Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог какие направления

10 популярных направлений психологии

Со времени своего появления ещё в греко-римской древности психологическая наука претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

Нейролингвистическое программирование является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа гештальтпсихологии была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

Психолог какие направления

В 21 веке ритм жизни очень изменился. Если раньше жители больших городов ещё могли степенно прогуливаться по улицам и пить чай на балконе за неторопливой беседой, то теперь людям приходится вечно бежать, чтобы не опоздать на работу или по важным делам. Неудивительно, что такой нескончаемый бег приводит к вечным стрессам. Поэтому появились психологи, которые помогают людям решать их проблемы. Существуют несколько разновидностей этой профессии. О них и пойдёт речь в данной статье. Стоит отметить, что в настоящее время у всех есть возможность получить дистанционное высшее образование психолога и работать в том направлении, которое больше нравится.

Читать еще:  Психолог в мвд обязанности

Основные разновидности психологических профессий

Первая, одна из самых популярный на сегодняшний момент профессий — так называемый психолог-консультант. К нему люди обращаются в тяжёлые жизненные моменты. Это может быть затяжная депрессия, неурядицы в личной жизни, потеря близкого человека и др. К психологу люди идут в тот момент, когда их некому выслушать или когда проблемы слишком деликатные, чтобы рассказывать кому-либо из близкого окружения. Психологи-консультанты обязаны хранить конфиденциальность своих клиентов — это один из основных моментов их деятельности.

Не менее распространённая психологическая специальность в настоящее время — семейные психологи. Сейчас люди пытаются решить проблемы в семье, а не рубить на корню и разводиться. Зачастую у супругов могут быть диаметрально противоположные точки зрения относительно многих аспектов брака, поэтому и возникают непонимание, взаимное недовольство и отчуждённость. Задача семейного психолога — выслушать обе стороны, соблюдая нейтралитет и не подстраиваясь под чью-то одну точку зрения. Основное качество такого специалиста — чуткость и понимание того, что в любом конфликте виноваты оба. Семейный психолог должен выслушать и мужа, и жену и попытаться найти для них компромисс, соблюдая который можно спасти брак.

Если две предыдущие разновидности психологических профессий — сугубо личные, направленные на решение личных проблем отдельного человека или семейной пары, то следующие играют очень важную роль в жизни общества в целом. Речь идёт о судебных и клинических психологах.

Судебные психологи — это специалисты, которые работают с подозреваемыми в совершении преступления и оценивают их психологическую вменяемость. На основании полученных данных он делает вывод, является ли обвиняемый психически здоровой личностью, или же у него имеются отклонения. Выводы судебно-психологической экспертизы являются основанием для того, чтобы в случае необходимости изолировать опасный для общества элемент, отправив его на лечение в специализированную клинику или же в места лишения свободы. В колониях и СИЗО помощь оказывают пенитенциарные психологи.

Клинический психолог работает в основном с тяжелобольными людьми. Помощь такого специалиста зачастую требуется онкологическим больным с низкими шансами на выздоровление. При возникновении желания получить эту специальность следует помнить, что этот вид деятельности связан с тяжёлыми эмоциональными нагрузками на самого психолога. Ему приходится пропускать через себя переживания тяжелобольных людей, постоянно подбирать нужные и правильные слова, чтобы их утешить. Любое неверное действие может привести к плачевным последствиям. Поэтому клиническим психологом следует становиться только эмоционально закалённому человеку, умеющему сопереживать и поддерживать людей в трудной жизненной ситуации.

Ещё одна специальность, приобретающая популярность в настоящее время, — промышленный психолог. Этот специалист проводит исследования о факторах, влияющих на производительность людей на рабочем месте. Кроме того он нередко проводит психологическую оценку кандидатов на получение той или иной должности, делая вывод, сможет ли конкретный человек работать в той или иной области производства. Деятельность промышленного психолога крайне важна для предприятия, так как помогает понять психологический настрой сотрудников, уровень взаимоотношений в коллективе. Руководствуясь советами этого специалиста, начальство сможет ввести систему поощрений для коллектива и принять иные меры, способные повышению мотивации работников.

Ещё две специальности в области психологии являются довольно специфическими — это психологи-генетики и психологи-инженеры. Первые в обязательном порядке должны обладать знаниями в области генетики. Такие специалисты выявляют наследственные отклонения у людей, в основном консультируя семейные пары, желающие завести ребёнка. Инженерные психологи выявляют взаимосвязи в работе человека с техникой, выявляя определённые предпочтения у людей. Это помогает создавать продукт, адаптированный под нужды массового потребителя.

Спортивные психологи работают со спортсменами, как правило сосредотачиваясь на повышении уровня мотивации. Они также оказывают поддержку в случае получения спортсменом травмы.

Одна из важнейших в настоящее время специальностей — психолог-педагог. Такой специалист работает с детьми, помогая выявлять на ранней стадии их проблемы, что предотвращает развитие детских психологических травм, оказывающих влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Психолог-педагог незаменим также при работе с особенными детьми. Желающие получить педагогическое образование дистанционно должны понимать, что такая работа требует большой ответственности и умения ладить с детьми.

Какие бывают психологи

Какие бывают психологи

    StudyInFocus

Тенденция нашего времени – обращение к узким специалистам. Современный человек все меньше склонен обслуживать свои личные нужды самостоятельно, предпочитая больше времени посвящать профессиональной деятельности и отдыху. Поэтому сфера услуг растет и будет продолжать расти. Люди предпочитают нанимать специалистов для уборки и приготовления еды, для персональных тренировок и приведения в порядок внешности. И душевный разлад преодолевают с помощью специалистов-психологов.

Насколько востребована профессия психолог

Один из самых часто слышимых советов, который можно получить, посетовав на жизненные неурядицы: «Обратись к психологу».

Профессия психолог востребована как никогда. По прогнозам, к 2020 году она войдет в «пятерку» самых востребованных профессий.

Какие бывают психологи

Психологи окружают нас повсюду. Все дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также больницы имеют в штате психолога.

Психолог может работать логопедом, коучем, бизнес-тренером. Пройдя дополнительное обучение, можно стать психотерапевтом.

Можно выбрать научную или преподавательскую деятельность, остаться на родной кафедре, защитить диссертацию и преподавать.

Психологи часто устраиваются на должность менеджера по персоналу. Кроме того, компании иногда нанимают психологов в штат. В крупной компании психолог занимается:

  • тестированием персонала;
  • тренингами;
  • психологической поддержкой сотрудников;
  • разработкой методов управления.

Учитывая высокую востребованность психологов во многих отраслях и тенденцию роста популярности профессии, выбор психологического факультета для обучения – разумный шаг.

Топовые вузы

Факультет психологии есть в любом университете; специальность можно освоить и в педагогическом институте. Но главные вузы России, которые готовят психологические кадры, это:

  • МГУ имени Ломоносова,
  • Российский государственный социальный университет,
  • Российский университет дружбы народов,
  • Российский государственный гуманитарный университет,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский педагогический государственный университет,
  • Российский государственный педагогический университет имени Герцена.

На факультетах психологии есть бюджетные места.

Но все топовые вузы расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы поступить в такой вуз, нужно сдать ЕГЭ на высокий балл.

Даже набрав высокие баллы и пройдя по конкурсу, не каждый студент может позволить себе жизнь в самых дорогих городах страны. Расходы на проживание, питание, необходимые для учебы материалы довольно существенные, а размер стипендии в России таков, что не может их компенсировать.

Специализации на факультете психологии

Факультеты психологии принимают обучающихся на следующие специальности:

  • общая психология,
  • психология труда,
  • психофизиология,
  • социальная психология,
  • юридическая психология,
  • медицинская психология,
  • коррекционная психология,
  • педагогическая психология,
  • психология развития,
  • политическая психология.

Что нужно для поступления на психолога в России

На психологический факультет поступают выпускники 11-х классов.

Для факультета психологии нужно сдать ЕГЭ по предметам:

  • русский язык,
  • иностранный язык,
  • биология.

В некоторых вузах требуется сдать историю или математику.

Обучение на психолога за границей

Получить диплом психолога можно и в зарубежных вузах.

Интересно!

Среди студентов-иностранцев всего мира 1,5% – российские учащиеся (данные UNESCO за 2015 год).

Популярные направления у российских студентов:

Если обучение в США и Великобритании стоит немалых денег, многие европейские страны на континенте предлагают более гуманные цены или специальные условия, например, в Чехии можно бесплатно учиться, но только на чешском языке.

Обучение иностранных студентов в Германии, Норвегии, Финляндии бесплатное на всех программах.

Среди стран, предлагающих иностранцам бесплатное высшее образование, выделяется Германия:

  • Самое большое количество вузов на душу населения среди европейских стран.
  • Древнейшие традиции высшего образования.
  • Высокий уровень безопасности и социальной защищенности.
  • Гибкий учебный план, позволяющий осваивать 2-3 специальности одновременно и совмещать учебу с подработкой.
  • Возможность получать стипендию в размере, позволяющем компенсировать бытовые расходы.
  • Общежития.
  • Бесплатное обучение на немецком или английском языке — оба языка крайне востребованы в современном мире и крупных компаниях.

Как поступить на психолога в Германии

В немецких вузах выпускника российской школы ожидает приятный сюрприз: ваши баллы за ЕГЭ никому не интересны. Так что, если вы заранее решили, что будете поступать в Германии, в выпускном классе вам не придется волноваться и переживать за государственные экзамены. Но нужно обратить внимание на средний балл аттестата — именно по нему будут отбирать вас в немецкий вуз.

Чтобы поступить в немецкий вуз после школы, нужно сдать экзамен по немецкому языку и проучиться один год в Штудиенколлег. Это время не будет потрачено зря: вы адаптируетесь к жизни в новой стране и уж точно подтянете немецкий. Да и учеба на первом курсе после Штудиенколлег будет даваться легче. Зачисление в вуз производится с учетом оценок из Штудиенколлег и оценок из школьного аттестата, поэтому высокие академические показатели будут очень кстати!

Читать еще:  Психолог без высшего образования

Какие качества важны будущему психологу

Главное для психолога – интерес и любовь к людям. Психолог работает с людьми, поэтому в профессии нечего делать тем, кого утомляет общение.

Психолог должен быть:

  • толерантным и терпеливым;
  • умеющим слушать;
  • умеющим анализировать информацию;
  • обладающим эмоциональным интеллектом;
  • способным и любящим учиться.

Психолог в процессе своей деятельности постоянно учится, поскольку психология – это живая развивающаяся отрасль. Опора только на полученный годы назад диплом – верный путь к профессиональному краху.

Как узнать, подходит ли вам профессия психолог? Пройдите карьерное ориентирование, и все сразу станет ясно.

Как построено обучение

Психологу важно закончить не только бакалавриат, но и магистратуру. Обучение длится 5 лет.

Желающим практиковать в клиниках в качестве психотерапевта, необходимо дополнительно учиться 3-5 лет.

Какие знания и навыки получают будущие психологи

Психологи не лечат психические заболевания. Они помогают людям разобраться в своих чувствах, решить проблемы, оптимально организовать свою жизнь.

Интересно!

В психологии возникают новые междисциплинарные направления. Одно из них – поведенческая экономика.

Будущие психологи изучают:

  • анатомию,
  • физиологию,
  • социологию,
  • логику,
  • философию,
  • антропологию,
  • математические методы в психологии.

В процессе обучения студентам придется много читать. Обучение включает практический блок.

Где работать по окончании факультета психологии

Частный кабинет имеют известные и опытные психологи, их не так уж и много. Но с качественным образованием и хорошими достижениями вы можете стать одним из них. Основная масса выпускников психологического факультета работает по найму в различных организациях:

  • детских садах;
  • школах;
  • образовательных учреждениях;
  • больницах;
  • центрах психологической помощи,
  • а также в крупных коммерческих компаниях.

Свои психологи есть у спортивных команд, коррекционный психолог может работать с речевыми нарушениями у детей.

Доходы специалистов в России и в Германии

Разброс зарплат психологов очень большой.

В зависимости от вида деятельности психолога, в России предлагаются оклады в размере 15-20 тысяч рублей в провинции или 50-70 тысяч рублей в Москве.

Психологи, логопеды, коучи, работающие частным образом, сами устанавливают цену на свои услуги. Стоимость часового сеанса у частного психолога может составлять 2,5-4 тысячи рублей и выше. Но у частных специалистов свои риски: они должны оплачивать аренду, вкладываться в рекламу без гарантий, что вложения окупятся.

В европейских странах регулярно посещают психологов почти 100% населения. В России количество людей, посещающих психологов, меньше, поскольку у нас еще не сформирована культура этого явления, да и финансовые возможности основной массы населения значительно ниже, чем в странах Европы.

В Германии в начале карьеры психолог зарабатывает 3-4 тысячи евро в месяц. Доход специалистов-психологов с опытом — 4-6 тысяч евро в месяц. Многие работают в госудерственных организациях на государственной ставке, что дает большое количество дополнительных финансовых и социальных преимуществ и во время работы и (если смотреть в будущее) на пенсии. Доход высококлассных узкоспециализированных специалистов-психологов в штате компании или частной практике может достигать и 7-10 тыс евро в месяц и выше.

В Германии, после окончания обучения в вузе, учебная виза продлевается на 1,5 года, давая выпускнику возможность устроиться на работу. Имея на руках диплом немецкого вуза, есть все шансы найти работу в Германии.

Какие бывают психологи в Германии

Психология в Германии также делится на различные фокусные виды. В немецких университетах учат этим видам психологии:

  • Психолог (общая психология) — Psychologe
  • Бизнес-Психолог (корпоративный психолог) — Wirtschaftspsychologe
  • Транспортный Психолог — Verkehrspsychologe
  • Спортивный Психолог — Sportpsychologe
  • Социальный Психолог — Psychosoziale/r Prozessbegleiter
  • Психоаналитик — Psychoanalytiker
  • Педагогический Психолог — Pädagogische/r Psychologe
  • Коммуникационный Психолог — Kommunikationspsychologe
  • Клинический Психолог — Klinische/r Psychologe
  • Психотерапевт — Psychologische/r Psychotherapeut
  • Детский и Юнешеский Психотерапевт — Kinder- und Jugendlichenpsychotherapeut
  • Психолог Здравоохранения и Реабилитации — Gesundheits- und Rehabilitationspsychologe
  • Врач, психосоматическая медицина и психотерапия — Facharzt — Psychosom. Medizin u. Psychotherapie
  • Врач, психиатрия и психотерапия — Facharzt — Psychiatrie und Psychotherapie

Почему нужно учиться психологии в Германии

Множество громких имен в психологии — родом из Германии. Этому способствует и высокое качество образования в Германии в целом, и свой, особенный подход к человеку и к психологии. Иногда немцы кажутся ищлишне техническими и неэмоциональными — возможно, именно это и беспристрастный качественный подход к своей работе делает психологию в Германии одной из самых сильных в мире и в науке, и в практике.

Как видите, список профессий по психологии и видов психологов отличается в России и в Германии. Если вы хотите строить свою карьеру в международной компании, а тем более жить и раотать по специальности в Германии или в Евросоюзе, то важно получить именно немецкое образование по психологии. Так вы получите самые последние знания в псизологии в выбранном вами направлении и с учетом самых последних тенденций в специализациях и междисциплинарных направлениях в этой науке.

Также, безусловно, важно учиться на немецком и английском языке — важно не просто разговаривать на языке будущих клиентов, но и чувствовать нюансы этого языка, детали их восприятия, чтобы принимать верные решения без «сложностей перевода». Этому же будет способствовать погружение в местный менталитет за время вашего обучения.

Профессия психолог очень популярна и востребована во всем мире. Современный образ жизни порождает стрессы, и многим людям необходима помощь психолога. Штатные психологи трудятся во всех детских, спортивных, лечебных учреждениях, центрах психологической помощи и в крупных компаниях. В России частным порядком посещает психологов гораздо меньше людей, чем в странах Европы, зарплаты штатных психологов в организациях низкие, а в топовых университетах высокий конкурс. В немецкие вузы можно поступить без ЕГЭ, получать стипендию и подрабатывать, а окончив учебу, устроиться на работу в Германии и получать хорошую зарплату.

Для поступления в немецкий вуз важно правильно собрать пакет документов и уложиться в сроки подачи. Уточните у специалиста все детали, поступайте в вуз в Германии и получайте престижную профессию психолог.

Популярные направления психологии

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Читать еще:  Профессия философ и психолог сходство и отличие

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector