Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паспорт профессии психолог служебной деятельности

Специальность «Психология служебной деятельности» (специалитет)

Психология служебной деятельности

Степень: Психолог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология — профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Содержание

Это направление позволит проявить себя в чрезвычайно популярных и прибыльных профессиях коуча (консультант-психолог, помогающий развиться и самореализоваться в профессии или стиле жизни), хед-хантера (специалист по поиску высококлассных и редких профессионалов), тренинг-менеджера и других. Программа довольно новая.

Экзамены при поступлении

Для поступления на учебу по этой программе, как и по другим из области психологии, придется сдавать три экзамена. Первый и профилирующий среди них – биология, важен также результат по русскому языку. Для третьего испытания можно будет выбрать иностранный язык или математику.

Краткое описание специальности

Специалист-психолог служебной деятельности готовится к решению следующих задач: психологическое обеспечение в области управления, обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов, организация работы социальных служб, оказание психологической помощи. Отдельным пунктом для выпускников значится помощь клиентам в социальной и профессиональной реализации и идентификации (так называемый коучинг).

Крупные вузы в столице

В огромной Москве специалистов по психологии служебной деятельности готовят достаточно мало вузов, их количество не достигает и десятка. Многие из них гордятся, что студенты начинают работать по специальности еще в процессе обучения (приблизительно один человек из 6-8).

Хорошую теоретическую и практическую базу дадут:

  • Московский городской психолого-педагогический университет;
  • столичный университет госуправления;
  • Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ;
  • Московский университет МВД РФ;
  • Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова.

Сроки и формы обучения

Стандарт обучения предполагает подготовку специалиста на очном отделении в течение пяти лет, что и предлагают большинство из указанных вузов. При коррекции программы для студентов-заочников или учащихся очно-заочной формы обычно срок обучения продлевается на год по решению ученого совета вуза.

Предметы, изучаемые студентами

Кроме общеобразовательных дисциплин, студенты ознакомятся с различными направлениями психологии, детально остановятся на особенностях психологического консультирования и мотивационных вопросах, пройдут несколько практических блоков. Важными темами станут обеспечение профессиональной деятельности в экстремальных и особых условиях, условиях пенитенциарных заведений, при работе в правоохранительных органах и государственных социальных службах.

Получаемые знания и навыки

Результатом подготовки станет большой спектр умений, который выпускники смогут применять на практике как в гражданских (частных либо государственных) организациях, так и в специализированных структурах МВД и других органах.

Студенты пройдут несколько видов практики, в результате которой получат такие навыки:

  • проводить собеседования на профпригодность лиц для службы в армии, органах внутренних дел, при поступлении на определенную должность или на обучение;
  • составлять характеристики служащих, проводить анализ результатов их работы, сопоставлять эти результаты с условиями труда и психологическим климатом в коллективе;
  • консультировать и обучать персонал в процессе профессиональной деятельности для максимально эффективной самореализации человека;
  • заниматься реабилитацией лиц с травмами вследствие нахождения или работы в экстремальных условиях, после попадания в зону стихийных бедствий, социальных конфликтов, террористических действий;
  • анализировать и прогнозировать психологическую ситуацию в коллективе, разрабатывать рекомендации для создания более благоприятной атмосферы;
  • заниматься деятельностью в качестве коуча (помогать в вопросах профориентации, нахождении путей к профессиональному росту);
  • проводить собеседования кандидатов на работу и подбирать более подходящих в плане личностных и психологических качеств;
  • разрабатывать программы для совершенствования сотрудников;
  • работать в качестве преподавателя по психологии в профессиональных учебных заведениях, лицеях, вузах.

Кем работать

Зарплата рядового начинающего психолога составляет 15-20 тыс. рублей. Эффективный тренер-коуч может зарабатывать 60-90 тыс. рублей, причем зарплата профессионала и начинающего тренера может отличаться в разы. Особенно популярен на данный момент бизнес-коучинг, в котором заработок часто зависит от личной популярности ведущего семинаров. Начинающий рекрутер или специалист по кадрам (HR-менеджер) может рассчитывать на 25-30 тыс. рублей, для больших специалистов озвучиваются суммы вплоть до 200 тыс. рублей.

Продолжение обучения по специальности

Если студент понимает, что он нацелен на поиск работы за пределами страны, либо желает профессионально совершенствоваться у себя на родине, ему стоит подумать о поступлении в психологическую аспирантуру.

Последняя не только даст более развернутое представление о психологии, но и позволит поменять специализацию в случае необходимости. Продолжить учебу в магистратуре стоит тем, кто заинтересован в будущей работе над научными и теоретическими вопросами. Обычно для поступления в магистратуру сдается комплексный экзамен и проводится собеседование.

города Севастополя

Профессиограмма

Психолог

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

Читать еще:  Психолог в мвд обязанности

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).
  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.
  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.
Читать еще:  Профориентация педагог психолог в школе

8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Военный психолог

Военный психолог является специалистом, который оказывает психологическую поддержку солдатам, офицерам, гражданским лицам, связанным с армией, как в мирное время, так и в период боевых действий. Профессия понравится абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют биологию, общество, математику.

Кто такой военный психолог?

Военный психолог – это человек, который большую часть рабочего времени уделят практике, а не научно-исследовательской работе. Он постоянно взаимодействует с военнослужащими, а также с их родственниками и специалистами, занимающими гражданские должности. Обязанности военного психолога многогранные, однако профессия является востребованной, что обусловлено высокой текучестью кадров в этом сегменте.

Краткое описание

Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.

Читать еще:  Профессия психолог какие предметы

Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог проводит экспертизу психологической пригодности, оценивает готовность военного к выполнению той или иной операции, анализирует ситуацию в полку или подразделении, выявляя и корректируя проблемы.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Важные личные качества

Говоря о том, кто такой военный психолог, необходимо понимать, что его деятельность протекает в условиях строгих ограничений. Он взаимодействует с огромным количеством людей, поэтому обязан быть красноречивым и очень серьезным человеком. Военные психологи умеют находить общий язык с любым человеком, они способны расположить собеседника к себе, вызывают доверие и уважение. В их характере преобладают убедительность, эмпатия, объективность, проницательность, коммуникабельность.

Обучение на военного психолога

Подготовка абитуриентов осуществляется по направлению «Психология служебной деятельности» (код: 37.05.02). При поступлении необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также математике, обществу и иностранному языку. Последние 3 экзамена на выбор вуза. Условия поступления зависят от выбранного учебного учреждения, наличия/отсутствия первого образования (среднее общее, вуз) и личного дела абитуриента. В некоторых случаях необходимо проходить государственную проверку и медкомиссию, сдавать нормативы и внутренний экзамен.

ВАК 19.00.06

Юридическая психология

вверх домой

паспорт

Содержанием специальности 19.00.06 «Юридическая психология» является разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоохранительной, правоприменительной, право исполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников по уголовным, гражданским делам и судопроизводства, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка.

Объектом данной специальности являются психологические закономерности и механизмы правовых отношений.

  1. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.
  2. История и методология юридической психологии.
  3. Юридическая психология в механизме правового регулирования.
  4. Деонтология юридической психологии.
  5. Психологические особенности субъектов правовых отношений.
  6. Психология правосознания.
  7. Психические расстройства и преступления.
  8. Мотивация деятельности людей в сфере правоотношений.
  9. Психологические механизмы совершенствования взаимоотношений в правоохранительной сфере.
  10. Организационно-психологические аспекты повышения эффективности деятельности правоохранительной системы.
  11. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.
  12. Психология профессиональной деятельности органов внутренних дел.
  13. Психология профессиональной деятельности судебных органов.
  14. Психология адвокатской деятельности.
  15. Психология профессиональной деятельности судебных приставов.
  16. Психология профессиональной деятельности органов прокуратуры.
  17. Психология управления в правоохранительной деятельности.
  18. Психологические основы стимулирования труда работников правоохранительной системы.
  19. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительной системы.
  20. Психологические основы юридической акмеологии.
  21. Психология общения в профессиональной деятельности юриста.
  22. Криминальная психология.
  23. Психология личности преступника.
  24. Психология преступного поведения (психология преступника, преступной группы и организации).
  25. Психология виктимного поведения.
  26. Психологические основы профилактики правонарушений.
  27. Психология расследования преступлений.
  28. Методологические основы психологии гражданско-правового судопроизводства.
  29. Методологические основы психологии уголовного судопроизводства.
  30. Методологические основы психологии административно-правового регулирования.
  31. Методологические основы назначения и проведения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
  32. Психология оперативно-розыскной деятельности.
  33. Психолого-юридические проблемы девиантологии.
  34. Психологияправотворчества.
  35. Психологические проблемы взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ.
  36. Проблемы организации и совершенствования деятельности психологической службы в правоохранительных, правоприменительных, правоисполнительных системах.
  37. Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы.
  38. Психологическое обеспечение работы с кадрами в правоохранительных органах.
  39. Пенитенциарная психология.
  40. Ювенальная психология.
  41. Психология терроризма.
  42. Психология толпы и массовых беспорядков.
  43. Психология переговорного процесса в правоохранительных органах.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector