Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое образование должно быть у врача

Где и сколько учатся на врача?

Одного желания, для того чтобы стать врачом, недостаточно. Этой профессии необходимо долго и тщательно учиться. Для того чтобы в полной мере узнать, сколько лет надо учиться на врача, необходимо понять, что процесс обучения проходит в несколько этапов. Каждый из них по-своему важен и позволяет воспитать из студента высококвалифицированного специалиста. Подробная информация о том, сколько лет учатся на врача и в каких вузах предоставляется данное образование, представлена в данной статье.

Российские медицинские вузы

На территории Российской Федерации находятся десятки замечательных медицинских высших учебных учреждений. Каждое из них имеет свои особенности и направления. Объединяет их высокий уровень предоставляемых знаний.

  1. Сибирский государственный медицинский университет – проходной балл от 193, насчитывает 602 бюджетных места. В вузе есть образовательная программа для студентов, имеющих проблемы со зрением.
  2. Первый Московский Гос. Медицинский Университет имени Сеченова – проходной балл от 142, 1335 бюджетных мест.
  3. Первый СПБГМУ имени академика Павлова – проходной балл от 237 и 605 бюджетных мест.
  4. Российский нац. исследовательский медицинский университет имени Пирогова – проходной балл от 155, на бюджете 1338 мест.
  5. Московский государственный медико-стоматологический университет имени Евдокимова – проходной балл от 167 и на бюджете 627 мест. Самым высоким проходным баллом наделена стоматология. Чтобы учиться здесь по данной специальности, необходимо иметь баллы по ЕГЭ не ниже 251.

Данные вузы входят в ТОП-5 лучших медицинских образовательных учреждений России. Учиться здесь мечтает каждый школьник, имеющий желание стать врачом. Лучшие вузы сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Тем, кто не решается улететь из родительского гнезда, но мечтает стать врачом, стоит обратить внимание на региональные медицинские вузы. Образование в них находится также на очень высоком уровне.

Общая информация

Врач – это человек, отвечающий за здоровье других людей. Он не имеет права ошибаться. Его знания являются его основным инструментом. Для того чтобы максимально качественно овладеть данной профессией, необходимо пройти все стадии обучения. На вопрос: «Сколько надо учиться на врача?», ответить однозначно невозможно. Прежде всего, это связано с тем, что образование в данном направлении можно получать как в ссузах, так и в вузах. И если обучение в ссузах имеет лишь один этап, то обучение в высшем учебном заведении состоит из четырех этапов.

Если рассматривать вопрос о том, сколько нужно учиться на врача самой высокой категории, то здесь всплывает такое число, как шестнадцать лет. Оно является максимальным, и сократить его можно, выбрав иную форму обучения. Но, несмотря на то, что для того, чтобы доучиться до доктора наук, необходимо учиться шестнадцать лет, это образование не является обязательным. В России выпускникам вузов 2016 и 2017 года разрешается приступать к практической медицинской деятельности сразу после получения диплома специалиста. Такое нововведение связано с переходом отечественной медицины на новые стандарты. Поэтому современному выпускнику на вопрос: «Сколько лет учиться на врача в России?» можно смело отвечать: «Пять-шесть лет».

Обучение в ссузе

Среднее учебное медицинское заведение призвано обучать медицинских работников следующих специальностей:

Цифры относительно того, сколько лет учиться на врача в вузе и сколько в ссузе, значительно отличаются. Три-четыре года в среднем учебном учреждении — и выпускник уже может свободно работать по специальности. Единственный недостаток данного образования — это невозможность получить специальности врача. Для того чтобы повысить свой уровень образования, в данном случае все равно придется поступать в вуз. И поблажек в этом случае для студентов нет. Им все равно придется начинать учиться с первого курса.

Обучение в вузе

Обучение в высшем учебном медицинском учреждении в России составляет от 5 до 6 лет в зависимости от выбранной студентом специальности. Далее представлена информация о том, сколько учатся на врача в России на разных специальностях:

  1. Фармация – 5 лет.
  2. Стоматология – 5 лет.
  3. Клиническая психология — 5,5 года.
  4. Педиатрия — 6 лет.
  5. Лечебное дело — 6 лет.
  6. Медицинская кибернетика, биохимия или биофизика – по 6 лет.

Учиться в медицинских вузах всегда очень сложно. Огромный поток информации, понимание высокого уровня ответственности и применение своих знаний на практических занятиях помогают создать из студента настоящего врача с большой буквы.

После того как выпускник высшего медицинского заведения получает диплом специалиста, он не имеет права сразу же приступать к практической деятельности. Исключение в данном случае — только выпускники 2016-1017 года. Им предоставляется возможность приступать к работе сразу после выпускного в связи с переходом медицинского сектора к новым стандартам. Остальным же выпускникам медицинских учебных заведений приходится получать специальный квалификационный сертификат. Для того чтобы сертифицироваться и начать самостоятельную практическую деятельность, выпускнику необходимо поступить в интернатуру.

Сколько учатся на врача в интернатуре

Интернатура является очень важным этапом для каждого выпускника медицинского вуза. Рассматривая вопрос о том, сколько учатся на врача в интернатуре, следует понимать, что это образование является обязательным для всех выпускников медицинских вузов. По длительности обучение в интернатуре занимает одиннадцать месяцев. За это время интерны совершенствуют свои теоретические знания и приобретают необходимые практические навыки, которые помогут им в самостоятельной работе. По завершении интернатуры выпускники получают возможность занимать соответствующие их специализации должности в здравоохранительных учреждениях государственного, муниципального или частного характера. В рамках интернатуры студенты проходят множество тестовых контролей, а также ежеквартально сдают отчеты о проделанной работе. В завершение процесса обучения каждый из интернов проходит государственную итоговую аттестацию. Успешно окончившим интернатуру выдают удостоверение и сертификат.

Сколько учатся в ординатуре на врача

На ординатуру врачу приходится тратить еще два года. А на такой специальности, как педиатрия, и вовсе три. Ординатура является многоуровневой ступенью высшего медицинского образования. Обучение здесь происходит с отрывом от места работы. Получаемые знания и навыки на данном этапе образования определяются государственными стандартами. Все программы по обучению клинических ординаторов пересматриваются и корректируются каждые пять лет. После сдачи соответствующего итогового экзамена клинические ординаторы получают специальный сертификат врачебного соответствия. Действителен данный документ всего пять лет, по завершении которых врачу необходимо проходить переквалификацию на специальных курсах.

Аспирантура

Выпускаясь из ординатуры, ученики имеют возможность отправиться в аспирантуру. Данное образование не является обязательным. Получение данной квалификации дает возможность ученику работать преподавателем в медицинском вузе и обрести квалификацию кандидата наук. Сколько учатся на врача в аспирантуре? Очная форма обучения здесь составляет три года с отрывом от работы. Лицам, которые уже старше сорока пяти лет, предоставляется возможность отучиться в аспирантуре заочно без отрыва от работы. Но в этом случае срок обучения составляет четыре года.

Докторантура

Получив квалификацию кандидата наук, выпускник получает возможность поступить в докторантуру. Обучение в данном направлении составляет 3 года. Данное образование, впрочем, как и аспирантура, относится к категории необязательного. По завершении обучения здесь кандидат наук получает квалификацию доктора наук. Стоит отметить, что период обучения в докторантуре засчитывается в качестве педагогического стажа и сохраняет право вернуться на прежнее место работы.

Читать еще:  Ортопед это какой врач в стоматологии

Особенности поступления в медицинский вуз, или Как стать врачом

Мечтаете о карьере врача и белом халате? Мы расскажем, как поступить в медицинский вуз и не пожалеть об этом.

В медвузе учиться сложно, но интересно

С чего начинать и к чему быть готовыми

Чтобы стать врачом, вам придется долго и усердно учиться. Это как минимум 5–6 лет в институте и еще 2 года в ординатуре для получения узкой специализации. Учебная нагрузка гораздо выше, чем в обычных вузах – вам придется изучить большое количество профильных дисциплин.

Прежде чем поступать в мед, определитесь, подходит вам эта профессия или нет. Для нее нужен определенный набор личных качеств и навыков:

  • Умение общаться и слушать. Вам придется контактировать с большим количеством людей. К каждому нужно найти подход. Нужно уметь не только правильно задавать вопросы, но и слушать.
  • Терпение и стрессоустойчивость. Пациенты бывают разные, иногда их поведение может быть грубым и неадекватным. Нужно уметь сохранять спокойствие в любой ситуации.
  • Храбрость и небрезгливость. Даже если вы не собираетесь быть хирургом, все равно вам придется познакомиться с анатомией человеческого тела. В вузе вас будет ожидать экскурсия в морг, не все ее выдерживают. Также вы не должны бояться крови, гноя и т. д.
  • Хорошая память и способность систематизировать данные. Вас ждет большой объем информации, причем не только в вузе. Медицина не стоит на месте, придется все время что-то изучать, знать нормативные акты и инструкции, читать профильную литературу.
  • Решительность и ответственность за решения. Вам придется принимать решения, от которых будет зависеть чья-то жизнь.
  • Внимательность и наблюдательность. Понадобится быстро и своевременно реагировать на любые изменения в состоянии пациента, не упускать важные детали при постановке диагноза.

Кроме того, будьте готовы к низкой зарплате, особенно в начале карьеры. После окончания вуза вам скорее всего придется работать рядовым врачом в обычной поликлинике или больнице. Минздрав готовит законопроект, по которому выпускник не сможет работать в частном медицинском центре в течение нескольких лет после института. Так планируют решить проблему дефицита кадров в госучреждениях.

Как поступить в медицинский вуз

Для поступления нужно сдать ЕГЭ по математике, русскому, химии или биологии. Конкретный набор предметов зависит от выбранного направления, узнать его можно на сайте вуза. В некоторых учебных заведениях есть дополнительные вступительные испытания. Например, в Сеченовском университете нужно сдать компьютерное тестирование на направлениях «Педиатрия» и «Стоматология».

В медицинские институты поступить непросто, нужны достаточно высокие баллы, чаще всего не менее 80. Самые большие конкурсы в топовые вузы страны, такие как Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, СПбГПМУ, СПбГМУ академика И. П. Павлова. Самые востребованные направления – «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и «Фармация».

Проще всего поступить по целевому направлению. Для этого нужно обратиться в департамент здравоохранения по месту регистрации или медицинское учреждение. Для получения ходатайства нужно подать заявление в срок с апреля по июнь, точные даты узнаете на сайте департамента. При большом количестве заявлений проводится конкурсный отбор. Будут учитывать ваши успехи в школе и личные достижения.

Обратите внимание, направления в московские вузы можно получить при наличии регистрации в столице.

«Целевики» поступают по отдельному конкурсу. Если не пройдете, сможете участвовать и в основном. Если поступите по целевому направлению, после окончания должны будете отработать несколько лет по распределению.

Что делать, если не поступили

Пробуйте поступать в медколледж. Для этого вам не нужны результаты ЕГЭ, конкурс проводится на основании среднего балла в школьном аттестате. Если вы отличник, есть все шансы поступить. Дополнительно нужно пройти психологическое тестирование. Прием документов в колледжи заканчивается 15 августа, так что вы успеете подать заявление.

После окончания колледжа вы можете стать медицинским работником среднего звена или снова поступать в вуз по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе.

Если не получилось пройти и в колледж, потратьте год на усиленную подготовку. Занимайтесь с репетитором или пройдите подготовительные курсы при вузе. Попробуйте улучшить свои результаты по ЕГЭ, снова сдайте экзамены.

Особенности обучения в медицинском вузе

Если вы поступили в вуз, расслабляться рано. Приготовьтесь к усиленной учебе и отсутствию свободного времени. Как показывает практика, большое количество студентов отсеивается уже после первой сессии.

Первые 3 курса вы будете получать основные базовые знания. Вас ждет много профильных предметов, таких как анатомия, гистология, психология, физиология, латынь и т. д. Многое придется изучать самостоятельно, преподаватели укажут лишь нужное направление. Практические работы в начале обучения будут в основном в лаборатории вуза.

На последних курсах вы получите более углубленные знания и практические навыки по выбранному направлению. У вас будет доступ к пациентам в качестве помощника врача. Существует даже возможность устроиться на работу фельдшером, санитаром или медсестрой. В конце обучения вас ждет практика в больнице или поликлинике.

Возможности после окончания вуза

С 2017 года для выпускников медицинских вузов ввели новые правила. После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию. Она представляет собой компьютерное тестирование из 60 вопросов. Время выполнения – 1 час. После ее успешного прохождения (нужно набрать не менее 70 баллов) вы сможете приступать к работе в качестве терапевта или педиатра или поступать в ординатуру для получения узкой специализации.

В ординатуре бюджетных мест немного, конкурс большой. Учитываются баллы по тестированию и личные достижения. На бонусы можно рассчитывать, если у вас диплом с отличием, вы получали президентскую или именную стипендию, работали в медучреждениях во время учебы.

В ординатуру можно поступать и по целевому направлению. Нужно найти медучреждение, которое нуждается в специалистах, и получить ходатайство.

После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию

Медицина — это моё?

Вот несколько советов, которые помогут вам принять верное решение:

  • Пройдите тесты на профориентацию. С их помощью выясните, обладаете ли вы качествами, которые нужны для работы врачом.
  • Изучите медицину изнутри. Сейчас многие врачи ведут блоги и YouTube каналы, где рассказывают и показывают свою деятельность. Так можно получить полезную информацию, посмотреть операции и другие врачебные манипуляции, задать вопросы. Вот тут, например, можно увидеть, как проводят операции известные хирурги, а это медицинский портал, где собрано много полезной информации для врачей и студентов медвузов.
  • Пообщайтесь с бывшими и нынешними студентами медвузов. Сделать это можно на тематических форумах, в сообществах социальных сетей, на днях открытых дверей. Расспросите о процессе обучения, трудоустройстве и других важных моментах.
  • Посетите анатомические музеи. Там вы сможете увидеть человеческие органы в специальных растворах, различные аномалии и патологии, результаты болезней и т. д. Это будет тест на страх и брезгливость. Один из самых известных музеев такого рода – кунсткамера в Санкт-Петербурге. Также такие музеи бывают на кафедрах медицинских вузов.
Читать еще:  Задачи врача терапевта

В медицинский вуз попасть не просто, начинайте подготовку как можно раньше. Желательно уже с 8-го класса. Подтяните успеваемость, особое внимание уделите профильным предметам. Участвуйте в олимпиадах по профилю вуза – победа и призовые места могут вам принести ощутимые бонусы при поступлении. Хорошую подготовку вы получите, если поступите в медицинский класс или Сеченовский предуниверсарий. Туда можно попасть после 8-го и 9-го класса по результатам сдачи вступительных испытаний. Если вы проявите усердие и настойчивость, у вас все получится.

Изменены квалификационные требования к врачам-УЗИ и врачам-рентгенологам

В апреле Минтруд утвердил 2 новых профессиональных стандарта для врачей: врача ультразвуковой диагностики (Приказ Минтруда России от 19.03.2019 № 161н) и врача ретнгенолога (Приказ Минтруда России от 19.03.2019 № 160н). С 27 апреля оба документа вступили в законную силу. Но у медицинского сообщества уже возникла масса вопросов к разработчикам этих документов. В статье разберемся, как применять новые профстандарты и на какие несоответствия обратить внимание.

Профстандарт врача-рентгенолога

15 апреля Минтруд утвердил профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог» (Приказ Минтруда России от 19.03.2019 № 160н (ПС № 160н). Согласно документу, врач-рентгенолог причислен к 8 уровню квалификации и выполняет 4 основные трудовые функции:

  1. Проводит рентгенологические исследования, в том числе компьютерных томографических и магнитно-резонансно-томографических с их интерпретацией.
  2. Организовывает и проводит профилактические (скрининговые) исследования, предварительные и периодические медосмотры, диспансеризацию и диспансерное наблюдение.
  3. Анализирует медико-статистическую информацию, ведет медицинскую документацию.
  4. Оказывает медицинскую помощь пациентам в экстренной форме.

К этой части документа у медицинского сообщества вопросов нет. Все предельно понятно.

Квалификационные требования к врачам-рентгенологам

Кто имеет право работать врачом ультразвуковой диагностики? По новому профстандарту есть два варианта, как специалист может получить нужную квалификацию и работать врачом-рентгенологом.

Первый вариант: интернатура или ординатура

Согласно профстандарту, врач-рентгенолог должен иметь высшее образование — специалитет по одной из специальностей:

Также специалисту нужно иметь подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Рентгенология»

Второй вариант — курсы профессиональной переподготовки

Специалист должен пройти курс профпереподготовки по специальности «Рентгенология». Сделать это имеют право те специалисты, у которых есть подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей:

Что не так в профессиональном стандарте врача-рентгенолога

Если прочитать документ внимательно, то можно понять, что требования к образованию врача-рентгенолога в указанном профстандарте не совпадают с требованиями к данным специальностям, определенным в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н.

В чем разница этих документов?

  1. Профстандарт № 160н исключил из базового образования врача-рентгенолога специалитет по специальности «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», оставив только «Лечебное дело» и «Педиатрию».
  2. Требования к дополнительному профессиональному образованию в ПС № 160н и Приказе № 707н частично также не совпадают. Новый профстандарт исключил возможность прохождения профпереподготовки по специальности «рентгенология» лицам, прошедшим подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальностям «Авиационная и космическая медицина», «Водолазная медицина», «Дерматовенерология», «Детская урология-андрология», «Гериатрия», «Неонатология», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Челюстно-лицевая хирургия».
  3. Новый профстандарт открыл доступ к профессии лицам, прошедшим подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Радиология», «Ультразвуковая диагностика».

Каким нормативным актом руководствоваться

По закону, большую юридическую силу имеет принятый новый профстандарт, нежели Приказ Минздрава № 707н. Поэтому ориентироваться в вопросах квалификационных требований в данном случае следует именно на положения профессионального стандарта.

Измененные квалификационные требования к врачам ультразвуковой диагностики

В одном из материалов мы уже рассказывали об утвержденном профессиональном стандарте «Врач ультразвуковой диагностики» (Приказ Минтруда России от 19.03.2019 № 161н (далее – ПС № 161н).

Здесь также есть новшества, на которые нужно ориентироваться при определении квалификационных требований. Согласно ПС № 161 лица, окончившие специалитет по специальности «Медицинская кибернетика» после 2018 года, не смогут прийти в профессию через ординатуру по специальности «УЗИ». Однако они смогут претендовать на должность врача УЗИ, пройдя профпереподготовку по специальности «УЗИ» при наличии интернатуры и (или) ординатуры по указанным выше специальностям. Сложно в данном случае объяснить логику законодателя. Более того, остается до конца не ясным относится ли примечание «для лиц, завершивших образование до 2018 года» только к специальности «Медицинская кибернетика» или «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика».

Больше полезных материалов:

Мониторинг правоприменения

Условия допуска врача к медицинской деятельности по основной медицинской специальности и по дополнительной, указанной в Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения РФ

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать

Профессор кафедры трудового права СПбГУ Дивеева Н.И.

1. Статья 41 Конституции РФ определяет, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти положения находят своё развитие в ст. 18 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — Основы), в которой делается акцент на том, что медицинская помощь, помимо доступности, должна отвечать еще и такому критерию как «качественность».
На сегодняшний день обеспечение качественности медицинской помощи в РФ осуществляется через государственную регламентацию порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также, требований, которым должны соответствовать лица, такую помощь оказывающие.
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации до 1 января 2016 года имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (ст. 100 Основ). Таким образом, на сегодняшний день, чтобы быть допущенным к профессиональной деятельности медицинский работник должен отвечать двум критериям: 1) иметь соответствующее медицинское образование (подтверждаемое полученным дипломом государственного образца); 2) иметь сертификат специалиста.
Согласно пункту 1.2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачам) относятся врачи-специалисты, в списке которых поименованы врачи разных специальностей, в том числе, врач-акушер-гинеколог, а также врач-эндоскопист. Таким образом, названная Номенклатура должности всех врачей-специалистов (как родовую категорию) делит на определенные виды врачей по их специализации в соответствующей сфере медицины (акушерстве и гинекологии, педиатрии, неврологии, эндоскопии).Эту свою специализацию врач как раз и должен подтверждать соответствующим сертификатом.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11. 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» сертификат специалиста (сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской) деятельности. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в Российской Федерации, сертификат выдается государственными образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.
Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». В указанной Номенклатуре специальностей: во-первых, в качестве самостоятельных называются как специальность «акушерство и гинекология», так и специальность «эндоскопия»; во-вторых, все специальности подразделяются на основные и дополнительные. При этом, ни Приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г., ни Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. не устанавливается различий с точки зрения сертификации для основных и дополнительных специальностей. Следовательно, врачу-специалисту, осуществляющему различные виды медицинской деятельности, необходимо получать сертификат по каждой из специальностей.
2. Специфика медицинской деятельности такова, что для получения сертификата специалиста врачу необходим определенный уровень образования, не исчерпывающийся дипломом о высшем медицинском образовании. Первичная основная медицинская специализация врачей осуществляется через послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) клинической ординатуры, подтверждаемое соответствующим дипломом (дипломами) об освоении основной профессиональной образовательной программы по определенной медицинской специальности.
Однако подобные формы профессионального образования — не единственные формы первичной медицинской специализации. В пункте 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» говорится, что в случае смены врачом-специалистом профиля специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста, и получения сертификата по соответствующей специальности. Аналогичное положение закреплено и пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»: профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Однако, врач может одновременно выполнять разные виды медицинской деятельности. На это, в частности, указывает и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», где, например, для основной специальности «Акушерство и гинекология» среди «Специальностей, требующих дополнительной подготовки» указывается «Эндоскопия». Возникает вполне логичный вопрос: что законодатель понимает под дополнительной подготовкой, какому уровню образования (объему часов) она должна соответствовать и чем она должна подтверждаться?
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определяет, что специальность «Акушерство и гинекология» может быть только основной, и для неё необходимо высшее профессиональное образование, а также послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) ординатуры. Что касается специальности «Эндоскопия», то указывается, что она может быть как основной (и тогда к ней — общие требования в виде высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования в форме ординатуры), так и дополнительной к основной. В последнем случае специальность «Эндоскопия» должна подтверждаться дополнительным образованием в форме профессиональной переподготовки.
Таким образом, анализ российских нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что дополнительная врачебная специализация может быть получена медицинским работником через интернатуру, ординатуру или через профессиональную переподготовку. А в соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки должно иметь нормативный срок свыше 500 часов подготовки при любой форме обучения. Поэтому, если у врача отсутствуют документы об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о дополнительной профессиональной переподготовке в указанном объеме часов, то он объективно не является специалистом в этой сфере медицины, а, значит, не может получить соответствующий сертификат и не может быть допущен как врач к выполнению трудовых обязанностей по соответствующей специальности.
3. Понятие профессионализма медицинского работника включает не только знания, умения, принципы и правила поведения, но строится и на поддержании современного профессионального уровня, владения и критического восприятия информации, способности принимать обоснованные решения по отношению к пациентам, обладании высокими этическими принципами. Всё это требует от медицинского работника постоянного самосовершенствования. Профессиональный рост не является исключительно личным делом каждого работника, т.к. напрямую влияет на качество оказываемой медицинской помощи.
Действующее трудовое законодательство в этой связи возлагает определенные обязанности и на работодателя врача — медицинское учреждение. В ст. 196 ТК РФ указано, что необходимость подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно. Однако федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может быть установлено, что повышение квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В таких случаях работодатель обязан организовать обучение.
В частности, статья 73 Основ среди основных обязанностей медицинских работников называет обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие правовые акты РФ устанавливают обязанность повышения квалификации медицинских работников не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Значит, с такой периодичностью врач-специалист должен обучаться по дополнительным профессиональным программам по каждой из медицинских специальностей, постоянно подтверждая свою квалификацию и продляя свой сертификат (нормативный срок обучения — менее 500 часов). Отсутствие документов, удостоверяющих такое обучение должно препятствовать допуску врача — специалиста к выполнению трудовых обязанностей.

Читать еще:  Моя специальность врач

Позиция эксперта по выявленной проблеме:
Таким образом, для осуществления медицинской деятельности врач по каждой из реализуемых им специальностей в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (хоть основной, хоть дополнительной) должен иметь следующие документы:
— документ о высшем медицинском образовании;
— диплом об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о прохождении профессиональной переподготовки (со сроком обучения не менее 500 часов) как подтверждение первичной медицинской специализации;
— сертификат специалиста;
— документы о повышении квалификации специалиста (каждые пять лет).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector