Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагог дошкольного образования это

Профессия — воспитатель, педагог дополнительного образования

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест «Личность и профессия» >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя — это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия — для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают «трудные» родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж «Арбат» МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж «Дорогомилово» МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж «Измайлово» МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж «Медведково» МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 «Митино»
• Педагогический колледж «Черемушки» МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО «Мир чудес», Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад «Гусёнок», Частный детский сад «Волшебный замок» и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Каким должен быть педагог дошкольного образования

Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель, следует выделять два аспекта. Во-первых, это обладание педагогом теми личностными качествами, которые позволяют успешно работать: доверие и уважение к каждому ребенку, поддержка детской инициативы и творчества, что приносит детям радость. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Для ребенка очень важно, чтобы в течение дня воспитатель одобрил его, отметил хороший поступок, помощь кому-то из детей или педагогу, помощнику воспитателя. Тогда, приходя после дня, проведенного в детском саду, домой, ребенок говорит родителям: «Марина Алексеевна меня любит: она погладила меня по голове и сказала: „Милая ты наша!“».

Во-вторых, повышение профессионального мастерства, которое позволит педагогу сформировать себя как всесторонне развитую творческую личность, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Обладать личностными качествами для успешной работы с детьми

Одно из важнейших качеств педагога — любовь к детям. Это подчеркивают все ученые в области педагогики. Педагогу необходимы такие качества, как искренность, открытость, доброжелательность, уважительное отношение к ребенку.

От того, как воспитатель общается, взаимодействует с воспитанниками, их родителями, коллегами, зависит эмоционально-положительное состояние детей и какими мы их воспитаем. Педагог должен воспитать в себе такое качество, как терпение. В работе с детьми оно просто необходимо.

Педагогу важно формировать у дошкольников умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Отечественные психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.И. Радина и др. придают этому большое значение, подчеркивая, что это умение само по себе очень важно для развития каждого ребенка. Вместе с тем включение общения в любую деятельность детей повышает ее эффективность.

Можно считать, что характер общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми является одним из основных критериев оценки работы педагога.

Совершенно необходимо и общение воспитателя с родителями воспитанников. Оно должно быть эмоционально положительным, доброжелательным, уважительным. Хороший педагог не будет жаловаться родителям на плохое поведение ребенка, его неуспехи, а постарается разобраться в причинах подобных явлений и привлечь родителей к преодолению негативных проявлений воспитанника.

И, конечно, одно из главных качеств педагога — творческое отношение к педагогической деятельности.

О роли личности педагога в воспитании и обучении ребенка писали многие. Известна мысль К.Д. Ушинского о том, что личность педагога имеет определяющее значение для ребенка. Он подчеркивал, что личность педагога ничем заменить невозможно. Никакие программы, никакие учебники не решают успех воспитания, его решает личность учителя. И чем младше ребенок, тем более важно для него, какой педагог.

Большое внимание личности педагога, его подготовке и постоянной работе по повышению своего профессионального мастерства уделял А.С. Макаренко. Особое значение он придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого. А если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Чтобы создать творческую атмосферу в коллективе, старший воспитатель, заведующий дошкольной образовательной организацией должны хорошо знать индивидуальные особенности и способности каждого педагога, его сильные и слабые стороны.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей. Выявить способности каждого воспитателя, члена коллектива организации — важная задача старшего воспитателя.

Вместе с тем у родителей необходимо тактично формировать уважение к воспитателям, объясняя сложность и ответственность их деятельности.

Развивать свое профессиональное мастерство

К.Д. Ушинский отмечал, что настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием и самообразованием. Обозначим важные моменты в работе с детьми, о которых должен помнить педагог.

Читать еще:  Повар статья в газете

На каждом возрастном этапе развития ребенка от рождения до окончания школы могут проявляться способности, имеющие приоритетное для него значение.

Так, на этапе дошкольного детства могут ярче проявиться художественно-творческие способности: к изобразительной, музыкальной, театрализованной, проектной деятельности, двигательные способности и др. Это не значит, что именно они станут основой последующей жизни. Но то, что дети приобретут, занимаясь интересной для них деятельностью, ляжет в основу той способности, которая определит направление их взрослой жизни. Из этого также не следует, что не надо к детским увлечениям относиться несерьезно.

Недаром Дени Дидро, деятель французского просвещения, сказал: «Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие во всех науках, искусствах и мастерствах».

Воспитатель и тем более старший воспитатель, заимствуя рекомендуемые другими педагогами, учеными методы, приемы, формы работы с детьми, должны ориентироваться на научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, достаточно разработанные отечественными и зарубежным учеными, опираясь на выработанные веками и проверенные практикой ценности: истина, доброта и красота.

К сожалению, до сих пор есть примеры, когда это не соблюдается. Так, обучение чтению, письму и арифметике — программа начальной школы. При этом начальная школа, зачастую тестируя детей при приеме, требует, чтобы ребенок умел читать, писать и знал математику чуть ли не за первый класс, а то и больше. С этой целью школы устраивают краткосрочные курсы для детей дошкольного возраста по подготовке их по названным предметам. Посещать эти курсы могут далеко не все дошкольники.

Родители ориентируются на обучение детей в детском саду, но воспитатели не готовятся к такой работе. В программе подготовки воспитателя детского сада нет такого образования. Да и в любом случае, детям предстоит повторное обучение этим предметам в школе, когда они придут в 1-й класс, а это приводит к снижению интереса к учебной деятельности. К тому же мы столкнулись с тем, что научили детей читать на этих курсах подготовки к школе неправильно.

Важным фактором воспитания и обучения детей является среда, в которой протекает их жизнедеятельность уже с первых дней жизни. ФГОС ДО этому фактору, его включению в дошкольные образовательные организации, уделяет большое внимание. Поэтому среду для развития ребенка необходимо организовать определенным образом: она должна быть спокойной, дружественной, приятной для малыша. Ребенок ощущает, воспринимает, еще не дифференцируя раздражители: звуки, окружающие его (они не должны быть громкими, пугающими), запахи дома, близких взрослых, особенно мамы.

Среде как важному фактору, определяющему развитие ребенка, большое значение придавали в своих произведениях-«мечтах» XV–XVI вв. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а затем Витторино да Фельтре, Ян Амос Коменский и другие педагоги и общественные деятели, представители эпохи Просвещения: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др.

У детей необходимо формировать интерес к окружающей жизни: людей, растений, животных, развивать психические процессы, без которых нельзя успешно овладеть любой деятельностью; развивать воображение, мышление, творческие способности (развитие творческих черт по И.Я. Лернеру), формировать эмоционально-положительное отношение к создаваемым изделиям, рисункам, конструкциям своим и других детей группы. Необходимо развивать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.

Важно воспитывать у детей желание усовершенствовать результат своей деятельности, дополнять созданное изображение, проекты новыми деталями.

Характер общения ребенка со сверстниками, педагогами, родителями должен быть доброжелательным. Это относится к любому виду деятельности. Включенное общение способствует как развитию самой деятельности, так и направленному развитию общения.

«Почти всякое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, — писал С.Л. Рубинштейн, — выражающий отношение к нему».

«Педагог должен быть для ребенка образцом», — считал К.Д. Ушинский. Он должен быть добрым, уважать в ребенке человека, но и быть требовательным. Важно помнить слова английского педагога и психолога начала XVIII в. Джона Локка: «Хвалить надо принародно, а укорять в одиночку». Не манипулировать детьми. Оценивать поступки, а не личность ребенка.

Художественно-творческая деятельность является одной из важных в развитии ребенка. Педагогам необходимо знать, что процесс детского творчества эмоционально тонкий и легко ранимый. Резкое вмешательство может разрушить замысел, вызвать отказ выполнять задуманное.

Приведу пример: брат моей аспирантки, шестилетний Миша, очень любил рисовать и в детском саду всегда рисовал с радостью. Однажды дома он взял книгу Л.Н. Толстого «Орел и курица». Его воображение захватила иллюстрация на развороте книги: орел с распростертыми крыльями. Мальчик решил срисовать картинку и увлекся ее воспроизведением. Мама забеспокоилась, где сын, но, увидев его погруженность в рисование, успокоилась. К обеду рисунок был закончен, и мальчик показал его родителям. Они похвалили его рисунок. Миша был обрадован и удавшимся рисунком, и реакцией семьи. К обеду пришел племянник родителей, и Миша показал ему свою работу. И тут 16-летний юноша (который был для маленького художника кумиром) пренебрежительно заявил: «Подумаешь! Ты его срисовал!» Такая оценка сразила Мишу. Он перестал рисовать и в детском саду, и дома, а затем и в начальной школе. Возродил его интерес к рисованию учитель только в пятом классе, видимо, заметив в мальчике живой интерес и в то же время неуверенность.

Задача старшего воспитателя — правильно сориентировать воспитателя на вдумчивое и тактичное руководство деятельностью ребенка. Предложения и замечания должны высказываться в мягкой форме, допускающей возможность детей решить творческую задачу по-своему.

Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается.

Но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобресть всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется.

Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике.

Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиям.

Приведу другой пример: детям старшей группы предлагается нарисовать, как они гуляют зимой на участке. Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку, обращая внимание на то, как он создает картину, отмечает интересные решения. Если у кого-то что-то не получается и возникает вопрос, отвечает, подсказывает. Подходит к Олегу. Он на белой бумаге рисует валенок (так он начал рисовать фигуру ребенка).

Воспитатель говорит ему: «Олег, тебе же будет трудно нарисовать всю фигуру, начиная с валенка». «Нет, — отвечает мальчик, — у меня получится, я уже так рисовал.» «Ну, тогда рисуй, как ты задумал», — сказал педагог. У Олега все получилось пропорционально. Он был удовлетворен и обрадован похвалой воспитателя.

Очень важно, чтобы педагог поверил ребенку. Это вызывает у детей ответное доверие, уважение и знание, что воспитатель всегда поймет, чего хочет ребенок, поддержит его замысел.

Еще пример: детям подготовительной группы я предложила нарисовать иллюстрацию к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Мы с ними любили эту сказку, хорошо знали ее отдельные эпизоды, представляли в театрализованной деятельности. На столе воспитателя лежали листы бумаги разного цвета и оттенков, чтобы каждый мог выбрать тот цвет бумаги, который подходил бы к задуманному содержанию иллюстрации.

Когда все дети выбрали листы бумаги в соответствии со своим замыслом, я стала подходить к каждому, спрашивала, какую картинку задумал. Когда я подошла к Мише, то увидела у него бумагу желтого цвета и спросила, какой эпизод сказки он будет рисовать. Миша ответил, что он нарисует, как «чудо-юдо рыба-кит поперек моря лежит». У меня сразу возник образ: раз море — значит, нужна бумага голубого или синего цвета. И я осторожно спросила: «Может, для этого лучше подойдет бумага голубого цвета?» Миша не согласился со мной. «Нет, Тамара Семеновна, я вот так синей краской нарисую море, — и показал в воздухе рукой, как он рисует волны, — а это, — провел рукой по верхней части листа, — у меня будет солнечный день». Такой самостоятельно определенный сюжет и его план воплощения меня обрадовали. Я похвалила Мишу и сказала: «Молодец! Замечательно придумал!» Иллюстрацию мальчик выполнил очень хорошо. Его рисунок помещен в двух моих книгах.

Читать еще:  Повар кондитер отзывы

Таким образом, педагог должен помнить, что детское творчество — весьма хрупкое образование: одно резкое слово или безразличие к созданному ребенком изображению, конструкции может привести к отказу от того или иного замысла или от деятельности в целом. И это не только потеря интереса к весьма полезному делу, это лишение ребенка возможности развиваться, образование пустоты в его душе, которая, может быть, в это время занята менее полезным и даже вредным содержанием.

Педагог дошкольного образования

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе. Его задача – не только присмотреть за ребенком, пока родители на работе, но и в игровой форме научить малышей воспринимать серьезные знания.

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3–4 года – младший;
  • 4–5 лет – средний;
  • 5–7 лет – старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием – это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах – «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.
  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

Полный список педагогических вузов России, в которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки – относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35–40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.

Педагог дошкольного образования должен
консультация на тему

Статья позволяет педагогам конкретно и чётко определить для себя специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми. Также знакомит педагогов с качествами, которыми должен обладать воспитатель, содержит описание отличий советского и российского современного воспитания.

Читать еще:  Функции повара кондитера

Скачать:

ВложениеРазмер
pedagog_doshkolnogo_obrazovaniya_dolzhen.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дошкольного образования должен:

Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Какими качествами должен обладать воспитатель?

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

  • Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и внешности воспитателя. Детям нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки.

Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Отличия советского и российского воспитания.

Многие родители озадачены воспитанием своих детей. Методика претерпела значительные изменения, советская система сменилась до, так называемой, российской. Многие люди, как специалисты, так и родители, считают эти изменения пагубными. В чем же различия между советскими методами воспитания и российскими?

Ничто так не говорит о методике воспитания, как реальное состояние дел в современном обществе. Нужно признать, что проблем с детьми, их поведением, здоровьем, успеваемостью в школе, не убавилось, а наоборот стало больше. Связывают это как раз с резким качественным изменением воспитания детей.

Как известно, воспитание начинается из семьи. Семья в Советском Союзе была ячейкой общества, стабильной нерушимой единицей, надёжной опорой для подрастающего поколения. Конечно, она была не идеальна, но в целом семьи были прочнее, чем в наше время. Сегодня количество разводов превосходит количество заключаемых браков, растет число неполных семей, что влияет и на воспитание детей. Мальчики не имеют перед собой примера мужчины, которому хотелось бы следовать, и ищут для себя героев в мультфильмах и кино, далеко не всегда соответствующих роли воспитателя настоящего мужчины.

Огромную роль на формирование личности влияет и детский сад. В советское время все здоровые дети посещали детский сад, и, соответственно, воспитывались в одинаковых условиях. Сегодня часть детей не посещают детские сады, некоторые малыши ходят в частные дошкольные учреждения, поэтому нет единой системы воспитания детей. Да и качество дошкольного образования упало. Раньше профессия «воспитатель детского сада» была почетной и достойной, требовала специального образования и навыков работы с детьми. Сегодня социальный престиж профессии упал, соответственно снизилось и количество квалифицированных специалистов.

Воспитание детей в школе также претерпело изменения. В Советском Союзе учителя и воспитатели взращивали в ребенке определенный набор качеств – трудолюбие, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность, патриотизм. В современных школах упор делается на развитие интеллектуальных способностей, творческое мышление, развитие воображения. Разумеется, это тоже необходимо детям, но без дисциплины развитие детей идет в неверном направлении, а без патриотизма невозможно нормальное развитие общества и страны. Работники сферы образования постепенно осознают это, появляются кадетские классы, где детей учат любить родину и своих соотечественников.

Конечно, в новой системе воспитания есть и свои плюсы. Так, в наше время больше внимания уделяется раннему развитию детей, появились специализированные центры для обучения и развития малышей. Это дает детям ранний старт для успешной жизни. Современная система воспитания учит детей приспосабливаться к капиталистической обстановке конкуренции и соперничества, развивать уникальные таланты и дарования, показывать себя, а это действительно необходимо в наше время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность — одна из характерист.

Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при.

Требования к содержанию и качеству деятельности педагога в настоящее время устанавливает профессиональный стандарт.Однако в документе не говорится о личности педагога и.

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр.

Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector