Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направления в дизайне

Направления в дизайне

Отвечая на изменчивые нужды современного общества, дизайнеры все чаще обращаются к историческим стилям в поисках вдохновения. Мотивы из прошлого возрождаются в искусстве, дизайне и архитектуре. Хотя подобные заимствования происходили, наверное, всегда – вспомните произведения древнеримских скульпторов, черпавших вдохновение в искусстве Древней Греции, — уже на протяжении 150 лет длятся дискуссии об их допустимости. В Х I Х веке исторические стили играли в искусстве ведущую роль, в ХХ – стиль модерн положи конец их господству. Модернисты стремились создать собственный художественный язык и полностью отрицали заимствования из прошлого. Лишь в 1960-х, с приходом постмодернизма, дизайнеры вновь стали обращаться к истории.

В ХХ I веке стили из прошлого стали не только источником вдохновения для дизайнеров интерьеров, но и полноправной составляющей современной визуальной культуры. Мы далеко ушли от тех времен, когда с помощью единственного стиля можно было выразить дух эпохи. Революционные научные открытия и новые технологии, когда-то вдохновлявшие множество дизайнеров уже не являются мощным творческим стимулом. В настоящее время дизайнеры стоят перед широчайшим выбором художественных средств и стилистических атрибутов, они вольны смешивать прошлое и настоящее в поисках будущего.

Современный дизайн, словно губка, впитывает самые разные мотивы, он не ограничен никакими стилистическими рамками, которые когда-то задавали направления его развития, он обнаруживает новые выразительные средства, одним словом, сейчас дизайн располагает неограниченными возможностями. Старинные стили в современном переосмыслении постоянно используются в дизайн — интерьерах.

В наше время дизайн не просто определяет форму объекта или его функции. Он превратился в самостоятельный язык и его нужно знать, чтобы понимать.

Ведущее направление в дизайне XX века, стиль модерн появился в результате процесса индустриализации, широко развернувшегося в конце XIX – начале XX в. После Первой мировой войны принципы модерна воплотились в жизнь при реконструкции и перестройке большинства европейских городов. Теория модерна была впервые изложена Николаусом Певзнером в книге «Пионеры модерна» 1936г. Основные принципы модернизма наиболее наглядно демонстрировали работы Ле Корбюзье, в числе прочих извесных модернистов – Адольф Лус, Питер Беренс, Вальтер Гропиус и Мисс Ван дер Роэ.

Придя к выводу о том, что высокий викторианский стиль сопутствовал распространению в обществе стяжательству и алчности, пионеры модернизма – Ульям Морим и Огастес Пьюджин – решили предпринять попытку к изменению общественного уклада с помощью нового подхода в дизайне: создавая красивые и удобные товары для повседневного обихода. Хотя оба отдавали предпочтение продуктам ручной работы перед массовым производством, они признавали необходимость и важность функциональности, простоты и удобства в дизайне. Более того, они неоднократно подчеркивали, что выпуск таких товаров – прямая обязанность разработчиков и производителей.

Мнение о том, что дизайн может служить инструментом для изменения общественного уклада, оказало фундаментальное влияние на развитие модерна. В своей книге «Орнамент и преступление» Адольф Лус связывает избыточную декоративность с упадком в обществе, а в книге «Форма без орнамента» подчеркивает достоинства простоты и строгости в дизайне. Освобождение от орнаментальности стало основным постулатом движения де Стейл; конструктивизм и футуризм воспевали машины, а Баухауз, под предводительством Вальтера Гропиуса, был основан для того, чтобы воплощать идеалы модерна в разных видах искусств. Благодаря стремлению к функциональности и использованию новых высококачественных материалов и технологий, Баухауз оказал огромное влияние на развитие модерна, охватив все возможные сферы дизайна – от дизайна интерьеров и мебели до керамики, графики и архитектуры.

К 1927 г. в модерне появился интернациональный стиль. Воплощенные в работах Ле Корбюзье минимализм и индустриальный стиль были двумя его ответвлениями, с характерными проявлениями редуктивистской механистической эстетики. В 1930-х гг. под влиянием интернационального стиля в искусстве широко распространилась абстрактность, а промышленные материалы и строгие формы стали использоваться в исключительно стилистических целях. В результате модерн вскоре утратил свое идейное содержание, которое, однако, подхватили скандинавские дизайнеры, в частности Алвар Аалто, предложивший более органический дизайн, — за ним последовало целое новое поколение дизайнеров – модернистов.

Свои представления о современном приверженцы модерна воплощали в произведениях с использованием новоизобретенных материалов и технологий, в объектах простых форм с гладкими поверхностями, минимальным моделированием поверхностей, без избыточной декоративности и с обширными незаполненными пространствами.

1924 г. Настольная лампа: Вильгельм Вагенфельд

Это знаменитая лампа из никеля, серебра и стекла создавалась для семинара Баухауза в Веймаре, Германия, и получила название «лампа Баухауз». Как объяснял впоследствии Вагенфельд, объекты этого стиля должны были выглядеть как промышленные, однако на самом деле изготавливались вручную.

1927 г. Кресло с подлокотниками: Людвиг Мисс ван дер Роэ

Кресло на кронштейнах MR , изготовленное Мисс ван дер Роэ по проекту Марта Стэма, выпускается до сих пор.

1929г. Кресло «Барселона», модель MR 90: Людвиг Мисс ван дер Роэ

Органический дизайн 1930-1960, 1990 – н. в.

Органический дизайн основан на концепции органической архитектуры, впервые предложенный Френком Ллойдом Райтом и Чарлзом Ренни Макинтошем в конце XIX века. Ее главный постулат утверждал, что отдельные элементы, например, предметы мебели, должны визуально и функционально вписываться как в интерьер, так и в общую концепцию здания. Более того, по их мнению, само здание также должно соотноситься с местностью, где оно построено, — будь то через структуру, материалы или цвета.

Несмотря на то, что понятия интеграции и естественности изначально были заложены в этом подходе, они не обязательно выражались во внешнем виде объектов, а органические формы не сразу стали его центральной темой. Однако постепенно органические функциональные формы завоевали дизайн; их плавные, эргономичные линии мы можем наблюдать в дизайне и в наши дни.

Одним из основателей органического дизайна был финский архитектор Алвар Аалто, чьей творческой философией впоследствии стали руководствоваться продолжатели этого стиля Чарльз и Рей Имз. Аалто был убежден, что использование натуральных материалов – это способ удовлетворить как потребительские, так и психологические запросы потребителей. В 1940 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка-конкурс «Органический дизайн в мебели для дома». Целью ее было представить на суд публики мебель, изготовленную с использованием органического подхода.

Второе рождение органический стиль пережил в 1990-х, после того, как в 1991 г. в лондонском Музее дизайна прошла выставка с простым названием «Органический дизайн». Новые технологии и материалы, особенно пластмассы, и возможность компьютерного дизайна – внесло свою лепту в эволюцию этого стиля.

1946 г. Деревянный стул для отдыха: Чарльз и Рей Имз

1948 г . « La chaise » (стул – фр.): Чарльз и Рей Имз

Этот стул в органическом стиле был создан специально для Международного конкурса дизайна мебели в низкой ценовой категории, проходившего в Музее современного искусства в 1948г.

1955-1956 гг. Кресло «Тюльпан» : Эро Сааринен

Ставшее классической сразу после выхода в 1950-х и принимавшее участие в выставке «Органический дизайн» 1940 г. в Музее современного искусства, это кресло производится и по сей день. «Ножки столов и кресел всегда казались мне отдельной, неприглядной и ненужной сферой, — говорил Сааринен, поэтому я хотел освободиться от этого леса ножек и сделать свое кресло цельным, единым объектом».

Известен также как зооморфизм и неоорганический стиль. Для биоморфизма характерно использование природных форм, причем с исключительно декоративными целями, эстетика биоморфизма подразумевала «маскировку механизмов и отход от их первоначального внешнего вида. Оценить по достоинству этот стиль стало возможно с изобретением новых технологий и материалов, в частности пластика. Поэтому с точки зрения производства, это направление может считаться интегрированным в механистическую эстетику. Биоморфизм подразумевает цельные объекты плавных, естественных форм, выполненные из высокотехнологичных материалов, — например, это может быть лестница, напоминающая спираль ДНК.

Главным центром биоморфизма стала Кранбрукская Академия художест, директором которой был финский архитектор Эро Сааринен, еще одним ведущим пропагандистом этого стиля стал итальянский дизайнер Карло Моллино с его футуристической биоморфной мебелью. Его изделия были выполнены из гнутой древесины и по форме напоминали животных. Сааринен, а также Чарльз и Рей Имз воплощали этот стиль в своей мебели из пластика.

1953 г. Стул DAR (обеденный) (вверху); RAR (качалка) (справа); LAR (для отдыха) (внизу); DAX (обеденный и рабочий) (слева): Чарльз и Рэй Имз

Скандинавский модерн 1936 – н.в.

Известен также как шведский и датский модерн. Скандинавский модерн – одно из направлений стиля модерн, возникшее в 1930-х гг. Для него характерна мебель из светлого дерева с особым упором на линии и формы, часто ее украшают яркие цветовые акценты, но в очень умеренном количестве. По настоящее время скандинавский модерн остается ведущим стилем домашнего дизайна в Скандинавии и по всему миру.

Шведский модерн с его простотой и природными мотивами стал воплощением демократических идеалов и получил всемирное признание в послевоенный период.

Будучи преданными сторонниками натуральных материалов, в частности дерева и кожи, работали Бруно Матссон, Дж.А.Берг и Йозеф Франк. Всемирная ярмарка 1939 г. в Нью-Йорке продемонстрировала, что скандинавский модерн обрел международное признание и стал олицетворением элегантности и красоты повседневной жизни. По всему миру открывались магазины со шведскими названиями, в частности « Svenska » и « Form », а страницы глянцевых журналов заполняли фотографии интерьеров в шведском стиле – про скандинавский стиль говорили, что это «стиль, в котором живут, а не стиль, на который только смотрят!»

Читать еще:  Какие предметы надо сдавать на графического дизайнера

Датский модерн появившейся в 1950-х достиг не меньшей популярности в мире дизайна. Его создателями были Арне Якобсон, Вернер Пэнтон и Поуль Каерхольм, широко использовавшие в своих работа натуральные материалы – в особенности березу, бук и тик – и питавшие особую любовь к разного рода стульям: их дизайнерские замыслы быстро находили дорогу на широкий рынок.

Одним из самых выдающихся – и определяющих — свойств датского дизайна того времени была способность создавать объекты вне времени, которые по сей день выглядят столь же новаторскими, как и во время, когда они появились впервые.

Финский модерн достиг больших высот в дизайне текстиля и мебели. Ткани финских дизайнеров отличали броские набивные узоры и яркие цвета, использование крупных абстрактных мотивов на однотонном фоне. По сей день выдающимися абразцами этого стиля являются изделия « Marimmekko ». Финский подход к дизайну был не столь тесно связан с ремесленным производством, как в других скандинавских странах, скорее, он опирался на дух современного дизайна в целом. Тем не менее мебель из гнутого дерева от известнейшего финского дизайнера Алвара Аалто выполнена в традиционном духе и с использованием ремесленных технологий. Выпущенная после войны, она считалась классическим образцом современного дизайна.

1931-1932 гг. Кресло 41: Алвар Аалто

1952 г. Стул-муравей: Арне Якобсен для « Fritz Hansen »

1956 г. Кресло – яйцо (слева); кресло-лебедь (справа): Арне Якобсон

Зачем веб-дизайнеру свой стиль и как его найти

В дизайне, как и в других сферах, есть тенденция подражания более успешным специалистам. Кто-то копирует стиль у именитых дизайнеров, кто-то берет идеи у топовых веб-студий, однако, копирование и вдохновение чужими работами не всегда приводит к желанным результатам. Стать настоящим профессионалом и получать удовлетворение от своей работы можно только создавая что-то уникальное и выделяясь среди других собственным почерком. Особый стиль есть у музыкантов, художников и других творческих профессий. Веб-дизайнер также может найти свой стиль. Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Как дизайнеру найти собственный стиль

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, разберемся, что такое стиль с точки зрения дизайна.

Стиль — основное направление в оформлении сайта, которое прослеживается в большинстве элементов страницы. Говоря о стиле сайта, мы подразумеваем, что все элементы связаны друг с другом и обеспечивают целостное восприятие страницы. К отдельным составляющим стилистики как правило относят:

  • цветовую гамму;
  • типографику;
  • расположение элементов;
  • стиль изображений и другого графического контента и прочее.

С помощью стиля мы можем сформировать общее впечатление от дизайна, создать нужное настроение у пользователя.

Под индивидуальным стилем дизайнера мы обычно понимаем художественное единство созданных ресурсов, позволяющее выделить характерные уникальные черты.

Почему это так важно — найти собственный стиль и создавать уникальный продукт? Рассмотрим несколько принципов, соблюдая которые можно найти собственный стиль и разрабатывать особенные проекты.

Принцип 1. Уникальность

Несмотря на то, что каждый дизайнер решает задачи по-своему и процесс создания дизайна никогда не повторяется в точности, есть вероятность, что мы подражаем другим специалистам или копируем элементы (а порой и даже весь макет) сайта. Подробнее о копировании в дизайне и его влиянии на окончательную версию дизайна мы писали в этой статье. Чтобы не скатиться в откровенный плагиат, дизайнер должен разработать уникальную концепцию, которая как раз будет толчком к пониманию индивидуального стиля. Соблюдая принцип уникальности и придумывая отдельные элементы, а впоследствии и всю страницу, мы разрабатываем собственные особенные представления, которые будут отличать работы от других проектов.

Принцип 2. Техника

Если веб-дизайнер плохо владеет программным обеспечением, не знает теорию дизайна и не обладает достаточным опытом, он не сможет делать свою работу на высоком уровне и, как следствие, создать собственное видение оформления сайтов. Плохо проработанные детали, недоработанный макет — некачественная работа не может быть ориентиром для других и основой создания своего стиля.

Постоянное обучение — лучший способ узнавать и открывать для себя новые направления в творчестве. Чем больше дизайнер учится и совершенствует свою технику работы, тем быстрее он станет свободным в творчестве и найдет свой стиль.

Принцип 3. Понимание

Вряд ли у дизайнера получится создать идеальный проект, если у него нет понимания основных задач клиента и сути его бизнеса. Общение с заказчиками, анализ информации, поиск лучших решений проблем клиента — все это также входит в создание уникального дизайна и процесс поиска стиля. Разработка дизайна без изучения основных потребностей клиента делает работу дизайнера неактуальной и бесполезной.

Как использовать принцип понимания на практике? Собственный стиль можно создать с помощью общения со своими клиентами и исследования бизнес-процессов. Опыт решения проблем заказчика как правило применяется в дальнейших работах и влияет на общее понимание дизайна. Например, есть различные способы повышения конверсии сайта с помощью дизайна, применив которые единожды, можно внедрять их в другие работы и, тем самым, создавать собственный подход к решению проблем с продажами.

Принцип 4. Баланс

Поиск собственного стиля часто ассоциируется с креативностью, созданием оригинальных и необычных решений. Однако, не стоит забывать об основах цвета, правилах использования типографики, пользовательском опыте и других аспектах дизайна, позволяющих пользователям сайта легче воспринимать информацию, ориентироваться на ресурсе и совершать целевые действия.

Баланс между креативностью и юзабилити, оригинальными решениями и удобством пользователей должен быть одним из принципов поиска стиля. Слишком необычный дизайн может оттолкнуть пользователя и понизить уровень конверсии ресурса, что делает работу дизайнера бесполезной с практической точки зрения. Поэтому при поиске собственного стиля следует учитывать юзабилити и потребности посетителей страницы. В нашем блоге мы писали о значении баланса между креативностью и юзабилити.

Принцип 5. Тренды и направления в веб-дизайне

При поиске собственного стиля можно опираться не только на создание чего-то абсолютно уникального, но и на уже существующие направления в дизайне. Не случайно дизайнеры используют в своих работах элементы различных направлений: это помогает оставаться в тренде, улучшает восприятие пользователей и пользовательский опыт.

Рассмотрим различные стили в веб-дизайне, которые можно брать дизайнеру на вооружение.

Стили и направления в веб-дизайне

Единой классификации по стилям в веб-дизайне не существует, однако, можно выделить отдельные черты, по которым можно провести классификацию. Из десятков вариантов мы выделили 7 наиболее часто встречающихся стилей и привели реальные примеры сайтов.

Классика

Как в архитектуре, литературе и живописи, в веб-дизайне тоже есть классика. В классическом стиле дизайнеры чаще всего оформляют сайты, рассчитанные на большую аудиторию: информационные порталы, крупные коммерческие организации. К особенностям классики можно отнести:

  • лаконичные формы;
  • симметричная, колоночная структуру;
  • неброские цвета, обычно светлые оттенки;
  • строгую стилистику;
  • привычное расположение основных элементов: логотип в верхнем углу, горизонтальное меню;
  • сдержанные шрифты;
  • отсутствие ярких иллюстраций и так далее.

В таком стиле можно оформить сайт любой компании, это наиболее привычное пользователям направление, предназначено для восприятия информации без привлечения внимания на другие элементы.

Журнальный (газетный)

Данный стиль пришел в веб-дизайн из журнальной и газетной верстки, сам сайт напоминает одну большую газету. Дизайн в этом направлении используют различные электронные издания, новостные порталы. К основным особенностям стиля можно отнести:

  • блочное расположение элементов;
  • в основном черно-белая цветовая гамма, без лишних цветовых акцентов;
  • основной контент — текстовый;
  • шрифты подбираются для чтения, нет витиеватых, рисованных шрифтов.

Самый яркий пример — информационный сайт The Times:

Ретро (винтаж)

Сайт, выполненный в данном стиле, обычно содержит на страницах элементы, которые использовались в прошлом или оформлены с помощью графики прошлых годов. Характерные особенности:

  • допускаются вензеля, витиеватые узоры, рамки;
  • много декоративных элементов;
  • цветовая гамма обычно пастельная, черно-белая, приглушенных тонов;
  • используются тематические изображения, иллюстрации в винтажном стиле;
  • стилизованная типографика (например, готические шрифты).

Гранж

Этот стиль раньше использовался в оформлении сайтов рок-групп и других музыкальных исполнителей. Используется как противоположность классике и другим строгим стилям. Включает в себя:

  • «потертые» текстуры;
  • стилизованные изображения;
  • декоративные шрифты;
  • приглушенные цвета.

Рисованный

Это направление любят дизайнеры, которые хорошо разбираются в иллюстрации. Дизайн состоит из уникальных «нарисованных» элементов. Характерные особенности:

  • уникальная графика;
  • большой разброс цветовой гаммы: могут быть как яркие оттенки, так и пастельные тона, в зависимости от тематики;
  • часто присутствуют декоративные шрифты.

Именно это направление проще всего использовать, если дизайнер хочет выделиться и создать авторский стиль.

Минимализм

Главная особенность направления — простота. На сайте нет лишних элементов, много белого пространства, информация краткая и лаконичная. Наиболее важные элементы выделяются типографикой или с помощью композиции. Особенности стиля:

  • простые качественные изображения;
  • строгая типографика;
  • много пустого пространства;
  • как правило, 2-3 используемых цвета.
Читать еще:  Лучшие промышленные дизайнеры

«Плоский» дизайн — направление, в основе которого лежит двумерная графика. Этот стиль как будто упрощает цифровое пространство, важную роль играет типографика и цветовые решения. Характеристики стиля:

  • минимум фотографий;
  • контрастная цветовая гамма;
  • двумерные изображения;
  • значительную роль играет типографика, текстовый контент;
  • как правило однотонный фон.

Промо-дизайн

Направление, которое представляет собой яркую презентацию какого-либо продукта, обычно рекламного характера. В основе сайта лежит рекламные материалы, описывающие преимущества товара, призывающие к целевым действиям. Особенности направления:

  • качественные и крупные фото продукта;
  • контрастные тона, выделяющиеся элементы призыва к действию;
  • использование пространства;
  • крупная типографика.

Изучая стили, тренды веб-дизайна, мы понемногу увеличиваем свой визуальный опыт и формируем представление о собственном стиле. Комбинируя различные стили, просматривая работы профессиональных дизайнеров, создавая новые цветовые гаммы и графику, дизайнер развивается, растет как профессионал. Поиск авторского стиля — одна из ступеней, которую проходили все успешные специалисты.

Еще 5 идей для поиска стиля

Чтобы найти оригинальные решения, иногда необходимо наблюдать за чужими работами и перенимать опыт. В каких сферах дизайна можно поискать вдохновение для создания «авторского почерка»?

1. Типографика

Значимость типографики доказана неоднократно. С помощью шрифтов можно не только передавать текстовую информацию, но и создавать стильные решения. Есть веб-дизайнеры, которые работают исключительно с типографикой и с помощью текста создают минималистичный и оригинальный дизайн.

2. Навигация

Вертикальный скроллинг привычен пользователям, однако, некоторым дизайнерам удается менять шаблонную навигацию и применять креативные решения. Например, навигацию 360 градусов:

Изменения навигации также может стать фишкой веб-дизайнера и частью его авторского стиля.

3. Композиция

Расположение элементов на странице тоже можно сделать необычным. Нестандартная композиция является отличительной чертой многих дизайнеров, и вы также можете использовать ее как особенность авторских проектов.

4. Иллюстрации

Оригинальные иллюстрации способны сделать проект по-настоящему уникальным. Дизайнеры-иллюстраторы особенно ценятся в веб-дизайне, так как создают неповторимые работы.

5. Цветовая гамма

Выбранные оттенки цветов также могут стать авторской задумкой и отличать проект от остальных. Поиск нестандартных сочетаний, комбинирование пастельных тонов и ярких акцентов, использование контрастных изображений — все это поможет найти изюминку в своих работах и создать неповторимый авторский стиль.

Часто дизайнеры не придают особого значения поиску собственного стиля и создают проекты, копируя чужие работы или используя базовые принципы одного из существующих направлений. Однако, такой подход не позволяет дизайнеру самовыражаться в творчестве и становиться лучшим в своей сфере. С другой стороны, дизайнеры слишком привязываются к созданной концепции — используют одни и те же цвета, делают все проекты с винтажными узорами и прочее. Поэтому важно постоянно находиться в поиске, даже если собственное представление об идеальном проекте сформировалось.

Студия дизайна IDBI использует различные направления в своих работах. В нашем портфолио можно ознакомиться с проектами как в классическом стиле, так и с использованием иллюстраций и других авторских элементов. В своих работах мы делаем упор на юзабилити и повышение уровня конверсии ресурса.

Основные направления дизайна

Что такое — дизайн? Основные функции дизайна.

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характери­стики процесса художественного или художественно-техни­ческого проектирования, результатов этого процесса — про­ектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов — изделий, средовых объ­ектов, полиграфической продукции и пр.

В тоже время суть, предназначение и возможности дизай­на, его место в производственно-экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основ­ной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, пе­дагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, за­дач, перспектив этого феномена XX века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитар­ных изделий массового производства. Изделий удобных, на­дежных и, самое главное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось тер­мином Industrial design — индустриальный дизайн.

В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов — проектной деятельности:

— массовое машинное промышленное производство;

— урбанизация (сосредоточение населения и экономиче­ской жизни в крупных городах);

— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, теле­фон, телеграф, фотография, новые средства транспорта, зву­козапись, кинематограф);

— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

— архитектурное проектирование («старое» явление);

— инженерное проектирование («новое» явление);

— процессы в искусстве: от классического искусства к им­прессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;

— кризис аналитических процессов в изобразительном ис­кусстве.

С момента зарождения и особенно с началом американско­го периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий харак­тер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инже­нерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурен­тоспособности.

В последней трети столетия дизайн превратился в глобаль­ное явление постиндустриального общества, охватившее но­вые области проектной практики, включая не имеющие непо­средственной связи с проектно-графическими методами.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деяте­льности, охват им новых областей приложения обусловлены двумя моментами: сутью и методологическими особенностя­ми дизайн-проектирования, а также широким спектром англо­язычных значений слова «дизайн».

Классический дизайн выкристаллизовался из симбиоза ре­месленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства. Конкретнее, из операций предваряющих собственно массовое изготовление промышленной продукции, т. е. проектирования. Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы факторов, которые можно сгруппировать в несколько условных слоев. Во-пер­вых, факторы, обусловленные направленностью проектирова­ния на удовлетворение утилитарных запросов потребите­лей-пользователей продукции. Следующая группа связана с довольно жесткой заданностью производственно-экономиче­ских условий. Третья диктуется необходимостью обеспечения коммерческого успеха при реализации продуктов производст­ва.

Детализация по элементам первого слоя (наряду с высоки­ми технико-функциональными параметрами) включает в себя понятия удобства, комфорта и безопасности эксплуатации, гармоничности, соответствия окружающей среде, вписываемости в нее.

Второй слой касается проблем конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комп­лектующих элементов с учетом экономической целесообраз­ности.

Третий, связанный с маркетингом, охватывает вопросы анализа потребительского рынка, учета социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов, комплек­сного представления продукта, его рекламы, обратной связи от потребителя к производителю (проектировщику) и т. д.

Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов.

Генетически первичным является ряд определений «деко­ративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, уб­ранство.

Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трак­товки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.

Третий ряд, выходящий за рамки прямого проек­та, — понятия «предвосхищающие»: план, предположение, замысел, намерение.

И, наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.

Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизай­на при особом внимании к проблемам «человеческих факто­ров» оказался весьма соответствующим обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Не в пример нашим отечественным терминам, имевшим хождение с начала 60-х до 80-х годов, «художественное конструирование» (официа­льное государственное) и «художественное проектирование» (в среде художников, искусствоведов и философов), которые более конкретны и узки по значению.

В современном понимании объектами дизайн-проектиро­вания являются не изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, осу­ществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучае­мого явления. Дизайн— специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространствен­ной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жиз­ненных ситуаций с целью придания результатам проектирова­ния высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах од­новременно. Выделим основные виды современного проект­ного дизайнерского творчества.

Индустриальный дизайнохватывает широчайший круг объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Главенствующее место занимает проектирование изде­лий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал госу­дарства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый харак­тер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребле­ния. Группа в свою очередь членится на специфические под­группы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирова­ние которых имеет глубокие корни в ремесленном производ­стве.

Специфические особенности присущи дизайну медицин­ского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых лю­дей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в ча­стности игрушек.

Графический дизайнтакже является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространен­ных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекла­мой второе дыхание в начале XX века, прикладное графиче­ское искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакат­ного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала до­бавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — за­ставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее деся­тилетие — компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайнпереходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизай­нерского проектирования в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемы­ми Web-site в Интернете. Построение графических изображе­ний, всей системы информации в этой сети определяется свои­ми, довольно жесткими правилами.

Читать еще:  Кто такой дизайнер модельер

Дизайн архитектурной средыохватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и обору­дования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное вни­мание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось по­нятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные са­дово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций,праздничного оформ­ления среды жизнедеятельности занимает место на стыке гра­фического и дизайна архитектурной среды, обладая специфи­ческими особенностями и уже сложившимися традициями.

Дизайн одежды и аксессуаров— понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды жи­вет во многом по своим законам. Художники-модельеры со­здают уникальные коллекции «от кутюр» (haute conture) и бо­лее близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых все больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населе­ния, а самое главное — специфические методы дизайн-проек­тирования.

Арт-дизайн(анг. art — искусство). Его особенность состо­ит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь (и, часто, единственно) на организацию художественных впе­чатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно деко­ративными, выставочными, т. е. фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных по­купок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире ис­пользуется в проектировании продукции индустриального ди­зайна, о чем подробнее сказано в разделе.

Практическое занятие по теме:

Знакомство с иллюстративным материалом демонстрирующим основные направления дизайна.

Время изучения материала – 1 ч.

Самостоятельная работа по теме:

Самостоятельное изучение материала по теме:

Основные функции и направления дизайна.

Время выполнения – 3 ч

Рекомендуемая литература по теме:

1. Лаврентьев А.Н. История дизайна, М. Гардарики, 2006,

2. Папанек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., Издатель Д. Аронов, 2004

1. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М. ВНИИТЭ, 1987

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое — дизайн? Основные функции дизайна.

2. Основные направления дизайна.

3. Роль и особенности промышленного дизайна.

4. Роль и особенности графического дизайна.

5. Дизайн среды – основные функции.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 16899 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Популярные направления в дизайне

Технологии развиваются стремительно, и мир дизайна не остался в стороне. Каждый месяц появляются новые программы и технологические возможности, которые требуют расширения навыков дизайнеров. Существует не меньше 10 направлений дизайна. И сегодня рассмотрим самые популярные из них

Профессия дизайнера шире, чем нам кажется на первый взгляд. Дизайнер – это человек, который соединяет в себе техническое и творческое начала. Он создаёт и погружает нас в фантастический мир ярких красок, образов и технологий.

Технологии развиваются стремительно, и мир дизайна не остался в стороне. Каждый месяц появляются новые программы и технологические возможности, которые требуют расширения навыков дизайнеров.

Практически невозможно, да и нецелесообразно, быть дизайнером-универсалом. Даже если вам удастся найти курсы, где обещают научить всему и сразу, то в любом случае для своей дальнейшей профессиональной деятельности вы выберете одну, максимум две специализации.

Существует не меньше 10 направлений дизайна. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Веб-дизайнер

Почетное первое место занимает человек, создающий внешний вид сайтов. Именно веб-дизайнер определяет, где на странице будут располагаться те или иные элементы, как они будут выглядеть и каким образом пользователь будет с ними взаимодействовать.

Раньше основная задача веб-дизайнера состояла в том, чтобы сделать сайт красивым. Теперь все больше ему приходится работать над тем, чтобы сайт был удобным. А значит, веб-дизайнер должен разбираться в основах юзабилити и верстки. Весь перечень этих навыков вы обретете на обучающем курсе WAYUP «Веб-дизайнер: счастливый билет в Таиланд».

Сотни, даже тысячи вакансий на сервисах по поиску работы подтверждают востребованность специалистов этой профессии.

UX и UI-дизайнер

Работа UX/UI-дизайнера перекликается с работой веб-дизайнера, но все чаще выделяется в отдельное направление.

UX-дизайнер занимается разработкой интерфейса, который удобен и продуман до мелочей. Он анализирует имеющийся опыт и тестирует каждый создаваемый элемент. Именно от его работы зависит то, какие ощущение получит пользователь от знакомства и общения с продуктом.

UI-дизайнер отвечает за то, как люди видят продукт. То есть он пытается визуально показать тот путь взаимодействия, который задумал UX-дизайнер. При этом UI-дизайнер следит за единым стилем и согласованностью всех элементов.

Границы между работой UX и UI-дизайнеров несколько размыты и чаще всего эту роль выполняет один и тот же специалист.

Графический дизайнер

Область деятельности графического дизайнера весьма обширна, но основная задача состоит в разработке индивидуального стиля компании или продукта за счет создания логотипа, собственных шрифтов и цветовых решений и так далее. Он выстраивает диалог между потребителем и брендом.

Всё, что делает графический дизайнер, в конечном счете, должно привлекать и продавать. Поэтому помимо творческих способностей, он должен разбираться в психологии, чтобы уметь определять интересы и потребности целевой аудитории продукта или услуги.

Создание макетов печатной продукции – также одно из направлений работы графического дизайнера.

Освоить основные навыки работы можно всего за пару месяцев на курсе «Графический дизайнер: вектор бренда» от WAYUP.

Дизайнер мобильных приложений

Мы уже не раз говорили в наших статьях и приводили статистику, отражающую стремительный рост мобильного интернет-трафика. Эта тенденция не могла не повлиять и на сферу дизайна.

Любая компания заинтересована в создании, как минимум, мобильной версии сайта, как максимум, собственного мобильного приложения. Отсюда возникло отдельное направление дизайна.

Дизайнер мобильных приложений занимается проектированием мобильных интерфейсов и с использованием определенных инструментов создает дизайн, который отвечает запросам пользователей смартфонов.

Дизайнер должен быть хорошо знаком с платформами Android/iOS.

3D-дизайнер

Это специалист, который занимается трехмерным моделированием. Существует множество направлений в работе 3D-дизайнера, которые охватывают такие сферы, как архитектура, строительство и инженерия, реклама, компьютерные игры и многое другое.

3D-дизайнеры создают объекты в виртуальном пространстве так, чтобы зрители принимали в целом всю картинку за действительность.

Главный навык, которым должен обладать дизайнер – это развитое пространственное и художественное мышление.

Геймдизайнер

Это одно из направлений 3D-дизайна. Но геймдизайнер не просто создает трехмерные модели, он становится полноценным создателем игры, разрабатывает правила и из отдельных частей собирает единое целое.

Кроме создания концепции и проработки деталей проекта, геймдизайнер еще должен суметь донести свои мысли до разработчиков, которые будут реализовывать его идею.

Также не стоит забывать о важности учёта трендов и психологии людей, для которых создается игра. Мало придумать идею. Она должна оказаться востребована.

Кажется, что это направление в дизайне является одним из самых творческих. Возможно, так и есть. Но работа геймдизанера – это не только креатив. Это ещё и координация действий всех участников создания игры (например, разработчиков), тестирование, математические формулы и документация.

Дизайнер дополненной реальности (VR)

Это дизайнер, который помимо художественных навыков, должен обладать навыками программирования, а также хорошо разбираться в истории. Ведь именно виртуальной реконструкцией исторических событий и мест чаще всего занимается дизайнер дополненной реальности.

Задача дизайнера VR не только создать во всех деталях виртуальный мир, но и управлять им. Зрителю должно быть интересно и комфортно при погружении в него.

Это одно из самых новых направлений дизайна, но развивающееся стремительно и имеющее огромные перспективы.

Только представьте, скоро для того, чтобы посетить все уголки мира, нам даже не придется вставать с дивана.

Дизайнер-аниматор

Анимация – это одно из главных направлений 3D-дизайна. Помимо создания трехмерных объектов, аниматор еще и заставляет их двигаться.

Ключевой фигурой дизайнер-аниматор становится при создании мультфильмов. Без него герои не оживут и не будут перемещаться по экрану.

Кроме этого дизайнер может заниматься анимацией интерфейсов и его отдельных элементов, что делает дизайн сайта ещё более уникальным.

Продуктовый дизайнер

Профессия продуктового дизайнера сочетает в себе творчество и аналитику, нестандартность мышления и инженерную точность. Грамотная работа этого специалиста призвана решать основные задачи бизнеса.

Продуктовый дизайнер разрабатывает схему взаимодействия бренда и пользователя в рамках сайта или мобильного приложения, интерфейс продукта. Конечно, главная задача состоит в том, чтобы все детали взаимодействия были комфортны пользователю и приносили выгоду компании.

Как вы могли заметить, некоторые направления современного дизайна перекликаются, дополняют или произошли друг от друга. Но при этом у каждого из них есть свои особенности и нюансы.

Все из рассмотренных направлений продолжают интенсивное развитие, а значит, специалисты этих областей будут востребованы ещё долгие годы. Попытайтесь выбрать одно из направлений и стать профи именно в нём.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector