Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогическая специальность это в педагогике

Билет№1. 1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация»

1. Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация».

«педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.

2. Что означает дифференциация педагогической профессии.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

3. Охарактеризуйте педагогическую специальность 050141 ФГОС СПО: наименование специальности, квалификации. Перечислите область, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника данной специальности.

Преподаватель физической культуры.

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту.

Область профессиональной деятельности выпускников : физическое воспитание детей , подростков и молодежи в процессе реализации основных общеобразовательных программ и организации физкультурно -спортивной деятельности в учреждениях общего образования , довузовского профессионального образования , дополнительного образования , отдыха и оздоровления детей .

Возможные места трудоустройства: педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательный учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, детско-юношеские спортивные школы, физкультурно-спортивные учреждения, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта.

4.Приведите примеры общих и профессиональных компетенций выпускника данной специальности, являющиеся результатом освоения ОПОП СПО. Особые условия работы учителя физической культуры в общеобразовательной организации.

5.ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес .

ОК 2. Организовывать собственную деятельность , определять методы решения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество .

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях .

ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации , необходимой для постановки и решения профессиональных задач , профессионального и личностного развития .

ОК 5. Использовать информационно -коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .

ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами .

ОК 7. Ставить цели , мотивировать деятельность обучающихся , организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием , осознанно планировать повышение квалификации .

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей , содержания , смены технологий .

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма , обеспечивать охрану жизни и здоровья детей .

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм .

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно — спортивной деятельности .

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).

Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :

ПК 1.1. Определять цели и задачи , планировать учебные занятия .

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре .

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль , оценивать процесс и результаты учения .

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 1.5. Вести документацию , обеспечивающую процесс обучения физической культуре .

8. Учитель физической культуры готовится к следующим видам деятельности :

1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам .

2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры .

3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания .

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1692 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Педагогическая специальность это в педагогике

По материалам моих лекций

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий.

Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.

  • в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);
  • в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.

Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов.

Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Так, если ещё в середине прошлого века личность ребёнка формировалась преимущественно под влиянием семьи, школы и ближайшего социального окружения, то с развитием информационно-коммуникационных технологий мощными средствами воздействия на сознание человека во второй половине XX в. стало телевидение, а в начале XXI в. – интернет. Без учёта этих изменений эффективное воспитание было бы невозможно, поэтому они повлекли за собой появление новых видов педагогической деятельности.

Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия. В современных школах учителя, не имеющие педагогического образования, стали редкостью, усилилась их специализация педагогов в том виде профессиональной деятельности, которой они занимаются, выделились новые направления их подготовки. Так, в 1970-1980-е гг. в школах стала проявляться тенденция к специализации по различным видов внеклассной работы (художественной, спортивной, туристско-краеведческой и др.). В настоящее время в общеобразовательных школах также востребованы специалисты, деятельность которых не предполагает преподавание обязательных предметов, но очень важна для разностороннего развития учащихся (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности и др.).

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:

  • по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);
  • по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).

В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. Для характеристики той или иной отрасли педагогической деятельности используются понятия «педагогическая специализация» и «педагогическая квалификация».

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности специалиста. Говоря «специалист высокой квалификации», мы имеем в виду уровень, а употребляя выражение «специалист соответствующей квалификации» – вид профессиональной подготовленности. Уровень педагогической квалификации определяется на основе квалификационной характеристики – научно обоснованной совокупности знаний и опыта профессиональной деятельности, изложенной в форме нормативов.

Читать еще:  Педагогические вузы москвы и московской области

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям.

Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства. Например, специализация учителя может идти по преподаваемому предмету (русский язык, математика, химия, история и т.д.).

Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью.

В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов (нарушения зрения, слуха, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Например, сурдопедагог осуществляет обучение и воспитание лиц с нарушением слуха, а олигофренопедагог работает с умственно отсталыми.

Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности. Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.

Недостатки дифференциации педагогической профессии остро чувствуют дети при переходе из начальной школы в основную: раньше все основные предметы у них вёл один учитель, а теперь преподают разные педагоги, и это становится одной из проблем адаптации ребёнка к новым условиям обучения.

Издержки дифференциации компенсируются благодаря процессу интеграции, который реализуется в объединении усилий отдельных педагогов, а также в расширении их функций и сферы деятельности.

Примером объединения усилий представителей разных педагогических специальностей может служить высокоразвитый педагогический коллектив, предъявляющий воспитанникам единые требования и согласованно осуществляющий процесс воспитания. Другой пример – временные объединения педагогов разных специальностей, создаваемые для разработки и реализации различных социально-педагогических проектов, для обмена опытом, поиска путей решения актуальной проблемы и т.д.

Расширение функций и сферы деятельности педагога особенно актуально в условиях индивидуальной работы или работы педагога с небольшим количеством воспитуемых, а также в условиях, когда важным фактором успеха является установление с воспитуемыми особых доверительных отношений. Например, классный руководитель, помимо преподавания своего предмета, организует разнообразную деятельность ученического коллектива, осуществляет индивидуальную работу с детьми, взаимодействует с их родителями, с учителями-предметниками, работает с документами. В качестве ещё одного примера можно привести потребность многих сельских школ в педагогах-универсалах. Эта потребность обусловлена тем, что в условиях небольшого количества учащихся и учителей, удалённости школ от центров организации детского досуга и дополнительного образования каждому педагогу приходится совмещать в одном лице разные специальности, осваивать новые функции.

Несмотря на разную направленность, дифференциация и интеграция в развитии педагогической профессии тесно связаны друг с другом, их единство можно увидеть даже в одной педагогической специальности. Так, учитель начальных классов – отдельная (дифференцированная) специальность, однако в ней интегрированы разные предметы, имеющие существенные отличия в методике преподавания, а также объединены функции учителя и классного руководителя. Другой пример – педагог-психолог (с одной стороны, это отдельная педагогическая специальность, с другой – интеграция функций педагога и психолога).

Взаимосвязь дифференциации и интеграции обеспечивает развитие педагогической профессии, приводя к появлению новых специальностей, новых квалификационных требований и новых направлений развития педагогической деятельности.

Педагогическая специальность: понятие, виды и классификация, условия получения и общие основы педагогики

Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.

Ценности педагогики

Для педагогической специальности характерны следующие ценности:

  1. Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
  2. Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
  3. Ценность вознаграждения за труд.
  4. Ценность самовыражения.

Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.

Карьера и педагогика

Развитие личности педагога — это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.

Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.

Связь компетентности и должности учителя

Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:

  • Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
  • Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.

Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.

Разнообразие педагогической деятельности

В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления — с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.

Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.

Самые популярные педагогические направления

По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:

  1. Педагог дошкольного образования.
  2. Учитель начальных классов.
  3. Преподаватель старших классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
  4. Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
  5. Педагог-психолог в начальной школе.
  6. Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.
Читать еще:  Педагогический институт москва проходной балл

Работа в специализированных учреждениях

Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:

  1. Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
  2. Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
  3. Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
  4. Логопедия (исправление дефектов речи).
  5. Специализированная психология.
  6. Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
  7. Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
  8. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Бакалавриат в педагогическом образовании

Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов — бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:

  1. Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
  2. Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
  3. Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
  4. Умению развивать задатки одаренных детей.
  5. Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
  6. Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
  7. Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
  8. Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля «Информатика и ИКТ в образовании»:

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно — наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет).
  5. Повышение квалификации (от полутора месяцев).
  6. Переподготовка (около полугода).

Получение второго высшего образования в сфере педагогики

Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.

Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.

ГЛАВА I

1.Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности?

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование».

Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек — человек» и «человек — техника».

Педагог профессионального образования — это квалификация, имеющая много специальностей. Понятие «специальность» в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении, в сфере труда — как категорию, характеризующую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться как к рабочим профессиям, так и к профессиям дипломированных специалистов.

Особенность деятельности профессионально-педагогического работника состоит в организации и осуществлении производственного обучения в сочетании его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. Это предъявляет высокие требования к его специальной отраслевой подготовке.

Таким образом, специфика профессионально-педагогического образования (ППО) состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способнойОбязанности педагога профессионального обучения к эффективной реализации себя в сфере начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования, готовой к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях и в организациях.

2. Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций?

В сфере образования специальность указывает, прежде всего, на род деятельности специалиста и сферу применения его труда (например, «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «сестринское дело» и т. д.). Получить образование по специальности — значит овладеть совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции.

Профессию «педагог профессионального обучения», объединяющую более тридцати специальностей, можно получить в системе высшего (вузы) и среднего (колледжи, техникумы) профессионального образования. Высшее профессионально-педагогическое образование готовит и выпускает специалистов с квалификацией «педагог профессионального обучения». По стандарту 1996 г. предусматривается присвоение квалификации «инженер-педагог», «экономист-педагог», «агроном-педагог», «модельер-педагог», «дизайнер-педагог» и др.

3. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация»?

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Цель педагогической деятельности формируется как отражение социально-культурного развития общества с учетом его духовных потребностей и природных возможностей личности обучаемого, а также запросов общества в квалифицированных специалистах. С одной стороны, она отражает интересы и потребности различных социальных, этнических групп и общества в целом, а с другой — потребности, интересы и стремления отдельной личности.

Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых.

Педагогическая специальность— вид деятельности в рамках данной професси­ональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих поста­новку и решение определенного класса профессионально-педагогических за­дач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая квалификация— уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.

Читать еще:  Педагогический институт в москве факультеты

4. Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?

Обязанности педагога профессионального обучения

Педагог профессионального обучения
Высшее образованиеСреднее образование (мастер ПО)
Проводит обучение по общеобразовательным и специальным предметам; организует и осуществляет воспитательную работу; воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества современного рабочего; организует и принимает участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе; осуществляет организационно-методическую деятельность (создает образовательные программы, проекты частных методик обучения и инновационной деятельности); разрабатывает учебно-методическую документацию (учебные планы, программы); принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения; участвует в организационно-управленческой работеОсуществляет производственное обучение по специальным предметам, воспитательную и методическую работу; занимается инновационной деятельностью; принимает участие в оснащении образовательного процесса, развитии материальной базы учебного заведения и организационно-управленческой деятельности; выполняет эксплуатационно-обслуживающую функцию; осуществляет наладку, настройку оборудования и его подготовку к работе

5. Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?

В настоящее время перечень отраслевых разновидностей специальности 030500 — «профессиональное обучение» — расширяется с выделением таких видов специализации, как ветеринария, водный транспорт, железнодорожный транспорт, полиграфия, право и правоохранительная деятельность, производ­ство волокон, текстильное и трикотажное производство, сервис, туризм.

Необходимо сохранять и развивать сеть средних профессиональных и профес­сионально-педагогических колледжей и техникумов. Одной из задач государства в области образования является разработка Закона «О среднем профессиональ­ном образовании».

В настоящее время всё больше внимания уделяется научно-исследователь­ской, инновационной и иной творческой деятельности преподавателей и студен­тов (учащихся). Встает вопрос о необходимости перехода системы среднего про­фессионально-педагогического образования на реализацию модели опережаю­щего образования, в основе которой лежит идея развития личности, на подготов­ку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению много­функциональных умений, обеспечивающих профессиональную мобильность.

6. Почему направленность личности педагога является его системообразующей харак­теристикой?

В личностной направленности педагога выделяют три составляющие: соци­ально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную.

Социально-нравственную направленность определяют социальные потребно­сти, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, граж­данская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным относят потребности в общении, привязанности, в любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основопола­гающим компонентом. В связи с этим деятельность педагога характеризуют коммуникативные умения.

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, явля­ющаяся наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой его личности.

Педагогическую профессию отличает высокая профессиональная ответст­венность. Педагог-гражданин предан своему отечеству, не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь тесно связана с той средой, где он живет и работает.

Ценностные ориентации служат внутренним регулятором деятельности педа­гога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве пре­обладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (лю­бовь, свобода, совесть, вера, ответственность), органически связанные с нравст­венными (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности, педагогический долг и ответствен­ность, педагогическая справедливость и педагогическое призвание.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к учащимся, их родителям, педагогической деятельности в целом и ее конкретным видам, в стре­млении овладевать педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание может формиро­ваться у будущего педагога в процессе накопления теоретических знаний и прак­тического опыта. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям.

Взаимоотношения с учащимися, их родителями и коллегами педагог дол­жен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера пе­дагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение ус­танавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения к ученику формирует у него чувство собственного достоинства. Наличие педагогическо­го такта зависит от личных качеств педагога и уровня его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции учителя тесно взаимосвязаны. Про­фессиональная позиция определяется отношением к педагогической профес­сии, к обучающимся, к характеру труда; она зависит от внутренних установок, ожиданий, готовности к профессиональному развитию, самосовершенствованию и к профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направлен­ность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязан­ностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоот­верженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На пер­вом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основупознавательной направленностисоставляют духовные интересы и по­требности. Одним из главных факторов познавательного интереса является лю­бовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но главное — хорошо знать ту науку, которой обу­чает, понимать ее роль в решении социально-экономических, производственных и культурных задач. Необходимо быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования. Необходи­мым условием профессионального становления является непрерывное педагоги­ческое самообразование. У педагога должна постоянно присутствовать потреб­ность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

7. Какова структура личности педагога?

Личность педагога
Направленность личностиПрофессиональная компетентностьПрофессионально важные качества

8. В чем заключается профессиональная компетентность педагога?

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная ком­петентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятель­ности, связанной с принятием решений. Профессиональная компетентность пе­дагога оценивается уровнем сформированности профессионально-педагоги­ческих умений.

9. Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессио­нально важные качества — индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность. Такими особенностями являются: целеустрем­ленность, активность личности, уравновешенность, желание работать с обучающимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, чест­ность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, пе­дагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оп­тимизм.

Важным профессионально-педагогическим качеством являются логическое мышление, педагогический артистизм, способность не теряться в экстремальных ситуациях.

К педагогически важным качествам относятся: целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение постав­ленных педагогических целей; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать личным обаянием, т. е. соединять в себе качества ду­ховности, привлекательности и вкуса. Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему тонко улавливать все нюансы состояния и настроения обучающихся, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого своего ученика. Чувство юмора помогает нейтрализовать напряжение, всегда присутствующее в педагогическом процессе. Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культу­ры, поскольку всегда является наглядным примером для учащихся.

Профессионально значимые качества личности как характеристики интеллек­туальной и эмоционально-волевой сторон жизни существенно влияют на резуль­тат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуаль­ный стиль педагога.

10. Какие умения составляют содержание готовности к профессионально-педагогичес­кой деятельности?

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector