Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженер по ядерной технике

Ядерное образование и обучение в России

По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

Читать еще:  Инженер после 9 класса москва

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Ядерная физика и технологии

Специальность «Ядерная физика и технологии» получают в высших учебных заведениях. Код специальности – 14.03.02. Это – фундаментальная наука, изучающая законы, структуру, свойства атомов, ядерные реакции и позволяющая человеку делать уникальные открытия.

Формы обучения и условия поступления

Подготовка абитуриентов ведется по программам бакалавриата и магистратуры. Поступление возможно только на базе полного общего образования (11 классов).

Абитуриенты сдают обязательные профильные экзамены:

  • физику;
  • математику;
  • иностранный язык (на усмотрение ВУЗа);
  • русский язык, информатику или химию (по выбору ВУЗа).

У каждого ВУЗа свой проходной балл. Есть университеты, где проходной балл – 41 и выше, есть ВУЗы с проходным баллом от 87.

Срок обучения на бакалавриате очно – 4 года. По окончании факультета выпускник может работать или продолжить обучение и получить степень магистра.

Дисциплины

Учебный план построен так, чтобы студенты освоили теорию и получили практический опыт, могли применить полученные знания в современном производстве, а также придумать новые идеи и реализовать их в лабораториях НИИ.

Теоретическая подготовка базируется на изучении фундаментальных законов атомного ядра и частиц. Студенты изучают следующие профильные дисциплины:

  • ядерная, атомная, статическая физика;
  • теория ядерных реакций;
  • механика;
  • электродинамика;
  • термодинамика;
  • основы электроники;
  • теория поля;
  • другие.

Производственную практику, предусмотренную учебным планом, студенты проходят на действующих атомных электростанциях, предприятиях, входящих в структуру Росатома, лабораториях профильных научных институтов, на кафедре ВУЗов, на предприятиях энергетики.

Навыки

Выпускник факультета приобретает все необходимые навыки и знания, чтобы работать по специальности. Он компетентен в вопросах:

  1. Исследований атомных технологий и молекулярной инженерии.
  2. Проектирования инновационного оборудования, материалов для разных сфер деятельности, включая медицину.
  3. Разработки электроники для приборостроительной отрасли.
  4. Подготовки технической документации с чертежами, спецификациями, обоснованиями.
  5. Монтажа, настройки и испытаний пробных приборов и тестовых образцов оборудования.
  6. Оценки перспективности и востребованности конкретных разработок на предприятиях.

Квалификации дипломированных специалистов достаточно, чтобы:

  1. Занимать руководящие должности в профильных компаниях.
  2. Подбирать штат, курировать вопросы технического оснащения.
  3. Контролировать соблюдение разработок действующим стандартам качества и ядерной безопасности.
  4. Эффективно управлять производством, четко ставить цели, задачи, распределять процессы и должностные обязанности.

Кем работать?

По окончании ВУЗа выпускник может работать:

  • физиком-ядерщиком;
  • гидроэнергетиком;
  • инженером АСУ;
  • инженером-атомщиком;
  • инженером по ядерной технике;
  • инженером приборостроения.

Где работать?

Физики-ядерщики разрабатывают технологии, установки и системы, материалы, которые в дальнейшем будут использоваться в атомной энергетике, оборонной промышленности, авиации и кораблестроении, создании инновационного медицинского оборудования.

В разных сферах деятельности требования к специалистам отличаются.

Росатом

Ядерщики на АЭС:

  1. Дежурят за пультами управления станцией, контролируют правильность и корректность работы систем.
  2. Анализируют входящую информацию, используя знания работы реактора и других систем АЭС.
  3. Измеряют уровни излучений, используя дозиметры.
  4. Работают с ядерными материалами, соблюдая правила их загрузки, выгрузки, хранения, перемещения.
  5. Знают и умеют, как действовать при возникновении аварии или другой нештатной ситуации на атомной станции.

Главным работодателем в сфере атомной энергетики является Росатом – государственная корпорация, в компетенцию которой входят проектирование, строительство и эксплуатация российских атомных электростанций.

Спрос на квалифицированные кадры есть, так как ежегодно в эксплуатацию вводятся новые объекты, постоянно проводятся фундаментальные исследования, ведется добыча урана, выполняются другие работы. Компания строит АЭС не только в России, а и по всему миру, так что у перспективных молодых специалистов есть шансы на хорошую карьеру.

Оборонная промышленность

Атомщики в оборонном комплексе занимаются ядерным оружием. Эта сфера засекреченная, информации в открытых источниках о ней мало. Специалисты:

  1. Создают новое ядерное оружие.
  2. Тестируют его.
  3. Обслуживают, ремонтируют действующее ядерное вооружение.
  4. Занимаются вопросами хранения.

В вопросах ядерных ракет и другого современного вооружения безопасность на всех стадиях – от проектирования до хранения и транспортировки – является ключевым фактором. И здесь без квалифицированных кадров не обойтись.

К оборонному комплексу относятся и силовые установки на крейсерах, ледоколах, подводных лодках. На ледоколах, осваивающих арктическое побережье, часто устанавливают атомные реакторы. Их разработкой, монтажом и обслуживанием занимаются инженеры.

Роскосмос

Роскосмос – государственная корпорация, занимающаяся реформированием ракетно-космической отрасли. Современные космические летательные аппараты нуждаются в перспективных приборах, силовых установках, инновационных материалах. В обозримом будущем специалисты этой отрасли займутся разработкой реакторов для космических буксиров, а уже сегодня активно ведутся исследования, связанные с освоением Луны. Понятно, что без высокотехнологичных приборов здесь не обойтись.

Читать еще:  Инженер по безопасности

НИИ в сфере энергетики

В научно-исследовательских лабораториях энергетического комплекса активно ведутся работы в сфере термоядерных установок. В перспективе они заменят классические атомные реакторы.

В ходе исследований строятся экспериментальные промышленные станции, где инженеры-физики изучают особенности работы термоядерного реактора при разной нагрузке, объемы выработки электричества, анализируют полученные данные, дорабатывают схемы.

Все это делается с единственной целью – получение новой чистой энергии и постепенная замена старых урановых станций современными комплексами, оснащенными высокотехнологичной техникой. Для ее обслуживания тоже потребуются ядерщики.

Другие профессии

Выпускники профильных вузов могут заниматься:

  • разработкой эффективных и безопасных способов обогащения ядерной энергии;
  • решением актуальных проблем, связанных с утилизацией радиоактивных отходов.

Работать они могут в компаниях, непосредственно связанных с производством атомных реакторов, вооружения, а также на предприятиях, занимающихся вопросами экологии.

Оптотехник

Оптотехник исследует, разрабатывает, создает и внедряет оптические системы и приборы. В его обязанности также входит сопровождение производственного процесса и контроль за корректностью работы системы.

При необходимости оптотехник ремонтирует, проводит техническое обслуживание оптических приборов, обеспечивает инженерное сопровождение системы. Подобные разработки востребованы в медицине и технике.

Оплата труда

Молодым специалистам по ядерной физике и технологии, не имеющим достаточного опыта, работодатели предлагают скромную зарплату. В среднем по России инженер-физик получает 20-25 тысяч рублей.

По мере приобретения опыта, раскрытия потенциала в профессии, добросовестного выполнения обязанностей растет и оклад. Сотрудники НИИ, предприятий энергетического комплекса получают от 50 до 250 тысяч рублей в месяц.

Уровень оплаты труда зависит от занимаемой должности и ранга предприятия. Понятно, что у сотрудников Росатома, курирующих строительство АЭС за рубежом, оклад выше, чем у техника-лаборанта в НИИ.

У отрасли хорошие перспективы в России, так как государство регулярно выделяет крупные суммы финансирования на серьезные исследования. Эксперты рынка труда заявляют, что отток кадров за рубеж за 2-3 года сократился. Это связано с тем, что достойные условия работы и оплаты предлагают и в России.

Профессия Инженер по ядерной технике

Родственные профессии

Вакансии по специализации

Уровень заработной платы

Где можно обучиться?

Инженер по ядерной технике

Поделиться

Пройдите короткий тест на 15 вопросов и узнайте подходит ли вам эта профессия. Тест абсолютно бесплатный и не требует регистрации.

Инженер по ядерной технике должен заниматься решением проблем обогащения ядерной энергии и эффективной утилизации радиоактивных отходов. Физики-ядерщики с физиками-атомщиками занимаются изучением строения атомов и ядер, часто результатами их трудов могут стать революционными изобретениями и открытиями, например, как адронный коллайдер или обнаружение бозона Хиггса.

Инженеры-ядерщики занимаются налаживанием взаимодействия и поддержкой таких систем и компонентов, как ядерное оружие, ядерные электростанции, ядерные реакторы. Они могут вести разработки в сферах медицины с приборами ионизирующей радиации, в сферах экологии и информационной технологии, в области разработки различных материалов: новых поколений супериоников, полимеров, полупроводников и биосистем.

Отдельное направление работы инженера-физика по ядерной технике – ядерная космическая энергетика. Это направление только зарождается и поэтому имеет очень хорошие перспективы. Здесь разрабатываются как ядерные энергоустановки для пилотируемых космических кораблей, предназначенных для межпланетных перелетов, так и энергоустановки для искусственных спутников Земли, выполняющих вполне земные задачи.

Профессионально важные качества работника

Инженер по ядерной технике должен иметь глубокие знания по исследованиям в области новых ядерных расщепляющихся материалов, новым способам управления ядерной реакцией, новым средствам поглощения радиационного излучения. Владеть профессиональными компетенциями по разработке и испытаниям принципиально новых типов ядерных реакторов, использующих новые ядерные процессы или новые конструктивные решения, по проектированию, конструированию, сопровождению производства и монтажа АЭС, по

эксплуатации и техническому обслуживанию АЭС, планированию ремонтов, составлению технических заданий на реконструкцию реакторной части АЭС, разработке технологических процессов и оборудования для переработки отработанного ядерного топлива, по

созданию способов и технологий захоронения ядерных отходов, разработке технологий и оборудования для неэнергетического использования ядерных реакций, в том числе, на АЭС, по разработке энергообеспечения нетрадиционных объектов (АПЛ, ИСЗ и др.)

Специалист должен иметь компетенции по компьютерному моделированию ядерных, тепловых и электроэнергетических процессов, идущих на реальной или создаваемой АЭС; для чего используются программные пакеты численного моделирования и анализа.

Ядерное образование и обучение в России

По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector