Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Необходимые знания для врача

Педиатр

Педиатром называют врача, который специализируется на детских болезнях.

Содержание:

История профессии

Несмотря на то, что дети всегда нуждались в осмотре и правильном лечении, в течение длительного периода не было квалифицированных специалистов, которые бы занимались именно здоровьем детей.

О педиатрии, как науке, официально заговорили в 1847 году, когда впервые мир увидела книга «Педиятрика». В ней шла детальная речь о разновидностях детских недугов, причинах их возникновения, надежных и эффективных способах устранения и предотвращения заболеваний.

Стоит упомянуть светило науки Н. Ф. Филатова, который поспособствовал активному развитию профессии педиатр. С его помощью удалось открыть первую педиатрическую больницу, где занимались лечением маленьких пациентов. Также он являлся автором методичной литературы, что стала отличным пособием для студентов и профессионалов с многолетним опытом работы в области медицины.

Особенности профессии

Педиатрия исследует виды заболеваний детей, изучает построение и особенности их организма, совмещает поиск и разработку наиболее эффективных методов устранения и предотвращения появления заболеваний. На современном этапе детская медицина совмещает ряд таких отраслей, как терапия, хирургия, кардиология, гематология, онкология и т.д.

Даже если ребенок является абсолютно здоровым, ему придется в определенные моменты посещать данного специалиста, ведь в младенческом возрасте гораздо проще обнаружить признаки недуга и устранить его, не дав перейти в хроническую стадию. Младенец не способен самостоятельно рассказать о своём здоровье, но для квалифицированного специалиста это не является препятствием.

Работа педиатра является крайне ответственной, ведь малейшая ошибка может стоить здоровья маленького пациента и репутации врача.

Обязанности профессии

Педиатр — это специалист, что контролирует особенности развития ребенка. При наличии малейшего отклонения от общепринятых норм мгновенно информирует родителей.

За каждым специалистом, который ведет прием в поликлинике, закреплен конкретный участок. Педиатр трудится не только в кабинете, но и выезжает по домашнему адресу своих подопечных.

Педиатры имеют дело с пациентами различной возрастной категории. К примеру, врач — неонатолог занимается только новорождёнными, т.е. малышами до 28 дней. Остальные специалисты работают с детьми старшего возраста, вплоть до 18 лет.

В прямые обязанности педиатра входит терапия. По окончанию курса лечения юного пациента он оценивает эффективность курса лечения, проводит повторное обследование, беседует с больным и его родителями.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать педиатр:

  • любовь к своей профессии;
  • умение действовать профессионально и слаженно в критической ситуации;
  • желание развиваться дальше;
  • усидчивость;
  • коммуникабельность;
  • способность запоминать большой объем информации;
  • вежливость;
  • устойчивость к стрессам;
  • опрятность;
  • умение убеждать и отстаивать выбранную позицию;
  • обладание навыками работы с соответствующей документацией.

Навыки и знания

Педиатр — это опытный профессионал, который должен в совершенстве знать все свойства детского организма, симптомы и происхождение известных на сегодняшний день детских недугов, принцип действия препаратов, понимать медицинские термины, изложенные на латыни.

Помимо профессиональных знаний врач должен уметь найти подход к каждому своему юному пациенту, наладить контакт с его родителями.

Перспективы и карьера

Профессия педиатр входит в число востребованных. Заработная плата специалиста напрямую зависит от его квалификации. После окончания Вуза можно трудиться в детских больницах и поликлиниках.

Обучение

Работа педиатра возможна лишь при наличии диплома, свидетельствующего об успешном окончании медицинского Вуза.

Для получения необходимого опыта и подтверждения своей квалификации, молодому специалисту в области педиатрии необходимо в обязательном порядке продолжить обучение в интернатуре либо ординатуре прохождения интернатуры или ординатуры.

Из общего периода учебы, который составляет 6-7 лет, год либо два отводится на профильное изучение педиатрии.

Профессия врач: дорога в медицину

Кому быть врачом

В медики нужно идти только тем, кто готов к трудностям.

Будущий доктор должен быть терпеливым, понимающим, милосердным. Пациенты попадаются разные, но быть предельно вежливым надо с каждым. Понадобятся запасы человеколюбия: без него добиться успехов на медицинском поприще не удастся. Причем ежедневная работа врача очень тяжела — каждый день приходится принимать решения, от которых зависит чья-то судьба. Поэтому крайне важно стать настоящим профессионалом.

Обучение в медицинском вузе — процесс долгий, как минимум 6 лет. Учиться непросто уже с первых курсов, и следует заранее рассчитать свои силы. Одна пропущенная лекция может в будущем стоить пациенту жизни — об этом нельзя забывать ни на минуту. Ответственность — вот основная черта характера будущего доктора.
Предметы будут необычайно сложны. Студент-медик просто обязан прекрасно разбираться в биологии, химии и физике. Знание этих дисциплин пригодится уже на первом курсе и будет необходимо вплоть до окончания обучения. Расслабиться не удастся.
Потому так высоки требования, предъявляемые к абитуриентам.
Вступительные экзамены для будущего доктора: русский язык, химия, биология или физика. Конкурс высок, но при должном стремлении «прорваться» можно.
Обычно при медицинском вузе существует подготовительное отделение для абитуриентов. Преподаватели не только помогают подтянуть те или иные предметы, но и читают некоторые лекции, предназначенные для студентов первого курса. Таким образом, абитуриенты, успешно выдержавшие экзамены в конце этих подготовительных занятий, получают весомое преимущество перед своими будущими однокурсниками.


Кроме того, за полтора месяца до вступительных испытаний начинаются краткосрочные курсы. Конечно, они не дают такого результата, как подготовительное отделение, но при этом будут всё же полезны для абитуриента.
Многие из тех, кто мечтает ходить на работе в белом халате, не сразу спешат в вуз, а предпочитают сначала поступить в медицинский колледж. По окончании четырехлетнего обучения в этом учебном заведении выпускники могут работать в качестве медицинских сестер и фельдшеров. Также они имеют льготы при поступлении в высшее учебное заведение.

Обучение

Процесс обучения, как уже отмечалось, довольно длительный. После получения шестилетнего образования выпускник имеет право заниматься только теоретической деятельностью. К пациенту такого врача не пустят. Помимо основного вузовского курса, приходится в обязательном порядке проходить еще и интернатуру, практику сроком в один год. После 6 лет обучения это формальный минимум для будущих терапевтов, хирургов и других. А для того, чтобы работать в какой-то более специализированной области, нужно пройти ординатуру, еще одну практику, но уже длительностью в два года, в конце которой, как, впрочем, и по окончании интернатуры, предстоит держать экзамены. Таким образом, получается, что срок обучения будущего врача в среднем составляет около восьми лет.

Вначале студенты изучают так называемые фундаментальные науки, теоретические основы. На первом курсе проходят анатомию человека, общую и биоорганическую химию, латинский язык, биологию и гистологию. Эти дисциплины даются не каждому. Например, на кафедре анатомии к студентам предъявляют достаточно суровые требования. Будущие врачи должны знать не только расположение всех костей и органов, но также каждую ямочку, отверстие и каждый бугорок, причем кроме русского названия нужно помнить и латинский аналог. Изучается это всё на натуральных препаратах. Уже в середине первого семестра студенты могут под контролем преподавателя работать с трупами. Особо пугливым стоит либо выбрать другую профессию, либо укреплять нервную систему. Если в анатомии или латинском языке основной материал необходимо заучить, то в химии и гистологии без понимания никак. Эти кафедры студенты еще долго вспоминают. На семинарах по гистологии студенты работают с клетками легких, сердца, других органов, учась различать ткани, очень схожие по внешнему виду, но относящиеся к совершенно разным системам. А уже на первых занятиях по химии будущие медики узнают о том, как правильно приготовить физиологический раствор, о буферных системах крови, о процессах, протекающих в клетке, а также о том, каково должно быть содержание одного лекарства в процентном соотношении с другим, дабы оно действительно принесло пользу, а не вред.

Практика в больницах начинается со второго курса. Но студенты отнюдь не назначают лечение и не определяют диагноз. Будущие врачи трудятся в качестве младшего медицинского персонала — санитаров, то есть моют полы, ухаживают за пациентами, выносят утки, меняют постельное белье. Брезгливым здесь делать нечего. Практика проходит в свободное от учебы время. Составляется график дежурств, смены могут быть как дневными, так и ночными. Причем никого не интересует, что на следующее утро у тебя лекции.

Читать еще:  Квалификация врача лаборанта

С третьего курса начинаются клинические дисциплины. Это пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, патологическая анатомия, фармакология и многое другое. Практические занятия проходят в больницах, поликлиниках, где приходится иметь дело с настоящими больными. Собственно, первые три курса и считаются наиболее сложными, а на четвертом, как шутят медики, «можно жениться». Действительно, к четвертому курсу свободного времени становится больше, а потому почти все студенты уже подрабатывают в поликлиниках или машинах скорой помощи медсестрами или ассистентами врача, получая необходимый опыт и стаж.

Специализация

В каждом медицинском вузе существует несколько факультетов. Чаще всего это факультет лечебного дела, педиатрический, стоматологический и фармацевтический, иногда встречаются факультеты клинической психологии и медико-профилактический, совсем редко — факультет управления здравоохранением и высшего сестринского образования.
Кроме того, каждый студент может пройти ординатуру по любой из клинических дисциплин из тех, которые он изучал. А здесь выбор необыкновенно широк. От вирусологии до нейрохирургии, от педиатрии до психиатрии, от реаниматологии до рентгенологии. В общем, что душе угодно.

Где учат

Бывают медицинские факультеты и в классических университетах, но предпочтительнее, конечно, выбирать профильное учебное заведение. Существует довольно много крупных и известных медицинский академий на территории России. Лучшие — в Москве и Санкт-Петербурге. Самые известные из них: Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА), Российский государственный медицинский университет (РГМУ) и др. Для тех, кто очень любит детей, подойдет Санкт-Петербургская медицинская педиатрическая академия, для мечтающих о карьере военного врача — Военно-медицинская академия. Оба вуза расположены в городе на Неве. Кроме того существуют медицинские академии и институты в Ярославле, Чите, Казани.

Быть врачом

Профессия доктора гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и гораздо интереснее. Многие представляют ее только по сериалам, но в жизни всё совсем не так. Врач — это гордость и ответственность. С первого курса всем студентам говорят про то, что, всякий раз надевая белый халат, они берут на себя определенные обязательства. Недаром с древнейших времен это одна из самых престижных профессий. Несмотря на мнение о том, что врачи очень мало зарабатывают, многие медики свои примером опровергают данное утверждение. Сегодня есть множество частных клиник, да и государственная поддержка отрасли растет год от года.

Однако кроме относительно обеспеченного будущего профессия врача предполагает бессонные ночи у постели больного, ежедневный риск, огромную ответственность за чужую жизнь и здоровье. Стресс — постоянный спутник доктора. И днем, и ночью врача могут вызвать к больному. Ненормированный рабочий день и усталость — неизбежные спутники этой профессии. Ко всему прочему, пациенты отнюдь не всегда благодарны и признательны. Подчас не особо разбирающиеся в вопросах медицины больные, халатно относясь к назначенному курсу лечения, пытаются наставлять доктора, а затем обвиняют его же в профессиональной несостоятельности. Единственная моральная компенсация, на которую может рассчитывать врач, это осознание важности того, что он делает. К тому же не стоит забывать, что очень часто медики рискуют собственной жизнью, отправляясь в очаги эпидемий или горячие точки. Также все врачи являются военнообязанными.

Доктором может быть не каждый. Это действительно призвание. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, тем, кто работоспособен. Если все эти качества соединены в одном человеке, то у него есть шанс стать настоящим Врачом с большой буквы.

Какими базовыми медицинскими знаниями должен владеть каждый?

Из первой помощи подробно остановлюсь только на базовой СЛР, а то помру все расписывать %)

В реальности чаще всего остановка происходит из-за грубых нарушений работы сердца — таких как инфаркт (отмирает часть сердечной мышцы) либо жизнеугрожающие аритмии.

Сердечно-легочная реанимация — тут все понятно, навык архиважен, знать надо всем. Для неспециалистов (расположу в порядке выполнения):

  1. Видим человека без сознания =>сначала убедитесь в собственной безопасности и отсутствии поражающих факторов а-ля оголенные провода => подошли, посмотрели дышит/нет, окликнули, несильно потрясли за плечи (вытряхивать всю душу не надо), не реагирует =>
  2. обеспечили проходимость дыхательных путей — повернуть голову набок
  3. вызвать бригаду СМП: представиться — «вчеловек без сознания, без дыхания, и вообще неразговорчивый, вкратце обстоятельства» — назвать адрес, и..
  4. Качать!
    Насчет второй составляющей сего термина — а именно искуственного дыхания (того самого «рот-в-рот»), в рекомендациях последних лет рекомендуется не заморачиваться, т.к. в критической ситуаци КПД и адекватность выполнения неспециалистом сомнительна + пострадавший может быть в рвоте/грязи/инфицирован непонятно чем и т.д. (да и признаем, к БОМЖам в рот никому лезть особо не хочется); гипоксия не лучшая вещь на свете, но организм имеет к ней отработанные механизмы адаптации, исключение — дети, дышать тут обязательно; куда важнее обеспечить циркуляцию — от обеспечения ее эффективности в первые минуты прямо зависит успешность дальнейшних реанимационных мероприятий.

ВАЖНО — Пострадавший должен лежать на твердой, ровной поверхности

Чем качать: ладони сцепить сцепить в замок — локти выпрямить

Где качать: провести линию (мысленно, рисовать акварелью не надо) между сосками — опуститься на 1-2см;

Как качать: ПРЯМЫМИ. руками, навалившись всем телом, с частотой 100-120, на глубину 5-6 см. Не забывайте дать грудной клетке распрямиться — тем самым вы даете сердцу наполниться кровью.

Описывала действие в наиболее типичной ситуации в более-менее урбанистических условиях, когда на улице/в учреждениях/дома находите человека без сознания.

Ну а вообще — категорически полезно пройти курсы первой помощи, для практической отработки, либо хотя бы четко заучить алгоритмы действия при различных ситуациях, благо доступной информации навалом. (https://lifehacker.ru/2013/12/24/first-aid/ — для примера)

Что из медицинских знаний неплохо знать — анатомию (просто знать что есть/где есть), и базовое представление о работе органов (знаете как орган работает в норме — намного легче понять что пошло не так). Этого достаточно 🙂

Пиши не пиши, а без тренажёра Гоши не научиться делать не прямой массаж и ивл.

Все это пишется, пишется везде где можно и в максимально упрощённом алгоритме в расчете на то, что хоть какой-то порядок действий в голове все равно отложится. И, если обстоятельства прижмут, человек будет в состоянии оказать минимальную, но помощь, а не стоять столбом.

А если человек лежит и у него травма позвоночника, а мы не знали, разве можно трясти? То есть потрясти это по умолчанию надо? Я смотрела передачу где говорилось что не трести макс под голову подложить, что-то а лучше не шевелить. Ох и где же правда 😗

Травма позвоночника на ровном месте не появится, чаще всего причина — ДТП, падение с высоты (спортивные и травмы ныряльщика в т.ч ), и прочее взаимодействие с тяжёлыми предметами. Практически всегда обстановка будет очевидно намекать на наличие подобных травм. Конечно, в этом случае будет максимально обезопасить обстановку, обеспечить покой пострадавшему, и вызвать службы.

Кстати если есть хоть немного музыкального слуха, можно непрямой массаж сердца делать под песню Stayin’ alive (Уверен, её знает каждый), поскольку её ритм идеально для этого подходит

Мне 10 лет и я интересуюсь лечением потому что я хочу стать врачом,и много раз видела что сами врачи не правило дают диагноз)))

Правила ивл и не прямого массажа сердца. Соотношение нажатий/вдохов. Освобождение от воздействия Эл.тока. Наложение шин, жгута, повязок, время их наложения. Правила помощи при отравлении газами. Но самое главное, что может сделать очевилец/прохожий, вызвать скорую и не быть безучастным. Хотя мы с другом, однажды, стояли над человеком в парке, звонили в скорую раза 3, так ни кто и не приехал. Весь разговор был такого содержания:

Читать еще:  Лор врач по английски

-Тут человек лежит. -Признаки жизни есть? -Есть? -Пьяный? -Не знаем, возможно. Это важно? -Ну так принюхайтесь. -Да, запах есть. -Значит пьяный? -Это важно? -Нет

И все, трубку повесили. Следующие попытки были ещё короче. На последней просто сказали, что не поедут, т.к он пьяный, а не больной. Мы в незнакомом городе, в командировке, кому жаловаться не знаем. Чудо врач ставит диагноз по телефону, не поспоришь. Постояли, вроде дышит. Ушли.

И, пожалуй, самое важное, знать правила собственной безопасности, а то велик шанс «прилечь» рядом с пострадавшим. Особенно если он под током.

Людям с эпилепсией ни в коем случае нельзя совать ничего в рот!

Это не поможет, но вы можете повредить его зубы, будет только хуже.

Человека нужно положить на бок и всё.

Навыки оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях

В повседневной жизни человек чаще всего сталкивается именно с механическими травмами и ранами. Открытая рана опасна тремя факторами:

  • потеря крови, особенно при поражении крупных кровеносных сосудов;
  • занесение инфекции в рану;
  • повреждение внутренних органов при глубоких ранениях.
    Не стоит также забывать о факторе болевого шока. Иногда, если травма произошла неожиданно, шок может помочь, заглушив болевые ощущения. Но в случаях с тяжелыми ранениями часто происходит обратное.

При повреждении крупных сосудов возможен летальный исход от потери крови. Чтобы этого не допустить, нужно прежде всего остановить само кровотечение. Крупные сосуды бывают двух типов:

  1. Артерии, несущие кровь насыщенного алого цвета за счет обилия кислорода в красных кровяных тельцах. Артериальное кровотечение характерно большим напором.
  2. Вены, которые несут кровь более темную, потому что кислорода в ней почти не осталось. Кровотечение из вен отличается слабым напором, но тоже очень опасно.
    При этом рекомендуется отличить один тип травмы от другого именно по напору кровотечения, а не по цвету крови. При повреждении артерии у человека есть буквально несколько минут, пока потеря крови не стала невосполнимой. Следует немедленно пережать артерию пальцем там, где она ближе всего подступает к поверхности тела. Затем, когда напор спадет, и тромбоциты начнут блокировать место повреждения, необходимо наложить жгут.

Если речь идет о помощи пострадавшему при аварии или другом происшествии, и нет возможности остаться с ним до появления врачей, то жгут нужно наложить поверх одежды и написать рядом с раной пострадавшего точное время жгутирования.

Так медицинские работники вовремя заметят жгут и узнают, когда он был наложен. Дело в том, что жгутирование – прием эффективный, но при этом опасный. Каждые 20 минут после наложения жгута, его надо ослаблять хотя бы секунд на 30, чтобы пустить кровь в пораженную участок. Если этого не сделать, пострадавший может иметь серьезные проблемы с системой кровообращения конечности, вплоть до ее поражения. Разумеется, на шею жгут не накладывается.

Венозное кровотечение не жгутируется. Вместо этого накладывается многослойная сдавливающая повязка, тоже после того, как рана была пережата. При этом определенное кровотечение сохранится, поэтому толщина повязки должна быть приличной. По ней хирург-травматолог определит потерю крови.

Чтобы обезопасить пострадавшего от возможной инфекции, рану следует очистить от земли, грязи, кусочков посторонних предметов. При возможности ее следует промыть, но только чистой водой. Края раны не помешает обработать антисептиком, тогда как на саму нее следует наложить стерильный бинт или ткань, обработанную перекисью водорода. Особую опасность инфицирования несут грязь и металл, покрытый ржавчиной. Даже если небольшая рана была хорошо обработана, но наблюдается нагноение и покраснение ее краев, она плохо заживает, и это сопровождается повышением температуры, следует немедленно записаться на прием к врачу-хирургу. Нужно побороть инфекцию пораньше, пока она не повлияла на здоровье и не стала причиной развития тех или иных сложных заболеваний.

При глубоких ранениях медицинская помощь является обязательной, так как иногда только срочное вмешательство хирурга может спасти человеку жизнь.

Первая помощь при переломах костей, ушибах и вывихах

На сильный ушиб нужно положить что-то холодное и держать примерно 15-20 минут. После этого наложить не слишком тугую, не мешающую кровоснабжению повязку из эластичного бинта. Через сутки поврежденное место надо, напротив, согреть. При сильный ударах головой холодные предметы (пакет со льдом, например,) накладываются на все участки головы, кроме затылка. Туда стоит приложить грелку. Мелкие синяки и травмы – это нормальная бытовая ситуация, но при сильном болевом синдроме необходима консультация врача-хирурга или травматолога.

При переломах следует зафиксировать поврежденную конечность в том положении, которое причиняет пострадавшему наименьшие страдания. Наложив шину, надо транспортировать этого человека в больницу.

Вывих можно вправить и самостоятельно. Но этот навык нарабатывается отдельно, если нет ни опыта, ни умения, стоит воздержаться от попыток и обратиться за помощью к врачу.

Правила первой помощи при ДТП, ударах тока, пожарах.

Экстремальные ситуации такого рода, как пожары, ДТП и удары током объединены одним жизненно важным правилом – нельзя торопиться. Если человек пострадал от удара током, следует сначала обесточить все помещение или хотя бы устранить причину повреждения. Если человек ухватился за оголенный провод, его мышцы начинают непроизвольно сокращаться, и он не может отпустить то, что его убивает. Но прикасаться к этому человеку опасно. Надо сбить его с ног либо деревянной палкой (шваброй, например), либо иным способом прервать контакт, не касаясь ни человека, ни провода. Затем при необходимости делать искусственное дыхание, освободив шею и грудную клетку пострадавшего от одежды.

При ДТП самостоятельно переносить пострадавшего можно только в случае существования серьезной угрозы его жизни от взрыва или загорания машины. Во всех других случаях транспортировку пострадавшего нужно доверить специалистам.

При пожаре есть опасность не только сгореть, но и задохнуться. Поэтому важно минимизировать контакт как с огнем, так и с дымом, наложив на рот и нос влажную повязку.

Будьте в курсе всех событий мира Науки и Технологий, подписывайтесь на наш Телеграмм канал.

Определение ключевых компетенций врача общей практики

Дата публикации: 30.05.2015 2015-05-30

Статья просмотрена: 4565 раз

Библиографическое описание:

Мамедова Г. Б., Мелдебекова С. У., Мамбетова Г. К., Насырова П. У., Турсынбекова Х. К. Определение ключевых компетенций врача общей практики // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 676-679. — URL https://moluch.ru/archive/91/19579/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной публикации приводятся данные о ключевых компетенциях врачей общей практики осуществляющих свою деятельность в поликлинических условиях. Раскрываются данные исследований, проведенных с целью определения наиболее значимых базовых и специфических компетенций врачей общей практики.

Ключевые слова: компетенции, первичная медико-санитарная помощь, организация.

This publication provides data on key competencies of General practitioners operating in outpatient conditions. Reveal research data conducted for the purpose of defining the most important basic and specific competences of General practitioners.

Keywords:competence, primary health care, organization.

Актуальность темы. Организация деятельности медицинских учреждений первичного звена приобретает особую значимость на современном этапе развития здравоохранения. Врач общий практики становится центральным элементом системы здравоохранения, которая делает больший акцент на профилактическую медицину, нежели на узкоспециализированную [2].

Думается, что было бы опрометчивым рассматривать государственную форму оказания медицинских услуг как изживающую себя, определять ее как просто антипод рынка. Государственный сектор — важнейшая, незаменимая область реализации особой системы социальных ценностей, присущих современному обществу, неотъемлемая составная часть системы охраны здоровья населения. Задача сегодня состоит в том, чтобы, используя его специфику, выработать такие подходы к управлению государственными организациями, которые позволят этому сектору в современных условиях реализовать свой потенциал и возможности в достижении целей, которые государство ставит в сфере здравоохранения [1]. Для того чтобы внедрять программы по совершенствованию первичного звена здравоохранения, для начала важно рассмотреть ключевые компетенции которыми должен обладать ВОП, как центральный данной системы. Рассмотрим общие и специфические компетенции которыми должен обладать ВОП.

Читать еще:  Где учиться на врача косметолога в москве

В соответствии с требованиями специальности общеврачебная практика (семейная медицина), врач общей практики должен обладать общими знаниями, общими умениями, специальными знаниями, а также владеть определенными практическими навыками. Рассмотрим более подробно, что входит в общие знания ВОП.

Во-первых, это основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты МЗ РУз в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.

Во-вторых, это знания по общим вопросам организации деятельности врача общей практики в Республике.

В-третьих, это закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем.

В-четвертых, основные закономерности общей патологии, роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний и общие закономерности патогенеза, морфогенеза, основные аспекты учения и болезни.

В-пятых, необходимо знать причины, механизмы развития и проявления общебиологических патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний. А так же механизмы адаптации клеток, тканей, органов к действию различных факторов среды, механизмы дезадаптации и реадаптации, этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других болезней, сущность методик исследования различных функций организма для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине; методологические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

Общие умения, которыми должен обладать врач общей практики заключаются в следующем:

1. Оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности.

2. Оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем.

3. Разбираться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез, морфогенез.

4. Оценивать роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиопатогенезу заболеваний — воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других.

5. Использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.

6. Использовать принципы “доказательной” лекарственной терапии.

7. Интерпретировать полученные медико-биологические знания при изучении клинических дисциплин и в лечебно-профилактической деятельности ВОП.

Специальные знания и умения врача общей практики должны быть следующими:

1. Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.

2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.

3. Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий.

4. Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях.

5. Внебольничная диагностика распространенных заболеваний.

6. Своевременная госпитализация больных в необходимом порядке.

7. Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующим требованиям Квалификационной характеристики.

8. Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке.

9. Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний.

10. Организация консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, их профориентация.

12. Планирование семьи. Этика, психология, гигиена, социальные и медико-социальные аспекты семейной жизни.

13. Ведение форм учетной и отчетной медицинской документации.

14. Проведение научных исследований по специальности ВОП.

Практические навыки, которыми должен обладать ВОП:

1. Обязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля — уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов.

2. Проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия; оказывать помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях.

3. Владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.

4. Проводить врачебное обследование, анализировать и оценивать данные физического исследования больного.

5. Составлять план лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.

6. Давать клиническую оценку результатов общего анализа крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, копрограммы, ликвора, лучевых, электрофизиологических и других распространенных в клинической практике диагностических методов исследования.

7. Формулировать в своих заключениях диагностические решения (клинический или предварительный диагноз) в соответствии с требованиями МКБ 10.

8. Владеть принципами и методами профилактики наиболее распространенных заболеваний. Четко дифференцировать “факторы риска”.

9. Владеть современными принципами и методами лечения наиболее распространенных заболеваний. Использовать главные принципы “доказательной медицины и лекарственной терапии” [3].

Учитывая все выше перечисленное, нами была поставлена цель исследования, которая заключается в следующем:

Цель исследования. Провести анализ деятельности ВОП с целью определения ключевых, наиболее эффективных компетенций, которыми должен обладать медицинский персонал ПМСП.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования был разработан вопросник с целью проведения опроса среди контактных групп респондентов: студентов, преподавателей, которые работают в университетах, выпускников (бывшие студенты), пациентов и их родственников и, не в последнюю очередь, тех, которые принимают выпускников на работу (работодателей). Посредством этого вопросника была оценена важность, во-первых, общих, а затем и специальных предметных компетенций ВОП для профессиональной и личной жизни, распространение компетенций и уровень сформированности/реализации их в ТашПМИ где учатся или который закончили (студенты, выпускники); там, где работают (преподаватели) или же, где выпускника приняли на работу (работодатели). Вопросник состоял из двух разделов, в первом разделе респондентам было предложено оценить и определить важность, а также степень реализации на практике 26 основных компетенций, во второй части вопросника были оценены 30 специализированных компетенций ВОП. Далее в конце каждого раздела респонденты отмечали пять наиболее важных на их взгляд компетенций, которыми должен обладать ВОП

Результаты исследования. Результаты проведенного анкетирования среди 7 групп состоящих из 532 респондентов, в которые входили: 189 студентов (35.5 %); 88 магистров (16.5 %); 35 клинических ординаторов (6.6 %); 128 преподавателей (24.1 %); 12 руководителей (2.3 %); 57 пациентов (10.7 %); и 23 родственника пациентов (4.3 %) показали следующие результаты.

Среди общих компетенций наиболее важной компетенцией, которой должен обладать ВОП, было отмечено, владение знаниями профессиональной области которую отметили 29.3 % респондентов. На втором месте респондентами была отмечена способность к применению анализа и синтеза, данную компетенцию отметили 19.4 % опрошенных. Так же 13.7 % респондентов считают, что специалисты ВОП должны иметь способность грамотно общаться на государственном, русском и иностранном языках. Способность применять знания на практике считают важным 13.5 %, а также способность использовать информационно-коммуникационные технологий её отметили 10.3 %.

Среди специфических компетенций наибольший процент опрошенных респондентов (30.5 %) указали умение сбора анамнеза больного, его семейного анамнеза (с учетом влияния факторов окружающей среды/ особенностей питания, генетической предрасположенности, социального и культурного статуса). Второй, по мнению респондентов (19 %), значимой компетентностью для ВОП, было отмечено умение проводить полное медицинское обследование (выявляя признаки и симптомы). Умение обобщать данные анамнеза, фискального исследования, инструментальных исследований для постановки диагноза, назначения лечения или для направления больного к соответствующим специалистам/коллегам считают важным 15.4 % опрошенных.

13.3 % считают важным для специалистов ВОП, умение обеспечить поддержание основных жизненных функций/ обеспечить сортировку больных с направлением их в соответствующее учреждение неотложной медицинской помощи. И 9.8 % опрошенных считают важным для ВОП обладать теоретическими знаниями о механизме действия (фармакодинамике и фармакокинетике) назначаемого препарата (в том числе знание его побочных эффектов, взаимодействие с другими лекарствами, с пищей и т. д.).

1. Оценка реформ в первичном звене здравоохранения: прозрачность, подотчетность и эффективность, Отчет №.44530-UZ, Департамент по сокращению бедности и экономического управления Регион Европы и Центральной Азии, Республика Узбекистан, 2009 г.

2. Справочник врача общей практики, под. редакцией д. м.н., проф. А. И. Икрамова, Ташкент 2011г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector