Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизайнеры которые начали с нуля

Как стать крутым дизайнером и научиться работать с правками клиента

Руководитель образовательного направления «Нетологии» для дизайнеров рассказывает, как выбрать дизайн-профессию, подготовить портфолио и научиться работать с правками клиента.

Руководитель направления «Дизайн и UX» в онлайн‑университете «Нетология».

«Чтобы стать хорошим дизайнером, лучше не быть творческим человеком»

— Чем занимаются в «Нетологии» сотрудники образовательного направления «Дизайн и UX», которым вы руководите? Какие задачи конкретно у вас?

— Я работаю руководителем отдела дизайна. Создаю образовательные программы для людей, которые хотят стать дизайнерами разных направлений: веб‑дизайн, гейм‑дизайн, моушен и много других. Со мной эти программы делают ещё семь человек. Продюсеры — менеджеры проекта, они следят за общей канвой. Методисты общаются с экспертами и прорабатывают контент. Координаторы ведут студентов, которые проходят курс, отвечают на все вопросы.

— Сколько разных профессий сегодня объединяет слово дизайнер?

— В «Нетологии» мы пока выделяем четыре направления, на основе которых строим образовательные линейки. А в рамках этих направлений уже формируются разные профессии и более нишевые специализации.

  1. Продуктовый дизайн. Это создание интерфейсов, которые решают бизнес‑задачи. Мы учим исследовать, анализировать и находить визуальное решение, которое подойдёт бизнесу и решит потребности пользователя.
  2. Графический дизайн и коммуникации. Это работа с маркетингом: создание айдентики компании, рекламы, фирменного стиля. Здесь мы даём базу цифрового дизайна, но ещё рассказываем, как построить бренд, подобрать слоган, как упаковать массивы данных в инфографику.
  3. Моушен‑дизайн. Это графика в движении, работа с анимацией. Когда нужно оживить статичную графику и интегрировать её в видео, на сайт или в игру. Например, заменить фон видеоклипа или добавить в него летящую муху.
  4. Гейм‑дизайн. Описывает правила и особенности игр. Гейм‑дизайнеры практически продакт‑менеджеры в игровой индустрии, зачастую они контролируют весь процесс от идеи до реализации. Здесь мы учим создавать прототипы игр, шаблоны игровых интерфейсов, объясняем механику и сторителлинг.

Ещё есть кросс‑дисциплинарные профессии, например на стыке дизайна и программирования. Допустим, full‑stack‑дизайнер — это универсальный игрок. Он верстает страницы, разрабатывает дизайн.

Научиться можно любой из этих профессий. Всё зависит от самого человека: хочет ли он новых знаний или смотрит на курс как на волшебную пилюлю. Ведь задача образования — дать систему теории и практики, чтобы человек не бегал по разрозненным информационным каналам, где половина сведений основана на личном мнении, а не понимании запросов рынка.

— Каким был ваш путь к профессии дизайнера и этой работе?

— Я самоучка. Начал работать в этом направлении больше 10 лет назад. Тогда не было таких образовательных проектов, которые есть сейчас, особенно заочных. Может быть, в Москве что‑то было, но я тогда жил в Астрахани. Там реальность была чуть оторванной от мира. Интернет, конечно, был. И вот он меня сильно увлекал.

Мне казалось очень крутым, что в интернете можно получить так много информации, рассказать свои истории людям со всего мира.

Я начал изучать, как именно информация живёт в интернете. Так и пришёл к интерфейсным решениям — сайтам.

Параллельно я занимался организацией ивентов и должен был разбираться в рекламе: знать, как выделиться на фоне других, найти аудиторию. Так что я стал погружаться в разные графические аспекты и механизмы привлечения внимания. По сути, я брал то, что было сделано до меня, и адаптировал это под решение своей задачи. Важно избегать чистого листа и уметь работать с референсами. Многое уже придумали за нас.

Потом я пошёл на курс «Нетологии» по веб‑дизайну. Он был рассчитан на новичков, поэтому я знал больше, чем давал этот курс. Начал помогать с развитием этой образовательной ветки. Чтобы стать директором, мне понадобилось 4,5 года. Как видите, я начал студентом и прошёл все этапы.

«Дизайн требует эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен уметь погружаться в их проблемы и контекст»

— Какие навыки, не связанные непосредственно с дизайном, каждый день помогают вам в работе?

— Мне помогла дикая любознательность и любовь к тому, что я делаю. Я убеждён, что невозможно хорошо делать то, что тебе не нравится, и глубоко копать там, где неинтересно. Ещё коммуникабельность. Я открытый человек, не стесняюсь заводить разговор, ко мне тоже всегда можно подойти и пообщаться.

Дизайн — это сфера, которая требует большой эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен хорошо их чувствовать. Плохих и хороших людей не бывает, есть контекст, который на нас влияет. Дизайнеры должны это понимать практически на уровне психолога.

— Что важнее для успеха дизайнера: узкая специализация и отточенное мастерство в одной сфере или универсальные умения? Талант или опыт?

— Сейчас узких направлений практически нет, есть декомпозиции больших продуктовых веток. Но современный дизайнер — это чувак, который живёт всей сферой. Некоторые люди приходят в дизайн и думают, что сейчас научатся делать лендинги на Tilda и начнут зарабатывать бешеные деньги. А на самом деле это только начало. Нужно научиться работать с бизнесом и понять: ты трудишься на результат.

Дизайнер ведь прорабатывает очень много внутренних вопросов, чтобы прийти к внешней составляющей. Даже выбирая молоко в супермаркете, мы сначала считываем, как выглядят разные пачки. Берём ту, которая нам нравится, и только потом смотрим, сколько она стоит, какой состав. То, что нам не нравится внешне, мы, скорее всего, даже в руки не возьмём.

Дизайнер должен хорошо исследовать поле работы, понять, на что обратят внимание его пользователи, и составить правильную карту пути.

Я не верю в талант. Он слишком зависит от окружения и сил, которые в вас вкладывали родители ещё в детстве. Во взрослом возрасте тяжелее что‑то осваивать. В голове сначала включается ленивая обезьянка и только потом рациональная личность. Главное — начать. И максимально простым языком объяснять текущую задачу ленивой обезьянке у себя в голове. Когда начнёт получаться, что‑то щёлкнет и даже ваша ленивая часть начнёт кайфовать. Но до этого этапа доходят не все.

— Обязательно ли быть творческим человеком, чтобы стать хорошим дизайнером?

— Лучше вообще не быть творческим, чтобы стать хорошим дизайнером. Дизайнер — это в первую очередь проектировщик, а творческий акт больше для чувства красивого. Творческие люди всё время уходят в художника, который делится своим внутренним миром. А дизайнер — это другая история. Он работает в рамках бизнес задачи.

Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно творчество приравнивать к пользовательскому результату. Важно иметь хороший вкус и находить креативные способы решения задач. И это всё можно оттачивать. Например, смотреть работы других дизайнеров или читать книгу и визуализировать образы. Нужно подходить ко всему с позиции анализа: почему сделано именно так, какой смысл в это заложен и как он помогает людям.

— Насколько легко переходить из одной дизайнерской профессии в другую? Например, начать веб‑дизайнером, перейти в UX‑дизайн, а потом создавать упаковку и рекламные макеты для брендов FMCG?

— Переходить из одной профессии в другую можно. Вопрос, скорее, в том, как развиваться: вертикально или горизонтально. Нужно стремиться быть профи в своей нише и хорошо понимать соседние. В основе любого направления лежит одна цель — проектирование пользовательского опыта и его визуализация. Для графических дизайнеров этот образ живёт в мире маркетинга. Для продуктовых — в мире бизнеса. Моушен живёт в видео, а геймдизайн — в сфере игр. Нужно понимать, что, если ты крутой моушен‑дизайнер, но терпеть не можешь компьютерные игры, вряд ли ты станешь классным геймдизайнером.

Но дизайнерам часто нужно брать инструменты из соседних сфер. Например, продуктовый дизайнер понимает, что статичным изображением его пользователей не удивить, и идёт ресёрчить в 3D и моушен, берёт что‑то для своего продукта. В любом случае чем дольше ты в дизайне, тем большего количества сфер ты успеваешь коснуться.

— Без чего невозможно представить ваше рабочее место? Какие гаджеты вам необходимы?

— Нужен ноутбук с хорошей матрицей. Если есть деньги, можно купить софт для работы. Нет — не страшно, есть бесплатные решения. Остальное — это вопрос удобства каждого человека. Одним нужна мышка, другие любят работать на планшете, третьим требуется гигантский монитор или клавиатура особенного цвета.

— Чем ASUS VivoBook S15 качественно отличается от вашего предыдущего ноутбука? Для вас, как для дизайнера, важен его внешний вид?

— Он лёгкий, его удобно таскать повсюду с собой. При этом базовые задачи по созданию интерфейсов он закрывает. Хорошее качество экрана, отзывчивый и удобный трекпад, операционная система работает быстро — памяти хватает. А, и ещё у него есть важное ценовое преимущество. В рамках этого бюджета у него хорошее соотношение параметров, без явной переплаты за бренд.

Внешний вид важен отчасти. Не столько цвет, сколько фактура. Мне, например, нужно, чтобы ноут был приятным на ощупь: менее глянцевым, более матовым, шероховатым. И чтобы клавиатура меня не бесила сложностью считывания. У Asus клавиатура имеет хороший ход и считывание. Я бы ещё сделал её темнее.

— Есть мнение, что ноутбуки для дизайнеров — это всегда компромисс между большим дисплеем и портативностью, производительностью и размерами. Что, с этой точки зрения, представляет собой ASUS VivoBook S15?

— У каждого своя зона комфорта по диагонали. Я могу спокойно работать и на ноутбуке. Для меня суперкомфортная диагональ — 15 дюймов. Если есть какая‑то большая задача, которая требует точности и концентрации, лучше подключить монитор. Ноут — это больше история про то, что можно работать в любом месте и носить его с собой.

К дисплею ASUS VivoBook S15 у меня нет никаких претензий. У него хорошая матрица и показатели, его хватит для решения большинства базовых дизайнерских задач без захода в истории, где нужна тонкая работа с цветом. Особенно если учесть бюджетную стоимость — это очень хорошее соотношение цены и качества.

— Для многих дизайнеров мышка — инструмент более удобный, чем тачпад. Чем вы пользуетесь обычно? И насколько удобной для вас оказалась работа с интеллектуальным тачпадом ScreenPad 2.0?

— Я стараюсь работать с тачпадом. Мышку не люблю таскать с собой. Обычно подключаю её для более тонкой работы, где тачпадом будет пользоваться не так удобно. Плюс у тачпада есть свои плюшки: быстрое свёртывание страниц, горячие клавиши. Для менеджерской работы его хватает. Мышку привлекаю для более серьёзных задач.

Читать еще:  Какие есть дизайнеры список

ScreenPad 2.0 — хорошая задумка, что‑то свежее на массовом рынке. Позволяет быстро переключаться на другие задачи или запустить окно мессенджера, где ты не будешь отвечать, но тебе нужно видеть, о чём идёт речь. Это прикольно.

«Финальный результат и количество правок нужно обговаривать заранее»

— Как реагирует на правки клиента хороший дизайнер? Когда можно и нужно настаивать на своём?

— В первую очередь нужно разобраться в одном моменте: ты дизайнер из крупной компании или фрилансер.

Дизайнер из компании знает бизнес и понимает, к чему его приведёт какое‑то визуальное решение. Он должен уметь обосновывать, почему нужно сделать именно так, что это принесёт компании. Фрилансер работает с бизнесом. Зачастую у него нет времени разбираться во всех тонкостях компании. Поэтому ему может быть полезно прислушаться к клиенту, который знает этот бизнес лучше. Если от решения отказываются, нужно обсуждать и объяснять, почему предпочтительно будет сделать именно так.

Если ты позволяешь себя продавливать и подвергать сомнению свои скилы как специалиста — это плохо.

Один вариант — ты сделал проект на коленке, думал, что прокатит, но нет. Второй — этот клиент просто тебе не по зубам. Хороший дизайнер должен заранее обговорить количество правок и финальный результат. Всегда нужно искать коммуникационный компромисс. Бизнес дал комментарии, которые тебе не понравились, но зато после них заказчик остался доволен. Значит, ты закрыл его потребность, а для этого он тебя и нанимал.

— Какие проверенные личным опытом советы вы могли бы дать новичкам в дизайне, мечтающим о крутом портфолио, но не имеющим пока классных заказчиков?

— Это очень просто. Если нет заказчиков — не нужно тратить 100% времени на их поиск. Заходишь на любой известный сайт и делаешь ребрендинг выбранного продукта. Описываешь свой подход, вижн и выкладываешь, например, на Behance. Такие вещи могут сработать круче, чем реальный кейс. Они могут запустить «сарафан», и все в комьюнити будут говорить, что какой‑то новичок замахнулся на ребрендинг Mercedes.

Нужно развивать личный бренд. Можно долго рассказывать на районе, что ты дизайнер, но если Google не знает твоего имени, то тебя как будто и не существует. Надо найти соцсеть, где тусуются люди из твоей сферы, и заниматься селф‑менеджментом. Твой аккаунт в соцсетях — это то, каким тебя будут знать много людей. Они могут знать весёлого парня с вечеринок, а могут знать профессионала. Нужно ходить на дизайнерские тусовки, знакомиться, перелопачивать интернет, и главное — не ждать, а делать.

Путь в профессию: как стать дизайнером интерьеров

Дизайн интерьеров со стороны выглядит как профессия мечты: много свободы для творчества, высокий заработок, возможность стать известным в своей сфере и работать свободно, не подчиняясь офисному распорядку. Но после первого знакомства с профессией новички часто теряют весь энтузиазм и ставят крест на мечте. Екатерина Коновалова из Высшей школы «Среда обучения» рассказывает, как стать дизайнером интерьеров и уйти работать на фриланс.

От расчетов до обоев

А точнее, от оценки состояния помещения до расстановки статуэток на полках — это спектр задач, которые постоянно решает дизайнер интерьеров.

Специалисты в этой области готовы прийти клиенту на помощь и избавить его от всех сложностей, связанных с ремонтом. Дизайнер не только разрабатывает концепцию будущего помещения, но и контролирует работу на всех этапах.

Если вы решили изменить профессию и стать дизайнером интерьеров, будьте готовы к тому, что придется учиться считать сметы, читать техническую документацию, общаться с поставщиками и строителями. Недостаточно просто уметь придумывать интересные дизайнерские решения — требуется довести каждое до конца, до конкретного осязаемого результата, уложившись в заданный бюджет и удовлетворив запросы клиента, а не только собственные творческие амбиции.

Что требуется дизайнеру интерьеров

Чувство стиля

Самый очевидный пункт, но о нем важно помнить. Будьте готовы учиться и совершенствоваться всю жизнь, развивать «насмотренность», применять увиденные приемы на практике, избегая безвкусицы.

Чувство меры

Клиент, нанимая дизайнера, полагается на его компетенции, но обращается к нему со своими потребностями, которые необходимо помнить. Возможно, вам очень хочется сделать эффектную стеклянную кухню в стиле хай-тек, но подойдет ли она вашему клиенту?

ВАЖНО: успех интерьерного дизайнера основывается на успехе его проектов и на довольных клиентах. Испортив репутацию в начале карьеры, вы рискуете лишиться заказов на несколько лет.

Компьютерные программы

Для работы потребуются как минимум программы для выполнения чертежей и визуализаций: ArchiCAD, AutoCAD, 3Ds Max, SketchUp, Adobe Photoshop. Каждая из этих программ — сложный и многофункциональный инструмент, на освоение которого требуются время и силы.

Коммуникативные навыки

Они важны и при переговорах с заказчиком, и при работе с поставщиками и подрядчиками. Важно уметь слышать людей, взаимодействовать с ними, идти на компромиссы. Работа интерьерного дизайнера — плохой выбор для мизантропов.

Художественные навыки

Как ни странно, вам не обязательно уметь рисовать, чтобы стать дизайнером интерьеров. Конечно, возможность быстро набросать для клиента примерную концепцию новой обстановки — полезный навык. Но он не ключевой — графическое воплощение ваших идей помогут создать программы. А если вы позднее почувствуете необходимость научиться рисовать, вам всегда помогут курсы скетча или быстрого рисунка.

Значительно важнее ваше понимание цветовой палитры и сочетаемости цветов.

Способ обучения дизайну интерьеров

Итак, вы прошли по чеклисту, определили, какими навыками обладаете, а чему только должны научиться? Ваш следующий шаг — выбрать способ обучения. Их несколько, у каждого есть как плюсы, так и минусы.

Своим путем

Это один из самых ненадежных, сложных, но увлекательных способов. Убедившись в том, что вы понимаете, в чем состоит задача интерьерного дизайнера, вы просто идете… и делаете дизайн. На начальном этапе вам важно набрать портфолио, поэтому вы должны быть готовы к бесплатным заказам, обзвону потенциальных клиентов и яркой самопрезентации.

Павел Герасимов, дизайнер интерьеров и соруководитель мастерской Geometrium, в своем блоге так описывает начало работы:

«Я взял свой первый проект кафе-бара за “бесплатно”. В процессе проекта возникало огромное количество вопросов. Я бегал к дизайнерам и архитекторам за советом и так с их помощью закончил первый проект. В знак благодарности получил первые вполне приличные деньги от клиента».

Ищите небольшие проекты, владельцы которых готовы рискнуть и нанять самоучку-энтузиаста. Не пренебрегайте возможностью посоветоваться с профессионалами, смотрите телепередачи о дизайне, читайте авторские блоги.

Важно: обязательно фотографируйте свою работу на каждом этапе — позднее эти фотографии станут основой для портфолио.

Плюсы:

  • практика с первых дней;
  • полная свобода в выборе заказов;
  • ответственность за все этапы проекта;
  • очень быстрое обучение за счет решения ежедневных проблем и задач.

Минусы:

  • утомительный поиск клиентов;
  • очень низкая оплата;
  • отсутствие наставника, который может оценить работу.

Для кого подходит: для тех, кто не уверен в том, что хочет сменить профессию, но готов рискнуть и попробовать, а также обладает большим количеством свободного времени. Кроме того, чтобы идти этим путем, вы должны иметь хотя бы небольшую финансовую подушку, которая поддержит вас до тех пор, пока дизайн не начнет приносить доход.

Мастерская

Этот способ похож на стажировку: вы обращаетесь к опытному дизайнеру с просьбой взять вас в подмастерья или ассистенты.

Конечно, далеко не факт, что ваш любимый дизайнер возьмет вас к себе и будет учить, но попробовать стоит. Каждый день работая над проектами вместе с профессионалом своего дела, вы постепенно сможете погрузиться во все тонкости работы.

Юлия Шаталова, арт-директор дизайн-студии интерьеров «Инстильер», в интервью журналу Heroine так рассказывает о начале своей карьеры:

«Я устроилась дизайнером в австрийскую мебельную компанию, где под чутким руководством опытного интерьерщика отточила навыки разработки объемно-планировочных решений, декорирования, постановки света в интерьере. Эти умения дальше последовательно развивались в двух проектно-строительных компаниях, где добавилось понимание технологий, норм и правил в строительстве».

Плюсы:

  • живое обучение на реальных проектах;
  • возможность постоянно обращаться к наставнику;
  • интересные кейсы с первых дней работы.

Минусы:

  • сложно найти мастера, который согласится на обучение;
  • очень низкая оплата (или ее отсутствие);
  • придется выполнять рутинную, мелкую, скучную работу;
  • отсутствие собственных проектов, которые можно вложить в портфолио.

Для кого подходит: для тех, кто хочет посмотреть на профессию изнутри и не боится тяжелой и кропотливой работы. Стажировка потребует больших затрат времени и сил, поэтому будет хорошо, если вы перейдете на плавающий график на основной работе.

Дополнительное образование

Если вы не чувствуете уверенности в том, что справитесь с самообучением, выбирайте более долгий, но значительно более надежный путь — дополнительное образование или второе высшее.

В первом случае вам придется учиться два года, в программе будут только те предметы, которые направлены на профессиональное развитие.

Плюсы:

  • профильное обучение, диплом;
  • учебные проекты войдут в портфолио;
  • всегда будет возможность консультироваться с педагогами-практиками.

Минусы:

  • обучение не будет бесплатным;
  • вам придется заниматься, сдавать зачеты и учебные проекты.

Второе высшее

В этом случае вы получаете полноценное высшее образование. Это займет четыре года, но на выходе вы будете не самоучкой, а дипломированным специалистом.

Плюсы:

  • государственный диплом;
  • глубокие знания не только практической стороны вопроса, но и истории искусства и архитектуры, иностранного языка, смежных направлений;
  • наличие большого портфолио.

Минусы:

  • второе высшее образование будет платным;
  • за четыре года учебы вы можете изменить взгляды и отказаться от идеи стать дизайнером интерьеров;
  • вам придется изучать не только профильные предметы, но и смежные, а также сдавать по ним зачеты и экзамены.

Для кого подходит: дополнительное или высшее образование — хороший выбор для тех, кто не сомневается в своем выборе и готов тратить силы, время и деньги на овладение профессией.

В свободный полет

Вы овладели нужными навыками и готовы начать работу? Еще несколько советов, как перейти на удаленную работу и получать заказы.

1. Создайте портфолио. Потенциальные заказчики будут оценивать не отметки в вашем дипломе и не список программ, которыми вы владеете, — они будут смотреть на результаты и принимать решение исходя из того, нравятся ли им ваши прошлые проекты.

Читать еще:  Какие экзамены нужно сдавать на дизайнера интерьера

2. Не концентрируйтесь на одной бирже фриланса. Ищите заказчиков на разных биржах, на рекрутинговых сайтах, в телеграме, среди знакомых и партнеров. Ваша задача — расширить базу проектов, поэтому не ограничивайте себя.

3. Предлагайте индивидуальные решения. Будьте готовы не работать с клиентами по выверенному шаблону, а создавать креативные концепции каждый раз. Это пойдет на пользу и клиенту, и вам. Помните: больше разноплановых кейсов — лучше портфолио!

4. Ищите постоянное сотрудничество. Если необходимо выбирать между разовым дорогостоящим заказом и хуже оплачиваемыми, но регулярными — отдавайте предпочтение регулярным. В начале работы вам важно иметь хотя бы одного-двух постоянных клиентов, которые будут основой вашего материального благосостояния.

5. Продолжайте учиться. Дополнительные курсы, профессиональная литература, блоги специалистов — ваши ступени развития. Пополняйте копилку знаний, повышайте свою ценность на рынке.

6. Не хватайтесь за первый попавшийся заказ. Идя в интернет на поиски работы, готовьтесь столкнуться с мошенниками. Будьте осторожны, заключайте трудовой договор и избегайте сомнительных предложений. То же касается и заказов, которые вам однозначно не по силам. Лучше отказаться, чем выполнить работу некачественно.

Дизайн интерьеров — увлекательная профессия, которой можно овладеть самостоятельно. Не бойтесь развиваться и двигаться вперед, к работе своей мечты.

Узнайте все о фрилансе в 5 письмах

Подпишитесь на бесплатный email-курс, который расскажет про поиск заказов, работу с клиентами и самопрезентацию фрилансера

Thank you!

You have successfully joined our subscriber list.

Стать дизайнером без профильного образования: пошаговая инструкция

Олег Дубовик работает дизайнером уже семь лет, хотя по образованию психолог. Долгое время он был графическим дизайнером, а в последний год проектирует интерфейсы. При этом наш герой никогда не увлекался рисованием, не оканчивал художественной школы – он начинал свой путь в профессию с самого что ни на есть нуля. Олег рассказал, как ему удалось стать дизайнером без специального образования.

Шаг 1: понять, чего вы хотите

Я родился в Краснодаре, учился тоже там – в Кубанском госуниверситете. Когда окончил психологический факультет, то уже знал: быть психологом я точно не хочу. Ничего другого делать я не умел, поэтому искал офисную работу, где не нужны специальные навыки. Друзья прислали мне вакансию SMM-специалиста в одной местной фирме. Решил попробовать: я много времени проводил в соцсетях и вроде бы понимал, как они работают. Шел 2011 год, SMM тогда был в новинку, и работодатель не особенно представлял, что от меня требовать. Так я получил свою первую работу, где провел полгода. За это время SMM меня разочаровал: я понял, что не люблю писать тексты и уж тем более что-то продавать. Я уволился и снова оказался лицом к лицу со своей прежней проблемой: как найти офисную работу, где не нужны никакие особенные навыки?

Устроился в газету с вакансиями. Обязанностей было немного: заносить информацию в базу данных и проверять, какие из вакансий уже закрыты. Приходилось постоянно звонить по телефону и в полной тишине, когда меня все слушают, о чем-то говорить. Это было невыносимо. Единственное, что нравилось мне на той работе – кабинет верстальщицы. Она сидела в отдельной комнате, работала на iMac, рядом висела еще пара мониторов. Тогда я подумал: «Было бы неплохо оказаться на ее месте: делать интересную и приятную работу, ни с кем не разговаривать лишний раз, ни от кого не зависеть». Сейчас верстка уже не кажется мне интересной: это монотонная работа, знай себе заполняй блоки – но в те времена это был предел мечтаний.

Со второй работы я тоже вскоре уволился и стал искать что-то новое. Искал долго – вплоть до того, что подключились родители, предложили помощь. Я сначала отказывался: как мне помочь, если я даже не знаю, чем хочу заниматься? Я переживал настоящий кризис.

Я долго перебирал варианты и наконец добрался до дизайна. Почему бы нет? Еще в школе я рисовал мультики во Flash, а в свою бытность SMM-специалистом делал картинки и баннеры в Photoshop, коллеги их хвалили. Тогда я стал изучать рынок: какие требования к дизайнерам, какие у них задачи, сколько им платят. Созрел: буду дизайнером. Установил Illustrator и Photoshop, начал проходить видеоуроки, осваивать инструменты – и принял помощь родителей.

Шаг 2: учиться на практике

Родители спросили у своих друзей, не нужен ли кому дизайнер. У одного друга семьи были знакомые в рекламном агентстве – там как раз была открыта вакансия. Мне дали пару недель, чтобы наработать портфолио. Я сидел за компьютером днями и ночами, проходил видеоуроки, а результат откладывал в свой «багаж». В итоге там оказались визитки, логотип, какие-то иллюстрации. Ситуация была неоднозначная: нужно было заявить, что я дизайнер, хотя на деле я только установил софт и научился им пользоваться. Тогдашнее портфолио сейчас воспринимаю иронично, но в то время я был воодушевлен. У меня всё получалось, новая информация усваивалась налету. Никаким профессионалом я, конечно, не был, но и агентство, куда я хотел попасть, тоже было не из звездных. Оно делало дизайны в основном для своих соседей: фирма грузоперевозок, еще что-то в этом роде. Я размышлял так: вакансия не супер, и кандидат на нее тоже не супер – мне стесняться нечего. Буду учиться на практике.

Так я стал дизайнером. В мои обязанности входила разработка макетов и помощь в цеху: печать, нарезка. Дизайнерские задачи были простые: рисовать баннеры, визитки, таблички. Через несколько месяцев стало очевидно, что многому я на таких задачах не научусь, нужно двигаться дальше. Так я принял решение уйти на фриланс.

Начал с сайта fl.ru и тут же понял, что похвастать хорошим портфолио не могу. Я выложил всё самое приличное, что накопил за время работы, но эти картинки выглядели смешно и несерьезно. Тогда я нашел сайт GoDesigner – там публикуют брифы, а дизайнеры безвозмездно на конкурсной основе делают по ним картинки. Задания разные: логотипы, иллюстрации. Заказчик выбирает одного победителя, берет его дизайн и выплачивает вознаграждение, остальные не получают ничего – кроме опыта. Естественно, мне ни разу не заплатили, зато я практиковался на конкретных заданиях. Это совсем другой опыт, нежели делать что-то по видеоурокам. У меня было четкое техзадание, я его выполнял. Конечно, никто не проверял, что у меня получилось, не вносил правок – зато я мог смотреть чужие работы. Сравнивал свой вариант с работами победителей и просто чужими вариантами, пытался понять, чем я им уступаю. Уступал многим, но за счет этого и многое понимал. Например, как можно сделать ту же самую задачу качественнее и почему чужие варианты действительно лучше моих. Этот ресурс помог мне заполнить портфолио для фриланс-биржи нестыдными работами и найти первые заказы.

Я был фрилансером три года. Сначала мне давали простенькие задания: что-то подретушировать, сделать листовку. В основном были заказчики из маленьких городов (вроде суши-бара из Новокузнецка). Никакой фирменный стиль мне в то время никто не доверял – и правильно. Постепенно мой рейтинг на сайте рос, клиенты оставляли положительные отзывы. Стали попадаться заказы посерьезней, ими я дополнял портфолио. Серьезных задач становилось всё больше: разработать фирменный стиль, нарисовать логотип. Появились постоянные клиенты, в том числе из Москвы и Петербурга – по их меркам, я работал почти бесплатно и притом хорошо.

Шаг 3: не останавливаться

Через три года я переехал в Петербург. Понял, что провести в Краснодаре всю жизнь мне не хочется, а если не понравится новый город, всегда могу вернуться. Ехал с установкой устроиться в офис, и на то было много причин. Во-первых, устал от сложностей фриланса. Там ты сам себе и дизайнер, и продажник, и аккаунт-менеджер. Нужно убедить заказчика, что ты хорош, назначить ценник, обсудить правки, иногда – выбить оплату. Клиенты попадались разные: кто-то вносил правки по делу, а с кем-то доходило до абсурда. Помню, однажды меня попросили сделать листовку, а на ней, помимо прочего, нарисовать женщину. Я нарисовал и получил правки вроде «Вы что не видите, что к этой одежде лучше подходят босоножки? Переобуйте ее. Вы же дизайнер, неужели вам это не очевидно?» Всё это было мне тяжело, хотелось свести общение к минимуму.

Во-вторых, был важен финансовый аспект. Зарплаты, которой мне было достаточно в Краснодаре, на жизнь в Петербурге явно бы не хватило. Мне нужен был стабильный доход, чтобы снимать квартиру, а на фрилансе может случиться всякое. К тому же, в Петербурге больше возможностей и разнообразных вакансий.

Я устроился в агентство мобильного маркетинга, оно занималось продвижением приложений в AppStore и GooglePlay. Это был вполне интересный и новый опыт. Стартап, вокруг все молодые, делают рекламу, которую я сам вижу каждый день.

Там я проработал еще два года. Сначала делал материалы для таргетированной рекламы, потом к ним добавились иконки мобильных приложений. Затем был большой проект по разработке интерфейса – я столкнулся с этим впервые, и мне понравилось. Решил развиваться в этом направлении дальше и не прогадал. Правда, для этого снова пришлось уволиться: тот проект был для агентства единственным в своем роде, а вернуться к иконкам после такого я уже не мог и не хотел.

Шаг 4: ставить перед собой новые цели

Оглядываясь на свою работу в агентстве мобильного маркетинга, я понимаю, что научился там немногому. То время можно было провести с большей пользой, но я занимался рутинными задачами, которые держали меня на месте. Гораздо большему я научился за последующие три месяца, когда сидел дома и погружался в дизайн интерфейсов.

Я изучил несколько программ. Первая – Sketch (инструмент для UI-дизайна под MacOs). Если вы умеете обращаться с Illustrator, то и Sketch освоите легко и с удовольствием. Вторая программа, с которой я учился работать – Principle (софт для создания анимации). Он нужен, чтобы показать, как элементы дизайна реагируют на клик, наведение курсора или прокрутку страницы. Еще освоил Zeplin и Avocode – инструменты для взаимодействия между дизайнерами и frontend-разработчиками. Такие программы представляют собой что-то вроде репозитория, куда можно выкладывать визуальный проект прямо из Sketch. Там разработчики сразу видят все размеры и цвета – и ничего не надо объяснять.

Читать еще:  Инженер конструктор что сдавать

Параллельно я откликался на вакансии UI-дизайнеров и выполнял тестовые задания. Все они имели отношение к разработке интерфейсов, и результаты я выкладывал на свой Behance, в портфолио. Через три месяца такой подготовки меня пригласили работать UI-дизайнером, чем я и занимаюсь весь последний год. На этой работе я продолжаю учиться, больше узнаю о связи между кодом и дизайном.

В моей карьере нет головокружительных взлетов, мне нечем удивить. Зато я могу дать несколько советов, как освоить дизайн с нуля, если у вас нет специализированного образования:

  1. Начните с видеоуроков, но не сидите на них долго. Да, уроки здорово помогают разобраться, как работают инструменты. Я смотрел обучающие видео на Youtube, что-то скачивал на RuTracker. Когда более-менее освоите графические редакторы, надобность в уроках отпадет. Какой смысл изучать, как нарисовать вишенку по конкретному алгоритму? Вам это не поможет в работе практически никак.
  2. Практикуйтесь на реальных ТЗ. Привыкайте, как они составлены, учитесь понимать требования. Никто не даст вам техзадание сразу – по крайней мере хорошее. Пользуйтесь конкурсными сайтами вроде GoDesigner.
  3. Смотрите референсы. Насмотренность развивает вкус, показывает, что вообще можно делать, как можно решать разные задачи. Не вылезайте с Behance и Dribbble. Ищите референсы, прежде чем приступать к выполнению задачи.
  4. Прыгайте выше головы. Вы учитесь дизайну всего три месяца, а вас уже согласны взять на работу и платить деньги? Соглашайтесь, даже если вам страшно. Значит, вы уже достаточно хороши. Читать книжки и проходить один урок за другим – тупиковый путь. Беритесь за сложные задачи и разбирайтесь в них на ходу. Да, будет сложно – зато какой прогресс!
  5. Не ленитесь выполнять тестовые задания. Если ваше портфолио пока не блещет, это хороший шанс дополнить его приличными проектами.
  6. Следите за трендами. Появился новый инструмент – пробуйте. Возможно, он вам не понравится – ничего страшного, отложите в сторону и больше не притронетесь. Зато так вы не пропустите удобный и важный софт, которым спустя полгода будут пользоваться все.
  7. Если планируете делать дизайн интерфейсов, можете не учиться рисовать. Куда важнее быть в курсе тенденций, владеть инструментами и, как я уже говорил, много смотреть. Насмотренность, техничность и хороший вкус – вот ваше основное оружие.

Главные ошибки начинающих дизайнеров

На все вопросы отвечает известный дизайнер Дима Логинов

Недавно на одном из выступлений меня спросили: «Где молодым промышленным дизайнерам брать вдохновение?» — «Вероятно, в какой-то другой профессии», — ответил я. Если у молодого дизайнера возникают проблемы с вдохновением и идеями, то, скорее всего, он попал в эту сферу по ошибке. Проблема современного дизайна в том, что быть дизайнером стало модно. Это красиво звучит и наполняет личные соцсети особым творческим смыслом. Дизайном хотят заниматься почти все, даже те, кто не держал в руках ни одной книги о дизайне. Международная карьера, контракты, роялти, выставки, бесчисленные интервью, витрины шоу-румов. Это престижно! Можно заказать красивые визитки, набить минималистскую тату и зарегистрировать домен со своим именем. Однако за всем этим чаще всего почти ничего не происходит — неожиданно возникает стена, в которую упираются головой многие молодые дизайнеры, искренне не понимающие, что же пошло не так.

У меня есть мастер-класс «Основные ошибки начинающего дизайнера», с которым я уже много лет выступаю перед разными аудиториями в разных городах. Я освещаю несколько очевидных ошибок, которые мешают развиться не только карьере, но самой творческой личности дизайнера, что, конечно, гораздо важнее. Когда я задумывал эту тему, был уверен, что выступлю с ней всего несколько раз, потому что дизайнеры быстро учатся, в том числе и на чужих примерах, и быстро преодолевают те проблемы, с которыми сталкиваются. Все оказалось не так. Каждый раз, будь то оценка конкурсных работ в жюри, мои выступления с мастер-классами или прямое общение с молодыми дизайнерами, я вижу одни и те же ошибки. Давайте разберем некоторые из них, хотя, конечно, их намного больше.

Я все уже видел

Любознательность и чувство постоянного информационного голода — явный признак того, что у дизайнера есть все шансы вырасти во что-то стоящее. Фраза «Я уже все видел, меня не удивишь, все уже придумано до нас» — напротив, означает, что дизайнер ничего интересного в этот мир не привнесет. Для меня это четкие маркеры. Если вы не начинаете свой день с изучения «дизайнерской картины мира», если вы «и так все знаете», значит, что-то с вами не так, особенно если вы претендуете на серьезную карьеру дизайнера. Чем больше вы изучаете, тем лучше развит ваш инструмент анализа того, что происходит в индустрии. А с аналитическими способностями приходит еще один нужный навык: здравая оценка своих возможностей и перспектив — очень важная вещь в высококонкурентной среде мирового дизайна.

Провинцианализм

Для меня до сих пор огромная загадка, как молодые дизайнеры могут сознательно ограничивать круг своих профессиональных интересов при том количестве доступной информации, которую им дают технологии нашего времени. Конечно, российский интерьерный рынок с мировой точки зрения ­— провинциальный рынок, не задающий никакого тона в развитии индустрии. Мы — рынок сбыта, нравится нам это или нет. Однако дизайнеров, которые мечтают выстроить серьезную международную карьеру, это едва ли должно волновать. В современном мире художник, дизайнер, творческая личность может жить и работать где угодно, хоть в чаще лесной. При наличии интернета и некоторых важных профессиональных качеств вы можете создавать дизайн для любой компании в мире, где бы вы ни находились. Одно из таких качеств — понимание трендов, осознание процессов, происходящих в мировой индустрии. Не то, что происходит в вашем городе, регионе или стране, не только то, что написано в местной интерьерной прессе, а лучшее, что происходит в мире. Только те, кто учатся на лучших примерах, имеют шанс развить в себе необходимые качества и внятно заявить о себе, я в этом убежден.

На моем мастер-классе есть один грустный для меня момент: я показываю слайд с небольшим списком главных мировых дизайнерских блогов и ресурсов в надежде, что этот слайд окажется бесполезным. Ведь я демонстрирую основы, с которых каждый любознательный дизайнер начинает свой исследовательский путь. К моему огорчению, всегда почти весь зал встает и фотографирует на телефоны экран с этим списком, впервые слыша о нем.

Казалось бы, все очевидно. Дизайн — это не только эстетика, чувство вкуса и умение делать правильный выбор. Дизайн — это технологии. Владение инструментами, навыки компьютерного моделирования и визуализации — важнейшие инструменты в создании дизайна. Вдумайтесь: большинство дизайнеров воспринимают моделирование и визуализацию лишь как финальное отражение своего дизайна, как то, что они покажут в итоге клиенту, а не как процесс креативного поиска. Именно поэтому такое большое количество дизайнеров (особенно дизайнеров интерьера) не владеет самостоятельно этими инструментами, а отдает эту часть на аутсорсинг. И именно поэтому часто результат их работы выглядит так нелепо. Если бы дизайнеры умели моделировать свои проекты сами, процесс создания проекта, поиска и отсеивания идей на стадии моделирования выглядел бы совершенно иначе, а результат с точки зрения качества идеи — на порядок выше. Что же говорить о предметном дизайне, где поиск идеи в 3D-среде — важнейшая часть работы дизайнера. Незнание элементарных компьютерных инструментов я объясняю обычной ленью. А амбиции в сочетании с ленью всегда выглядят комично и выдают нулевой результат.

Ложные мотивы

Есть мнение, что быть предметным дизайнером очень круто. Придумал какую-нибудь вещь, она продается годами, тебе на счет капают проценты от продаж. Плюс важный бонус — всемирная известность! Все, конечно, так, если ваши вещи хорошо продаются. И еще лучше, если они хорошо продаются по всему миру. Однако в перенасыщенном мире красивых вещей довольно наивно полагать, что все выберут именно вашу. Скорее всего, не выберут. А значит, вам придется распрощаться с иллюзиями о карьере великого промдизайнера. И к этому надо быть серьезно готовым. То есть шанс, что вы ничего не заработаете на предметном дизайне, в разы превышает шанс, что вы заработаете на этом хотя бы несколько тысяч евро. Я убежден, что нет никакого смысла заниматься предметным дизайном людям, ищущим признания, славы и денег, во всяком случае легких. Скорее всего, таких дизайнеров ждет разочарование. И наоборот, люди, мотивированные любовью к дизайну (а не к своему месту в нем) и внутренней необходимостью постоянно создавать предметы вне зависимости от коммерческого результата, имеют шанс достичь больших высот. Почему я так думаю? Дизайнеры, движимые истинной мотивацией, имеют высокую резистентность к неудачам и трудностям в своей карьере. Ведь вне зависимости от коммерческих неудач они делают то, к чему у них лежит душа, — создают дизайн. Долго и упорно. (Тут самое время привести пример Захи Хадид в архитектуре.) А это значит, что такая работа может развить серьезные качества, какие редко заметишь в дизайнерах, мотивированных исключительно на создание громкого имени (без всяких на то объективных причин).

Несколько лет назад в британском издании The Guardian вышла интересная статья о сложностях, с которыми сталкиваются предметные дизайнеры, доходы от роялтиз большинства которых составляют всего несколько сотен евро в год. И, конечно, им приходится зарабатывать на жизнь какой-то другой работой. Кажется, у нас статью тогда никто не заметил, и я советую всем заинтересованным найти и прочитать ее. Это жесткий, невероятно конкурентный, часто с нулевой отдачей для дизайнера бизнес, идти в который стоит только тем творческим людям, что не мыслят себя вне этой дизайнерской работы. Таким людям точно скучно не будет! А заработают они или нет — это уж как повезет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector