Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог в армии по контракту

Военный психолог

Военный психолог является специалистом, который оказывает психологическую поддержку солдатам, офицерам, гражданским лицам, связанным с армией, как в мирное время, так и в период боевых действий. Профессия понравится абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют биологию, общество, математику.

Кто такой военный психолог?

Военный психолог – это человек, который большую часть рабочего времени уделят практике, а не научно-исследовательской работе. Он постоянно взаимодействует с военнослужащими, а также с их родственниками и специалистами, занимающими гражданские должности. Обязанности военного психолога многогранные, однако профессия является востребованной, что обусловлено высокой текучестью кадров в этом сегменте.

Краткое описание

Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.

Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог проводит экспертизу психологической пригодности, оценивает готовность военного к выполнению той или иной операции, анализирует ситуацию в полку или подразделении, выявляя и корректируя проблемы.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Важные личные качества

Говоря о том, кто такой военный психолог, необходимо понимать, что его деятельность протекает в условиях строгих ограничений. Он взаимодействует с огромным количеством людей, поэтому обязан быть красноречивым и очень серьезным человеком. Военные психологи умеют находить общий язык с любым человеком, они способны расположить собеседника к себе, вызывают доверие и уважение. В их характере преобладают убедительность, эмпатия, объективность, проницательность, коммуникабельность.

Обучение на военного психолога

Подготовка абитуриентов осуществляется по направлению «Психология служебной деятельности» (код: 37.05.02). При поступлении необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также математике, обществу и иностранному языку. Последние 3 экзамена на выбор вуза. Условия поступления зависят от выбранного учебного учреждения, наличия/отсутствия первого образования (среднее общее, вуз) и личного дела абитуриента. В некоторых случаях необходимо проходить государственную проверку и медкомиссию, сдавать нормативы и внутренний экзамен.

Психолог на службу по контракту

1.1. —Здравствуйте, почему нет если для вас будет вакансия? Обращайтесь в военкомат и получите ответ. Удачи Вам и всего хорошего.

2.1. Выводы психолога голословны, они не подтверждаются документально. При приеме у психолога, последняя заметив у вас шрам на запястье, должна была поинтересоваться у вас о его происхождении (это называется анамнез — сбор информации о состоянии здоровья пациента), о чем должна была сделать запись в вашу медицинскую карточку. И если у нее возникли сомнения, должна была назначить повторный прием после осмотра психиатра, либо попросить вас о том, чтобы вы предоставили справку с псих диспансера, что не состоите на учете.
Если таких данных в псих диспансере нет, суицидальная попытка не имела места быть. На этом и настаивайте.
Если все же решение ВВК уже вынесено, его можно обжаловать в суд.
Удачи вам в дальнейшем трудоустройстве.
Если мой ответ был вам полезен, прошу оставить свой отзыв. Спасибо.

3.1. уважаемый Эльнур
Вам надо пройти еще раз психолога, что то его смутило в ваших ответах, в случае военных действий всех призывают

Удачи вам и вашим близким!

3.2. Никаких бумажек у Вас не будет. Попробуйте обратиться еще раз и пройти психолога (на самом деле это врач-психиатр). Если Вам пойдут навстречу, то пройдете. Если нет — то Вам откажут по результатам психологического тестирования.

4.1. Айнур!
Можете. При условии, что будете соответствовать всем требованиям, предъявляемым к вакансии психолога. Это можно будет уточнить в том месте, где происходит набор на службу по контракту.

5.1. А причем здесь психолог? Юридически имеете право призваться

6.1. Действия психолога не законны, причем психолог и ипотека.

7.1. Вам направления не нужны.
Вы берете справки о том состоите вы или нет на учете у нарколога/психиатр.

8.1. При наличии высшего образования- контракт можно заключить сразу после призыва
Главное- наличие вакансий по специальности.
Но- первоначально ведь можно заключить контракт и по его нынешней военной специальности (командир БМП),а потом в ходе службы уже подыскивать место в соответствии со специальностью ВУЗа
Так будет лучше

9.1. Порядок поступления на военную службу определен статьями 32-35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Вакантные должности можно узнать в военкомате или непосредственно в воинской части

10.1. Никак. Сейчас не дают звездочки «пиджакам» вот так просто.

11.1. да пропустят вся информация блокируется на одном сайте

12.1. Неизвестно, но законодательство — этого не запрещает.

13.1. Да, требования правомерны

14.1. Стоит заполнять.Никуда не денетесь.

15.1. что нам делать в этой ситуации?
Алёна, обжаловать выданное отношение психолога в суде и просить суд назначить комиссионное обследование сына

16.1. Варианта по сути два:
1) стойко преодолевать тяготы и лишения военной службы (Устав)
2) Обратиться в суд и решить вопрос о предоставлении отпуска в срок.

17.1. Звание — нет! Возможна служба по контракту.

18.1. Вы не так понимаете закон, ключевое слово там может, все на усмотрение командира. Когда будет стоять военнослужащего обязаны/должны — другое дело.
Ничего не делать, ждать конца контракта и после увольнения идти в ОМОН.

19.1. Военная служба в спец.стаж не входит.но входит в общий трудовой.

19.2. В стаж педагогической работы засчитывается:
— педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 1 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7 см. стр. 11);
— время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования — в порядке, предусмотренном приложением 2 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7).

20.1. Обратитесь в военную прокуратуру с письменной жалобой и ходатайством о проведении освидетельствования в другом медучреждении. Пишите, что считаете определение диагноза ошибочным.

21.1. Все правомерно. Справка не подразумевает, что есть основания для заключения контракта ( ст. 33, 38, 49, 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Полный список документов смотрите здесь
http://contract-army.ru/dokumenty/

Читать еще:  Психолог в образовании

21.2. Это незаконно.
Вашему зятю нужно в порядке ст. 218 КАС РФ обжаловать отказ в заключении контракта.
Поскольку противопоказаний не имеется.

21.3. Если справка не связана с ограничениями по здоровью, то вашему зятю нужно обжаловать в суд.
По алминистративному исковому заявлению.

КАС РФ, Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

21.4. Может служить, отказ неправомерен и наличие справки не является основанием для отказа.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», N 53-ФЗ | ст 34
5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

21.5. Справка не нужна!
Лица, имеющие право заключать контракт о прохождении военной службы
Контракт о прохождении военной службы вправе заключать следующие лица (п. 1 ст. 34 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее образование;
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
— военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
— граждане, пребывающие в запасе;
— граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие высшее образование;
— граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
— граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования (п. 2 ст. 35 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ);
— иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ (абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать (п. 2 ст. 34 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
— граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
— иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, отвечать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также требованиям по уровню образования, квалификации и физической подготовки (п. п. 1, 4 ст. 33 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Эти требования утверждены Приказом МВД России от 16.05.2013 N 267 и Приказом Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 (п. 5 ст. 33 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту? («Электронный журнал «Азбука права», 2016)

21.6. В законодательстве нет норм препятствующих поступлению зятя на военную службу по контракту со «справкой». Поэтому обжалуйте решение должностных лиц пункта отбора в военную прокуратуру или в суд.
Дело в том, что на военную службу по контракту вправе поступать лица, состоящие в запасе. Ваш зять является гражданином, пребывающим в запасе, что подтверждается указанной справкой.
Действительно наличие справки не позволяет зятю поступить на государственную гражданскую службу (ст. 16 ФЗ » О государственной гражданской службе Российской Федерации»), но о военной службе в данной статье ничего не сказано. На мой взгляд это просто упущение законодателя, которым ваш зять может воспользоваться.

22.1. на действия или бездействия вы имеете право написать жалобу в прокуратуру согласно ст. 10 Закона о прокуратуре РФ либо в суд в соответствии с требованиями КАС РФ.

Военный психолог. Хочу быть им.

Комментарии 57

Мне нравится 0

История ведения войн показывает, что великие полководцы, правильно учитывающие психологические возможности войск, одерживали победу над врагом более многочисленным, вооруженным более современным оружием. Александр Македонский, Наполеон, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, потому и велики, потому история и хранит их заслуженную славу, что они сумели воспользоваться невидимой, но могучей силой – психикой бойцов.

В современных условиях, когда информация и средства управления ею становятся самостоятельным фактором победы, роль психологических возможностей отдельных людей и воинских частей значительно взрастают. Новые тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных, обусловили резкое возрастание зависимости исхода сражений от соотношения психологических возможностей сторон.

Читать еще:  Психолог в социальной сфере

По существу война становится явлением социально-психологическим, так как психологическое содержание приобретают ее цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к определенным действиям), средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихологическое, технопсихологическое, психотронное оружие) и способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Сказанное выше подчеркивает значение и роль военной психологии в подготовке военнослужащих к защите Отечества, в обеспечении их самоотверженных и умелых действий на поле боя современной войны, в руководстве сражением.

Однако, как отмечал еще в начале прошлого века выдающийся военный психолог Г.Е. Шумков, «военная психология только тогда явится наукой, необходимой для полководца, когда она откроет ему секрет боевой силы или работоспособности бойца во всех фазах боевой обстановки, когда она выработает свои научные положения о моментах понижающих и повышающих работоспособность бойца, укажет совместное действие разных моментов на боевую силу; укажет средство борьбы с наступающим понижением силы в своих войсках и наметит моменты, способствующие угнетению и ослаблению своего противника».

В настоящее время военно-психологическая наука находится в расцвете своих возможностей. Она активно осваивает новые области знания о войне и бое, психологической готовности и устойчивости войск к боевым стресс-факторам, закономерностях боевой и психологической подготовки воинов, технологиях оказания психологической помощи и реабилитации участников боевых действий, о вере и суевериях, героическом и девиантном поведении воинов в военное время, о методах информационно-психологического противоборства с противником и т.д.

Сегодня в ВС РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по воспитательной работе, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.

Военные психологи по призванию, по образу мышления, по профилю деятельности в нашей армии существуют уже второе столетие. Однако лишь в 1992 году появилась профессия «военный психолог». Тогда в российской армии были введены должности психологов полков, а чуть позже – психологов батальонов и Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации и, таким образом, обозначились контуры целостной психологической структуры. По масштабам задач, ставящихся перед ней, по количеству мест, предназначенных в штатных расписаниях воинских частей для военных психологов, по своему иерархическому строению психологическая структура в нашей армии не знает аналогов в мире, и призвана стать самой мощной ар-мейской психологической службой в истории. Сегодня здесь открыто около 2000 должностей для военных психологов.

За время своего существования система психологической работы в ВС РФ оформилась не только в конкретные структурные элементы, подразделения, но и в целостную «вертикаль», пополнилась профессиональными психологами, обогатилась в методическом и материально-техническом отношении.

С 1994 года начата подготовка военных психологов на военно-психологическом факультете Военного университета. Она осуществляется в соответствии с общегосударственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «психология». За 11 лет деятельности факультета в войска выпущено около 1000 высоко-классных военных специалистов-психологов. В настоящее время подготовка психологов для войск осуществляется в ряде военных вузов.

Особых требований к лицам, поступающим в военные вузы по специальности «психология» нет. Они должны успешно пройти профессиональный психологический отбор (систему тестов), сдать вступительные экзамены по биологии, истории Отечества, русскому языку и литературе (письменно), фи-зической культуре и быть физически и психически здоровыми людьми. Кри-терии профессиональной непригодности заложены в структуру вступитель-ных испытаний.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны. В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности. Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Так как в ВС РФ выстроена вертикальная система психологических структур, то в качестве супервизоров здесь выступают военные психологи вышестоящих инстанций, которые регулярно анализируют деятельность подчиненных психологов.

Выпускники психологического факультета Военного университета (военные психологи) пользуются высоким спросом во всех отраслях жизнедеятельности российского общества. Уволившись из рядов ВС РФ, они быстро находят себе места для работы в рамках полученной профессии, занимают руководящие должности в коллективах, в которых есть выпускники ведущих психологических вузов России.

Вместе с тем ощущающаяся в ВС РФ нехватка квалифицированных военных психологов (выпускников военных вузов) обусловила восполнение штатного дефицита, во-первых, военнослужащими из числа командного и технического состава без соответствующего образования, после прохождения курсов повышения квалификации в Военном университете и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призываемыми на военную службу. Последний способ насыщения психологической службы специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в частях насчитывается порядка 300 военнослужащих-женщин, а в некоторых военных округах они составляют 20-25% от общего числа военных психологов.

Одновременно в ряде гражданских вузов (например, в Московском го-сударственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском психолого-педагогическом университете и еще в 13 вузах) идет подготовка психологов для Вооруженных сил и психологов запаса по специальным программам.

Понимание особой значимости военного психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается и дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров ВС РФ.

Как и на «гражданке» в ВС РФ пока еще не сформировалась культура пользования психологической помощью, помощью военного психолога. Наряду с мифом о всемогуществе психолога, о его способности «видеть людей насквозь», существуют мифы о надуманности и бесполезности этой фигуры в войсках. По-видимому, это связано с тем, что подавляющее большинство лиц, исполняющих обязанности психолога не имеют психологического образования и соответствующей мотивации профессионального роста. Не меньшее значение здесь имеет и специфика возраста основных потенциальных потребителей психологических услуг. В 18-20-летнем возрасте психолог воспринимается скорее как психиатр, а его клиент, как «псих». Поэтому большинство клиентов военного психолога составляют лица из числа тех, кто вызывает беспокойство у командования относительно их способности эффективно выполнять свои функциональные обязанности и взаимодействовать с сослуживцами.

Важнейшим отличием профессиональной карьеры военного психолога является то, что он всегда обеспечен интересной, живой, творческой работой. Начиная с выпуска из вуза и до увольнения в запас, он гарантированно будет иметь место службы по специальности, приемлемый для большинства регионов страны заработок на уровне официальной зарплаты профессора столичного вуза.

Читать еще:  Профессия психолог зарплата

Психолог рассказал, как подготовить себя к службе в армии

Нерядовые отношения

В стране идет осенний призыв в армию. После изменений в законе об отсрочках плечом к плечу в строю окажутся весьма разные молодые люди. Притирка неизбежна. Как подготовить себя к службе? Что значит жить по уставу? Об этом беседа с начальником Центра психологических и социологических исследований Вооруженных Сил подполковником Василием Короткевичем.

фото белта.

— Современная молодежь живет в основном в весьма комфортных условиях, где мало жестких рамок. Армия — это прежде всего дисциплина и строгое соблюдение устава. Как можно сгладить резкий переход от одного к другому?

— Любая смена обстановки — это стресс. В среднем адаптация солдат срочной службы длится примерно месяц, усложненная затягивается от трех до шести месяцев. Если за полгода человек не вливается в коллектив, то можно говорить о психологических проблемах.

Спешу заверить как самих призывников, так и их родителей: бояться нечего. Последние опросы показали, что 89% солдат оценили армию как положительный опыт. В частности, за год-полтора многие пересмотрели свое отношение к жизненным ценностям и собственной жизни в целом. Не говоря уже о развитии дисциплинированности, выносливости и силы, товарищеских качеств. К тому же есть возможность получить военную специальность.

— Как отслеживается психологическое состояние солдат в армии?

— Практически круглые сутки солдаты находятся под наблюдением: сержантов, дежурных или командиров (взвода, роты, части и других). Собственно, первый «психолог», с которым сталкивается каждый военнослужащий, — это командир. Именно от него зависит сплочение коллектива и безболезненное принятие новобранцев. Он вводит бойцов в курс дела, учит, разрешает конфликты и т. д. К слову, последнее исследование нашего центра показало, что 85% солдат срочной службы оценили взаимоотношения с командирами положительно.

Помимо заместителей командиров по идеологической работе, в Вооруженных Силах Беларуси служит порядка 150 психологов. Кроме того, в каждом подразделении есть возможность связаться с региональными организациями Министерства здравоохранения по оказанию экстренной психологической помощи или позвонить на телефон доверия в любое время.

— С какими проблемами психологического характера сталкиваются солдаты?

— Как ни странно, чаще всего они обращаются с проблемами личного характера, связанными с жизнью на гражданке. Взаимоотношения с девушками, друзьями, родными достаточно часто беспокоят парней. Возможно, потому что, находясь на службе, они не всегда могут на них повлиять.

Что касается притирок и конфликтов внутри коллектива, то они тоже имеют место. Но тут уже само командование делает все, чтобы их разрешить и сплотить ребят. Психологи, например, проводят тренинги по сплочению, с помощью различных тестовых методик выявляют индивидуальные особенности каждого бойца, статус и характер их взаимоотношений в подразделении. По итогу даются рекомендации. Например, их учитывают при составлении графика нарядов (чтобы несовместимые между собой люди не оказались вместе). Выявляют и солдат, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. К примеру, есть такие, кому нужно одобрение, чтобы чувствовать себя уверенно и не падать духом. Поэтому командир, исходя из рекомендаций психолога, как правило, дает такое задание, в котором человек себя проявит и ему можно будет дать положительную оценку.

Крайняя мера — перевод солдата в другое воинское подразделение или часть. Но такое случается нечасто.

— Солдаты находятся на виду друг у друга и командования практически 24/7. И тем не менее самоубийства редко, но бывают. Как их избежать?

— Суицид — социальный феномен, происхождение которого до сих пор неизвестно. У кого-то желание свести счеты с жизнью возникает спонтанно, кто-то долго вынашивает план. Но предсуицидальную фазу распознать можно. Собственно, трагедии не раз предупреждали внимательные сослуживцы, командиры, штатные психологи. Серьезное расстройство адаптации или затянувшаяся депрессия — и парня отправляют на лечение. Тут психолог — военный или обычный — уже не поможет, показано медикаментозное лечение. К службе, как правило, такие ребята не возвращаются.

— Почему о неуставных отношениях солдаты не всегда докладывают руководству? Это на первый взгляд вопрос более чем простой, но за ним ведь скрывается серьезная проблема?

— Такой менталитет. Нас с детства учат: не ябедничай и не жалуйся. Вот и получается, что молодые люди рассуждают так: либо сам разберусь с обидчиком, либо стерплю, я же не девчонка, чтобы командиру докладывать. Но таким поведением солдаты только вредят и себе, и тем, кто будет служить после них.

У многих почему-то только к концу службы появляется понимание, что армейская среда — как раз то место, где о проблемах говорить нужно. Все взаимоотношения внутри прописаны в уставе. То, что выходит за рамки и носит негативный характер, в итоге может привести к уголовной ответственности. Фактически бездействие и молчание поощряют укоренение беззакония.

При этом следует понимать, что неуставные взаимоотношения не живут в армии. Их приносят с собой. Замашки на нарушения могут формироваться в семье, школе, колледже и даже университете. Во время службы их проявляют, и если вовремя это не заметить, то последствий не избежать.

— Современная служба такова, что новобранцами оказываются и вчерашние выпускники школ, и парни, успевшие окончить магистратуру, и даже те, у кого уже есть семьи. При этом тот, кто старше и образованнее, нередко оказывается в подчинении у совсем молодых. Это сама по себе достаточно конфликтная ситуация. Какой выход?

— Правило, которое должен усвоить каждый новобранец, — в армии старших по возрасту нет. Но есть старшие по званию и по должности. Важно понимать, что просто так на должность сержанта не назначают. Допустим, есть два человека: 25-летний срочник с дипломом магистранта, который вчера пришел в подразделение, и 19-летний парень с профессионально-техническим образованием, который служит уже год. Первый о многих особенностях военной службы просто не может знать, у второго есть войсковой опыт, он прошел учебную часть, адаптацию и прочувствовал все моменты армейской жизни, и в это время, вероятнее всего, он уже будет сержантом.

К слову, армия не единственное место, где так происходит. Взять то же сельское хозяйство или заводы: очень часто у молодых инженеров в подчинении находятся опытные сорокалетние рабочие. Они ведь как-то находят общий язык.

Вкус спокойствия

На сентябрьских белорусско-российских учениях «Щит Союза — 2019» Центр психологических и социологических исследований Вооруженных Сил презентовал перспективный образец мобильного пункта психологической помощи. В двух пневмокаркасных палатках разместились приборы психофизиологических исследований и техника, которая помогает быстро вернуть в строй бойца, который испытал сильное эмоциональное напряжение или имеет накопившуюся физическую усталость.

— Учения — это всегда огромное количество людей, техника, оружие, резко меняющаяся обстановка, требующая огромных эмоциональных и физических затрат, отсутствие возможности для нормального восстановления сил, в том числе сна. Организм пребывает в состоянии стресса. За пару дней на учениях солдаты выматываются так, как не устали бы и за неделю службы в части, — говорит Василий Короткевич. — Как таковой психологической помощи на учениях не требуется, зато необходимы восстановительные мероприятия. Именно с целью скорейшего восстановления физических сил и психоэмоционального состояния была организована работа мобильного пункта психологической помощи.

Палатка делится на несколько зон. Восстанавливаются военные с помощью аудиовизуальных комплексов, аромаламп с эфирными маслами, песочной терапии и даже массажа. 15 минут на виброматрасе — и мышечное напряжение и тяжесть в спине как рукой снимает, даже ощущение невесомости на пару мгновений появляется. Можно полежать пару часов под звуки расслабляющей музыки в зеленом приглушенном свете (он благотворно действует на психику). Для усиления успокаивающего эффекта бойцам предлагают травяные чаи из ромашки, мяты и мелиссы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector