Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом

Оператор беспилотных летательных аппаратов

Родственные профессии

— пилот воздушных судов и специалисты родственных занятий;

— техник-электроник по системам безопасности полетов;

— техник по обработке полетной информации;

— оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом;

— командир (пилот, летчик) воздушного судна-инструктор.

Сфера профессиональной деятельности

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: «Человек — Техника», так как, предметом труда являются разнообразные механизмы, приборы.

Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия редактора предполагает разработку новых концепций, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).

Дополнительный тип профессии: «Человек — Знаковая система», так как, профессия связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами и пр.

Описание профессии

Оператор (пилот) беспилотного летательного аппарата (БПЛА) — специалист по управлению БПЛА. Он занимается подготовкой беспилотного летательного аппарата к полетам, созданием полетных заданий, настройкой техники, закрепляемой на БПЛА, фототехники, проведением полетов, оформлением необходимой сопутствующей документации, а также техническим обслуживанием и мелким ремонтом БПЛА.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам относятся:

— технический склад ума;

— склонность к изобретательству;

— умение оперативно реагировать в нестандартных ситуациях.

К личностным качествам относятся:

— внимание к деталям;

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
  • Нарушения функции вестибулярного аппарата. синдромы головокружения, нистагм.

Требования к профессиональной подготовке

Оператор беспилотных летательных аппаратов должен знать:

— технологию подготовки и выполнения полетов и авиационных работ беспилотным воздушным судном малого класса;

— правила эксплуатации и обслуживания функционального оборудования полезной нагрузки, систем передачи и обработки информации беспилотных воздушных судов;

— принципы подготовки и технического обслуживания беспилотных авиационных систем малого класса;

— способы управления полетами с использованием воздушного пространства, их анализ и разбор, руководство деятельностью экипажа беспилотного воздушного судна малого класса.

Оператор беспилотных летательных аппаратов должен уметь:

— производить сборку БПЛА, подготовку и запуск;

— настраивать полезную нагрузку;

— управлять полетом, отслеживать технические показатели БПЛА и выполнение заданий;

— участвовать в разработке полетного задания;

— анализировать результаты полета по данным объективного контроля и системы бортовых изменений;

— производить съемку местности, последующую обработку фото и видео;

— обрабатывать и оформлять акты (отчеты) по результатам выполненных испытаний;

— производить техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Профессия: Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Оператор дрона — от видеоигр к беспилотнику!

Удивительная профессия будущего? Нет, уже широко распространенная профессия настоящего. Чем занимаются операторы беспилотников? В каких областях они востребованы сегодня? И где можно научиться управлять дроном?

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или беспилотники, — это самолеты, вертолеты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. Первое документированное использование БПЛА относится к XIX веку: 22 августа 1849 года австрийские войска провели воздушную бомбардировку Венеции с помощью беспилотных аэростатов, которые запускались по ветру и в определенное время сбрасывали шрапнельные заряды.
До сих пор, к сожалению, самая широкая сфера применения БПЛА – это военные операции. Содержание беспилотника обходится в несколько десятков раз дешевле, чем содержание военного истребителя, а опасность для жизни военных пилотов и военных операторов БПЛА не сопоставима. Поэтому несколько государств уже имеют на службе в ВВС беспилотные авиационные системы, а остальные страны тестируют возможность воздушного боя, бомбардировки и разведки с помощью БПЛА.

И все-таки БПЛА – это круто!
Какие еще сферы для беспилотников вы можете себе представить? Дроны и беспилотники уже используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы, в спасательных операциях и тушении пожаров. Представьте, что на поиск потерявшихся людей в горах отправляют не 1-2 вертолета, а несколько десятков дронов, которые оснащены термическими камерами, способными улавливать тепло человеческого тела даже в условиях плохого освещения и при наличии препятствий. Такая спасательная операция экономичнее и эффективнее обычной. Дроны могут сразу нести полезный груз с одеялами и продуктами. По данным компании DJI, мирового лидера по производству гражданских дронов и технологий аэросъемки, таким образом в 2017 году было спасено минимум 65 человек.

Что делает оператор БПЛА

Оператор беспилотных летательных аппаратов (оператор БПЛА, специалист по управлению и обслуживанию беспилотных воздушных аппаратов) – специалист, который управляет современными летательными аппаратами дистанционно.

В его обязанности может входить:

✔ Сборка БПЛА, подготовка и запуск
✔ Настройка полезной нагрузки
✔ Управление полетом, отслеживание технических показателей БПЛА и выполнение заданий
✔ Участие в разработке полетного задания
✔ Анализ результатов полета по данным объективного контроля и системы бортовых измерений
✔ Проведение съемки местности, последующая обработка фото и видео
✔ Участие в отработке и оформлении актов (отчетов) по результатам выполненных испытаний
✔ Техническое обслуживание и ремонт БПЛА

Читать еще:  Оператор котельной гуп тэк

Условия работы оператора БПЛА могут отличаться в зависимости от сферы деятельности. Оператор дрона, работающего в пределах прямой видимости, может стоять на стадионе с пультом дистанционного управления и направлять дрон, который несет рекламный плакат. А операторы БПЛА на службе ВВС работают за пределами прямой видимости. Оператор находится в специально оборудованном помещении на авиабазе, где несколько экранов, датчики и вибрация джойстиков позволяют отслеживать обстановку вокруг аппарата, который находится за тысячи километров от базы.

Как стать оператором беспилотника
Считается, что успешными операторами БПЛА становятся любители видеоигр, потому что пилотирование дрона похоже на привычные игровые симуляторы Microsoft Flight Simulator X, War Thunder, X-plane 10, DCS World, Ил-2 Штурмовик (а точнее, наоборот, игры очень реалистично повторяют физику настоящих полетов). Современные видеоигры не только показывают землю с высоты полета, но и помогают выработать скорость реакции, навыки навигации в воздухе, навыки управления летательным аппаратом при различных погодных условиях и внештатных ситуациях.

Получить профессиональные навыки, опыт пилотирования БПЛА и сертификат специалиста можно на специальных курсах или в вузе. В профессию оператора БПЛА можно прийти несколькими путями.
• Во-первых, обучение по специальности «Системы управления летательными аппаратам», которые представлены в нескольких вузах (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.), где обучают разработке, проектированию и управлению беспилотных и пилотируемых летательных систем.
• Во-вторых, для военнослужащих отличным способом освоить профессию станут курсы в Государственном центре беспилотной авиации Минобороны РФ, которые можно пройти во время службы в армии.
• В-третьих, в России работает несколько учебных центров по подготовке пилотов и квалифицированных кадров для авиакомпаний. Они уже открыли программы подготовки для операторов БПЛА (например, центр BAA Training).

Какие универсальные компетенции нужны оператору беспилотников

    ✎ Аналитический склад ума
    ✎ Ответственность
    ✎ Внимание к деталям
    ✎ Наблюдательность
    ✎ Стрессоустойчивость

Операторы беспилотника на службе в ВВС, в отличие от гражданских специалистов, испытывают колоссальные психологические нагрузки на работе. Стрессоустойчивость можно поставить в топ рейтинга универсальных компетенций для военнослужащих. Поэтому на авиабазах США в подразделениях, работающих с БПЛА, предусмотрена штатная должность психолога, который помогает военным пилотам БПЛА справляться с моральной ответственностью за нанесенные беспилотником смертельные удары. Оператор беспилотника в рабочее время ведет разведку и – такое тоже возможно – обстреливает места дислокации людей, сидя в кресле на авиабазе и не подвергая себя ни малейшему риску, а затем в 18.00 отправляется домой на семейный ужин. Возникающие внутренние конфликты становятся источником серьезных психологических страданий и даже болезней у представителей этой профессии, работающих на военной службе.

Средняя заработная плата и востребованность
Уровень зарплат зависит от занимаемой должности: в крупных военных подразделениях различаются должности рядовых операторов и руководящий состав, который отвечает за разработку задач для беспилотной авиации и решает стратегические вопросы.

Востребованность специалистов в области беспилотных авиасистем с каждым годом растет. И хотя сейчас вакансий не очень много, в дальнейшем оператор БПЛА без труда будет находить работу и на военной службе и в коммерческих компаниях.

Где работать
• Минобороны РФ
• МЧС
• ARMAIR
• ГК «Беспилотные системы»
• МОКБ Марс
• Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля
• Группа Кронштадт

Что делать уже сейчас
Начать развиваться в области беспилотной авиации стоит именно в подростковом возрасте, потому что технологии управления дронами и коптерами доступны и очень интересны для современных школьников. Если вы хотите получить специальность оператора БПЛА, то уже сейчас:

✔ Углубленно изучайте математику, физику, информатику и английский язык в школе.
✔ Играйте в авиасимуляторы на ПК, наиболее реально отражающие процесс пилотирования самолета и вертолета.
✔ Читайте статьи и новости о беспилотниках, например, на droneflyers.ru, rusky.ru, uasmagazine.com, unmanned-aerial.com.
✔ Приобретите себе квадракоптер. Самый бюджетный дрон стоит меньше 1 тысячи рублей, с него можно начинать практиковать полеты, делать аэросъемку и покорять небо.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Программы обучения на оператора беспилотников представят в Росавиацию

Генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев сообщил изданию «Известия» о разработке программы подготовки операторов малых дронов .
Типовые образовательные программы для подготовки операторов беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг планируется представить на согласование в Росавиацию до конца нынешнего года.

Гражданские беспилотники легче 30 кг используются для съемок, организации воздушных шоу и занятий авиамоделированием. Частным лицам, приобретающим дроны для личного пользования свидетельство оператора не нужно. Но оно требуется, если беспилотник применяется в коммерческих целях.

Ранее ассоциация Аэронет при участии Росавиации и нескольких других организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по летной и технической эксплуатации беспилотных авиасистем. до 30 кг». В 2018 году документ был утвержден приказом Минтруда.

В соответствии с документом, внешний пилот должен уметь подготовить беспилотное воздушное судно к полету, управлять устройством, а также поддерживать взаимодействие с участниками воздушного движения и госкорпорацией по организации воздушного движения (ОрВД). В его обязанности также входит проведение поисковых работ в случае аварии. На основании утвержденного стандарта «Аэронет» совместно с Санкт-Петербургским университетом гражданской авиации разрабатывает программы обучения.

Читать еще:  Оператор контрольно измерительной машины

Программы разбиты на четыре категории продолжительностью от восьми до 80 академических часов. Сложность обучения будет зависеть от массы беспилотника, целей его использования и условий эксплуатации.

«Минимальное количество часов предусмотрено для тех, кто планирует управлять дроном в пределах прямой видимости для развлекательных шоу. Если же беспилотник используют для выполнения задач за пределами визуальной видимости, нужен совсем другой объем знаний и навыков», – пояснил Глеб Бабинцев.

На сегодняшний день действуют различные курсы обучения управлению дроном. Как правило, их организуют производители беспилотников.

Программы обучения настраиваются индивидуально и включают в себя практические уроки, инструкции по коммерческому дистанционному пилотированию и расширенную подготовку по конкретным миссиям:
— поиск и спасение людей;
— использование тепловизора на платформе БПЛА;
— аэрофотосъемка;
— инспекция;
— воздушная видеосъемка.

Теоретическая часть курсов включает изучение юридических аспектов норм законодательных актов Воздушного Кодекса РФ, Федеральных Авиационных правил, гражданского, административного и уголовного кодексов. Предусмотрено изучение основ аэродинамики мультикоптерной платформы, основ навигации, правила безопасного использования дрона, управление различными ПО и проверка готовности систем к полету.

В ходе практических занятий отрабатываются навыкы пилотирования с использованием профессиональных симуляторов для последующих полетов с разнообразными полетными заданиями, управление камерой и интеллектуальные режимы полета с планированием полета для осуществления аэрофотосъемки, действия оператора БВС при аварийных ситуациях.

Например, пятидневный курс обучения операторов беспилотных воздушных судов, организуемый Центром беспилотных технологий Terradrones, проводится совместно с Московским авиационным учебно-тренировочным центром гражданской авиации по утвержденному профессиональному стандарту. После завершения курса учащиеся получают свидетельство о должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».
Стоимость курса 50 000 рублей (40 учебных часов). После прохождения курса и успешной сдачи квалификационного экзамена учащиеся получают свидетельство о должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».

Чтобы осуществлять коммерческие работы (например, аэросъемку), необходимо получать сертификат эксплуатанта воздушного судна. Для этого нужно подтвердить квалификацию оператора, то есть нужен легитимный документ об обучении. Утверждение образовательных программ на уровне Росавиации позволит легитимно готовить специалистов для обслуживания БВС и выдавать документы, которые признаются в качестве основания для разрешения авиационных работ.

«Сейчас, несмотря на наличие профстандарта, никакой силы документы об окончании разнообразных курсов не имеют», – подчеркнул Глеб Бабинцев.

Как отмечается в материалах ассоциации Аэронет, в США разработано 12 программ подготовки внешних пилотов для различных категорий эксплуатантов.

«Внешний пилот – это член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы».

Исходя из этого, внешним пилотом является любое лицо, управляющее беспилотником, независимо от размера, максимальной взлетной массы, цели полета и других характеристик летательного аппарата. Кроме того, внешний пилот в соответствии с приказом Минтранса России от 4.08.2015 № 240 отнесен к специалистам авиационного персонала безотносительно массы БВС.

Свидетельство внешнего пилота — официальный документ, на выдачу которого уполномочена только Росавиация. Ни одно другое учреждение или учебное заведение не имеет права выдавать такие свидетельства. Для получения документа необходимо пройти обучение в сертифицированных Росавиацией авиационных учебных центрах (АУЦ), при этом в сертификате АУЦ должно быть указано направление подготовки — подготовка внешних пилотов.

На текущий момент учебные заведения не имеют таких сертификатов, выданных Росавиацией, а значит, они не могут вести официальную подготовку внешних пилотов для управления БВС.

«Прогресс не остановить»: разработчик систем управления роботами — об искусственном интеллекте и беспилотных аппаратах

— Роботы становятся настолько функциональными, что вытесняют с рынка труда людей — грузчиков, кассиров, охранников, различных представителей сферы услуг. Не получим ли мы вскоре новый социальный протест вроде того, что был в Англии в начале XIX века, когда люди начали бороться с машинами?

— Согласен, проблема достаточно актуальна. Но мы же не ожидаем наводнения рынка роботами прямо сейчас. Это происходит точечно: в некоторых сферах, с некоторой примеркой, с оценкой эффективности.

— В крупных магазинах появились автоматические кассы.

— Замена, допустим, конной тяги на автомобили тоже привела к исчезновению целого ряда профессий: кучера, служащих на почтовых перекладных и так далее. Это прогресс, его просто не остановить. Понимаю, что рассуждаю как закоренелый технократ, но это не проблема разработчиков роботов. Думать об этом должны не инженеры, не технари.

— В лабораториях вашего НИИ разработана новая система управления автономными группами роботов в экстремальных условиях. Где же заканчивается управление и начинаются автономные действия роботов? Получается, что робот оснащён неким искусственным интеллектом: получил задачу и сам пытается её выполнить, несмотря на изменяющиеся условия?

— Большинство имеющихся роботов функционируют в дистанционном режиме: оператор через канал связи отдаёт им команды по выполнению той или иной миссии. Естественно, у них есть элементы искусственного интеллекта, причём возможно как групповое управление, так и одиночное.

Мы разработали автономное управление для роботов вообще, независимо от платформы. Это могут быть наземные машины, беспилотные летательные аппараты, безэкипажные катера и так далее. Наша разработка позволяет им функционировать без оператора, в автономном режиме и в неопределённых средах.

— Что вы называете неопределёнными средами?

— Ситуация и внешняя среда вокруг роботов могут динамически изменяться. Но они всё равно благодаря зашитому в их систему управления интеллекту преодолевают эти изменения.

— Ваша работа ведь заключалась не только в теоретических изысканиях?

— Нет. В 2017 году вышла монография о новой системе управления, затем мы масштабировали полученные результаты на группировки роботов. Нашу разработку интеллектуальных систем группового управления поддержал Российский научный фонд. Мы умудрились на эти средства создать в том числе и действующий полигон.

Читать еще:  Оператор колл центра это

Помимо теоретических изысканий и публикаций, мы получили очень интересные экспериментальные прикладные результаты. В одиночном управлении мы выиграли всероссийский конкурс, который организовывал Фонд перспективных исследований, на лучшую систему управления и навигации беспилотников. В части группировок у нас тоже имеются интересные результаты.

— Как происходит взаимодействие роботов в группах? Они передают друг другу некие сигналы, и потом вся группа координирует свои действия в зависимости от полученных данных?

— Всё верно. У нас, даже если нет канала связи с наземным пунктом управления, обязательно есть связь внутри группы. Задача оператора — сформулировать для группировки миссию, поставить задачу, определить координаты и время функционирования. А дальше уже начинается перераспределение. Группа сама может определить, какие средства и какие роботы, если это разнородные группировки, нужны для решения задачи. В этом случае должен быть лидер, который выступает камертоном группы.

Передача данных группе не обязательно проходит через наземный пункт управления. В этой роли может выступить и элемент группы — беспилотный летательный аппарат, наземное средство. Группа может перераспределять задачи и цели, обеспечивать требуемый строй. Это целый комплекс научных и технических решений.

— Не обо всех ваших исследованиях можно рассказывать. Можете в общих чертах поведать о самых интересных экспериментах с группами роботов?

— Есть эксперимент, который идёт с грифом «Конфиденциально». Трёх-пятитонные гусеничные-колёсные машины объединены в единую группу. Они предназначены для создания абсолютно автономных ударно-разведывательных группировок, в том числе для осуществления боевых действий в городских условиях. Второй проект связан с созданием группировок беспилотных летательных аппаратов, но это секретный проект.

  • В НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ был сделан действующий полигон

— Расскажите больше о роли лидеров группы. Робот же не сам решает, что ему нужно возглавить группировку?

— Функция командира группы назначается. Могу объяснить на примере противокорабельного комплекса «Гранит», принятого на вооружение в 1980-х годах. Одна из крылатых ракет назначается лидером, поднимается выше других. На высотах определяет координаты целей, а потом передаёт их членам группировки. Если её сбивают, на роль ведущего случайным образом выбирается следующая.

— Ваши разработки применяются в самых различных областях. Это и космос, и какие-то суровые условия на земле, в том числе боевые. Какие сферы применения наиболее перспективные и востребованные?

— Мы занимаемся исключительно системами управления, интеллектуальными технологиями. Многие технологии приходят из военной сферы в гражданскую. Но в первую очередь автономные интеллектуальные робототехнические системы найдут своё применение и будут использоваться широко именно в военном деле. Оператор беспилотного летательного аппарата или водитель танка — человек. Он является самым слабым звеном в контуре управления в силу психофизиологических особенностей, скорости принятия решения.

— И слабое звено необходимо заменить?

— Смысл военных действий — как можно быстрее достичь поставленной цели с минимумом негатива в гуманитарной сфере, для мирного населения. Поэтому роботы с нашей автономной системой управления будут в первую очередь использоваться в военной сфере.

Вторая область — системы транспортные. Беспилотные автомобили и воздушные такси, безэкипажные суда. Класс задач немного похож, а требования к системам управления несколько слабее.

Сейчас есть некоторые негативные факты — аварии, но эти проблемы не принципиальные, они будут решены в ближайшее время, это издержки опытных образцов. По мере накопления опыта использования технологий самообучения этот продукт будет совершенствоваться. И если говорить о гражданской сфере, то развитие в этом направлении будет продолжаться и дальше.

— В СМИ сообщали о разработке четвероногих роботов для Минобороны США. Эти устройства на видео кажутся малоуязвимыми и самообучающимися машинами. В чём мы уступаем в проектном потенциале нашим западным партнёрам, а в чём их превосходим?

— Мы отличаемся, во-первых, демонстрацией результатов. Маркетинговые ходы наших западных коллег более успешные и удачные. А ведь заслуживающие внимания разработки в этой области есть по всему миру. Не всё так просто и у них, и у нас, как и вообще в науке об интеллектуальном управлении такими сложными техническими системами.

В научном плане от зарубежных коллег мы практически не отстаём, а где-то даже и опережаем, но в технологическом ведущие государства мира существенно обошли нас. Есть проблемы с технологиями навигации, связи, производства средств бортовой энергетики и вычислителей.

Мы не уступаем им в исследованиях, в демонстрационных образцах, но серьёзно отстаём в части технологий, что не позволяет перейти к масштабному серийному производству той или иной робототехнической системы.

— Какие ещё разработки в области робототехники появятся в нашей жизни в ближайшем будущем?

— Хочу сослаться на дорожную карту Минобороны США. Они планируют где-то к 2035 году создать абсолютно автономные и принятые на вооружение группировки средств военной робототехники. К 2030 году предполагается запуск в производство и широкое использование роботов-полицейских. Тема достаточно острая. Поддерживаю тезис президента России: кто будет первым в искусственном интеллекте, тот будет владеть технологиями будущего.

— В своей работе вы ориентируетесь на какие-то западные образцы?

— Ряд исследователей в США и Германии занимаются разработкой подобных систем. Там есть привязка к наземным системам локальной навигации, так что это не совсем неопределённые среды. Они двигаются красивым строем, решают совместно какие-то задачи, но у них всё определено — среда динамически не изменяется. По нашей тематике работы там только начались.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×