Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогика относится к гуманитарным наукам

УЭ 1.1 Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат

Содержание учебного элемента: Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Направления в современной педагогике. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

— овладение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК -1);

— осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОПК -1);

— готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК – 7).

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:

— объект, предмет, функции и структуру педагогики как науки,

-взаимосвязь педагогики с другими областями знания,

-категориально-понятийный аппарат педагогики.

уметь:

— определять функции и отрасли педагогики,

-грамотно использовать категориально-понятийный аппарат педагогики,

-ориентироваться в тенденциях развития современной педагогической науки.

владеть:

культурой мышления,

-способностью анализировать и обобщать информацию,

-категориально-понятийным аппаратом педагогики.

Тезисы ЛЕКЦИИ 1. «Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат».

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» — «дитя», «гогос» — «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение».
В Древней Греции так назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Объектом педагогики как науки является живая развивающаяся личность ребенка. Но личность изучают и другие науки (психология, социология, литература). У каждой из этих наук есть свой аспект изучения , иначе говоря — предмет науки. Предмет науки — конкретная часть объекта изучения или процесс в нем, который исследуется, изучается. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, в результате которого происходит становление личности. Сущность педагогического процесса заключается в создании и постоянном поддерживании условий, способствующих саморазвитию, самореализации Человека, становлению Личности Педагогика — гуманитарная наука. Совокупность наук условно делится на гуманитарные, естественные и технические. В основу этой классификации (деления) положен объект изучения каждой из этих систем наук. Например, естественные науки имеют объектном изучения природу, технические — технику как вторую природу, созданную человеком. У множества гуманитарных наук также один объект изучения — человек. Таким образом, педагогика относится к числу гуманитарных наук.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом — связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих содержание и характер педагогической деятельности;
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики (философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, методологических оснований).
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология(анатомия и физиология человека), антропология и медицина.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.. Наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи. Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Благодаря взаимодействию педагогики с другими науками внутри самой педагогической науки выделяются новые отрасли педагогики, появляющиеся на уровне границ научных дисциплин. Так, в настоящее время можно представить структуру системы педагогических наук следующим образом.

Читать еще:  Педагогический институт заочное отделение

1. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания и образования человека; определяет сущность, цели, задачи воспитания.

2. Возрастная педагогика – изучает проблемы процессов воспитания и обучения взрослых, подразделяется на профессионально-техническое, высшее образование и другие.(дошкольная, школьная, педагогика взрослых

3. Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обучения, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефектология.

4. Частная методика изучает особенность использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

5. Исправительно-трудовая педагогика – изучает проблему перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

6.История педагогики – исследует вопросы развития педагогической теории и практики воспитания в различные исторические эпохи.

7. Интенсивно развиваются как самостоятельные такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Формируются и выделяются такие отрасли педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гуманитарные науки — список, виды и предметы изучения

История появления

Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.

Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:

  • логику;
  • историю;
  • литературу;
  • юриспруденцию;
  • экономику и т. д.

Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».

В современном мире в категорию гуманитарных попадает множество предметов — философия, риторика, психология, педагогика и т. д. У этих наук есть множество вспомогательных дисциплин, которые сложно перечислить.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

Читать еще:  Педагогический институт город тольятти

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

Этот перечень неполный, так как внутри наук есть множество отраслей. Многие дисциплины связаны между собой. Естественные предметы изучают природные явления, а точные области посвящены рассмотрению закономерностей и их проверки экспериментальным путем.

Основная роль

В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.

Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.

Гуманитарные предметы очень востребованы в современном мире. Они дополняют точные и естественные области человеческого знания.

Среди известных ученых — А. Маслоу, А. Адлер, Д. Дьюи и т. д.

Педагогика относится к гуманитарным наукам

Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение дли­тельного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.

В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравст­венного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциаль­ных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса.

Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Ре­зультаты психологических исследований, воплотившись в законы психи­ческого развития человека, позволяют педагогам организовывать процес­сы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая форми­рование его как субъекта деятельности и индивидуальности.

Для современной педагогики характерны связи с различными есте­ственными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антро­пологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в систе­ме общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливать­ся достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социоло­гией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Одна­ко влияние философии, психологии и антропологии остается домини­рующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

• использование педагогикой основных идей, теоретических положе­ний, обобщающих выводов других наук (например, использование деятельностного подхода к обучению и воспитанию личности);

Читать еще:  Педагогические колледжи москвы после 9 класса список

• применение методов других наук (математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса);

• применение в педагогике конкретных результатов исследований, по­лученных различными науками (основные психологические новообразования в процессе развития человека или данные физиологии о ра­ботоспособности в разные возрастные периоды);

• участие педагогики в комплексных исследованиях общих проблем (перехода к обучению с шести лет, организация обучения больных или ослабленных детей).

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к появлению новых отраслей педагогики. За последние годы выделились такие ее от­расли, как философия образования, сравнительная педагогика, социаль­ная педагогика и др. Сегодня педагогика включает в себя сложную сис­тему педагогических наук, в состав которых входят: общая педагогика, изучающая основные закономерности образования; возрастная педагоги­ка — дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика), иссле­дующая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная пе­дагогика с ее отраслями: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигоф­ренопедагогикой, логопедией; частные методики — предметные дидакти­ки, исследующие специфику применения общих закономерностей обуче­ния к преподаванию отдельных учебных дисциплин; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики об­разования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика (во­енная, спортивная, производственная и т. п.).

Педагогика относится к гуманитарным наукам

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Гуманитарные науки» в других словарях:

Гуманитарные науки — науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Энциклопедия социологии

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка

Гуманитарные науки — общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Гуманитарные науки — (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии

Гуманитарные науки — философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь

разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector