Педагогические специальности в сфере образования
Педагогические профессии и специальности
Особенности педагогических профессий и специальностей
Просмотр содержимого документа
«Педагогические профессии и специальности»
Педагогические профессии и специальности
- Возникновение Педагогической профессии
- Особенности педагогической профессии
- Современные педагогические профессии
- Перспективы развития педагогической профессии
- Педагогическая специальность
возникновение педагогической профессии
- Возникла ещё в глубокой древности, когда передача накопленного опыта была «вплетена» в трудовую деятельность
- Когда же возникла необходимость специальной передачи трудовых навыков и умений, ТО старейшины рода образовали первую социальную группу – воспитателей
- Их обязанностью стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, подготовка к жизни
- Общество не могло бы развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать всё сначала, без использования опыта предыдущего поколения
Особенности педагогической профессии
- Относится не только к классу преобразующих, но и к классу управляющих профессий одновременно
- Ведущая задача педагога – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение
- Требует двойной подготовки – человековедческой и специальной
- по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер
Современные педагогические профессии
Основное предназначение – обучение школьников согласно учебному плану по предмету, воспитании (патриотическом, например), формировании универсальных учебных действий (ууд)
Место работы: школы всех видов и типов
ведёт преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях , читает курсы лекций, принимает зачёты и экзамены у студентов
Место работы: ВузЫ, ссузы, институты повышения квалификации
- Тьютор:
В отличие от учителя работает с индивидуальной программой каждого ученика, создаёт условия для обучения и сопровождает его
Место работы: школы, вузы, институты повышения квалификации
Отвечают за воспитание и здоровье воспитанников, физическое развитие и их досуг
Место работы: детские сады, коррекционные школы, суворовские и
кадетские училища, детские дома
- Тренер:
Суть профессии – организация учебно-тренировочной работы спортсменов. Усилия направлены на повышение их мастерства, улучшение результатов
Место работы: спортивные школы, секции, клубы
Разновидность тренерства, отличие состоит в том, что он не даёт определённых правил действия, а вырабатывает направление развития совместно с человеком, мотивирует, поддерживает успехи.
Должен обладать знаниями психологии, а так же являться успешным в жизни и профессии человеком
Место работы: психологические школы; проводит семинары, тренинги
Перспективы развития педагогической профессии
- В сфере образования наблюдается тенденция к процессу обособления видов педагогической деятельности
- усложнением характера воспитания, которое вызвано последствиями научно-технического и социального прогресса
- Увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание
- Педагогическаяспециальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретённых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессионально-педагогических задач
Например : Дошкольное образование, Начальное образование дефектологическое образование, профили: русский язык и литература, история и обществознание и др.
Педагогическая специальность: понятие, виды и классификация, условия получения и общие основы педагогики
Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.
Ценности педагогики
Для педагогической специальности характерны следующие ценности:
- Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
- Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
- Ценность вознаграждения за труд.
- Ценность самовыражения.
Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.
Карьера и педагогика
Развитие личности педагога — это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.
Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.
Связь компетентности и должности учителя
Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:
- Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
- Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.
Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.
Разнообразие педагогической деятельности
В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления — с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.
Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.
Самые популярные педагогические направления
По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:
- Педагог дошкольного образования.
- Учитель начальных классов.
- Преподаватель старших классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
- Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
- Педагог-психолог в начальной школе.
- Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.
Работа в специализированных учреждениях
Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:
- Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
- Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
- Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
- Логопедия (исправление дефектов речи).
- Специализированная психология.
- Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
- Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
- Работа с детьми с ограниченными возможностями.
Бакалавриат в педагогическом образовании
Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов — бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:
- Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
- Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
- Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
- Умению развивать задатки одаренных детей.
- Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
- Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
- Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
- Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.
Магистратура в педагогическом образовании
Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля «Информатика и ИКТ в образовании»:
- Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
- Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
- Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
- Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.
Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования
Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно — наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.
Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:
- Заочная форма обучения (пять лет).
- Дневная форма обучения (четыре года).
- Дистанционная форма обучения (три и более лет).
- Магистратура (от двух и более лет).
- Повышение квалификации (от полутора месяцев).
- Переподготовка (около полугода).
Получение второго высшего образования в сфере педагогики
Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.
Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.
Педагогические специальности в сфере образования
Поделитесь ссылкой на эту страницу:
Код | Наименование | Квалификация | |
---|---|---|---|
Код | Наименование | ||
050100 | Естественно-научное образование | 62 | Бакалавр естественно-научного образования |
68 | Магистр естественно-научного образования | ||
050101 | Химия | 65 | Учитель химии |
050102 | Биология | 65 | Учитель биологии |
050103 | География | 65 | Учитель географии |
52 | Учитель географии основной общеобразовательной школы | ||
050104 | Безопасность жизнедеятельности | 65 | Учитель безопасности жизнедеятельности |
050200 | Физико-математическое образование | 62 | Бакалавр физико-математического образования |
68 | Магистр физико-математического образования | ||
050201 | Математика | 65 | Учитель математики |
52 | Учитель математики основной общеобразовательной школы | ||
050202 | Информатика | 65 | Учитель информатики |
52 | Учитель информатики основной общеобразовательной школы | ||
050203 | Физика | 65 | Учитель физики |
050300 | Филологическое образование | 62 | Бакалавр филологического образования |
68 | Магистр филологического образования | ||
050301 | Русский язык и литература | 65 | Учитель русского языка и литературы |
52 | Учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы | ||
050302 | Родной язык и литература | 65 | Учитель родного языка и литературы |
52 | Учитель родного языка и литературы основной общеобразовательной школы | ||
050303 | Иностранный язык | 65 | Учитель иностранного языка |
52 | Учитель иностранного языка основной общеобразовательной школы | ||
050400 | Социально-экономическое образование | 62 | Бакалавр социально-экономического образования |
68 | Магистр социально-экономического образования | ||
050401 | История | 65 | Учитель истории |
52 | Учитель истории основной общеобразовательной школы | ||
050402 | Юриспруденция | 65 | Учитель права |
050403 | Культурология | 65 | Учитель культурологии |
050500 | Технологическое образование | 62 | Бакалавр технологического образования |
68 | Магистр технологического образования | ||
050501 | Профессиональное обучение (по отраслям) | 65 | Педагог профессионального обучения |
52 | Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) | ||
050502 | Технология и предпринимательство | 65 | Учитель технологии и предпринимательства |
050503 | Технология | 52 | Учитель технологии |
050600 | Художественное образование | 62 | Бакалавр художественного образования |
68 | Магистр художественного образования | ||
050601 | Музыкальное образование | 65 | Учитель музыки |
51 | Учитель музыки, музыкальный руководитель | ||
52 | Учитель музыки, музыкальный руководитель | ||
Учитель музыки, музыкальный руководитель с дополнительной подготовкой | |||
050602 | Изобразительное искусство | 65 | Учитель изобразительного искусства |
050603 | Изобразительное искусство и черчение | 51 | Учитель изобразительного искусства и черчения |
52 | Учитель изобразительного искусства и черчения | ||
Учитель изобразительного искусства и черчения с дополнительной подготовкой | |||
050700 | Педагогика | 62 | Бакалавр педагогики |
68 | Магистр педагогики | ||
050701 | Педагогика | 65 | Преподаватель педагогики |
050702 | Организация воспитательной деятельности | 52 | Педагог-организатор с дополнительной квалификацией |
Педагог-организатор с дополнительной подготовкой | |||
050703 | Дошкольная педагогика и психология | 65 | Преподаватель дошкольной педагогики и психологии |
050704 | Дошкольное образование | 52 | Воспитатель детей дошкольного возраста |
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной квалификацией | |||
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой | |||
050705 | Специальное дошкольное образование | 52 | Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии |
050706 | Педагогика и психология | 65 | Педагог- психолог |
050707 | Педагогика и методика дошкольного образования | 65 | Организатор-методист дошкольного образования |
050708 | Педагогика и методика начального образования | 65 | Учитель начальных классов |
050709 | Преподавание в начальных классах | 52 | Учитель начальных классов |
Учитель начальных классов с дополнительной квалификацией | |||
Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой | |||
050710 | Педагогика дополнительного образования | 51 | Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) |
52 | Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) | ||
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) с дополнительной квалификацией | |||
Педагог дополнительного образования(с указанием области деятельности) с дополнительной подготовкой | |||
050711 | Социальная педагогика | 65 | Социальный педагог |
52 | Социальный педагог с дополнительной квалификацией | ||
Социальный педагог с дополнительной подготовкой | |||
050712 | Тифлопедагогика | 65 | Учитель-тифлопедагог |
050713 | Сурдопедагогика | 65 | Учитель-сурдопедагог |
050714 | Олигофренопедагогика | 65 | Учитель-олигофренопедагог |
050715 | Логопедия | 65 | Учитель-логопед |
050716 | Специальная психология | 65 | Специальный психолог |
050717 | Специальная дошкольная Педагогика и психология | 65 | Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии |
050718 | Специальная педагогика в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях | 52 | Воспитатель специального (коррекционного) образовательного учреждения |
050719 | Коррекционная педагогика в начальном образовании | 52 | Педагог коррекционно-развивающего образования в начальных классах |
050720 | Физическая культура | 65 | Педагог по физической культуре |
51 | Педагог по физической культуре и спорту | ||
52 | Учитель физической культуры | ||
Учитель физической культуры с дополнительной квалификацией | |||
Учитель физической культуры с дополнительной подготовкой | |||
050721 | Адаптивная физическая культура | 52 | Учитель адаптивной физической культуры |
200323104249 127001 A 1.4 © webmaster 2010+
Педагогические профессии
Какие бывают педагогические профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области педагогики существуют и в чем заключается специфика каждой из них.
В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с педагогикой. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор.
Название | Общий рейтинг профессии | Средняя заработная плата* | Востребованность** | Конкуренция** | Входной барьер** | Перспективы** |
---|---|---|---|---|---|---|
Школьный учитель иностранного языка | 61 | 25 000 | 78 | 31 | 24 | 78 |
Учитель физкультуры | 52 | 17 000 | 50 | 50 | 18 | 50 |
Учитель младших классов | 52 | 28 000 | 61 | 40 | 40 | 60 |
Учитель английского языка | 62 | 18 000 | 76 | 76 | 37 | 60 |
Учитель | 65 | 25 000 | 97 | 48 | 63 | 98 |
Ученый | 59 | 35 000 | 85 | 43 | 97 | 99 |
Тьютор | 49 | 33 000 | 41 | 52 | 55 | 61 |
Специалист по адаптивной физической культуре | 42 | 20 100 | 34 | 18 | 19 | 58 |
Преподаватель вуза | 49 | 15 000 | 52 | 54 | 50 | 62 |
Методист | 42 | 26 896 | 38 | 50 | 71 | 50 |
Медиатор | 52 | 47 000 | 38 | 50 | 50 | 62 |
Логопед | 47 | 18 000 | 50 | 40 | 37 | 50 |
Коуч | 56 | 51 000 | 48 | 43 | 61 | 82 |
Конфликтолог | 48 | 37 000 | 34 | 41 | 50 | 61 |
Воспитатель детского сада | 52 | 15 000 | 61 | 50 | 38 | 62 |
Биолог | 61 | 30 000 | 76 | 42 | 64 | 88 |
Библиотекарь | 32 | 18 000 | 28 | 29 | 38 | 9 |
* — по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.
** — экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 — максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.
В чем разница между учителем и преподавателем?
С этими людьми каждый из нас встречается в жизни неоднократно. И обычно мы не задумываемся, какая разница между учителем и педагогом, да и есть ли она.
Сводить огромный диапазон педагогических профессий к перечислению учителей школьных предметов неверно – на самом деле эти профессии гораздо более разнообразны. Есть теоретики-дидакты, их мало – методистов больше; есть составители КИМ для ЕГЭ, авторы учебников и издательства учебной литературы; есть коррекционная педагогика, коучинг, репетиторство и тренерская работа. Преподавать можно в начальной школе и старших классах, в техникуме и вузе. Педагог может учить детей истории и физике, а андрагог – организовать университет «третьего возраста» для пожилых людей и обучать бабушек и дедушек компьютерной грамотности. Для тех, кто обладает компьютерной грамотностью смолоду, реальной альтернативой студенческой скамье стало дистанционное обучение. А еще есть курсы кройки и шитья, кулинарные курсы, курсы аргентинского танго, курсы веб-дизайна, различные тренинги и мастер-классы. Часто изучаемый предмет, формат занятия, аудитория и методики видоизменяют профессию педагога так сильно, что, кажется, этот человек не имеет ничего общего с обычным школьным учителем.
Подобное многообразие способно привлечь в ряды педагогов самых разных людей. При этом вы станете настоящим педагогом, если вам нравится не поучать, а объяснять; если вам удается повышать уровень знаний людей; если вы в состоянии растолковать ученику, как именно он может использовать полученные от вас сведения; если вам интересны знания в системе, а курс – как структура; если вы умеете эффективно подобрать лучший метод для обучения конкретного ученика.