Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджер патерналист это

Вопрос 2. Типы менеджеров

В 20 веке –эволюция понятий.

В начале века менеджер – директор ( его девиз «бизнес – есть бизнес»)

После 30х годов: Менеджер – патерналист (родной отец, который старается набрать себе злых заместителей, которые доводят людей, а менеджер всех мирит)

60е годы. Менеджер – маклер (надо продать все, что произвел. Он манипулирует не только товарами, но и людьми. «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих»

Менеджер – организатор. Этому способствовало 2 обстоятельства: *было невозможно одному управлять производством *происходит менеджерский бум, когда менеджер обязан иерархически расставлять менеджеров других звеньев – структурирование производством

Блэйк, Моутон выделяют 3 группы современных менеджеров: патерналист, оппортунист (самовлюблен, стремится к первенству, требует покорности и подсказывает руководству решения, которые выгодны только ему), фасадист (он манипулирует не только людьми, но и руководством. Он- мастер лжи и интриг)

Кейерси делит менеджеров по психологическим качествам героев древнегреческого эпоса.

1. Этиметей (брат Прометея, который не выделялся умом, но он надежен, консервативен, не любит риска)

2. Дионис (гибок, успешно участвует в рискованных делах, но не способен выполнять рутинную работу)

3. Прометей (стремятся к глобальным свершениям, обращает внимание других людей на себя, не любит объяснять, не умеет расслабляться, очень ориентирован на результат. Работает сам, как лошадь и заставляет других делать тоже самое, забывая вознаграждать за это)

4. Аполлон (специалист по неформальным отношениям, решает не только личные, но и организационные проблемы используя свой шарм и харизму, с учетом интересов всех тех, кого он использует)

Есть классификации по отношению к власти. Различают унитаристов (привык единолично решать проблемы) и плюралистов (пытается прислушаться к коллективу).

По хар-ру действий:

1. пассивные (Они стремятся с сохранению позиции любой ценой, они несамостоятельны и нерешительны. Они ориентированы на себя и легко предают). Их делят на:

а) специалистов (склонных к дисциплине и порядку, миролюбивых и без инициативны),

б) интеграторы (ценят морально-психологический климат, не допускают внутренней конкуренции, тенденция к приспособленчеству),

в)мастера (пытаются установить тотальный контроль, боятся нововведений),

г) люди компании (убеждают в своей незаменимости)

2. активные (Менеджеры инициативного типа. Они стремятся к расширению своего влияния, к своей большой личной власти. Они достигают и собственных целей, и целей организации. Они жесткие, но не жестоки. Бескомпромиссны, но справедливы. Решительны, но гибкие. Целеустремленные, но не самоуверенные. Оптимистичные, но реалистичные). Их делят на:

а) борцы с джунглями ( львы, действующие открыто и лисы)

б) игроки (делают несколько дел одновременно, активно участвуют в различных кампаниях и зачастую не могут справиться с реальными делами и склонны разрушать больше, чем создавать)

в) открытые ( стремятся к власти ради преобразований, в интересах общего блага. Это как правило профессионалы, знающие потребности организации. Быстро откликаются на новое.)

Современный менеджер. При огранке получается достойный бриллиант. Нужна и достойная оправа.

Менеджер обязательно и управляющий, и управляемый.

+Современный менеджер, это обязательно лидер во всех направлениях.

+ Но он одновременно и дипломат.

+Он обязательно воспитатель (не преподаватель) – человек, прошедший жизнь, и подсказывающий где нужно не допустить ошибок.

+ Менеджер должен быть человеком, а как человеку ему присуще многие вещи – и положительные и отрицательные.

С точки зрения цикла организации, должны проявляться те или иные черты, функции.

В период создания организации на 1 месте – руководитель-предприниматель, который формирует концепцию предприятия, долгосрочные управленческие решения. Также здесь сильны руководители лидеры.

В период стабильного развития на 1 место выходят руководители-плановики (администраторы), которые занимаются реализацией текущих планов, обеспечивают реализацию функций управления (координация, контроль).

В прошлом еще выделяли руководителей – снабженцев, руководителей пожарные (пожарники), которые должны быть мобильными, гибкими, обладать стратегическим мышлением.

РаньшеСейчас
Цели, опирающиеся на внутренние возможности фирмыНахождение баланса м/у внутренней и внешней средой
Нормы деятельности были неизменныСовременные менеджеры должны думать рефлексивно (иногда нужны противоположные решения)
Люди были ресурсомЛюди – ресурсы + рассмотрение потенциала людей, которые будут приводить к росту фирмы, ее конкурентоспособности.
Ориентировался на должностные инструкции, правила, положенияИнструкции на каждый день не пропишешь.

Классификация имиджа организации по типажу руководителей:

1 бюрократический тип организации – строгая иерархия, влюблённость в мелочи, полная систематизация, тщательный контроль и противодействие нововведениям

2 драматический тип организаций – импульсивное поведение, риск, ореол грандиозности, руководство по методу шоу во всех его проявлениях и стремление быть уважаемыми людьми

3 параноидный тип – сплошное недоверие, власть, власть и еще раз власть, консерватизм во всем, навязчивые идеи, избегание риска

4 депрессивный тип – боязнь всего и вся, боязнь конкуренции, пассивность, фатальность, упрощенный подход к управлению, стремление в любой ситуации оставаться на плаву

5 шизоидный тип – замкнутость, апатия, отсутствие контактов с подчиненными, выдача только узко специализированных указаний, раздвоенность и вакуум в руководстве

Официальная классификация видов менеджеров:

Международная организация труда рассматривает управленческий персонал, как часть более широкой категории работников, куда кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Большую роль на классификацию оказывает влияние разделения труда.

I. Горизонтальное разделение труда – рассматривают и классифицируют менеджеров на:

А) Руководителей (которые координируют работу), линейных менеджеров (те, кто занимаются производством) и функциональных (выполняют другие функции),

Б) Специалисты (непроизводственная работа, требующая высокой квалификации)

В) Служащие (непроизводственные функции, не требующие высокой квалификации)

II. Горизонтальное разделение — специализация м/у областями менеджмента. На Западе выделяют функциональных менеджеров, генеральных, линейных, аппаратные (выполняют непроизводственные функции).

Общее для горизонтального разделения труда — на каждом из уровней иерархии предусмотрен определенный объем работ по функциям.

III. Румянцев согласно определенным функциональным областям на предприятии выделяет:

IV. По составным частям предприятия как кибернетической системы:

1. вход (ресурсы, персонал, финансы, общая информация, снабжение, запасы),

2. выход (результаты, менеджеры, которые занимаются целеполаганием, стратегическим управлением, маркетингом)

3. преобразование ресурсов (линейные менеджеры, которые занимаются производством и снабжением, НИОКР)

Вертикальное разделение труда.

Менеджеры высшего (3-7%), среднего (самый многочисленный слой), низшего звена.

В зарубежном менеджменте сущ. деление на 4 категории:

* Исполнение прямых рабочих операций (менеджеры такого уровня занимаются организацией производства и поставкой товара, с 1 стороны – вспомогательная деятельность, с другой – творческая. Нет разделение менеджерского и простого труда)

Читать еще:  Курсы туристического менеджмента

* управление персоналом, выполняющим прямые операции (управленцы 1 уровня – мастера, бригадиры, супервайзеры, менеджеры банков, старшие медсестры)

* управление менеджерами (руководители среднего звена, менеджеры менеджеров обеспечивают бесперебойную циркуляцию информации в организации)

* управление бизнесом (несут ответственность за бизнес и имеют непосредственную связь не только с представителями внутренней среды, но и с внешним миром (СМИ, государственные служащие, акционеры)

|следующая лекция ==>
Вопрос 1. Предприниматель и менеджер – общее и отличия|Вопрос 4. Качество менеджеров

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 649 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 11. Управление социальными процессами в организации. Личность менеджера

Содержание занятия

• Менеджер и его работа

• что такое менеджер и его обязательства

• умения и роли менеджера

• содержание работы менеджера

Мой лучший менеджер

Тест[2]

Оцените и определите, к какому типу менеджера вы себя относите?

Каких принципов вы придерживаетесь?

Какие качества менеджера вам импонируют?

Менеджер-патерналист. Патерналист играл роль «главы семьи», к рабочим относился по-отечески. Философия менеджмента подчинялась формуле «Быть справедливым, но твердым». Рабочие в массе положительно реагировали на поведение таких менеджеров, что сказывалось на росте произво­дительности труда.

Менеджер-маклер. Этот тип проявился в годы кризисных потрясений, когда капита-листические предприятия страдали от перепроизводства товаров. В то время фирмам потре-бовались оборотистые люди» умеющие сбывать продукцию и тем са­мым двигать производство» Такие люди стано­вились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Ру­ководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недо­вольство рабочих».

Менеджер-организатор. Под влиянием двух обстоятельств сформиро­вался тип менед­жера организатора. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сде­лали невозможным единоличное управления про­изводством. Чтобы принимал» решения, ме­недже­ру потребовалось мнение довольно большого кру­га лиц. В обиход вошли управленче­ские советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основа­тель производства, а приглашенный специалист со стороны.

Менеджер-управляющий. Функция управления считается традиционной. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий должен быть честным, верным сво­ему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, пе­дагога и психолога.

Менеджер-дипломат. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установ­ление и развитие человеческих контактов, углуб­ление деловых связей, заключение сделок, разре­шение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла роль менеджеров в различ­ного рода посреднических действиях. Для этого требуются специфические способности, аналогич­ные дипломатическим. Кроме того, вторая поло­вина 80-х годов обозначила себя «бумом межгосу­дарственных связей».

Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидер­ские. Американские теоретики менеджмента давно провозгласили лозунг «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера не идентичны. Чтобы эффективно справиться с задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально-личносгных.

Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, в совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Степень воспитанности» высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Период 1775-1875 it. — век Великобритании, господство классической христианской этики, период 1875-1975 it. — век США, протестантская этика; в 1975 г. обозначился век азиатско-тихоокеанского региона, конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса. Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.

Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая, волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с промыш­ленным переворотом), одной из важнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. Потребность в инновациях объясняется просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании’* и эконо­мить на введении новшеств.

Менеджер-человек. Менеджер — не машина, которая работает от внешних источников энергии, — это человек и ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер — личность, т.е. сложная система социальных ка­честв, взращенных в процессе воспитания. У каж­дого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществ­лению менеджерских функций.

Практикующее упражнение Менеджер XXI века

Цель: Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти из­менения к работе менеджера в будущем.

Шаг I. В течение 10—15 мин студенты индивидуально составляют «портрет» менеджера XXI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.

Шаг II. В малых группах в течение следующих 20—30 мин студен­ты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» ме­неджера XXI в.

Шаг III. В классе под руководством преподавателя в течение 15— 20 мин проводится обсуждение и вырабатывается общее видение требований к менеджеру XXI в.

Домашнее задание Мой лучший менеджер

Необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у вас данное представление о нем. Качества не только должны быть названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям. Для ранее наработавших сту­дентов в качестве менеджера могут выступать работники или руко­водители учебных или спортивных учреждений, а также учреждений культуры.

Основные понятия менеджмента и менеджера

1.1 Основные понятия менеджмента и менеджера

В последнее время термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.

Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Читать еще:  Менеджер лицо компании

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контроли­ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача­стую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Здесь можно привести один пример: В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесме­нов. Переговоры не ладились, потому что Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер”, несмотря на фантастическую зарплату, предло­женную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов, на “Крайслере” согласи­лись с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевы­вать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Это понятие прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип, позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалось на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал утрачивать свои позиции.

На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».

Далее появился новый тип менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный советом директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.

В настоящее время менеджер выступает в системе общественного производства как:

е) человеческое существо.

Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

От него также требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и пред­принимательства, умение владеть ситуацией на рынках, прояв­лять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Среди серии менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг — «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса — главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей — быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально-личностных.

Читать еще:  Менеджер интернет проектов

По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к персоналу. С одной стороны появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся техника и технология диктует необходимость постоянного профессионального обучения специалистов, это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства. Между

тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Известно, что период 1775—1875 гг. был веком Великобритании — здесь действовали классическая христианская этика; период 1875—1975 оказался веком США — здесь господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век азиатского тихоокеанского региона — здесь нашла поле своей деятельности конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса.

Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое, эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отбрасывается в хвост прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.

Менеджер — человеческое существо

Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер — человек, ничто человеческое ему не чуждо. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

1.1 Типы менеджеров

Функции и методы деятельности менеджера, типы менеджеров исторически изменяются:

1. На заре капитализма во главе промышленного предприятия стоял обычно директор с ярко выраженными диктаторскими замашками, так как его основной функцией считалась функция подавления рабочих. Это менеджер — диктатор. Философия такого рода менеджмента проста: бизнес есть бизнес, поэтому работай не рассуждая. О высокой производительности труда не могло быть и речи.

2. Со временем предприниматели стали осознавать, что у рабочих надо возбуждать интерес к труду. Появился новый тип менеджера — менеджер — патерналист — глава семьи, к рабочим отношение отеческое. Философия такого менеджера подчинялась формуле: быть строгим, но справедливым. В основном реакция рабочих на такой тип менеджера была положительной, но стабильности в развитии производства и особенно в получении прибыли достичь не мог.

3. В годы кризисов преуспевал другой тип менеджера — менеджер — маклер, то есть потребовались оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Работа такого типа менеджера была прежде всего работой дипломата. Руководящим началом здесь выступает принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».

4. Позже маклера сменил менеджер — организатор. Расширился круг людей, с которыми менеджеру приходилось иметь дело, — владельцы, профсоюзные и другие общественно — политические организации, персонал. Успех менеджера стал зависеть в очень большой степени от умения ладить со всеми социальными группами, занятыми в производстве.

5. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится лицом, облеченным властью. Однако эта власть не диктаторская, а скорее патерналистская, отеческая. Основные требования к личности — компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические и психологические умения.

Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера — маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.

Менеджер — лидер. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера: функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса; вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требует от него профессионального владения как тем, так и другим.

Менеджер — воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание, на это тратятся большие средства. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста.

Менеджер — инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство далеко назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.

Менеджер — человек. Ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер — это личность. То есть сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств [2, с. 311]. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×