Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Известные врачи педиатры

10 врачей, прославивших российскую медицину

В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее — директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)

Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

Владимир Петрович Филатов (1875 — 1956)

Советский офтальмолог, разработавший метод пересадки роговицы, при котором пересадочным материалом является донорская роговица. В области восстановительной хирургии предложил метод пересадки кожи при помощи так называемого мигрирующего круглого кожного стебля. Также Филатов разработал и ввел в практику хирургической офтальмологии методы пересаживания роговицы глаз трупов, предложил новые методы лечения глаукомы, трахомы, травматизма в офтальмологии.

В ходе практики изобрел много оригинальных офтальмологических инструментов, создал учение о биогенных стимуляторах и разработал методы тканевой терапии, которая широко применяется в медицине и ветеринарии.

За свою жизнь Филатов опубликовал более 430 работ, основал большую офтальмологическую школу, среди его учеников: Н. А. Пучковская, Т. И. Ерошевский.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука)

Хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви. С 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета, позже работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста. В 1904 году во время войны с Японией был направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в Чите, где заведовал хирургическим отделением госпиталя. Там же познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.

Позже работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии, проходил практику в Московских клиниках. Сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах. Своей работой внес много нового в технику операций. В 1908 году Валентин Феликсович приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета, был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. В разного рода сложных операциях он находил и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание.

В 1921 году Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, потом во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, при этом оставаясь профессором университета, продолжая оперировать и читать лекции. В 1923 году принял монашество с именем в честь святого апостола и евангелиста Луки. В этом же году началась череда арестов и репрессий. В общей сложности архиепи́скоп Лука́ провёл в ссылке 11 лет.

Был реабилитирован в апреле 2000 года. Украинская православная церковь причислила Архиепископа Луку к лику святых 1995 году, а в 2000 году канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Кроме значимых трудов на медицинские темы, архиепископ Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.

Гавриил Абрамович Илизаров (1921 — 1992)

Хирург-ортопед, одним из основных достижений которого является изобретение в 1951 году универсального аппарата внешней фиксации для лечения переломов и деформаций костей, которым и сегодня широко пользуются во всем мире.

Читать еще:  Задачи врача терапевта

Также Илизаров является основателем Центра восстановительной травматологии и ортопедии, который носит его имя. Илизаров является автором более чем 600 научных медицинских работ, автором 194 изобретений.

Друг детей

Как знаменитый врач Нил Филатов основал отечественную педиатрию

В Москве все знают детскую городскую клиническую больницу № 13 имени Филатова, знаменитую своими врачами и уровнем их подготовки. Но о самом Ниле Федоровиче Филатове, враче, основателе русской педиатрической школы, человеке, «над которым бессильна смерть» (как сказал один из его учеников, стоя над могилой своего учителя), нам известно крайне мало. В день его рождения, 2 июня, «Лента.ру» публикует интервью с доктором медицинских наук Галиной Микиртичан, в котором она рассказала о жизненном пути Нила Филатова и его вкладе в отечественную медицину.

«Лента.ру»: Как началась медицинская карьера Нила Филатова?

Галина Микиртичан: Из семи сыновей в его семье пятеро стали врачами, и медицина превратилась в семейное дело. Самым выдающимся из них был Нил Федорович Филатов.

В 1864 году он окончил институт (что-то типа гимназии) в Пензе и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он встретился со знаменитыми врачами того времени, оказавшими на него большое влияние. Прежде всего это профессор Григорий Захарьин — в его терапевтической клинике было выделено несколько кроватей для детей — и один из первых отечественных педиатров Николай Тольский. Именно благодаря Тольскому Нил Федорович выбрал своей профессией педиатрию.

Практический опыт Филатов получил, работая земским врачом в провинции, а затем с 1872 по 1874 год — за границей в клиниках Вены, Праги и Гейдельберга. Он произвел очень хорошее впечатление на многих профессоров, которые там работали. Примечательно, что именно Филатов стал одним из нескольких отечественных педиатров, упоминающихся в зарубежных руководствах по истории медицины.

В каком состоянии находилась российская медицина в то время?

Тогда еще не было отдельных кафедр и клиник детских болезней. Филатов пришел на кафедру акушерства, женских и детских болезней. Педиатрия еще не выделилась в самостоятельную науку, это произошло именно в 70-х годах XIX века благодаря плеяде первых отечественных педиатров, таких как Нил Филатов, Николай Гундобин, Карл Раухфус и ряда других.

В то время учение об анатомо-физиологических особенностях детского организма только формировалось. Клинические проблемы педиатрии рассматривались, но систематика, классификация детских болезней не были еще научно обоснованы. В детской практике уже использовались такие методы, как осмотр, перкуссия и аускультация, но методики изучения детской патологии, связанные с успехами биохимии, физики, микробиологии и другими достижениями медицины, способными изучить причины и механизмы развития заболеваний у детей, только разрабатывались. Следует отметить, что лишь во второй половине XIX века были открыты микроорганизмы, то есть стала понятна природа ряда инфекционных заболеваний.

Все это пришлось на период деятельности Нила Филатова, который способствовал актуализации и изучению насущных проблем детской медицины, поэтому он и считается одним из основоположников отечественной педиатрии.

Насколько отличалась российская педиатрия от западной в те годы?

Во Франции первая детская больница была открыта в 1802 году, в России — только в 1834 году, в Петербурге. Но нельзя сказать, что какая-то страна по уровню медицины была слабее, а другая сильно ушла вперед — везде были свои сильные и слабые стороны. Возможно, тому способствовало то, что начиная с XVIII века, все врачи, которые начинали заниматься научной и преподавательской деятельностью, должны были побывать в клиниках европейских стран — это было правилом того времени.

Уровень развития медицины везде был приблизительно одинаковый. Принципиально важным было изучение фундаментальной проблемы педиатрии — особенностей детского возраста, того, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, что ему присущи анатомические и физиологические особенности, определяющие характер вскармливания, гигиенические рекомендации, диагностики и лечения разнообразной патологии детского возраста.

Все педиатры занимались проблемой детской смертности, потому что они, как ни один врач другой специальности, видели, как влияют на это условия, в которых жило большинство населения: бедность, плохое здоровье и тяжелый труд родителей, скудное питание, неблагоприятные жилищные условия и прочее.

Нил Филатов интересовался детской смертностью как клиницист. Известно, что наибольший вклад в детскую смертность тогда вносили детские инфекционные заболевания, такие как корь, скарлатина, дифтерия. Именно их Нил Федорович изучал, описывал, разрабатывал диагностику и лечение. Он стремился выявить ранние симптомы инфекционных заболеваний. Одним из первых он, вместе с Георгием Габричевским, стал применять противодифтерийную сыворотку. Это способствовало снижению детской смертности от такой коварной болезни, как дифтерия.

Пытался ли Филатов просвещать родителей, население в вопросах санитарии, улучшения жизни детей?

Конечно, как и все педиатры. Это неотъемлемая часть не только тех времен, но и наших дней. Педиатры выступали с лекциями, вели просветительные беседы, участвовали в работе благотворительных обществ, различных съездов. Филатов, как и другие врачи, старался пропагандировать среди населения правила рационального питания, воспитания, ухода за детьми.

В те времена, особенно в сельской местности, родители, уходя на работы в поле, могли оставить маленького ребенка на попечение стариков или старших братьев и сестер. Младенцев неправильно кормили, давали нажеванный хлеб или овощи, неразведенное и некипяченое молоко животных. С этим, конечно, боролся Нил Федорович, пытался всячески просвещать родителей.

Это могло дать какие-то позитивные результаты?

Только в случае принятия действенных мер по улучшению условий труда и быта. Педиатры понимали, что научно обоснованные рекомендации по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний сами по себе не помогут, если уровень жизни подавляющего большинства населения останется низким. Недаром самые известные педиатры в начале XX века выступали за то, чтобы государство взяло на себя ответственность за здоровье детей.

Благотворительность хоть и была довольно широко распространена, но не могла охватить всех нуждающихся. Сохранились описания, в каких ужасающих условиях жили дети, и, конечно, это зависело в большинстве случаев не от педиатров, не от самих родителей, а только от властей.

В своем труде «Семиотика и диагностика детских болезней» он составлял инструкции для врачей о том, как проводить обследование детей, искать к ним подход. Получается, медики не владели такими знаниями?

Правильнее сказать, он описал схему подробного обследования больного ребенка.

Его учитель Захарьин ранее разработал схему обследования взрослого больного, что Филатова как клинициста очень привлекало, и он стал разрабатывать такую подробную схему уже для детей. До этого подобной систематичной, последовательной системы обследования ребенка не было.

Этот труд очень значим, он служил настольным руководством для многих поколений педиатров. Внимание к детальному обследованию, индивидуальным особенностям ребенка были очень важны, ведь болезнь можно установить только тогда, когда врачу известны все детали: в каких условиях живет ребенок, как у него возникло заболевание, чем он питается и так далее.

Филатов описал последовательность опроса матери. Причем он указывал, что надо учитывать характер матери, ее доверие к врачу, правдивость рассказа, и для этого следует задавать точные вопросы. В своей практической деятельности и на лекциях Нил Федорович уделял большое значение также и последовательному методу обследования: «Приступая к осмотру. ребенка, врач должен прежде всего подумать о том, чтобы сразу не напугать своего пациента. Всегда лучше, войдя в комнату больного, до поры до времени не обращать на него никакого внимания и, занявшись пока анамнезом, дать ему возможность присмотреться к новому человеку. » Все неприятные и тем более болезненные манипуляции Н.Ф. Филатов советовал производить в конце обследования.

Эта схема последовательного, детального обследования больного повсеместно принята всеми педиатрами, и студенты до сих пор изучают ее.

Филатов занимался инфекционными болезнями. Каких успехов он в этом достиг?

Он описал такие инфекционные болезни, как скарлатинозная краснуха, железистая лихорадка (которая сейчас называется инфекционный мононуклеоз), а также ранние признаки кори — отрубевидное шелушение на внутренней поверхности слизистой рта, которое наблюдается еще до возникновения сыпи. Сегодня этот клинический признак называется «пятна Бельского-Филатова-Коплика».

Также Нил Федорович описал осложнение при скарлатине — скарлатинозное сердце, которое нередко приводило к смерти. Кроме того, он обосновал формы проявления таких заболеваний, как затяжные и протекающие без лихорадки формы гриппа, скрытую малярию грудных детей, желудочно-кишечные заболевания, и как отдельную болезнь — ветряную оспу.

Он был одним из основоположников нового направления в педиатрии — невропатологии детского возраста. Нил Федорович описал синдромы при различных заболеваниях, связанных с нервной системой.

Кроме того, Филатов создал крупнейшую научную школу в педиатрии, которая пришла в советский период, — это знаменитые педиатры Василий Молчанов, Юлия Домбровская, Георгий Сперанский. Последний однажды сказал, что «все мы, педиатры, вышли из филатовского белого халата». Нил Федорович, безусловно, заслуживает признания как клиницист, тонкий диагност, уникальный специалист в области педиатрии.

Известно, что Нил Федорович, работая в больнице, очень сближался с детьми, много времени проводил с ними.

Он был заведующим кафедрой детских болезней в Московском университете и возглавлял клинику детских болезней. Одно то, что он написал уже упомянутый труд «Семиотика и диагностика детских болезней», говорит о его большой любви к детям. Он их очень хорошо понимал и даже сам слыл большим ребенком — увлекался спортом, шахматами.

Однажды он ждал приезда в клинику императора Александра III, и, чтобы скоротать время, решил прокатиться на велосипеде. В итоге он налетел на березу, проехав своим, как говорили, «великолепным орлиным носом» по коре дерева. В суматохе пришлось вызывать из Малого театра гримера, ему заштукатурили ободранный нос. Прибывшие вскоре император с супругой были в восторге от его клиники, но все время посматривали на его нос.

А самое важное в личности Филатова — его бескорыстие. Когда он приходил в семьи и видел бедность родителей, то приносил детям лекарства, игрушки, еду. Он понимал, что для ребенка очень важно психологическое здоровье. Сам он никогда этого не афишировал, но его ассистенты знали, что он помогает своим больным. В том числе и поэтому его очень любили и называли «другом детей».

Филатов умел расположить к себе и ребенка, и студента, его популярность в студенческих кругах была неимоверная. Во-первых, он был очень импозантен: яркие черные глаза, курчавая голова, высокий рост. На первых порах его лекции были необязательны для студентов. Но он так стремился делиться знаниями, что начал читать их на квартире, в воскресенье, в вечернее время, и они всегда очень хорошо посещались. Позже, когда он уже стал заведующим кафедрой и вел большую педагогическую работу, его лекции всегда проходили с аншлагом, потому что он очень четко, ясно, доходчиво и в то же время глубоко раскрывал каждую тему.

Читать еще:  Геронтолог что за врач

Можно наговорить много красивых слов об этике врача, а можно просто делать то, что считаешь нужным, использовать свои знания для облегчения страданий и выздоровления маленьких пациентов.

Филатов умер в возрасте 55 лет. Активная медицинская работа подкосила его здоровье?

Он работал очень много. Помимо уже вышеперечисленного, он организовал Московское научное общество детских врачей. Это тоже требовало времени и сил: надо было проводить заседания, привлекать врачей, показывать больных, обсуждать проблемы, вырабатывать меры оздоровления детей, бороться с детской смертностью.

Помимо того он много работал и в клинике, Филатов не отказывал в консультациях и многих больных детей посещал на дому. Конечно, написание научных трудов, учебников и руководств тоже занимало время. Вся эта большая, интенсивная работа, конечно, могла сказаться на его здоровье.

В заключение подчеркну, что Нил Федорович Филатов был тонким диагностом и талантливым клиницистом. Его труды переиздавались десятки раз, были переведены на европейские языки. Своей деятельностью он поднял уровень российской клинической педиатрии, поэтому мы называем его одним из ее основоположников.

История отечественной педиатрии

Педиатрия, или учение о детских болезнях, — молодая медицинская наука; до XIX века педиатрия как самостоятельная медицинская дисциплина не существовала. Для детей не было отдельных больниц, они лежали в общих палатах со взрослыми, иногда по нескольку человек на одной кровати. Не было и детских врачей. Лечением детей обычно занимались опытные женщины, или «повивальные бабки», акушерки. Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В труде «О размножении и сохранении российского народа» он предложил меры «по устранению этого зла». Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей. В Петербургском воспитательном доме в течение многих лет работал замечательный врач-акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). В оригинальном труде «Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле» (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребён- ком «от рождения до отроческого возраста», описанию детских болез- ней и способам их лечения. Но систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая — в Петербурге в 1834 г., третья — в Москве в 1842 г.

В России первым начал читать теоретический курс детских болезней профессор кафедры акушерства Петербургской медико-хи- рургической академии Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885). Он

написал и первый учебник по детским болезням на русском языке — «Педиятрика», где развил очень важную мысль о необходимости знания отличий детского организма от взрослого, т.е. анатомо-физиоло- гических особенностей для диагностики и лечения детских болезней. Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века. В Петербурге курс педиатрии в Военно-медицинской академии с 1863 г. читал профессор В.М. Флоренский, а в Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 г. — доцент акушерской клиники Н.А. Тольский. С этого времени на протяжении 30 лет он развивал новую дисциплину — педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 г. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров — Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался.

Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. Его регулярные обходы и клинические разборы больных пользовались ис- ключительной популярностью и послужили прекрасной школой для плеяды молодых врачей. Заслуги Н.Ф. Филатова заключаются также в том, что он создал оригинальные руководства, учебники и монографии: «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Клинические лекции», «Семиотика и диагностика детских болезней», отражавшие особенности клинической картины и диагностики детских болезней в России. Эти книги выдержали несколько изданий, в том числе и за ру- бежом. Велико и научное наследие Н.Ф. Филатова: он изучал инфекционные заболевания у детей, в том числе патогенез острых кишечных расстройств у детей грудного возраста, впервые (одновременно с американским педиатром Копликом) описал специфический симптом кори — белесоватые пятна на слизистой оболочке щеки, имеющие диагностическое значение. Ему принадлежит описание скарлатиноз-

Н.А. Тольский Н.Ф. Филатов Н.С. Корсаков

ной краснухи и железистой лихорадки. Н.Ф. Филатов был организатором и председателем Московского общества детских врачей.

С появлением Московской и Петербургской школ педиатрия стала быстро развиваться. Появились кафедры педиатрии в Киеве, Тарту, Одессе, Казани. Ими руководили ученики Н.А. Тольского, В.М. Флоринского, Н.Ф. Филатова. В Москве, Петербурге и Саратове возникли общества по борьбе с детской смертностью. Московское общество возглавил выдающийся русский педиатр Г.Н. Сперанский. Были проведены массовые организационные мероприятия, обеспечи- вающие охрану материнства и младенчества.

В 1920 г. был создан Комиссариат здравоохранения под руководством Н.А. Семашко, что позволило принять реальные меры по борь- бе с детской смертностью. Этому способствовало также создание детских яслей, садов, консультаций и больниц, а также мощной сети научно-исследовательских учреждений, где воспитывались новые научно-педагогические кадры.

Одним из таких центров отечественной педиатрии служит клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где в течение многих десятилетий создавалась школа российских педиатров, основанная Н.С. Тольским и Н.Ф. Филатовым. После смерти Н.Ф. Филатова в 1902 г. кафедру и клинику детских болезней возглавил Н.С. Корсаков — прекрасный клиницист (большинство его трудов посвящено рахиту). С 1923 г. руководителем кафедры стал выдающийся отечественный педиатр, в последующем действительный член АМН, председатель Всесоюзного общества детских врачей В.И. Молчанов. При нём была проведена первая реконструкция клиники: коечный фонд с 25 коек расширен до 70, открыты рентгенов-

ский, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты, новые лаборатории, консультация, отделение для детей грудного возраста и молочная кухня. В.И. Молчанов в общей сложности проработал в клинике около 60 лет. Его основные научные исследования были посвящены изучению острых детских инфекционных болезней, их диагностике и лечению (эта проблема была очень актуальна). Под его руководством был издан сборник «Труды бараков детской клиники», также вышли в печать его монография-диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии» и монография «Дифтерия», посвящён- ные грозной инфекции, уносившей в то время многие детские жизни. Им был разработан новый раздел педиатрии — эндокринные заболевания, послуживший материалом для монографии «Расстройства роста и развития у детей». Огромный врачебный и педагогический опыт В.И. Молчанова лёг в основу учебника «Пропедевтика детских болезней», написанного совместно с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым. Преемницей В.И. Молчанова на посту заведующего кафедрой стала его ученица и сподвижница Ю.Ф. Домбровская — академик АМН, за- служенный деятель науки РСФСР, лауреат Ленинской премии, председатель Всесоюзного и московского общества детских врачей. Коллеги называли её «Педиатр ? 1». Её профессиональная биография началась в 1916 г.; в течение 54 лет она не покидала стен клиники, пройдя путь от клинического ординатора до академика, заведующего кафедрой. Как и её предшественники и учителя, Ю.Ф. Домбровская объединяла в себе качества прекрасного, чуткого человека, выдающегося учёного и педагога. При ней была проведена вторая реконструкция клиники, построено новое здание, что позволило расширить количество коек с 70 до 250; были созданы новые подразделения (эндоскопия в педиатрии и функциональная диагностика лёгочных заболеваний) и новое направление в педиатрии — изучение проблемы коллагенозов у детей. Ю.Ф. Домбровская воспитала целую школу последователей — проф. Н.А. Тюрина, Е.В. Климанскую, М.И. Анохина, автора этой статьи и свою преемницу Л.А. Исаеву, возглавлявшую кафедру с 1970 по 1991 г.

Как и её предшественники, Л.А. Исаева была академиком АМН СССР, заслуженным деятелем науки, лауреатом Государственной пре- мии СССР, председателем Московского общества детских врачей. Вся её жизнь со студенческой скамьи до конца дней была тесно связана с кафедрой и клиникой. Она активно участвовала в строительстве и становлении нового корпуса, ремонте старой хлудовской больницы, превратившейся в современный стационар. Под её руководством было проведено техническое переоснащение клиники, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии, оборудованное по новейшим стандартам, организован научно-исследовательский отдел по изуче-

В.И. Молчанов Ю.Ф. Домбровская Л.А. Исаева

нию диффузных болезней соединительной ткани. В научном плане делом её жизни было изучение актуальных проблем ревматологии, особенно ювенильных коллагенозов — системной красной волчанки (СКВ), системной склеродермии (ССД), дерматомиозита. Работая в этом направлении, она вырастила школу профессоров и докторов наук: В.И. Карташову, Л.К. Баженову, Г.А. Лыскину, Т.М. Ермакову, Н.Н. Уварову, Т.В. Рябову и др. Преемником Л.А. Исаевой с 1991 г. стал академик РАМН, профессор А.А. Баранов, возглавивший Союз педиатров России и ставший директором Института педиатрии РАМН (ныне Научный центр здоровья детей и подростков). А.А. Баранов организовал проведение многих республиканских конгрессов и съездов педиатров России, создал «Российский педиатрический журнал», является членом Совета Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNE PSA).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Педиатрия — это что такое? Профессия — детский педиатр

Выбор профессии — очень серьезный шаг. От него зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Профессий существует довольно много. Одна из них — это врач-педиатр. Данная профессия является интересной и востребованной на рынке труда, но прежде чем ее получать, стоит подумать, соответствует ли она способностям и интересам, имеются ли конкретные личностные качества, которые необходимы в дальнейшей работе.

Педиатрия как раздел медицины

В 1847 году вышло в свет отечественное руководство «Педиятрика». Его автором стал врач С. Ф. Хотовицкий. Этот специалист в своем руководстве определил место педиатрии среди медицинских специальностей. Он указал ее задачи и цели. Таким образом, С. Ф. Хотовицкий стал основоположником русской педиатрии. Итак, что же понимается под этим термином? В чем сущность названного раздела медицины? Педиатрия — это наука о болезнях детского организма, их лечении и профилактике. Ее основной задачей выступает сохранение здоровья ребенка или возвращение при болезни нормального состояния.

Читать еще:  Какие есть врачи специалисты

Педиатрию условно подразделяют на несколько ветвей (направлений):

  • Профилактическая педиатрия. Под эти термином подразумевается система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения различных болезней.
  • Клиническая педиатрия. Данное направление включает в себя диагностирование недугов, лечение и этапную реабилитацию больных детей.
  • Научная педиатрия. Это направление, суть которого заключается в формулировке парадигм. Ими в дальнейшем руководствуются врачи в своей практической работе.
  • Социальная педиатрия. Задачи данной ветви науки — изучение здоровья детей, разработка системы социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.
  • Экологическая педиатрия. Это направление науки изучает воздействие различных природных факторов на здоровье детей.

История отечественной педиатрии

Педиатрия в России выделилась в отдельную медицинскую дисциплину в XIX веке. В это время начали издаваться первые переводные книги и публикации отечественных авторов (например, «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна, «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» А. И. Данилевского).

По поводу лечения детей стоит отметить, что до XIX века все необходимые мероприятия осуществлялись на дому. Акушеры и терапевты давали общие советы. Первые детские койки, как свидетельствует история педиатрии, были учреждены в терапевтической клинике Ивана Петровича Франка, открытой в 1806 году. Через несколько лет эти места ликвидировали. Первую детскую больницу открыли лишь в 1834 году в Петербурге.

В настоящее время в России функционирует огромное количество учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание маленьких пациентов и их мам:

  • детские (городские, областные, краевые, республиканские, окружные) и специализированные (туберкулезные, инфекционные, психиатрические) больницы;
  • поликлиники (городские, стоматологические) и различные центры (диагностические, реабилитационные);
  • учреждения охраны детства и материнства (дом ребенка, перинатальный центр, молочная кухня, женская консультация).

Внимания заслуживает Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Юрия Евгеньевича Вельтищева. Это старейшее научно-исследовательское педиатрическое учреждение в России. Здесь проводятся различные операции детям. Все лечение малышам при наличии направления проводится бесплатно. Оно финансируется из федерального бюджета. Также стоит отметить, что институт педиатрии оказывает не только лечебную помощь, но и консультативную.

Задачи и основные темы педиатрии

Одна из задач этого раздела медицины — диагностика и лечение различных заболеваний. Врачи выявляют недуги у детей по имеющимся симптомам, результатам анализов и обследований. После постановки диагнозов специалисты назначают соответствующее лечение. При этом врачи всегда стремятся к минимальной фармакотерапии, ведь суммарный эффект приема большого количества лекарственных препаратов в большинстве случаев оказывается непредсказуемым.

Дело педиатрии имеет еще одну задачу — это реабилитация детей. После перенесенных заболеваний юный организм нуждается в восстановлении. В связи с этим детям после выздоровления могут быть необходимы:

  • щадящий режим дня (освобождение от занятий спортом, дополнительных нагрузок);
  • стимулирующая терапия (фитотерапия, применение витаминных препаратов);
  • освобождение от прививок;
  • пребывание в санатории.

К задачам педиатрии относится и профилактика заболеваний. Она может быть первичной, вторичной и третичной. Под первичной профилактикой понимается предупреждение развития недугов за счет прививок, мер асептики. Вторичная профилактика основывается на выявлении ранних признаков заболеваний. Благодаря своевременной диагностике можно избежать тяжелых проявлений. Третичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение прогрессирования того заболевания, которое может привести к инвалидизации.

Исходя из вышеназванных задач, можно определить основные темы, которые изучает педиатрия в медицине:

  • физическое развитие и здоровье детей;
  • причины заболеваний и травм, их симптомы;
  • лечение и профилактика недугов;
  • первая помощь при различных травмах и несчастных случаях и др.

Профессия «педиатр»

Врач — человек, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой различных заболеваний и травм у людей. Данная профессия является одной из древнейших и наиболее почитаемых в обществе. Она включает в себя множество специальностей. Одна из них — это врач-педиатр.

Главная обязанность названного специалиста — лечить маленьких пациентов. Врач-педиатр не действует шаблонно. Он находит к каждому ребенку особый подход, путем беседы выясняет жалобы, использует необходимые диагностические методы, анализирует получаемые результаты, разрабатывает максимально индивидуальную схему лечения. Обязанности врача-педиатра не ограничиваются работой с больными детьми. Специалист еще занимается ведением документации.

Профессия «детский педиатр» востребована на рынке труда. Начинающие специалисты довольно быстро находят себе применение. Заработная плата зависит от места работы и уровня профессионализма. Она невысока у начинающих специалистов, работающих в государственных медицинских учреждениях. Приличную заработную плату получают опытные врачи коммерческих клиник.

Кто может стать врачом-педиатром?

Заниматься лечением детей могут только те люди, которые имеют высшее медицинское образование. Получить его можно в специальном университете (академии, институте). Обучение довольно непростое, ведь современная медицина — это сложнейшая область знаний. Учеба в медицинском вузе длится в течение 6 лет на очной форме. Заочно получить образование невозможно.

Люди, которым интересная профессия «врач-педиатр» и которые хотят свою будущую жизнь связать с медициной, должны иметь не только диплом о высшем медицинском образовании, но и такие личностные качества, как:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • коммуникативность.

Получение профессии врача-педиатра

В России функционирует довольно много медицинских вузов. Одним из лучших учебных заведений является СПбГПМУ. Расшифровка этого сокращения — Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Этот вуз функционирует с 1925 года. Люди, желающие стать в будущем врачами-педиатрами, могут поступить сюда на факультет «Педиатрия». Отзывы о нем хорошие. Студенты высказывают положительные мнения о качестве образования, преподавателях. В СПбГПМУ есть и другие факультеты:

Внимания абитуриентов, мечтающих получить профессию врача, заслуживает также Первый Московский государственный медицинский университет имени Ивана Михайловича Сеченова. Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение страны в сфере медицины, основанное в 1755 году. В его структуру входят 10 факультетов. Один из них — педиатрический. На этом факультете 8 кафедр:

  • педиатрии и детской ревматологии;
  • клинической иммунологии и аллергологии;
  • детской хирургии;
  • гигиены детей и подростков;
  • педиатрии и детских инфекционных болезней;
  • диабетологии и эндокринологии;
  • неонатологии;
  • пропедевтики детских заболеваний.

Поступление на педиатрический факультет

Чтобы поступить в медицинский вуз на педиатрический факультет, школьники сдают ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. Полученные баллы учитываются учебным заведением. При отсутствии результатов ЕГЭ абитуриенты проходят вступительные испытания в стенах вуза. Их форма бывает разной: устной или письменной (в форме тестов, ответов на вопросы и т. д.). Информацию, касающуюся экзаменов, стоит заранее уточнять в приемной комиссии выбранного вуза.

Чтобы при поступлении успешно пройти вступительные испытания по химии, биологии и русскому языку, достаточно хорошо освоить школьную программу. При желании можно записаться на подготовительные курсы. Их предлагает каждый медицинский университет, академия, институт. На курсах можно вспомнить ранее изученный материал, задать интересующие вопросы.

Педиатр — профессия, которую в вузе можно получить как платно, так и бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное место, необходимо пройти конкурсный отбор. Существует такое понятие, как «проходной балл». Это минимальное количество баллов, которого достаточно для прохождения на бюджет. Приемная комиссия всегда называет поступающим прошлогодние цифры, ведь реальный проходной балл становится известным только после сдачи вступительных испытаний и формирования рейтинга абитуриентов.

Учеба в вузе на педиатрическом факультете

Подготовка специалистов начинается с изучения фундаментальных естественнонаучных, медико-профилактических и медико-биологических предметов. Студенты знакомятся со строением человеческого организма, анатомо-физиологическими процессами, происходящими в нем. Затем начинается обучение на специализированных педиатрических кафедрах. Будущие врачи-педиатры на занятиях изучают диагностику, лечение и профилактику детских болезней, актуальные вопросы и ответы педиатрии.

Учеба в медицинском вузе включает в себя получение не только теоретических, но и практических знаний. Первая практика студентов называется учебной. Она включает в себя уход за больными детьми и взрослыми людьми. Следующие практики называются производственными. Во время их прохождения студенты выполняют обязанности медицинских работников:

  • помощника младшего медицинского персонала (на 1 курсе);
  • помощника палатной медицинской сестры (на 2 курсе);
  • помощника процедурной медицинской сестры (на 3 курсе);
  • помощника врача стационара (на 4 курсе);
  • помощника врача детской поликлиники (на 5 курсе).

Задачи врача-педиатра

Люди, которые проходят обучение в медицинском вузе, должны знать значение педиатрии, а также то, какие задачи будут в будущем стоять перед ними. Педиатр не только осматривает ребенка, ставит диагноз и назначает лечение. Врач еще способствует образованию родителей:

  • нацеливает мать на чрезвычайную важность грудного вскармливания;
  • убеждает в преимуществах свободного пеленания;
  • разъясняет родителям важность профилактических прививок;
  • выступает против «моржевания» детей раннего возраста и так далее.

Специалист не должен запугивать родителей диагнозами. При хронических заболеваниях нужно всегда поддерживать оптимизм мам и пап в отношении прогноза. При неизлечимых патологических состояниях нельзя обещать выздоровления. Говорить всю правду сразу тоже не нужно, ведь неизвестно, как отреагируют люди на страшный диагноз. Об имеющемся недуге можно сказать лишь одному из родителей.

При контакте с больным ребенком врач должен проявить сочувствие, сопереживание. Ребенок почувствует внимание, заботу и доверится специалисту. Обязателен телесный контакт. Страх в ребенке уменьшится благодаря прикосновениям, поглаживаниям. Если малыш жалуется на боли, то нужно попросить его показать то место, которое болит. Затем следует убедиться в сказанном и прощупать болезненный и безболезненные участки. В ходе осмотра ни в коем случае нельзя стыдить маленького пациента, смеяться над ним.

Известные врачи-педиатры

Многие люди знают Евгения Олеговича Комаровского. Это педиатр, врач высшей категории. Он написал довольно много книг и статей, посвященных детским болезням, здоровью малышей. Комаровский также является телеведущим. В 2010 году на одном из украинских телеканалов стартовала передача под названием «Школа доктора Комаровского». В ней врач доступно рассказывает телезрителям о различных детских недугах, а также о способах их лечения. Понятным языком излагается педиатрия. Для детей даже можно включать эту передачу.

Огромный вклад в развитие педиатрии внес Леонид Михайлович Рошаль. Это советский и российский педиатр, хирург, доктор медицинских наук. Специалист написал огромное количество монографий. Рошаль еще известен своим мужеством. Он спасал детей, пострадавших во время землетрясений, войн и катастроф.

Еще один известный врач-педиатр — Александр Александрович Баранов. Он написал около 500 научных работ (монографий, учебников и руководств). В настоящее время Александр Баранов работает в МГМУ имени И. М. Сеченова. Он является заведующим кафедрой педиатрии и детской ревматологии педиатрического факультета.

В заключение стоит отметить, что педиатрия — это очень важный раздел медицины. Если есть желание стать педиатром, то можно поступить в медицинский вуз. Учиться на врача интересно, но сложно. При этом стоит помнить, что педиатр должен обладать не только необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, но и личностными качествами. Он должен находить удовольствие в общении с детьми и в их выздоровлении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector