Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолог детская травма

Три психологические техники для лечения детских травм

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Об авторе

Дэвид Сэк (Dav >сайте .

Когда ребенку пора к психологу?

Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками… Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться?

Экстраверт? Интроверт? Амбиверт!

Они любят бывать в компании, но не прочь вечером посидеть дома с книжкой. Они не любят долго находиться в центре внимания, но охотно могут поддержать светскую беседу. Они — амбиверты. И возможно, среди нас их не так уж мало.

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

Читать еще:  Педагог психолог это

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Как избавиться от психологической травмы детства

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала. Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма. Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • апатия;
  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости;
  • постоянное чувство вины;
  • повышенная тревожность;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.
Читать еще:  Психолог без опыта работы

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары.

Последствия

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности социофобии.
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании, игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная анорексия, компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Психологические приемы

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • проблемы в личной жизни;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и панических атак. Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.

Советы

Предлагаю Вашему вниманию рекомендации касательно того, как пережить детскую психотравму.

  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.
  5. Научитесь избегать стрессовых ситуаций или же, если с ними совладать не выходит, прибегайте к медитации, дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.

Теперь Вы знаете, как избавиться от психотравмы, пришедшей из детства. Помните о том, что прошлое дает немалый отпечаток на Вашем настоящем. Не забывайте, что попытки придавить в себе былые воспоминания, не приведут ни к чему хорошему. Необходимо проработать травмы, прийти к осознанию того, что жизнь прекрасна и она продолжается.

Читать еще:  Психолог второе высшее образование москва государственные вузы

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

О травматичном опыте детства

К сожалению, практически все люди в детстве сталкиваются с психологическими травмами. И вопрос не в том, как их избежать, а в том, как правильно с ними справляться.

Травматичный опыт детства: 3 варианта последствий

  • 1-й вариант. Делает взрослого человека сильнее.
  • 2-й вариант. Становится поводом для хронического недовольства собой и жизнью (формируется личность невротика).
  • 3-й вариант. Приводит к тяжелым «сломам» психики и нарушениям на уровне психозов.

Каждый взрослый человек имеет в своей душе более или менее скрытую каморку, где хранятся реквизиты драмы его детства.

От чего зависит успешность в переработке психотравмы?

От характера травмы, защитных возможностей ребенка на тот момент (чем младше, тем труднее справиться) и от реакции семьи и близких на событие. Причем самым важным является именно этот, последний фактор.

В качестве иллюстрации рекомендуем посмотреть фильм «Повелитель приливов» (1991 год), где как раз отрицание семьей травмы привело к тому, что во взрослом возрасте один ребенок стал невротиком, а второй – психотиком.

Кто такой невротик?

Если кратко – это человек, который, в связи с детскими психотравмами, так и не смог достаточно повзрослеть.

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».

Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?

1. Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

2. Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

К чему приводит?

К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.

3. Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

К чему приводит?

Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).

4. Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

К чему приводит?

Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).

5. Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

К чему приводит?

Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.

6. Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

К чему приводит?

К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).

7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

К чему приводит?

К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.

Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.

Делают нас невротиками детские психотравмы, но продолжаем оставаться невротиками уже мы сами, по собственной воле.

Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно. Важно начать и понимать вектор движения.

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector