Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в силовых структурах

Специфика деятельности психолога в структуре МВД

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 17.07.2019 2019-07-17

Статья просмотрена: 745 раз

Библиографическое описание:

Любаев Д. В., Любаев А. В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД // Юный ученый. — 2019. — №8. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/young/archive/28/1372/ (дата обращения: 22.03.2020).

Одной из важнейших отраслей психологии, которая стремительно развивается, несмотря на относительно недавнее образование как отдельной отрасли, является -юридическая психология.

Психология как наука охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и проявления, и использование психологических знаний, закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также благодаря особенностям изучаемой области в психологии, повышение эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохраняемой и пенитенциарной деятельности [1, c. 22].

На сегодняшний день концепция кадровой политики Министерства Внутренних дел РФ определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям, занесенным в документ министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым 2 сентября 2013 года приказ МВД России № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности, обращая внимание, как и на отдельного сотрудника, так и на работу коллектива в целом [7, c. 23].

Как и в любой другой сфере деятельности, где основная работа, прежде всего, сотрудничество с людьми, работа в органах внутренних дел, как и другие нуждается в психологической подготовке. Лица, поступающие на работу в МВД, сознательно должны понимать задачи их деятельности и всю картину возможной угрозы в чрезвычайных ситуациях. Поэтому все претенденты проходят обязательную психологическую экспертизу, в виде весомой работы со штатным психологом. Прежде всего, это беседа и опрос с претендентами, где можно выявить характер взаимодействия человека с другими людьми [6, c. 234]. Ознакомление с личным делом, и выявление нежелательных пунктов в биографии человека. Также большее внимание уделяют диагностики личности, с помощью основных методик выявляют темперамент, акцентуацию характера, методика диагностики уровня субъективного контроля и методики, выявляющие степень агрессивности. Исходя из специфики работы в ОВД, также члены коллектива могут пройти различные тесты на стрессоустойчивость, потому как именно этот фактор является важнейшим в работе МВД.

Обычно для работы в правоприменительной системе идут молодые люди, которые сформированы как целостная личность, которая включает в себя морально-этические, познавательные, мотивационные, нравственные, эмоциональные и волевые компоненты.

Из личной беседы можно выявить, что мотивы молодого человека отражают стремление стать следователем, адвокатом, прокурором и потребность выполнять свои должностные обязанности. В познавательной сфере кандидат имеет представление о том, что перед ним будут стоять задачи, связанные с профессиональной деятельностью и со всеми ее аспектами, связанных с различными профессиональными ситуациями, способность видеть себя в качестве специалиста.

Также стоить отметить эмоциональную устойчивость молодого специалиста, при работе с преступностью, уверенность в себе и в свои силы, а также преодоление различных преград. Волевые качества, как одна из главных сфер, отражают сосредоточенность, усердие при выполнении профессиональной задачи молодым специалистом.

Целью собеседования в основном является первичная оценка объективных успехов поступающего на службу, т. е. рекомендации, справки, характеристики, дипломы, почетные грамоты, а также любые дополнительные данные на поступающего.

Наряду с этим изучаются и затрагиваются вопросы, связанные с [5, c. 83]:

  1. Особенностями мировосприятия
  2. Ценностные установки
  3. Пристрастия, образ жизни, отношение в семье
  4. Отношение к будущей профессии, его представления о предстоящей работе.

Васильев В. Л. выделяет 5 типов профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования [2, c. 413]:

  1. Адекватный
  2. Ситуативный
  3. Конформистский
  4. Компенсаторный
  5. Криминальный

Помимо организации приема на службу, психолог также имеет право сотрудничать с другими отделами в структуре МВД. Применение психологических знаний дает возможность разрешения большей части проблем в тех или иных ситуациях. Работа психолога касается помощи как сотрудникам, так и потерпевшим. Что касается помощи сотрудникам, то здесь можно отметить работу со следователями, сотрудниками СИЗО, ОМОН и других силовых структур. Так как эта работа напрямую связанна с борьбой с преступностью, то велика вероятность стрессовых ситуаций. В этих случаях психолог всегда компетентен в вопросах разрешения конфликтов, как и внутриличностных так и коллективных. В первую очередь, это индивидуальный подход к человеку, правильная диагностика личности, выбор и применение ситуаций приближенных, и приемов для разрешения конфликтов.

Также важна роль психолога в качестве эксперта-консультанта при раскрытии уголовных дел. Имеются много различных ситуаций, в которых необходима помощь психолога, так, например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, ритуальных поджогов и взрывов, изнасилований и других тяжких преступлений, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки.

По мнения Васильева В. П., такой вид помощи носит внепроцессуальный характер. т. е. в качестве информации справочного характера для следствия. Это могут быть данные о личностных особенностях восприятия, мышления, памяти, особенности развития детей и пожилых лиц, характер поведения в алкогольных и наркотических опьянениях, состояние аффекта, стресса, сильного страха. Что касаемо групповых преступлений, то здесь что психолог может дать информацию следствию о характере взаимоотношений в данной преступной группировке, распределение ролей, наличие лидеров, способствовать поиску уязвимого звена. Согласно ст. 133 УК РФ психолог также может быть привлечен к участию в производстве следственных действий, таких как обыск, осмотр места происшествия, допрос. Результаты, полученные от психолога, фиксируются в протокол [2, c. 452].

Работа психолога с обвиняемым предполагает конкретную диагностику личности, беседу, а также помощь. Помощь обвиняемым заключается в том, чтобы дать понять задержанному благоприятное расположение психолога [3, c. 109]. Само заключение под стражу влечет формированию стресса у обвиняемого, так психолог компетентен, проработать с обвиняемым те переживания, которые мешают или наоборот будут способствовать введению дела.

Закон предусматривает наличие в кадровом составе психолога-педагога, для введения дел с малолетних и несовершеннолетних. Задача психолога-педагога помочь не только следствию, но и самому ребенку при выборе между преступным и спокойным миром, не в коем случае не настаивать на поселении в интернате и в колонии для малолетних, так как ведет за собой критичные последствия, в связи с тем, что социализация у этого ребенка происходит в местах заключения с определенным типом людей. Психолог может подкорректировать формулировку и введение допроса именно с данным несовершеннолетним ребенком, дать сведения для дополнения данных следствия. Также важно участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с психическими отклонениями, заболеваниями, где устанавливается контакт, идет корректировка вопросов с учетом познавательной способности обвиняемого.

Читать еще:  Психолог какие направления

Подводя итог, можно сказать, что психолог, состоящий в ряде структур МВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта. Психолог должен иметь развитое аналитическое мышление, иметь такое качество как эрудированность, так как на сегодняшний день больше половины преступников имеют высшее образование. Специалист должен быть грамотным в любых ситуациях, компетентным по отношению к обеим сторонам и иметь огромное желание помогать людям.

Военный психолог

Военный психолог является специалистом, который оказывает психологическую поддержку солдатам, офицерам, гражданским лицам, связанным с армией, как в мирное время, так и в период боевых действий. Профессия понравится абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют биологию, общество, математику.

Кто такой военный психолог?

Военный психолог – это человек, который большую часть рабочего времени уделят практике, а не научно-исследовательской работе. Он постоянно взаимодействует с военнослужащими, а также с их родственниками и специалистами, занимающими гражданские должности. Обязанности военного психолога многогранные, однако профессия является востребованной, что обусловлено высокой текучестью кадров в этом сегменте.

Краткое описание

Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.

Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог проводит экспертизу психологической пригодности, оценивает готовность военного к выполнению той или иной операции, анализирует ситуацию в полку или подразделении, выявляя и корректируя проблемы.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Важные личные качества

Говоря о том, кто такой военный психолог, необходимо понимать, что его деятельность протекает в условиях строгих ограничений. Он взаимодействует с огромным количеством людей, поэтому обязан быть красноречивым и очень серьезным человеком. Военные психологи умеют находить общий язык с любым человеком, они способны расположить собеседника к себе, вызывают доверие и уважение. В их характере преобладают убедительность, эмпатия, объективность, проницательность, коммуникабельность.

Обучение на военного психолога

Подготовка абитуриентов осуществляется по направлению «Психология служебной деятельности» (код: 37.05.02). При поступлении необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также математике, обществу и иностранному языку. Последние 3 экзамена на выбор вуза. Условия поступления зависят от выбранного учебного учреждения, наличия/отсутствия первого образования (среднее общее, вуз) и личного дела абитуриента. В некоторых случаях необходимо проходить государственную проверку и медкомиссию, сдавать нормативы и внутренний экзамен.

Как психологи силовых структур справляются со стрессом

Руководители психологических служб разных ведомств обмениваются опытом не первый год. Каковы результаты этого сотрудничества?

Юлия Шойгу: У психологов силовых структур есть общественная организация, которая является площадкой и для принятия совместных решений, и для обмена опытом, и для обсуждения наиболее актуальных вопросов. Но научно-практическое мероприятие такого масштаба — с участием МЧС, ФСИН и Росатома — проводится впервые. Помимо теоретической части на конференции немало времени отводится практической составляющей: специалисты знакомятся со спецификой деятельности ведомств, у них есть возможность попробовать в работе новое оборудование, возможности информационных технологий.

В рамках конференции были достигнуты и определенные договоренности. В частности, это касается обмена методическими материалами, которые могут пригодиться как в службе МЧС, так и в службе ФСИН. То же касается практических наработок для проведения семинаров и тренингов. Наверное, это и есть самый ценный результат мероприятия.

Читать еще:  Психолог без опыта работы

Какими качествами должен обладать психолог-силовик?

Юлия Шойгу: Для нас важны, конечно, и формальные требования. Это — высшее профессиональное образование. Важны знания по выбранной специальности — как теоретические, так и практические. Даже, пожалуй, большую ценность представляют как раз теоретические знания: служба обладает всеми ресурсами для того, чтобы восполнить пробел в практике у вчерашнего выпускника (из числа специалистов, которые приходят к нам работать, таких больше половины).

Огромное внимание мы уделяем, конечно же, личностным качествам человека, который поступает к нам на службу. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, важно, чтобы человек при выполнении профессиональных обязанностей мог сохранить и свое психическое здоровье. Во-вторых, работать с людьми, которые попали в катастрофическую ситуацию — утратили имущество, жилье, вынуждены сменить место жительства или потеряли близкого — может лишь тот, кто обладает определенными моральными качествами. Такими, как умение сочувствовать, находить решение в сложных ситуациях, быть ответственным, доводить до конца начатое дело.

Эмоциональное выгорание характерно для представителей многих профессий. Встречается ли такой «недуг» среди сотрудников МЧС? В чем он выражается? Как с ним справляются спасатели?

Юлия Шойгу: Для начала, любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку ряд требований. Когда мы работаем, мы меняемся — отдельные наши черты характера получают развитие, другие, наоборот, нивелируются, уходят и не проявляются так ярко. Этот процесс называется профессиональной деформацией, он совершенно естественный и даже помогает справляться с выбранной деятельностью.

Проблемы начинаются, когда человек не может качественно выполнять свою работу или она начинает негативно влиять на все сферы его жизни. Это уже не деформация, а деструкция. Пример такой профессиональной деструкции — трудоголизм, характерный для представителей разных профессий.

Эмоциональное выгорание, в свою очередь,связано с утратой желания выполнять работу. Тут есть два варианта. Первый: порекомендовать человеку, который испытывает такое состояние, выбрать профессию по любви, работу, интерес к которой сохранится на долгие годы. Второе: никогда не пренебрегать профессиональным развитием. Даже напротив, искать возможности для этого — новые знания, новые интересы позволят перейти на более высокую стадию мастерства.

И еще один ответ мог бы быть полезен для работодателей, руководителей: чтобы в коллективе не было эмоционального выгорания, нужно создать хорошую профессиональную обстановку — уметь ценить достижения сотрудников, говорить о них. Так каждый человек, который выполняет зачастую сложную работу, будет видеть ценность своего труда, свой вклад в большое общее дело.

Есть ли у психологов свои ритуалы?

Юлия Шойгу: В каждой службе есть целая система формальных и неформальных традиций. Такая неформальная культура — это тоже один из способов совладения с трудными ситуациями. Потому что, в том числе, помогает почувствовать поддержку коллектива. В нашей службе, например, принято встречать отработавшую на ЧС группу цветами и вкусным кофе.

Специфика работы психологов в «силовых» структурах

(страница 1 из 1)

В последние годы все активнее происходит процесс объединения в профессиональное сообщество и взаимодействия психологических служб силовых ведомств. Несколько лет назад была создана межрегиональная общественная организация «Общество психологов силовых структур», а в мае прошлого года начал свою работу Общественный совет этой организации, в состав которого вошли специалисты МЧС, МВД, Минобороны, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы исполнения наказаний.

Общественный совет создан, в первую очередь, для решения вопросов, влияющих на профессиональную деятельность психологов, которая сильно отличается от работы обычного психолога. Во-первых, в силовом ведомстве один и тот же «универсальный» специалист решает широкий спектр задач по психологической диагностике, подготовке, коррекции и реабилитации. Во-вторых, психолог не только защищает интересы своего работодателя – Министерства или Службы, но и должен соблюсти все профессиональные этические принципы по отношению к «клиентам» — сотрудникам ведомства. Еще одно отличие от работы обычного психолога – вместо уютного кабинета, в котором должны проходить консультации, «силовой» психолог работает в экстремальных условиях — зонах боевых действий и чрезвычайных ситуаций.

В связи со спецификой деятельности психологов в силовых ведомствах остро стоит проблема качества подготовки специалистов-психологов, приходящих на работу в эти ведомства. Существует и ряд других важных вопросов: слишком разный уровень методических материалов, коррекционного и диагностического инструментария, представленного на рынке, отсутствие профессиональной оценки и критериев качества представленных материалов, недостаточный уровень нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов-психологов.

Все эти вопросы сегодня особенно актуальны, поскольку в России на уровне Федерального законодательства деятельность по оказанию психологической помощи никак не регламентируется и не лицензируется. Именно поэтому не существует никой гарантии, что специалист, который оказывает психологическую помощь, является грамотным, квалифицированным и соблюдает этические нормы и принципы, принятые в профессии. Первыми шагами в решении этой проблемы могла бы стать добровольная общественно-профессиональная сертификация по принципу той, которая проводится за рубежом, где ни один специалист-психолог не может работать без сертификата, подтверждающего его профессиональные качества.

В настоящее время о готовности провести такую оценку своего профессионализма заявили психологи силовых структур. Первыми, пожелавшими пройти сертификацию, стали психологи МЧС России из разных регионов страны – 10 специалистов успешно сдали экзамен и получили номерные сертификаты Российского психологического общества. Сертификация будет проводиться несколько раз в год, и в ближайшее время ее начнут проходить специалисты и из других силовых ведомств.

Несмотря на схожесть работы, психологические службы в силовых структурах решают и уникальные задачи, которые напрямую связаны со спецификой деятельности ведомствах. Так, специалисты психологической службы МЧС России оказывают экстренную психологическую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Руководство министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям еще в 1995 году задумалось о необходимости создания такой службы, которая бы работала с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, поддерживала пострадавших и самих специалистов, работающих в экстремальных условиях. Эта идея воплотилась в 1999 году в создании психологической службы МЧС России. Сегодня это более 700 специалистов во всех регионах нашей страны, которые каждую минуту готовы прийти на помощь людям, оказавшимся в беде.

Читать еще:  Психолог в техникуме с чего начать

С момента создания на психологическую службу МЧС России возложено две основные задачи. Первая, традиционна для силовых ведомств – задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна – оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.

12 лет назад, когда экстренная психологическая помощь только начала формироваться как область прикладной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстренной психологической помощи – это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Первые действия психолога в ЧС – помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для психологического здоровья окружающих.

В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей.

Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлениям, которые неразрывно связаны между собой: психологическая диагностика, подготовка, профилактика и реабилитация.

В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью. Такие обследования проводятся как в плановом режиме – раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситуации. Кроме того, существует система социально-психологических исследований, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий различного уровня.

Второе направление работы – это психологическая подготовка сотрудников МЧС России. Когда это направление работы только начинало развиваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложностей. Во-первых, те, на кого направлена система обучения, не имеют базового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в короткое время освоить специалисту достаточно большой объем специфических для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологической подготовки должен отвечать на два запроса. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, самому остаться здоровым человеком. Второй — что нужно знать и уметь специалисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального общения. Это и коллеги, с которыми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Ведущим специалистам психологической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и непрерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддерживать знания и навыки в актуальном состоянии.

Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психологических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профессиональной деятельности в МЧС России.

Система психологического сопровождения в большой мере направлена на профессиональный психологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и профилактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекционных мероприятиях. Это связанно с тем, что специалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологических проблем, зачастую связанных с профессиональной деятельностью. Эти состояния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилитационной работы.

Психологическая коррекция может происходить в разнообразных формах, программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от потребностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные мероприятия происходят в виде индивидуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе использует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резервных возможностей и восстановления организма.

Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За последние годы подготовлены нормативные документы по всем направлениям деятельности и создан методический инструментарий, появились стандарты в области психологической диагностики и подготовки.

Еще одна важная задача – подготовка специалистов в области психологии экстремальных ситуаций. Это новое и очень востребованное направление деятельности, поэтому на базе МГУ им. Ломоносова с участием ведущих сотрудников психологической службы был создан государственный стандарт по специализации «Психология экстремальных и кризисных ситуаций», которая является основой для подготовки таких специалистов. Данная программа активно внедряется и в других вузах России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector