Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагог психолог в школе с чего начать

Рекомендации для начинающего школьного психолога

Подсказки начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план,

3. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

4. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений
Подсказка 1: Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?». Проводи ее в крайних случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще наблюдай за детьми, общайся с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Подсказка 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

Подсказка 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

Подсказка 4: В учительской оформите свой стенд с оригинальным названием. Помещай там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

Подсказка 5: Предложи классному руководителю 7 – 8-х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.

Подсказка 6: А еще можно с завучем по воспитательной работе проводить общешкольные родительские собрания . Очень эффективно.

Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу

5. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)

Тематика родительских собраний на год.

План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Различные приказы, инструкции.

Планы работы на неделю, четверть.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 указывать, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

Папки с результатами обследований.

Подсказка 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

Папки с методическими материалами
Подсказка 9: Можно оформить папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимать из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладывать по темам.)
Подсказка 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

6. Методики
Пользуйся стандартизированными методиками, например:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)

Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

7. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей.
Суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие. Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, закрывать дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене выходить пообщаться с ребятами или ребята сами (особенно младших классов) прибегают к вам.

Подсказки начинающему школьному психологу

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Подсказки начинающему школьному психологу

Авторы: Юрий Тукачёв , Наталья Нижегородцева
Опубликовано: November 11, 2005, 9:00 am Оценка посетителей сайта: 8.88 (проголосовало: 40)

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

Ссылки на ресурсы по теме:

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

Читать еще:  Психолог в полиции зарплата

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений

ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.

Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу

7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)

Тематика родительских собраний на год.

План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Различные приказы, инструкции.

Планы работы на неделю, четверть.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

Журнал учета групповых видов работ.

Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

Папки с результатами обследований.

ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

Папки с методическими материалами.

ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон» . Доверяю издательствам «Речь» , «Генезис» , «Смысл» .
В арсенале у меня есть:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)

Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.

В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.

Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии» :
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь , а также с главной страницы сайта журнала)

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97

Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131

Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80

Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66

Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133

Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136

Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74

Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168

Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114

Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119

Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99

Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108

Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37

Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22

Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40

Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28

Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79

Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13

Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14

4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).

Психолог в школе, с чего начать.

Подсказки начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

Читать еще:  Педагогический психолог занимается

1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план,

3. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

4. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений Подсказка 1: Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?». Проводи ее в крайних случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще наблюдай за детьми, общайся с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа

Консультативное направление

Подсказка 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

Подсказка 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

Подсказка 4: В учительской оформите свой стенд с оригинальным названием. Помещай там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

Подсказка 5: Предложи классному руководителю 7 – 8-х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.

Подсказка 6: А еще можно с завучем по воспитательной работе проводить общешкольные родительские собрания. Очень эффективно.

Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу

5. Документация: а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636

Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)

Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)

Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)

Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)

Тематика родительских собраний на год.

План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)

План психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Различные приказы, инструкции.

Планы работы на неделю, четверть.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 указывать, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

Журнал учета групповых видов работ. Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

Папки с результатами обследований.

Подсказка 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

Папки с методическими материалами Подсказка 9: Можно оформить папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимать из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладывать по темам.) Подсказка 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

6. Методики Пользуйся стандартизированными методиками, например:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5 классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)

Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

7. Особенности построения взаимоотношений. а) Психолог и школьная администрация. Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать? Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи. б) Психолог и коллектив учителей. Суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие. Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники. в) Психолог и учащиеся. Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков. И напоследок, закрывать дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене выходить пообщаться с ребятами или ребята сами (особенно младших классов) прибегают к вам.

Подсказки начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.

  • Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
  • Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
  • Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
  • Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
  • Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
  • Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

Ссылки на ресурсы по теме:

  • Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений
  • Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога

3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

Читать еще:  Психолог второе высшее образование москва

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

  • Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
  • Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

  • Диагностическое – одно из традиционных направлений

ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.

  • Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.

  • Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу

7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

  • Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
  • Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
  • Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
  • Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
  • Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
  • Тематика родительских собраний на год.
  • План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
  • План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
  • Различные приказы, инструкции.

б) Журналы

  • Планы работы на неделю, четверть.
  • Журнал консультаций.

Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.

  • Журнал учета групповых видов работ.

Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание

  • Папки с результатами обследований.

ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.

  • Папки с методическими материалами.

ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.

8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».
В арсенале у меня есть:

  • Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
  • Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
  • Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
  • Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
  • Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.

В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.

Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»:
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь, а также с главной страницы сайта журнала)

  • Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
  • Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97
  • Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131
  • Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91
  • Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
  • Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80
  • Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66
  • Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133
  • Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136
  • Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74
  • Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168
  • Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114
  • Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119
  • Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73
  • Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99
  • Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108
  • Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37
  • Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22
  • Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40
  • Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58
  • Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28
  • Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79
  • Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120
  • Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
  • Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117
  • Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
  • Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13
  • Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14

4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).

C вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться на e-mail автора статьи

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector