Психолог какие направления
10 популярных направлений психологии
Со времени своего появления ещё в греко-римской древности психологическая наука претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:
Ниже вкратце о каждом из этих направлений.
Нейролингвистическое программирование является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.
НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.
Психоанализ
Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.
В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.
Гештальтпсихология
Школа гештальтпсихологии была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.
В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.
Расстановки по Хеллингеру
Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.
Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.
Гипноз
Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.
Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.
Позитивная психотерапия
Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.
Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.
Клиент-центрированная терапия
Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.
Арт-терапия
Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.
В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.
Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.
Коучинг
Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.
Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.
Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.
Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.
Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?
Психолог какие направления
В 21 веке ритм жизни очень изменился. Если раньше жители больших городов ещё могли степенно прогуливаться по улицам и пить чай на балконе за неторопливой беседой, то теперь людям приходится вечно бежать, чтобы не опоздать на работу или по важным делам. Неудивительно, что такой нескончаемый бег приводит к вечным стрессам. Поэтому появились психологи, которые помогают людям решать их проблемы. Существуют несколько разновидностей этой профессии. О них и пойдёт речь в данной статье. Стоит отметить, что в настоящее время у всех есть возможность получить дистанционное высшее образование психолога и работать в том направлении, которое больше нравится.
Основные разновидности психологических профессий
Первая, одна из самых популярный на сегодняшний момент профессий — так называемый психолог-консультант. К нему люди обращаются в тяжёлые жизненные моменты. Это может быть затяжная депрессия, неурядицы в личной жизни, потеря близкого человека и др. К психологу люди идут в тот момент, когда их некому выслушать или когда проблемы слишком деликатные, чтобы рассказывать кому-либо из близкого окружения. Психологи-консультанты обязаны хранить конфиденциальность своих клиентов — это один из основных моментов их деятельности.
Не менее распространённая психологическая специальность в настоящее время — семейные психологи. Сейчас люди пытаются решить проблемы в семье, а не рубить на корню и разводиться. Зачастую у супругов могут быть диаметрально противоположные точки зрения относительно многих аспектов брака, поэтому и возникают непонимание, взаимное недовольство и отчуждённость. Задача семейного психолога — выслушать обе стороны, соблюдая нейтралитет и не подстраиваясь под чью-то одну точку зрения. Основное качество такого специалиста — чуткость и понимание того, что в любом конфликте виноваты оба. Семейный психолог должен выслушать и мужа, и жену и попытаться найти для них компромисс, соблюдая который можно спасти брак.
Если две предыдущие разновидности психологических профессий — сугубо личные, направленные на решение личных проблем отдельного человека или семейной пары, то следующие играют очень важную роль в жизни общества в целом. Речь идёт о судебных и клинических психологах.
Судебные психологи — это специалисты, которые работают с подозреваемыми в совершении преступления и оценивают их психологическую вменяемость. На основании полученных данных он делает вывод, является ли обвиняемый психически здоровой личностью, или же у него имеются отклонения. Выводы судебно-психологической экспертизы являются основанием для того, чтобы в случае необходимости изолировать опасный для общества элемент, отправив его на лечение в специализированную клинику или же в места лишения свободы. В колониях и СИЗО помощь оказывают пенитенциарные психологи.
Клинический психолог работает в основном с тяжелобольными людьми. Помощь такого специалиста зачастую требуется онкологическим больным с низкими шансами на выздоровление. При возникновении желания получить эту специальность следует помнить, что этот вид деятельности связан с тяжёлыми эмоциональными нагрузками на самого психолога. Ему приходится пропускать через себя переживания тяжелобольных людей, постоянно подбирать нужные и правильные слова, чтобы их утешить. Любое неверное действие может привести к плачевным последствиям. Поэтому клиническим психологом следует становиться только эмоционально закалённому человеку, умеющему сопереживать и поддерживать людей в трудной жизненной ситуации.
Ещё одна специальность, приобретающая популярность в настоящее время, — промышленный психолог. Этот специалист проводит исследования о факторах, влияющих на производительность людей на рабочем месте. Кроме того он нередко проводит психологическую оценку кандидатов на получение той или иной должности, делая вывод, сможет ли конкретный человек работать в той или иной области производства. Деятельность промышленного психолога крайне важна для предприятия, так как помогает понять психологический настрой сотрудников, уровень взаимоотношений в коллективе. Руководствуясь советами этого специалиста, начальство сможет ввести систему поощрений для коллектива и принять иные меры, способные повышению мотивации работников.
Ещё две специальности в области психологии являются довольно специфическими — это психологи-генетики и психологи-инженеры. Первые в обязательном порядке должны обладать знаниями в области генетики. Такие специалисты выявляют наследственные отклонения у людей, в основном консультируя семейные пары, желающие завести ребёнка. Инженерные психологи выявляют взаимосвязи в работе человека с техникой, выявляя определённые предпочтения у людей. Это помогает создавать продукт, адаптированный под нужды массового потребителя.
Спортивные психологи работают со спортсменами, как правило сосредотачиваясь на повышении уровня мотивации. Они также оказывают поддержку в случае получения спортсменом травмы.
Одна из важнейших в настоящее время специальностей — психолог-педагог. Такой специалист работает с детьми, помогая выявлять на ранней стадии их проблемы, что предотвращает развитие детских психологических травм, оказывающих влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Психолог-педагог незаменим также при работе с особенными детьми. Желающие получить педагогическое образование дистанционно должны понимать, что такая работа требует большой ответственности и умения ладить с детьми.
Какие бывают психологи
Какие бывают психологи
- StudyInFocus
Тенденция нашего времени – обращение к узким специалистам. Современный человек все меньше склонен обслуживать свои личные нужды самостоятельно, предпочитая больше времени посвящать профессиональной деятельности и отдыху. Поэтому сфера услуг растет и будет продолжать расти. Люди предпочитают нанимать специалистов для уборки и приготовления еды, для персональных тренировок и приведения в порядок внешности. И душевный разлад преодолевают с помощью специалистов-психологов.
Насколько востребована профессия психолог
Один из самых часто слышимых советов, который можно получить, посетовав на жизненные неурядицы: «Обратись к психологу».
Профессия психолог востребована как никогда. По прогнозам, к 2020 году она войдет в «пятерку» самых востребованных профессий.
Какие бывают психологи
Психологи окружают нас повсюду. Все дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также больницы имеют в штате психолога.
Психолог может работать логопедом, коучем, бизнес-тренером. Пройдя дополнительное обучение, можно стать психотерапевтом.
Можно выбрать научную или преподавательскую деятельность, остаться на родной кафедре, защитить диссертацию и преподавать.
Психологи часто устраиваются на должность менеджера по персоналу. Кроме того, компании иногда нанимают психологов в штат. В крупной компании психолог занимается:
- тестированием персонала;
- тренингами;
- психологической поддержкой сотрудников;
- разработкой методов управления.
Учитывая высокую востребованность психологов во многих отраслях и тенденцию роста популярности профессии, выбор психологического факультета для обучения – разумный шаг.
Топовые вузы
Факультет психологии есть в любом университете; специальность можно освоить и в педагогическом институте. Но главные вузы России, которые готовят психологические кадры, это:
- МГУ имени Ломоносова,
- Российский государственный социальный университет,
- Российский университет дружбы народов,
- Российский государственный гуманитарный университет,
- Московский городской педагогический университет,
- Московский педагогический государственный университет,
- Российский государственный педагогический университет имени Герцена.
На факультетах психологии есть бюджетные места.
Но все топовые вузы расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы поступить в такой вуз, нужно сдать ЕГЭ на высокий балл.
Даже набрав высокие баллы и пройдя по конкурсу, не каждый студент может позволить себе жизнь в самых дорогих городах страны. Расходы на проживание, питание, необходимые для учебы материалы довольно существенные, а размер стипендии в России таков, что не может их компенсировать.
Специализации на факультете психологии
Факультеты психологии принимают обучающихся на следующие специальности:
- общая психология,
- психология труда,
- психофизиология,
- социальная психология,
- юридическая психология,
- медицинская психология,
- коррекционная психология,
- педагогическая психология,
- психология развития,
- политическая психология.
Что нужно для поступления на психолога в России
На психологический факультет поступают выпускники 11-х классов.
Для факультета психологии нужно сдать ЕГЭ по предметам:
- русский язык,
- иностранный язык,
- биология.
В некоторых вузах требуется сдать историю или математику.
Обучение на психолога за границей
Получить диплом психолога можно и в зарубежных вузах.
Интересно!
Среди студентов-иностранцев всего мира 1,5% – российские учащиеся (данные UNESCO за 2015 год).
Популярные направления у российских студентов:
Если обучение в США и Великобритании стоит немалых денег, многие европейские страны на континенте предлагают более гуманные цены или специальные условия, например, в Чехии можно бесплатно учиться, но только на чешском языке.
Обучение иностранных студентов в Германии, Норвегии, Финляндии бесплатное на всех программах.
Среди стран, предлагающих иностранцам бесплатное высшее образование, выделяется Германия:
- Самое большое количество вузов на душу населения среди европейских стран.
- Древнейшие традиции высшего образования.
- Высокий уровень безопасности и социальной защищенности.
- Гибкий учебный план, позволяющий осваивать 2-3 специальности одновременно и совмещать учебу с подработкой.
- Возможность получать стипендию в размере, позволяющем компенсировать бытовые расходы.
- Общежития.
- Бесплатное обучение на немецком или английском языке — оба языка крайне востребованы в современном мире и крупных компаниях.
Как поступить на психолога в Германии
В немецких вузах выпускника российской школы ожидает приятный сюрприз: ваши баллы за ЕГЭ никому не интересны. Так что, если вы заранее решили, что будете поступать в Германии, в выпускном классе вам не придется волноваться и переживать за государственные экзамены. Но нужно обратить внимание на средний балл аттестата — именно по нему будут отбирать вас в немецкий вуз.
Чтобы поступить в немецкий вуз после школы, нужно сдать экзамен по немецкому языку и проучиться один год в Штудиенколлег. Это время не будет потрачено зря: вы адаптируетесь к жизни в новой стране и уж точно подтянете немецкий. Да и учеба на первом курсе после Штудиенколлег будет даваться легче. Зачисление в вуз производится с учетом оценок из Штудиенколлег и оценок из школьного аттестата, поэтому высокие академические показатели будут очень кстати!
Какие качества важны будущему психологу
Главное для психолога – интерес и любовь к людям. Психолог работает с людьми, поэтому в профессии нечего делать тем, кого утомляет общение.
Психолог должен быть:
- толерантным и терпеливым;
- умеющим слушать;
- умеющим анализировать информацию;
- обладающим эмоциональным интеллектом;
- способным и любящим учиться.
Психолог в процессе своей деятельности постоянно учится, поскольку психология – это живая развивающаяся отрасль. Опора только на полученный годы назад диплом – верный путь к профессиональному краху.
Как узнать, подходит ли вам профессия психолог? Пройдите карьерное ориентирование, и все сразу станет ясно.
Как построено обучение
Психологу важно закончить не только бакалавриат, но и магистратуру. Обучение длится 5 лет.
Желающим практиковать в клиниках в качестве психотерапевта, необходимо дополнительно учиться 3-5 лет.
Какие знания и навыки получают будущие психологи
Психологи не лечат психические заболевания. Они помогают людям разобраться в своих чувствах, решить проблемы, оптимально организовать свою жизнь.
Интересно!
В психологии возникают новые междисциплинарные направления. Одно из них – поведенческая экономика.
Будущие психологи изучают:
- анатомию,
- физиологию,
- социологию,
- логику,
- философию,
- антропологию,
- математические методы в психологии.
В процессе обучения студентам придется много читать. Обучение включает практический блок.
Где работать по окончании факультета психологии
Частный кабинет имеют известные и опытные психологи, их не так уж и много. Но с качественным образованием и хорошими достижениями вы можете стать одним из них. Основная масса выпускников психологического факультета работает по найму в различных организациях:
- детских садах;
- школах;
- образовательных учреждениях;
- больницах;
- центрах психологической помощи,
- а также в крупных коммерческих компаниях.
Свои психологи есть у спортивных команд, коррекционный психолог может работать с речевыми нарушениями у детей.
Доходы специалистов в России и в Германии
Разброс зарплат психологов очень большой.
В зависимости от вида деятельности психолога, в России предлагаются оклады в размере 15-20 тысяч рублей в провинции или 50-70 тысяч рублей в Москве.
Психологи, логопеды, коучи, работающие частным образом, сами устанавливают цену на свои услуги. Стоимость часового сеанса у частного психолога может составлять 2,5-4 тысячи рублей и выше. Но у частных специалистов свои риски: они должны оплачивать аренду, вкладываться в рекламу без гарантий, что вложения окупятся.
В европейских странах регулярно посещают психологов почти 100% населения. В России количество людей, посещающих психологов, меньше, поскольку у нас еще не сформирована культура этого явления, да и финансовые возможности основной массы населения значительно ниже, чем в странах Европы.
В Германии в начале карьеры психолог зарабатывает 3-4 тысячи евро в месяц. Доход специалистов-психологов с опытом — 4-6 тысяч евро в месяц. Многие работают в госудерственных организациях на государственной ставке, что дает большое количество дополнительных финансовых и социальных преимуществ и во время работы и (если смотреть в будущее) на пенсии. Доход высококлассных узкоспециализированных специалистов-психологов в штате компании или частной практике может достигать и 7-10 тыс евро в месяц и выше.
В Германии, после окончания обучения в вузе, учебная виза продлевается на 1,5 года, давая выпускнику возможность устроиться на работу. Имея на руках диплом немецкого вуза, есть все шансы найти работу в Германии.
Какие бывают психологи в Германии
Психология в Германии также делится на различные фокусные виды. В немецких университетах учат этим видам психологии:
- Психолог (общая психология) — Psychologe
- Бизнес-Психолог (корпоративный психолог) — Wirtschaftspsychologe
- Транспортный Психолог — Verkehrspsychologe
- Спортивный Психолог — Sportpsychologe
- Социальный Психолог — Psychosoziale/r Prozessbegleiter
- Психоаналитик — Psychoanalytiker
- Педагогический Психолог — Pädagogische/r Psychologe
- Коммуникационный Психолог — Kommunikationspsychologe
- Клинический Психолог — Klinische/r Psychologe
- Психотерапевт — Psychologische/r Psychotherapeut
- Детский и Юнешеский Психотерапевт — Kinder- und Jugendlichenpsychotherapeut
- Психолог Здравоохранения и Реабилитации — Gesundheits- und Rehabilitationspsychologe
- Врач, психосоматическая медицина и психотерапия — Facharzt — Psychosom. Medizin u. Psychotherapie
- Врач, психиатрия и психотерапия — Facharzt — Psychiatrie und Psychotherapie
Почему нужно учиться психологии в Германии
Множество громких имен в психологии — родом из Германии. Этому способствует и высокое качество образования в Германии в целом, и свой, особенный подход к человеку и к психологии. Иногда немцы кажутся ищлишне техническими и неэмоциональными — возможно, именно это и беспристрастный качественный подход к своей работе делает психологию в Германии одной из самых сильных в мире и в науке, и в практике.
Как видите, список профессий по психологии и видов психологов отличается в России и в Германии. Если вы хотите строить свою карьеру в международной компании, а тем более жить и раотать по специальности в Германии или в Евросоюзе, то важно получить именно немецкое образование по психологии. Так вы получите самые последние знания в псизологии в выбранном вами направлении и с учетом самых последних тенденций в специализациях и междисциплинарных направлениях в этой науке.
Также, безусловно, важно учиться на немецком и английском языке — важно не просто разговаривать на языке будущих клиентов, но и чувствовать нюансы этого языка, детали их восприятия, чтобы принимать верные решения без «сложностей перевода». Этому же будет способствовать погружение в местный менталитет за время вашего обучения.
Профессия психолог очень популярна и востребована во всем мире. Современный образ жизни порождает стрессы, и многим людям необходима помощь психолога. Штатные психологи трудятся во всех детских, спортивных, лечебных учреждениях, центрах психологической помощи и в крупных компаниях. В России частным порядком посещает психологов гораздо меньше людей, чем в странах Европы, зарплаты штатных психологов в организациях низкие, а в топовых университетах высокий конкурс. В немецкие вузы можно поступить без ЕГЭ, получать стипендию и подрабатывать, а окончив учебу, устроиться на работу в Германии и получать хорошую зарплату.
Для поступления в немецкий вуз важно правильно собрать пакет документов и уложиться в сроки подачи. Уточните у специалиста все детали, поступайте в вуз в Германии и получайте престижную профессию психолог.
Популярные направления психологии
Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.
Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.
Классический психоанализ, 1900
История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:
- аналитическая психология;
- индивидуальная психология;
- трансактный анализ.
Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.
Аналитическая психология, 1912
Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.
Индивидуальная психология, 1912
Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.
Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.
Гештальтпсихология, 1912
Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.
По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.
Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.
Гуманистическое направление, 1951
В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:
- стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
- внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
- гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
- для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.
Когнитивизм, 1955
В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.
Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).
Трансактный анализ, 1956
История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.
Концепция современной психологии
История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.
При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.
Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.
Список использованных источников:
- 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
- 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
- 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
- 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
- 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
- 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
- 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.
Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!