Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджер в образовании это

Профессия – менеджер в образовании

— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель – первый среди равных в своем коллективе – или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?

— Дискуссия о том, кто же такой директор школы – старший учитель он или менеджер, – не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.

После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.

В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием – например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому – РОНО.

— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?

— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу – у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам – все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.

Поэтому одна из задач директора – создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, – это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.

— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?

— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?

Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.

— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…

— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать – и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.

Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.

— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования – директора школы, сотрудника управления – где можно выучиться?

— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.

Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя Институт развития образования Высшей школы экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания – в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.

— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?

— Безусловно, без этого не обойтись – без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.

При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ – всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.

На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда – компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент – это искусство, но его тоже нужно изучать.

— Сфера образования – не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования – будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, – повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?

— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах – это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.

— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?

— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.

— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…

— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают – давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.

Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах – это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.

Читать еще:  Кто такой эвент менеджер

В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании», и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра – даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы – это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, – боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.

Менеджер: что это за профессия и кем можно работать?

Пожалуй, в мире нет профессии шире, чем менеджер. Существуют менеджеры по продажам, ивент- и бренд-менеджеры, профессионалы в области управления предприятиями. Разброс зарплат огромен: это и «минималка» в 20 тысяч рублей в салоне сотовой связи, и миллионы рублей в месяц у топ-менеджмента, а потолка для роста не существует.

Кто такой менеджер?

Если говорить коротко, менеджер — это специалист в области управления и организации работы. Он руководит персоналом, отвечает за то или иное направление работы фирмы и постоянно общается с людьми. Будучи руководителем, он несет ответственность за результаты и обязан проявлять инициативу.

Функции и должностные обязанности управленцев

  • распределять задачи между рядовыми сотрудниками;
  • контролировать качество и результаты их работы;
  • создавать регламенты, алгоритмы работы;
  • вести переговоры очно, по телефону, деловую переписку;
  • заниматься делопроизводством: подготавливать документы.

У менеджеров могут быть и другие обязанности: все зависит от специализации, должности и требований руководства.

Классификация представителей менеджмента

Несмотря на большое разнообразие направлений подготовки, менеджеров подразделяют на три ключевые группы:

  • низшее звено или технический менеджмент. Сотрудники этого уровня руководят рядовыми работниками, специалистами: раздают задачи и контролируют качество их выполнения;
  • среднее звено или управленческий уровень. Эти руководители контролируют работу менеджеров низшего уровня. Они могут управлять филиалами, отвечать за результаты работы в отдельной области или регионе;
  • высшее звено или институциональный уровень. Это топ-менеджмент — высшие руководители, которые несут ответственность только перед владельцами бизнеса (держателями контрольного пакета акций). Они принимают ключевые решения и ответственны за весь бизнес.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

К преимуществам профессии менеджера можно отнести:

  • безграничные возможности для карьерного роста: менеджер низшего звена может дорасти до руководителя компании;
  • возможность хорошо зарабатывать. Уже на среднем уровне менеджеры зарабатывают в несколько раз больше, чем рядовые сотрудники;
  • постоянные поездки и общение с людьми. Управленцы нарабатывают полезные связи, регулярно посещают другие регионы и страны;
  • востребованность на рынке труда. В талантливых руководителях нуждаются многие компании. Несмотря на обилие предложения, нехватка квалифицированных кадров ощущается остро.

Есть и недостатки:

  • профессия менеджера точно не подойдет интровертам и людям, которые не любят поездки;
  • постоянные стрессы и высокая ответственность;
  • высокая конкуренция и небольшая зарплата в первые годы. Рассчитывать на хорошую прибыль сразу после получения диплома не стоит: нужно показать себя. То же самое и с конкуренцией: среди выпускников вуза она велика.

Необходимые навыки и знания

Чтобы быть хорошим управленцем, профильных знаний недостаточно. Нужны личные качества — такие, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение понимать людей и находить общий язык со всеми. Дополнительно потребуются:

  • знания в области делопроизводства;
  • техника ведения переговоров;
  • понимание принципов управления;
  • хорошие знания психологии и социологии;
  • логическое мышление и безупречная память.

Условия обучения

Освоить профессию менеджера можно в среднем специальном или высшем учебном заведении, на курсах. На низшем уровне будет достаточно даже курсов: главное для работодателя — ваши личные качества и организаторские способности. Однако уже для перехода на среднее звено потребуется высшее образование. Учиться можно очно, на вечернем или заочном отделении: работодателям неважно, как именно вы получили навыки. Бакалавриат поможет начать карьеру. В дальнейшем можно поступить в магистратуру и пройти обучение по программе MBA.

Виды специальностей. Какому менеджменту учат?

«Менеджмент» — это базовая специальность, которая охватывает все виды деятельности будущего руководителя (общее делопроизводство, общая техника ведения переговоров и т. д.). Однако есть и прикладная часть подготовки. Это могут быть:

  • муниципальное и государственное управление;
  • производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • менеджмент в образовании;
  • управление персоналом;
  • антикризисное управление и т. д.

Направлений много: вы можете стать узким специалистом в управлении наукоемкими производствами и даже спортивными организациями.

Как учат менеджменту?

Получить образование по направлению подготовки «менеджмент» можно на дополнительных курсах по повышению квалификации, СПО и ВО. Образование строится по следующей схеме:

  1. общеобразовательная школа или среднее специальное учебное заведение по направлению «Менеджмент»;
  2. бакалавриат или, редко, специалитет в вузе — от 3,5 до 4,5 лет;
  3. магистратура — 2 года;
  4. MBA на базе магистратуры (как правило, такое образование можно получить за рубежом) — до 1 года.

Учиться можно очно, заочно, на вечернем отделении или дистанционно.

Дистанционное обучение на менеджера

Для дистанционного обучения достаточно иметь интернет и компьютер (ноутбук). Учиться на таком отделении смогут выпускники школ и колледжей, а также более зрелые люди. Программа не отличается от программ очного или заочного отделения, но здесь нет традиционных пар. Вместо лекций проводят вебинары, а вместо семинаров — чат-занятия. Студенты изучают видеокурсы, литературу, всевозможные материалы. Они могут получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Где искать работу?

Все зависит от прикладного направления подготовки. Например, спортивные менеджеры могут найти работу только в спортивных организациях — от тренажерных залов до крупных государственных комплексов. В целом же менеджеры нужны в любой организации — государственной и частной, коммерческой и некоммерческой. Список вакансий доступен на сайтах поиска работы.

Кем работать с соответствующим дипломом?

У слова «менеджер» масса синонимов. Работодатели могут искать «управленцев», «руководителей», «директоров по развитию», даже «маркетологов» (подразумевая бренд-менеджеров) и многих других. При выборе вакансии учитывайте требования и должностные обязанности: они должны совпадать с вашей квалификацией.

Высокий спрос на менеджеров есть у компаний из сферы торговли, IT, туризма, страхования, HR, финансов, рекламы. Можно устроиться в муниципальный орган управления.

Требования к квалификации

Менеджер должен иметь профессиональное образование и хорошо знать законодательство, особенности работы компании, вплоть до технологии производства продукции, правила охраны труда и многое другое. Точный перечень требований зависит от должности.

Работодатели охотно принимают людей с релевантным опытом работы и повышают сотрудников, которые уже показали себя.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Менеджеры востребованы на рынке труда: не менее четверти от всех вакансий так или иначе требуют от соискателя образования по направлению «Менеджмент» или опыт работы.

Инновационная модель менеджера в школьном образовании

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 601 раз

Библиографическое описание:

Зияханов А. А. Инновационная модель менеджера в школьном образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9819/ (дата обращения: 23.03.2020).

Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Поиск новых форм управления в наше время- явление объективной исторической закономерности. Появляются новые сферы деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. [1]. Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы становится руководитель учреждения. Ему принадлежит роль менеджера как профессиональному управляющему. Цель менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к эффективному совместному действию. Для этого менеджеру необходимо придать упорядоченность усилиям людей, сбалансировать их сильные и слабые стороны, сгладить существующие между ними противоречия. Задачами менеджмента, по П. Драккеру, являются: сплочение людей вокруг общих целей управляемой организации, развитие в сотрудниках индивидуальной ответственности, а также индивидуальных потребностей и способностей к их удовлетворению, поощрение саморазвития сотрудников, выстраивание коммуникаций между ними [2]. Главные идеи педагогического менеджмента, отличающие его от традиционного управления школой: взаимодействие, взаимопроникновение субъектов образовательного процесса, рефлексивное управление, управление на основе взаимного доверия и уважения, создание руководителем для подчиненных ситуаций успеха, возможностей для профессионального роста. Изучение различных аспектов управления школой позволяет структурировать семантику понятия «педагогический менеджмент», которое включает следующие взаимосвязанные значения: управление, осуществляемое в социально-педагогической среде; управление не только процессами, но и людьми, непосредственно осуществляющими процессы или иным образом влияющими на процессы; управление, при котором осуществляется педагогическое воздействие на людей.

Читать еще:  Кто такой менеджер по рекламе

Менеджмент в практике возник с появлением общества и организаций. Зарождение менеджмента как науки произошло в конце 19 века. Ф. Тейлор обобщил практику управления предприятиями и опубликовал книгу «Принципы научного управления». С того времени практика и теория менеджмента развивалась под воздействием изменений, происходящих в мировой экономической системе. Менеджер образования — это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность. Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства. Это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе — сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения. Менеджер выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования четыре блока: административный, педагогический, коммуникативный, исследовательский. Большое значение в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Идея педагогического характера деятельности директора выражена у. А. Сухомлинского: «. хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». [3] Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей. На этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом». Управлять — значит приводить к успеху других. Управлять — значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений — работа единой командой. Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников». Хорошее управление — это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий. Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. [4]

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Как говорилось ранее, в школе много организационных проблем. Основные проблемы — недостаток финансирования и недостаток воспитательной работы. Школа не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому финансирование в школе 100 % бюджетное, а оно не достаточно для нормального функционирования школы. Привлечение дополнительных средств практически невозможно. Необходима инновационная система управления, инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент — это «менеджмент изменений» [5], позволяющий управлять развитием определенной системы, осуществляемом на основе инноваций.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

  1. Основы менеджмента» Мескан, Альберт, Хедоури.
  2. Управление в системе образования» Панферова Н. Н.
  3. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. / Пер. с англ.- М.: Технолог. школа бизнеса, 1992.
  4. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным?. — М.: Педагогический поиск, 2004.практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 2: в 3-х ч. Ч. 2. — С. 176–179.
  5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов: 5-е издание. –
  6. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.
  7. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д. В. Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997.

Менеджер в образовании это

Роли менеджера образования.

С точки зрения технологии управления статус менеджера образования имеет три аспекта: он должен определять, что со­ трудники должны делать, как они должны это делать и как по­ будить их к действию. Соответственно можно выделить ос­ новные роли менеджера:

• Управление организацией или подразделением.

Рассмотрим эти роли подробнее.

1. Возможность играть решающую роль, определять, что люди должны делать, связана с должностной позицией ме­неджера, объемом делегированной ему власти и ответственно­ сти, т.е. его статусом в организации как социальном порядке, системе регламентированных отношений. Статус и должност ная позиция, уровень полномочий менеджера выражаются в объеме выполняемых им управленческих функций:

— принятия решений (выбор целей и альтернативных ва­ риантов решений);

— планирования (план и последовательность реализации решения, распределение задач, распределение финансовых, материально-технических, человеческих ресурсов);

— контроля (соотнесение требуемого и достигнутого на каждом этапе реализации решений, обратная связь для сотруд­ ников и подразделений, дисциплинарный контроль).

2. Менеджер как специалист в предметной области участвует в определении способов предметной деятельности и рамках принятой в организации технологии. На низших уров­ нях системы управления (менеджер низшего ранга) на долю менеджера могут выпадать и чисто исполнительские функции (т.е. он сам выполняет какую-то часть трудовых действий). Од нако в предметную деятельность менеджер включается все-та­ ки как управленец, и это ограничивает его функции как специ­ алиста — он включается в трудовую деятельность в критические моменты, когда подчиненные попадают в тупик. Менеджер как специалист соответственно выполняет следующие функции:

— помощь сотрудникам в решении проблем (как ликвиди­ ровать затруднение);

— обучение и консультирование сотрудников (как и какие выполнять действия);

— квалифицированная оценка способов и результатов дей ствий сотрудников (т.е. насколько рационально и эффективно сотрудником были решены его профессиональные задачи).

Основная задача менеджера при этом — не подменять со подчиненных, лично выполняя ту часть работы, с которой они не справляются, а развивать персонал в сторону самостоя­ тельного преодоления трудностей, т. е. оказывать помощь орга­низуя самопомощь.

Читать еще:  Менеджер быстрого питания

3- Основные цели руководства — обеспечение эф­фективности, планомерности и непрерывности дея­ тельности персонала. По затратам времени это наиболее су­ щественная составляющая работы менеджера. Управление процессом производства товаров и услуг означает, прежде всего, руководство участвующими в этом процессе людьми. Менед­ жер как руководитель решает задачи подразделения не лично, а руками других людей, своих подчиненных. Эффективность менеджера — это, прежде всего эффективность взаимодействий, слаженность, кооперация и уровень мотивации руководимой им команды. При равных ресурсах и сходной организационной структуре в конкурентной борьбе выигрывают организации с более эффективно работающими командами. Соответственно можно выделить основные функции руководства: информационные взаимодействия; кооперация; мотивирование.

Персонал как объект руководства представляет собой и субъект труда, и оплачиваемого работника, и мотивированного индивидуума, и партнера по коалиции, и лицо, принимающее решения. С каждой из этих ролей связаны особые характерис­ тики персонала.

Субъект труда: персонал выполняет работу, создает цен­ ности и добивается результатов. В этом смысле персонал — про­ изводственный фактор.

Оплачиваемый работник: система оплаты включает я себя прямую оплату труда в соответствии с оценками уровня от­ ветственности сотрудника (место в организационном порядке), количества и сложности труда (оклады, сдельная или повре­менная оплата, комиссионные, премии, участие в прибылях), также косвенную оплату, непосредственно с трудом не связан­ ную (оплата больничных листов, пенсионные отчисления, до­ полнительные преимущества: питание, проезд и т.п.), затраты на обеспечение безопасности и создание комфортных условий труда, сохраняющих здоровье и работоспособность сотрудника (санитарно-гигиенические условия, дизайн помещений, удоб­ ное рабочее место и т.п.). В этом смысле персонал — причина расходов, которые могут быть оправданными или неоправдан­ ными.

Мотивированный индивидуум: каждый сотрудник имеет собственные мотивы и стремится к своим целям, причем мотивы не сводятся только к получению материального возна­граждения, но включают: безопасность, стабильность, незави­ симость, жажду внимания, признания и одобрения, желание получить поддержку, стремление к власти и т.д. Эффективно удовлетворить нужды, потребности организации можно, лишь удовлетворив потребности сотрудников и тем самым побудив их к активности во имя целей организации, в этом смысле пер­ сонал рассматривается как средство удовлетворения потребно­ стей организации, а организация — как средство удовлетворе­ ния потребностей сотрудника.

Партнер по коалиции: каждый сотрудник принадле жит одновременно нескольким группам: профессиональным, относящимся к определенному уровню организационной ие­ рархии (исполнитель, менеджер низшего, среднего и высшего ранга), неформальным группам, в этом смысле персонал рас­ сматривается как структура отношений и коммуникаций меж­ ду сотрудниками.

Лицо, принимающее решения: каждый сотрудник на своем уровне иерархии и на своем рабочем месте должен при­нимать решения. Эти решения могут быть связаны с выбором уровня своей активности или способа своих собственных дей­ствий или действий других сотрудников, могут иметь большее или меньшее значение для организации, но вся эта масса и мас­ штабных, и мелких решений выражает меру понимания и при­ нятия персоналом своих рабочих задач и, в совокупности, опре­ деляет эффективность организации как целого.

Таким образом, руководство — это деятельность менеджера в организации как системе интерперсональных отношений, де­ ятельность в данной сфере — прежде всего общение и взаимо­ действие с людьми (интеракции), умение убеждать и завоевыв ать доверие поступками и словом, добиваться согласованности действий очень разных по своим взглядам и характерам людей, т.е. оказывать на них влияние. В этом смысле влияние отлича­ ется от власти. Власть основана на формальных полномочиях и выражается в позиции менеджера в организационной структу­ре, а влияние основано на личном воздействии на людей и вы­ ражается в позиции менеджера в структуре интерперсональных от ношений (деловых и личных).

Если менеджер обладает значительным влиянием на со трудников и занимает центральное место в структуре отноше ний в коллективе, он называется лидером. Руководство и ли­ дерство — не совпадающие понятия. Сотрудник может быть ли дером в своей группе, не являясь ее официальным руководите­лем. Руководство, в свою очередь, не сводится к лидерству, так как руководитель не просто оказывает влияние на сотрудников, а делает это в контексте задач подразделения. Анализ управ ленческой ситуации и формулирование задач сотрудников, си­ стематическое и постоянное направление их действий на цели подразделения — специфическая черта руководства, в отличие от лидерства, которое более стихийно и ситуативно.

В зависимости от ситуации лидерами группы могут стано виться разные сотрудники: появляются эмоциональные лиде ры (общительные, активные в контактах), информационные лидеры (находятся в курсе всех событий, проектов, слухов и т.п.), профессиональные (наиболее квалифицированные со­трудники), творческие (генераторы идей), но руководитель всегда один. Изобилие лидеров совсем не помеха руководству: пользуясь тем, что их много, руководитель может «делать свою политику» и, в свою очередь, завоевывать лидерские позиции.

Таким образом, если мы рассматриваем организацию на макроуровне как поле сфер деятельности общих для человече­ского мира в целом, не только для отдельной организации, т.е. отдельно как систему совместной предметной деятельности, как социальный институт и как систему интерперсональных от ношений (коллектив), то разделяются и основные, классические, роли и функции менеджера.

Однако все эти сферы деятельности существуют не изоли рованно, а соединены и упорядочены в организации как целом. Организация является целостной системой, взаимодействую­ щей с окружающей внешней средой. Характер взаимодействия определяет цели организации, а цели, в свою очередь, — ее вну­ треннюю структуру.

Таким образом, при рассмотрении организации как от­ дельной единицы социума, взаимодействующей с окружающей средой (на мезоуровне), главной характеристикой отдельной конкретной организации является система целей: от целей ор­ганизации в целом до целей подразделений и каждого отдель ного сотрудника фирмы.

Рассматривая организацию на мезоуровне в качестве «кле точки», или целостной хозяйственной единицы общества как социально-экономической системы, мы приходим к ее понимани ю как целеустремленной системы. С этой точки зрения мож­ но выделить три уровня и, соответственно, три подсистемы ор­ ганизации: систему целей, собственно организацию и систему контроля.

Система целей включает упорядоченную совокупность об­ щих и частных, стратегических, тактических и оперативных це­ лей. Организация — это ясное и четкое определение областей ответственности за достижение конкретных целей каждого подразделения и сотрудника. Система контроля — это сравне­ ние поставленных целей и достигнутых результатов, информи­ рование об отклонениях и анализ причин отклонений резуль­ татов от целей.

Формирование системы целей, организационной структуры для достижения и контроля достижения целей — важные на­ правления деятельности менеджера. Менеджер должен не толь­ ко выполнять повседневную управленческую работу, но и созда­ вать эффективную, «работающую» структурную основу управ­ ления и руководства. Данную часть деятельности менеджера на­ зывают иногда «структурной частью», или «структурным на­ правлением деятельности». Менеджер — ключевая фигура в ор­ганизации, сотрудник, которому собственниками или высшим руководством организации делегируется какая-то часть задач, полномочий, прав и ответственности в управлении организаци­ ей или подразделением: 1) в постановке целей, 2) разработке ор­ ганизационной структуры и з) создании системы контроля.

1. Абрамова Н.Г. Целостность и управление. – М.: Наука, 1974. – 248 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 337 с.

3. Аббасов А.А. Учет и контроль как принципы организации учебно-педагогной работы в школе: Дис. …канд.пед.наук. – Ростов-н/Д, 1988. – 156 с.

4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

5. Агасси Дж. Революции в науке – отдельные события или перманентные процессы? // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада. – М.: Логос, 1996. – С 136 – 154.

6. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дис. …докт. пед.наук. – М., 1998.

7. Александров Г.Н., Шариков Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалиста. – М.: Высшая школа, 1984. – 60 с.

8. Алексашина Н.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном познании в области естествознания. // Гуманизация образования: Теория. Практика. – СПб., 1994. – С. 62 – 68.

9. Алексеева Л.Г. Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991.

10. Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования/ Пер с англ.. – М., 1993. – 260 с.

11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн: Университетское, 1990. – 560 с.

12. Амосов Н.А. Моделирование информации и программ в сложных системах // Вопр. философии. – 1963. № 12. – С. 27.

13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. – М.: Наука, 1977. – 384 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector