Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в общем образовании

Психолог как специалист в системе образования

Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.

Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так определяет его основные предназначения:

· предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

· систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования:

· психологическое и духовное развитие детей;

· экзистенциальные и личностные проблемы подростков;

· детско-родительские проблемы семьи;

· помощь при психических и соматических заболеваниях;

· психотерапия детского горя;

· помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;

Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно новой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева):

· недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

· затянувшийся процесс становления психологической службы;

· разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

· низкий уровень востребованности психологической помощи;

· противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога;

· неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности:

· мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

пассивность клиента и активность психолога;

· постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога;

· жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

· помощь психолога в «борьбе» с «трудными» для заказчика педагогами и учащимися, исполнение им карательных санкций в отношении клиента;

· потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента;

· желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

· стремление видеть в психологе»супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу;

· представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

· опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента.

Негативное отношение к психологу проявляется в том, что педагоги воспринимают его в первую очередь как чужого, таинственного и непонятного, независимого-, изменчивого, часто мешающего им человека, выполняющего «грязную» работу. Ему нередко отказывают в праве на собственные негативные эмоции.

Позитивным полюсом представлений становится мнение о психологе как «инструменте» для создания благоприятного психологического климата, гармонизирующем добром волшебнике, обладающем обширными знаниями и способном сотворить чудо. В этом случае от него ожидается самоотверженность, умение рисковать и благородство.

С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной системой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конфликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучными семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пугают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответственности за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспринимается последними как нежелание помочь и приводит к разочарованию и недовольству.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных «социальных ожиданий педколлектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей;

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности.

Какой же психолог нужен современной школе?

1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.

2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.

3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам» быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.

4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.

Таким образом, в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.

Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом.

Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.

Значительная доля работающих» в образовании психологов — бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей — трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Еще более невыгодное положение занимают специалисты, совмещающие психологическую работу с административной. Их профессиональная позиция становится неопределенной, двойственной. Пытаясь уравновесить свою административную позицию и быть «сверху», они часто вынуждены использовать в общении с клиентами позицию «снизу» и практически никогда не работают в партнерских отношениях. В практической деятельности они ограничиваются педагогическими моделями психологического информирования, консультирования и подготовкой административных мероприятий.

Читать еще:  Профессия психолог плюсы и минусы

Часть психологов становятся методистами и работают в психологических центрах, при департаментах (отделах) образования. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность школьных работников, которые сглаживают психологические проблемы и трудности, стараясь «не выносить сор из избы». Как правило, такие специалисты в основном занимаются психологическим мониторингом, аттестацией и методической подготовкой своих коллег, слабо владея технологиями профессиональной деятельности практического психолога. Неслучайно многие из них, опасаясь дисквалификации, совмещают свою основную деятельность с работой в детском саду или школе.

Таким образом, специфика функций школьного психолога делает его работу значимой и напряженной, а к его личности предъявляются повышенные требования. В силу больших социальных ожиданий практический психолог образования обязан постоянно стремиться к личностному и профессиональному росту.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эссе «Место психолога в современной системе образования»

Юлия Зафесова
Эссе «Место психолога в современной системе образования»

Тихая мелководная река, в ней плещутся, купаются дети, не умеющие как следует плавать. Внезапно течение усиливается, а впереди опасный водопад. Дети оказываются в потоке падающей воды, рискуя разбиться. А что же взрослые? Они стоят внизу, протягивают руки, пытаясь спасти малышей. В то время как они должны были быть с детьми наверху, там, где течение спокойное. Должны были вовремя научить малышей хорошо и самостоятельно плавать.

Расшифровывая эту метафору, скажу, что река — это жизнь в современном обществе, и наша общая задача — научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней.

Как же обстоят дела в современном российском образовании? Школа и детский сад, колледж и вуз непрерывно модернизируются,но именно в последние годы наблюдаются последовательные и глобальные новшества: ЕГЭ, профильное обучение, предшкольное образование, ФГОС. Образовательные инновации всегда сопровождаются потенциальными рисками, а психологи способны и обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития детскому саду, школе и вузу. Начну с детского сада. Психологическое сопровождение родителей и воспитателей, самих детей важно и необходимо на всех этапах пребывания ребенка в детском саду – от адаптации до «кризиса 7 лет». Детство – время, когда закладываются основы личности, знания о себе и окружающем мире, социальные навыки. Большинство сензитивных периодов приходится на дошкольный возраст, поэтому так важно не упустить имеющиеся возможности развития.

В современномнестабильном мире родители испытывают множество опасений: потерять работу, заболеть. Появился новый социальный страх — неуспешность детей, родители боятся, что не подготовленный к школе ребенок окажется неудачником, без перспектив в будущем. Желая доказать «конкурентоспособность», они готовы отдать своего ребенка в школу с 5 лет, записать во все кружки и секции, лишая его возможности «наиграться».

Педагог Я. Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей»жизни: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной». Почему тогда в современном обществе не в полной мере осознается ценность дошкольного возраста? А дошкольное образование, как возможность социализации детей, необязательное?

Я объясняю родителям, как нужно любить собственных детей, воспитателям — как обогащать каждый день ребенка интересными делами, новыми впечатлениями, увлекательными играми и занятиями — деятельностью. Это и есть настоящая жизнь! Именно такие отношения между детьми и взрослыми помогают людям развиваться, обоюдно, и детям и взрослым. Питают души! Ежедневно я имею дело с детьми самого разного возраста, вижу возрастные изменения в динамике — на моих глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. В центре моего внимания личностно-ориентированное образование, нацеленное на полноценное развитие личности ребенка, его уникальности и неповторимости. Стремлюсь повернуть родительское сообщество лицом к проблемам детей, раскрываю необходимость полноценных детско-родительских отношений, помогаю осознать важность дошкольного образования. В общении со взрослыми и сверстниками, в игре и посильном труде дети приобретают важные жизненные навыки, самостоятельность,постепенно формируются предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Отслеживая актуальный уровень развития детей в каждой возрастной группе детского сада, при необходимости организовывая коррекционную помощь по многим направлениям, обращаю внимание педагогов на степень сформированности психологических новообразований, определяю готовность ребенка к новым возрастным этапам. На развивающих занятиях совершенствую интеллектуальные навыки, память, речь, внимание и воображение. Я поощряю желание детей высказать свое мнение. Свободно рассуждая, ребята учатся творчески подходить к решению разнообразных задач, подчас предлагая необычные, неожиданные идеи. Их настойчивые вопросы «Зачем?» и «Почему?», их просьбы давать трудные задания, говорят об устойчивой познавательной мотивации. Такой подход свидетельствует о преемственности дошкольного и начального образования.

На следующей ступени, в начальной школе, также необходимо психологическое сопровождение. Потому что социальная ситуация развития современных детей сложная, часто им не хватает душевного тепла, ласки, многие родители мало общаются с детьми. Их заменяет телевизор и компьютер. А информация, которую дети получают — бессистемна, агрессивна и представляет угрозу их психологическому здоровью. Поэтому возникла объективная необходимость изменения парадигмы образования, принятия концепции духовно-нравственного развития и введения новых образовательных стандартов.

Каждый педагог в системе образования занимает свое определенное место, психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может. Хотя все обозначенные сегодня государством направления работы выполнялись психологами и ранее, сейчас им придается особое значение. В условиях реализации ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, а психолого-педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения становится не только желательным, но и необходимым. Психолог координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса, опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития. Только психолог, способен обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей, подростков и юношества в меняющихся условиях, обусловленных введением ФГОС; минимизировать риски в постоянно обновляющейся образовательной среде.

Системно-деятельностный подход, предусматривает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Предусматривает соблюдение единства требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, гражданина России, его социализацию, формирование нравственно-этических норм поведения, общую культуру. Именно психолог, в наибольшей степени, может способствовать полноценному воплощению обозначенных позиций в реальном образовательном процессе. Все новое обычно вызывает опасения и тревогу, поэтому учителя, ученики и родители остро нуждаются в эмоциональной поддержке, научной и практической и помощи психолога. Психолог подскажет, поддержит, поможет, «замотивирует» педагога. Роль психолога увеличивается до координации работы учителей. Какие психологи сегодня нужны образовательным учреждениям? Как они должны строить свою работу?

Общество нацелено на получение детьми качественных знаний, на формирование универсальных учебных действий и компетентностей, предметных, метапредметных, личностных, которые рассматриваются как образовательный результат. Поэтому школы ждут психолога, готового работать во многих направлениях. Это коррекционная работа с теми учащимися, которые не справляются с объемом и содержанием обучения. Психопрофилактическая работа психолога включает разработку и реализацию развивающих программ с учетом каждого возрастного этапа, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Это повышение компетентности педагогов,которые нуждаются в конкретных рекомендациях: как учить Петю и Олю так, чтобы они сами понимали и не мешали понимать другим. Педагогам необходимы современные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие эффективное усвоение учебного материала, носителями которых являются психологи. Это сопровождение родителей, помогающее выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.

Образовательное учреждение нуждается в психологе — проектировщике. Он должен уметь соотносить цели развивающего обучения с механизмами и закономерностями развития ребенка. Уметь создавать и воплощать программы мониторинга развивающего обучения. Нужен психолог, умеющий работать на задачи социально-психологической адаптации и социализации. Такой психолог работает в команде с воспитателями, учителями начальных классов, социальными педагогами и другими специалистами (очевидно наличие психологической службы). Чтобы определить место педагога-психолога в современном российском образованиинужно взглянуть на себя: какой я специалист? И на образовательное учреждение: какое оно? Какие задачи решает? Совмещение ответов на эти вопросы поможет осознать ответственность и определить стиль работы в этот переходный период. Адаптация к новой образовательной среде всех участников образовательного процесса полностью ложится на надёжные плечи педагога-психолога.

Читать еще:  Педагог психолог какое образование должно быть

Введение ФГОС обеспечивает преемственность между дошкольным образованием, начальной, средней школой и т. д. существенно усиливает роль психологических знаний в содержании и организации образования. А деятельность психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и необходимой.

Чаще всего «вложения» психолога проявляются отсрочено, через какой-то промежуток времени – это тоже необходимо понимать, потому что для перестройки любой системы нужно время.

Я верю, что наше государство осознает ответственность за свое настоящее и будущее, и «лучшее начнут отдавать детям», ведь психика детей наиболее пластична и способна наращивать интеллектуальный и творческий потенциал, так ценимый в современном обществе. Тогда мы перестанем вылавливать собственных детей из водопада наркомании, правонарушений и преступности. А дети обретут полноценное детство – уникальное, удивительное, звонкое.

Как приятно видеть ребятишек, бегущих на мои занятия! – «А у котенка мордочка улыбнутая!» Да, улыбающиеся котята и разноцветные шары, снежинки на ладошке и многое другое, хочется показать малышам. Открыть, как шкатулку, удивительный мир, чтобы выросли, чтобы обрели в этом мире себя. Моя работа с детьми интересная и увлекательная. Вместе мы играем, говорим, рисуем, конструируем, смеемся, читаем стихи и отгадываем загадки — общаемся. Для того, чтобы доставить малышам удовольствие познания огромного мира, окружающих людей, самих себя. Вот, мое место в системе образования — развиваемся обоюдно. Я и они, питаем души!

Красота Пермского края. Водопад Жигалан Жигалан — один из самых живописных водопадов Вишерского Урала. Он расположен на одноименной реке, начинающейся из снежника на восточном.

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Читать еще:  Педагог психолог высшее образование

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Заработная плата

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

Средний оклад по должностям представлен ниже:

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Заработная плата

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

Средний оклад по должностям представлен ниже:

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector