Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великие женщины химики

Самые известные женщины-профессионалы. Часть первая. Новаторы

Женщины-ученые и женщины изобретатели

В преддверии праздника 8 Марта мы расскажем о тех женщинах, которые не просто реализовали себя в профессии, но и оставили свой след в истории.
Нам было трудно выделить из всех женщин, достигших вершин в профессии, несколько самых-самых. Женщин, которые профессионально выполняют работу, много. Мы же будем говорить о представительницах «слабого пола», которым добиться успеха было тяжелее всего. Путь к профессиональной реализации для женщины до сих пор осложняется соперничеством с мужчинами. Пилоты, инженеры, врачи, гонщики, ученые — это традиционно мужчины. Представьте, сколько стойкости и упорства потребовалось женщинам, которые впервые отважились соревноваться с мужчинами в «их» профессиональной сфере. Сегодня расскажем о сильном «слабом поле». Большинство наших героинь жили в XX веке, когда женщины получили широкий доступ к образованию и стали свободнее в выборе профессии.

За каждым именем стоит нелегкая судьба. Многие из женщин-ученых ради открытий в науке и будущего всего человечества пожертвовали своим личным счастьем и семейным благополучием. Тем не менее, сегодня их знают и уважают не только на родине, но и во всем мире.

Мария Склодовская-Кюри (1867-1934) — польский физик и химик, основатель радиохимии, единственная женщина в мире, которая была дважды удостоена Нобелевской премии, единственный в мире лауреат Нобелевской премии в двух разных областях науки. Совместно с Пьером Кюри, мужем и коллегой, открыла такие элементы, как полоний и радий, ввела понятие «радиоактивность».

Ана-Василикия Аслан (1897-1988) — румынский медик, биолог, основательница и директор единственного в Европе института геронтологии и гериатрии. Изучала процессы старения человека и разрабатывала препараты против старения. Среди ее пациентов были Шарль де Голль, Чарли Чаплин, Никита Хрущев, Элизабет Тейлор, Хо Ши Мин, Индира Ганди, Сальвадор Дали и многие другие политики и деятели искусств.

Софья Ковалевская (1850-1891) — русский математик и механик, первая в России и Северной Европе женщина-профессор, первая в мире профессор математики. С детства одаренная в математике, Софья решилась на фиктивный брак, чтобы уехать за границу и получить университетское образование. «Профессор Соня» добилась колоссальных успехов в науке и преподавании, но при этом так и не смогла построить счастливой семейной жизни.

Рита Леви-Монтальчини (1909-2012) — итальянский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии за исследование раковых опухолей. Первая женщина, принятая в Папскую академию наук. Рита была еврейкой, поэтому в годы Второй мировой войны она скрывалась вместе с семьей во Флоренции, жила по поддельным документам и проводила биологические опыты у себя в спальне. А еще стоит обратить внимание на годы ее жизни. Секретом своего долголетия она считала работу.

Рейчел Карсон (1907-1964) — американский биолог, впервые обратившая внимание на вред, который пестициды причиняют живым организмам. Ей пришлось противостоять тысячам американских промышленников, которые называли ее исследования заказными и неправдоподобными.

Лиза Мейтнер (1878-1968) — австрийский радиохимик и физик еврейского происхождения, одна из исследовательниц физической теории деления ядра. Мейтнер отказалась создавать ядерное оружие вместе с другими учеными, потому что была убежденной пацифисткой. Утверждают, что она не получила Нобелевскую премию вместе с Отто Ганом из-за личных конфликтов с председателями Нобелевского комитета.

Кристиана Нюсляйн-Фольхард (род.1942) — биолог, получила Нобелевскую премию за открытие генетического контроля эмбрионального развития. Кристиана Нюсляйн-Фольхард проводила опыты на фруктовых мушках. Вместе с Эриком Вишаусом они вывели колонию мух-мутантов, с помощью исследования которых они открыли особенности нарушения ДНК, влияющих на мутации.

Гертруда Элион (1918-1999) — биохимик, фармаколог. Разработала лекарство от лейкимии, герпеса, малярии. В 1991 году Элайон стала первой женщиной, которая была введена в Национальный Зал Славы Изобретателей. Как и многие другие наши героини, никогда не была замужем и посвящала все свое время химической лаборатории.

Наталья Бехтерева (1924-2008) — советский и российский нейрофизиолог, научный руководитель Института мозга человека РАН. Наталья Бехтерева выросла в детском доме, как «дочь врага», и прошла блокаду Ленинграда. Под руководством Бехтеревой было сделано множество научных открытий, она первая осуществила вживление электродов в головной мозг. Бехтереву, как исследователя, особенно интересовало соединение в человеческом мозге мышления и творчества. Наталья Бехтерева избиралась вице-президентом Международного союза физиологических наук (1974-1980); вице-президентом Международной организации по психофизиологии (1982-1994).

Мэри Эннинг (1799-1847) — палеонтолог-любитель, коллекционер окаменелостей. Мэри Эннинг была одной из 10 детей в бедной семье, отец ее был плотником-краснодеревщиком, и по социальному статусу она не смогла получить образование выше воскресной школы. Но от природы она была любопытна, умна и трудолюбива: в 12 лет она вместе с братом нашла и правильно идентифицировала первый скелет ихтиозавра.

Дороти Ходжкин (1910-1994) — английский химик и биохимик, лауреат Нобелевской премии химии: с помощью рентгеновских лучей она определила структуру биологически активных веществ. Она изучала пеницилин, инсулин, гемоглобин и другие биологические соединения. Ее исследования показали, из чего они состоят и в чем их важность для человеческого организма. По своим политическим взглядам была коммунисткой. И среди ее наград есть советские медаль от Академии наук СССР и Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

Отдельно расскажем о тех женщинах, которые изобрели незаменимые сегодня материалы, препараты, устройства и бытовые предметы. Иногда приходится только удивляться, что идея возникла именно в женской голове. Изобретение новой технологии или устройства — событие, которое трудно доказать или оспорить, потому что идеи возникают в головах разных людей в разных странах. Но благодаря тому, что эти женщины смогли довести свои задумки до результата, а также благодаря Патентному бюро США, они известны миру.

Хеди Ламарр (1914-2000) — популярная австрийская, а затем американская актриса кино. Во время Второй мировой войны увлеклась физикой и новыми способами кодировки сигналов. Хэди Ламарр разработала такой способ передачи данных, который невозможно было заглушить с помощью помех. Патент на изобретение она и ее друг композитор Джордж Антейл безвозмездно передали Правительству США для борьбы с фашизмом. Патент, который мог бы спасти человеческие жизни, положили на полку, а вспомнили о нем только в пятидесятых. Технология, которую предложила Ламарр, легла в основу работы современных Wi-Fi и Bluetooth. День рождения изобретательницы — 9 ноября — стало днем изобретателя в немецкоговорящих странах.

Табита Бэббитт (1779-1853) — изобретательница циркулярной пилы. Табита была представительницей американской религиозной общины шейкеров, которая ставила во главу угла любовь к богу, труд и жизнь в коммуне. Наблюдения за тяжелым трудом лесозаготовщиков, которые работали двуручной пилой, навели Табиту на мысль, что во время распила дерева результат есть только при движении в одну сторону, а обратное движение не делает разрез дерева глубже. Поэтому Табита предложила чертеж пилы, двигающейся все время в одном направлении.

Патриция Биллингс (род. в 1926) — американский скульптор, которая стремилась создать цементную добавку для предотвращения разрушения своих скульптур. Результатом опытов стал уникальный современный материал — силикон.

Джозефина Кокрейн (1839-1913) — светская дама, изобретательница посудомоечной машины, правнучка Джона Финча, изобретателя парохода. Она была не первой, кто захотел автоматизировать мытье посуды. Тем не менее, ее конструкция посудомоечной машины стала более удачной и коммерчески успешной, чем у ее предшественников-мужчин. Считается, что Кокрейн решила реализовывать проект после того, как недосчиталась нескольких тарелок из дорогого фарфорового сервиза.

Мэри Андерсон (1866-1953) — владелица ранчо в американском штате Алабама, виноградарь, изобретательница автомобильных дворников. Как-то Мэри Андерсон ехала в нью-йоркском троллейбусе во время сильного снегопада и увидела, что шофер держит открытым окно и все время чистит стекло от снега. Когда она вернулась в Алабаму, она наняла дизайнера для разработки очистителей, которыми можно управлять из кабины. Затем она запатентовала готовое устройство.

Стефания Кволек (1924-2014) — американский химик польского происхождения. Ее исследовательская группа в компании DuPont занималась поиском легкого и прочного материала для использования в шинах вместо резины. Так был изобретен кевлар, который потом стал использоваться в бронежилетах и спас тысячи жизней во всем мире.

Синтия Мэй Вестовер (1858-1931) — журналистка, секретарь нью-йоркского комитета по уборке улиц. Ей принадлежит патент на изобретение уборочного комбайна со съемным отсеком для мусора и снега. За это изобретение ее наградили на работе, а также она получила медаль и диплом в Парижской Академии Изобретателей.

Эрмини Кадоль (1845-1926) — владелица ателье в Париже, изготовлявшего нижнее белье на заказ. В 1889 она предложила парижской публике новый элемент женского гардероба — бюстгальтер. Это изобретение можно назвать революционным в мире женского гардероба. Фактически она разделила привычный в то время женский корсет на две части — верхнюю, поддерживающую грудь, и нижнюю, утягивающую талию. В 1899 году дрезденская швея предложила подобное изделие, которое называлось «женской фуфайкой на лямках». С тех пор Германия и Франция борются за первенство в изобретении бюстгальтера.

Сегодня мы рассказали о женщинах-новаторах, которые сделали открытия в области науки и помогли развитию технического прогресса, а также сделали повседневную жизнь комфортнее. XX век стал временем, когда женщины получили политические права и свободы и доступ к высшему образованию. Женщины освободились от тяжелого домашнего труда благодаря техническим достижениям и новой бытовой технике. В XX веке у женщины появилась возможность посвятить себя не только семье.

Завтра мы расскажем о женщинах, которые добились всемирного признания в «мужских профессиях».

Подборку подготовила: Ольга Биккулова, специалист Центра «Гуманитарные технологии»

Первые русские женщины химики

Первые русские женщины химики: Анна Федоровна Волкова, Вера Евстафьевна Богдановская, Юлия Всеволодовна Лермонтова,.

Просмотр содержимого документа
«Первые русские женщины химики»

Первые русские женщины-химики

Анна Федоровна Волкова

Точная дата рождения А.Ф. Волковой неизвестна, скудны сведения о её жизненном пути. Нет данных о том, каким образом ей удалось получить химическое образование. Но вклад её в химию был достаточно весом.

Волкова была одним из крупнейших специалистов в области изучения толуол-сульфокислот. Она получила пара-трикрезолфосфат, который потом стал употребляться как пластификатор в производстве пластмасс.

Под руководством Д.И.Менделеева вела практические занятия со слушательницами Владимирских женских курсов в Санкт-Петербурге.

Анна Федоровна работала в химической лаборатории Лесного института в Петербурге у известного химика и агронома А.Н. Энгельгардта .

С 1870 г — в лаборатории председателя Русского технического общества П.А. Кочубея.

Кочубей Петр Аркадьевич

  • В 1870 году она стала первой женщиной, принятой в русское химическое общество при Санкт-Петербургском университете. В журнале общества она опубликовала около 20 статей.
  • А на III Съезде русских естествоиспытателей в 1871 г. она выступила с двумя докладами и даже была выбрана председателем одного из заседаний.

Русского химического общества

В январе 1868 г. состоялось первое учредительное собрание Русского химического общества.

  • В 1876 г. на Всемирной промышленной выставке в Лондоне экспонировались препараты, синтезированные русскими учеными. Среди них были вещества, полученные Волковой А.Ф.

Всю жизнь Анна Фёдоровна была стеснена в средствах, хотя по мере возможности петербургские химики помогали ей. Умерла она в 1876 г., не дожив, видимо, и до сорока лет.

Вера Евстафьевна Богдановская (1867–1896)

Занималась химией кетонных соединений. В докторской диссертации показала, что дибензилкетон при нагревании в щелочной среде и в токе воздуха присоединяет кислород и образует некоторое количество бензойной кислоты и таким образом установила, что существуют кетоны, которые, подобно альдегидам, способны переходить в кислоты без распада молекулы.

Дочь Евстафия Ивановича, известного русского хирурга, и Марии Алексеевны Богдановских. Образование получила в Смольном институте в Санкт-Петербурге (выпуск 1883 года), а затем, в 1883—1887, на Высших женских курсах по естественному отделению .

Химию изучала в Женевском университете, работала в лаборатории К. Гребе В 1892 году получила степень доктора химии.

С 1890 — преподаватель химии в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства, с 1892 читала лекции по стереохимии на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге.

Высшие женские курсы

Большое место в ее жизни занимала литературно-художественная деятельность: она переводила рассказы с французского на русский и с русского на французский, написала несколько интересных повестей и рассказов, которые печатались в журналах того времени. В 1898 г. в Петербурге был издан сборник литературных произведений Богдановской.

  • Осенью 1895 вышла замуж за Я. К. Попова. Её муж, дворянин по происхождению, после окончания военной академии был назначен начальником Ижевских оружейного и сталеделательного заводов. Той же осенью вместе с супругом оставила Санкт-Петербург и поселилась на Ижевских заводах, в Вятской губернии. Организовала там домашнюю химическую лабораторию, а кроме того — работала в заводской.

Ижевский завод Вятской губернии

  • В 1896 году, работая в лаборатории, исследовательница пыталась провести реакцию между белым фосфором и циановодородной кислотой. Ампула с этими двумя веществами взорвалась и поранила её, и через четыре часа она умерла от ранений и отравления образовавшимся при взрыве фосфористым водородом.

Похоронена В.Е.Богдановская в с. Шабалиново Коропского района Черниговской области.

Юлия Всеволодовна Лермонтова (1847-1919)

Основоположник нефтепереработки, писательница и художник, доктор химии, добрая и нежная мама.

Юлия Всеволодовна родилась в Петербурге 2 января 1847 года в семье генерала, директора Московского кадетского корпуса. Отец был троюродным братом великого поэта.

Начальное образование Юля получила дома, где была богатейшая библиотека. Училась она охотно. Прекрасно владела европейскими языками. Химией увлеклась рано.

Родители Юлии, люди просвещенные, пригласили для частных уроков лучших преподавателей кадетского корпуса.

В 1869 году Юлия подает прошение о приеме в Петровскую земледельческую (ныне Тимирязевскую) академию. Но начальство не могло без ужаса представить себе «семинариста в желтой шали иль академика в чепце». Поэтому Лермонтову в академию не приняли.

И тогда 22-летняя девушка задумала попытать счастье за границей. Тут на помощь пришла подруга Софья Ковалевская. Осенью 1869 года девушки приехали в Гейдельберг. Юлии разрешили слушать некоторые курсы в университете и работать в химической лаборатории Бунзена.

Лермонтова и Ковалевская

В Гейдельбергском университете Лермонтова по рекомендации Менделеева выполнила свое первое научное исследование – сложное разделение редких металлов, спутников платины.

Р. Бунзен с учениками

Осенью 1871 года подруги переселились в Берлин. Лермонтова добилась разрешения слушать лекции Гофмана.

Уже через год на заседании Берлинского химического общества ученый доложил о работе своей ученицы «О составе дифенина».

В 1874 году ей была присуждена «докторская степень с высшей похвалой». В честь Лермонтовой сам глава «химической дружины» Д. И.Менделеев устроил у себя дома торжественный ужин.

Здесь Юлия Всеволодовна познакомилась с Бутлеровым, который пригласил ее работать в своей лаборатории в Петербургский университет.

С 1875 года имя Лермонтовой официально занесено в список членов Русского химического общества.

Лаборатория А. Бутлерова

  • В 1880 году Марковников начинает свои знаменитые исследования кавказской нефти. Ему удается привлечь к этой работе и Лермонтову. Окончательно обосновавшись в Москве, Юлия Всеволодовна вступает в Русское техническое общество, в химико-технической группе которого она активно работает до 1888 года.

В 1880-е годы Лермонтова достигла зенита своей славы: среди химиков и нефтяников ее имя называлось рядом с именами крупных ученых и инженеров.

Юлия Всеволодовна доказала, что будущее за перегонкой нефти с применением водяного пара.

Исследования, проведенные Лермонтовой, способствовали возникновению первых нефтегазовых заводов в России.

Юлия Всеволодовна живет постоянно в Семенково, где занимается сельским хозяйством. У нее были лаборатория, небольшой завод по производству химических удобрений, семеноводческая станция, сыродельный завод, продукция которого славилась в Москве.

  • В яркий и теплый июньский день 1901 года, в Семенково, приехал сам московский городской голова князь Владимир Михайлович Голицын, посмотреть хозяйство.
  • Голицын был принят в красивом усадебном доме и поражен организацией и уровнем хозяйства Юлии Всеволодовны.

Князь В.М. Голицын

Усадебный дом 19 века

Она дружила с первыми русскими женщинами-учеными, в числе которых: первая в мире женщина, опубликовавшая исследования по химии, Анна Волкова; первая в России и Европе женщина-математик Софья Ковалевская; первая в России женщина врач-окулист Мария Бокова-Сеченова. Надежда Прокофьевна Суслова, первая из русских женщин, получившая диплом доктора медицины, хирургии и акушерства.

  • После смерти подруги Софьи Ковалевской Юлия Лермонтова сделала целью своей жизни воспитание и образование её дочери Софьи.
  • По рассказам Софьи Владимировны, ее крестная была маленькой, болезненной, но удивительно энергичной и жизнерадостной женщиной.

С. Ковалевская с дочерью Софьей. Второй мамой девочки

становится Ю. Лермонтова.

После революции Лермонтовой пришлось пережить много волнений — местные власти пытались выселить ее из собственного дома. В дело вмешался народный комиссар просвещения А.В.Луначарский. Он добился, чтобы ее оставили в покое.

Однако здоровье Юлии Всеволодовны ухудшалось. В декабре 1919 года после кровоизлияния в мозг, Юлия Всеволодовна скончалась.

Эти три яркие фигуры женщин-химиков составляют неотъемлемую часть истории химии в нашей стране, и их имена не могут быть преданы забвению. Их деятельность немало способствовала популяризации профессии химика среди русских женщин.

Это о таких, как они, И.В.Гёте писал:

«Перед большим разумом я склоняю голову,

Перед большим сердцем – колени».

Великие женщины химики

Анна Федоровна Волкова, Юлия Всеволодовна Лермонтова, Вера Евстафьевна Богдановская. Кому известны теперь эти имена? А между тем их носили русские женщины, которые первыми в России начали заниматься химическими исследованиями и достигли здесь заметных успехов.

Точная дата рождения А.Ф. Волковой неизвестна, скудны сведения о её жизненном пути. Нет данных о том, каким образом ей удалось получить химическое образование. Но вклад её в химию был достаточно весом. Пожалуй, в 1870-ых гг. Волкова была одним из крупнейших специалистов в области изучения толуол-сульфокислот. Она впервые синтезировала в чистом виде орто-толуолсульфокислоту, получила её хлорангидрид и амид. Впоследствии эти два соединения оказались основными продуктами производства сахарина. Исходя из сульфокислот, она приготовила пара-трикрезолфосфат, который потом стал употребляться как пластификатор в производстве пластмасс.

Известно, что Волкова некоторое время работала в химической лаборатории Лесного института в Петербурге у известного химика и агронома А.Н. Энгельгардта, а с 1870 г — в лаборатории председателя Русского технического общества П.А. Кочубея. В этом же году она стала первой женщиной, принятой в русское химическое общество. В журнале общества она опубликовала около 20 статей. А на III Съезде русских естествоиспытателей в 1871 г. она выступила с двумя докладами и даже была выбрана председателем одного из заседаний.

Всю жизнь Анна Фёдоровна была стеснена в средствах, хотя по мере возможности петербургские химики помогали ей. Умерла она в 1876 г., не дожив, видимо, и до сорока лет.

Гораздо более счастливо сложилась судьба Ю.В. Лермонтовой (1846-1919). Её отец (между прочим, троюродный брат М.Ю. Лермонтова) был генералом, директором Московского кадетского корпуса. Интерес к химии пробудился у неё с детских лет. Лучшие преподаватели кадетского корпуса давали ей частные уроки. Но когда она решила продолжить образование за границей, отец решительно воспротивился желанию дочери

Скорее всего Юлии Всеволодовне не удалось бы переубедить отца, если бы не её дружба с Софьей Васильевной Ковалевской -знаменитым математиком конца прошлого столетия. Она сумела найти подход к несговорчивому родителю, и тот, в конце концов, согласился выполнить просьбу дочери.

Осенью 1869 г. Лермонтова приехала в Гейдельберг, где поселилась в семье Ковалевской. Там она начала работать в химической лаборатории Р. Бунзена и выполнила содержательное исследование по химии платиновых металлов. Однако её больше привлекала органическая химия. Её проблемами она и стала заниматься, переехав в 1871 г. в Берлин; здесь её наставником был А. Гофман. Уже первая статья Лермонтовой «О составе дифенина» содержала новые данные; в частности, была установлена правильная формула соединения. Работа в 1872 г. была доложена на заседании Немецкого химического общества. Юлия Всеволодовна начинает задумываться о докторской диссертации, выбрав для защиты Гёттингенский университет. «Гёттинген ещё более типичный маленький университетский городок, чем Гейдельберг. По размерам очень небольшой университет играл в нём первенствующую роль; общественной жизни, кроме университетской, как бы и не было» — вспоминала позже Лермонтова. В этой «рафинированной» обстановке осенью 1874 г. за работу «К изучению метиленовых соединений» ей присудили степень доктора философии «cum magna laude» (с великой похвалой).

Так Лермонтова стала первой русской женщиной, удостоенной докторской степени за исследования в области химии. В том же году и в том же университете доктором стала и С.В. Ковалевская.

Вернувшись на родину, Юлия Всеволодовна работала в Петербурге у А.М. Бутлерова и в Москве — у В.В. Марковникова. Оба корифея русской химии отзывались о своей сотруднице с теплотой и уважением. Хорошо она знала и Д.И. Менделеева; его статью о неорганическом происхождении нефти она перевела на французский язык.

В России она стала заниматься предельными углеводородами и их галоидозамещёнными, приготовила диизобутилен, который при гидрировании даёт изооктан. Лермонтова была среди тех учёных, которые закладывали основы современной химии разветвлённых парафинов.

В течении нескольких лет Лермонтова была активным членом Русского химического общества и опубликовала в журнале Общества несколько статей.

К сожалению, из-за сложных житейских обстоятельств, в 1881 г. ей пришлось оставить научную деятельность. Она уехала в своё имение Семенково и фактически оставалась там до конца жизни. Сложись её судьба по другому, она, несомненно, оказалась в первых рядах русских химиков. Её петербургские и московские коллеги сохранили о ней добрую память.

В.Е. Богдановская (1866-1896) была дочерью известного хирурга. Отец не возражал против её обучения за границей, но здесь были преграды иного толка. Всё же в октябре 1889 г. она сумела уехать в Женеву и работала там в лаборатории К. Гребе. Она пришла к немецкому химику с оригинальной идеей: синтезировать фосфорный аналог синильной кислоты НСР. Гребе, однако, не пошёл навстречу и предложил другую тему: изучение реакции восстановления дибензилкетона. Богдановская успешно провела исследование. Оно легло в основу её докторской диссертации, защищённой в Женевском университете в 1892 г.

По возвращении в Россию она занималась также преподавательской деятельностью — в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства и на Петербургских высших женских курсах. Она даже написала «Начальный учебник химии» — первый случай, когда автором учебника в России стала женщина. Выйдя замуж за артиллерийского генерала Я.К. Попова, она уехала с ним на Ижевский завод в Вятскую губернию. Там она устроила небольшую лабораторию, где хотела осуществить мечту своей юности: получить НСР. Но 25 апреля Богдановская смертельно отравилась фосфористым водородом. Видный химик Г.Г. Густавсон писал о ней в некрологе: «Не лишённая иронии, она доставляла своими беседами глубокое наслаждение. Удовольствие общения с ней увеличивалось тем, что эта женщина была основательно и всесторонне образована и что она обладала замечательной ясностью ума. »

В первую годовщину её смерти в химической лаборатории Высших женских курсов был устроен вечер её памяти. В этом же году вышло первое издание её «Начального учебника химии».

Эти три яркие фигуры женщин-химиков составляют неотъемлемую часть истории химии в нашей стране, и их имена не могут быть преданы забвению. Их пионерская деятельность немало способствовала популяризации профессии химика среди русских женщин.

Ещё 20 сентября 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы. За тридцать лет своего существования они дали образование двум с половиной тысячам женщин, среди которых многие посвятили себя деятельности в области химии. На курсах читали лекции такие видные химики, как Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Н.Н. Бекетов, М.Д. Львов и другие.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору

Женщины — химики в России и мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели факультативных занятий:
повышение качества образования учащихся;
углубление изучения отдельных учебных предметов;
подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
подготовка одаренных детей к олимпиадам;

Содержание

Общие сведения о факультативных занятиях 3
Пояснительная записка 6
Тематическое планирование и содержание курса 8
Содержание некоторых занятий 10
Библиографический список 33
Приложение 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

курс.раб по методике потапова- копия (Автосохраненный).doc

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический

университет им. В. П. Астафьева»

Факультет биологии, географии и химии

Разработка факультативного курса

«Женщины-химики в России и мире»

по технологиям и методикам обучения химии

студентка 3 курса 30 группы

Потапова Анастасия Николаевна

к. х. н., доцент кафедры химии Долгушина Л. В.

  1. Общие сведения о факультативных занятиях 3
  2. Пояснительная записка 6
  3. Тематическое планирование и содержание курса 8
  4. Содержание некоторых занятий 10
  5. Библиографический список 33
  6. Приложение 34

Общие сведения о факультативных занятиях

Факультативые занятия – форма органиации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Цели факультативных занятий:

  • повышение качества образования учащихся;
  • углубление изучения отдельных учебных предметов;
  • подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
  • подготовка одаренных детей к олимпиадам;
  • формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
  • общекультурное развитие учеников;
  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
  • коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Задачи факультативного курса:

  • способствовать профессиональной ориентации учащихся;
  • создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • способствовать удовлетворению познавательных потребностей учащихся;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность школьников.

Принципы факультативных занятий:

  • самоопределения учащихся;
  • учета возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся;
  • ресурсной обеспеченности;
  • вариативности форм обучения;
  • доступности;
  • индивидуализации обучения;
  • занимательности в организации;
  • безотметочного обучения.

По форме на факультативных занятиях, как и на традиционных уроках, применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы. Но здесь необходимо широкое применение практических форм работы: тренингов, практикумов, лобораторных работ, исследований, экскурсий и т. п. Возможны разнообразные внешние формы организации занятий: проведение факультативных уроков на базе одного класса или параллели; в разновозрастных группах (для факультативов общекультурной или профориентационной направленности); межшкольные факультативы; с учреждениями производственной сферы.

По продолжительности возможно и целесообразно организовывать факультативы в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор продолжительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, интереса учащихся. Факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать напродолжительными.

Факультативные занятия существенно отличаются от обычных уроков. На факультативах у учащихся больше свободы, возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации. При организации занятий акцент делается на самоанализ и самооценку. Предполагается высокий уровень самостоятельности учебной деятельности детей, высокий уровень обобщения. Отдается предпочтение поисковым методам и исслелованиям. Организуется интерактивное общение и взаимообучение. Учитель во взаимной деятельности формирует опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного процесса и др.

На факультативных занятиях предметной направленности эффективны слудующие технологии:

  • технология исследовательской деятельности;
  • продуктивная технология обучения;
  • технология полного усвоения знаний;
  • модульная технология;
  • интегральная образовательная технология;
  • технология проблемного обучения;
  • проектная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • технология коллективной мыслительной деятельности.

При изучении химии на факультативных занятиях интерес к ней делается устойчивым, развиваются способности к практической деятельности, открываются возможности по окончании школы относительно быстро овладеть «химическими» профессиями и продолжить обучение химическим специальностям.

Факультативный курс «Женщины – химики в России и мире» расчитан на изучение в 8 или 9 классе.

Цели данного курса:

  • получение знаний учащимися о биографии выдающихся отечественных и зарубежных женщин – химиков;
  • рассмотрение истории химии в России;
  • выявление закономерностей и тенденций развития химии в России;
  • формирование представлений о хронологии открытия законов и формирования теорий в области химии.

Основные задачи данного курса:

  • представить формирование химических понятий и предствлений во времени и пространстве (в России и мире);
  • развить научное мировоззрение;
  • расширить, углубить и обобщить знания по истории химии;
  • использовать межпредметные связи с физикой, биологией, историей, философией, химической технологией.

Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира (в ее химическом аспекте) – все это должно быть дано в сочетании с фактами, датами, именами. Преподавателю рекомендуется тщетельно отбирать фактический материал, стремиться к отражению лишь капитальных обстоятельств истории химии, включить в содержание уроков только те данные, которые необходимы для убедительного изложения основных идей.

В то же время нужно ярко и более обстоятельно рассказать о выдающихся женщинах – химиках России и мира прошлых веков и настоящего времени, о тех, кто определил магистральные направления развития химии. Необходимо постараться, чтобы их имена и заслуги, биографические сведения о них запомнились учащимся.

Важно донести исторический анализ до современности – лишь в этом случае ученики поймут неразрывную связь прошлого и настоящего химической науки, почуствуют практическую ценность предмета.

Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю, конечно же, необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако химия находится в этом отношении на особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации химических концепций помогает разобраться в конгламерате воззрений, существующих в современной химии.

Рекомендуемый объем работы по курсу 17 часов, из них теоретических – 11 часов. Факультативный курс начинается с краткой истории развития химии как науки в России. В ходе данного факультатива учащиеся знакомятся с биографиями и научной деятельностью женщин – химиков России и мира. Главное место в курсе (по значимости и по объему) должны занять биографии величайших женщин – химиков России: А. Ф. Волковой, В. Е. Богдановской, Ю. В. Лермонтовой. Среди зарубежных ученых – Марии Склодовской-Кюри и Ирен Жолио-Кюри. Полезной поддержкой курса служит проведение викторин. Используются портреты женщин-химиков (Приложение). Факультативный курс завершается конференцией.

В результате изучения данного факультативного курса учащиеся должны:

  • знать годы жизни великих женщин–химиков России и мира, их главные достижения, величайшие открытия, некоторые химические понятия, законы и теории химии;
  • уметь правильно произносить имена и фамилии ученых-химиков, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов сети Интернет);
  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации, а также представления ее в различных формах;
  • использовать приобретенные знания в дальнейшем при изучении курса химии.
Читать еще:  Американский биохимик 5
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector