Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность человека врач

города Севастополя

Профессиограмма

1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает — в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • реанимацию и интенсивную терапию;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • правила оформления медицинской документации.
  • Квалифицированный врач должен уметь:
  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
  • расшифровывать результаты анализов;
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
  • наблюдательность;
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
  • нервно-психические заболевания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • нарушения речи.
  • брезгливость и непереносимость вида крови;
  • невнимательность к людям и симптомам болезней;
  • нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
  • жестокость, эгоистичность;
  • рассеянность и безответственность;
  • тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.

8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • правоохранительные органы;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Читать еще:  Нужен врач дерматолог

11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.

Красноярского края

Профессиограмма

Врач-лечебник

Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И., это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

  1. «Лечебное дело» – врач-лечебник подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения;
  2. «Педиатрия» – врач-педиатр лечит детей;
  3. «Гигиена, санитария и эпидемиология» – врач гигиенист-эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний;
  4. «Стоматология» – врач-стоматолог лечит заболевания зубов;
  5. «Фармация» – провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.

«Лечебное дело» – самая популярная медицинская специальность. Врач-лечебник занимается профилактикой и лечением заболеваний у взрослого населения.

Специалист по специальности «Лечебное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-профилактическая;
-диагностическая;
-лечебная;
-реабилитационная;
-психолого-педагогическая;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по специальности «Лечебное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача.
Преимущества профессии: большая востребованность профессии на рынке труда, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Профессия относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний.

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Область профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врача входят:

  • Выявление причин различных заболеваний, оказание плановой и экстренной медицинской помощи.
  • Проведение диагностики и лечения больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях.
  • Проведение профилактической работы (своевременное выявление ранних и скрытых форм заболеваний, групп риска), а также реабилитация больных в период восстановления.
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди населения.
  • Пропаганда среди пациентов здорового образа жизни, проведение активных мероприятий, направленных против наркотиков, алкоголизма и курения.

В научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «Врач-лечебник» необходимы как базовые знания по химии, биологии, анатомии человека, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.

Врач-лечебник должен знать:

  • основы лечебного дела;
  • основы экономики и принципы организации лечебно-профилактической работы;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • основное, сопутствующее и побочное действие лекарственных средств, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения;
  • дозировки лекарственных средств, препаратов;
  • растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования;
  • правила проведения противоэпидемических мероприятий и организации лечения при массовых инфекционных заболеваниях;
  • основы законодательства по охране здоровья населения, структуру и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность, принципы сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания и т.п.);
  • принципы врачебной этики и медицинской деонтологии;
  • правила оформления медицинской документации.

Врач-лечебник должен уметь:

  • освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи: профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов; оказание экстренной и неотложной медицинской помощи; выполнение медицинских манипуляций; организационная работа.
    В ходе проведения профилактической деятельности:
  • осуществлять мероприятия по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих;
  • проводить профилактические и противоэпидемиологические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;
  • проводить мероприятия по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков, созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;
  • осуществлять диспансерное наблюдение за взрослым населением и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния здоровья;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности диспансеризации среди декретированных контингентов и хронических больных;
  • проводить сбор и анализ медико-статистической информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
    В ходе проведения диагностической деятельности:
  • осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний у взрослого населения и подростков на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
  • осуществлять диагностику неотложных состояний у взрослого населения и подростков, диагностику беременности;
  • осуществлять проведение судебно-медицинской экспертизы;
    В ходе проведения лечебной деятельности:
  • осуществлять оказание первой помощи взрослому населению и подросткам при неотложных состояниях; лечение взрослого населения и подростков с использованием терапевтических и хирургических методов; осуществлять ведение физиологической беременности, прием родов;
  • осуществлять проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи взрослому населению и подросткам в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • организовать работы с медикаментозными средствами и соблюдение правил их хранения;

    В ходе проведения реабилитационной деятельности:

  • осуществлять проведение реабилитационных мероприятий среди взрослого населения и подростков, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство; использовать средства лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии) и основных курортных факторов у взрослого населения и подростков, нуждающихся в реабилитации;
    В ходе проведения психолого-педагогической деятельности:
  • формировать у взрослого населения и подростков позитивное поведения, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья, мотивацию к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
  • проводить обучение младшего и среднего медицинского персонала основным манипуляциям и процедурам, элементам здорового образа жизни;
    В ходе проведения организационно-управленческой деятельности:

    заниматься организацией мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

    вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

    проводить экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

    оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам;

    вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);

    проводить научно-исследовательскую деятельность. хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

    высокое развитие образной памяти;

    логическое и аналитическое мышление;

    высокая координация кистей рук, пальцев;

    тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;

    способность к концентрации внимания в течение длительного времени;

    развитый социальный интеллект (умение понимать поведение других людей);

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Статья 2 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

    2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

    3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

    4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ в пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

    5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

    6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

    7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

    8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

    9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

    10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

    Информация об изменениях:

    Пункт 11 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

    11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

    12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

    13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

    14) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

    15) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

    16) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

    17) состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

    18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

    19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

    20) тяжесть заболевания или состояния — критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

    21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 22 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ

    22) телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

    Информация об изменениях:

    Статья 2 дополнена пунктом 23 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ

    23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

    Деятельность человека врач

    Санитарный врач, ветеринар

    Сфера профессиональной деятельности

    • Здравоохранение
    • Социальная защита
    • Образование
    • Промышленнность
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Министерство чрезвычайных ситуаций
    • Наука

    Классификация профессии

    • Может быть отнесена к типам профессии:
    1. «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
    2. «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
    • Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
    • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

    Описание профессии

    Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
    В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).

    Доминирующие виды деятельности:

    • выявление причин различных заболеваний;
    • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
    • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
    • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
    • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
    • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
    • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
    • оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
    • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

    Требования к индивидуальным особенностям специалиста

    К профессионально важным качествам врача относятся:

    • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
    • организованность;
    • отсутствие брезгливости;
    • хорошая память;
    • ответственность;
    • терпение;
    • склонность к работе с объектами природы (людьми);
    • склонность к работе в сфере общения;
    • склонность к работе с информацией;
    • развитые логические способности;
    • развитая способность к концентрации внимания;
    • высокая эмоциональная устойчивость.

    Врач должен обладать следующими личностными качествами:

    • внимательность;
      наблюдательность;
    • обучаемость;
    • способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
    • физическая и эмоциональная выносливость.

    Медицинские противопоказания

    • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
    • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
    • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
    • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
    • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
    • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
    • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
    • Злокачественные новообразования любой локализации.
    • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
    • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
    • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
    • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
    • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
    • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
    • Активные формы туберкулеза любой локализации.
    • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
    • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
    • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
    • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
    • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
    • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
    • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
    • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
    • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
    • Беременность и период лактации.
    • Глаукома декомпенсированная.
    • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

    Требования к профессиональной подготовке

    Врач должен знать:

    • анатомию человека ( в норме и патологическую),
    • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
    • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
    • правила оформления медицинской документации.

    Врач должен уметь:

    • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
    • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
    • расшифровывать результаты анализов,
    • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
    • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector