Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджер дизайнер это

Что такое дизайн-менеджмент

Дизайн-менеджмент (design management) — это ориентированный на конечного потребителя подход, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса. Он упорядочивает деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.

Дизайн-менеджмент выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, бренд-менеджментом, маркетингом и корпоративным управлением на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.

Он всегда зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайн-процессом, организацией и рынком:

  1. Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией
  2. Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна
  3. Повышает потребительские качества (user experience) и отвечает за усиление конкурентоспособности.

Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности результата («делать правильные вещи»).

Уровни дизайн-менеджмента

Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:

  1. Операционное управление
  2. Тактическое управление
  3. Стратегическое управление

Операционное управление связано с отдельными проектами и командами в сфере дизайна. Его целью является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна. На этом уровне он включает в себя подбор и управление поставщиками дизайн-услуг, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов. Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне и может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.

Тактические управление направлено на организацию дизайн-ресурсов и процессов производства готовых решений. Его цель заключается в создании структуры дизайна в компании и в сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне. Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Отвечает за разработку мероприятий, направленных на развитие дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработку инновационных продуктов и концепций сервисов. Итоги тактического управления связаны с формированием структуры дизайна в компании, и выстраиванием внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.

Стратегическое управление включает в себя создание долгосрочного плана для дизайна внутри компании и определение его роли. Цель стратегического управления заключается в укреплении корпоративного видения, создания связей между дизайном и бизнес-стратегией. Включает в себя создание дизайна, разработку бренда и стратегии продукта. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая в свою очередь влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна. Как результат — в сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.

Задачи дизайн-менеджмента

Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы сотрудников. Рейчел Купер и Майк Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн и определяют его задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне:

  1. видение / миссия
  2. стратегия / определение политики компании
  3. цели /задачи / результаты
  4. планирование / распределение ресурсов
  5. деятельность / контроль / оценка

Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Герт Коотстра (Gert Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:

Дизайн-менеджмент как линейная функция

Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе и может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.

Распределенная функция дизайн-менеджмента

В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и при этом исполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.

Вспомогательная функция дизайн-менеджмента

Когда дизайн-процесс определен как «вторичный» организационный процесс, дизайн-менеджмент выполняет вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.

Иерархия дизайн-менеджмента

То, в каком объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от её размера, конкурентной позиции и специфики отрасли.

Исследования Датского центра дизайна (DDC), позволившие определить «Датскую Лестницу Дизайна», показывают, как компании интегрируют дизайн в бизнес:

  1. Без дизайна: компании, которые не используют дизайн (15 % в 2007 году)
  2. Дизайн как стайлинг: компании, которые используют дизайн для создания стилистических решений (17 % в 2007 году)
  3. Дизайн как процесс: компании, которые внедряют дизайн в процесс развития (45 % в 2007 году)
  4. Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии (21 % в 2007 году)

Исследования показали, что компании, которые рассматривали дизайн на самой высокой ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.

Автор: студенты и выпускники курса дизайн-менеджмента БВШД, рис. Светлана Черткова

Managing Design by Research: developing a research based design (Rachel Cooper & Mike Press, 2005)

Борьба за опыт пользователя: продакт-менеджеры против UX-дизайнеров

Где грань между работой продакт-менеджера и UX-дизайнера? Есть ли она? И что это значит на практике?

Мелисса Перри (Melissa Perri)

Консультант по управлению продуктами, преподаватель и отраслевой спикер по темам: управление продуктом, UX-дизайн, Agile и безопасность. Директор Product Institute и Produx Labs, редактор корпоративного блога на Medium.

Читать еще:  Курсы для менеджеров по трейд маркетингу

Перевожу, пишу, редактирую. Люблю живую речь.
Уважаю букву Ё.
Формализм мастдай.

— У нас много задач для UX-дизайнера и менеджера по продукту. Чем вы хотите заниматься?

— Придётся выбирать. Эти специалисты нужны в две разные команды, у нас нельзя быть сразу в обеих.

Каких-то десять лет назад я и не знала, чем занимаются менеджеры по продукту. Так было до прихода в Capital IQ. Я не следила за их вакансиями и попала туда почти случайно. Мне друг подсказал, что им нужны специалисты, а я спросила, есть ли что-то для людей вроде меня — инженеров, которым нравится работать в Photoshop.

После нескольких собеседований с разными людьми мне сказали, что в Capital IQ я буду бизнес-аналитиком, притом хорошим. Работать на стыке бизнеса и анализа должно быть здорово, подумала я, поэтому и ухватилась за предложение. (Лишь позже я поняла, что аналитиками здесь называют менеджеров по продукту.)

В Capital IQ я собирала бизнес-требования; определяла, какие функции нужнее и в каком порядке их реализовывать; выдавала техусловия разработчикам; рисовала макеты интерфейса в Photoshop; проводила приёмочное пользовательское тестирование; собирала отзывы клиентов; устраивала пользовательские исследования и управляла содержанием проекта (managing the scope).

Компания в то время была далека от Agile 1 или Lean 2 , но я не знала ничего лучше. Мне там очень понравилось. Решать проблемы и наблюдать, как мои решения воплощаются в жизнь, было намного круче, чем заниматься
SCM-системами 3 или кодингом, даже не программированием (варианты, которые я тоже рассматривала).

«Поздравляю! Тебе больше не нужно делать макеты»

Четыре года спустя, уже в OpenSky, я впервые услышала слова «User Experience дизайнер». Тогда мой босс объявил, что мы нанимаем
UX-директора. Здорово, подумала я: он займётся чем-то, чего не делает менеджер по продукту. И была ошарашена новостью, что за дизайн и макеты интерфейса теперь отвечаю не я. UX-директор сообщил это с видом спасителя: «Поздравляю! Тебе больше не нужно делать макеты».

Но я-то любила дизайнить. Мне нравилось продумывать логику интерфейса, которая решала многие проблемы. Разработчики у меня тоже участвовали в процессе. Мы вместе рисовали эскизы, делились идеями, выбирали лучшие и вносили их в версии продукта.

С приходом UX-директора большая часть этого ушла. Теперь у нас были раздачи техзаданий. Я всё ещё одобряла идеи, но не влияла на то, как их реализуют в продукте, который увидят пользователи.

Очень скоро я поняла, что хочу вовсе не этого. И я ушла в другую компанию — на место ведущего UX-дизайнера.

Хорошо там, где нас нет

Но тут я столкнулась с противоположной проблемой. Мне не разрешили участвовать в обсуждении функций, которые нужны продукту. Такие решения здесь принимал как раз менеджер по продукту, единолично. А мне оставалось просто их реализовывать.

Я чувствовала себя как Люси и Этель на шоколадной фабрике, пытаясь обернуть чужие решения в красивый дизайн — как на конвейере, который никогда не останавливается.

Гибкая методология разработки (англ. Agile software development) — ряд подходов и практик для организации труда небольших групп, занимающихся однородной творческой работой, а также управления ими.

Бережливое производство (от англ. lean production) — концепция управления, призванная устранять все виды потерь. То есть избавляться от действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не важны) для конечного потребителя.

Система управления цепями поставок — программное средство автоматизации, которое управляет всеми этапами снабжения предприятия и контролирует товародвижение (закупку сырья и материалов, производство и распространение продукции).

Алена Выгузова: Дизайн – это мощный инструмент менеджмента

Все были удивлены, когда меня, 20-летнюю девочку-дизайнера, повысили до Начальника отдела рекламы и маркетинга. Сотрудники с многолетним опытом работы на должности «менеджер по рекламе» испытывали смешанные чувства. И зависть, и удивление, и раздражение и много еще чего они испытывали, в том числе, и меня на прочность. Конечно, все думали, что наша директор сошла с ума. Как может дизайнер управлять отделом? Я и сама тогда не совсем понимала, чем я это заслужила.

До сих пор все считают, что мне просто повезло. Но я открою вам большой секрет: везение – это миф. На самом деле мне помог мой современный взгляд на свою профессию: дизайн, как средство продвижения. Полученный опыт привел меня к принципиально новому направлению на рынке услуг. Итак, знакомьтесь: Его Величество Дизайн-менеджмент.

К счастью, минуло время, когда дизайнер выполнял вспомогательную «художественно-эстетическую» роль. Улучшением эстетических свойств продукта и декораторством может заниматься и художник. Сейчас дизайнеры всего мира пытаются повысить имидж своей профессии. За рубежом мои коллеги в этом сильно преуспели. В России пока мало кто понимает значимость дизайн-менеджмента, но большинство предприятий нуждается в нем.

В 2006 году проводилось исследование на тему «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», в рамках которого были опрошены топ-менеджеры 150 предприятий. Большинство считает нужным введение системы оценки качества дизайн-проектов. Оказалось, что они бы «дорого заплатили профессионалу, который объяснит им, какой дизайн нужно сделать, чтобы не потерять инвестиции, например, в производственную линию, стоимостью 5 млн. евро» (цитата из экспертного интервью «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», СПб, 2006).

Дизайн, приносящий прибыль, имеет ценность. Что это значит? Инструменты дизайна нужно использовать при создании нового успешного продукта. С помощью него же можно воздействовать на потребителя. Если оглядеться вокруг, то можно понять, как обширно поле деятельности дизайнеров. Например, целенаправленно разработанный интерьер вашего офиса помогает строить взаимоотношения с сотрудниками и партнерами.

Читать еще:  Ли якокка менеджер

Становится понятно, что дизайн – это мощный инструмент менеджмента, который можно и нужно использовать. К сожалению, в российских вузах пока отсутствует подготовка специалистов по направлению «Дизайн-менеджмент». А одними лишь креативными дизайнерами вам не обойтись. Следовательно, нужно искать человека, который имеет образование по специальности «Дизайн», но при этом обладает аналитическим складом ума, знаниями основ менеджмента, маркетинга, психологии. Обычный дизайнер мыслит таким образом: «Нужно сделать красиво». А «красиво» обычно утверждается руководителем, оценка которого основывается на личном представлении о красоте, и, соответственно, не является истиной в последней инстанции. Оценку дизайн-проекта должен производить человек, который мыслит о дизайне следующим образом: «Нужно сделать продукт, который хочется купить». Цель современного дизайна – продать.

«Я так вижу» — это аргумент свободного художника. Настоящий Дизайнер смотрит на мир глазами потребителя. Великий Дизайнер хочет угодить потребителю. А не себе и не заказчику. По сути, дизайн-менеджмент – это переводчик с «дизайнерского» языка на «бизнесовый» и наоборот. Дизайн-менеджмент разбирает проект по полочкам и помогает рассчитать прибыль относительно вложенных средств. Он также срывает пелену загадочности с «креативного подхода» и преобразовывает его в дизайн-стратегию, которую можно измерить, посчитать и оценить.

Основные функции дизайн-менеджмента – организация работы дизайн-команды на предприятии, управление процессом создания дизайн-проекта, разработка дизайн-стратегии и воплощение дизайна в жизнь, а точнее – в бизнес и в рынок.

Начинающий менеджер проекта — дизайн

Маленькое предисловие. У нас возникла необходимость сделать сайт. И не просто визитку, а интернет-магазин с нестандартной системой заказа. Точнее – переделать существующий, но так как существующий в плане безопасности и удобства администрирования (а еще и дизайну и качеству верски) не годился никуда, нужно было делать заново.
Побеседовав с рядом программистов (сама таковым н являюсь) мы поняли, что CMS (даже модифицированная) нам не подходит, самописный код – отпадает по ряду причин (нет гарантии безопасности прежде всего), нужен сайт на фреймворке.
Почему было не обратиться за сайтом к готовой команде, где есть менеджер и проверенные сотрудники?

Во-первых, уже был опыт работы на фриланс биржах, стаж 2 года, аккаунт работодателя с 20+ отзывами…все казалось реальным, учитывая то, что я сама могу сверстать (правда что-то совсем простенькое), установить на хостинг – словом, обладаю базовыми знаниями и опытом общения со специалистами.

Во-вторых – хотелось себя попробовать в новой должности, это ж карьерный и личностный рост…а как звучит – «менеджер проекта»!

В-третьих — честно, хотелось сэкономить. Бюджет проекта составлял около 2500$ (+-), и возникло предположение, которое тогда казалось очевидным – зачем платить больше, если лучше мы за эти деньги наймем не просто хорошего, а очень хорошего дизайнера…? Это касалось и других участников проекта.
На проверке все оказалось не таким очевидным, зато появились базовые принципы, которые хочется изложить в статье, а так же получить дополнения – возможно, у того, кто был или является менеджером проекта тоже они сложились – таким образом коллективный разум образует интересную тему и, возможно дискуссии, в которых, как известно, рождается истина.

Все написанное – личное мнение, обязательно стоит это учесть.

Качества, необходимые менеджеру проекта

1) Стрессоустойчивость.
Может получиться такая ситуация, что в самый ответственный момент исполнитель пропадет. Дизайнер изготовит не макет, а что-то совсем не пригодное, хотя ему/ей вроде все объясняли, и переделки результата не дадут. Может случиться, что сроки выдут, заказчик будет справедливо недоволен. Или очень недоволен. Может случиться, что Вам придется платить исполнителям по ряду причин из своего кармана. Может случиться пожар, наводнение, сгорит сервер с вашим незавершенным сайтом. Будьте готовы к стрессам, это неизбежно. Дешевле для своих нервов нанять менеджера или обратиться к команде разработчиков, но раз уж назвался груздем…

2) Общая грамотность и начитанность.
Умение грамотно писать сэкономит кучу времени, умение грамотно общаться позволит наладить коммуникацию с людьми. Ведь заказчик и, скажем, программист – часто очень разные люди. Всем нужно что-то объяснять, сотрудников – мотивировать…общаться с грамотным и начитанным человеком всегда приятно, это даст Вам дополнительных очков перед заказчиком и специалистами.

3) Техническая грамотность.
Конечно, хорошо, если Вы – программист. Но это тема отдельной дискуссии — даже люди, которые пишут книги по менеджменту, к однозначному мнению по этому вопросу не пришли.
Но если Вы – не программист, то должны разбираться в общих чертах, что из себя представляет программный код и как он работает. Чем больше такого рода знаний – тем лучше. Да и программисту приятнее общаться с заинтересованным и в общих чертах представляющим человеком, нежели вообще с «дубом».
Читайте, узнавайте – литературы масса.
Неплохо, если Вы что-то сами умеете из того, что предстоит делать Вашей комманде.
Хотя мне, например, трудно представить менеджера проекта, вообще ни в чем не разбирающегося технически.
«На худой конец» — разбираться нужно хотя бы в дизайне или юзабилити, только профессионально.
Нужно понять, чего хочет заказчик. И донести это до дизайнера. Потому что в 90% случаев ели дизайнер выдал «вообще не то» — виноват все-таки менеджер. Даже тем, что он неправильно понял заказчика и нашел не того дизайнера.

Потратьте не 2-3 часа, а даже 2-3 дня своего времени, чтобы составить хорошее тз, с картинками, с подробным описанием, что происходит при нажатии на то-то и то-то. Желательно, чтобы основная суть отражалась графически + пояснения. Такое тз, как показывает практика, наиболее оптимально. В ТЗ должен быть прототип сайта, это – общее тз, которое потом разбивается на части для дизайнера, верстальщика, программиста.
Прототип сайта изготавливает специалист по интерфейсам. Если Вы сами не можете нарисовать прототип сайта, то обязательно его наймите. К тому же тут будет и дополнительный бонус в виде хорошего юзабилити). Хотя, если это сайт-визитка, например, можно и самому вступить в роли создателя прототипа, потратив на это время. Главное, чтобы прототип сайта был согласован с заказчиком.
Заказчики в основном не любят, когда их беспокоят «по пустякам», но это – один из ключевых моментов. Потому что переделка каких-либо элементов на готовом сайте – это та еще канитель.
Первое дело – переформулируйте ваше big ТЗ в ТЗ для дизайнера. Там должно быть минимум, очень кратко, простым языком обычного человека описан функционал сайта – и максимум уделено дизайнерским примочкам, деталям, цветам, а так же мелким деталям.

Читать еще:  Менеджер аналитик это

Дизайнер

Дизайнеров на фриланс-биржах не то, чтобы много, а очень много.
Здесь нужно четко знать бюджет и представлять, какого уровня дизайн Вы за него получите.
Очень хороший дизайн сайта начинается от 1000$. Примерно.
Есть сегмент 15000 руб. – 20000 руб., если заказчик не привередлив и ему подойдет простенький дизайн – то здесь Вы тоже можете найти неплохих специалистов, но с большей долей риска, конечно.
Дешевле искать даже не стоит. Проект никак не должен превращаться в лотерею, а тут либо это начинающий хороший дизайнер (счастливый билет – 1 из 100) – он быстро уйдет в другой сегмент, либо Вам нарисуют УГ, а ведь дизайнеру нужна предоплата. Подумайте об этом и ни в коем случае не пытайтесь сэкономить.
Обязательно выясните у заказчика, какой стиль сайтов ему нравится. Ответить ему, в большинстве случаев, с ходу будет трудно, поэтому заранее подготовьтесь и покажите примеры сайтов. Как можно больше примеров.
Итак, мы условно определились с бюджетом и идем дальше. На Вашу заявку «Дизайн сайта» ответят десятки, причем довольно быстро. Как среди них кого-то выбрать.
Хорошо бы, кстати, сформулировать заявку «Дизайн сайта в стиле таком-то» или как-то описать его, можно назвать и бюджет (хотя тут я, пожалуй, поинтересуюсь мнениями читателей, что вообще и как лучше писать в заявке?).
Посмотрите портфолио. Если Вам хоть какой-то сайт не понравился – идите к следующему портфолио. Таким образом у Вас отсеется часть, остальных будем отсеивать дальше.

1. Присмотритесь к портфолио понравившихся. У меня, например, такая ошибка – как выяснилось, она может быть фатальной – обращать особое внимание на сайты в портфолио, которые нравятся, и не особо заострять внимание на тех, которые «не очень».
Именно к последним стоит приглядеться и задать себе вопрос — «Что, если мой сайт будет таким»? Как показывает практика, в портфолио дизайнер вывешивает лучшие работы. То есть велика вероятность, что Ваш сайт будет напоминать по общему уровню выполнения тот сайт, который «не очень». Здесь подойдите к работам критически. Толерантность понадобится, когда он Вам пришлет первый макет. И понадобиться, возможно, еще донести эту толерантность до заказчика. У Вашего дизайнера все сайты должны нравиться и подходить. Абсолютно все.

2. Таким образом мы отсеяли еще часть дизайнеров.
Теперь смотрим следующую тему: отражают ли сайты дизайнера тематику сайта? То есть можно ли понять, сайт чего это, взглянув на картинку? Причем легко себя проверить – смотрим, делаем предположение, о чем сайт – читаем название (идем по ссылке). Очень важный момент.

3. Наверное, опять кто-то отсеялся.
Теперь смотрим на ваше ТЗ для дизайнера. Что нужно?
Если нужен красивый фон в виде картинки, смотрим, кто из дизайнеров делает фон в виде картинки. Если нужны красивые иконки – смотрим, у кого на сайтах он особо красивые. Если нужен дизайн на белом фоне – смотрим, у кого хорошие дизайны на белом фоне. Это кажется очевидным, но момент нельзя упустить, здесь нужна скрупулёзность.

4. Теперь, выбрав нескольких кандидатов, читаем отзывы. Отметаем сразу тех, у кого в отзывах не 1 раз упомянуты затянутые сроки проекта, плюсуем про себя тех, кого пользователи хвалят за пунктуальность. Если отзывов нет вообще…или их мало…то мое хо – не рисковать. Потому что наряду с начинающим дизайнером (у которого может и не получиться хороший дизайн для этого проекта) это может быть мошенник, выдающий не свои работы за свои. Не хотелось говорить плохо о людях, но на биржах и такое бывает.
Проверено, лучше работать с опытными дизайнерами, и опять же – не экономить…потому что велика вероятность уплаты дважды, а то и трижды.

5. Высылаем наше тз для дизайнера понравившимся кандидатам.
Выбирать кандидата нормально плюс-минус сутки. Некоторые хорошие дизайнеры работают по ночам, некоторые – утром ответят, нужно чтобы они все тз прочли, да и Вам – время подумать…

6. Не плохо бы, если есть такая возможность, показать работы дизайнера заказчику.

В ТЗ для дизайнера стоит показать примеры сайтов. Как можно больше, примерами должна быть подкреплена каждая фраза.
Example: нам нравится, когда на сайте переход цветов и на фоне узор как тут – ссылка.
Example 2: нужны очень хороши четкие, красивые кнопки как тут – ссылка.
Дело в том, что в понятии дизайнера «красивые кнопки» и в вашем – могут быть вообще совершенно разные. Желательно, чтобы примеров каждому утверждению было несколько.

Таким образом мне, например, удалось найти хорошего дизайнера, сотрудничество с которым было (а может – еще будет) приятным и плодотворным.
А как вы ищите хорошего дизайнера на фриланс биржах?

Продолжение следует – макеты нужно сверстать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector