Педагогическая специальность это
Билет№1. 1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация»
1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация».
«педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.
2. Что означает дифференциация педагогической профессии.
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.
3. Охарактеризуйте педагогическую специальность 050141 ФГОС СПО: наименование специальности, квалификации. Перечислите область, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника данной специальности.
Преподаватель физической культуры.
Квалификация – педагог по физической культуре и спорту.
Область профессиональной деятельности выпускников : физическое воспитание детей , подростков и молодежи в процессе реализации основных общеобразовательных программ и организации физкультурно -спортивной деятельности в учреждениях общего образования , довузовского профессионального образования , дополнительного образования , отдыха и оздоровления детей .
Возможные места трудоустройства: педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательный учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, детско-юношеские спортивные школы, физкультурно-спортивные учреждения, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта.
4.Приведите примеры общих и профессиональных компетенций выпускника данной специальности, являющиеся результатом освоения ОПОП СПО. Особые условия работы учителя физической культуры в общеобразовательной организации.
5.ОК – общая компетенция
ПК – профессиональная компетенция
Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес .
ОК 2. Организовывать собственную деятельность , определять методы решения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество .
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях .
ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации , необходимой для постановки и решения профессиональных задач , профессионального и личностного развития .
ОК 5. Использовать информационно -коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .
ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами .
ОК 7. Ставить цели , мотивировать деятельность обучающихся , организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса .
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием , осознанно планировать повышение квалификации .
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей , содержания , смены технологий .
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма , обеспечивать охрану жизни и здоровья детей .
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм .
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно — спортивной деятельности .
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).
Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :
ПК 1.1. Определять цели и задачи , планировать учебные занятия .
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре .
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль , оценивать процесс и результаты учения .
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию , обеспечивающую процесс обучения физической культуре .
8. Учитель физической культуры готовится к следующим видам деятельности :
1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам .
2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры .
3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания .
Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1691 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Педагогическая специальность это
По материалам моих лекций
В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.
Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий.
Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.
- в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);
- в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.
Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов.
Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет. Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности.
Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия. В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг. в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.).
Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:
- по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);
- по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).
В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. Для характеристики той или иной отрасли педагогической деятельности используются понятия «педагогическая специализация» и «педагогическая квалификация».
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.
Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста. Говоря «специалист высокой квалификации», мы имеем в виду уровень, а употребляя выражение «специалист соответствующей квалификации» – вид профессиональной подготовленности. Уровень педагогической квалификации определяется на основе квалификационной характеристики – научно обоснованной совокупности знаний и опыта профессиональной деятельности, изложенной в форме нормативов.
Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям.
Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.).
Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью.
В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми.
Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.
Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.
Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.
Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д.
Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции.
Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога).
Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.
ГЛАВА I
1.Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности?
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование».
Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек — человек» и «человек — техника».
Педагог профессионального образования — это квалификация, имеющая много специальностей. Понятие «специальность» в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении, в сфере труда — как категорию, характеризующую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться как к рабочим профессиям, так и к профессиям дипломированных специалистов.
Особенность деятельности профессионально-педагогического работника состоит в организации и осуществлении производственного обучения в сочетании его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к его специальной отраслевой подготовке.
Таким образом, специфика профессионально-педагогического образования (ППО) состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способнойОбязанности педагога профессионального обучения к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, готовой к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях и в организациях.
2. Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций?
В сфере образования специальность указывает, прежде всего, на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например, «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «сестринское дело» и т. д.). Получить образование по специальности — значит овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.
Профессию «педагог профессионального обучения», объединяющую более тридцати специальностей, можно получить в системе высшего (вузы) и среднего (колледжи, техникумы) профессионального образования. Высшее профессионально-педагогическое образование готовит и выпускает специалистов с квалификацией «педагог профессионального обучения». По стандарту 1996 г. предусматривается присвоение квалификации «инженер-педагог», «экономист-педагог», «агроном-педагог», «модельер-педагог», «дизайнер-педагог» и др.
3. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация»?
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Цель педагогической деятельности формируется как отражение социально-культурного развития общества с учетом его духовных потребностей и природных возможностей личности обучаемого, а также запросов общества в квалифицированных специалистах. С одной стороны, она отражает интересы и потребности различных социальных, этнических групп и общества в целом, а с другой — потребности, интересы и стремления отдельной личности.
Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых.
Педагогическая специальность— вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.
Педагогическая квалификация— уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.
4. Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?
Обязанности педагога профессионального обучения
Педагог профессионального обучения | |
Высшее образование | Среднее образование (мастер ПО) |
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и осуществляет воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает образовательные программы, проекты частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения; участвует в организационно-управленческой работе | Осуществляет производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую функцию; осуществляет наладку, настройку оборудования и его подготовку к работе |
5. Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?
В настоящее время перечень отраслевых разновидностей специальности 030500 — «профессиональное обучение» — расширяется с выделением таких видов специализации, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.
Необходимо сохранять и развивать сеть средних профессиональных и профессионально-педагогических колледжей и техникумов. Одной из задач государства в области образования является разработка Закона «О среднем профессиональном образовании».
В настоящее время всё больше внимания уделяется научно-исследовательской, инновационной и иной творческой деятельности преподавателей и студентов (учащихся). Встает вопрос о необходимости перехода системы среднего профессионально-педагогического образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которой лежит идея развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность.
6. Почему направленность личности педагога является его системообразующей характеристикой?
В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.
Социально-нравственную направленность определяют социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
К социальным относят потребности в общении, привязанности, в любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога характеризуют коммуникативные умения.
В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, являющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.
Педагогическую профессию отличает высокая профессиональная ответственность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.
Ценностные ориентации служат внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравственными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к учащимся, их родителям, педагогической деятельности в целом и ее конкретным видам, в стремлении овладевать педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формироваться у будущего педагога в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям.
Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения к ученику формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогического такта зависит от личных качеств педагога и уровня его профессионального мастерства.
Социальная и педагогическая позиции учителя тесно взаимосвязаны. Профессиональная позиция определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; она зависит от внутренних установок, ожиданий, готовности к профессиональному развитию, самосовершенствованию и к профессиональному росту.
К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.
Основупознавательной направленностисоставляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное — хорошо знать ту науку, которой обучает, понимать ее роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывное педагогическое самообразование. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.
7. Какова структура личности педагога?
Личность педагога | ||
Направленность личности | Профессиональная компетентность | Профессионально важные качества |
8. В чем заключается профессиональная компетентность педагога?
Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность педагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
9. Какими личностными качествами должен обладать педагог?
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. Такими особенностями являются: целеустремленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм.
Важным профессионально-педагогическим качеством являются логическое мышление, педагогический артистизм, способность не теряться в экстремальных ситуациях.
К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества духовности, привлекательности и вкуса. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика. Чувство юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.
Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
10. Какие умения составляют содержание готовности к профессионально-педагогической деятельности?
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав
Типология современных педагогических профессий
В рамках педагогической профессии наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации, связанная с развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кроме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («человек — человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).
Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Разнообразие педагогических специальностей и должностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных педагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.
1. Дошкольные образовательные учреждения
Педагогическая специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (код: 031100), квалификация — организатор-методист дошкольного образования.
В России функционирует около 54 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитывается более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: организатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки развития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Российской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педагогов-психологов.
2. Учреждения общего среднего образования
Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учительская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 специальность (см. Приложение 3).
3. Учреждения дополнительного образования детей
Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации включает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).
4. Учреждения начального и среднего профессионального образования
Мастер производственного обучения, преподаватели дисциплин учреждений начального профессионального образования.
В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обучается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.
За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы.
В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22% населения России, а в экономике и социальной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалистов, что составляет 34% от общей численности занятых.
Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11% выпускников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.
5. Учреждения высшего профессионального образования
Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 1 тыс. гражданских высших учебных заведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударственных вузов. Общее число студентов — около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) образования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.
Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения: в практической сфере системы общего образования заметно увеличилось количество разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется программа создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения нового вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
7. Другие педагоги — специалисты образовательных учреждений
К данной категории относятся представители педагогической профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специальности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, старший вожатый и др.
Специфика их профессионально-педагогических обязанностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.
В целях упрощения работы с данным пособием в дальнейшем мы будем использовать обобщенное понятие «педагог» для обозначения всех перечисленных выше педагогических специальностей и должностей.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы