Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парикмахер откуда произошло слово

Этимология слова цирюльник

Этимология слова «цирюльник» является ярким примером модификации оригинального слова и нахождение его корня по моему методу [1].
В толковых словарях практически отсутствует этимология слова «Цирюльник», например:
«ЦИРЮ;ЛЬНЯ, цирюльни, род. мн.цирюлен, •жен. (см. цирюльник) (•устар. ). Парикмахерская.» [БТСУ]
«цирю;льня — ж. устар.
1) Заведение, где работал цирюльник.
2) То же, что: парикмахерская.» [ТСЕ]
и т. д.
«ЦИРЮЛЬНИК м. бородобрей, иногда он же рудомет, зуборвач и пр. Цирюльников, все что его; цирюльничий, к нему относящийся. Цирюльничать, промышлять этим делом; цирюльня, вольное заведенье, где стригут, чешут, бреют, кидают кровь, рвут зубы и пр.» [СД]
То есть, везде фигурирует ссылка на «парикмахерскую» и как говаривала Проня Прокопьевна из семьи заканавинских аристократов в фильме «За двумя зайцами»: «паликмахерская».
Однако, есть исключение. В этимологическом словаре Крылова и Википедии (вероятно заимствовыано от Крылова) приводится этимология слова «цирюльник» от греческого слова «хирург».
«Цирю;льник (через польск. cyrulik от лат. chirurgus) — врач. и точка .фельдшерского сословия надо считать средневековых банщиков (balneatores) — цирюльников, которые составляли особый цех и имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки при переломах и ранах, и тому подобное. Главная их деятельность, помимо стрижки и бритья, состояла в кровопусканиях, к которым в те времена питали большое пристрастие; приставлением кровососных банок в банях они, как теперь думают, много способствовали распространению сифилиса. В течение многих столетий не существовало другого пути для изучения хирургии, как только через цирюльни. В прошлом времени цирюльники занимались педикюром. Тогда эту нехитрую услугу совмещали с лечением зубов и другими процедурами по уходу за телом. Разделение специальностей произошло в XIX веке.» [ВП]
«ЦИРЮЛЬНИК
Это название парикмахера заимствовано из польского, где cyrulik («цирюльник») восходит через латинский chirurgus к греческому cheirourgos, к которому восходит существительное хирург. Обратим внимание, что две эти профессии (брадобрея и лекаря) долгое время и сочетались в одном лице – цирюльника» [СК]
Также правильный и развёрнутый ответ я нашёл в статье Л.П. Борисовой [2].
Слово «цирюльник», как отмечает автор, имеет общий корень со словом «хирург».
Но вследствие ряда преобразований греческое слово «хирург» превратилось сначала в польском языке, а затем и в русском в слово «цирюльник».

Этапы преобразования слова «хирург»

«Древнегреческое cheirurgos состоит из двух корней, каждый из которых соотносится с существительными cheir «рука» и ergon — «труд, работа, деятельность». Исконное значение этого слова было «врач, исцеляющий действием рук, при помощи ручных приемов». Слово хирургия (cheirurgia) обозначало «ручной труд, ремесло, мастерство», а также «хирургическая (буквально — «ручная») операция». Элемент хир — (cheir) встречаем в словах хирагра «ревматизм рук» (в отличие от подагра «ревматизм ног») и др.» [2].
Сделаем поправку. На самом деле греческое cheirurgos славянское слово:
cheirurgos > cheir-ergos > rukj- dergat – рука-дергати (слав.)(инв. cheir, редукция k/ch, пропуск d), т.е. «рукой дёргати», что-либо делать руками.
«В средневековой латыни многие слова греческого происхождения с начальным х претерпели некоторые фонетические изменения в них произошла замена х>ц. Chlrurgus изменяется в cirurgus. Попав в таком виде в польский язык, в живой разговорной речи слово продолжает подвергаться различным звуковым и структурным преобразованиям, в результате которых и появляется cyrulic. Проникнув устным путем в русский язык, оно сближается с существительными на -ник и превращается в форму цирюльник (или цирульник)» [2].
Здесь мы видим два преобразования слова «хирург» с заменой согласных ch на c и r на l, что в моём методе называется редукция c/ch, l/r. В итоге мы получаем:
cheir-ergos > ceirulk > cerulnik – цирюльник (польск.) > rucj-derganj – рука –дёргание (слав.)(редукция r/l, пропуск d), где в общеславянском понятии основа слова практически не меняется.
К сожалению, Л. П. Борисова делает неправильный вывод:
«Итак, в восточнославянские языки разными путями проникли два разных слова, имеющих, однако, общую этимологию и вначале очень близкое значение.» [2].
Скажем так, в греческом языке уже существовало слово «хирург» со славянскими корнями, которое через польский язык вернулось в восточнославянские языки, не утеряв своего смысла: «рукой дёргать» — «делать что-либо руками» или «руками работать».

Парикмахер
В дальнейшем слово «цирюльник было замещено французским словом «парикмахер» от «парик» — perruque – причёска из волос (или шерсти животных), синтетических материалов, нашитых на матерчатую основу (монтюр) как повествует БСЭ.
Но и это французское слово «парик» тоже славянского происхождения, в самом деле:
perruque > perjevik – перьевик (слав.)(замена j/r, v/u, редукция k/que)
монтюр – montur > montirovat – монтировати (слав.) или mon-tur > mont-tvriti – podntj ( поднятие (гору- фр.) творити (слав.).
Macher – изготовитель чего-либо (нем) > master – мастер (слав.)(редукция st/ch), отсюда французско-немецкое «парик-махер».
И опять же во французском и немецком языке уже существовали слова со славянскими корнями, которые вернулось к нам через западноевропейские языки.

«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.»
(«There are more things in heaven and earth, Horatio, than are dreamt of in your philosophy.»)
(Трагедия «Гамлет», акт I, сцена IV)

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ — большая советская энциклопедия
СК – этимологичесекий словарь Крылова

Парикмахер. Откуда слово

Назвала бы рубрику «Слова-слова», да нет такой. Я люблю в них копаться. Что и откуда взялось.

Русское слово парикмахер происходит от немецкого Perückenmacher «человек, делающий парики». По-польски парик- перука — так слово пишется на немецком, а значит, следует сделать выводы, что хорошие парики производились в Неметчине и потом пришли к нам.
Вначале написала в дневник, чтобы скорее сохранить и потом перенести в статьи. И мне пришла правка от доброго человека. Что в русском языке было слово цирюльник, хотя оно пришло из польского. А еще я вспомнила слово брадобрей! Давайте будем вместе вспоминать где и как называют человека, который может превратить нас в неописуемую красавицу или сделать такого урода, что перестанешь днем выходить из дому, пока не отрастут волосы, чтобы перестричь и снова стать самим собой.

Про цирюльника, что он был педикюром соглашусь полностью. Потому что пошло это слово от «цирлы», которое приспособили себе товарищи в воровском жаргоне и означало оно пальцы ног — ходить на цирлах — ходить на пёрсточках, на перстиках, на цыпочках.
Вероятно где-то очень глубоко в языковых далях было слово, начинающееся на ЦЫ, что скорее всего означало что-то тонкое, сосредоточенные на конце, и маленькое. Это мое ощущение слова и оно может быть не совсем правильным. Так я его чувствую.

Уверена, что Бистра подскажет как это по-болгарски и испански.
Перук- парик — мы перетащили его в русский, переделав слово перука на свой манер для благозвучия на нашем.
По-украински парикмахерская — перукарня (место, где делают парики, если переводить дословно, впрочем, так же как и парикмахерская). Я, только приехав в Черкассы, увидела из окна автобуса вывеску. И вместо «Перукарня» прочитала «пекарня». Ну, думаю, хохлы, нашто поставили пекарню в центре города, да еще неоновую вывеску повесили! Но вернемся к парикмахерским.

Читать еще:  Парикмахер обучение училище

Сами немцы называют парикмахера французским словом Friseur; (от немцев или французов, а может все-таки от французов через немцев, это слово пришло в польский и стало означать прическу — фрезура, французы же употребляют в этом же значении слово coiffeur — парикмахер. Таким образом, в русском языке парикмахер называется немецким словом, в немецком языке — французским, а во французском — тоже французским, но не таким, как в немецком. И поляки себе приспособили тоже немецкое слово для мастера и французское для того, что он творит на голове клиента. А украинцы взяли у поляков. Вот такая словесная кутерьма

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Назвала бы рубрику «Слова-слова», да нет такой. Я люблю в них копаться. Что и откуда взялось.

Русское слово парикмахер происходит от немецкого Perückenmacher «человек, делающий парики». По-польски парик- перука — так слово пишется на немецком, а значит, следует сделать выводы, что хорошие парики производились в Неметчине и потом пришли к нам.
Вначале написала в дневник, чтобы скорее сохранить и потом перенести в статьи. И мне пришла правка от доброго человека.
Читать статью

Отправить другу

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

Парикмахерское искусство — как все начиналось?

Прическа – важный элемент внешнего облика человека. Этот факт неоспорим. Причем, уже в глубокой древности манипуляции с волосами имели не только гигиенический смысл, но и эстетический. Более того, много-много тысячелетий назад по прическе можно было определить род занятий человека и его место на социальной лестнице. На протяжении истории менялась мода на цвет волос и их длину, на укладочные средства и способы украшения творений парикмахеров. Но вот отношение к прическе осталось таким же – она по-прежнему имеет важнейшее значение в создании имиджа человека.

Древний мир

В первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. То есть что-то типа прически в основном делалось из соображений гигиены и удобства существования в жестких условиях первобытного мира. Хотя, наверняка, шаманы и прочие колдуны уделяли волосам значительно больше времени, чем простые смертные, и сооружали у себя на головах прически с ритуальным значением.

Первые признаки настоящего парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом – археологами при раскопках были найдены сосуды с косметикой. Важным моментом в жизни древних египтян было изготовление париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Кроме того, современники фараонов делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь благополучно отваливалась. Все туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность. В Древнем Египте и женщины и мужчины с одинаковым рвением ухаживали за собой: мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы, как и женщины, использовали для ухода за волосами гребни и шпильки, которые изготавливались из дерева, слоновой кости.

Жители Эллады намного определили своих предшественников-древних египтян в сфере парикмахерского искусства. У древних греков уже выработаны многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья. Так, в Древней Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно. Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики – сделать прическу, исходя из особенностей и пропорций лица конкретного человека. Хотя, конечно, и здесь уже действовали законы моды. Например, среди женщин-древних гречанок на протяжении значительного времени был популярен рыжеватый цвет волос, которого они добивались при помощи хны. Также в моде были романтичные локоны. Для того чтобы добиться курчавости, использовались металлические стержни-щипцы (каламис). Их нагревали на жаровне, после чего на стежнни накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска применялось оливковое масло. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

Еще больший толчок развитию парикмахерского искусства придали жители Древнего Рима. Как известно, очень многое они позаимствовали у древних греков, но переосмыслили, переработали и придали свои неповторимые черты. Римские патриции стали уделять внешнему виду еще больше времени и многие часы проводили за прической. Конечно, для этих целей у них имелись специалисты – тонсоресс, которые квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли завивку горячими металлическими стержнями, могли делать «мокрую» холодную укладку с клейкими составами, а стригли волосы особыми серповидными бритвами. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

Средневековье и эпоха Возрождения

В эпоху раннего Средневековья в Европе развитие парикмахерского искусства приостановилось. И тому были весьма серьезные причины – творческие поиски в области моды и прически признавались греховными. За изыски можно было и на костре сгореть. Поэтому, во избежание неверных толкований, женщины скрывали свои волосы под накидками и другими головными уборами. А о косметике вообще речь не заводилась — все плотское, в том числе и гигиена, признавалось «происками дьявола» и немедленно изгонялось! Единственной отрадой жителей средневековых городов, желающих хоть каким-то способом сохранить человеческий облик, остались расчески. В то время они делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

По мере того, как слабла хватка инквизиции, а религиозные войны теряли свою привлекательность для доблестных рыцарей, начинали складываться цеха ремесленников. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе, развивали производство и сбыт парфюмерии и косметики. В сферу деятельности средневековых цирюльников входили не только стрижка и бритье, но и некоторые медицинские услуги – они ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы. По этой причине сами себя они охотно называли хирургами.

Ренессанс для парикмахеров стал глотком свежего воздуха, и лавочки цирюльников стали появляться в городах как грибы после дождя. Люди стремились наслаждаться жизнью, наполняя ее удовольствиями и красотой. Взоры современников эпохи Возрождения обратились к античности и очень многое там позаимствовали. Так вновь стали актуальными светлые волосы, и женщины на юге Европы часами сидели под палящим солнцем в лоджиях. Причем сидели они, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа), а на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови. Прически становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. У мужчин популярностью пользуются волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Читать еще:  Тесты для парикмахеров с ответами

XVI-XVII века

В эпоху Барокко вновь становятся актуальными парики. А ввел их в моду Генрих III Валуа, так как не обладал роскошной шевелюрой. В результате, по всей Европе стали носить парики. Их производство было поставлено на широкую ногу, а рабочие, изготавливающие парики стали называться «постижерами». В начале XVII века некий Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж — с длинными локонами. И из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Так, по свидетельству «Берлинской хроники», в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о целом париковом цехе.

Еще большего взлета парикмахерское искусство достигло в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром. Мода на парики продержалась долго – вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

Начиная с середины XVIII века, прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами. Их работа занимала несколько часов и требовала не только мастерства высокого уровня, но и физической выносливости. Для того чтобы прически важных особ выглядели настоящими шедеврами, в Париже в Академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро, начали готовить куаферов. В это время появляются все новые модели причесок как результат соперничества куаферов между собой.

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Причем для её выполнения мастер использовал специальный каркас. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. Для создания таких высоких причесок использовалось до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Конечно, вслед за королевой такие прически захотели иметь и другие знатные дамы – мода на них распространилась по всей Европе и даже в России. Женщины – жертвы моды вынуждены были спать полусидя, чтобы сохранить подольше творения парикмахеров, о мытье головы речь заходила все реже. Поэтому обратной стороной такой красоты стал педикулез и другие малоприятные последствия.

XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго придумал специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре после этого знаменательного события в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество стали соперничать с ручной работой парикмахеров. Например, в 1880 г. была изобретена электрическая машинка для стрижки волос, что поначалу «отняло» часть клиентов у традиционных цирюльников. Но в последствии парикмахеры взяли достижения науки на вооружение, и умело стали использовать их в своих целях.

XX век

Двадцатый век полон находок и изобретений в сфере парикмахерского искусства. Около 1904 г. Шарль Нестле — француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку или так называемый «перманент». В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В двадцатые годы XX столетия стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. изобретение — устройство для плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот. Успех этой техники был подтвержден на конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. А вскоре была придумана и традиционная сегодня химическая завивка волос.

В наше время профессия парикмахера пополняется новыми изобретения с завидным постоянством. Уже никого не удивляет наращивание волос или их ламинирование. Индустрия парикмахерского искусства чуть ли ни каждый день предлагает удивительные технологии по уходу за волосами, необычные техники стрижек. На вооружении современных парикмахеров все достижения науки! И все это для того, чтобы мы с вами выглядели красиво и элегантно.

Запись в парикмахерский зал по тел. 220-97-27

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • мода (1245)
  • история костюма (1201)
  • иконы стиля (569)
  • живопись (381)
  • кино (362)
  • фотография (343)
  • глянцевые журналы (257)
  • кутюрье (242)
  • декоративно-прикладное искусство (211)
  • балет (160)
  • Русские сезоны (131)
  • страны и города мира (87)
  • национальные костюмы (71)
  • Александр Васильев (60)
  • Романовы (45)
  • русский народный костюм (43)
  • фотошоп (20)
  • Черногория (9)
  • вязание (7)
  • вязание (0)
  • вязание (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

История профессии: парикмахер

Четверг, 10 Декабря 2009 г. 20:20 + в цитатник

Парикмахер, цирюльник, постижер.

Парикмахер- история профессии и картинки.

История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда. Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.

Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков.

Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.

Читать еще:  Специальность технология парикмахерского искусства

Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица. В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис). Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.

Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
В Древнем Риме существовали так называемые косметы — рабы, украшающие тело и лицо.

————

Гротескное изображение парикмахера
Don Tonsorio, Chiverero, Scrapero, Trimerado, Cove of the Sniveling Chive, Vulgarly call’d a Barber. Erected out of his own utensils, without the assistance of nature, by Don Pizzeraio
satirical print; print; George Bickham the Younger (Print made by); (For description see other impression). c.1730s


Habit Барбье де Perruquier Парикмахер или мастер по парикам
1690 Гротескный костюм
Nicolas de L’Armessin

В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось — в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны. Мужчины стриглись «под горшок».

Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя.Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.


Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов
HOLBEIN, Hans the Younger
Henry VIII and the Barber Surgeons
c. 1543
Paper mounted on canvas, 160 x 280 cm
Royal College of Surgeons of England, London

Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов
Henry VIII granting the charter to the Barber-surgeons; the King entrhoned on the right, holding a sword upwards with the hilt on his knee, looking ahead, one hand on the charter which is held by a member of the guild of barber-surgeons kneeling on the left, with other mambers of the guild kneeling on the right and left and a tapestry hanging behind; etched state.
Print made by Bernard Baron
Intermediary draughtsman Hans Holbein the Younger (?)
Date
1716-1762

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.


На вывеске над головой парикмахерской: » Парики здесь, а также сосиски, Черный Пудинг SCOTCH таблетки, порошок для зуда, бриджи BALLS & мелочи от производителя.
On a sign over barber’s head: «BOBS, BOB-MAJORS SCRATCHES & other Wigs made here, also SAUSAGES, WASHBALLS Black Puddings SCOTCH Pills, Powder for the ITCH, REDHERRINGS, BREECHES BALLS & Small BEER by the maker- and on a sign to right BARN: FACTOTUM Dresses Shaves Bleeds &c. IN UTRUMQUE PARATUS». Lettered with title and inscription below: «HWBunbury delin. 1772 / I. Bretherton f. / Publish’d as the Act directs March 1 1772.

Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы — по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой — изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.


Парикмахер вытаскивает косточку из горла
The Barber Extracts the Bone from the Hunchback’s Throat
Dalziel Brothers (Block cut by); Dalziel Brothers (Printed by); Edward Dalziel (After);
1864
———————


OSTADE, Adriaen Jansz. van
Цирюльник вырывает зуб.
Barber Extracting of Tooth
1630-35
Wood, 34 x 41 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna


Уличный цирюльник на востоке.
Views of Harbours; M Schaep (Print made by); M Schaep (Published by); Cornelis de Wael (After); Harbour scene with figures
1649


Лубок «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Гравюра на дереве, изданная после 1705 г., Москва


Знак Санкт-Петербургской российской ремесленной управы парикмахерского и цирюльного цеха (1885). Музей истории Ленинграда, СПб.


The Five Senses; Visusprint; Willem Peeters (Print made by); Alexander Voet I (Published by); Cornelis de Wael (After);
1660-1675 (c.)
Интерьер гостиницы- тут же парикмахер делает свою работу.
Sight. Interior of an inn, with three men playing cards at a table at right, a barber trimming someone’s moustache at left, while a boy holds the mirror before them.


Парикмахер (справа) и различные мастера- продавцы лимонада и шоколада,чистильщик обуви предлагают свои услуги.
On the Pont Neuf in Paris, various street-traders advertise their business, including a chocolate seller and a lemonade seller on the left, and a shoe-black and a barber on the right, houses and churches in the background. 1 Oct 1771
View on the Pont Neuf at Parissatirical print; print; Henry William Bunbury (After); John Harris (Published by);


A Camp Scene
satirical print; print; Henry William Bunbury (After); Charles White (Print made by); (For description see other impression). 25 June 1784


Barbiereprint; Gaetano Dura (Print made by); Federico Gatti (Published by); A barber, shaving a men
1840 (ca.)


Домашний парикмахер.
Les M

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector