Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогика и другие гуманитарные науки

Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

-проблемы цели воспитания;

-проблемы формирования мировоззрения;

-взаимосвязь коллектива и личности;

-гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

-определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;

-определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

-определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапев-тический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции со многими отраслями медицины. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, токсикомания, наркомания — недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Начало этому положено известным врачом-педагогом А.А. Дубровским, теоретиком и практиком так называемой лечебной педагогики. Чтобы убедиться в остроте указанной глобальной задачи создания теории образования и воспитания болеющих детей, достаточно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым учащимся приводят к конфликтам и страданиям последних. Переживание школьником учебных неуспехов и негативного отношения со стороны учителя оборачивается невротическими расстройствами.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что в числе ее «партнеров» при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнология, история, технические науки. Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности. Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

-использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний используются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Читать еще:  Педагогический университет г москва

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

Задачи педагогики:

1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

3. Прогнозирование образования — педагогическая футурология.

4. Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?

2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?

3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание — не единственный фактор формирования личности).

Развитие — реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем — внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

1. Фундамент — философия и история образования.

» Связь педагогики с другими гуманитарными науками»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

3) школьной гигиеной;

5) фольклористикой и этнографией .

Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории по знания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарногигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический мате риал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука — педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики — народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научно го знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественнонаучная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Пав лова по вопросам нервнопсихического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др. Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

-проблемы цели воспитания;

-проблемы формирования мировоззрения;

-взаимосвязь коллектива и личности;

-гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Читать еще:  Педагогические вузы москвы дистанционное обучение

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

-определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;

-определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

-определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапев-тический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции со многими отраслями медицины. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, токсикомания, наркомания — недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Начало этому положено известным врачом-педагогом А.А. Дубровским, теоретиком и практиком так называемой лечебной педагогики. Чтобы убедиться в остроте указанной глобальной задачи создания теории образования и воспитания болеющих детей, достаточно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым учащимся приводят к конфликтам и страданиям последних. Переживание школьником учебных неуспехов и негативного отношения со стороны учителя оборачивается невротическими расстройствами.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что в числе ее «партнеров» при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнология, история, технические науки. Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности. Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

-использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний используются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

Задачи педагогики:

1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

3. Прогнозирование образования — педагогическая футурология.

4. Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?

2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?

3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Читать еще:  Педагогический институт заочное отделение

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание — не единственный фактор формирования личности).

Развитие — реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем — внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

1. Фундамент — философия и история образования.

Педагогика: конспект лекций (Е. В. Шарохина)

Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций (Е. В. Шарохина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

3) школьной гигиеной;

5) фольклористикой и этнографией.

Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

1) анатомией и физиологией человека;

Педагогика использует их следующим образом:

1) заимствует научные идеи;

2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения.

Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Понятие «методология педагогической науки»
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Воспитание и школа в античном мире
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Зарубежная педагогика
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Образовательный процесс
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций (Е. В. Шарохина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×