Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогика английского языка

Учитель иностранного языка

Учитель иностранного языка специализируется на обучении школьников, студентов или взрослых, составляет учебные программы, объясняет материал, ищет подходы к учащимся, чтобы помочь им добиться лучших успехов в освоении языка. Эта профессия требует достаточно развитых коммуникативных навыков и относится к типу «человек-человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и иностранные языки (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Учитель иностранного языка, во-первых, хорошо разбирается в общих принципах педагогики. Это и психология учащихся, и базовые правила структурирования материала, и оформление сопутствующих документов, и даже манера речи, способствующая усвоению информации. И во-вторых, такой специалист отличается глубоким знанием своего предмета, то есть иностранного языка, и специфики преподавания именно этой дисциплины. Ведь изучение лексики, грамматики, разговорного английского (к примеру) весьма существенно отличается от решения задач по математике или изучения стран и континентов по географии.

Особенности профессии

Учителя, специализирующиеся на иностранных языках, могут работать в школах, ссузах, высших учебных заведениях, а также в коммерческих образовательных центрах (или вести собственную репетиторскую практику). Курсы от коммерческих центров сейчас довольно востребованы среди учащихся всех возрастов, многие крупные компании даже специально нанимают преподавателей для своих сотрудников. В любом случае, заниматься учителю иностранного языка приходится примерно следующим:

  • проведением занятий в соответствии с учебной программой;
  • разработкой курсов по изучению иностранного языка, ориентированных на разный уровень знаний;
  • использованием современных технологий при планировании и проведении уроков;
  • поддержанием порядка и дисциплины во время занятий, применением знаний об особенностях возрастного развития при общении с учащимися;
  • контролем посещаемости, ведением документации;
  • проверкой выполненных домашних заданий;
  • оценкой знаний учащихся в рамках устных ответов и письменных работ;
  • подготовкой учеников к отчетным контрольным, экзаменам и другим испытаниям подобного плана;
  • организацией и проведением внеучебной деятельности, проведением родительских собраний (при работе в школе);
  • подготовкой информационных материалов для выставок, конференций, мастер-классов.

Специфика работы учителя иностранного языка может варьироваться в зависимости от того, где и с какими учениками он работает. Так, при обучении взрослых педагогу обычно нужно заполнять меньше документов и реже выполнять «сопутствующие» обязанности (вроде посещения педсоветов или проведения родительских собраний). Зато работа с детьми обычно быстрее дает заметный результат, поскольку им проще воспринимать и усваивать новую информацию.

Плюсы и минусы

Плюсы

  1. Возможность помогать людям, видеть результаты своего труда в их знаниях (она привлечет тех, кто считает педагогику своим призванием).
  2. Достаточное число вакансий в муниципальных и коммерческих образовательных учреждениях.
  3. Продолжительный отпуск (особенно при работе в школах, ссузах и университетах).
  4. Возможность получать достаточно высокий заработок (в частных школах, лингвистических центрах, подрабатывая репетиторством и т.п.).
  5. Возможность реализовать творческие способности.
  6. Общение с большим количеством людей (поэтому такая специальность предполагает достаточно развитые коммуникативные навыки).
  7. Хорошее знание иностранного языка, которое помогает в общении, путешествиях, а также в случае переквалификации.
  8. Общественная значимость профессии.

Минусы

  1. Необходимость в сильной эмоциональной отдаче (из-за этого у педагогов «профессиональное выгорание» происходит быстрее, чем у представителей многих других специальностей).
  2. Интенсивный график работы.
  3. Не самый высокий уровень заработных плат в муниципальных учреждениях образования.
  4. Необходимость тратить много времени и сил на бумажную волокиту (это особенно касается работы в школе), проходить регулярные проверки.
  5. Периодически возникающие конфликты с учениками, их родителями, другими педагогами, администрацией учебного заведения.
  6. Личная ответственность за безопасность учащихся.
  7. Необходимость выполнять ряд дополнительных задач, которые далеко не всегда интересны и приятны (те же родительские собрания, субботники и тому подобное).

Важные личные качества

Для учителя иностранного языка, как и для любого учителя, очень важна стрессоустойчивость, усидчивость, коммуникативность, умение завоевать и поддерживать авторитет в коллективе, а также эмпатия, позволяющая понять, когда стоит повести себя жестче, а когда – смягчить острые углы. И, конечно же, такой педагог должен отличаться хорошей памятью, безупречной дикцией, отлично знать и «чувствовать» тот язык, который он преподает. Впрочем, умение признавать свои ошибки для учителя тоже важно, поскольку от них не застрахован ни один человек. И чтобы «сохранить лицо» перед учащимися, порой полезно признать свою неправоту, усмирив гордыню.

Обучение на учителя иностранного языка

Для того, чтобы получить эту профессию и возможность соответствующего трудоустройства, необходимо получить высшее образование (код специальности — 44.03.05). Для поступления важны результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и иностранному языку. Обучение может проводиться в очной, заочной и очно-заочной (так называемой «вечерней») форме.

Роль иностранных языков в педагогике

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: Роль иностранных языков в педагогике.

«Для познания нравов, какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык».
(Пифагор Самосский)

Человек в жизни сталкивается с изучением иностранных языков 2 раза и оба раза в образовательных учреждениях. Первый раз это в школе, а во второй раз в университете или в институте. Школьники изучают иностранный язык, так как это их обязанность. В большинстве случаев в школах, в высших учебных заведениях у обучающих, есть выбор какой иностранный язык они будут изучать английский или немецкий языки, или французский язык.

Давайте для начала определимся с понятием педагогика.

Педагогика — наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом. Из этого определения можно сделать вывод, что главной целью педагогики это обучение и воспитание ученика.

На земле существуют примерно 7000 тысяч различных языков. У каждого языка своя история, свои корни.

Есть дети у которых есть талант к иностранным языкам, такие ученики быстро учат новый язык, начинают читать и постепенно говорить на иностранном языке. Из своего таланта они начинают строить планы на будущее. Они хотят стать преподавателями иностранного языка или стать переводчиком в крупной компании.

Во-первых, в таких случаях роль иностранного языка заключается в том, чтобы дать качественные знания ученикам для их дальнейшего развития в будущем.

Но есть и те ученики, у которых нет способностей к иностранным языкам, у которых есть талант в творческой направленности. Какую роль играет в их жизни иностранный язык?

Изучение иностранного языка это не только изучение алфавита, изучение правильного произношения слов. Иностранный язык это и изучение истории народа, изучение быта и традиций, изучение норм и понятий. Каждый язык уникален и ни похож, ни на один язык другой.

У каждого народа есть свой язык, свои традиции воспитания, которые отличатся от других народов. У каждого народа есть своя культура.

Например культура Англии во многом отличается от культуры Китая. Английский язык совершенно не похож на китайский.

В таких случаях роль иностранного языка заключается в расширении кругозора человека.

Только через обучение и чтение ученик может овладеть иностранным языком, Через обучение и чтение на иностранном языке призвано обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную компетентность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, основа для формирования информационно-академических умений.

Читать еще:  Педагог по адаптивной физической культуре и спорту

Любой предмет внимательности как и математика так и английский язык требует внимательности.

Каждый предмет играет свою роль у каждого школьника. У каждого предмета есть свой учитель. Учитель это главный человек на уроке, это тот который передает информацию. Именно от учителя зависит как ученик поймёт материал, как он его освоит.

У учителя должны быть различные личностно-профессиональные качества.

— широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;

— обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;

— грамотная, поставленная речь и четкая дикция.

— умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;

— направленность на работу с учениками;

— умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;

Учитель является наставником, она может раскрыть всю роль иностранных языков. Она должна не только иметь различные качества, но и правильно ими пользоваться.

Перед учителем стоит задача создать у учащихся ориентировочный образ целостной деятельности чтения, оперативные схемы мышления для осуществления конкретных действий . Организация обучения поисковому чтению аутентичных текстов в рамках подобной модели может опираться на следующие положения:

1. Обучение поисковому чтению с целью извлечения каждым учащимся полезной для него аутентичной информации.

2. В основе обучения — опережающее ознакомление с алгоритмом работы над текстом с целью создания целостного образа деятельности чтения.

3. Формирование механизмов действий, составляющих деятельность чтения, с помощью специальной системы упражнений.

Исходя из всего сказанного выше, можно определить роль учителя иностранного языка и роли иностранного языка в целом , а также выделить современные подходы к обучению и их основные характеристики:

— роль учителя иностранных языков в целом, можно определить как жизнедеятельность современного учителя, сочетающего в себе личностные качества, профессиональные компетенции и примеряющего на себя разные роли;

— современные программы обучения иностранному языку направлены на осуществление личностно-ориентированного, дифференцированного, коммуникативного, компетентностного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам;

— личностный подход стимулирует уверенность в обучении и языковой практики учеников с низкой и средней степенью обучаемости, а также приобщению остальных, более сильных детей к самостоятельной и творческой работе, повышая, тем самым, у каждого ученика в частности интерес к изучению иностранного языка.

Иностранный язык играет разную роль и в педагогике и в жизни каждого человека.

Учитель английского языка

Сейчас трудно поверить, что каких-то 30 лет назад английский язык совершенно не требовался большинству населения нашей страны. И учитель английского языка не пользовался особым вниманием учеников. А как дело обстоит сейчас?

Учитель английского языка – это специалист, который преподает основы английского языка школьникам, студентам и другим категориям населения.

История

Обучение иностранным языкам в России раньше было доступно только привилегированным сословиям. В XVIII-XIX веке каждый ребенок в уважающей себя дворянской семье обязан был свободно владеть французским языком. Для этого выписывали репетиторов из-за границы, а занятия проходили на дому.

В советской школе в довоенный период основным иностранным языком был немецкий. С развитием системы общего школьного образования в XX веке и изменением расстановки сил в мире все больший вес приобретал английский язык. Со временем он стал основным языком международного общения в бизнесе, дипломатии и культуре. В связи с закрытостью Советского Союза в школах английский преподавали не на самом высоком уровне, поэтому выпускники школ имели в аттестате оценку, но не имели знаний, за исключением школ с углублённым изучением языков. Впрочем, огорчения по этому поводу никто не испытывал, поскольку применить свои знания на практике подавляющее большинство советских людей просто не могло.

В современной России ситуация постепенно исправляется. Английскому выделяется большее количество часов в школьной программе, обновляются методики преподавания и преподавательский состав. Открывается множество языковых школ для людей разного возраста, доступна специализированная литература и процветает репетиторство.

Описание и характеристика профессии

Профессия «учитель английского языка» предусматривает не только обучение слушателей основам фонетики, лексики и грамматики. Хороший преподаватель умеет заинтересовать ребенка в изучении языков не только аргументом «без английского сейчас в жизни никуда», но и своими обширными знаниями во всех направлениях, связанных со своим предметом.

Ученикам необходимо давать такие знания, которые можно будет применить в реальной жизни. Заучивание слов и правил – это хорошо, но умение говорить и понимать услышанное – не менее важно. Поэтому хорошие учителя проводят изучение языков на материале явлений повседневной жизни: политики, спорта, моды, путешествий, музыки, кино и т.д. Преподаватель должен прекрасно ориентироваться во всех этих темах, ему нужно иметь широкую эрудицию и современные знания.

Важный аспект освоения языка – это изучение культуры соответствующей страны. Если речь идет об английском, то здесь можно говорить обо всех странах Британского Содружества: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, а также о США. Знание традиций и культурных особенностей страны помогает людям общаться с представителями других народов.

Основными местами работы преподавателей английского являются:

  • общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, в том числе частные);
  • учебные заведения профессионального образования (училища, колледжи, университеты);
  • специализированные школы и курсы изучения иностранных языков для людей разного возраста.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Стать учителем английского языка в наши дни очень просто: нужно поступить в лингвистический вуз или на факультет иностранных языков университета, которые есть сейчас в каждом регионе. Там готовят школьных преподавателей как исключительно английского языка, так и в сочетании с другим языком или даже другим предметом. Самыми востребованными являются такие специальности:

  • «Иностранный язык: английский»;
  • «Иностранный язык: английский и немецкий или испанский, французский»;
  • «География, иностранный язык»;
  • «Начальное образование и иностранный язык»;
  • «История, иностранный язык» и др.

Ведущие вузы, обучающие указанным специальностям, это:

  • Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Здесь на факультете английского языка есть направление педагогического образования. Второй язык студенты могу выбрать для себя сами (итальянский, немецкий, французский или испанский).
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. На инязе здесь есть кафедра английского языка, второй язык – немецкий, французский или китайский.
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет в своем составе имеет Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого. Будущим филологам и педагогам предоставляется возможность получать качественные знания, заниматься наукой и реализовывать себя в различных сферах деятельности.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Здесь в Институте иностранных языков учащимся предлагают стать учителями с совмещением двух профилей на выбор: английского, китайского, французского, испанского языков. В вузе действует ряд международных образовательных центров.
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). На кафедре иностранных языков можно получить диплом учителя английского, французского или немецкого языка.
Читать еще:  Педагог начальных классов обучение

Для поступления нужно подать комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и английскому языку. Для специальностей с дополнительным профилем потребуется также экзамен по выбранному предмету.

Но просто окончить вуз и преподавать по конспектам, которые быстро устаревают, недостаточно: раз в три года понадобится проходить курсы повышения квалификации при региональных органах управления образованием.

Профессиональные обязанности

Независимо от места работы преподавателя английского, в его обязанности входит ряд функций:

  • проведение уроков в соответствии с утвержденными образовательными программами с учетов возрастных особенностей учащихся;
  • составление рабочих программ на учебный год и плана каждого занятия;
  • проверка тетрадей и выполнения домашнего задания;
  • обеспечение подготовки учеников в соответствии с образовательными стандартами, действующими в стране;
  • проведение контрольных работ и разбор совершенных учениками ошибок;
  • ведение учета посещения уроков, выставление оценок, контроль успеваемости, подача отчетов;
  • работа с родителями учеников;
  • обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности и охраны труда.

За этими сухими фразами скрывается огромный объем работы, которую необходимо провести преподавателю, чтобы достичь желаемого результата. Он должен обеспечить освоение учащимися таких компетенций, как:

  • языковая (лингвистическая) – понимание основ системы иностранного языка, знание лексики и фонетики;
  • речевая – умение формировать связный текст в устном и письменном виде в соответствии с нормами английского языка;
  • социокультурная – знания о национально-культурных традициях и особенностях, свойственных англоязычным странам;
  • социолингвистическая – способность использовать нужные языковые средства в зависимости от сложившейся ситуации.

Учитель должен найти подход к каждому ученику, разобраться в причинах, препятствующих усвоению материала, и принять меры для устранения этих причин. Преподаватель должен использовать различные дидактические приемы для создания на уроке раскрепощенной и доброжелательной психологической атмосферы, для повышения желания изучать язык и развиваться.

Кому подходит

Эта профессия подходит тем, кто обладает необходимыми познаниями в родном и иностранном языках, и при этом имеет склонность к работе с детьми. Для достижения результата от учителя требуется:

  • профессиональное владение своим предметом;
  • умение применять на практике разные методики преподавания и воспитательной работы;
  • знание учебников и программ по английскому языку;
  • навыки подготовки к урокам (оформление класса, наглядные материалы, интересные упражнения);
  • использование разных дидактических приемов для лучшего понимания материала учениками;
  • умение дифференцированный подход к учащимся с различными способностями, уровнем знаний и желанием учиться;
  • знание возрастной психологии детей;
  • владение различными способами убеждения детей и аргументации своей позиции.

Что касается личных особенностей, то для педагога важны такие качества характера:

  • трудолюбие и настойчивость;
  • терпеливость и любовь к детям;
  • справедливость и непредвзятость;
  • умение работать системно и планировать учебный процесс;
  • способность найти контакт с каждым ребенком и его родителями;
  • четкая громкая хорошо поставленная речь;
  • хорошая память и внимание к мелочам;
  • умение донести до слушателей свою мысль;
  • широкий кругозор и умение ориентироваться в своем предмете;

Важнейшее качество настоящего учителя – это постоянная актуализация своих знаний. Если не любить свой предмет и не интересоваться им, то ученики это сразу почувствуют, тем более, что они с детства пользуются интернетом, где значительная часть информации на английском языке.

Заработная плата

Профессия учителя в России не относится к высокооплачиваемым. В среднем школьный учитель иностранного языка получает 15 тысяч рублей, но педагоги со стажем в полтора раза больше, преподаватель английского в колледже или вузе – 20-25 тысяч рублей. В отдаленных районах с суровыми климатическими условиями, а также в столице учителям готовы платить больше: в Москве – свыше 60 тысяч рублей, на Чукотке – до 50 тысяч рублей, на Камчатке – более 40 тысяч рублей. Невысокая зарплата несколько сглаживается почти трехмесячным летним отпуском.

Если знания педагога на высоком уровне, то у него есть шанс быть приглашенным на работу в частную лингвистическую или общеобразовательную школу. Заработная плата здесь в разы выше (60-80 тысяч рублей), но и выкладываться нужно до предела.

Как построить карьеру

В государственных школах карьерный рост учителя иностранного языка заключается в повышении его категории после успешного прохождения аттестации. Некоторым удается дослужиться до должности завуча или директора школы, в вузах самым способным и пробивным светит должность заведующего кафедрой или декана.

Многие преподаватели английского занимаются переводом. Также очень популярным занятием является репетиторство. Так, в Москве один академический час с начинающим учителем английского или студентом-старшекурсником стоит 400-500 рублей при использовании Skype.

Если нужен опытный репетитор с хорошими рекомендациями, то один час обойдется заказчику в 2,5-3 тысячи рублей с выездом на дом к преподавателю. За индивидуальные занятия с преподавателем языковой школы нужно будет заплатить около 2 тысяч рублей в час.

Другое направление развития – это использовать свои знания языка в других сферах. Варианты: гостиничный бизнес, туризм (менеджер турфирмы, гид-переводчик), государственная служба в органах, связанных с внешними сношениями. Также есть возможность устроиться на предприятие, у которого есть экономические связи с иностранными партнерами в качестве личного переводчика руководителя.

Перспективы профессии

Сегодня спрос на преподавателей английского языка очень велик, но хорошо зарабатывать могут только те учителя, которые не просто имеют диплом, но и прекрасно владеют своим предметом, а также умеют его донести до учеников.

Чему учат на инязе

Чему учат на инязе (факультете иностранных языков) педагогического вуза? Какие предметы проходят будущие учителя английского языка? Какие сдают экзамены? И как стать учителем английского языка?

Пост будет полезен тем, кто подумывает о поступлении на иняз педагогического вуза. Или тем, кому интересно, чем отличается препод с дипломом по специальности от прочих залетных товарищей.

Ну а тем, кто уже отмучился отучился, возможно, будет приятно вспомнить студенческие годы и сравнить программы обучения.

Сразу скажу, что все описываемые здесь события полностью вымышлены происходили чуть более 10 лет назад. И за это время кое-что, безусловно, могло измениться. И наверняка изменилось! Но по большому счету суть осталась прежней – это иняз, baby))

Не вижу большого смысла подробно описывать все-все-все предметы, которые проходят на инязе педагогического вуза. Но зато есть смысл поделить их на блоки:

  • иностранные языки и предметы по специальности «филология»
  • педагогический блок, а именно педагогика, методика преподавания иностранных языков, психология
  • общеразвивающие предметы — те, которые включены в структуру высшего образования по любой гуманитарной специальности
  • спецкурсы, или курсы по выбору
  • курсовые и дипломная работа
  • педагогическая практика в школе

Ну и немного подробнее про каждый блок.

Языки

Практический курс основного иностранного языка

Так оно называется в дипломе. В обычной жизни это называлось ПУПР (представляете, да?))) ПУПР — это практика устной и письменной речи. Собственно, тут мы совершенствовали свой разговорный английский и проходили все те уровни, которые сейчас проходят наши студенты.

Читать еще:  Педагогический институт в москве факультеты и проходные

Английский был каждый божий день, иногда и по две пары в день. Плюс к этому каждый день объемная домашка и — на первом курсе — несколько часов в лингафонном кабинете за прослушиванием аудио, записью монологов и диалогов на слух, разметкой интонации и оттачиванием произношения.

Практический курс второго иностранного языка

Второй иностранный язык ( в моем случае — немецкий) начался на третьем курсе и длился три года. И, конечно, не предполагалось, что со вторым языком получится достичь того же уровня, что и с основным. Так, как говорится, для сельской местности сойдет))

Латинский язык

Как будущих врачей, так и будущих учителей иностранных языков изощренно мучают латынью. Ну а куда деваться, латинский язык – основа многих европейский языков.

(На картинке — оголенный утомленный латынью студент иняза)

Языкознание

Предмет, который во всех подробностях рассказывает, что, собственно, собой представляет язык. А язык, дорогие мои, это знаковая система, чтобы вы знали))) А еще – помимо знаков — есть сигнификат и денотат. Тоже чтобы вы не расслаблялись))

История английской и американской литературы

Учителя английского, конечно, должны быть начитанными. Они должны знать, кто из великих английских и американских писателей написал какое великое произведение. А, главное, зачем? Что он этим хотел сказать?

Теоретическая фонетика

На теоретической фонетике мы изучали произношение – в теории, конечно же. Учились, помимо прочего, классифицировать звуки. Как вам, например:

  • гласные переднего ряда?
  • а фрикативные согласные?
  • взрывные?
  • смычные?

Ну и, очевидно, теор.фонетика нисколько не помогает улучшить произношение))

Произношение мы часами оттачивали в уже упомянутом лингафонном кабинете, подражая аудио и тренируясь воспроизводить диалоги и монологи максимально точно – вплоть до пауз в тех же местах, где и на аудио. Я уж не говорю про отдельные звуки, интонацию и разнообразные особенности беглой речи.

Лексикология

Тут мы изучали лексический состав английского языка – слова, словосочетания, идиомы, многозначные слова, омонимы, синонимы, словообразование, появление новых слов в языке и прочие прелести словарного запаса языка.

Теоретическая грамматика

Теор.грамматика – это то же самое, что теор.фонетика, только про грамматику английского языка))

Стилистика

Здесь учатся анализировать тексты и разбираться в стилистических приемах – все эти метафоры, оксюмороны, эпитеты, параллелизмы, эллипсисы, игру слов и много других дивных приемчиков))

История языка

Откуда взялся и как развивался великий и могучий английский язык; какие народы и языки оказали на него влияние; как менялись грамматика, лексика, правописание и произношение английских слов.

Вот, например, вы знали, что раньше слова типа

и иже с ними читались так, как пишутся? «Гхт»?

Теория и практика перевода

Что нужно учитывать при переводе с одного языка на другой; какие есть приемы и хитрости перевода; как сохранить при переводе стиль и дух оригинала; ложные друзья переводчика и многое другое.

(На картинке — выпускник иняза устроился переводчиком))))

Страноведение

Страны изучаемого языка – те, где английский является родным языком. Великобритания, США – само собой. Каждый штат, каждый флаг, каждый чих. Вот только не помню, изучали ли мы что-то еще, помимо the UK and the US, например, Канаду и Австралию.

Методика, психология и педагогика

Методика преподавания иностранного языка

Понятное дело, одного знания иностранного языка в совершенстве недостаточно. Нужно еще уметь научить ближнего своего)) Для этого пригодятся разнообразные методики преподавания, методические приемы и принципы.

ИМХО, самый важный для учителя предмет после собственно английского.

Психология человека

У нас было несколько отдельных дисциплин, в том числе

  • общая психология
  • возрастная психология – в чем психологические особенности людей разных возрастов, в основном, конечно, детей и подростков. На всякий случай скажу, что психологические особенности это не то, о чем пишут в журналах. Это психические процессы, доминирующие виды деятельности, сензитивные периоды и т.п.
  • социальная психология
  • педагогическая психология
  • специальная психология, то есть коррекционная или работа с детьми с особенностями развития

Методика воспитательной работы

Педагогика (теории, системы, технологии)

У нас было несколько дисциплин по педагогике, но я не буду выделять каждую отдельно. В общем и целом смысл педагогики сводился к

  • педагогическим системам и принципам, например, гуманистическая педагогика
  • великим педагогам и их философии
  • решению педагогических задачек – что делать, если… Тут мы придумывали и разбирали варианты поведения учителя, если ученики, например, подложили кнопку на стул)) Или пытаются сорвать урок… или… или…

И, конечно, были другие предметы, включая:

  • общеразвивающие (например, история мировых цивилизаций, философия, мировая художественная культура, экономика, политология и т.д.)
  • разнообразные курсы по выбору – каждый семестр разные, связанные с языками и не только
  • педагогическая практика — 2 раза по несколько недель, в средних и старших классах в настоящих школах
  • курсовые и дипломная работы

Иняз не гарантия

Ну и напоследок пара размышлений.

С одной стороны, иняз не гарантирует знания языка в совершенстве. Больше того, не все выходят из института с хотя бы приличным английским. Конкретно в моем институте:

  • качество преподавания было на очень приличном уровне
  • требовательность преподавателей – аналогично
  • английский язык был каждый день, иногда по две пары

И с учетом всего этого на выходе все равно получается сырой продукт, который еще нужно допиливать и доводить до ума – и в плане языка, и в плане методики преподавания. И если про методику все понятно (тут только опыт исправит положение), то с языком все гораздо сложнее.

Как вообще так получается, что люди занимаются английским каждый день в течение 5 лет, делают объемную домашку и все равно не все владеют английским в той мере, в какой (по моему скромному мнению) должен преподаватель английского.

Что это, нехватка мотивации у некоторых? Усидчивости? Способностей? Домашку не делали? За границу не ездили?

Иняз — отличная база

С другой стороны, иняз – это отличный фундамент. И все те предметы, которые проходят будущие преподаватели, дают целостное понимание общей картины и многих сопутствующих деталей.

Это как раз то самое, что отличает препода с дипломом по специальности от залетных любителей английского, которые решили попреподавать на досуге, но слабо представляют, что вообще такое язык, как он функционирует и как ему обучать.

Да, все это (язык и методику преподавания) нужно потом неустанно шлифовать, совершенствовать и набираться опыта. Но в качестве базы иняз – прекрасен. Если учиться, конечно, а не балду пинать.

Коллеги, а вы что думаете по этому поводу? Почему даже после иняза некоторые слабо владеют английским? Пригодился ли вам ваш диплом по специальности? И шире – пригодились ли знания?

Ученики, насколько вам важен диплом по специальности у вашего преподавателя?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector