Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженер на железной дороге

Профессия железнодорожник

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО «Российские железные дороги». Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • «подвижной состав железных дорог» по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • «эксплуатация железных дорог»,
  • «системы обеспечения движения поездов» по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
  • «технология транспортных процессов».

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»,
  • «электроснабжение»,
  • «организация перевозок и управление на транспорте»,
  • «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»,
  • «автоматика и телемеханика на транспорте».

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Читать еще:  Инженер по качеству требования

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Инженер по эксплуатации железных дорог

Инженер по эксплуатации железных дорог контролирует правильность использования железнодорожного пути, земляного полотна, стрелочных переводов, искусственных сооружений и в случае необходимости принимает меры по организации аварийно-восстановительных и ремонтно-путевых работ, контролируя их выполнение. Профессия подходит тем, кого интересует физика и математика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В своей работе данный специалист руководствуется «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» — важнейшим нормативным актом, регулирующим деятельность РЖД.

Особенности профессии

В обязанности инженера по эксплуатации железных дорог входит:

  • натурный осмотр железнодорожного пути, стрелочных переводов и земляного полотна в установленные срок;
  • проведение проверки железнодорожного пути и стрелочных переводов по утвержденному графику с помощью ручных средств путеизмерения;
  • принятие мер по обеспечению безопасности движения поездов;
  • выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения железнодорожного пути, земляном полотне;
  • проверка и маркировка шпал, требующих замены, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов;
  • ведение установленной отчетности по выявленным неисправностям;
  • контроль за устранением неисправностей и качеством выполненных работ;
  • разработка финансовых планов и календарных графиков по эксплуатации и содержанию железнодорожных подкрановых и подъездных путей и весоизмерительного оборудования;
  • разрешение спорных вопросов с представителями сторонних организаций по вопросам экплуатации и содержания железнодорожного пути.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Стабильная, постоянно востребованная работа
  • Высокий уровень зарплаты

Минусы

  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Крайне ответственная работа

Место работы

  • Государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров;
  • транспортные организации и предприятия других форм собственности;
  • службы безопасности движения;
  • транспортно-экспедиционные предприятия и организации;
  • региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции. РЖД, метрополитен.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Обучение на Инженера по эксплуатации железных дорог

Ступеньки карьеры и перспективы

Степень сложности работы и ответственности инженера по эксплуатации железных дорог зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, главный инженер, начальник станции, начальник вокзала. Многие министры путей сообщения начинали свой профессиональный путь с должности стрелочника.

Оплата труда

Зарплата на 17.03.2020

Зарплата инженера по эксплуатации железных дорог, мостов и тоннелей складывается из основной зарплаты с районными надбавками в зависимости от места работы и премиями по итогам месяца, квартала и года по результатам и качеству работ.

Зарплата инженера путей сообщения во многом зависит от места работы, его навыков и способностей. Работающие в государственных учреждениях инженеры путей сообщения обычно получают фиксированную месячную зарплату.

Читать еще:  Инженер механик описание

Интересные книги о возникновении и развитии железнодорожного транспорта в России

  • История железнодорожного транспорта России. Том 1. (1836-1917 гг.)
  • История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. (1917-1945 гг.)
  • История железнодорожного транспорта Советского Союза. Том 3. (1945-1991 гг.)

История развития железнодорожного пути

Первые колейные дороги появились на открытых месторождениях разработки камня, в рудниках и шахтах. Они были выполнены из деревянных брусьев, быстро изнашивались и повозки сходили с пути, что очень осложняло работу. Для уменьшения износа их стали скреплять чугунными или железными полосами.

Первый чугунные рельсы появились в XVIII веке на Александровском заводе в Петрозаводске.

Первая железная дорога со всеми ее основными элементами — насыпями, выемкой, виадуком, мостом — была построена на Алтае горным инженером П.К.Фроловым на Змеиногорском руднике Колывановского камнерезного завода. Первые рельсы изготавливались из чугуна. С течением времени стало ясно, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Поэтому в настоящее время во всех странах используют только стальные рельсы с включениями кремния, марганца и других добавок, усиливающих их прочность.

В 1837 г. была построена железная дорога Петербург – Царское Село (г. Пушкин) длиной 27 км. На дороге было сооружено 42 деревянных небольших моста пролетами по 2 – 3 м. Мост через Обводный канал был длиной 25,6 м.

Большим шагом вперед в совершенствовании железнодорожных путей стало строительство в 1842–1851 гг. линии Петербург – Москва протяженностью 651 км.

В 1913 г. протяженность сети железных дорог составляла 71,7 тыс. км. Основная часть сети (83%) находилась в европейской части страны. До Великой Отечественной войны была построена на юго-востоке страны Туркестано-Сибирская магистраль (1452 км).

В послевоенные годы наряду со строительством новых железнодорожных линий проводились большие работы по усилению пути. Начали прокатываться на отечественных заводах и укладываться в путь рельсы тяжелых типов (Р65), внедрялись железобетонные шпалы, бесстыковой путь.

Протяженность железных дорог СССР составляла около 12% протяженности железнодорожных линий мира. Они выполняли более половины грузооборота всех железных дорог, а внутри страны перевозили более 70% грузов.

Грузонапряженность железных дорог СССР не имела аналогов в мире: в 5 раз превышала грузонапряженность дорог США, около 6 раз – ФРГ и Франции, в 15 раз – Англии.

В конце 80-х годов в СССР эксплуатационная длина сети железных дорог составляла около 145 тыс. км. В сеть железных дорог входило 32 дороги, 185 отделений железных дорог, свыше 11000 железнодорожных станций.

Инженер ж/д транспорта

Инженер железных дорог — это специалист, на плечи которого ложится ответственность за правильность эксплуатации ж/д пути, земляного полотна, стрелочных переводов.

Дополнительно, он должен принять соответствующие меры относительно своевременного проведения восстановительных и ремонтных работ путей, если того требует ситуация.

Содержание:

История профессии

В начале XIX века по причине стремительного увеличения продолжительности ж/д путей возникла потребность в специалистах — железнодорожниках. Нужно было в срочном порядке обучать новые кадры, поэтому в 1869 году открыли первое техническое железнодорожное училище.

На сегодняшний день желающие работать по вышеуказанной специальности, имеют для этого все возможности ввиду наличия множества профильных учебных заведений, где не только преподают азы теории, но и предоставляют возможность в ходе прохождения практики убедиться в правильности своего выбора.

Особенности профессии

Профессия Инженер ж/д транспорта наделена как преимуществами, так и недостатками. В список плюсов стоит зачислить востребованность на рынке труда, достойный уровень заработной платы, возможность продвижения по карьерной лестнице.

Что касается издержек, то такая работа не подходит людям, которым сложно подстроиться под тонкости сменной работы, трудиться даже в выходные и праздничные дни.

Стоит помнить, что работа инженером ж/д транспорта предполагает значительную степень ответственности и требует от претендента на должность помимо должного уровня подготовки еще и значительной стрессоустойчивости.

Обязанности

Основные обязанности инженера:

  • периодический осмотр ж/д путей, переводов и земляного насыпа, как визуально, так и с применением специальных устройств;
  • обеспечение безопасного движения поездов;
  • обнаружение дефектов, возникающих в составляющих строения ж/д пути;
  • диагностика и маркировка шпал, период безопасного использования которых уже истек;
  • составление письменных отчетов касательно обнаруженных неполадок;
  • координирование работы ремонтной бригады;
  • составление планов и графиков касательно правильности эксплуатации и выделения должного количества средств на обустройство подкрановых и подъездных путей, обеспечение наличия весоизмерительного технического оснащения;
  • разрешение конфликтов с представителями различных учреждений относительно эксплуатации и содержания ж/д пути.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать инженер:

  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • умение продуктивно организовать работу подразделения;
  • коммуникабельность;
  • творческое мышление;
  • умение анализировать;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • умение своевременно выполнять индивидуальные поручения;
  • устойчивость к стрессам;
  • умение оперативно обрабатывать данные;
  • стремление к саморазвитию.
Читать еще:  Инженер механик исследователь

Навыки и знания

Инженер ж/д транспорта — это специалист, который умеет работать с технической документацией, осведомлен относительно действующих в отрасли стандартах, способен рационально распланировать бюджет, знает принципы работы системы 1С.

Дополнительно, он должен безукоризненно знать особенности функционирования и технические характеристики эксплуатируемых транспортных единиц.

Перспективы и карьера

Профессия Инженер ж/д транспорта предусматривает возможность периодически продвигаться по карьерной лестнице. Для этого специалист должен стремиться повысить уже имеющийся квалификационный уровень, и получить степень магистра.

Поначалу новичок трудится под присмотром опытного наставника. Безукоризненно исполняя свои обязанности и повышая квалификацию, специалист в будущем занять должность старшего смены, а со временем — начальника вокзала.

Для некоторых министров путей сообщения должность стрелочника стала первой ступенькой на пути к более высокопоставленной должности.

Инженер ж/д транспорта — это работник, который имеет возможность трудоустроиться в государственные организации, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров, службы обеспечения безопасного движения, транспортно-экспедиционные учреждения, метрополитен.

Обучение

Работа инженером ж/д транспорта предусматривает наличие профильного образования.

Освоить азы профессии можно, поступив в один из железнодорожных институтов, что в будущем способствует возможности занять руководящую должность.

Инженер путей сообщения

Специалист, который проектирует железные дороги, транспортные развязки, мосты и тоннели, а также организует их строительство, обслуживание и ремонт.

Сеть железных дорог России нуждается в постоянном обновлении и ремонте, так как постоянно растут объемы грузоперевозок между регионами страны. Это подразумевает ремонт и реконструкцию существующих дорог, строительство новых путей сообщения, соответствующих современным требованиям.

Инженер путей сообщения может работать в проектных организациях, офисах и на строительных объектах, которые находятся в самых разных регионах страны.

Проектные работы осуществляются на подготовительном этапе с использованием специальных компьютерных программ. На строительных объектах инженер занимается организацией работ, контролирует их выполнение и соответствие проекту.

На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступени карьеры: начальник объекта, начальник строительства.

Компетенции

  • Выяснение условий будущего строительства путей сообщения — специалист должен проанализировать природный ландшафт, рельеф, грунт, проточные и подземные воды, состояние имеющихся железных и шоссейных дорог, интенсивность движения транспорта в настоящем и будущем
  • Организация и управление строительством, ремонтом подъездных железнодорожных путей необщего пользования на всех этапах выполнения работ
  • Выполнение работ на высоком качественном уровне с соблюдением заявленных сроков
  • Переговоры с представителями заказчика
  • Осмотр, оценка и составление дефектных ведомостей ж/д путей
  • Определение способов выполнения и расчет объемов ремонтно-строительных работ
  • Определение необходимого количества человеческих ресурсов и техники для производства работ
  • Геодезическое сопровождение строительства, обработка данных в AutoCAD
  • Участие в подготовке проектно-сметной документации
  • Сдача работы заказчику, участие в подготовке необходимой исполнительной документации
  • Контроль обеспечения охраны труда и своевременности проведения инструктажей
  • Участие в разработке стандартов предприятия, инженерных сооружений, производства дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий

Важные качества

Личные качества: ответственность, быстрая и точная реакция, хорошая физическая форма, саморазвитие, освоение технических новшеств

Soft skills: работа в команде, управление персоналом, развитое перспективное мышление, аналитические способности, пространственное воображение

Профессиональные навыки: уверенный пользователь ПК, знание программ AutoCad и «Компас», знание нормативной документации в области инженерного проектирования, знание устройства электрооборудования, умение читать чертежи, умение вести переговоры и заключать договоры с поставщиком, навыки составления тендерной документации, навыки организации и управления на всех стадиях строительного производства, знание основ архитектурного планирования и проектирования, строительной механики, сопротивления материалов, строительной физики, умение составлять проекты строительства мостов, автомобильных и железных дорог

Где работает

  • ОАО «РЖД»
  • Компании по обслуживанию путей сообщения
  • Метрополитены
  • Строительные организации
  • Научная и преподавательская работа в образовательных учреждениях
  • Создание собственных проектных компаний

Потенциальные работодатели

  • ОАО «РЖД» (г. Москва)
  • «Желдорпроект» (г. Москва)
  • «ТрансПроект» (г. Москва)
  • «Главстрой» (г. Москва)
  • НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга
  • «НеваТрансПроект» (г. Санкт-Петербург)
  • АО «ПромЖД-Грант» (г. Уфа)
  • ОАО «Вагонное ремонтное депо» (г. Кстово)

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Инженер путей сообщения»

  • Российский университет транспорта (МИИТ)
  • Ярославский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
  • Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Дагестанский государственный технический университет
  • Оренбургский институт путей сообщения — филиал Самарского государственного университета путей сообщения
  • Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщения
  • Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Челябинский институт путей сообщения — филиал Уральского государственного университета путей сообщения
  • Курганский институт железнодорожного транспорта — филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане
  • Сибирский государственный университет путей сообщения
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector