Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в социальной сфере чем занимается

Деятельность психолога в системе социальной защиты населения.

В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Основные учреждения (подразделения) социальной защиты населения, в которых по штатному расписанию имеются должности психолога или педагога-психолога

Согласно профессиональному стандарту «Психолог в социальной сфере» основными целями профессиональной деятельности психолога в системе социальной защиты населения являются:

— мероприятия по профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдель 3

ных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и др.);

— психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым; сиротам; лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной систем ы).

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность, достойную жизнь и свободное развитие человека (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно.

Важно понимать, что трудные жизненные ситуации могут быть обусловлены внешними и внутренними причинами (рис. 9.7). Поэтому разрешение подобных ситуаций предполагает как непосредственную психологическую помощь, так и разрешение социальных, экономических и медицинских проблем нуждающихся. Учитывая сложность и многообразие проблем, требующих оказания психологической помощи, в их решении совместно с психологом участвуют педагоги, социальные работники, юристы, психотерапевты, психиатры и др.

Рис. 9.7. Причины трудных жизненных ситуаций

В перечень основных задач, решаемых психологами (педагогами-психоло- гами) системе социальной защиты населения входят:

  • — повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения (в сферах межличностного, семейного, родительского общения);
  • — непосредственная помощь семьям в конфликтных и кризисных ситуациях; психологическая помощь населению (мигрантам) в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни; непрерывное повышение профессионального уровня специалистов. Реализация профессиональных функций психолога социальной работы осуществляется по нескольким направлениям.
  • 1. Психологическое просвещение — распространение психологических знаний среди широких слоев населения. Проводится в форме лекций, бесед, семинаров, радио- и телепередач и т.п.
  • 2. Психологическая профилактика — целенаправленная работа по предупреждению негативных явлений в психическом и личностном развитии детей и подростков, в семейных отношениях. Проводится в форме лекций, бесед, наблюдения за развитием детей в семье (с проведением психодиагностических исследований и разработкой рекомендаций по индивидуальной работе родителей с детьми).
  • 3. Психологическая диагностика — выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности для определения показаний к проведению коррекционно-психотерапевтической работы с различными категориями населения.
  • 4. Психологическая коррекция, развитие и обучение — целенаправленная работа психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии детей и взрослых путем психологического воздействия на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Выделяют индивидуальную (работа с клиентом при отсутствии посторонних лиц) и групповую (работа осуществляется с группой клиентов со схожими проблемами, когда эффект достигается за счет взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга) формы психологической коррекции. Групповая работа направлена на поиск решения проблемы, используя личностные ресурсы группы. Выделяют следующие способы коррекции: нейтрализация или разрешение проблем, связанных с занятостью, трудоустройством; работа с горем и утратами; адаптация к изменившимся условиям жизни в трудной жизненной ситуации; выработка эффективных навыков сотрудничества; поиск стратегий поведения для минимизации негативных последствий. В групповой работе широко используются группы самопомощи и тренинги.
  • 5. Психологическое консультирование — помощь психолога детям, их родителям, супругам или семье в целом в решении проблем психологического характера. Психологическое консультирование адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Консультативная работа ведется как при прямом контакте с клиентом, так и на расстоянии (телефон доверия, консультативная переписка, вебинар, скайп и т.д.).

Группы самопомощи (англ, self-help-groups) — добровольные объединения людей, которые, разделяя определенные личные интересы, имея личный опыт, связанный с той или иной проблемой, объединяются для сотрудничества с целью реализации собственных потребностей или потребностей общности для обмена информацией, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Одной из форм оказания помощи в кризисных ситуациях является телефонное консультирование. В 1953 г. священник англиканской церкви Чэд Вара (1911—2007) создал первую службу телефона доверия для одиноких, отчаявшихся и имеющих суицидальные намерения людей.

Телефон доверия (ТД) — это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы и социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях. С 1991 г. существует Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), которая, в свою очередь, входит в состав Международной федерации телефонной экстренной помощи IFOTES (англ. International Federation of Telephonic Emergency Services).

Сегодня, по данным РАТЭПП, количество телефонов доверия в России приближается к 220. Около 2500 сотрудников (профессиональных психологов и волонтеров) ежегодно отвечают не менее чем на 1,5 млн звонков.

В чем, на ваш взгляд, основные преимущества телефонного консультирования перед традиционным? [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

ческой коррекции и психотерапии, медико-психологической экспертизы и социальной реабилитации больных.

Основная задача психопрофилактической деятельности психологов заключается в оказании психологической помощи практически здоровым людям в целях предупреждения возможности возникновения нервно-психических и психосоматических заболеваний (первичная психопрофилактика), их неблагоприятного развития и возникновения острых посттравматических стрессовых расстройств (вторичная психопрофилактика), а также рецидивов перечисленных расстройств (третичная психопрофилактика).

Психологическая диагностика в клинической и профилактической медицине осуществляется практическими психологами в целях получения объективной информации о совокупности психологических характеристик пациентов, механизмах их формирования и предполагаемой динамике развития (рис. 9.8). Проводимые в медицинской практике психодиагностические исследования направлены на выявление и оценку выраженности психологических нарушений (когнитивных, эмоционально-аффективных, мотивационных и поведенческих) в ситуациях высокого риска развития патологии, предболезни и болезни, которые впоследствии подлежат клиническому осмыслению и служат объектами консультационных, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, прогнозирования эффективности восстановительного лечения, медико-психологической экспертизы и реабилитации.

Рис. 9.8. Основные задачи психологической диагностики в клинической медицине

Мероприятия по психологическому консультированию, психологической коррекции и психотерапии направлены на: эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией; мобилизацию психологических ресурсов по преодолению последствий влияния неблагоприятных факторов; развитие устойчивости к негативным воздействиям внешней и внутренней среды.

В рамках медико-психологической экспертизы психологи совместно с медицинскими работниками оценивают пригодность больного (выздоравливающего) к определенным видам профессиональной деятельности, а также выраженность инвалидизации после заболеваний и травм.

Социально-психологическая реабилитация проводится с целью восстановления измененной психической активности и адаптации пациентов к социальной среде в условиях нарушенного здоровья, предотвращения или снижения степени инвалидизации.

с присвоением квалификации «Психолог в социальной сфере

Описание

Программа

Учебный план

Отзывы

Диплом

Тип образования: Профессиональная переподготовка

Читать еще:  Психолог в школу москва

Профессиональная переподготовка – отличная возможность сменить сферу деятельности и получить новую квалификацию. Обучение проводится как на базе высшего, так и на базе среднего профессионального образования.

Прохождение переподготовки подтверждается дипломом, который даёт право на работу в выбранном направлении.

Если вы хотите попробовать себя в новом деле, найти занятие по душе или даже призвание – обратите внимание на эту уникальную возможность.

Длительность обучения: 4 месяца (560 часов)

Программа каждого курса предусматривает определённое количество часов на изучение конкретной дисциплины и темы. Также в программу заложены домашние задания, их проверка и обсуждение с преподавателем.

Заявленный срок обучения в месяцах предполагает спокойное погружение в предмет – обучение в свободное от основной деятельности время, по утрам, вечерам или в выходные.

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей

Оставьте заявку на обучение и если вас интересует возможность рассрочки, обсудите это с нашим менеджером.

Менеджер составит индивидуальный (удобный для вас) график платежей, рассрочка предоставляется Академией (не банком), без комиссий и процентов.

Оплата производится по счёту, в любом удобном банке.

Форма обучения: Заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ обучаться онлайн,
не выходя из дома.

Сразу после зачисления вы получите доступ в систему и сможете учиться в подходящее вам время и в удобном месте. Материалы курса доступны
24 часа в сутки, система работает без выходных.

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с преподавателями, всё это также выполняется в системе.

Более того, итоговый экзамен вы сдадите дома, а диплом (или удостоверение) получите по почте или с помощью курьерской службы
за 3-5 дней.

Ближайший набор: март 2020, апрель 2020

В виду удобства дистанционного формата обучения, учебные группы набираются достаточно быстро.

Чтобы подать заявку на поступление, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 490-06-81 в рабочее время, а лучше оставьте ваши контакты в форме получения консультации или записи на курс, закажите обратный звонок.

Наш специалист сам свяжется с вами, проконсультирует по всем вопросам
и расскажет о документах, необходимых для поступления.

Конечно же, все документы подаются онлайн!

Акция ограничена по времени!

Оставьте заявку на обучение прямо сейчас, чтобы получить образование
не только удобно, но и выгодно.

Сомневаетесь? Не готовы приступать к обучению прямо сейчас? Хотите внимательнее изучить программу или отзывы?

Мы готовы зафиксировать выгодную цену для вас!
Для этого обратитесь в академию в период действия акции и сообщите менеджеру, что хотите поступать позднее, но по текущим ценам.

Мы с удовольствием пойдём на встречу вашему стремлению к новым знаниям.

Заявка на обучение/консультацию

Цель программы:

Психолог в социальной сфере занимается профилактикой и коррекцией отклоняющегося поведения групп и отдельных лиц. Он оказывает психологическую помощь людям с зависимостями, с посттравматическими стрессовыми расстройствами; беженцам, сиротам, инвалидам.

Цель программы – дать слушателю понимание данной профессии, рассказать о трудовых буднях, карьерных и финансовых перспективах.

Слушатели выбирают данный курс, чтобы:

  • изменить свою жизнь, начать работать в помогающей профессии;
  • расширить и актуализировать знания по своей специальности;
  • получить желаемую работу с достойной зарплатой.

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере.

2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи.

3. Основы психодиагностики.

4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями.

5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения.

6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи.

7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды.

8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.

  • Психологическое обследование клиентов для выявления их потребностей и ресурсов. Запрос необходимой информации у социальных работников, педагогов.
  • Разработка вместе с клиентами «дорожных карт» для определения плана действий по их социализации.
  • Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.

9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам.

10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам.

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции ТестированиеНормативно – правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога в социальной сфере. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»Общая психологияПсихология личностиВозрастная психологияПсихология семьиПсихология развития и возрастная психологияСоциальная педагогика и психологияОсновы психодиагностикиПсихотерапевтические технологии в работе психологаПсихология кризиса и экстремальных ситуаций. Психокоррекция кризисных состоянийДевиантология. Психология девиантного поведенияКонфликтология и медиация

Итоговый междисциплинарный экзамен

Методы обучения

1. Мы разработали образовательную программу так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

  • Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
  • Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
  • Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 7 попыток, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.

  • Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
  • Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

Результат обучения

  • Вы осваиваете интересную социально значимую профессию с достойной оплатой труда.
  • Вы получаете диплом, который повышает ваши шансы получить желаемую работу.
  • Психолог в социальной сфере может работать в реабилитационных центрах, центах социальной защиты населения.
  • По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Социальный психолог

Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Читать еще:  Психолог где получить образование после 9 класса

Краткое описание

Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.

Особенности профессии

Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:

  • Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
  • Мониторинг психологической безопасности участников группы.
  • Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
  • Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
  • Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
  • Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
  • Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
  • Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.

Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Интересная, общественно полезная профессия.
  2. Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
  3. Возможность помогать людям.
  4. Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.

Минусы

  1. Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
  2. Невысокая заработная плата.
  3. Высокая ответственность за состояние подопечных.

Важные личные качества

Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.

Обучение на социального психолога

Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.

психолог социальной службы. Содержание и организация труда

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. — Формирование у населения запроса на психологические услуги. — Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. — Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

— Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

— Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

— Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

— Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

— Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

— в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

— в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

— смешанная форма (индиви дуально-груп повая) — тематические психологические тренинги

— Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

— Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

— Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

— Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

— Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

— Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

— Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

— Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

— Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

— Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм — социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

— Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

— Коррекция комму никативной сферы клиента.

— Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

— Расширение позитивного социального опыта клиента.

— Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

— Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

— Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

— Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

— Содействие в установлении контакта с клиентом.

— Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

— Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

— Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

— Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. — Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект — объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

— Психологическая поддержка клиента.

— Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» — рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

• документацию, планирующую его деятельность:

• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector