Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профориентация педагог психолог в школе

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе

Психологическое сопровождение профориентациолнной работы в школе для учителей, работающих в выпускных классах.

Содержимое разработки

профориентационной работы в школе

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей которой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Строя работу по профориентации, психологическая служба не только ориентирует учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показывает ему, что высококвалифицированный специалист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается относительно стабильная профессия, поскольку в современном обществе все более широко применяются гибкие коллективные формы труда и предпринимательства, когда необходимо владение несколькими специальностями.

Работа по профессиональной ориентации проводится в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации — это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс.

Главный принцип развивающей профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.

Согласно плану психологического сопровождения профориентационной работы в школе школьный психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы; совместно с учителем разрабатывает развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника; совместно с учителями и профконсультантами центра профориентации проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников, учителей, родителей.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) Психологическая диагностика с целью:

— использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

— учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

— учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

— использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

2) Развивающая профконсультация для учащихся старших классов, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов. Работа с каждой отдельной категорией учащихся проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.

Обозначим данные категории учащихся:

1. Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего получения образования учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению в будущем данной профессией.

2. Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению Знакомство с различными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. С данным контингентом учащихся можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить мотивацией для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.

3. Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. В задачу деятельности школьного психолога входит определение системы мер педагогических и психологических воздействий на данного школьника с целью его реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью — с другой.

4. Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружающих людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Нам представляется, что именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны школьного психолога.

Таким образом, Структура развивающей профконсультации старшеклассников:

— констатация стадии профессионального плана учащегося;

— проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;

— оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,

— подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;

— проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

— завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

В качестве методов работы можно использовать:

— групповые занятия по построению временной перспективы,

— участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.

С учетом этого выделяются следующие групповые формы:

1) фронтальная, или массовая работа;

2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:

— вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

— практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);

— наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.

Профориентационные игры – эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

• создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками

• моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Условия проведения профориентационных игр:

• высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

• акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

• соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);

• даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

• стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

• при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

• не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал.

Профориентационная игра «Настрой на успех»

Разработка собственной стратегии достижения успеха (нейролингвистическая технология моделирования тех, кто уже достиг желаемой цели).

Цель игры: повысить уровень осознания типического и специфического в професиональной деятельности того или иного специалиста.

1. Тематическая разминка

Приветствие «Гирлянда — горящие огоньки».

Каждый участник приветствует всех с различной интонацией.

Самопрезентация «Встаньте те, кто. «.

2. Основная часть

2.1. Представьте себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой вы хотели бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые вам люди, так и просто люди известные, добившиеся значительных успехов.

Читать еще:  Психолог в полиции где учиться

Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.

2.2. Представьте, что каждый из обозначенных вами людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений.

Даже если вы лично не знаете этих людей, они могут быть прекрасными советчиками.

2.3. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко.

Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине….

Обратите внимание также на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают.

Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали.

Создайте внутреннюю картину – что будет, если вы достигните этого результата.

Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности.

Заметьте, как вы себя при этом чувствуете.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего.

Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

2.4. Нарисуйте свой идеальный день.

Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот идеальный (желанный, чудесный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины.

Вообразите этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном.

Представляя себе все это, опишите (нарисуйте) на бумаге свой идеальный день.

2.5. «Ощутите себя королем и опишите свое идеальное окружение».

Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.

Где вы – в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире?

Что под рукой – компьютер, рояль, чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

3. Заключительный этап

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь.

Но надо понимать, что в жизни всякий успех – результат тяжелого труда.

Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственной программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.

И тут каждый волен выбирать.

Всякому человеку полезно регулярно просматривать (с карандашом и бумагой) свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.

Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь.

Профориентация педагог психолог в школе

Электронные версии учебников:

Республиканская акция “Малая родина: эстафета полезных дел”

Профориентационное направление в работе педагога-психолога школы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда .

Задачи: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения, обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.

Таким образом можно выделить следующие аспекты:

социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
    • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
      • Работа с учащимися
      • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
      • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
      • Анкетирование
      • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
      • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
      • Работа с родителями
      • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
      • лектории для родителей.
      • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
      • анкетирование родителей учащихся;
      • привлечение родителей школьников для выступлений пере
      • учащимися с беседами;
      • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
      • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
      • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
      • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
      • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

ü Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

ü Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

ü Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

ü Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

ü Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

ü Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

Читать еще:  Практический психолог в образовании

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • Индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • Направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Профориентационное направление в работе педагога-психолога и педагога социального заключается в :

1) Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

2) осуществление мониторинга готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

3) Проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

4) проводит беседы, психологическое просвещение для родителей;

5) Осуществляет психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;

6) Способствование формированию у школьников адекватной самооценки;

7) Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей.

1) Способствование формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

2) Оказание педагогической поддержки детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

3) Осуществление консультаций учащихся по социальным вопросам;

4) Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

В процессе диагностической работы были опрошены классные руководители 8-11 классов с целью определения профориентационного направления в их работе с учащимися. Было выявлено, что все классные руководители проводят классные часы профориентационной направленности с периодичностью раз в месяц, или раз в четверть, а так же по запросам учащихся. Некоторые организовывают экскурсионные походы на различные предприятия, ВУЗы с целью ознакомления с особенностями профессий. По мнению классных руководителей 8 «Д», 9 «А» и 10 «Б» классов у учеников часто возникает потребность в оказании профориентационной помощи, а у учащихся 8 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 9 «Д», 10 «А» и 11 «А» не очень.

На вопрос : «В какой форме вы проводите профориентационную работу с учащимися были даны следующие ответы: беседы, просмотр фильмов, посещение ВУЗов (День открытых дверей), экскурсии, лекции, дискуссии, «круглые столы» (с участием в них родителей), встречи с выпускниками и информационные часы.

План работы педагога-психолога с учащимися 1- 11 классов. Профориентация

План работы педагога-психолога

с учащимися 1- 11 классов

Профориентация

Контингент

Вид деятельности

Предполагаемые формы и средства

Цели и задачи

Сроки

Учащиеся

  1. Диагностика

Учащиеся 1-х классов

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Наблюдение, групповая экспресс-диагностика с использованием следующих методик: беседа, тест школьной зрелости Керна-Йерасика, методика Н.И. Гуткиной «Домик», графический диктант (Эльконин Д.Б.)

Выявление детей, неготовых или имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению.

Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе

Индивидуальная диагностика с использованием следующих методик: тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), определение мотивации (Гинзбург), выявление внутренней позиции школьника, беседа

Определение успешности прохождения адаптационного процесса, выявление детей, испытывающих трудности адаптации.

Диагностика уровня адаптации пятиклассников

Групповая диагностика (в соответствии с программой) с использованием следующих методик: методика определения уровня тревожности Филлипса. анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), опросник «Чувства в школе» Левченко, социометрия, методика «Составь расписание»

Определение уровня адаптации учащихся к среднему звену, выявление детей, испытывающих трудности в процесс адаптации.

Выявление ожиданий учащихся по отношению к предстоящим переменам, готовность к переходу в среднее звено

Групповая диагностика с использованием следующих методик: метод сочинений «Я – будущий пятиклассник», анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Вана, тест школьной тревожности Филлипса.

Коррекция ожиданий учащихся с целью создания психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса.

Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов

Групповая диагностика с использованием следующих методик: ДДО Климова, методика Голланда (анкета профессиональной направленности личности), карта интересов-65, опросник профессиональных склонностей Йоваши, тест профессиональных интересов Ирле

Оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

Групповая диагностика с использование следующих методик: социометрия (Дж. Морено), методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкиной. определение уровня мотивации

Выявление дезадаптивных детей.

Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д.Спилбергер, модификация А.Д.Андреевой.

Выявление уровня мотивации учащихся с целью своевременной коррекции и недопущения дезадаптации

Индивидуальное психологическое обследование подростков, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации (по запросу педагогов, родителей, по результатам диагностики) (20ч.)

Индивидуальная диагностика с помощью альбома Забрамной (для 1-4 кл.), классификация предметов, установление последовательности событий по серии картинок, исключение лишнего, классификация, матрицы Равена, проективная методика «Дом, дерево, человек», «10 слов» А.Р. Лурия, «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий), «Таблицы Шульте», задания из психодиагностических таблиц Н.П.Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику, тест школьной тревожности Филлипса, изучение самооценки «Я-реальный, я-идеальный».

Выявление проблем в развитий детей с целью их дальнейшей коррекции

  1. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Индивидуально — коррекционная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов)

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия.

Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

Учащиеся, состоящие на ВШК

Индивидуально — коррекционная работа с учащимися, состоящими на ВШК

Проективные методики «Рисунок человека», «рисунок несуществующего животного», «Мой класс», «Моя семья», развивающие индивидуальные занятия «Моя жизнь» (методологическое обоснование построено на идеях С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова); проективное рисование, структурированное интервью

Выявление проблем развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий и создание психолого-педагогической среды, способствующей его успешному развитию.

  1. Групповая коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 кл., испытывающих трудности в адаптации к школе

Программа коррекционно-развивающих занятий «Профессия школьник» (авторы Водолазская Л.К. и др.)

Создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса

Групповая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении

Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие задания на основе материала из книги «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П.Локаловой, (5-10 дней)

Коррекция выявленных проблем и развитие учащихся

Занятия с четвероклассниками, неготовыми к обучению в среднем звене

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе

Психологическое сопровождение профориентациолнной работы в школе для учителей, работающих в выпускных классах.

Содержимое разработки

профориентационной работы в школе

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей которой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Строя работу по профориентации, психологическая служба не только ориентирует учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показывает ему, что высококвалифицированный специалист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается относительно стабильная профессия, поскольку в современном обществе все более широко применяются гибкие коллективные формы труда и предпринимательства, когда необходимо владение несколькими специальностями.

Работа по профессиональной ориентации проводится в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации — это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс.

Главный принцип развивающей профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.

Согласно плану психологического сопровождения профориентационной работы в школе школьный психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы; совместно с учителем разрабатывает развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника; совместно с учителями и профконсультантами центра профориентации проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников, учителей, родителей.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) Психологическая диагностика с целью:

— использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

— учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

— учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

— использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

Читать еще:  Педагог психолог университеты

2) Развивающая профконсультация для учащихся старших классов, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов. Работа с каждой отдельной категорией учащихся проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.

Обозначим данные категории учащихся:

1. Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего получения образования учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению в будущем данной профессией.

2. Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению Знакомство с различными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. С данным контингентом учащихся можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить мотивацией для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.

3. Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. В задачу деятельности школьного психолога входит определение системы мер педагогических и психологических воздействий на данного школьника с целью его реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью — с другой.

4. Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружающих людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Нам представляется, что именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны школьного психолога.

Таким образом, Структура развивающей профконсультации старшеклассников:

— констатация стадии профессионального плана учащегося;

— проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;

— оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,

— подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;

— проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

— завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

В качестве методов работы можно использовать:

— групповые занятия по построению временной перспективы,

— участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.

С учетом этого выделяются следующие групповые формы:

1) фронтальная, или массовая работа;

2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:

— вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

— практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);

— наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.

Профориентационные игры – эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

• создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками

• моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Условия проведения профориентационных игр:

• высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;

• акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

• соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);

• даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

• стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

• при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

• не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал.

Профориентационная игра «Настрой на успех»

Разработка собственной стратегии достижения успеха (нейролингвистическая технология моделирования тех, кто уже достиг желаемой цели).

Цель игры: повысить уровень осознания типического и специфического в професиональной деятельности того или иного специалиста.

1. Тематическая разминка

Приветствие «Гирлянда — горящие огоньки».

Каждый участник приветствует всех с различной интонацией.

Самопрезентация «Встаньте те, кто. «.

2. Основная часть

2.1. Представьте себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой вы хотели бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые вам люди, так и просто люди известные, добившиеся значительных успехов.

Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.

2.2. Представьте, что каждый из обозначенных вами людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, на что в первую очередь обратить внимание, а может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений.

Даже если вы лично не знаете этих людей, они могут быть прекрасными советчиками.

2.3. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко.

Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине….

Обратите внимание также на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают.

Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали.

Создайте внутреннюю картину – что будет, если вы достигните этого результата.

Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности.

Заметьте, как вы себя при этом чувствуете.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущего.

Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

2.4. Нарисуйте свой идеальный день.

Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот идеальный (желанный, чудесный) день находится рядом с ним, чем заняты участники этой картины.

Вообразите этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном.

Представляя себе все это, опишите (нарисуйте) на бумаге свой идеальный день.

2.5. «Ощутите себя королем и опишите свое идеальное окружение».

Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.

Где вы – в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире?

Что под рукой – компьютер, рояль, чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

3. Заключительный этап

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь.

Но надо понимать, что в жизни всякий успех – результат тяжелого труда.

Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственной программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.

И тут каждый волен выбирать.

Всякому человеку полезно регулярно просматривать (с карандашом и бумагой) свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.

Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector