Педагогика английского языка
Учитель иностранного языка
Учитель иностранного языка специализируется на обучении школьников, студентов или взрослых, составляет учебные программы, объясняет материал, ищет подходы к учащимся, чтобы помочь им добиться лучших успехов в освоении языка. Эта профессия требует достаточно развитых коммуникативных навыков и относится к типу «человек-человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и иностранные языки (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание
Учитель иностранного языка, во-первых, хорошо разбирается в общих принципах педагогики. Это и психология учащихся, и базовые правила структурирования материала, и оформление сопутствующих документов, и даже манера речи, способствующая усвоению информации. И во-вторых, такой специалист отличается глубоким знанием своего предмета, то есть иностранного языка, и специфики преподавания именно этой дисциплины. Ведь изучение лексики, грамматики, разговорного английского (к примеру) весьма существенно отличается от решения задач по математике или изучения стран и континентов по географии.
Особенности профессии
Учителя, специализирующиеся на иностранных языках, могут работать в школах, ссузах, высших учебных заведениях, а также в коммерческих образовательных центрах (или вести собственную репетиторскую практику). Курсы от коммерческих центров сейчас довольно востребованы среди учащихся всех возрастов, многие крупные компании даже специально нанимают преподавателей для своих сотрудников. В любом случае, заниматься учителю иностранного языка приходится примерно следующим:
- проведением занятий в соответствии с учебной программой;
- разработкой курсов по изучению иностранного языка, ориентированных на разный уровень знаний;
- использованием современных технологий при планировании и проведении уроков;
- поддержанием порядка и дисциплины во время занятий, применением знаний об особенностях возрастного развития при общении с учащимися;
- контролем посещаемости, ведением документации;
- проверкой выполненных домашних заданий;
- оценкой знаний учащихся в рамках устных ответов и письменных работ;
- подготовкой учеников к отчетным контрольным, экзаменам и другим испытаниям подобного плана;
- организацией и проведением внеучебной деятельности, проведением родительских собраний (при работе в школе);
- подготовкой информационных материалов для выставок, конференций, мастер-классов.
Специфика работы учителя иностранного языка может варьироваться в зависимости от того, где и с какими учениками он работает. Так, при обучении взрослых педагогу обычно нужно заполнять меньше документов и реже выполнять «сопутствующие» обязанности (вроде посещения педсоветов или проведения родительских собраний). Зато работа с детьми обычно быстрее дает заметный результат, поскольку им проще воспринимать и усваивать новую информацию.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Возможность помогать людям, видеть результаты своего труда в их знаниях (она привлечет тех, кто считает педагогику своим призванием).
- Достаточное число вакансий в муниципальных и коммерческих образовательных учреждениях.
- Продолжительный отпуск (особенно при работе в школах, ссузах и университетах).
- Возможность получать достаточно высокий заработок (в частных школах, лингвистических центрах, подрабатывая репетиторством и т.п.).
- Возможность реализовать творческие способности.
- Общение с большим количеством людей (поэтому такая специальность предполагает достаточно развитые коммуникативные навыки).
- Хорошее знание иностранного языка, которое помогает в общении, путешествиях, а также в случае переквалификации.
- Общественная значимость профессии.
Минусы
- Необходимость в сильной эмоциональной отдаче (из-за этого у педагогов «профессиональное выгорание» происходит быстрее, чем у представителей многих других специальностей).
- Интенсивный график работы.
- Не самый высокий уровень заработных плат в муниципальных учреждениях образования.
- Необходимость тратить много времени и сил на бумажную волокиту (это особенно касается работы в школе), проходить регулярные проверки.
- Периодически возникающие конфликты с учениками, их родителями, другими педагогами, администрацией учебного заведения.
- Личная ответственность за безопасность учащихся.
- Необходимость выполнять ряд дополнительных задач, которые далеко не всегда интересны и приятны (те же родительские собрания, субботники и тому подобное).
Важные личные качества
Для учителя иностранного языка, как и для любого учителя, очень важна стрессоустойчивость, усидчивость, коммуникативность, умение завоевать и поддерживать авторитет в коллективе, а также эмпатия, позволяющая понять, когда стоит повести себя жестче, а когда – смягчить острые углы. И, конечно же, такой педагог должен отличаться хорошей памятью, безупречной дикцией, отлично знать и «чувствовать» тот язык, который он преподает. Впрочем, умение признавать свои ошибки для учителя тоже важно, поскольку от них не застрахован ни один человек. И чтобы «сохранить лицо» перед учащимися, порой полезно признать свою неправоту, усмирив гордыню.
Обучение на учителя иностранного языка
Для того, чтобы получить эту профессию и возможность соответствующего трудоустройства, необходимо получить высшее образование (код специальности — 44.03.05). Для поступления важны результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и иностранному языку. Обучение может проводиться в очной, заочной и очно-заочной (так называемой «вечерней») форме.
Роль иностранных языков в педагогике
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Тема: Роль иностранных языков в педагогике.
«Для познания нравов, какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык».
(Пифагор Самосский)
Человек в жизни сталкивается с изучением иностранных языков 2 раза и оба раза в образовательных учреждениях. Первый раз это в школе, а во второй раз в университете или в институте. Школьники изучают иностранный язык, так как это их обязанность. В большинстве случаев в школах, в высших учебных заведениях у обучающих, есть выбор какой иностранный язык они будут изучать английский или немецкий языки, или французский язык.
Давайте для начала определимся с понятием педагогика.
Педагогика — наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом. Из этого определения можно сделать вывод, что главной целью педагогики это обучение и воспитание ученика.
На земле существуют примерно 7000 тысяч различных языков. У каждого языка своя история, свои корни.
Есть дети у которых есть талант к иностранным языкам, такие ученики быстро учат новый язык, начинают читать и постепенно говорить на иностранном языке. Из своего таланта они начинают строить планы на будущее. Они хотят стать преподавателями иностранного языка или стать переводчиком в крупной компании.
Во-первых, в таких случаях роль иностранного языка заключается в том, чтобы дать качественные знания ученикам для их дальнейшего развития в будущем.
Но есть и те ученики, у которых нет способностей к иностранным языкам, у которых есть талант в творческой направленности. Какую роль играет в их жизни иностранный язык?
Изучение иностранного языка это не только изучение алфавита, изучение правильного произношения слов. Иностранный язык это и изучение истории народа, изучение быта и традиций, изучение норм и понятий. Каждый язык уникален и ни похож, ни на один язык другой.
У каждого народа есть свой язык, свои традиции воспитания, которые отличатся от других народов. У каждого народа есть своя культура.
Например культура Англии во многом отличается от культуры Китая. Английский язык совершенно не похож на китайский.
В таких случаях роль иностранного языка заключается в расширении кругозора человека.
Только через обучение и чтение ученик может овладеть иностранным языком, Через обучение и чтение на иностранном языке призвано обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную компетентность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, основа для формирования информационно-академических умений.
Любой предмет внимательности как и математика так и английский язык требует внимательности.
Каждый предмет играет свою роль у каждого школьника. У каждого предмета есть свой учитель. Учитель это главный человек на уроке, это тот который передает информацию. Именно от учителя зависит как ученик поймёт материал, как он его освоит.
У учителя должны быть различные личностно-профессиональные качества.
— широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
— обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
— грамотная, поставленная речь и четкая дикция.
— умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
— направленность на работу с учениками;
— умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
Учитель является наставником, она может раскрыть всю роль иностранных языков. Она должна не только иметь различные качества, но и правильно ими пользоваться.
Перед учителем стоит задача создать у учащихся ориентировочный образ целостной деятельности чтения, оперативные схемы мышления для осуществления конкретных действий . Организация обучения поисковому чтению аутентичных текстов в рамках подобной модели может опираться на следующие положения:
1. Обучение поисковому чтению с целью извлечения каждым учащимся полезной для него аутентичной информации.
2. В основе обучения — опережающее ознакомление с алгоритмом работы над текстом с целью создания целостного образа деятельности чтения.
3. Формирование механизмов действий, составляющих деятельность чтения, с помощью специальной системы упражнений.
Исходя из всего сказанного выше, можно определить роль учителя иностранного языка и роли иностранного языка в целом , а также выделить современные подходы к обучению и их основные характеристики:
— роль учителя иностранных языков в целом, можно определить как жизнедеятельность современного учителя, сочетающего в себе личностные качества, профессиональные компетенции и примеряющего на себя разные роли;
— современные программы обучения иностранному языку направлены на осуществление личностно-ориентированного, дифференцированного, коммуникативного, компетентностного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам;
— личностный подход стимулирует уверенность в обучении и языковой практики учеников с низкой и средней степенью обучаемости, а также приобщению остальных, более сильных детей к самостоятельной и творческой работе, повышая, тем самым, у каждого ученика в частности интерес к изучению иностранного языка.
Иностранный язык играет разную роль и в педагогике и в жизни каждого человека.
Учитель английского языка
Сейчас трудно поверить, что каких-то 30 лет назад английский язык совершенно не требовался большинству населения нашей страны. И учитель английского языка не пользовался особым вниманием учеников. А как дело обстоит сейчас?
Учитель английского языка – это специалист, который преподает основы английского языка школьникам, студентам и другим категориям населения.
История
Обучение иностранным языкам в России раньше было доступно только привилегированным сословиям. В XVIII-XIX веке каждый ребенок в уважающей себя дворянской семье обязан был свободно владеть французским языком. Для этого выписывали репетиторов из-за границы, а занятия проходили на дому.
В советской школе в довоенный период основным иностранным языком был немецкий. С развитием системы общего школьного образования в XX веке и изменением расстановки сил в мире все больший вес приобретал английский язык. Со временем он стал основным языком международного общения в бизнесе, дипломатии и культуре. В связи с закрытостью Советского Союза в школах английский преподавали не на самом высоком уровне, поэтому выпускники школ имели в аттестате оценку, но не имели знаний, за исключением школ с углублённым изучением языков. Впрочем, огорчения по этому поводу никто не испытывал, поскольку применить свои знания на практике подавляющее большинство советских людей просто не могло.
В современной России ситуация постепенно исправляется. Английскому выделяется большее количество часов в школьной программе, обновляются методики преподавания и преподавательский состав. Открывается множество языковых школ для людей разного возраста, доступна специализированная литература и процветает репетиторство.
Описание и характеристика профессии
Профессия «учитель английского языка» предусматривает не только обучение слушателей основам фонетики, лексики и грамматики. Хороший преподаватель умеет заинтересовать ребенка в изучении языков не только аргументом «без английского сейчас в жизни никуда», но и своими обширными знаниями во всех направлениях, связанных со своим предметом.
Ученикам необходимо давать такие знания, которые можно будет применить в реальной жизни. Заучивание слов и правил – это хорошо, но умение говорить и понимать услышанное – не менее важно. Поэтому хорошие учителя проводят изучение языков на материале явлений повседневной жизни: политики, спорта, моды, путешествий, музыки, кино и т.д. Преподаватель должен прекрасно ориентироваться во всех этих темах, ему нужно иметь широкую эрудицию и современные знания.
Важный аспект освоения языка – это изучение культуры соответствующей страны. Если речь идет об английском, то здесь можно говорить обо всех странах Британского Содружества: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, а также о США. Знание традиций и культурных особенностей страны помогает людям общаться с представителями других народов.
Основными местами работы преподавателей английского являются:
- общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, в том числе частные);
- учебные заведения профессионального образования (училища, колледжи, университеты);
- специализированные школы и курсы изучения иностранных языков для людей разного возраста.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Стать учителем английского языка в наши дни очень просто: нужно поступить в лингвистический вуз или на факультет иностранных языков университета, которые есть сейчас в каждом регионе. Там готовят школьных преподавателей как исключительно английского языка, так и в сочетании с другим языком или даже другим предметом. Самыми востребованными являются такие специальности:
- «Иностранный язык: английский»;
- «Иностранный язык: английский и немецкий или испанский, французский»;
- «География, иностранный язык»;
- «Начальное образование и иностранный язык»;
- «История, иностранный язык» и др.
Ведущие вузы, обучающие указанным специальностям, это:
- Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Здесь на факультете английского языка есть направление педагогического образования. Второй язык студенты могу выбрать для себя сами (итальянский, немецкий, французский или испанский).
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. На инязе здесь есть кафедра английского языка, второй язык – немецкий, французский или китайский.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет в своем составе имеет Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого. Будущим филологам и педагогам предоставляется возможность получать качественные знания, заниматься наукой и реализовывать себя в различных сферах деятельности.
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Здесь в Институте иностранных языков учащимся предлагают стать учителями с совмещением двух профилей на выбор: английского, китайского, французского, испанского языков. В вузе действует ряд международных образовательных центров.
- Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). На кафедре иностранных языков можно получить диплом учителя английского, французского или немецкого языка.
Для поступления нужно подать комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и английскому языку. Для специальностей с дополнительным профилем потребуется также экзамен по выбранному предмету.
Но просто окончить вуз и преподавать по конспектам, которые быстро устаревают, недостаточно: раз в три года понадобится проходить курсы повышения квалификации при региональных органах управления образованием.
Профессиональные обязанности
Независимо от места работы преподавателя английского, в его обязанности входит ряд функций:
- проведение уроков в соответствии с утвержденными образовательными программами с учетов возрастных особенностей учащихся;
- составление рабочих программ на учебный год и плана каждого занятия;
- проверка тетрадей и выполнения домашнего задания;
- обеспечение подготовки учеников в соответствии с образовательными стандартами, действующими в стране;
- проведение контрольных работ и разбор совершенных учениками ошибок;
- ведение учета посещения уроков, выставление оценок, контроль успеваемости, подача отчетов;
- работа с родителями учеников;
- обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности и охраны труда.
За этими сухими фразами скрывается огромный объем работы, которую необходимо провести преподавателю, чтобы достичь желаемого результата. Он должен обеспечить освоение учащимися таких компетенций, как:
- языковая (лингвистическая) – понимание основ системы иностранного языка, знание лексики и фонетики;
- речевая – умение формировать связный текст в устном и письменном виде в соответствии с нормами английского языка;
- социокультурная – знания о национально-культурных традициях и особенностях, свойственных англоязычным странам;
- социолингвистическая – способность использовать нужные языковые средства в зависимости от сложившейся ситуации.
Учитель должен найти подход к каждому ученику, разобраться в причинах, препятствующих усвоению материала, и принять меры для устранения этих причин. Преподаватель должен использовать различные дидактические приемы для создания на уроке раскрепощенной и доброжелательной психологической атмосферы, для повышения желания изучать язык и развиваться.
Кому подходит
Эта профессия подходит тем, кто обладает необходимыми познаниями в родном и иностранном языках, и при этом имеет склонность к работе с детьми. Для достижения результата от учителя требуется:
- профессиональное владение своим предметом;
- умение применять на практике разные методики преподавания и воспитательной работы;
- знание учебников и программ по английскому языку;
- навыки подготовки к урокам (оформление класса, наглядные материалы, интересные упражнения);
- использование разных дидактических приемов для лучшего понимания материала учениками;
- умение дифференцированный подход к учащимся с различными способностями, уровнем знаний и желанием учиться;
- знание возрастной психологии детей;
- владение различными способами убеждения детей и аргументации своей позиции.
Что касается личных особенностей, то для педагога важны такие качества характера:
- трудолюбие и настойчивость;
- терпеливость и любовь к детям;
- справедливость и непредвзятость;
- умение работать системно и планировать учебный процесс;
- способность найти контакт с каждым ребенком и его родителями;
- четкая громкая хорошо поставленная речь;
- хорошая память и внимание к мелочам;
- умение донести до слушателей свою мысль;
- широкий кругозор и умение ориентироваться в своем предмете;
Важнейшее качество настоящего учителя – это постоянная актуализация своих знаний. Если не любить свой предмет и не интересоваться им, то ученики это сразу почувствуют, тем более, что они с детства пользуются интернетом, где значительная часть информации на английском языке.
Заработная плата
Профессия учителя в России не относится к высокооплачиваемым. В среднем школьный учитель иностранного языка получает 15 тысяч рублей, но педагоги со стажем в полтора раза больше, преподаватель английского в колледже или вузе – 20-25 тысяч рублей. В отдаленных районах с суровыми климатическими условиями, а также в столице учителям готовы платить больше: в Москве – свыше 60 тысяч рублей, на Чукотке – до 50 тысяч рублей, на Камчатке – более 40 тысяч рублей. Невысокая зарплата несколько сглаживается почти трехмесячным летним отпуском.
Если знания педагога на высоком уровне, то у него есть шанс быть приглашенным на работу в частную лингвистическую или общеобразовательную школу. Заработная плата здесь в разы выше (60-80 тысяч рублей), но и выкладываться нужно до предела.
Как построить карьеру
В государственных школах карьерный рост учителя иностранного языка заключается в повышении его категории после успешного прохождения аттестации. Некоторым удается дослужиться до должности завуча или директора школы, в вузах самым способным и пробивным светит должность заведующего кафедрой или декана.
Многие преподаватели английского занимаются переводом. Также очень популярным занятием является репетиторство. Так, в Москве один академический час с начинающим учителем английского или студентом-старшекурсником стоит 400-500 рублей при использовании Skype.
Если нужен опытный репетитор с хорошими рекомендациями, то один час обойдется заказчику в 2,5-3 тысячи рублей с выездом на дом к преподавателю. За индивидуальные занятия с преподавателем языковой школы нужно будет заплатить около 2 тысяч рублей в час.
Другое направление развития – это использовать свои знания языка в других сферах. Варианты: гостиничный бизнес, туризм (менеджер турфирмы, гид-переводчик), государственная служба в органах, связанных с внешними сношениями. Также есть возможность устроиться на предприятие, у которого есть экономические связи с иностранными партнерами в качестве личного переводчика руководителя.
Перспективы профессии
Сегодня спрос на преподавателей английского языка очень велик, но хорошо зарабатывать могут только те учителя, которые не просто имеют диплом, но и прекрасно владеют своим предметом, а также умеют его донести до учеников.
Чему учат на инязе
Чему учат на инязе (факультете иностранных языков) педагогического вуза? Какие предметы проходят будущие учителя английского языка? Какие сдают экзамены? И как стать учителем английского языка?
Пост будет полезен тем, кто подумывает о поступлении на иняз педагогического вуза. Или тем, кому интересно, чем отличается препод с дипломом по специальности от прочих залетных товарищей.
Ну а тем, кто уже отмучился отучился, возможно, будет приятно вспомнить студенческие годы и сравнить программы обучения.
Сразу скажу, что все описываемые здесь события полностью вымышлены происходили чуть более 10 лет назад. И за это время кое-что, безусловно, могло измениться. И наверняка изменилось! Но по большому счету суть осталась прежней – это иняз, baby))
Не вижу большого смысла подробно описывать все-все-все предметы, которые проходят на инязе педагогического вуза. Но зато есть смысл поделить их на блоки:
- иностранные языки и предметы по специальности «филология»
- педагогический блок, а именно педагогика, методика преподавания иностранных языков, психология
- общеразвивающие предметы — те, которые включены в структуру высшего образования по любой гуманитарной специальности
- спецкурсы, или курсы по выбору
- курсовые и дипломная работа
- педагогическая практика в школе
Ну и немного подробнее про каждый блок.
Языки
Практический курс основного иностранного языка
Так оно называется в дипломе. В обычной жизни это называлось ПУПР (представляете, да?))) ПУПР — это практика устной и письменной речи. Собственно, тут мы совершенствовали свой разговорный английский и проходили все те уровни, которые сейчас проходят наши студенты.
Английский был каждый божий день, иногда и по две пары в день. Плюс к этому каждый день объемная домашка и — на первом курсе — несколько часов в лингафонном кабинете за прослушиванием аудио, записью монологов и диалогов на слух, разметкой интонации и оттачиванием произношения.
Практический курс второго иностранного языка
Второй иностранный язык ( в моем случае — немецкий) начался на третьем курсе и длился три года. И, конечно, не предполагалось, что со вторым языком получится достичь того же уровня, что и с основным. Так, как говорится, для сельской местности сойдет))
Латинский язык
Как будущих врачей, так и будущих учителей иностранных языков изощренно мучают латынью. Ну а куда деваться, латинский язык – основа многих европейский языков.
(На картинке — оголенный утомленный латынью студент иняза)
Языкознание
Предмет, который во всех подробностях рассказывает, что, собственно, собой представляет язык. А язык, дорогие мои, это знаковая система, чтобы вы знали))) А еще – помимо знаков — есть сигнификат и денотат. Тоже чтобы вы не расслаблялись))
История английской и американской литературы
Учителя английского, конечно, должны быть начитанными. Они должны знать, кто из великих английских и американских писателей написал какое великое произведение. А, главное, зачем? Что он этим хотел сказать?
Теоретическая фонетика
На теоретической фонетике мы изучали произношение – в теории, конечно же. Учились, помимо прочего, классифицировать звуки. Как вам, например:
- гласные переднего ряда?
- а фрикативные согласные?
- взрывные?
- смычные?
Ну и, очевидно, теор.фонетика нисколько не помогает улучшить произношение))
Произношение мы часами оттачивали в уже упомянутом лингафонном кабинете, подражая аудио и тренируясь воспроизводить диалоги и монологи максимально точно – вплоть до пауз в тех же местах, где и на аудио. Я уж не говорю про отдельные звуки, интонацию и разнообразные особенности беглой речи.
Лексикология
Тут мы изучали лексический состав английского языка – слова, словосочетания, идиомы, многозначные слова, омонимы, синонимы, словообразование, появление новых слов в языке и прочие прелести словарного запаса языка.
Теоретическая грамматика
Теор.грамматика – это то же самое, что теор.фонетика, только про грамматику английского языка))
Стилистика
Здесь учатся анализировать тексты и разбираться в стилистических приемах – все эти метафоры, оксюмороны, эпитеты, параллелизмы, эллипсисы, игру слов и много других дивных приемчиков))
История языка
Откуда взялся и как развивался великий и могучий английский язык; какие народы и языки оказали на него влияние; как менялись грамматика, лексика, правописание и произношение английских слов.
Вот, например, вы знали, что раньше слова типа
и иже с ними читались так, как пишутся? «Гхт»?
Теория и практика перевода
Что нужно учитывать при переводе с одного языка на другой; какие есть приемы и хитрости перевода; как сохранить при переводе стиль и дух оригинала; ложные друзья переводчика и многое другое.
(На картинке — выпускник иняза устроился переводчиком))))
Страноведение
Страны изучаемого языка – те, где английский является родным языком. Великобритания, США – само собой. Каждый штат, каждый флаг, каждый чих. Вот только не помню, изучали ли мы что-то еще, помимо the UK and the US, например, Канаду и Австралию.
Методика, психология и педагогика
Методика преподавания иностранного языка
Понятное дело, одного знания иностранного языка в совершенстве недостаточно. Нужно еще уметь научить ближнего своего)) Для этого пригодятся разнообразные методики преподавания, методические приемы и принципы.
ИМХО, самый важный для учителя предмет после собственно английского.
Психология человека
У нас было несколько отдельных дисциплин, в том числе
- общая психология
- возрастная психология – в чем психологические особенности людей разных возрастов, в основном, конечно, детей и подростков. На всякий случай скажу, что психологические особенности это не то, о чем пишут в журналах. Это психические процессы, доминирующие виды деятельности, сензитивные периоды и т.п.
- социальная психология
- педагогическая психология
- специальная психология, то есть коррекционная или работа с детьми с особенностями развития
Методика воспитательной работы
Педагогика (теории, системы, технологии)
У нас было несколько дисциплин по педагогике, но я не буду выделять каждую отдельно. В общем и целом смысл педагогики сводился к
- педагогическим системам и принципам, например, гуманистическая педагогика
- великим педагогам и их философии
- решению педагогических задачек – что делать, если… Тут мы придумывали и разбирали варианты поведения учителя, если ученики, например, подложили кнопку на стул)) Или пытаются сорвать урок… или… или…
И, конечно, были другие предметы, включая:
- общеразвивающие (например, история мировых цивилизаций, философия, мировая художественная культура, экономика, политология и т.д.)
- разнообразные курсы по выбору – каждый семестр разные, связанные с языками и не только
- педагогическая практика — 2 раза по несколько недель, в средних и старших классах в настоящих школах
- курсовые и дипломная работы
Иняз не гарантия
Ну и напоследок пара размышлений.
С одной стороны, иняз не гарантирует знания языка в совершенстве. Больше того, не все выходят из института с хотя бы приличным английским. Конкретно в моем институте:
- качество преподавания было на очень приличном уровне
- требовательность преподавателей – аналогично
- английский язык был каждый день, иногда по две пары
И с учетом всего этого на выходе все равно получается сырой продукт, который еще нужно допиливать и доводить до ума – и в плане языка, и в плане методики преподавания. И если про методику все понятно (тут только опыт исправит положение), то с языком все гораздо сложнее.
Как вообще так получается, что люди занимаются английским каждый день в течение 5 лет, делают объемную домашку и все равно не все владеют английским в той мере, в какой (по моему скромному мнению) должен преподаватель английского.
Что это, нехватка мотивации у некоторых? Усидчивости? Способностей? Домашку не делали? За границу не ездили?
Иняз — отличная база
С другой стороны, иняз – это отличный фундамент. И все те предметы, которые проходят будущие преподаватели, дают целостное понимание общей картины и многих сопутствующих деталей.
Это как раз то самое, что отличает препода с дипломом по специальности от залетных любителей английского, которые решили попреподавать на досуге, но слабо представляют, что вообще такое язык, как он функционирует и как ему обучать.
Да, все это (язык и методику преподавания) нужно потом неустанно шлифовать, совершенствовать и набираться опыта. Но в качестве базы иняз – прекрасен. Если учиться, конечно, а не балду пинать.
Коллеги, а вы что думаете по этому поводу? Почему даже после иняза некоторые слабо владеют английским? Пригодился ли вам ваш диплом по специальности? И шире – пригодились ли знания?
Ученики, насколько вам важен диплом по специальности у вашего преподавателя?