Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженер машиностроения что это такое

Все о профессии технолог машиностроения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Машиностроение — очень важная отрасль экономики, несмотря на все разговоры о «постиндустриальной эре». Но эта сфера деятельности немыслима без участия технологов, которые крайне важны на практике. Пора выяснить все о профессии технолога машиностроения, о его должностных обязанностях и о необходимом образовании.

Что это за профессия?

Значимость производства машин совершенно невозможно переоценить. А от работы технологов машиностроения прямо зависит то, насколько высоко будет развитие этой отрасли. Во многом именно их усилия гарантируют безопасность использования техники и производительность производственных линий.

Люди, обученные по специальности «Технология машиностроения», являются настоящими универсалами, способными работать в самых разных отраслях.

Эта профессия делится на целый ряд уровней подготовки. Ее представители могут быть и техниками, и станочниками, и операторами. И, разумеется, инженерами. Некоторые технологи машиностроения работают не с уже существующими техническими системами, а занимаются новейшими разработками. Независимо от конкретной специализации, такие профессионалы могут выполнить самый широкий круг задач.

Плюсы и минусы

Технолог машиностроения свободно ориентируется в почти любой современной технике. Поэтому он найдет применение своим силам в самых разных областях и сферах. Можно свободно выбрать более узкую ветвь специализаций:

конструирование новой техники;

манипуляции с существующими производственными мощностями;

испытание технологических систем машиностроения.

В условиях бурного развития техники подобные специалисты будут становиться только востребованнее. И чем больше в какой-либо области машиностроения инноваций, тем нужнее там технологи.

Они могут найти себя не только в производстве машин в узком смысле слова.

Их нанимают:

  • строительные компании;
  • автотранспортные и ремонтные фирмы;
  • горнодобывающие объекты;
  • образовательные, научные и экспертные организации;
  • конструкторские бюро.

Но в какой-то степени минусом будет то, что это скорее мужская профессия. Желающая связать себя с ней девушка должна быть или очень удачливой, или оказаться «на две головы выше» среднего уровня, да еще и упорнее. Стоит отметить еще такие свойства:

  • возможность постоянного развития;
  • минимальный уровень конкуренции среди работников;
  • общественная значимость;
  • сравнительная стабильность работы;
  • расположение рабочих мест в тепле и уюте;
  • повышенное воздействие вредных производственных факторов;
  • опасность получения травм;
  • очень высокая планка требований уже при профессиональной подготовке, а тем более при трудоустройстве.

Должностные обязанности

Работать технологом машиностроения могут только люди со специальным образованием. При наличии высшего образования специалист обычно допускается к работе без опыта предшествующей деятельности. Технологи обязаны знать все нормативные акты в своей отрасли и распоряжения руководства организации. Они должны четко представлять перспективы технического развития фирмы. Работа такого специалиста подразумевает:

  • разработку и применение средств автоматизации;
  • введение новейших технологических процессов;
  • подбор оптимальных производственных режимов;
  • обеспечение конкурентоспособности производства;
  • проработку порядка выполнения рабочих операций;
  • составление планов расположения оборудования;
  • определение оптимальных норм выработки, норм расхода сырья, комплектующих и энергии на каждом рабочем месте;
  • подготовка технологических нормативов, маршрутных карт, карт технического уровня, сборочных схем;
  • согласование подготовленной документации;
  • содействие разработке управляющих программ для станков с ЧПУ.

Но технолог машиностроения занимается и целым рядом других работ. В частности, он должен будет выполнять патентные исследования. Именно этот специалист устанавливает, на какие технические уровни надо ориентироваться проектировщикам при создании новых систем. Он является полноправным участником освоения экспериментальных технологических процессов и машин.

Технолог машиностроения отвечает также за превращение новейших образцов оборудования в основной состав машинного парка.

Еще долгом работника будут:

  • разработка мер по повышению эффективности работы;
  • отслеживание технологической дисциплины;
  • изучение новейшего опыта;
  • оценка причин брака и устранение их;
  • проработка методов технического контроля и испытания машин;
  • рассмотрение рационализаторских предложений;
  • написание патентных и лицензионных паспортов.

Образование

Технологи машиностроения могут учиться во многих высших образовательных учреждениях. Хорошую подготовку дают, в частности, Южно-Уральский и Вятский университеты, а также Волгоградский технический университет.

Как альтернативу можно рассматривать:

  • университет путей сообщения и национальный технический университет (Иркутск);
  • технические университеты Тамбова, Липецка, Брянска, Ижевска, Кемерово;
  • технологический университет Пензы;
  • государственные университеты Кабардино-Балкарии, Тольятти, Оренбурга;
  • ОмГТУ;
  • Тихоокеанский государственный университет;
  • технические университеты Ростова-на-Дону, Саратова, Ульяновска, Твери, Барнаула, Нижнего Новгорода.

Карьерные перспективы

Зарплата технолога машиностроения определяется прежде всего их квалификацией и опытом работы. Но большое значение имеет также конкретная сфера деятельности, регион трудоустройства и масштаб деятельности фирмы. Опытные (3 и больше лет стажа) профессионалы могут рассчитывать на такие средние ориентировочные доходы:

  • Москва — до 90 тысяч;
  • Уральские города — до 60 тысяч;
  • Санкт-Петербург — 80 тысяч;
  • Нижний Новгород — 45 тысяч.

Уровень дохода будет выше у тех, кто владеет английским языком. Это позволит знакомиться с технической документацией многих систем в оригинале.

Очень перспективным будет также овладение китайским языком. Карьера может развиваться в горизонтальном плане. Навыки производства в таком случае логично дополнять навыками конструирования и эксплуатации.

Но можно выбирать и вертикальный путь. В этом случае повышается сначала квалификационная категория, а затем технолог переходит в разряд руководителей. Он последовательно может занять посты начальника цеха и главного инженера. Некоторые люди переходят в экспертные организации и органы сертификации. Кроме того, технолог машиностроения может избрать путь научной карьеры или постепенно создать собственную фирму.

Мастер класс по специальности Технология машиностроения смотрите в следующем видео.

Специальность «Технология машиностроения». Кем можно работать?

Машиностроение – это одна из самых главных отраслей промышленности в любом государстве. Степень ее развития определяет, насколько высок уровень экономики в той или иной стране. Технология машиностроения изучает изготовление машин и их деталей, технику безопасности при работе с оборудованием, а также возможность сократить себестоимость деталей и механизмов без ущерба для качества изготавливаемой продукции.

Квалификация

Специальность «Технология машиностроения» дает возможность получить квалификацию инженера, которая позволяет работать в многих направлениях. К примеру, техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Станочник вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. Инженер по наладке и испытаниям отвечает за исправность оборудования, ведет календарный график проведения осмотров и ремонтов, помогает станочникам настраивать станы и рассчитывает рекомендуемые настройки для работы на них. Он также отвечает за техническую документацию по оборудованию на его участке.

Читать еще:  Инженер проектировщик слаботочных систем

Еще одно достаточно интересное направление, которое изучает специальность «Технология машиностроения» — это разработка новых деталей и оборудования. Как правило, этим занимается инженер-конструктор. На многих производствах массового типа существуют конструкторские бюро, которые занимаются разработкой новых деталей и режимов резания.

К примеру, металлургическое предприятие получает заказ на огромную партию спиральных сверл. Оборудование позволяет производить лишь 10 тыс. сверл за смену и необходимо ускорить этот процесс. Инженер конструктор должен:

  1. Сделать чертеж готового изделия.
  2. Посчитать режим резания одной единицы спирального сверла.
  3. Найти способ ускорения изготовления данной детали с минимальными финансовыми расходами.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность «Технология машиностроения» можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) «Технология машиностроения» можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность «Технология машиностроения». Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Учебный процесс

Учебный процесс на базе 9 классов включает в себя 4 курса обучения. Поступившие после 11 класса, как правило, попадают сразу на II курс.

I курс включает в себя общеобразовательные предметы и лишь базовые начальные знания по специальности. Закончив его, студент получает аттестат о базовом общем среднем образовании.

II курс состоит из нескольких общеобразовательных предметов (таких как высшая математика, физика) и большинства предметов по специальности: металловедение, менеджмент, теория резания, техническая механика и др.

III и IV курс состоит только из спец. предметов. Студенты изучают, электротехнику, специализированное оборудование, основы экологии, технические процессы изготовления машин и деталей, основы экономики и др.

По окончании учебного процесса и прохождения практики учащиеся пишут дипломную работу и получают диплом.

Практика по специальности «Технология машиностроения»

Как правило, в течение всего учебного процесса нужно пройти 3 различные практики, связанные с профессией «Технология машиностроения». Специальность СПО (среднего профессионального образования) требует не только знаний, но и базовых навыков по работе с деталями и механизмами.)

Первая практика – слесарная, и студенты допускаются к ней после окончания II курса. Кроме того, для допуска требуется сдать экзамен по технике безопасности. Слесарные мастерские, как правило, располагаются на территории учебного заведения. На этом этапе студенты впервые знакомятся с техническим оборудованием и пробуют на нем работать. В ходе практики учащимся необходимо сделать несколько заданий, таких как заточка резца, нарезание внутренней и наружной резьбы, выполнение разметки на деталях. Чаще всего студенты выполняют работу на слесарных верстаках и станках.

Вторая практика у студентов на III курсе – механическая. Если на территории учебного заведения нет механического участка, тогда студенты проходят практику на заводах и предприятиях. Стандарт специальности «Технология машиностроения» на данном этапе требует изучения станков, таких как токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и пр. Студент закрепляется за одним из станков и вместе с наставником работает за ним. Допустимо проходить практику и на ЧПУ установках. В таком случае студент знакомится с управляющими программами и способом их ввода.

Преддипломная практика

На IV курсе учащихся ожидает преддипломная практика. Она длится около двух месяцев. Как правило, студентов распределяют на механических площадках в зависимости от темы диплома. К примеру, если учащемуся на факультете «Технология машиностроения» (специальность — «техник») была выдана тема «Расчет и проектирование червячной шлицевой фрезы», то его направляют на мех. участок, где изготавливаются фрезы. По окончании практики учащиеся сдают экзамен на разряд и получают свидетельство государственного образца о присвоении разряда.

Электронное машиностроение

В последнее время наша страна активно развивает отрасль промышленности по производству нового оборудования и техники. Не стоит на месте и развитие в такой области, как электронные технологии в машиностроении. Специальность современного инженера включает себя обязательные знания в этой сфере науки. Электронные технологии изучают электровакуумные устройства и механизмы. Они работают по принципу лампы накаливания: в рабочем пространстве такого прибора отсутствует воздух, что позволяет усиливать и преобразовывать электромагнитную энергию.

Какие знания получают студенты в процессе обучения?

Специальность «Технология машиностроения» дает возможность работать во многих направлениях. Это связано с тем, что в течение обучения техник получает огромный багаж необходимых знаний. Во время учебного процесса студенты изучают способы обработки деталей, учатся рассчитывать время на изготовление, выбирать необходимый режим резания, изучают оборудование на механических участках и принцип его работы. Кроме этого, молодых специалистов обучают работать в многих компьютерных программах, таких как «Компас» и AutoCAD. Это универсальные приложения для создания и проектирования любых приспособлений и деталей в системе трёхмерного моделирования.

Перспективы в работе

Сложно вспомнить время, когда хорошие инженеры были невостребованы. На любом промышленном предприятии всегда требуются квалифицированные технологи, знающие специальность «Технология машиностроения». Кем можно работать с такой профессией, знает каждый, кто хоть раз сталкивался с промышленными предприятиями. Работа молодого инженера, как правило, начинается с изготовления деталей на станках и верстатках. Со временем можно продвинуться по службе – стать мастером участка, на котором изготавливается деталь, или же и во все перевестись работать из пыльного цеха в чистый офис. Офисные технологи – это конструкторы и инженеры по внедрению новой техники и оборудования.

Читать еще:  Инженер пищевой промышленности вузы

Инженер-машиностроитель

Ни для кого не секрет, что при нынешних условиях жизни, темпах развития промышленности, беспрерывной автоматизации и оптимизации работы механизмов и производственных процессов, большой популярность на рынке труда пользуется профессия инженера, особенно инженера-машиностроителя.

Чтобы ответить на вопрос «Кто такой инженер-машиностроитель?», необходимо понимать, что несет в себе каждое с этих слов по отдельности. Инженер – это человек, который получил образование по выбранной специальности. Инженер – это творец техники. Инженер – это человек, который профессионально занимается инженерией, то есть, на основе совмещения прикладных научных знаний, математики и изобретательности находит новые решения технических проблем. То есть, выходя из этих общеупотребляемых значений слова «инженер» понятно, что этой профессии может посвятить себя только человек с незаурядными способностями, которые основываются на знании точных наук, логичном мышлении, бесконечном терпении и постоянном желании совершенствовать мир. На латыни ingenium – способность, изобретательность, что есть свидетельством того, что инженер скорей всего человек-мыслящий, который находится в беспрерывном поиске ответов на сложные технические задания.

Что касается « машиностроения », то здесь также не существует единого определения, поскольку оно охватывает широкий спектр отраслей труда и науки. Обобщенно можно сказать, что машиностроение – это важная отрасль промышленности, которая объединяет проектирование, производство и эксплуатацию машин и инструментов. С другой стороны – это направления подготовки в ВУЗ, которые готовят отраслевых специалистов научно-квалификационных уровней бакалавр, специалист, магистр.

Современный мир сложно представить без машиностроения, поскольку эта отрасль есть одной с самых важных направлений функционирования и развития промышленности во всех странах мира. Поскольку, представленная отрасль промышлености и науки есть гигантской системой объёмов работы и опытов, то целесообразно рассматривать ее по отдельным направлениям: автомобилестроение, электроника, аэрокосмическая отрасль, которая принадлежит к сфере высоких технологий; тяжелое машиностроение, которое производит машины и оборудование для горнодобывающей, энергетической и металлургической промышлености; корабле- и локомотивостроение, химическое машиностроение, машиностроение в легкой промышленности.

Как видим, инженер-машиностроитель чрезвычайно научно- и трудоёмкая работа, которая требует незаурядных знаний, а важней всего, большего желания бить техническим специалистом и создавать новые механизмы и машины. При современном развитии ІТ-технологий, инженеры-машиностроители имеют возможность применять такой инструментарий как программные продукты, что позволяет моделировать разнообразные технические объекты и их работу, проводить виртуальное испытание созданных моделей, применять системы автоматизированного проектирования и системы управления жизненным циклом объекта, для того чтобы сэкономить время и повысить точность конечного продукта при проектировании: заводов-производителей, станков, промышленного оборудования, систем нагрева и охлаждения, авиационных и транспортных систем, и т.п.

Инженеры-машиностроители работают на наиболее высокооплачиваемых должностях, пользуются спросом как в Украине, так и заграницей, но предусловием этого, для будущего специалиста, должно стать получение технических знаний в одном с отраслевых ВУЗ.

В Украине существует много вузов технического направления, где можно получить указанную специальность. В частности, одним з самых больших ВУЗ нашей страны, который осуществляет обучение и подготовку студентов инженерных направлений есть НТУУ «Киевский политехнический институт», который имеет в своем распоряжении сверх 5000 преподавателей и более 30000 студентов и к тому много лет подряд занимает одно с первых мест в рейтинге наилучших технических заведений не только нашей страны.

Как стать инженером-машиностроителем?

Кафедра ХПСМ готовит инженеров-машиностроителей высокой квалификации как на очной, так и на заочной форме обучения. Вы можете заполнить анкету предварительной регистрации, что даст Вам возможность своевременно получать важную информацию по вступлению в НТУУ «КПИ». Для дополнительной информации нажмите кнопку:

Профессии, связанные с машиностроением

Наряду с металлургией, добывающей и обрабатывающей промышленностью, машиностроение составляет основу мощи и обороноспособности любого государства. С распадом СССР многие отечественные заводы, конструкторские бюро и НИИ временно остановили работу или вовсе закрылись: новые заказы поступать перестали, финансирование практически прекратилось, спрос на специалистов резко снизился. Большинство молодых людей выбирали тогда профессию экономиста или юриста, а те немногие, кто всё-таки шел в машиностроительные вузы, не хотели работать за мизерную зарплату. В начале «нулевых» положение изменилось в лучшую сторону: заводы, НИИ и КБ были переформированы в новые структуры – как правило, включенные в «оборонку»; появились госзаказы, начали поступать деньги на зарплаты и переоборудование.

Чему учиться

Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ? В некоторых машиностроительных вузах уже на подготовительных курсах абитуриентов учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет даже первый курс – черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Этот предмет – головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего. Чтобы успешно учиться на машиностроительном факультете, необходимо также знать физику и математику – эти предметы тоже относятся к числу профилирующих. А если говорить о более узких дисциплинах, то вы будете изучать материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, термодинамику и теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах появятся такие предметы, как системы автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технология изготовления и сборки.

Читать еще:  Инженер сметчик пенза

Во время обучения вам предстоит выполнить многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких форматов – до 15–20. Вообще, практике в процессе учебы уделяется огромное значение. Теории не так уж и много: теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР – вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории – и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. К примеру, теория по предмету «Конструирование самолетов» вмещается чуть ли не в небольшую вузовскую методичку. То же касается теплопередачи и термодинамики, расчета конструкций, строительной механики и многих других предметов: даже на лекционных занятиях решаются, в основном, практические задачи. У подобной направленности подготовки есть несомненное преимущество: когда молодой специалист впервые устраивается на работу по специальности, ему не приходится учиться всему заново.

Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: и студенты, и дипломированные специалисты активно используют знания по этим дисциплинам. Однако, в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из строго определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленке» не получится – надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: там допускается отклонение в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) до 15%. Да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить: выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.

Возможные специальности и учебные заведения

В российских машиностроительных вузах готовят бакалавров по следующим направлениям:

  • машиностроение;
  • технологические машины и оборудование;
  • прикладная механика;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
  • мехатроника и робототехника.

Кроме того, существуют программы специалитета и магистратуры. Стоит учитывать, что профессию, связанную с машиностроением, можно получить и в среднем специальном учебном заведении. Там готовят техников по обслуживанию машин, мы же сейчас говорим о профессии инженера, получить которую можно только в профильных вузах, количество которых в России довольно велико: почти в каждом субъекте Российской Федерации найдется хотя бы один машиностроительный вуз. Если говорить более подробно:

  1. В Сибири и на Урале машиностроительные вузы ориентированы, как правило, на добывающую и обрабатывающую промышленность. Добыча полезных ископаемых, выплавка и изготовление металлоизделий требуют огромного количества сложнейших механизмов и специалистов по их эксплуатации. Последние должны разбираться в станках, в горнодобывающем, обогатительном и плавильном оборудовании, в двигателях и приводах. Примеры вузов:
    • Новосибирский государственный технический университет;
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
  2. В Центральном федеральном округе машиностроение напрямую связано с конструированием и эксплуатацией самих машин. Это авиастроение, создание космической техники, двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение. Примеры вузов:
    • Московский государственный технологический университет «Станкин»;
    • Московский политехнический университет.
  3. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах наиболее востребованы специалисты в области судостроения, тяжелого и легкого автомобилестроения, двигателестроения. Вузы:
    • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
    • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.
  4. В Южном и Приволжском федеральных округах наиболее востребовано машиностроение в области сельского хозяйства (производство посевной и уборочной техники). Примеры учебных заведений:
    • Донской государственный технический университет;
    • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева.

Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой учебе. Совокупность предметов и полученных знаний по ним дает результат курсу к третьему: восприятие мира в целом и многих отдельных явлений в нем меняется кардинально. Причина в том, что машиностроение – область сугубо практическая. Конструирование развивает нелинейность мышления – не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно – и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки! Но прежде, чем научится самому видеть проблему в целом и решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти тернии механики, физики, химии, сопромата, деталей машин, а со студентами младших курсов преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение – это определенный образ мышления и особый подход к решению задач, привыкнуть к которому можно лишь за годы напряженной учебы.

Где работать

Работать нужно там, где есть желание приложить силы и ум. С одной стороны, выпускнику открыт прямой путь в НИИ, КБ, на завод: после выпуска вчерашний студент, прошедший все практики, – это почти готовый специалист, не требующий доучивания. С другой стороны, профессия профессией, но спектр полученных навыков и знаний велик настолько, что выпускник может успешно работать и в других отраслях и направлениях. Изучал теплотехнику, технологию сборки, испытания? Добро пожаловать в фирму по эксплуатации, продаже и монтажу теплового и холодильного оборудования. Знаешь технологию изготовления металлоизделий и проката? Будь уверен, что тебя с удовольствием возьмут в фирму по изготовлению изделий из металла конструктором или технологом. Таким образом, машиностроение – специальность весьма широкая и открывающая большие профессиональные перспективы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector