Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогические игры в обучении

Понятие игры в педагогике, ее виды и требования

Игра в педагогике – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.

Игровая педагогика – это раздел педагогики, в котором центральное место при педагогического процесса отводится играм.

Функции и понятие игры в педагогике

Педагогическая игра выполняет следующие функции:

  • Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу в ходе обучения, при этом изучаемый материал воспринимается с большим увлечением;
  • Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;
  • Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет наладить эмоциональный контакт и сформировать навыки общения;
  • Компенсаторную – в процессе игры создаются условия, удовлетворяющие личностные установки, которые трудно выполнить в реальности;
  • Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;
  • Самовыражение – позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности, наилучшим образом раскрыть собственный потенциал.

Замечание 1

Игрой называется основной вид деятельности детей, в частности, это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по их инициативе.

Мотив игры – это сам процесс, а не результат. Ребенок воспринимает игру как средство самореализации и самовыражения.

Какие существуют виды игр

В современной литературе определено несколько классификаций игр. По содержанию и особенностям, игры бывают:

  • Театрализованные – такие игры предполагают наличие зрителей (это могут быть сверстники, младшие дети, родители). В процессе театральной игровой постановки формируются умения с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов), точного воспроизведения идей художественного произведения и авторских текстов. Это сложный вид игры, поэтому участие взрослых здесь необходимо.
  • Сюжетно-ролевые игры в педагогике – это развлечения, которые организуются самими детьми под присмотром взрослых. Сюжетно-ролевые игры основываются на детской самодеятельности. Иногда их еще называют творческими, поскольку в самом разгаре развлечения происходит не копирка действий, а творческое осмысление, воспроизведение в воплощенном образе, игровых мотивах.
  • Строительные – это разновидность сюжетно-ролевых игр. Главная суть строительной игры – соорудить всевозможные постройки, взятые из жизни, и поиграть с ними.
  • Дидактические (подвижные) – игры с правилами, основывающимися на четком программном содержании, дидактической задаче, цели обучения. Такие развлечения направлены на обучение детей способам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, назначению. Подвижные игры выступают средством воспитания сосредоточенности, внимания, координации действий, настойчивости, а также развивают познавательные способности.

Требования к организации игры

Игры организуются в соответствии со следующими требованиями:

  • Соблюдение нравственных норм, основанные на гуманности и общечеловеческих ценностях;
  • Свобода и добровольное участие детей в игре;
  • Соотвествие смысла игровых действий с поведением в реальной ситуации;
  • Понимание правил и сути игры.

Замечание 2

Игры организуют и координируют взрослые. Где необходимо игра приостанавливается, но не подавляется. Важно обеспечить для каждого участника возможность проявления инициативы.

В конце игры проводится ее анализ, после чего можно пересмотреть содержание и правила развлечения.

Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения

Статья просмотрена: 3505 раз

Библиографическое описание:

Парпиев О. Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/archive/35/4030/ (дата обращения: 23.03.2020).

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

К числу новых методов, средств и приемов, способствующих эффективному освоению навыков профессиональной деятельности будущих специалистов, можно с полным основанием отнести все шире применяемые в высших учебных заведениях методы активного обучения, в частности игровые занятия. Опыт показывает, что они существенно влияют на формирование качеств, очень нужных современным специалистам. Успешно участвовать в таких же занятиях, особенно в деловых играх, может лишь обучающийся, хорошо овладевший специальными дисциплинами, а в процессе игр он значительно пополняет свои практические навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности.

Игровые занятия – это по сути комплекс методов, включающий деловые игры, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей а также игровые проектирование. Все эти активного метода обучения, в равной мере необходимые для совершенствования учебного процесса, и они сегодня находят свое место в различных дисциплинах, преподаваемых в инженерно-педагогических институтах [2: 4].

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, обладающих по сравнению с традиционными методами следующими основными особенностями.

Все методы активного обучения делятся на неимитационные, реализуемые на традиционных видах занятий, и имитационные, игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процессе новых форм занятий.

Проведением игровых занятий достигаются весьма важные педагогические цели:


Расширение, углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, а также в процессе выполнения практических и лабораторных работ, курсовых проектов, на семинарах, в период производственной практики.

Приобретение умений и навыков выработки рациональных производственных и проектных решений посредством самостоятельного определения стратегии, привлечения необходимой информации, быстрой реакции на различного рода сбои, оценки эффективности предпринятых действий с помощью обратной связи.

Развитие практических навыков работы в коллективе, понимания условий и принципов коллективной деятельности, связанной с разделением труда, иерархическим построением структуры управления, эффективным взаимодействием со смежниками [2: 23].

Практически каждая игра рассчитана на реализацию не какой-нибудь одной, а нескольких педагогических целей.

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими , как средство повышения эффективности обучения. Для того чтобы использовать педагогические игры в учебном процессе мы должны с начала определить его сущность, что представляет собой.

Учёные занимающиеся данной проблемой дают следующие определения : игра — это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это “процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков”, можно сказать, что игра — условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности педагогической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):


деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности;

развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.

Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность — это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Исходя из вышеуказанного подхода можем определить следующие задачи игры:


игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры ;

Читать еще:  Педагогические институты москвы список

образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий — содержанием деятельностного компонента.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Участники, действуя по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности), непосредственно будут вовлечены в сам процесс обучения.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором участники совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Результативность педагогических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В связи с этим характеризуем учебную деловую игру, применя емую в профессиональной подготовке специалистов в инженерно-педагогических институтах.

Учебные деловые игры (цель которых – сформировать определенные навыки и умения обучающихся и их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности [3].


Имитационные упражнения – они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например: кто лучше может пользоваться едиными нормами – расценками?). Цель имитационных упражнений – предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

«Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

«Разыгрывание ролей» — обучающихся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

Деловую игру, как форму контекстного обучения, следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

— формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

— приобретение проблемно-профессионального опыта и принятия индивидуальных и коллективных решений;

— развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

— формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации [3:146].

Игровые методики обучения, служащие открытию и осознанию будущим преподавателям специальных дисциплин своих собственных смыслов профессиональной деятельности, обеспечивают диалогический характер педагогического взаимодействия (студента и преподавателя, студента и студента, студента и другого текста). Для организации диалога в содержание игр преподавателю института необходимо включать материал, предполагающий нравственно смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что? как? зачем? Я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь профессиональной деятельности?). Игровые методики обучения при изучении курса «Методика профессионального обучение» результативны, если средства достижения педагогической цели организованы в систему, а комплекс методик включает в себя набор игровых занятий, направленных на реализацию, личностно-развивающая обучение.

Положительное в применении учебных деловых игр:

— как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

— происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания умения, т.е. учащиеся учатся применять свои знание;

— после игровое обсуждение способствует закреплению знаний;

— достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе учебной деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Таким образом, использование метода деловых игр при подготовке инженерно-педагогических кадров может служит постепенному, последовательному формированию профессиональных качеств у будущих преподавателей специальной дисциплины.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.

Игровые занятия в строительном вузе: методы активного обучения / Под. ред. проф. Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – К.: Вы c ш. шк, 1985. – 303 с.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

Черноштан Е.В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения: на примере учреждения среднего профессионального образования: Дис…. канд. пед. наук. – Тобольск: 2007. – 203 с.

Педагогические игры в обучении

Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Феномен игры в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий, уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Классификация педагогических игр

Игры по виду деятельности выделяются следующие группы игр:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные); трудовые;
  • социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По характеру игровой методики:

  • предметные (по всем школьным дисциплинам);
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В целом детскую игру можно разделить на два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность — где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические). Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Читать еще:  Педагог по музыке в москве

Игровое моделирование – это одна из форм педагогической игры, в которую вовлекаются обучающиеся с целью моделирования объектов, систем, явлений, процессов и так далее. Обучающиеся, в данном случае, выступают не только в роли создателей модели, но и непосредственных участников этой модели. Технология игрового моделирования была разработана и предложена Шпотовой Т.В.,директором Центра экообразования

г. Обнинска, методистом, автором развивающих и обучающих программ.

Эффективность использования различных методов и форм работы на урокахТаблица 1.

Методы и формы работыУровень усвоения
1. Беседа6%
2. Чтение10%
3.Аудивизуальные средства обучения20%
4. Использование наглядных пособий30%
5. Групповые формы работы50%
6. Исследовательская работа50%
7. Обучение практикой действия70%
8. Игровое моделирование70%
9. Выступление в роли обучающего90%

Наиболее эффективными методами, на её взгляд, являются обучение практикой действия, игровое моделирование и выступление в роли обучающего. Меня очень заинтересовал метод игрового моделирования и я решила применить его на уроках географии.

Данный метод используется мной в течение последних трёх лет. Как показала практика, наиболее эффективен этот метод в 5 классе на уроках природоведения и в 6 классе при изучении начального курса географии. В более старших классах, в силу возрастных особенностей, игровое моделирование использую редко, преимущественно во время внеклассных мероприятий по географии.

Названные выше курсы закладывают базу знаний, которые необходимы для дальнейшего изучения дисциплины. От того как будет усвоен этот материал, во многом зависит успех обучения в последующих классах. Научить ребёнка чему-либо без живого интереса к предмету очень сложно, поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, работая в 5-6 классах, является формирование положительной познавательной мотивации у школьников. Добиться поставленной задачи во многом мне помогает метод игрового моделирования.

Уроки с использованием игрового моделирования могут проводиться в учебном кабинете, в спортивном или актовом зале, а также на улице. На уроках мы с ребятами моделируем объекты – например клетка растения, системы – например система мира по Аристотелю или Птолемею, среды обитания растений и животных, процессы – движение литосферных плит, различные условия, ситуации и так далее. Моделирование позволяет вовлечь всех учащихся в процесс обучения. Они выполняют свои роли, оценивают сложившуюся ситуацию, делают выводы. Приведу конкретные примеры. При изучении нового материала на уроке по теме «Клетка» в 5 классе учащиеся моделируют растительную клетку, получив таблички с названием органоидов и кратким описанием их функций. Учащиеся своими действиями, мимикой показывают, за что отвечает каждый органоид. В результате у ребят складывается целостное представление о строении клетки и о значении каждой её части. Неординарность преподнесения информации будирует сознание, и учащиеся лучше усваивают материал. На таком уроке нет равнодушных и скучающих учеников. Обязательное условие такого урока – это взаимопонимание педагога и обучающихся, то есть учащиеся должны чётко выполнять рекомендации учителя, слушать друг друга. Ещё один пример. Работая в 5 классе, я столкнулась с проблемой понятия систем мира по Аристотелю и Птолемею. Учащиеся с большим трудом понимали сущность этих систем и не могли выделить различия между ними. Игровое моделирование помогло мне решить данную проблему. После того как сами ученики смоделировали систему мира по Аристотелю и Птолемею, они наглядно представили их себе и смогли найти черты сходства и отличия между ними.

Помимо формирования положительной познавательной мотивации, данный метод позволяет решать и многие другие задачи:

  • Он способствует развитию речи учащихся, формированию умений аргументировать суждения. Учащиеся на таких уроках не просто отвечают на вопросы, но и получают возможность применить свои знания в сложившейся ситуации.
  • Позволяет более наглядно представить себе объекты, процессы, явления.
  • Дети получают относительную свободу на уроке, что раскрепощает их, делая урок более непринуждённым.
  • Дети перемещаются по кабинету, что способствует меньшей утомляемости немаловажной для здоровьесбережения учащихся.
  • Данный метод способствует развитию коммуникативности учащихся.
  • Развиваются лидерские качества.

Данный метод может быть использован на различных этапах урока, как при изучении нового материала (примеры приведены выше), при закреплении изученного, так и при проверке усвоения знаний. Для примера использования игрового моделирования при проверки знаний привожу следующий момент: В 5 классе после изучения темы «Происхождение человека» ребятам предлагается смоделировать различные условия и выяснить, что было необходимо древнему человеку, для того, чтобы выжить. Моделирование условий идёт по принципу случайности. Четыре ученика получают роли древних людей: Австралопитека, Человека умелого, Человека прямоходящего, Кроманьонца или Неандертальца. Эти ученики должны хорошо знать характеристику древних людей. Остальные учащиеся получают карточки с названием различных условий: тёплый климат, плодородные почвы, полезные ископаемые, плодовые деревья, хищные животные, ледниковый период и т. д. Среди условий можно предложить и такие как автомобиль, телевизор, холодильник и другие предметы нашей цивилизации. Учащиеся, выполняющие роль древних людей встают в разных частях класса, а те, кто получил карточки с условиями, начинают свободно ходить по кабинету. В это время можно включить спокойную музыку. Как только музыка перестала звучать, ученики должны присоединиться к одному из «древних людей», так чтобы образовавшиеся группы были примерно одинаковыми по количеству учащихся. Далее каждая группа оценивает те условия, в которые попал их «древний человек» и делают вывод о его существовании. Здесь учитель может обратить внимание учащихся на то, что предметы современной цивилизации не помогли бы выжить древним людям, а вот природные богатства необходимы нам и теперь, поэтому необходимо бережно к ним относиться, чтобы сохранить их для будущих поколений. В шестом классе после изучения темы ветры, можно провести проверку усвоения знаний с помощью игрового моделирования следующим образом. Учащиеся класса делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с текстом, который они должны смоделировать. Пример текста: «Отправившись из Новой Гвинеи в Евразию, мы оказались между экватором и тропиком. Жара стояла страшная. Спасал нас ветер пассат, который дул непрерывно. Его освежающая прохлада придавала нам силы. Высадившись на восточных берегах Евразии, мы оказались в зоне действия муссона. Этот ветер приносил не только прохладу, но и частые дожди. Но нашему путешествию ничего не могло помешать». Учащиеся должны дать определения «пассаты» и «муссоны», смоделировать и объяснить направление действия пассата, объяснить, почему и в какое время года муссоны приносят дожди. Остальные учащиеся выявляют ошибки, делают дополнения.

Читать еще:  Педагог социолог это

Результаты данного метода:

1. Высокое качество знаний в 5-6 классах более 70%

2. Учащиеся получают более прочные знания, что позволяет им занимать призовые места на школьных и районных олимпиадах.

3. Повышение качества знаний по темам, изученным с использованием игрового моделирования в среднем на 2%-3%

Данный метод был представлен:

1. На общешкольной конференции: урок обобщения знаний в 5 классе по теме: «Жизнь на Земле»

2. На районном семинаре в виде мастер-класса.
скачать

Игра в образовательном процессе

Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.

«Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». К.Гросс.

«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак.

«Игра – основной способ общения человека с возможным». Э.Финк.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Большой энциклопедический словарь.

В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.

Существует множество теорий происхождения игры как таковой: теория избытка нервных сил, компенсаторности; теория рекапитуляции и антиципации; теория духовного развития ребенка в игре; теория абсолютизации культурного значения игры и многие другие. Но все они подчеркивают важность и жизненную необходимость игры в становлении и развитии личности ребенка.

Игра выполняет ряд важнейших функций, среди которых можно выделить следующие:

6. функция самореализации;

Основные слагаемые игры:

1. участник (участники);

3. игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время);

5. игровой реквизит;

Классификация игр (основа – тип человеческой деятельности):

1. физические: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения);

2. интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные, конструкторские, компьютерные игры);

3. социальные (сюжетно-ролевые, деловые, комплексные).

Дидактические игры

Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.

«Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий». М.В.Кларин.

Основные признаки дидактической игры:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный материал используется в качестве средства игры;

4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Учебная игра обладает следующими чертами:

— наличие учебной цели;

— наличие предполагаемого результата.

В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.

Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (собственно игрового) планов.

Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.

Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий.

Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.

Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.

Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка.

Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:

— мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых;

— компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни;

— способствует приобретению знаний;

— оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности;

— учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.

Условия эффективной организации дидактической игры (правила):

1. игровая деятельность должна быть мотивирована, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре;

2. учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;

3. обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания; большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры;

4. содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность;

5. игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях; оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

Сущность педагогического влияния заключается не столько в непосредственном вмешательстве преподавателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре:

1. Участники должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе игрового сюжета. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

2. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели.

3. В основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры.

4. Участники должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.

6. Оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами.

7. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector