Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогические специальности список

Педагогические профессии и специальности

Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.

Профессия — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.

Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Педагог-психолог как профессия. Учителя не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Причин тому несколько: нехватка времени на уроке, загруженность учебными делами, не позволяющая уделить должное внимание воспитательной работе, нехватка специальных психологических знаний. В то же время в отечественной и зарубежной психологии накоплена обширная информация, которая дает возможность построить обучение и воспитание в школе на основе знания закономерностей психического и личностного развития детей школьного возраста.

Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает «Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.

1. Психологическое обеспечение образовательного процесса. Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.

Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентации ребенка, а школа — на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях — часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

Читать еще:  Педагогические вузы москвы второе высшее

3. Содействие охране прав личности. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.

4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация — педагог — ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия — лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Основные понятия: педагог, учитель, профессия, специальность, педагогические способности, педагогическая направленность, педагогическое мастерство, педагогическая техника, профессиональная компетенция, социализация, социальная среда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Педагогические специальности список

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

КодНаименованиеКвалификация
КодНаименование
050100Естественно-научное образование62Бакалавр естественно-научного образования
68Магистр естественно-научного образования
050101Химия65Учитель химии
050102Биология65Учитель биологии
050103География65Учитель географии
52Учитель географии основной общеобразовательной школы
050104Безопасность жизнедеятельности65Учитель безопасности жизнедеятельности
050200Физико-математическое образование62Бакалавр физико-математического образования
68Магистр физико-математического образования
050201Математика65Учитель математики
52Учитель математики основной общеобразовательной школы
050202Информатика65Учитель информатики
52Учитель информатики основной общеобразовательной школы
050203Физика65Учитель физики
050300Филологическое образование62Бакалавр филологического образования
68Магистр филологического образования
050301Русский язык и литература65Учитель русского языка и литературы
52Учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы
050302Родной язык и литература65Учитель родного языка и литературы
52Учитель родного языка и литературы основной общеобразовательной школы
050303Иностранный язык65Учитель иностранного языка
52Учитель иностранного языка основной общеобразовательной школы
050400Социально-экономическое образование62Бакалавр социально-экономического образования
68Магистр социально-экономического образования
050401История65Учитель истории
52Учитель истории основной общеобразовательной школы
050402Юриспруденция65Учитель права
050403Культурология65Учитель культурологии
050500Технологическое образование62Бакалавр технологического образования
68Магистр технологического образования
050501Профессиональное обучение (по отраслям)65Педагог профессионального обучения
52Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
050502Технология и предпринимательство65Учитель технологии и предпринимательства
050503Технология52Учитель технологии
050600Художественное образование62Бакалавр художественного образования
68Магистр художественного образования
050601Музыкальное образование65Учитель музыки
51Учитель музыки, музыкальный руководитель
52Учитель музыки, музыкальный руководитель
Учитель музыки, музыкальный руководитель с дополнительной подготовкой
050602Изобразительное искусство65Учитель изобразительного искусства
050603Изобразительное искусство и черчение51Учитель изобразительного искусства и черчения
52Учитель изобразительного искусства и черчения
Учитель изобразительного искусства и черчения с дополнительной подготовкой
050700Педагогика62Бакалавр педагогики
68Магистр педагогики
050701Педагогика65Преподаватель педагогики
050702Организация воспитательной деятельности52Педагог-организатор с дополнительной квалификацией
Педагог-организатор с дополнительной подготовкой
050703Дошкольная педагогика и психология65Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
050704Дошкольное образование52Воспитатель детей дошкольного возраста
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной квалификацией
Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой
050705Специальное дошкольное образование52Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
050706Педагогика и психология65Педагог- психолог
050707Педагогика и методика дошкольного образования65Организатор-методист дошкольного образования
050708Педагогика и методика начального образования65Учитель начальных классов
050709Преподавание в начальных классах52Учитель начальных классов
Учитель начальных классов с дополнительной квалификацией
Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой
050710Педагогика дополнительного образования51Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)
52Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)
Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности) с дополнительной квалификацией
Педагог дополнительного образования(с указанием области деятельности) с дополнительной подготовкой
050711Социальная педагогика65Социальный педагог
52Социальный педагог с дополнительной квалификацией
Социальный педагог с дополнительной подготовкой
050712Тифлопедагогика65Учитель-тифлопедагог
050713Сурдопедагогика65Учитель-сурдопедагог
050714Олигофренопедагогика65Учитель-олигофренопедагог
050715Логопедия65Учитель-логопед
050716Специальная психология65Специальный психолог
050717Специальная дошкольная Педагогика и психология65Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии
050718Специальная педагогика в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях52Воспитатель специального (коррекционного) образовательного учреждения
050719Коррекционная педагогика в начальном образовании52Педагог коррекционно-развивающего образования в начальных классах
050720Физическая культура65Педагог по физической культуре
51Педагог по физической культуре и спорту
52Учитель физической культуры
Учитель физической культуры с дополнительной квалификацией
Учитель физической культуры с дополнительной подготовкой
050721Адаптивная физическая культура52Учитель адаптивной физической культуры
Читать еще:  Педагогическая специализация это

200323104249 127001 A 1.4 © webmaster 2010+

Педагогические профессии и специальности

Особенности педагогических профессий и специальностей

Просмотр содержимого документа
«Педагогические профессии и специальности»

Педагогические профессии и специальности

  • Возникновение Педагогической профессии
  • Особенности педагогической профессии
  • Современные педагогические профессии
  • Перспективы развития педагогической профессии
  • Педагогическая специальность

возникновение педагогической профессии

  • Возникла ещё в глубокой древности, когда передача накопленного опыта была «вплетена» в трудовую деятельность
  • Когда же возникла необходимость специальной передачи трудовых навыков и умений, ТО старейшины рода образовали первую социальную группу – воспитателей
  • Их обязанностью стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, подготовка к жизни
  • Общество не могло бы развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать всё сначала, без использования опыта предыдущего поколения

Особенности педагогической профессии

  • Относится не только к классу преобразующих, но и к классу управляющих профессий одновременно
  • Ведущая задача педагога – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение
  • Требует двойной подготовки – человековедческой и специальной
  • по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер

Современные педагогические профессии

Основное предназначение – обучение школьников согласно учебному плану по предмету, воспитании (патриотическом, например), формировании универсальных учебных действий (ууд)

Место работы: школы всех видов и типов

ведёт преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях , читает курсы лекций, принимает зачёты и экзамены у студентов

Место работы: ВузЫ, ссузы, институты повышения квалификации

  • Тьютор:

В отличие от учителя работает с индивидуальной программой каждого ученика, создаёт условия для обучения и сопровождает его

Место работы: школы, вузы, институты повышения квалификации

Отвечают за воспитание и здоровье воспитанников, физическое развитие и их досуг

Место работы: детские сады, коррекционные школы, суворовские и

кадетские училища, детские дома

  • Тренер:

Суть профессии – организация учебно-тренировочной работы спортсменов. Усилия направлены на повышение их мастерства, улучшение результатов

Место работы: спортивные школы, секции, клубы

Разновидность тренерства, отличие состоит в том, что он не даёт определённых правил действия, а вырабатывает направление развития совместно с человеком, мотивирует, поддерживает успехи.

Читать еще:  Педагогический институт математический факультет

Должен обладать знаниями психологии, а так же являться успешным в жизни и профессии человеком

Место работы: психологические школы; проводит семинары, тренинги

Перспективы развития педагогической профессии

  • В сфере образования наблюдается тенденция к процессу обособления видов педагогической деятельности

  • усложнением характера воспитания, которое вызвано последствиями научно-технического и социального прогресса
  • Увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

  • Педагогическаяспециальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретённых в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессионально-педагогических задач

Например : Дошкольное образование, Начальное образование дефектологическое образование, профили: русский язык и литература, история и обществознание и др.

Педагогические профессии

Какие бывают педагогические профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области педагогики существуют и в чем заключается специфика каждой из них.

В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с педагогикой. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор.

НазваниеОбщий рейтинг профессииСредняя заработная плата*Востребованность**Конкуренция**Входной барьер**Перспективы**
Школьный учитель иностранного языка6125 000 78312478
Учитель физкультуры5217 000 50501850
Учитель младших классов5228 000 61404060
Учитель английского языка6218 000 76763760
Учитель6525 000 97486398
Ученый5935 000 85439799
Тьютор4933 000 41525561
Специалист по адаптивной физической культуре4220 100 34181958
Преподаватель вуза4915 000 52545062
Методист4226 896 38507150
Медиатор5247 000 38505062
Логопед4718 000 50403750
Коуч5651 000 48436182
Конфликтолог4837 000 34415061
Воспитатель детского сада5215 000 61503862
Биолог6130 000 76426488
Библиотекарь3218 000 2829389

* — по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** — экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 — максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

В чем разница между учителем и преподавателем?

С этими людьми каждый из нас встречается в жизни неоднократно. И обычно мы не задумываемся, какая разница между учителем и педагогом, да и есть ли она.

Сводить огромный диапазон педагогических профессий к перечислению учителей школьных предметов неверно – на самом деле эти профессии гораздо более разнообразны. Есть теоретики-дидакты, их мало – методистов больше; есть составители КИМ для ЕГЭ, авторы учебников и издательства учебной литературы; есть коррекционная педагогика, коучинг, репетиторство и тренерская работа. Преподавать можно в начальной школе и старших классах, в техникуме и вузе. Педагог может учить детей истории и физике, а андрагог – организовать университет «третьего возраста» для пожилых людей и обучать бабушек и дедушек компьютерной грамотности. Для тех, кто обладает компьютерной грамотностью смолоду, реальной альтернативой студенческой скамье стало дистанционное обучение. А еще есть курсы кройки и шитья, кулинарные курсы, курсы аргентинского танго, курсы веб-дизайна, различные тренинги и мастер-классы. Часто изучаемый предмет, формат занятия, аудитория и методики видоизменяют профессию педагога так сильно, что, кажется, этот человек не имеет ничего общего с обычным школьным учителем.

Подобное многообразие способно привлечь в ряды педагогов самых разных людей. При этом вы станете настоящим педагогом, если вам нравится не поучать, а объяснять; если вам удается повышать уровень знаний людей; если вы в состоянии растолковать ученику, как именно он может использовать полученные от вас сведения; если вам интересны знания в системе, а курс – как структура; если вы умеете эффективно подобрать лучший метод для обучения конкретного ученика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector