Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в мвд обязанности

Специфика деятельности психолога в структуре МВД

Рубрика: Педагогика и психология

Дата публикации: 17.07.2019 2019-07-17

Статья просмотрена: 745 раз

Библиографическое описание:

Любаев Д. В., Любаев А. В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД // Юный ученый. — 2019. — №8. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/young/archive/28/1372/ (дата обращения: 22.03.2020).

Одной из важнейших отраслей психологии, которая стремительно развивается, несмотря на относительно недавнее образование как отдельной отрасли, является -юридическая психология.

Психология как наука охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и проявления, и использование психологических знаний, закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также благодаря особенностям изучаемой области в психологии, повышение эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохраняемой и пенитенциарной деятельности [1, c. 22].

На сегодняшний день концепция кадровой политики Министерства Внутренних дел РФ определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям, занесенным в документ министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым 2 сентября 2013 года приказ МВД России № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].

Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности, обращая внимание, как и на отдельного сотрудника, так и на работу коллектива в целом [7, c. 23].

Как и в любой другой сфере деятельности, где основная работа, прежде всего, сотрудничество с людьми, работа в органах внутренних дел, как и другие нуждается в психологической подготовке. Лица, поступающие на работу в МВД, сознательно должны понимать задачи их деятельности и всю картину возможной угрозы в чрезвычайных ситуациях. Поэтому все претенденты проходят обязательную психологическую экспертизу, в виде весомой работы со штатным психологом. Прежде всего, это беседа и опрос с претендентами, где можно выявить характер взаимодействия человека с другими людьми [6, c. 234]. Ознакомление с личным делом, и выявление нежелательных пунктов в биографии человека. Также большее внимание уделяют диагностики личности, с помощью основных методик выявляют темперамент, акцентуацию характера, методика диагностики уровня субъективного контроля и методики, выявляющие степень агрессивности. Исходя из специфики работы в ОВД, также члены коллектива могут пройти различные тесты на стрессоустойчивость, потому как именно этот фактор является важнейшим в работе МВД.

Обычно для работы в правоприменительной системе идут молодые люди, которые сформированы как целостная личность, которая включает в себя морально-этические, познавательные, мотивационные, нравственные, эмоциональные и волевые компоненты.

Из личной беседы можно выявить, что мотивы молодого человека отражают стремление стать следователем, адвокатом, прокурором и потребность выполнять свои должностные обязанности. В познавательной сфере кандидат имеет представление о том, что перед ним будут стоять задачи, связанные с профессиональной деятельностью и со всеми ее аспектами, связанных с различными профессиональными ситуациями, способность видеть себя в качестве специалиста.

Также стоить отметить эмоциональную устойчивость молодого специалиста, при работе с преступностью, уверенность в себе и в свои силы, а также преодоление различных преград. Волевые качества, как одна из главных сфер, отражают сосредоточенность, усердие при выполнении профессиональной задачи молодым специалистом.

Целью собеседования в основном является первичная оценка объективных успехов поступающего на службу, т. е. рекомендации, справки, характеристики, дипломы, почетные грамоты, а также любые дополнительные данные на поступающего.

Наряду с этим изучаются и затрагиваются вопросы, связанные с [5, c. 83]:

  1. Особенностями мировосприятия
  2. Ценностные установки
  3. Пристрастия, образ жизни, отношение в семье
  4. Отношение к будущей профессии, его представления о предстоящей работе.

Васильев В. Л. выделяет 5 типов профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования [2, c. 413]:

  1. Адекватный
  2. Ситуативный
  3. Конформистский
  4. Компенсаторный
  5. Криминальный

Помимо организации приема на службу, психолог также имеет право сотрудничать с другими отделами в структуре МВД. Применение психологических знаний дает возможность разрешения большей части проблем в тех или иных ситуациях. Работа психолога касается помощи как сотрудникам, так и потерпевшим. Что касается помощи сотрудникам, то здесь можно отметить работу со следователями, сотрудниками СИЗО, ОМОН и других силовых структур. Так как эта работа напрямую связанна с борьбой с преступностью, то велика вероятность стрессовых ситуаций. В этих случаях психолог всегда компетентен в вопросах разрешения конфликтов, как и внутриличностных так и коллективных. В первую очередь, это индивидуальный подход к человеку, правильная диагностика личности, выбор и применение ситуаций приближенных, и приемов для разрешения конфликтов.

Также важна роль психолога в качестве эксперта-консультанта при раскрытии уголовных дел. Имеются много различных ситуаций, в которых необходима помощь психолога, так, например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, ритуальных поджогов и взрывов, изнасилований и других тяжких преступлений, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки.

По мнения Васильева В. П., такой вид помощи носит внепроцессуальный характер. т. е. в качестве информации справочного характера для следствия. Это могут быть данные о личностных особенностях восприятия, мышления, памяти, особенности развития детей и пожилых лиц, характер поведения в алкогольных и наркотических опьянениях, состояние аффекта, стресса, сильного страха. Что касаемо групповых преступлений, то здесь что психолог может дать информацию следствию о характере взаимоотношений в данной преступной группировке, распределение ролей, наличие лидеров, способствовать поиску уязвимого звена. Согласно ст. 133 УК РФ психолог также может быть привлечен к участию в производстве следственных действий, таких как обыск, осмотр места происшествия, допрос. Результаты, полученные от психолога, фиксируются в протокол [2, c. 452].

Работа психолога с обвиняемым предполагает конкретную диагностику личности, беседу, а также помощь. Помощь обвиняемым заключается в том, чтобы дать понять задержанному благоприятное расположение психолога [3, c. 109]. Само заключение под стражу влечет формированию стресса у обвиняемого, так психолог компетентен, проработать с обвиняемым те переживания, которые мешают или наоборот будут способствовать введению дела.

Закон предусматривает наличие в кадровом составе психолога-педагога, для введения дел с малолетних и несовершеннолетних. Задача психолога-педагога помочь не только следствию, но и самому ребенку при выборе между преступным и спокойным миром, не в коем случае не настаивать на поселении в интернате и в колонии для малолетних, так как ведет за собой критичные последствия, в связи с тем, что социализация у этого ребенка происходит в местах заключения с определенным типом людей. Психолог может подкорректировать формулировку и введение допроса именно с данным несовершеннолетним ребенком, дать сведения для дополнения данных следствия. Также важно участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с психическими отклонениями, заболеваниями, где устанавливается контакт, идет корректировка вопросов с учетом познавательной способности обвиняемого.

Подводя итог, можно сказать, что психолог, состоящий в ряде структур МВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта. Психолог должен иметь развитое аналитическое мышление, иметь такое качество как эрудированность, так как на сегодняшний день больше половины преступников имеют высшее образование. Специалист должен быть грамотным в любых ситуациях, компетентным по отношению к обеим сторонам и иметь огромное желание помогать людям.

Читать еще:  Профессия психолог сколько учиться

Психолог в полиции: требования и обязанности

Каждая профессия уникальна. Человек, который претендует на ту или иную вакансию, должен обладать не только требуемыми навыками, но еще и иметь желание работать по специальности. Например, чтобы работать психологом в полиции, нужно не только окончить университет, но еще и иметь призвание к данной профессии. Чем занимаются психологи в силовых структурах, какими навыками и личными качествами должен обладать человек, который претендует на эту должность?

Образование

Чтобы работать психологом в полиции, нужно получить профильное высшее образование. Лечить человеческие души – ответственная миссия. Здесь нельзя ошибиться, ведь любая ошибка может привести к серьезным последствиям. Поэтому человек, который претендует на роль психолога, должен окончить университет не только для галочки. Выпускник вуза должен за время учебы набрать немало часов практики. Теоретические знания не смогут помочь персоне, которая никогда не общалась с людьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. Поэтому будущие психологи должны иметь, помимо образования, опыт волонтерской работы.

Психолог при устройстве в полицию должен проявить инициативу. Ему необходимо откликнуться на вакансию и подождать, пока позовут на собеседование. Любой человек, который хочет работать в силовых структурах, должен знать, что его личность будут досконально проверять. Так что претендент и все его родственники не должны иметь судимостей или же находиться под следствием. Помимо этого, плюсом соискателю будет служить опыт, который он приобрел за время практики или предыдущей работы.

Личные качества

Психолог в полиции – это человек, который должен быть сильным и волевым. Но одновременно ему должно быть знакомо чувство сострадания и милосердия. Какими же качествами должна обладать личность?

  • Ответственность. Человек, который лечит чужие души, должен идеально понимать себя. Невозможно нести ответственность за других, если не можешь нести ее за себя. Поэтому психолог должен уметь ставить перед собой задачи и понимать, что за результат деятельности придется отвечать перед другими.
  • Организованность. Силовые структуры – это те организации, которые славятся своей хорошей дисциплиной. Поэтому психолог должен понимать, что и за какой срок он может сделать. Да, в психологической помощи сложно ставить какие-то четкие рамки, но научиться это делать просто необходимо.
  • Желание развиваться. Хороший психолог – это человек, который постоянно учится. Личность, все время повышающая свою квалификацию, добьется профессионального успеха.
  • Желание помогать. Психолог должен любить свою работу, а не делать ее для галочки. Помощь людям – это призвание, а не работа. Если человек не готов тратить свое нерабочее время на работу, он может не рассматривать специальность психолога.

Черты характера

Все люди уникальны. У каждого есть определенные черты характера, которые могут пригодиться им на рабочем месте. Какими же чертами должен обладать психолог в полиции?

  • Смелость. Работать с людьми, которые ежедневно рискуют своей жизнью, – большая ответственность. Тяжелые жизненные ситуации могут серьезно подорвать психику даже абсолютно здорового человека. Поэтому психолог не должен бояться сложных пациентов.
  • Доброжелательность. Человек всегда на подсознательном уровне чувствует, расположен к нему собеседник или же нет. Если собеседник доброжелателен и искренне хочет помочь, то ему легко открыть свою душу.
  • Коммуникабельность. Какие психологи в полиции нужны больше всего? Те, которые могут быстро найти контакт с любым человеком. Люди, умеющие подстроиться под различный темперамент и втереться в доверие, смогут добиться большего, чем их коллеги, которые пытаются вести работу более отстраненно.

Ответственность

Работа психолога в полиции – это сложная задача. Человек должен уметь брать на себя ответственность и справляться с поставленными перед ним задачами. За что же несет ответственность психолог?

  • Исполнение своих обязанностей. У психолога, как и у любого сотрудника полиции, есть свой месячный план, который нужно выполнять.
  • Ответственность за данные рекомендации. Человек, который помогает людям пережить сложные ситуации, кризисы или потери, всегда должен брать в расчет не только стандартный рецепты, но и находить индивидуальный подход к каждой личности.
  • Выписка заключений – это часть работы психолога. Он должен проверять каждого сотрудника на адекватность поведения и мышления. Психолог должен быть неподкупной личностью, ведь от его выписки зависит жизнь и спокойствие добропорядочных граждан.

Подбор кадров

Вакансии психолога полиции появляются довольно часто. Многие люди не выдерживают жесткой, почти военной, дисциплины и требований, которые предъявляются ко всем сотрудникам вооруженных сил. Чем же занимаются психологи в полиции? Одна из задач – это подбор кадров. Психолог должен проверять всех кандидатов на их психическое здоровье и стрессоустойчивость. Опытный специалист с первого взгляда может понять, насколько человек уверен в себе и насколько хорошо он умеет командовать и подчиняться. При личной беседе психолог должен понять, может ли человек брать на себя ответственность, умеет ли персона справляться со стрессом и каким именно образом она это делает.

Как пройти психолога в полиции? Кандидат должен держаться открыто и доброжелательно. Но все же нужно понимать, что специфика работы заставляет человека надевать маску серьезности. Шутки и вальяжное поведение лучше оставить дома, а на собеседовании соискатель должен показать свою деловую хватку и лидерские качества.

Работа со служащими

Какие же еще задачи стоят перед психологом? Специалист должен общаться не только с новыми кадрами, но еще и с сотрудниками организации. Если кого-то из полицейских хотят повысить в звании, ему нужно в обязательном порядке пройти психолога. Зачем? Специалисту необходимо выяснить, справится ли сотрудник с новыми обязанностями и не сломается ли он под их тяжестью. Некоторые люди неадекватно реагируют на внезапно свалившуюся возможность командовать. Чтобы не жалеть о повышении той или иной личности, психолог должен адекватно оценить возможности человека, просмотреть его портфолио и лично с ним побеседовать. Подобного рода консультации проводятся и с теми милиционерами, которых собираются разжаловать. Чтобы человек мог подготовиться к понижению статуса, ему необходима помощь специалиста.

Помощь работникам полиции

Люди, ежедневно сталкивающиеся с опасностью, могут сильно расшатать свою нервную систему. Чтобы избежать срывов, сотрудники проходят плановые проверки у психолога. Специалист может помочь решить не только рабочие, но и личные проблемы. Как известно, любой человек будет работать хуже, если у него на душе не будет все спокойно. Психолог помогает восстановиться милиционерам после вооруженных стычек с преступниками, а также реабилитироваться после серьезных физических травм. В первую очередь психолог в отделении милиции – это друг, а уж потом сотрудник. При такой политике людям будет проще доверять свои тайны человеку, который поможет найти выход из сложной жизненной ситуации и никому не расскажет о том, что стало причиной личных или же служебных проблем.

Психолог в мвд обязанности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главное управление кадров
2 апреля 1996 года N 21/13/748
О НАПРАВЛЕНИИ «ТИПОВОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ СТАРШЕГО ПСИХОЛОГА (ПСИХОЛОГА) ОРГАНА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Читать еще:  Психолог кем работать после обучения

Направляю утвержденную заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации «Типовую должностную инструкцию старшего психолога (психолога) органа (подразделения) внутренних дел».

Прошу организовать ее изучение и использование при проведении мероприятий психологического характера. Создать необходимые условия для своевременного и качественного комплектования должностей психологов, их подготовки и переподготовки.

Приложение: на 3 листах.

Первый заместитель начальника
генерал-майор внутренней службы В.Калашников

«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант милиции В.И.Федоров » 29 » марта 1996 года

ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПСИХОЛОГА (ПСИХОЛОГА) ОРГАНА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящая Инструкция определяет полномочия и порядок работы старшего психолога и психолога (далее по тексту — «психолог») органов и подразделений внутренних дел.

1.2. Основной целью деятельности психолога является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развития профессионально важных психологических качеств.

1.3. Вопросы введения должностей, финансового, материально-технического, иных видов довольствия и обеспечения деятельности психологов решаются в соответствии с приказами МВД России N 305 от 2.09.92 г., N 420 от 14.09.93 г., N 350 от 19.07.94 г., а также согласно иных соответствующих нормативных актов МВД России.

1.4. Должность психолога замещается в соответствии с приказом МВД России N 300 от 25.06.93 г. лицами, имеющими высшее психологическое образование или, как правило, специалистами с высшим педагогическим, медицинским, юридическим образованием, проявляющими склонность к психологической работе с личным составом и по своим индивидуальным качествам способные ее выполнять после подготовки в установленном порядке по специальности «практический психолог».

1.5. Основными направлениями деятельности психолога являются (работу по конкретному направлению деятельности определяет начальник органа (подразделения) внутренних дел): психологическое обеспечение работы с личным составом; психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

1.6. Основными видами деятельности практического психолога являются:

— психологическая пропаганда и обучение.

1.7. В своей деятельности психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РСФСР «О милиции», другими законами и нормативными актами Российской Федерации и Министерства внутренних дел России, территориальных органов государственной власти и управления, местного самоуправления, а также настоящей Инструкцией.

1.8. Психолог непосредственно подчиняется заместителю начальника органа (подразделения) внутренних дел по кадрам (по работе с личным составом), а по вопросам психологической работы — вышестоящему руководству психологической службы МВД России.

1.9. Психолог несет персональную ответственность за состояние и результаты работы на порученных направлениях. Возложение на него должностных обязанностей, не предусмотренных настоящей Инструкцией, не допускается.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА.

2.1. Работа с кадрами:

2.1.1. Анализирует результаты психодиагностического обследования кандидатов на службу, в случаях необходимости проводит их дополнительное психологическое изучение.

2.1.2. Проводит психологическое обследование сотрудников и разрабатывает предложения по индивидуально-воспитательной работе с ними.

2.1.3. Проводит занятия по психологической тематике в системе служебной подготовки.

2.1.4. С учетом уровня развития психологических качеств сотрудников и специфики оперативно-служебной деятельности разрабатывает предложения и участвует в проведении психологической подготовки личного состава.

2.1.5. Разрабатывает предложения по социально-психологической адаптации молодых сотрудников.

2.1.6. Участвует в работе кадровой и аттестационной комиссий органа (подразделения) внутренних дел.

2.1.7. Изучает социально-психологический климат и стиль руководства в служебных коллективах.

2.1.8. Проводит анализ психологических причин текучести кадров, нарушений дисциплины и законности, заболеваемости, самоубийств, профессиональных затруднений и ошибок сотрудников.

2.1.9. Выявляет факторы оперативно-служебной деятельности, социально-бытовые условия, негативно влияющие на психологическое состояние и профессиональную деятельность личного состава.

2.1.10. Контролирует психологическое состояние сотрудников, организует и в пределах своей компетенции проводит психокоррекционные и реабилитационные мероприятия.

2.1.11. Ведет индивидуально-психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

2.1.12. Оказывает психологическую поддержку сотрудникам после выполнения ими служебных задач в экстремальных ситуациях.

2.2. Участвуя в решении оперативно-служебных задач ( Для решения данных задач привлекаются психологи, имеющие специальную подготовку, подтвержденную дипломом (лицензией):

2.2.1. Консультирует сотрудников по психологическим аспектам этих задач.

2.2.2. Готовит предложения при решении вопросов, требующих профессиональной компетенции психолога.

2.2.3. Составляет психологический портрет преступника (подозреваемого, свидетеля).

2.2.4. Разрабатывает сценарий ведения переговоров с преступниками.

2.2.5. Использует нетрадиционные методы раскрытия преступлений.

2.2.6. При чрезвычайных ситуациях выполняет обязанности и в соответствии с приказом МВД России от 12.01.96 г. N 20.

2.3. Разрабатывает и ведет:

2.3.1. Планы работы и отчеты по установленной форме.

2.3.2. Журналы, карточки учета лиц, прошедших обследование или получивших консультации; в журнал заносятся шифр каждого обследуемого, повод обращения, содержание проведенной работы, выводы и рекомендации.

2.3.3. Списки лиц, отнесенных к группе риска.

2.4. Психолог (ответственный за кабинет психологической регуляции) организует и обеспечивает, по распоряжению начальника органа (командира подразделения) внутренних дел, функционирование указанного кабинета (приложение NN 1,2).

2.57 В установленном порядке представляет заявки на финансовое, материально-техническое, иные виды обеспечения психологической работы.

3. ПРАВА ПО ДОЛЖНОСТИ.

3.1. Получает в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения им должностных обязанностей.

3.2. выбирает в пределах своей компетенции формы, средства и методы деятельности, учитывая при этом актуальные потребности органа (подразделения) внутренних дел и складывающуюся оперативную обстановку.

3.4. Имеет изолированное, специально оборудованное рабочее место.

3.5. Приобретает необходимые научные и методические материалы, включая периодические издания по специальности на средства ОВД.

3.6. По согласованию с руководством органа (подразделения) внутренних дел, привлекает специалистов, не состоящих в штате данного органа (подразделения) для проведения консультационной, методической, практической работы и мероприятий, требующих особой квалификации.

3.7. Вносит предложения руководству о временных изменениях в режим труда и отдыха сотрудников, а также о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудникам по психологическим показаниям.

3.8. Использует получаемую конфиденциальную информацию в пределах своего профессионального статуса.

3.9. Проходит в установленном порядке переподготовку и повышение квалификации.

3.10. Участвует в научно-исследовательских и практических мероприятиях по проблемам психологического обеспечения жизнедеятельности личного состава.

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ПО ДОЛЖНОСТИ.

4.1. Обеспечивает взаимодействие с центром психодиагностики, здравпунктом органа (подразделения) внутренних дел, с другими психологическими и медицинскими подразделениями, учебными, научными учреждениями и организациями системы МВД, а также иными ведомствами по вопросам психологического обеспечения личного состава и оперативно-служебной деятельности.

4.2. В целях обобщения передового опыта использует средства массовой информации.

4.3. В отсутствие старшего психолога, психолог выполняет его обязанности.

Специфика деятельности психолога в ОВД.

Совершенствование системы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел во многом связано с формированием кадрового ядра психологов-профессионалов. Перед молодой, динамично развивающейся психологической службой МВД России проблема поддержания среди специалистов высокого профессионального уровня стоит очень остро. Среди почти 3 тысяч психологов около 2 тысяч специалистов (66 %) имеют базовое профильное (психологическое) образование, более 300 человек прошли курсы профессиональной переподготовки. Однако свыше 450 сотрудников (16%), замещающих должности практических психологов, не имеют специального психологического образования. Ситуация усугубляется достаточно высокой ежегодной сменяемостью кадров среди психологов (около 15 %). В этих условиях как одно из направлений решения проблемы дефицита кадров особое значение приобретает профессиональная подготовка психологов.

В профессиональном становлении специалиста-психолога важная роль отводится его информированию о предстоящей деятельности. Идентификации психолога как субъекта профессионального психологического сообщества, привитие общей психологической культуры и этики, системность взгляда на психологическую работу — базовые компоненты профессионального образования психолога.

Читать еще:  Профессия психолог дистанционно

Современная профессиональная деятельность психологов носит многоплановый и поливариантный характер. Она направлена на оказание помощи руководителям различных уровней в оптимизации системы управления и кадровой политики, качественное комплектование ОВД личным составом, улучшение социально-психологического климата в служебных коллективах, предупреждение и разрешение межличностных конфликтов, психологическую профилактику девиантного поведения, психологическую адаптацию, подготовку и сопровождение, развитие личности сотрудников и формирование профессионально важных качеств, внедрение в служебную деятельность прогрессивных психологических методов и техник. В конечном счете, проведение психологической работы формирует условия для успешной реализации основных задач, стоящих перед органами внутренних дел — обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Адекватное ориентирование в столь большом многообразии реализуемых направлений — сложная задача не только для начинающего психолога, но и состоявшегося специалиста. Более того, с одной стороны, перед практическими психологами ставятся одинаковые задачи, используются примерно одни и те же методики, а с другой — отсутствует единое понимание психологической работы (кое-кто из психологов ограничивается работой с одной категорией личного состава, а кто-то, наоборот, старается быть включенным во все профессиональные задачи) [11 ст.3]

Среди множества профессий, имеющихся в органах внутренних дел, психолог — профессия относительно новая. Несущая выражено гуманитарную миссию, призванная оказать личному составу психологическую помощь и поддержку, она выступает «носителем» психологической практики. К сфере деятельности практического психолога относится широкий спектр психологических мероприятий: от психологической диагностики и непосредственной работы с людьми, основанной на использовании специальных психологических техник, до работки психологически обоснованных рекомендаций. Применение подготовленными специалистами психологического знания для решения профессиональных прикладных задач позволяет говорить о формировании психологии как профессии. Именно использование психологии для решения конкретных задач и штатная обеспеченность психологической работы отличают прикладную психологическую практику от психологии фундаментальной и научно-исследовательской. Соответственно с ведением в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел латных должностей психологического профиля («инспектор-психолог», специалист психофизиологического подразделения) ведомственная психопрактика связывает появление профессии «психолог ОВД».

Ведомственный психолог «существует» не сам по себе, а для достижения конечного результата — выполнения функций и задач, возложенных на органы внутренних дел. Соответственно деятельность психолога должна быть полезной не просто психологии вообще, а повышать эффективность профессиональной (служебной, служебно­боевой, оперативно-служебной, учебно-служебной, административно- управленческой и т.п.) деятельности милиции.

В основе организации ведомственной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности лежат следующие принципы:

— системности, единства, непрерывности, своевременности, доступности, гуманизма и нравственности;

— единства сознания и деятельности;

— научной обоснованности, профессионализма, преемственности и плановости в реализации психологического обеспечения;

— прогрессивности развития психологического обеспечения с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, накопленного в психологической теории и практике профессионального содружества,

— персональной ответственности психолога за результаты проводимой психологической работы;

— компетентного управления психологическим обеспечением профессиональной деятельности;

— многообразия форм и методов психологической работы;

— материально- технической достаточности психологической работы.

Целью (миссией психолога) психологическо- профессиональной деятельности являются:

— повышение эффективности деятельности ОВД (т.е. достигшая -общественно-значимого результата с оптимальными затратами);

— гуманизация профессиональной деятельности полиции;

— развитие личности сотрудников и работников ОВД;

— оказание помощи руководителям в создании социально-психологической среды, обеспечивающей условия для полноценного труда и охраны психического здоровья.

— В соответствии с данной целью задачами, стоящими перед психологической службой МВД России (практическими психологами), выступают:

— качественное комплектование органов, подразделений и учреждений внутренних дел личным составом;

— достижение высокого уровня профессиональной психологической подготовленности личного состава;

— применение психологического знания в профессиональной (служебной, оперативно-служебной, служебно-боевой, учебно-служебной) деятельности;

— формирование благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах;

— обеспечение личностного и профессионального роста сотрудника;

— оказание психологической помощи в преодолении личностных проблем, разрешении конфликтов, формировании социально и профессионально одобряемого поведения, использовании психологических приемов управления людьми;

— поддержание надежной и психологически устойчивой детальности личного состава в различных условиях (в т.ч. экстремальных ситуациях).

Рассматривая вопрос становления психолога как профессионала, необходимо учитывать, что его многолетнее обучение в процессе реализации профессиональной деятельности, усвоение прикладных знаний методом «проб и ошибок» — непозволительная роскошь для психологической службы МВД России. В условиях, когда правоохранительная деятельность требует от психологической практики сиюминутной и реальной отдачи, аспект обеспечения высокого профессионализма психологов приобретает особую актуальность.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

1. Понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. В основе любой психологической защиты лежит эмоция страха и состояние тревоги. Поэтому базовой функцией защиты является избавление от тревоги, ее производными — регулятивная и адаптивная. Психологическая защита – сложная структура, в основе которой лежит комплекс защитных механизмов, имеющих как врожденную, так и прижизненную природу. Психологическая защита не ограничивается патологией, а проявляется и в норме. Поскольку защита имеет свою структуру и функции, то, следовательно, можно говорить о системном характере психологической защиты. Система психологической защиты включает набор психологических защитных механизмов со связями разной тесноты и направленности, который встроен в структуру личности и имеет устойчивый характер. Психологическая защита как система имеет уровневое строение.

2. К стратегиям адаптации человека в стрессовой ситуации совладания относятся: 1. «поиск эмоциональной общественной поддержки» – поиск понимания и сочувствия окружающих; 2. «подавление конкурирующей деятельности» – снижение активности, полное сосредоточение на источнике стресса, отстранение от других дел и проблем; 3. «сдерживание» – ожидание благоприятных условий для разрешения ситуации. [32.C58]

В различных ситуациях личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации. Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.

3. Саморегуляция и самосохранение личности сотрудника полиции в сложных и экстремальных условиях деятельности невозможны без использования механизмов психологической защиты. Интенсивное и постоянное функционирование некоторых защитных механизмов, выработанных в процессе несения службы, является проявлением профессиональной деформации. Деятельность сотрудников ОВД имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить: необходимость не только знать, но и грамотно применять нормативные документы, регламентирующие деятельность в различных условиях оперативно-служебной деятельности; обязанность выполнения поставленных задач в строго ограниченные промежутки времени; привлечение к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня; допуск к конфиденциальным сведениям, составляющим государственную тайну; допуск к табельному огнестрельному оружию; экстремальные условия деятельности (вид телесных повреждений, крови, трупа, исполнение служебных обязанностей в темное время суток); риск и опасность в оперативно-служебной деятельности как для жизни и здоровья сотрудников, так и граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность; повышенная ответственность за принятие решений, связанных с применением боевых приемов борьбы, табельного огнестрельного оружия.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector