Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогическая специальность это

Билет№1. 1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация»

1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация».

«педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.

2. Что означает дифференциация педагогической профессии.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

3. Охарактеризуйте педагогическую специальность 050141 ФГОС СПО: наименование специальности, квалификации. Перечислите область, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника данной специальности.

Преподаватель физической культуры.

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту.

Область профессиональной деятельности выпускников : физическое воспитание детей , подростков и молодежи в процессе реализации основных общеобразовательных программ и организации физкультурно -спортивной деятельности в учреждениях общего образования , довузовского профессионального образования , дополнительного образования , отдыха и оздоровления детей .

Возможные места трудоустройства: педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательный учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, детско-юношеские спортивные школы, физкультурно-спортивные учреждения, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта.

4.Приведите примеры общих и профессиональных компетенций выпускника данной специальности, являющиеся результатом освоения ОПОП СПО. Особые условия работы учителя физической культуры в общеобразовательной организации.

5.ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес .

ОК 2. Организовывать собственную деятельность , определять методы решения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество .

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях .

ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации , необходимой для постановки и решения профессиональных задач , профессионального и личностного развития .

ОК 5. Использовать информационно -коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .

ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами .

ОК 7. Ставить цели , мотивировать деятельность обучающихся , организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием , осознанно планировать повышение квалификации .

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей , содержания , смены технологий .

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма , обеспечивать охрану жизни и здоровья детей .

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм .

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно — спортивной деятельности .

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).

Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :

ПК 1.1. Определять цели и задачи , планировать учебные занятия .

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре .

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль , оценивать процесс и результаты учения .

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 1.5. Вести документацию , обеспечивающую процесс обучения физической культуре .

8. Учитель физической культуры готовится к следующим видам деятельности :

1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам .

2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры .

3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания .

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1691 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическая специальность это

По материалам моих лекций

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.

  • в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);
  • в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.

Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов.

Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет. Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности.

Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия. В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг. в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.).

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:

  • по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);
  • по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).

В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. Для характеристики той или иной отрасли педагогической деятельности используются понятия «педагогическая специализация» и «педагогическая квалификация».

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.

Читать еще:  Педагогические вузы москвы на карте

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста. Говоря «специалист высокой квалификации», мы имеем в виду уровень, а употребляя выражение «специалист соответствующей квалификации» – вид профессиональной подготовленности. Уровень педагогической квалификации определяется на основе квалификационной характеристики – научно обоснованной совокупности знаний и опыта профессиональной деятельности, изложенной в форме нормативов.

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям.

Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.).

Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью.

В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми.

Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.

Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.

Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.

Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д.

Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции.

Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога).

Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.

ГЛАВА I

1.Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности?

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование».

Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек — человек» и «человек — техника».

Педагог профессионального образования — это квалификация, имеющая много специальностей. Понятие «специальность» в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении, в сфере труда — как категорию, характеризующую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться как к рабочим профессиям, так и к профессиям дипломированных специалистов.

Особенность деятельности профессионально-педагогического работника состоит в организации и осуществлении производственного обучения в сочетании его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к его специальной отраслевой подготовке.

Таким образом, специфика профессионально-педагогического образования (ППО) состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способнойОбязанности педагога профессионального обучения к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, готовой к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях и в организациях.

2. Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций?

В сфере образования специальность указывает, прежде всего, на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например, «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «сестринское дело» и т. д.). Получить образование по специальности — значит овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.

Профессию «педагог профессионального обучения», объединяющую более тридцати специальностей, можно получить в системе высшего (вузы) и среднего (колледжи, техникумы) профессионального образования. Высшее профессионально-педагогическое образование готовит и выпускает специалистов с квалификацией «педагог профессионального обучения». По стандарту 1996 г. предусматривается присвоение квалификации «инженер-педагог», «экономист-педагог», «агроном-педагог», «модельер-педагог», «дизайнер-педагог» и др.

3. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация»?

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Цель педагогической деятельности формируется как отражение социально-культурного развития общества с учетом его духовных потребностей и природных возможностей личности обучаемого, а также запросов общества в квалифицированных специалистах. С одной стороны, она отражает интересы и потребности различных социальных, этнических групп и общества в целом, а с другой — потребности, интересы и стремления отдельной личности.

Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых.

Читать еще:  Педагогический институт иностранных языков

Педагогическая специальность— вид деятельности в рамках данной професси­ональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих поста­новку и решение определенного класса профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая квалификация— уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.

4. Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?

Обязанности педагога профессионального обучения

Педагог профессионального обучения
Высшее образованиеСреднее образование (мастер ПО)
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и осуществляет воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает образовательные программы, проекты частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения; участвует в организационно-управленческой работеОсуществляет производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую функцию; осуществляет наладку, настройку оборудования и его подготовку к работе

5. Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?

В настоящее время перечень отраслевых разновидностей специальности 030500 — «профессиональное обучение» — расширяется с выделением таких видов специализации, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производ­ство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.

Необходимо сохранять и развивать сеть средних профессиональных и профес­сионально-педагогических колледжей и техникумов. Одной из задач государства в области образования является разработка Закона «О среднем профессиональ­ном образовании».

В настоящее время всё больше внимания уделяется научно-исследователь­ской, инновационной и иной творческой деятельности преподавателей и студен­тов (учащихся). Встает вопрос о необходимости перехода системы среднего про­фессионально-педагогического образования на реализацию модели опережаю­щего образования, в основе которой лежит идея развития личности, на подготов­ку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению много­функциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность.

6. Почему направленность личности педагога является его системообразующей харак­теристикой?

В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: соци­ально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.

Социально-нравственную направленность определяют социальные потребно­сти, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, граж­данская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным относят потребности в общении, привязанности, в любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основопола­гающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога характеризуют коммуникативные умения.

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, явля­ющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.

Педагогическую профессию отличает высокая профессиональная ответст­венность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.

Ценностные ориентации служат внутренним регулятором деятельности педа­гога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве пре­обладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (лю­бовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравст­венными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответствен­ность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к учащимся, их родителям, педагогической деятельности в целом и ее конкретным видам, в стре­млении овладевать педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формиро­ваться у будущего педагога в процессе накопления теоретических знаний и прак­тического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям.

Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами педагог дол­жен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера пе­дагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение ус­танавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения к ученику формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогическо­го такта зависит от личных качеств педагога и уровня его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции учителя тесно взаимосвязаны. Про­фессиональная позиция определяется отношением к педагогической профес­сии, к обучающимся, к характеру труда; она зависит от внутренних установок, ожиданий, готовности к профессиональному развитию, самосовершенствованию и к профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направлен­ность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязан­ностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоот­верженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На пер­вом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основупознавательной направленностисоставляют духовные интересы и по­требности. Одним из главных факторов познавательного интереса является лю­бовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное — хорошо знать ту науку, которой обу­чает, понимать ее роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходи­мым условием профессионального становления является непрерывное педагоги­ческое самообразование. У педагога должна постоянно присутствовать потреб­ность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

7. Какова структура личности педагога?

Личность педагога
Направленность личностиПрофессиональная компетентностьПрофессионально важные качества

8. В чем заключается профессиональная компетентность педагога?

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная ком­петентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятель­ности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность пе­дагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагоги­ческих умений.

9. Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессио­нально важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. Такими особенностями являются: целеустрем­ленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, чест­ность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, пе­дагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оп­тимизм.

Важным профессионально-педагогическим качеством являются логическое мышление, педагогический артистизм, способность не теряться в экстремальных ситуациях.

К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение постав­ленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества ду­ховности, привлекательности и вкуса. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика. Чувство юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культу­ры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Читать еще:  Педагогический вуз имени крупской

Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллек­туальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на резуль­тат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуаль­ный стиль педагога.

10. Какие умения составляют содержание готовности к профессионально-педагогичес­кой деятельности?

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав

Типология современных педагогических профессий

В рамках педагогической профессии наблюдается тен­денция к внутрипрофессиональной дифференциации, свя­занная с развитием все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педа­гогическая специальность — вид деятельности в рамках дан­ной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педа­гогических задач в соответствии с присваиваемой квали­фикацией.

Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготов­ленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кро­ме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием дифференциации педагогических специ­альностей является специфика объекта и целей деятель­ности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («че­ловек — человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные пред­метные области знаний, науки, культуры, искусства, ко­торые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальнос­ти — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).

Следующим основанием для дифференциации специ­альностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и со­циальными факторами (нарушения слуха, зрения, умствен­ная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Разнообразие педагогических специальностей и дол­жностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных пе­дагогических профессий. Рассмотрим эту типологию.

1. Дошкольные образовательные учреждения

Педагогическая специальность «Педагогика и методи­ка дошкольного образования» (код: 031100), квалифика­ция — организатор-методист дошкольного образования.

В России функционирует около 54 тыс. дошкольных об­разовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитыва­ется более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: орга­низатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки раз­вития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Рос­сийской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педаго­гов-психологов.

2. Учреждения общего среднего образования

Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразова­тельных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учи­тельская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 спе­циальность (см. Приложение 3).

3. Учреждения дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объе­диняет в единый процесс воспитание, обучение и раз­витие личности ребенка. В настоящее время сеть учреж­дений дополнительного образования детей Министер­ства образования и науки Российской Федерации вклю­чает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дво­рец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь).

4. Учреждения начального и среднего профессионального образования

Мастер производственного обучения, преподаватели дисцип­лин учреждений начального профессионального образования.

В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обу­чается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек.

За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих ра­бочие кадры высшей квалификации. В соответствии с по­требностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные обра­зовательные стандарты, базисные учебные планы.

В настоящее время среднее профессиональное образова­ние имеют 22% населения России, а в экономике и соци­альной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалис­тов, что составляет 34% от общей численности занятых.

Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обуча­ется 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специ­альных учебных заведений становятся около 11% выпуск­ников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек.

5. Учреждения высшего профессионального образования

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время на территории Российской Федера­ции действует более 1 тыс. гражданских высших учебных за­ведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных выс­ших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударствен­ных вузов. Общее число студентов — около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) об­разования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед.

Среди обучающихся в системе специального образова­ния 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образо­вания для детей с ограниченными возможностями в си­стеме специального (коррекционного) образования про­изошли позитивные изменения: в практической сфере си­стемы общего образования заметно увеличилось количе­ство разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется програм­ма создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения но­вого вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ог­раниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи.

7. Другие педагоги — специалисты образовательных уч­реждений

К данной категории относятся представители педагоги­ческой профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специ­альности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, пе­дагог-организатор, старший вожатый и др.

Специфика их профессионально-педагогических обя­занностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках.

В целях упрощения работы с данным пособием в даль­нейшем мы будем использовать обобщенное понятие «пе­дагог» для обозначения всех перечисленных выше педа­гогических специальностей и должностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector