, как ваша жизнь измениться в лучшую сторону. Ведь психологи доказали, что если человек, с плохим настроем зайдет в группу позитивных и жизнерадостных людей, то их настроение испортиться также.

Только хорошие, добрые книги
Чтобы создать позитивный настрой на жизнь, нужно начать читать те книги, которые не только помогут ответить вам на ваши вопросы, но и дадут вам массу положительной энергии и настроения.

И конечно любимое хобби
Почему сегодня много негативно настроенных людей, в том, что они занимаются всю свою жизнь тем, что им не нравиться, но приносит деньги, Но ведь больше денег, приходит именно к тем людям, которые делают то, что им нравиться, занимаясь любимым делом, не думая о деньгах. Так как главное богатство это наши знания. Еще говорят, что лучшее хобби — это то, которое приносит деньги.

Помощь и поддержка тех, кто вас окружает
Чтобы думать о хорошем, начните помогать тем людям, которые вас окружают. Вы не поверите, но после того, как вы поможете хотя бы одному человеку, ваше настроение улучшиться и сохраниться на целый день. Начните утро, с помощи людям и ваш день пройдет удачно, так как добрый человек, всегда будет чувствовать себя хорошо.

Только с улыбки необходимо встречать новый день
Все знают, что как день начнешь, так его и проведешь, но люди недостаточно все это осознают. Проснувшись, улыбнитесь новому дню, и не давайте обстоятельствам испортить ваше настроение. Улыбка важна не только утром, дома самому себе, но она еще важна и для окружающих. Поэтому улыбайтесь как можно чаще прохожим, подарите им хорошее настроение на весь день, а они подарят вам его тогда, когда уже вы будете идти с плохим настроением.

Благодарность каждое утро
Чтобы начать думать позитивно, напишите на листке бумаги все, за что вы благодарны себе, людям и миру и положите данный листок так, чтобы каждое утро он вам напоминал о себе. Каждое утро, просматривайте и проговаривайте ваш список, за что вы благодарны.

Читать еще:  Психолог в детском саду отзывы о работе

Постоянная борьба с плохим настроением
Самый надежный способ, чтобы ваше настроение было всегда хорошим, начните контролировать свои мысли и эмоции.

Спорт и утренняя зарядка вам в помощь
Психологи выяснили, что спорт, улучшает не только физическую форму человека, но и психологическую. Утренняя зарядка, помогает вам улучшить свое настроение, стать бодрым и веселым и оставаясь таковым весь день.

Правильное питание и побольше жидкости
На самом деле питание, самое главное для того, чтобы создать позитивный настрой на жизнь. Чтобы в вашем организме, было больше энергии, нужно пить больше воды. Так же организму нужны витамины в определенном количестве.

Польза ночного сна
Хорошее настроение находится в зависимости от того, сколько мы спим. Побольше спите, не забывайте про сон, не откладывайте сон как что-то ненужное и несущественное, ведь пользу ночного сна трудно переоценить!

Вроде бы всё понятно и просто,

будьте позитивней и всё.

Удачи Вам!

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

В нашей стране не принято обращаться к психологу. Если болеет тело, мы традиционно идём к врачу, а традиция лечить душу в нашем обществе не прижилась. Уже доказан тот факт, что большой процент людей, попавших в психиатрические больницы, могли бы туда не попасть, если бы в период эмоционального кризиса вовремя бы обратились за профессиональной помощью.

Так почему же люди не обращаются к психологу? С одной стороны, люди недостаточно осведомлены, чем им может помочь психолог, некоторые не видят различия между психологом и психиатром, а с другой стороны, одна из наших культурных особенностей – страх общественного мнения: «Как можно откровенничать с посторонним человеком?»
Позвонив по круглосуточному бесплатному телефону доверия, вы получите помощь СРАЗУ В МОМЕНТ ОБРАЩЕНИЯ. Опытные психологи анонимно помогут вам разобраться в собственных чувствах, увидеть новые стороны ситуации. Благодаря их советам вам будет легче найти выход из самых трудных жизненных обстоятельств.

Деятельность психолога в системе социальной защиты населения.

В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Основные учреждения (подразделения) социальной защиты населения, в которых по штатному расписанию имеются должности психолога или педагога-психолога

Согласно профессиональному стандарту «Психолог в социальной сфере» основными целями профессиональной деятельности психолога в системе социальной защиты населения являются:

— мероприятия по профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдель 3

ных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и др.);

— психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым; сиротам; лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной систем ы).

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность, достойную жизнь и свободное развитие человека (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно.

Важно понимать, что трудные жизненные ситуации могут быть обусловлены внешними и внутренними причинами (рис. 9.7). Поэтому разрешение подобных ситуаций предполагает как непосредственную психологическую помощь, так и разрешение социальных, экономических и медицинских проблем нуждающихся. Учитывая сложность и многообразие проблем, требующих оказания психологической помощи, в их решении совместно с психологом участвуют педагоги, социальные работники, юристы, психотерапевты, психиатры и др.

Рис. 9.7. Причины трудных жизненных ситуаций

В перечень основных задач, решаемых психологами (педагогами-психоло- гами) системе социальной защиты населения входят:

  • — повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения (в сферах межличностного, семейного, родительского общения);
  • — непосредственная помощь семьям в конфликтных и кризисных ситуациях; психологическая помощь населению (мигрантам) в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни; непрерывное повышение профессионального уровня специалистов. Реализация профессиональных функций психолога социальной работы осуществляется по нескольким направлениям.
  • 1. Психологическое просвещение — распространение психологических знаний среди широких слоев населения. Проводится в форме лекций, бесед, семинаров, радио- и телепередач и т.п.
  • 2. Психологическая профилактика — целенаправленная работа по предупреждению негативных явлений в психическом и личностном развитии детей и подростков, в семейных отношениях. Проводится в форме лекций, бесед, наблюдения за развитием детей в семье (с проведением психодиагностических исследований и разработкой рекомендаций по индивидуальной работе родителей с детьми).
  • 3. Психологическая диагностика — выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности для определения показаний к проведению коррекционно-психотерапевтической работы с различными категориями населения.
  • 4. Психологическая коррекция, развитие и обучение — целенаправленная работа психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии детей и взрослых путем психологического воздействия на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Выделяют индивидуальную (работа с клиентом при отсутствии посторонних лиц) и групповую (работа осуществляется с группой клиентов со схожими проблемами, когда эффект достигается за счет взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга) формы психологической коррекции. Групповая работа направлена на поиск решения проблемы, используя личностные ресурсы группы. Выделяют следующие способы коррекции: нейтрализация или разрешение проблем, связанных с занятостью, трудоустройством; работа с горем и утратами; адаптация к изменившимся условиям жизни в трудной жизненной ситуации; выработка эффективных навыков сотрудничества; поиск стратегий поведения для минимизации негативных последствий. В групповой работе широко используются группы самопомощи и тренинги.
  • 5. Психологическое консультирование — помощь психолога детям, их родителям, супругам или семье в целом в решении проблем психологического характера. Психологическое консультирование адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Консультативная работа ведется как при прямом контакте с клиентом, так и на расстоянии (телефон доверия, консультативная переписка, вебинар, скайп и т.д.).

Группы самопомощи (англ, self-help-groups) — добровольные объединения людей, которые, разделяя определенные личные интересы, имея личный опыт, связанный с той или иной проблемой, объединяются для сотрудничества с целью реализации собственных потребностей или потребностей общности для обмена информацией, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Одной из форм оказания помощи в кризисных ситуациях является телефонное консультирование. В 1953 г. священник англиканской церкви Чэд Вара (1911—2007) создал первую службу телефона доверия для одиноких, отчаявшихся и имеющих суицидальные намерения людей.

Телефон доверия (ТД) — это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы и социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях. С 1991 г. существует Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), которая, в свою очередь, входит в состав Международной федерации телефонной экстренной помощи IFOTES (англ. International Federation of Telephonic Emergency Services).

Сегодня, по данным РАТЭПП, количество телефонов доверия в России приближается к 220. Около 2500 сотрудников (профессиональных психологов и волонтеров) ежегодно отвечают не менее чем на 1,5 млн звонков.

В чем, на ваш взгляд, основные преимущества телефонного консультирования перед традиционным? [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

ческой коррекции и психотерапии, медико-психологической экспертизы и социальной реабилитации больных.

Основная задача психопрофилактической деятельности психологов заключается в оказании психологической помощи практически здоровым людям в целях предупреждения возможности возникновения нервно-психических и психосоматических заболеваний (первичная психопрофилактика), их неблагоприятного развития и возникновения острых посттравматических стрессовых расстройств (вторичная психопрофилактика), а также рецидивов перечисленных расстройств (третичная психопрофилактика).

Психологическая диагностика в клинической и профилактической медицине осуществляется практическими психологами в целях получения объективной информации о совокупности психологических характеристик пациентов, механизмах их формирования и предполагаемой динамике развития (рис. 9.8). Проводимые в медицинской практике психодиагностические исследования направлены на выявление и оценку выраженности психологических нарушений (когнитивных, эмоционально-аффективных, мотивационных и поведенческих) в ситуациях высокого риска развития патологии, предболезни и болезни, которые впоследствии подлежат клиническому осмыслению и служат объектами консультационных, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, прогнозирования эффективности восстановительного лечения, медико-психологической экспертизы и реабилитации.

Читать еще:  Психолог в государственном учреждении

Рис. 9.8. Основные задачи психологической диагностики в клинической медицине

Мероприятия по психологическому консультированию, психологической коррекции и психотерапии направлены на: эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией; мобилизацию психологических ресурсов по преодолению последствий влияния неблагоприятных факторов; развитие устойчивости к негативным воздействиям внешней и внутренней среды.

В рамках медико-психологической экспертизы психологи совместно с медицинскими работниками оценивают пригодность больного (выздоравливающего) к определенным видам профессиональной деятельности, а также выраженность инвалидизации после заболеваний и травм.

Социально-психологическая реабилитация проводится с целью восстановления измененной психической активности и адаптации пациентов к социальной среде в условиях нарушенного здоровья, предотвращения или снижения степени инвалидизации.

Социальный психолог

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

психолог социальной службы. Содержание и организация труда

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. — Формирование у населения запроса на психологические услуги. — Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. — Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

— Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

— Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

— Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

— Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

— Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

— в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

— в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

— смешанная форма (индиви дуально-груп повая) — тематические психологические тренинги

— Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

— Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

— Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

— Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

— Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

— Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

— Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

— Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

— Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

— Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм — социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

— Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

— Коррекция комму никативной сферы клиента.

— Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

— Расширение позитивного социального опыта клиента.

— Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

— Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

— Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

— Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

— Содействие в установлении контакта с клиентом.

— Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

— Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

— Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

— Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. — Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект — объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

— Психологическая поддержка клиента.

— Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» — рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

• документацию, планирующую его деятельность:

• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×