Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в сфере образования

Психолог как специалист в системе образования

Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.

Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так определяет его основные предназначения:

· предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

· систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования:

· психологическое и духовное развитие детей;

· экзистенциальные и личностные проблемы подростков;

· детско-родительские проблемы семьи;

· помощь при психических и соматических заболеваниях;

· психотерапия детского горя;

· помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;

Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно новой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева):

· недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

· затянувшийся процесс становления психологической службы;

· разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

· низкий уровень востребованности психологической помощи;

· противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога;

· неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности:

· мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

пассивность клиента и активность психолога;

· постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога;

· жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

· помощь психолога в «борьбе» с «трудными» для заказчика педагогами и учащимися, исполнение им карательных санкций в отношении клиента;

· потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента;

· желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

· стремление видеть в психологе»супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу;

· представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

· опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента.

Негативное отношение к психологу проявляется в том, что педагоги воспринимают его в первую очередь как чужого, таинственного и непонятного, независимого-, изменчивого, часто мешающего им человека, выполняющего «грязную» работу. Ему нередко отказывают в праве на собственные негативные эмоции.

Позитивным полюсом представлений становится мнение о психологе как «инструменте» для создания благоприятного психологического климата, гармонизирующем добром волшебнике, обладающем обширными знаниями и способном сотворить чудо. В этом случае от него ожидается самоотверженность, умение рисковать и благородство.

С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной системой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конфликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучными семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пугают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответственности за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспринимается последними как нежелание помочь и приводит к разочарованию и недовольству.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных «социальных ожиданий педколлектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей;

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности.

Какой же психолог нужен современной школе?

1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.

2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.

3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам» быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.

4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.

Таким образом, в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.

Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом.

Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.

Значительная доля работающих» в образовании психологов — бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей — трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Читать еще:  Педагог психолог википедия

Еще более невыгодное положение занимают специалисты, совмещающие психологическую работу с административной. Их профессиональная позиция становится неопределенной, двойственной. Пытаясь уравновесить свою административную позицию и быть «сверху», они часто вынуждены использовать в общении с клиентами позицию «снизу» и практически никогда не работают в партнерских отношениях. В практической деятельности они ограничиваются педагогическими моделями психологического информирования, консультирования и подготовкой административных мероприятий.

Часть психологов становятся методистами и работают в психологических центрах, при департаментах (отделах) образования. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность школьных работников, которые сглаживают психологические проблемы и трудности, стараясь «не выносить сор из избы». Как правило, такие специалисты в основном занимаются психологическим мониторингом, аттестацией и методической подготовкой своих коллег, слабо владея технологиями профессиональной деятельности практического психолога. Неслучайно многие из них, опасаясь дисквалификации, совмещают свою основную деятельность с работой в детском саду или школе.

Таким образом, специфика функций школьного психолога делает его работу значимой и напряженной, а к его личности предъявляются повышенные требования. В силу больших социальных ожиданий практический психолог образования обязан постоянно стремиться к личностному и профессиональному росту.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

с присвоением квалификации «Педагог-психолог. Преподаватель психологии

Описание

Программа

Учебный план

Отзывы

Диплом

Тип образования: Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка – отличная возможность сменить сферу деятельности и получить новую квалификацию. Обучение проводится как на базе высшего, так и на базе среднего профессионального образования.

Прохождение переподготовки подтверждается дипломом, который даёт право на работу в выбранном направлении.

Если вы хотите попробовать себя в новом деле, найти занятие по душе или даже призвание – обратите внимание на эту уникальную возможность.

Длительность обучения: 10 месяцев (1090 часов)

Программа каждого курса предусматривает определённое количество часов на изучение конкретной дисциплины и темы. Также в программу заложены домашние задания, их проверка и обсуждение с преподавателем.

Заявленный срок обучения в месяцах предполагает спокойное погружение в предмет – обучение в свободное от основной деятельности время, по утрам, вечерам или в выходные.

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей

Оставьте заявку на обучение и если вас интересует возможность рассрочки, обсудите это с нашим менеджером.

Менеджер составит индивидуальный (удобный для вас) график платежей, рассрочка предоставляется Академией (не банком), без комиссий и процентов.

Оплата производится по счёту, в любом удобном банке.

Форма обучения: Заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ обучаться онлайн,
не выходя из дома.

Сразу после зачисления вы получите доступ в систему и сможете учиться в подходящее вам время и в удобном месте. Материалы курса доступны
24 часа в сутки, система работает без выходных.

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с преподавателями, всё это также выполняется в системе.

Более того, итоговый экзамен вы сдадите дома, а диплом (или удостоверение) получите по почте или с помощью курьерской службы
за 3-5 дней.

Ближайший набор: март 2020, апрель 2020

В виду удобства дистанционного формата обучения, учебные группы набираются достаточно быстро.

Чтобы подать заявку на поступление, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 490-06-81 в рабочее время, а лучше оставьте ваши контакты в форме получения консультации или записи на курс, закажите обратный звонок.

Наш специалист сам свяжется с вами, проконсультирует по всем вопросам
и расскажет о документах, необходимых для поступления.

Конечно же, все документы подаются онлайн!

Акция ограничена по времени!

Оставьте заявку на обучение прямо сейчас, чтобы получить образование
не только удобно, но и выгодно.

Сомневаетесь? Не готовы приступать к обучению прямо сейчас? Хотите внимательнее изучить программу или отзывы?

Мы готовы зафиксировать выгодную цену для вас!
Для этого обратитесь в академию в период действия акции и сообщите менеджеру, что хотите поступать позднее, но по текущим ценам.

Мы с удовольствием пойдём на встречу вашему стремлению к новым знаниям.

Заявка на обучение/консультацию

Цель программы:

Педагог-психолог помогает детям в вопросах выбора профессии, отношений со сверстниками и взрослыми, успеваемости и учебной мотивации. Он умеет работать с учащимися с ОВЗ, владеет методологией инклюзивного образования, ищет пути совершенствования процесса обучения в рамках ФГОС вместе с воспитателями, учителями, родителями.

Преподаватель психологии знает приемы и технологии, которые помогают проводить занятия по профильным дисциплинам, интересные и полезные аудитории.

Цель программы профессиональной переподготовки «Педагог-психолог в сфере образования, преподаватель психологии» — научить слушателя психологическому сопровождению образовательного процесса, методике преподавания психологии. Дать понимание сути профессии, её финансовых перспектив.

Основные задачи программы:

В рамках курса «Педагог-психолог в сфере образования, преподаватель психологии» слушатели получают теоретические знания и практические навыки, которые смогут применять в работе сразу после окончания обучения.

1. Теоретическая база по педагогике и психологии.

  • Что изучает педагогика, общая психология, педагогическая психология, в чем суть этих дисциплин.
  • Каковы закономерности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей в образовательном процессе.
  • Как усовершенствовать речевое общение преподавателя в рамках педагогической риторики, какие способы и техники применять.

2. Структурированные знания по специальным предметам.

  • Психология развития и возрастная психология: как происходит формирование личности от рождения до старости, как влияют на этот процесс биологические, антропологические, социологические факторы.
  • Дошкольная педагогика и психология.
  • Социальная педагогика и психология.
  • Специальная психология: как различные группы факторов (органической или функциональной природы) влияют на психосоциальное развитие ребенка, его включение в образовательное пространство.
  • Психология семьи: специфика отношений между родителями и детьми, другими членами семьи.

3. Практические методы, которые необходимы для работы психологом-педагогом.

  • Детская и подростковая психотерапия.
  • Приемы и методы психодиагностики детей.
  • Психологическое консультирование.

4. Дисциплины дополнительной специализации «преподаватель психологии».

  • Виды учебных занятий по психологии
  • Методы обучения психологии: словесные, наглядные, практические.
  • Навыки проверки и оценки знаний и умений студентов, обучающихся психологии.
  • Методика разработки учебного курса по психологии.
  • Профессиональная квалификация, личностные качества, этика преподавателя психологии.

5. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Цели и задачи в системе образования в соответствии с требованиями ФГОС. Требования законодательства к профессиональной деятельности преподавателя психологии.

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Профессиональный стандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Профессиональные стандарты в России разработаны в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)» утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н.

Профессиональный стандарт педагога-психолога применяются работодателями с 1 января 2017 года

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога-психолога. Стандарт – основа формирования программ ВПО и ДПО. Стандарт – средство отбора психологических кадров в учреждениях образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт – инструмент реализации стратегии развития практической психологии образования в меняющемся мире российского образования. Стандарт – инструмент повышения качества ПП- сопровождения образования. Области применения профессионального стандарта

Читать еще:  Практический психолог это

I. Общие сведения. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. III. Характеристика обобщенных трудовых функций. IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта. Структура профессионального стандарта педагога-психолога:

Наименование вида профессиональной деятельности: деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. I. «Общие сведения»

Основная цель вида профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции А.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Психолого-педагогическое и методическое сопровождениереализации основных и дополнительных образовательных программ Психологическая экспертиза(оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций Психологическое консультированиесубъектов образовательного процесса Коррекционно-развивающаяработа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Психологическая диагностикадетей и обучающихся Психологическое просвещениесубъектов образовательного процесса Психопрофилактика(профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции B.Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психологическое просвещениесубъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическая профилактиканарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическое консультированиелиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическая коррекцияповедения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психологическая диагностикаособенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

III. «Характеристика обобщенных трудовых функций» У каждой из трудовых функций представлены описания: • трудовых действий; • необходимых умений; • необходимых знаний.

3.1.1. Трудовая функция Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Трудовые действия. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

3.1.1. Трудовая функция Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Необходимые умения. Использовать качественные и количественные методы психологического обследования. Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ

Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

3.1.1. Трудовая функция Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Необходимые знания. Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования

Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Профессиональная этика Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта 4.1. Ответственная организация-разработчик ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков 1. ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр», город Самара 2. ГОУ «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург 3. ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», город Уфа, Республика Башкортостан 4. Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва 5. ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград 6. ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону

Психология образования

Психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет исследователям понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, влиянии, мотивации, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении.

Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной, биологией и нейронаукой.

Эта дисциплина строилась на теориях оперантного кондиционирования, функционализма, структурализма, конструктивизма, гуманистической психологии, гештальт-психологии и обработки информации. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.

Педагогическая психология и ее подходы

Иоганн Гербарт (1776-1841) считается отцом педагогической психологии. Он утверждал, что на успешное обучение влияет интерес к предмету и учителю. Он также полагал, что педагоги должны учитывать существующие ментальные установки учеников – то, что они уже знают – при представлении новой информации или материала. Гербарт придумал то, что сейчас известно как «формальные шаги в педагогике». Вот 5 шагов, которые должны использовать учителя:

  • Просмотрите материал, который уже был изучен учащимся.
  • Подготовьте ученика к новому материалу, предоставив ему краткий обзор того, что он будет изучать дальше.
  • Представьте новый материал.
  • Свяжите новый материал со старым материалом, который был изучен ранее.
  • Продемонстрируйте, как студент может применить новый материал и покажите материал, который он изучит дальше.
Читать еще:  Психолог в государственном учреждении

В педагогической психологии применяются несколько подходов: бихевиоризм, когнитивизм, социально-когнитивная теория и конструктивизм. Рассмотрим коротко каждый из них.

Бихевиоризм

Основа бихевиористского (поведенческого) подхода в образовании состоит в том, что учителя могут корректировать поведение своих учеников, систематически поощряя тех, кто соблюдает правила, похвалой, жетонами или звездочками, которые потом можно на что-нибудь обменять. Здесь мы имеем дело с внешней мотивацией.

Такой подход часто критикуется психологами, которые утверждают, что он подтачивает внутреннюю мотивацию. Особенно если последней достаточно. Другие же говорят, что он повышает внутреннюю мотивацию, особенно, если она истощается.

Судя по всему, метод поощрений работает, но:

  1. Эффект временный.
  2. Следует наблюдать за учеником, чтобы понять, что он не навредит.

Когнитивизм

Когнитивный подход намного популярней, чем поведенческий. Вероятно, потому что применяет все самые передовые исследования в области памяти. Например, обнаружилось, что ученики лучше запоминают текст, если повторяют его не сразу, а через определенное время.

При когнитивном подходе педагоги поощряют своих учеников использовать мнемотехники, как для кратковременного, так и для долговременного усвоения информации.

В последнее время ученые исследуют так называемые «схемы». Схема – это некая карта, которую учащийся извлекает из долговременной памяти при решении задачи. Или же наоборот – помещает. Это позволяет ему одновременно читать материал, понимать и запоминать.

Социально-когнитивная теория

Суть этого подхода заключается в том, что ученик наблюдает за работой учителя, а затем повторяет его действия. Поэтому его еще иногда называют имитационным научением.

Дополняется этот подход самонаблюдением. Ученик должен осознавать и оценивать свои действия и уметь рассказывать о том, что он делает.

Конструктивизм

В этом подходе акцент ставится на предварительные знания, опыт и деятельность учеников, а также на культурные и социальные факторы процесса обучения.

На развитие конструктивизма оказал влияние советский психолог Лев Выготский, который описал, как взаимодействие со взрослыми и более опытными учениками позволяют учащемуся усваивать психические конструкции. Его теорию развил Джером Брунер, который предложил понятие образовательных лесов: метод обучения, когда ученику представляется поддержка в виде «опор», которые постепенно убираются по мере усвоения знаний.

Роль мотивации в психологии образования

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:

  • Обеспечивает направление к целям.
  • Повышает способности к обучению и производительности когнитивной обработки.
  • Приводит к увеличению усилий и энергии.
  • Повышает упорство и настойчивость.

Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если ученик не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.

Интересна и теория атрибуции, разработанная Бернардом Вайнером. Он указывает, что убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.

На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит учащийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.

Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам:

  • Упорство перед лицом неудачи.
  • Стремление решать сложные задачи.
  • Творческий подход.
  • Внутренняя мотивация.

Локус контроля также является существенным фактором успешной успеваемости студентов. Для подтверждения этого Кассандра Б. Уайт провела эксперимент, в результате которого выяснилось, что люди, которые считают, что их тяжелая работа приведет к более успешным результатам обучения, не зависящим от удачи или судьбы, достигают больших успехов в обучении. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить ученику подобное мышление.

Учитывая все вышесказанное, давайте подведем итоги прочитанного, а также добавим несколько эффективных советов, которые могут использовать как педагоги, так и те, кто занимается самообразованием.

Используйте метод образовательных лесов

Метод образовательных лесов – это поддержка, предоставляемая в процессе обучения, которая адаптирована к потребностям ученика с целью помочь ему достичь своих целей. Подходит, скорее, для педагогов, чем для учащихся.

Эти «опоры» могут включать следующее:

  • Ресурсы.
  • Задачи с частичным решением.
  • Шаблоны и руководства.
  • Руководства по развитию когнитивных и социальных навыков.

Опоры можно использовать при моделировании задачи, попытке дать хороший совет, проведении коучинга.

Для того, чтобы этот метод был эффективен, нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбор учебной задачи: она должна учитывать текущие способности ученика, а также быть интересной.
  2. Ожидание ошибок: после выбора задачи учитель должен предвидеть ошибки, которые учащиеся могут совершить при работе над задачей.
  3. Опоры должны быть динамическими, то есть не позволять ученику зацикливаться на своих ошибках и понижать мотивацию.
  4. Возможно, во время выполнения задачи ученик будет испытывать фрустрацию, раздражительность и потерю интереса. Это значит, что необходимо тут же добавить несколько дополнительных опор.

Опорами могут выступать ментальные карты, диаграммы, графики, слова, ассоциации, аналогии, метафоры, пошаговые инструкции, схемы, контуры и многое другое.

Самонаблюдение

Самонаблюдение (интроспекция) – один из самых древних, но при этом невероятно эффективных методов. Суть его заключается в том, чтобы смотреть внутрь себя, изучать работу собственного мышления и выяснять, почему мы делаем то, что делаем.

Таким образом, самонаблюдение не является расплывчатым, бессистемным или случайным наблюдением. Например, вы задачи ученику вопрос. Он должен:

  1. Вспомнить определенные факты, полученные им, чтобы организовать их в определенной манере.
  2. А затем сообщить, как он пытался их вспомнить, какие мысли возникали и что он чувствовал при этом.

У этого метода есть критики среди ученых, так как пользу метода самонаблюдения доказать эмпирически нельзя. Но косвенные признаки говорят об эффективности.

Экспериментальный метод

Экспериментальный метод в педагогической психологии был популяризирован немецким психологом Вундтом, который открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальные исследования пролили свет на различные способы запоминания, влияние разных факторов на обучение, умственную усталость, формирование образов и воображение, степень внимания, последствия предоставления детям практики или наставничества на тестированиях интеллектуального уровня, передачи обучения, роли созревания в обучении и т. п.

Выкладка экспериментального метода заключается в следующем:

  • Выбрать тему для исследования.
  • Сформулировать гипотезу.
  • Выбрать соответствующую конструкцию.
  • Собрать информацию.
  • Проанализировать данные.
  • Обсудить результаты и сделать выводы.

Метод кейсов

Метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Ученики должны изучить ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее. Это может быть либо физический кейс, который выполняется в реальном мире, либо теоретический – на бумаге или видео.

В любом случае начинать стоит на бумаге – чтобы написать сценарий. Вы должны найти материал из своего профессионального опыта, либо придумать его, основываясь на реальных событиях. Хороший кейс отвечает следующим параметрам:

  • Рассказывает реальную и интересную историю.
  • Поднимает провокационный вопрос.
  • Имеет элемент конфликта.
  • Способствует появлению эмпатии к центральным персонажам.
  • Не должен иметь очевидного или четкого правильного ответа.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector