Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагог и дети

ПЕДАГОГ И ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Как мы уже отмечали, в своей профессиональной деятельности учитель связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «учитель — ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «учитель — ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер.

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя — работать, учить, а для подрастающего поколения — учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями. Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров. » Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).

Вся совокупность служебных, мировоззренческих, нравственных отношений составляет сущность и содержание учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимают отношения нравственные. Современный уровень развития образования характеризуется тем, что деятельность учителя рассматривается не только как простой процесс прямого воздействия на личность ребёнка (передача знаний, убеждение личным примером и другими методами и способами педагогического воздействия), но и как организация активной познавательной деятельности самого учащегося. Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности школьников. Не случайно Я.А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».

Однако в системе отношений «учитель—ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Нравственные отношения между учителем и личностью школьника выполняют ряд важных для педагогического процесса функций. Назовём основные из них.

1. Нравственные отношения системы «учитель—ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.

Как мы уже отмечали, педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85).

Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

2. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в ним личность — это сложная работа ума и сердца учителя.

Читать еще:  Повар мальчик хочет быть

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ребенок и педагог

Оксана Ведерникова
Ребенок и педагог

Ребенок и педагог.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе. Одним словом, работа воспитателя выполняется без репетиций, без черновых вариантов,сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того, нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в детский сад и школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагоги сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.

Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является детский сад, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности. Как только ребенок приходит в садик, у него появляется новый взрослый — воспитатель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой дошкольников.

Современные исследования роли воспитателя в развитии личности дошкольника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие воспитателя с детьми идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии. Это способствует значительному сближению педагогов и детей.

Слово воспитателя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения дошкольники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если воспитатель пользуется уважением и доверием со стороны детей как человек; умеет понимать по реакции детей. Воспитателям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство.Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

К. Д.Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

Презентация «Семейная Лекотека «Вместе учимся играть!» Модель взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» «Особые дети» не играют. Родители знают, что с ребенком надо играть, но как? Они в растерянности. Обычно малыш бесцельно тащит машинку за.

Социально-психологический семинар для педагогов «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок-ребенок» Социально- психологический семинар для педагогов: «Конструктивное общение в паре «взрослый — ребенок»; «ребенок- ребенок» Цель: освоение.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый.

Эссе «Я — педагог» Я – педагог Когда мне было 12 лет, мы в школе писали сочинение «Письмо будущим поколениям», и вот будущее наступило, а передо мной не менее.

Эссе «Я педагог» Эссе Я – педагог Я педагог. Воспитатель. Моя задача – помочь ребёнку найти себя, своё место в этом сложном мире, раскрыться его способностям,.

Читать еще:  Рассказ о династии поваров

Эссе «Я — педагог» Воспитатель — это волшебник, который открывает детям мир взрослых. И от того, что умеет и знает воспитатель, зависит, чему и как он научит.

Эссе «Я — педагог» «Я — педагог» От того кто, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце – от.

Эссе «Я педагог» «. чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им своё сердце». В. А. Сухомлинский. Стать воспитателем в детстве хотели.

«Каждый ребенок неповторим». Эссе «Я — педагог» Псковский областной институт повышения квалификации работников образования ЭССЕ на тему: «Я – педагог». Выполнил: Золотарева.

Эссе «Я — педагог» Эссе на тему: «Я — педагог» составлено Музыкальным руководителем Бурмистроваой Л. А. с. Идринское 2018 год «Дети должны жить в мире красоты,.

Статья «Ребенок и педагог»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«РЕБЕНОК И ПЕДАГОГ»

В своей педагогической деятельности педагог должен придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» . Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Представляю вам опыт взаимодействия на примере своих воспитанников младшей группы. Модель взаимодействия с воспитанниками выстраиваем:

— учитывая личностные особенности ребёнка,

— используем разнообразные формы общения, особенно диалог,

— в различных ситуациях стараемся оказывать педагогическую поддержку (при проявлении инициативы, при затруднениях в общении между взрослым и ребенком).

Мы стараемся оценить не столько результат деятельности, сколько процесс его достижения т.е. (как ребенок думает, как делает, какие эмоции испытывает).

Предоставляем ему возможность реализовать себя как личность, создавая в процессе взаимодействия следующие ситуации:

— ситуации успеха (во время ОД, режимных моментов)

— ситуация, обращенная к личному опыту ребенка (во время прогулки, опытно-экспериментальной, игровой и продуктивной деятельности);

— ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д. Например: при организации образовательной и игровой деятельности).

Главное, о чем всегда стоит помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленные перед собой задачи , и это, конечно, будет способствовать развитию личности ребенка.

Необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории .

В педагогической деятельности мы учитываем:

личностное отношение воспитанника к окружающей действительности;

степень освоения им программного материала;

интерес к изучению нового материала;

отношение к личности воспитателя ;

а также особенности развития психических процессов ребёнка .

Сейчас я приведу примеры трех типов детей, которые посещают мою группу – «Ребенок-Лидер», «Ребёнок, который сложно идёт на контакт со сверстниками» и «Ребёнок-Бунтарь»

София – «Ребенок-лидер» умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Она как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.

Самостоятельна, не ждет, когда за нее что-то решат взрослые, может сама организовать игру, чем-то занять себя.

В детском коллективе София часто берет на себя функции «судьи» при разрешении различных конфликтов. Она на все вокруг имеет свой собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать.

София проявляет особый интерес к ООД, активна, хорошо справляется с заданиями. Мы поддерживаем её интерес к образовательной деятельности, подбираем усложнённые задания, а также предъявляем более высокие требования к её ответам.

«Ребёнок, который сложно идёт на контакт со сверстниками».

Кира послушна, не агрессивна. Однако она замкнута и застенчива. Не идёт на контакт с другими детьми и предпочитает находиться в компании взрослых (мамы, бабушки, воспитателей). Кира внимательно наблюдает за игрой детей, но при этом не предпринимает никаких действий. Она отлично знает, как обратиться с просьбой к взрослому, но если дети предлагают ей свою помощь, она её не принимает.

Когда Кира поступила к нам в детский сад, мы заметили, что ей было тяжело переносить шум и крики большой группы. Она отгораживалась от других детей, пыталась никого не замечать рядом с собой.

Мы стараемся расширить круг её общения. Устраиваем экскурсии по детскому саду, ходим «в гости» к детям других групп.

Организовываем детскую игру со спокойным и не агрессивным ребёнком. При этом она чувствует себя более уверенно и вступает с ним в недлительный контакт. Сопровождаем любое коммуникационное действие похвалой.

Этот ребенок довольно часто капризничает, например, дали чашку не того цвета, пошли не той дорогой, которую он выбрал. В такие моменты ребенок может начать кричать, топать ногами, ругаться, показывая, что он бунтует, его волю не уважают.

Егор бывает агрессивным, настаивает на своем – и это нормально! В данном случае агрессия – это способность отстаивать свои границы, свою территорию, важнейший этап в развитии. Ребенок-бунтарь не любит подчиняться общим правилам, например: во время игр (не соблюдает правила), во время образовательной деятельности (неусидчив – пусть другие сидят на стульчиках и слушают, у меня есть дела поважнее). И всё потому, что такому ребёнку очень трудно усидеть на месте, ведь ему так необходимо многое успеть, а время не стоит на месте. Егор наблюдателен и смел в своих решениях. Он хорошо понимает, что от него хотят окружающие, но при этом делает всё по-своему.

Егор хороший организатор. Может легко увлечь детей в игру, правила для которой придумывает сам.

Главное, над чем мы работаем – это постоянный компромисс. Ведь такого ребенка нельзя заставить что-то делать и уговорить. С ребенком-бунтарем можно только договориться. Поэтому нужно сделать так, чтобы он поверил в то, что ему это тоже необходимо. Находим выгодные для него обстоятельства: ты сейчас послушаешь сказку, а потом мы покормим рыбок и т.д. Егор приносил с собой в садик игрушку – крокодила Гену. При наблюдении за игрой ребенка с этой игрушкой, мы увидели, что она служит неким авторитетом для него. Егор не хотел потерять друга в лице игрушки: Гена расстроится, если ты не нарисуешь снеговика или не пойдешь на прогулку и т.д. Егора переполняла гордость, когда плюшевый крокодил «радовался» аккуратному рисунку или съеденной ребенком каши.

Конечно с ребёнком-лидером воспитателю легко и комфортно работать. Намного сложнее с детьми, которые плохо идут на контакт (не общаются со своими сверстниками) , либо напротив с эмоциональными, энергичными непоседами-бунтарями.

Читать еще:  Сколько зарабатывает повар в казахстане

Как я уже говорила каждый ребёнок уникален и поэтому нам необходимо построить образовательный процесс, чтобы был достигнут педагогический результат.

Надеюсь, что на примере моего опыта вы возьмете себе что-нибудь на заметку. Спасибо за внимание!

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.


Константин Ушинский

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. «.

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.


Лев Выготский

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой. не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».


Василий Сухомлинский

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

Симон Соловейчик