Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия философ и психолог сходство и отличие

Отличия профессии психолога от профессии философа

Психолог как специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека. Философы как мудрецы, которые размышляют над тем, как человеку стать счастливым. Восприятие и переработка огромного объема информации в философии.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления01.02.2014
Размер файла14,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чем профессия психолога отличается от профессии философа?

Чем профессия психолога отличается от профессии философа? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо сравнить эти две профессии. Психолог — это специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности. Профессия психолог сегодня востребована, так как наша страна живет в обстановке глобального экономического кризиса, который в последнее время усугубился начавшимся периодом техногенных катастроф, природных катаклизмов и прочего, разгул терроризма — все это факторы нестабильности. И нам суждено в этом мире жить, преодолевая все. Но неспокойное время делает неспокойной прежде всего душу, а с этим справиться под силу далеко не каждому. Вот тут и нужна помощь психолога. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему, в частности, немного под другим углом, подталкивает к мысли, что все, что с нами происходит — дело рук нас самих, что, чтобы изменить мир, надо измениться самому.

Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.

Самым главным качеством, которым должен обладать каждый хороший психолог — это интерес к другим людям, а также коммуникабельность, стрессоустойчивость, доброжелательность и терпеливость. Одним словом, психология — это действительно, профессия ХХI века, значение которой трудно переоценить. Именно поэтому огромное количество людей, прежде всего взрослых, сейчас интересуются психологией и многие стремятся получить качественное образование в этой сфере. Причины у многих могут быть разными. Для кого-то знание практической психологии станет инструментом оптимизации уже существующего бизнеса в любой сфере, кто-то, возможно, откроет свой психологический центр, а кто-то сможет просто разобраться в своих личных проблемах и начать жить по-новому. В любом из этих случаев получение новых практических знаний нельзя назвать бесполезным или лишним.

Что значит быть философом? Ещё древнеримский философ Цицерон сказал: «Любовь к мудрости — есть философия». Да и само слово «философия» происходит от двух греческих слов: «фило» — любовь и «софия» — мудрость, что значит «любовь к мудрости». Попробуем разобраться, что же такое философия, и чем занимаются философы? Слово философия в дословном переводе из древнегреческого, означает стремление к мудрости, а сама дисциплина изучает разнообразные формы мировоззрения, а также взаимоотношения «человек — окружающий мир». Теперь, осознав смысл этого слова, сложно понять философ — это профессия, или призвание, а может хобби. Ведь не всем удаётся понять, что философ живёт в каждом из нас, но только не каждый развивает свою любовь к знаниям и размышлениям, то есть к мудрости.

Философы — это такие мудрецы, которые размышляют над тем, как человеку стать счастливым. Каждая эпоха имела своих знаменитых философов. Их главным занятием были рассуждения, споры и дискуссии с оппонентами и своими учениками на такие вечные темы как судьба, время, материя, пространство, а также правила поведения и моральные принципы. Но всё же, главным вопросом, волнующим философов был и остаётся на сегодняшний день вопрос: что нужно сделать человеку, для того, чтобы испытать истинное счастье? Наверное, все мы испытывали острое чувство осознать причину своего существования в этом мире, своё призвание и суть, а это и есть самая настоящая философия. В ставшем уже классическим учебнике по философии читаем: «Философия выступает в двух ипостасях:

1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Философа должна отличать высокая работоспособность, готовность к упорному преодолению трудностей. Философ как человек, стремящийся помочь окружающим находить новые пути, сам, безусловно, человек целеустремленный, инициативный и мужественный, так как новое всегда рождается в борьбе. Философская мысль всегда была там, где решалась судьба истории, где прокладывались новые пути научного познания, где возникало много вопросов — почему, как и куда, — на которые еще нет ответа. Философская мысль — это как бы разведка будущего, идущая впереди конкретного знания. Но она может быть и разведкой прошлого, и разведкой настоящего, когда нет полной картины того или другого. Другими словами, философская мысль должна быть там, где трудности, где предстоит выбор пути. Делать выбор — это и значит быть человеком. У всего есть причина, ничего не происходит просто так, и ничего не проходит без последствий. Человек не должен забывать, что он — мыслящее существо и благодаря его мыслям жизнь движется вперед. Если человек не думает, не учится делать правильный выбор, то у него есть возможность научиться, т.е. выбрать обучение, иными словами он должен познать себя. В противном случае, жизнь сама заставит его учиться через страдания. Страдания и болезни человек навлекает на себя сам глупостью и безответственностью. Путь к мудрости может идти через учение или через страдание по нашему собственному выбору. психолог специалист философ мудрец

Успешная работа в области философии невозможна без восприятия, переработки и хранения огромного объема самой разнохарактерной информации. Выбирая путь философа, человек должен быть, уверен в том, что он всю свою жизнь будет много читать, и многое должен хранить в своей памяти. Философское мышление, нацеленное на высокую результативность и эффективность, требует большого напряжения ума. Это напряжение сравнимо с напряжением математического мышления. Но в отличие от математического мышления, которое формализовано, связано с символами и точным математическим аппаратом, философское мышление не опирается, как правило, на такой аппарат. Тем не менее, оно должно быть точным. Поэтому от него требуется предельная гибкость и в то же время чувство меры, определенность. Большую роль для философского мышления играет интуиция, но интуиция, основанная на огромной философской культуре, богатом знании конкретного материала из той области, которая является в данный момент предметом философского анализа.

Философ должен чётко формулировать свои мысли, не только потому, что этого требуют законы логики и риторики, но и потому, что он работает не на одного себя, но и для людей, и они имеют право знать то сокровенное знание, которое доступно ему как философу.

И, так, раскрыв сущность профессии психолога и философа, мы пришли к выводу, что обе профессии направлены во благо людей, но только первая исцеляет больную душу человека, а вторая направляет здоровую душу познавать, развивать в себе способности к окружающему нас миру. Психолог — специалист в области психологии, занимающийся научным изучением душевного состояния человека, а философ — профессиональный мыслитель, стремящийся помочь окружающим находить новые пути. Работа психолога заключается в предоставлении помощи человеку для расширения границ его восприятия, а также обеспечить возможность для того, чтобы человек посмотрел на ситуацию с другой точки зрения. Работа философа — это и мировоззренческое осознание, и осмысление процессов, происходящих в природе, обществе, самом сознании человека, и в то же время это борьба за умы людей. Иными словами, психология направлена на оказание помощи человеку, оказавшемуся в той или иной ситуации, на проявление заботы и не допущение тех или иных проблем, по крайней мере, их разрастания до болезненных размеров, а философия учит жить, любить, творить, так или иначе, воспринимать мир и своё место в нём.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биография немецкого философа Людвига Фейербаха. Проблема человека и его сущности в философии Фейербаха. Антропология Фейербаха – это материалистическое учение о природе. Этика — от эгоистического стремления быть счастливым к нравственному долгу.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 03.02.2009

Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

реферат [47,3 K], добавлен 18.11.2011

Знакомство с наиболее актуальными проблемами выбора профессии на всю жизнь. Общая характеристика высказываний З. Фрейда. Философия общества как положительная мораль, представляющая обществу возможность прогрессивного движения от простого к сложному.

лекция [26,5 K], добавлен 05.03.2015

Формирование казахской философии. Абай Кунанбаев как ярчайший ученый-философ Казахстана, его принципы: любовь к человеку и природе. Шакарим Кудайбердиев как ученик А. Кунанбаева. Человек как объект философии Ш. Кудайбердиева, сущность трёх истин.

презентация [452,6 K], добавлен 25.04.2016

Роль и значение философии в жизни общества и человека, исходные философские проблемы. Учение о чувствах, рассудке и разуме И. Канта. Нравственные основы поведения человека в обществе. Влияние философии как науки на процесс специально-научного познания.

реферат [24,4 K], добавлен 03.01.2011

Формирование казахской философской мысли. Творческое наследие казахского философа, просветителя, писателя и поэта Шакарима Кудайбердиева. Основные направления философии Абая Кунанбаева. Слова назидания (слова в прозе) философа. Три истины Шакарима.

презентация [594,5 K], добавлен 17.04.2015

Исследование одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве любого философа. Выдающийся мыслитель древности — Аристотель, его учение о формах постигающего истину мышления. Проблема истины философии Нового времени: Г.В. Лейбниц.

реферат [44,4 K], добавлен 18.05.2015

Процесс формирования казахской философской мысли. Любовь к человеку и природе – ключ к философии Абая Кунанбаева. Шакарим Кудайбердиев — один из последователей Абая. Видение сущности человека, разума и природы; истина о причинах и сущности мироздания.

презентация [444,3 K], добавлен 10.11.2010

Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

Читать еще:  Психолог в мчс зарплата

тест [9,4 K], добавлен 15.02.2009

Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы — первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

курсовая работа [72,3 K], добавлен 20.05.2015

Исследование «Сопоставительный анализ профессии психолога и священника»
творческая работа учащихся по психологии (10 класс) по теме

Исследование «Сопоставительный анализ профессиии священника и психолога» является творческой работой ученика. На первый взгляд, функции священника очень схожи с функциями психолога – и тот и другой стремятся восстановить мир и любовь, но не стоит переоценивать роль священнослужителей в деле врачевания душ.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovanie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ профессий психолога и священника

1. Профессия психолога и профессия священника:
сопоставительный анализ………………………………………………………4

2. Личностные характеристики, предъявляемые к священнику и психологу…………………………………………………………………………7

На первый взгляд, функции священника очень схожи с функциями психолога – и тот и другой стремятся восстановить мир и любовь, но не стоит переоценивать роль священнослужителей в деле врачевания душ.

Чем отличаются священник и психолог, и кто может быть более полезен в процессе восстановления мира и понимания между людьми– священник или психолог? Прежде всего, нужно понять то, что делает священник и что делает психолог, их функции совершенно разные, хотя, можно подумать, что они схожи.

Роль священника заключается в том, чтобы привести человека к Богу и сделать, тем самым, его счастливым.

А чем занимается психолог? Психолог помогает человеку решить свои трудности в процессе жизни. Решить эти жизненные трудности можно по-разному, причем, их причины могут быть тоже самыми разнообразными.

Если иностранному языку можно научить, то и решать свои проблемы тоже можно научить, научить иному поведению в разных ситуациях. Это способен сделать психолог.

Религиозное и психологическое воздействие на окружающих.

Если смотреть с этой стороны, то работа психолога не слишком возвышенна и романтична, она уступает предназначению священника. Но она достаточно полезна и конкретна, так как отвечает на конкретный запрос человека. «У меня существует конкретная проблема. Что мне делать, как мне ее решить». И дальше начинается работа психолога по этапам, по своим правилам и уже через несколько встреч можно получить определенный результат. Это работа психолога.

То есть перед священником более возвышенная и трудная задача, иногда почти неразрешимая. А психолог работает конкретно, по конкретной методике в соответствии с конкретными этапами и получает сначала промежуточный, затем конкретный итоговый результат.

К кому же идти – к священнику или к психологу, кому отдать предпочтение? Это трудный вопрос для каждого. Можно попросить помощи и у священника, и у психолога, но необходимо не забывать о личной ответственности за свою собственную жизнь.

1. Профессия психолога и профессия священника:
сопоставительный анализ.

Психология и церковь, священник и психолог – тема сравнения этих понятий возникает постоянно. Актуальность этой проблемы не исчезла: несмотря на то, что противостояние психологии и церкви уже в прошлом, священнослужители по-прежнему относятся к психологии не совсем положительно.

Можно ли сравнить проблему человека входящего в Церковь с проблемой человека, который настраивается на длительную работу с психологом. Что общего у этих людей? Сравнимы ли деятельность практического психолога и священнослужителя?

Для того, чтобы сделать сравнительный анализ работы психолога и священника, необходимо понимать особенности их профессионального труда и их историю [1] .

Христианство не родилось одновременно со священниками. Первые появились апостолы, затем епископы. И те и другие — совершители церковных тайн, они одновременно и учителя, и помощники, и служители церкви. Позже всех — священники и диаконы.

Священник в то время является фигурой вспомогательной при епископе, и много позже наделяется правом совершать церковные таинства. Духовник (старец) принимает исповедь, готовит человека к крещению и помогает в решении разных вопросов. Это отдельный человек. Это разделение и позволяет нам сейчас отделить понятия совершителя тайн от понятия священнослужитель.

Что же, собственно говоря, составляет деятельность священника? Чаще всего в сознании возникает исповедь. Но не надо забывать, что на исповеди священник ничего не должен говорить, — это не беседа. Хотя в таинстве Исповеди есть вопросы, которые священник может задать человеку.

Очень часто тема бесед отходит в сторону от духовной жизни человека, и касается его взаимоотношений в семье, на работе и пр. Для многих людей это единственная возможность пожаловаться на жизнь. Такие беседы не имеют духовного смысла, но они необходимы людям.

Что требуется для успешной работы священника? Достаточно ли рукоположения в сан? Очевидно, что нет. Для того, чтобы служение было успешным, необходимо образование, воспитание и серьезная подготовка.

Как методологически можно сопоставить работу практического психолога со священнослужением ? При сравнении нельзя забывать о том, что человеческая личность обладает даром свободы, и потому манипулировать душой ни в первом, ни во втором случае невозможно, без свободного выбора самого человека.

Основные пути и виды работы.

Беседа [2] – это один из элементов работы практического психолога. Беседа психолога, несомненно, отличается от беседы в церкви. Это, как и у священнослужителя, тоже общение с человеком, который пришел со своими проблемами, но несколько иная. Человек просит помощи, и психолог обязан оказать такую помощь. Это его святая обязанность, главное служение. Беседа, разговор, общение — сближают священнослужение и практическую психологию.

Психолога можно назвать учителем, т.к он просвещает людей, делится с ними антропологическими и психологическими знаниями, если не сказать – духовными. Психологическое консультирования и есть просвещение и учительство.

Консультации психолога отличаются от бесед со священником, как групповых, так и индивидуальных. Смысл этих консультаций — не религиозные вопросы: обретения веры, разрешения сомнений (работа священника), а личная жизнь человека. Обсуждаемые вопросы у психолога касаются личной, профессиональной и семейной жизни. Таким образом, этот вид работы и роднит данные профессии, и, в тоже время, в чем- то разделяет их.

Например, как можно сравнить общение священника с работой практического психолога с группой. В первом случае – это реальная жизнь, у психолога – искусственно созданная ситуация. Отличие явное. Где же совпадение? Беседа, индивидуальный подход, элементы учительства объединяют консультирование священника и психолога.

Работу священника и психолога связывает то, что они озабочены широким социальным контекстом своих подопечных.

Многие православные психологи считают, что они должны вести человека к вере, Богу. По мнению И.Н. Мошковой [3] , практического психолога, одной из важнейших задач психологической службы – приводить человека к Богу. Как говорит Ф.Е. Василюк, известный христианский психотерапевт, декан факультета Психологического консультирования МГППУ, христианство должно быть той точкой опоры, на которой стоит психолог (психотерапевт).

2. Личностные характеристики, предъявляемые к священнику и психологу.

С точки зрения требований, предъявляемых к личности священника и психолога, то можно найти много сходного. Архимандрит Киприан Керн в своей книге “Приходское пастырское служение” часто пишет о сострадании как о важнейшей части служения. Эти же слова в полной мере относится и к психологу . Без сострадания психолог не сможет работать в полную силу и с положительным результатом. В современной психологии обычно говорят о принятии, или о соответствии, о сострадании проблемам клиента.

И для священника, и для психолога важны такие качества, как естественность, гармоничность в личности самого себя, умение сочетать свои чувства и профессиональные качества [4] . Это характерно для зрелой личности. У священников также устанавливается возрастной ценз, и в психологии, где личностный опыт, образование и зрелость, являются необходимым условием для успешной работы.

Внимание к человеку также объединяет психолога и священника – внимание как обращение к другому человеку, умение ему посочувствовать, поставить себя на его место. То есть, принятие другого человека таким, какой он есть – это качество объединяет для профессии.

Личностная зрелость является необходимой как для психолога, так и для священника. Если священник приходит в служение, не выяснив для себя, зачем он туда приходит, то он , скорее всего, не сможет реализовать своего главного предназначения — служить людям. И психологу нельзя начинать работать практиком, если он сам не решит свои проблемы, не разберется с самим собой. Это показывает, насколько близки эти профессии.

Однако, есть такие качества, которые нужны только священнику, но не психологу. Это вера в Бога. Для священника это главное. Еще священник не может не быть включен в собственную духовную практику, т.е он должен бороться со своими недостатками. Важно ли это для психолога? Это важное, но не необходимое условие для работы практического психолога.

Самое главное для священнослужителя – его определенный нравственный и социальный статус. Важно, какой образ жизни ведет священник, к психологу таких строгих требований не предъявляется.

Итак, мы видим и сходства, и различия.

Таким образом, можно однозначно сделать заключение о том, что священник и психолог работают и служат человеку, но у них различные цели. Психолог помогают человеку жить более свободно, понять самого себя, помогает разобраться в душевных проблемах. Священник служит исцелению и спасению душ. Священник служит спасению и исцелению души, а психолог оказывает помощь в решении личностных проблем человека.

Священник всегда на виду. Он виден и в церкви, и в обществе. Психолог, обычно, работает в своем кабинете без аудитории. Оттого и общественный статус психолога поскромнее.

Аналитические выводы сопоставительного анализа профессий священника и психолога [5] .

  1. Служение священника и психологическое служение человеку во многом сходны, но имеют и различия — мистический и харизматический статус профессий. Священный сан и профессиональный статус психолога.
  2. Профессия священника имеет большую интимность, чем профессия психолога, и потому эти профессии не могут конкурировать между собою.

Психолог и священник занимаются одним и тем же, — душой человека и всем, что с ней связано – поступками, намерениями, поведением…

Психология – это наука, а православие – это религия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако, по мнению многих философов, психология и православие могут дополнять друг друга, несмотря на то, что одна – религия, а другая – наука…

Существует много хороших психологов, после общения с которыми, у людей проясняется в мыслях, жизнь меняется в лучшую сторону.

С другой стороны, есть и батюшки, которые реально помогают людям. Кто-то больше верит в науку, в психотерапию и психологию, а кто-то духовным отцам. Хотя, конечно, тут играет огромную роль личностный фактор. Какой перед вами психолог? Какой исповедует батюшка?

Самое главное в этих двух профессиях, чтобы наставлять людей, оказывать им существенную помощь и для психолога, и для священника очень важно, чтобы люди обращались к нему, доверяли и любили.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 368с.
2. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории// Моск. психотер. Журнал. 1992. №1. С. 15-31.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М.: Издательство «Ось-89», 1999.
4. Е.А. Козырева, С.И. Копчикова. Формирование адекватного запроса на работу психолога в общеобразовательном учреждении, МПГУ, г. Москва, 2000.
5. Климов Е.М. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 – 512с.
6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб: Изда-тельство «Питер», 2000.
7. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.

[1] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С.76

[2] Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983. С. 121

[3] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 115

[4] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 45

[5] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 87

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ недели психолгии.

Кто такой школьный психолог? Чем он занимается? О содержании этой профессии можно узнать из этой презентации.

Данную разработку можно использовать на классных часх по профориентации.

Данную разработку можно использовать на классных часх по профориентации.

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии.

Когда я шла поступать на психологический факультет, я имела смутное представление о том, как мне придется работать. Да и вообще интерес к этому занятию возник отнюдь не из-за знакомства с тайнам.

Отличие профессии психолог от профессии врача

Профессия психолог появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог.

Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт — врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.

Психолог — это специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности.

Становление науки психологии однозначным назвать нельзя. Она сформировалась из глубин таких наук, как астрономия, философия, различных оккультных наук.

Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. По крайней мере, положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств.

И только в XVIII веке были предприняты первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать их влияние на человека. Официальная дата возникновения психологии как науки — 1879 г. — открытие первой психологической лаборатории в Лейпциге В. Вундтом. Позже открываются аналогичные лаборатории и школы в других странах и в России, развиваются различные направления, например: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология и т.д. В настоящее время знания и опыт психологии используются во многих жизненных и карьерных сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, экономике, производстве.

Основные виды деятельности психолога:

Психологическая диагностика — это изучение с помощью тестов индивидуальных особенностей психики человека.

Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом, направленное на более полную реализацию его способностей и поиск способов решения беспокоящих проблем.

Психологический тренинг — это активное обучение общению, а также способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста. Такие групповые занятия включают различные психологические игры и упражнения, чередующиеся с обсуждением того, какой опыт они дают участникам.

Некоторые психологи совмещают все эти виды работы, однако чаще они все же специализируются в чем-то одном. Многие находят себя и в иных видах деятельности, связанных с психологией: например, занимаются ее преподаванием или научными исследованиями. Наконец, многие реализуют психологические знания и в других видах работы с людьми: например, психологическое образование очень часто имеют менеджеры по кадрам в различных организациях. В среднем, около 2/3 рабочего времени психолога занимают контакты с людьми, остальное — оформление документации, подготовка отчетов о проведенных обследованиях и т.п.

Образ психолога в умах многих людей сложился благодаря западным фильмам — внушающий безграничное доверие, благожелательный специалист, который участливо расспрашивает, лежащего на кушетке, клиента. Многие люди верят во всесильность психолога, думают, что он поможет решить все их проблемы. По этой же причине, случается, выбирают себе будущую профессию, надеясь наладить, прежде всего, собственную жизнь, забывая, что психология — не мистическая наука.

Психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех бед. Вместе с самим человеком, которому нужна помощь, он ищет пути решения проблемы, помогает найти внутренние ресурсы организма. Ведь большинство неудач, как в личной, так и в профессиональной жизни человека происходят не от того, что все вокруг такие плохие. Проблема сидит в самом человеке, в его взглядах на многие вещи, в его мировоззрении, может, в его детстве.

Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему, в частности, немного под другим углом, подталкивает к мысли, что все, что с нами происходит — дело рук нас самих, что, чтобы изменить мир, надо измениться самому.

Конечно, такая сложная и тонкая задача — психологическая помощь — требует определённых как душевных, так и профессиональных качеств такого специалиста, психолога.

Прежде всего, он должен быть добрым и неравнодушным к другим людям. Важно умение внимательно слушать и слышать собеседника. Психологу понадобятся такие качества как логика, сообразительность, умение анализировать и делать выводы. Однако он должен уметь отгораживаться от чужих проблем, не пропускать их сквозь себя, не принимать близко к сердцу и не путать профессиональное сочувствие с сочувствием человеческим. То есть, он должен обладать стрессоустойчивостью.

Образование (Что надо знать?):

Профессия подразумевает наличие высшего образования (специальности: психология, конфликтология, клиническая психология). Получить его можно в очень многих государственных и негосударственных вузах. Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть востребованным на рынке труда, чаще всего этого образования недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации.

Место работы и карьера:

Психолог может работать как в специализированных центрах, оказывающих соответствующие услуги, так и в штате предприятий и организаций другого профиля (школьный психолог, клинический психолог, специалист по психологии труда на производстве и т.п.). Некоторые психологи не имеют постоянного места работы, а занимаются частной практикой или выполняют какие-либо разовые заказы.

Возможности карьерного роста, если говорить узко о профессии психолога, в основном сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг.

О профессии врача

Врач — это человек, готовый посвятить себя служению людям. Он берет на себя ответственность за самое прекрасное на свете — жизнь человека. Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий на земле.

Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача?

Врач должен любить людей. Можно иметь прекрасные знания, быть готовыми к самым трудным ситуациям, но без любви и сострадания нет хорошего врача. Потому что дело врача — облегчать страдания и спасать от смерти больных.

Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики.

Нужно, что бы врач всегда оставался спокойным. Врач должен быть спокойным и уверенным внешне и при любых обстоятельствах сохранять внутреннее спокойствие. В личной жизни могут быть различные события, но, когда врач подходит больному, то необходимо думать только о нем, болеть его страданием, жить мыслью, как быстро и правильно помочь ему. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь.

Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.

Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность за это решение на себя.

Врач должен быть самоотверженным, быть всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, или больны его родственники.

Также врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен все время расширять свои знания, чтобы применять современные методы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины.

И, главное, врач должен одинаково душевно и трепетно относиться ко всем больным, независимо от настроения больного, его социального статуса, от тяжести его заболевания.

Психология и философия: связь наук, общие понятия, отличия

Психология и философия — обе в каком-то смысле — занимаются изучением человеческого разума и поведения. Но психология делает на этом особый акцент, что и отличает ее от философии, которая рассматривает более широкий набор понятий. Эта статья — попытка подчеркнуть различия и сходства между этими двумя дисциплинами, обеспечивая при этом понимание каждой отрасли знаний.

Философия и психология человека

Философия посвящена изучению природы жизни и жизни в будущем, тогда как психология занимается изучением ума и поведения человека. Психолог пытается понять роль функций ума в социальном поведении и исследовать нейробиологические процессы, которые определяют мышление и поведение. С другой стороны, философ исследует различные возможности установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Философия часто посвящается взаимоотношениям человека с Всемогущим и высшей силой, ответственной за создание жизни во Вселенной. Она также рассматривает метафизический аспект природы и вопросы жизни после смерти. В этом смысле психология, философия, эзотерика могут пересекаться. Психология, с другой стороны, помогает в установлении различных философских истин посредством логических выводов.

Современная психология и философия — это два разных предмета исследования и изучения, но истоки психологии лежат в философии.

История

Среди самых ранних произведений, касающихся психологии, был диалог между Аристотелем и Платоном около 3-го и 4-го веков до нашей эры о роли природы и роли воспитания в психологическом развитии.

Первая лаборатория психологии, основанная в Индии, была создана на Философском факультете Калькуттского университета в 1916 году. В следующем году в Университете был создан первый факультет психологии.

Теперь современная психология имеет совершенно другой путь и является самостоятельной дисциплиной.

Различия

Психология — это научное исследование поведения людей, умственных процессов и опыта в разных контекстах. Философия определяется как изучение фундаментальной природы знания, реальности и существования.

Психология пытается изучить структуру, функцию и поведенческое происхождение человеческого разума, в то время как философия является критическим анализом фундаментальных убеждений и ценностей.

Обе науки происходят из одних и тех же корней, но психология, согласно академическим требованиям, включила в себя естественнонаучную методологию, а философия остается сугубо гуманитарной дисциплиной.

Общие черты

Философия смотрит на то, как мы относимся к знанию. Она смотрит на то, что можно узнать, и можно ли вообще что-либо узнать. Она рассматривает инструменты, которые работают в логике, и ловушки, которые могут нарушить стройность логической мысли. Философия определяет онтологию и эпистемологию, которые считаются ее разделами. Психология — это исследование того, почему мы думаем так, как думаем, и ведем себя так, как ведем, и что не так с нашим умом, почему иногда мы обращаемся ко злу и насилию, а иногда — и к саморазрушительному поведению. Общее психологии и философии коренится именно здесь, в области исследования человеческого сознания.

Философия психологии

Эта область знаний относится ко многим вопросам теоретических основ современной психологии. Некоторые из вопросов, изучаемых философией социальной психологии, являются эпистемологическими проблемами методологии психологического исследования. Например:

  1. Какова наиболее подходящая методология для психологии: ментализм, бихевиоризм или компромисс?
  2. Являются ли самоотчеты надежным методом сбора данных?
  3. Какие выводы можно сделать из недоказанных гипотез?
  4. Можно ли объективно измерить способности человека (эмоции, желания, убеждения и т.д.)?

Другие вопросы в философии психологии — это философские вопросы о природе разума, мозга и познания, которые чаще всего рассматриваются как часть когнитивной науки или философии разума. Эти вопросы звучат следующим образом:

  1. Что такое когнитивный модуль?
  2. Являются ли люди разумными существами?
  3. Какие психологические явления соответствуют стандарту, требуемому для вызова его знаний?
  4. Что такое врожденность?

Философия психологии также внимательно следит за работой, проводимой в области когнитивной нейробиологии, эволюционной психологии и искусственном интеллекте. Например, многие ученые все еще сомневаются, можно ли объяснить психологические явления с помощью методов нейронауки, эволюционной теории и вычислительного моделирования. Хотя все это тесно связанные области, некоторые проблемы по-прежнему возникают в отношении целесообразности импорта философских методов в психологию. До сих пор под вопросом также и то, является ли разум исключительно физиологическим явлением, достаточным для того, чтобы эволюционные исследования в этой области были достаточно плодотворными, и могут ли вычислительные модели сделать что-то большее, чем предлагать возможные реализации когнитивных теорий, которые ничего не говорят нам о разуме.

Новая область

Философия психологии — относительно молодая область, потому что «научная» психология, то есть психология, которая благоприятствует экспериментальным методам, стала доминировать в психологических исследованиях только в конце XIX века. Одна из проблем философии психологии — оценить достоинства многих различных психологических школ, которые были когда-то и существуют сейчас. Например, использование когнитивной психологии внутренних психических состояний можно сравнить с бихевиоризмом. Философия, психология и саморазвитие — тесно связаны, даже если вспомнить, к примеру, произведения русских классиков, мы видим, что молодые люди, занимающиеся саморазвитием, прежде всего начинают изучать философию.

Темы, которые входят в философию разума, заходят очень далеко. Например, вопросы о самой природе разума, качествах опыта и конкретных вопросах, таких как дискуссии между дуализмом и монизмом, обсуждались в философии на протяжении многих веков.

Философия психиатрии

К философии психологии также относятся философские и эпистемологические исследования о клинической психиатрии и психопатологии. Философия психиатрии в основном связана с ролью ценностей в психиатрии, основанной на философской теории ценностей и феноменологии. Основанная на гуманистических ценностях практика направлена ​​на совершенствование и гуманизацию клинического принятия решений в очень сложных условиях психического здоровья. Философия психопатологии в основном участвует в эпистемологической рефлексии о неявных философских основах психиатрической классификации и доказательной психиатрии. Ее целью является раскрытие конструктивной деятельности, лежащей в основе описания психических явлений.

Основные разделы

Философия психиатрии исследует философские вопросы, касающиеся психиатрии и психических заболеваний. Философ науки и медицины Доминик Мерфи идентифицирует три области исследования в философии психиатрии. Первая касается изучения психиатрии как науки, а также более широкого использования инструментов философии науки. Вторая подразумевает изучение понятий, используемых при обсуждении психических заболеваний, включая опыт психического заболевания и выдвигаемые им нормативные вопросы. Третья область касается связей и различий между философией разума и психопатологией.

Сходства и различия с точки зрения научной методологии

Психология зависит от философии по нескольким причинам. Прежде всего, философия дает психологии общее видение того, каково это — быть человеком. Это основа для значительной части психологических теорий. Обратное соотношение также верно. Философия иногда использует научную методологию для достижения своих целей. Обе дисциплины частично разделяют теории и объекты своих исследований.

Связь психологии с философией состоит также в том, что философия внесла некоторые темы в психологию. Некоторые примеры — ощущение, восприятие, интеллект, память и воля.

С другой стороны, философия вписывается в психологию двумя способами. Первый предполагает взаимодействие между дисциплинами через относительные гипотезы, такими как ум и правильные способы его изучения. Второй — через общие принципы, лежащие в основе научных исследований.

Хотя обе дисциплины исследуют поведение людей, они все же различаются. Некоторые различия заключаются в их методологиях, целях и вопросе морали. Что касается метода, философия работает с концептуальными категориями и отношениями между ними. Поэтому она открыта для любого метода.

Психология, с другой стороны, опирается на эмпирическую и статистическую основу. Она использует количественные и качественные исследования. Она фокусируется на экспериментах и ​​эмпирической проверке гипотез. Эксперименты — это способ понять наше поведение и проверить инструменты, такие как методы лечения, которые у нас есть.

Что касается конечных целей каждой области, философия имеет более абстрактные цели, в то время как психология фокусируется на терапии и других практических задачах. Философия создает философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности. Психология, вместо того чтобы изучать целую философию, стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

Поэтому психологические теории рассматривают нашу биологию. Одним из примеров является изучение химии человеческого мозга. Кроме того, психология рассматривает индивидуальные различия.

Мораль

Еще одно большое различие между ними заключается в их концепции морали. Философия стремится объяснить все, что включает в себя правильные способы поведения. Философия иногда описывает, что правильно, а что неправильно.

С другой стороны, психология вообще не затрагивает эту тему. Хотя психология предложила шкалы этики и морали, ее цель состоит не в том, чтобы изучать то, что морально, а что нет, а в том, чтобы изучить различные нравы. Тем не менее психология, педагогика, философия часто имеют общие цели и задачи в том, чтобы научить людей действовать в соответствии с моралью.

Обе изучают людей и их поведение. Они имеют сходства и различия, и даже интерпретируют одни и те же вещи по-разному. Тем не менее, они действительно разделяют некоторые общие теории и идеи.

Философия общественных наук

Философия общественных наук — это изучение логики, методов и основ социальных наук, таких как психология, экономика и политология. История философии и психологии имеет еще одну точку пересечения двух наук именно в этой области. Философы социальных наук занимаются изучением и установлением различий и сходств между общественными и естественными науками, причинными отношениями между социальными явлениями, возможным существованием социальных законов и онтологическим значением структуры и повестки этих наук. Вопросы происхождения социальных структур и человеческого разума вызывают большие дискуссии в социологии, психологии, философии.

Основные вопросы

Социальные структуры определяют поведение человека, или же все наоборот? В этом контексте «мышление» относится к способности отдельных лиц действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как «структура» относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия отдельных лиц (таких как социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и т.д.). Дискуссии о первичности структуры или мышления относятся к самому ядру социальной онтологии («Из чего состоит социальный мир?», «Что является причиной в социальном мире и каков эффект?»). Одной из попыток примирить постмодернистскую критику с всеобъемлющим проектом социальных наук было развитие, особенно в Британии, критического реализма. Для критических реалистов, таких как Рой Бхаскар, традиционный позитивизм совершает «эпистемическую ошибку», не справляясь с онтологическими условиями, которые делают науку возможной: то есть социальной структурой и самим мышлением. Это главная проблема философии социальной психологии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector