Великие женщины химики
Самые известные женщины-профессионалы. Часть первая. Новаторы
Женщины-ученые и женщины изобретатели
В преддверии праздника 8 Марта мы расскажем о тех женщинах, которые не просто реализовали себя в профессии, но и оставили свой след в истории.
Нам было трудно выделить из всех женщин, достигших вершин в профессии, несколько самых-самых. Женщин, которые профессионально выполняют работу, много. Мы же будем говорить о представительницах «слабого пола», которым добиться успеха было тяжелее всего. Путь к профессиональной реализации для женщины до сих пор осложняется соперничеством с мужчинами. Пилоты, инженеры, врачи, гонщики, ученые — это традиционно мужчины. Представьте, сколько стойкости и упорства потребовалось женщинам, которые впервые отважились соревноваться с мужчинами в «их» профессиональной сфере. Сегодня расскажем о сильном «слабом поле». Большинство наших героинь жили в XX веке, когда женщины получили широкий доступ к образованию и стали свободнее в выборе профессии.
За каждым именем стоит нелегкая судьба. Многие из женщин-ученых ради открытий в науке и будущего всего человечества пожертвовали своим личным счастьем и семейным благополучием. Тем не менее, сегодня их знают и уважают не только на родине, но и во всем мире.
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() | ||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору
Женщины — химики в России и мире
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:39, курсовая работа
Краткое описание
Цели факультативных занятий:
повышение качества образования учащихся;
углубление изучения отдельных учебных предметов;
подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
подготовка одаренных детей к олимпиадам;
Содержание
Общие сведения о факультативных занятиях 3
Пояснительная записка 6
Тематическое планирование и содержание курса 8
Содержание некоторых занятий 10
Библиографический список 33
Приложение 34
Прикрепленные файлы: 1 файл
курс.раб по методике потапова- копия (Автосохраненный).doc
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический
университет им. В. П. Астафьева»
Факультет биологии, географии и химии
Разработка факультативного курса
«Женщины-химики в России и мире»
по технологиям и методикам обучения химии
студентка 3 курса 30 группы
Потапова Анастасия Николаевна
к. х. н., доцент кафедры химии Долгушина Л. В.
- Общие сведения о факультативных занятиях 3
- Пояснительная записка 6
- Тематическое планирование и содержание курса 8
- Содержание некоторых занятий 10
- Библиографический список 33
- Приложение 34
Общие сведения о факультативных занятиях
Факультативые занятия – форма органиации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Цели факультативных занятий:
- повышение качества образования учащихся;
- углубление изучения отдельных учебных предметов;
- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
- подготовка одаренных детей к олимпиадам;
- формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
- общекультурное развитие учеников;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
Задачи факультативного курса:
- способствовать профессиональной ориентации учащихся;
- создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- способствовать удовлетворению познавательных потребностей учащихся;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- активизировать познавательную деятельность школьников.
Принципы факультативных занятий:
- самоопределения учащихся;
- учета возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся;
- ресурсной обеспеченности;
- вариативности форм обучения;
- доступности;
- индивидуализации обучения;
- занимательности в организации;
- безотметочного обучения.
По форме на факультативных занятиях, как и на традиционных уроках, применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы. Но здесь необходимо широкое применение практических форм работы: тренингов, практикумов, лобораторных работ, исследований, экскурсий и т. п. Возможны разнообразные внешние формы организации занятий: проведение факультативных уроков на базе одного класса или параллели; в разновозрастных группах (для факультативов общекультурной или профориентационной направленности); межшкольные факультативы; с учреждениями производственной сферы.
По продолжительности возможно и целесообразно организовывать факультативы в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор продолжительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, интереса учащихся. Факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать напродолжительными.
Факультативные занятия существенно отличаются от обычных уроков. На факультативах у учащихся больше свободы, возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации. При организации занятий акцент делается на самоанализ и самооценку. Предполагается высокий уровень самостоятельности учебной деятельности детей, высокий уровень обобщения. Отдается предпочтение поисковым методам и исслелованиям. Организуется интерактивное общение и взаимообучение. Учитель во взаимной деятельности формирует опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного процесса и др.
На факультативных занятиях предметной направленности эффективны слудующие технологии:
- технология исследовательской деятельности;
- продуктивная технология обучения;
- технология полного усвоения знаний;
- модульная технология;
- интегральная образовательная технология;
- технология проблемного обучения;
- проектная технология;
- технология развития критического мышления;
- технология коллективной мыслительной деятельности.
При изучении химии на факультативных занятиях интерес к ней делается устойчивым, развиваются способности к практической деятельности, открываются возможности по окончании школы относительно быстро овладеть «химическими» профессиями и продолжить обучение химическим специальностям.
Факультативный курс «Женщины – химики в России и мире» расчитан на изучение в 8 или 9 классе.
Цели данного курса:
- получение знаний учащимися о биографии выдающихся отечественных и зарубежных женщин – химиков;
- рассмотрение истории химии в России;
- выявление закономерностей и тенденций развития химии в России;
- формирование представлений о хронологии открытия законов и формирования теорий в области химии.
Основные задачи данного курса:
- представить формирование химических понятий и предствлений во времени и пространстве (в России и мире);
- развить научное мировоззрение;
- расширить, углубить и обобщить знания по истории химии;
- использовать межпредметные связи с физикой, биологией, историей, философией, химической технологией.
Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира (в ее химическом аспекте) – все это должно быть дано в сочетании с фактами, датами, именами. Преподавателю рекомендуется тщетельно отбирать фактический материал, стремиться к отражению лишь капитальных обстоятельств истории химии, включить в содержание уроков только те данные, которые необходимы для убедительного изложения основных идей.
В то же время нужно ярко и более обстоятельно рассказать о выдающихся женщинах – химиках России и мира прошлых веков и настоящего времени, о тех, кто определил магистральные направления развития химии. Необходимо постараться, чтобы их имена и заслуги, биографические сведения о них запомнились учащимся.
Важно донести исторический анализ до современности – лишь в этом случае ученики поймут неразрывную связь прошлого и настоящего химической науки, почуствуют практическую ценность предмета.
Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю, конечно же, необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако химия находится в этом отношении на особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации химических концепций помогает разобраться в конгламерате воззрений, существующих в современной химии.
Рекомендуемый объем работы по курсу 17 часов, из них теоретических – 11 часов. Факультативный курс начинается с краткой истории развития химии как науки в России. В ходе данного факультатива учащиеся знакомятся с биографиями и научной деятельностью женщин – химиков России и мира. Главное место в курсе (по значимости и по объему) должны занять биографии величайших женщин – химиков России: А. Ф. Волковой, В. Е. Богдановской, Ю. В. Лермонтовой. Среди зарубежных ученых – Марии Склодовской-Кюри и Ирен Жолио-Кюри. Полезной поддержкой курса служит проведение викторин. Используются портреты женщин-химиков (Приложение). Факультативный курс завершается конференцией.
В результате изучения данного факультативного курса учащиеся должны:
- знать годы жизни великих женщин–химиков России и мира, их главные достижения, величайшие открытия, некоторые химические понятия, законы и теории химии;
- уметь правильно произносить имена и фамилии ученых-химиков, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов сети Интернет);
- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации, а также представления ее в различных формах;
- использовать приобретенные знания в дальнейшем при изучении курса химии.