Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Химико биологический профиль в школе

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

ПредметВсего балловРекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык3931
Математика3219
Физика4030
Химия3423
Биология4633
География3224
Обществознание3930
История4432
Литература2315
Информатика и ИКТ2215
Иностранные языки7056

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.

5 лучших школ с углубленным изучением химии и биологии

5 лучших школ с углубленным изучением химии и биологии

Школьникам, которые хотят стать микробиологами или биоинженерами, мало стандартных уроков биологии с заучиванием параграфов из учебника. Им нужны экспедиции на биостанции, собственные научные проекты и преподаватели-практики. С помощью оценок пользователей сервиса «Школы Мела» мы выбрали пять лучших школ Москвы с углублённым изучением химии и биологии, где всё это возможно.

1. Школа № 57

  • Оценка пользователей: 4,8
  • Количество оценок: 35

Школа заняла пятое место в рейтинге 500 лучших школ России в 2016 году и восьмое место среди школ биолого-географического профиля в 2015 году.

Недавно школа № 57 оказалась в центре скандала, связанного с домогательствами учителей к школьникам. В школе сменился директор, появился управляющий совет, состоящий из выпускников и родителей учеников, и психологическая служба.

Направления подготовки с углублённым изучением химии и биологии

  • биологическое

Учебный процесс

Школа специализируется на работе с одарёнными детьми. Для учеников биологического класса предусмотрены дополнительные часы биологии, химии и математики, участие в биологических практикумах в школе и на факультетах МГУ, выезды на биостанции. Например, этим летом старшеклассники-биологи проходили практику на Байкале. В школе оборудованы современные лабораторные кабинеты химии, физики и биологии. Разделение на профили начинается с девятого класса.

В 57-й школе открыта вечерняя биологическая школа для восьмиклассников, которые серьезно интересуются биологией. Там проходят бесплатные занятия по биологии, химии и математике. Лекции по разным разделам биологии — биотехнологии, медицине, биоинженерии — читают сотрудники факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ и других научно-исследовательских институтов. В курс включены практикумы с математической и физической составляющей. Если в конце обучения школьники успешно сдают экзамены по предметам, они получают сертификат, а результаты засчитываются на вступительных экзаменах в девятый класс.

Сотрудничество с вузами

Биологический класс — это совместный проект 57-й школы и факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ. Обучение ориентировано на школьников, которые хотят поступить на факультет биоинженерии и биоинформатики, биологический, факультет фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова или Первый мед (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова).

Как поступить

Приём ведётся в 1, 5, 8 и 9 классы. Разделение на профили начинается с девятого.

В девятый биологический класс школьников принимают по результатам вступительных испытаний. Поступающие сдают письменные работы по математике, биологии и химии, затем проходят устное собеседование по биологии. Окончательное решение о приёме принимается после административного собеседования. Победители и призеры региональных олимпиад по математике, химии и биологии освобождаются от письменных работ по соответствующим предметам.

В собеседованиях принимают участие учителя школы и преподаватели факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ.

«Место, где тебя уважают как человека. Тут нет классов, тут все одна большая семья!»

«Замечательное отношение к детям, уважительное, доброжелательное. Личность ребенка не подавляется, и при этом сохраняется высокий уровень образования»

Анна, родитель пятиклассника

2. Школа-интернат «Интеллектуал»

  • Оценка пользователей: 4,8
  • Количество оценок: 20

Школа «Интеллектуал» создавалась как особая образовательная среда для одарённых детей. Здесь им помогают развиваться социально и интеллектуально, сохраняя свою индивидуальность, которая в школе очень ценится. Ученики из Подмосковья или далёких районов Москвы могут жить в интернате при школе. Во второй половине дня в школе работают кружки, клубы и студии, открытые для всех желающих.

Направления подготовки с углублённым изучением химии и биологии

  • биолого-химическое
  • химико-физическое

Учебный процесс

Для учеников составляют индивидуальные учебные планы. Обычно предметы остаются в рамках выбранного профиля, но при желании можно совмещать предметы из разных областей. Например, углублённо изучать литературу и физику.

В средней школе каждый ученик должен выполнить проект: поставить научную задачу, проделать исследовательскую работу и рассказать о результатах. Для проекта по химии, например, предлагают такие темы: «Создание фотоальбома кристаллических веществ» или «Изготовление свечей по различным методикам» для пятиклассников, «Создание химических метеорологических приборов» для восьмиклассников.

На занятиях по биологии каждый класс делится на две-три группы разного уровня: от «базовой» до «самой углубленной». У последних занятия ведут профессиональные биологи. Так, профильную группу 9 класса ведет молекулярный биолог, профессионал в области клеточной биологии и генетики.

Сотрудничество с вузами

В профильных 10 и 11 классах проходят экскурсионные практикумы на химическом и биологическом факультетах МГУ. С 2011 года проводятся экскурсии в Институт Нефти и газа им. Губкина и в Курчатовский институт.

Как поступить

На 2017-2018 учебный год школа будет набирать детей в 5, 7, 8 и 10 классы.

В средней школе приём проводится в три тура. Первый тур — письменный общеобразовательный тест, проверяющий базовые знания. Второй тур –творческий. Он проходит в форме собеседования по теме исследовательской работы, которую абитуриент должен самостоятельно выполненить по выбранному предмету. Третий тур — это «пробная учеба» в течение пяти дней.

Перед тем, как поступать в десятый класс, нужно выбрать профиль. Затем школьникам предстоят собеседования с классным руководителем, руководителем профиля и психологом. Успешно прошедших этот этап ждут приёмные испытания по профильным предметам и тестирования по английскому и второму иностранному языкам. Ученики также предоставляют результаты ОГЭ и сведения об участии в финальных этапах олимпиад и конференций.

«Обучение в нашей школе невероятно трудное и увлекательное одновременно. Уроки, кружки, спецкурсы, доп занятия длятся до вечера и многие дети остаются ночевать в интернате. В таких условиях ребенок становится менее зависим от родителей, а связь с друзьями-однокласниками становится практически семейной».

Светлана, выпускник 2008 года

«Можно брать углубления по любому предмету, участвовать в кружках. Заниматься таким количеством всего разнообразного сколько ученик хочет и потянет».

3. Гимназия № 1543

  • Оценка пользователей: 4,7
  • Количество оценок: 72

Многопрофильная гимназия с вечерней школой, основанная в 1975 году. Заняла 10 место в рейтинге 500 луших школ России в 2015 году.

Направления подготовки с углублённым изучением химии и биологии

  • биологическое
  • физико-химическое

Учебный процесс

В гимназии учатся школьники 5-11-х классов. С восьмого класса начинается специализация по профилям. На биологическом направлении, как говорится на сайте гимназии № 1543, воспитывают «людей, способных к творческой научной работе, обладающих широким кругозором не только в биологии, но и в смежных областях науки».

Для учеников биологических классов регулярно проводятся полевые практики. Они выезжают в Подмосковье, Тверскую область, на Белое и Чёрное море. Факультативно школьники изучают поведение животных.

Для семиклассников открыта бесплатная вечерняя биологическая школа. Начать заниматься можно в любой день без предварительной записи.

Сотрудничество с вузами

Занятия в вечерней школе проводят сотрудники МГУ и научно-исследовательских институтов. Большинство выпускников биологического класса 2016 года поступили на биофак МГУ. Остальные учатся в РНИМУ им Н. И. Пирогова, на факультете биоинформатики и биоинженерии МГУ и на факультете химической технологии МИТХТ.

Как поступить

Вступительные экзамены в восьмой класс биологического профиля включают письменный экзамен по математике, русскому и биологии, а также собеседование по биологии. Заключительный этап отбора — трёхдневный полевой выезд в Подмосковье с полевыми занятиями и зачетом по ботанике.

«Когда нам понадобился факультатив по углубленной химии, нам его организовали в течении недели».

Наталья, выпускник (2010)

«У учителей настолько индивидуальный подход к каждому ребёнку, что при выпуске кажется, будто уезжаешь из своего родного дома».

Георгий, выпускник (2015)

4. Лицей № 1501

  • Оценка пользователей: 4,7
  • Количество оценок: 9

Многопрофильный технический лицей при МГТУ «Станкин» и МАДИ. Здание лицея построено с учётом последних тенденций в образовании и архитектуры. Здесь есть физические и химические лаборатории, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, кабинет компьютерной графики, изостудия и фотостудия.

Направления подготовки с углублённым изучением химии и биологии

  • химико-экологическое

Учебный процесс

Разделение на профили начинается с восьмого класса. Для старших классов существует понятие «профильная дисциплина» — обязательный предмет по выбору, на который отводится два часа в неделю. Для каждого направления подготовки их несколько. Ученики химико-экологического класса могут выбрать между курсом «Качественная, количественная и экспериментальная химия» и «Влияние изменений условий окружающей среды на устойчивость биосферы». В одиннадцатом классе школьники защищают проекты по профильным дисциплинам на научно-практических конференциях.

Сотрудничество с вузами

Лицей сотрудничает с МГТУ «Станкин» и МАДИ. Большинство выпускников поступают в «Станкин», МАДИ или «Бауманку».

Как поступить

Лицей ежегодно ведёт набор в 7-10 классы. При приёме учитываются образовательные достижения школьников: результаты олимпиад и независимого мониторинга по профильным предметам, для школьников девятых классов — результаты ОГЭ.

В лицее работают подготовительные курсы. Слушателей курсов принимают в лицей по результатам итоговых контрольных работ.

«Потрясающие учителя. К каждому находят подход. Также интересно и оригинально подают знания. Всегда готовы помочь, всё объяснить».

Выпускник 2014 года

«Ребёнок учился в школе с 9 класса. Прекрасные учителя с уважительным отношением к учащимся. Бесплатные подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Комфортная обстановка».

5. Школа № 192

  • Оценка пользователей: 4,6
  • Количество оценок: 44

Школа биолого-химического профиля, основанная в 1960 году. Классы с углублённым изучением химии были созданы при участии Нобелевского лауреата Николая Семёнова, который считается одним из основоположников химической физики.

Направления подготовки с углублённым изучением химии и биологии

  • биолого-химический профиль
  • физико-химический профиль
  • медицинский профиль

Учебный процесс

Преподавание в классах с химическим уклоном строится на лекционно-семинарской системе. На лекциях учителя объясняют теорию и проводят демонстрационные эксперименты. На семинарах школьники закрепляют материал, решая задачи и делая лабораторные работы. Лекции и семинары у нас ведут разные преподаватели. В конце каждого полугодия ученики сдают устный экзамен по химии. Несданный экзамен может стать поводом для отчисления из лицейского класса.

Сотрудничество с вузами

Лицейские классы сотрудничают с биологическим и химическим факультетом МГУ и отделением химии и наук о материалах РАН. Ученики занимаются исследовательской работой в лабораториях институтов РАН и МГУ.

Как поступить

Школа набирает детей в 7-10-е профильные классы. Ученики должны пройти письменное тестирование по математике и русскому, а также устные собеседдования по химии и биологии. Поступающие в седьмой класс вместо химии и биологии сдают экзамен по естесствознанию.

Победители и призеры регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии принимаются в школу без вступительных испытаний.

«У нас достаточно сильная профильная подготовка, да и базовый класс получает лучшее образование, чем в обычной школе. Но если ты не хочешь учиться, то лучше не приходить к нам. К трудолюбивому ученику идут навстречу, стараются помочь и объяснить, но насильно никто заставлять тебя не будет. Школа воспитывает самостоятельность, в этом ее плюс».

Анастасия, ученица восьмого класса

«Очень душевная и неформальная обстановка в школе. Много сильных учителей».

«Эта школа перевернула с ног на голову мой мир. Никакой стереотипной вражды между классами, учителя интересно ведут уроки, а любой младше- или старшеклассник — твой друг. Здесь не заставляют учиться, ты учишься сам, по своей воле, потому что это интересно и весело!»

Марина, ученица седьмого класса

Пять лучших школ, вошедших в этот рейтинг, были выбраны на основе оценок пользователей сервиса «Школы Мела» среди школ с химико-биологическим профилем. В рейтинг также вошли лицей № 1535, школа № 171, гимназия№ 1520 имени Капцовых, лицей № 1560, школа № 641 им. Есенина.

Если вам кажется, что ваша школа заслуживает более высокого места в рейтинге — заходите на её страничку на «Школах Мела», ставьте оценку, и рассказывайте о своих впечатлениях от учёбы в комментариях.

Химико-биологический профиль

(1 слайд) Добрый день, ребята! Наша станция посвящена химико-биологическому профилю и здесь мы попытаемся предоставить вам полную информацию по данному профилю.

(2 слайд) Химико-биологическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии и биологии, возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

(3 слайд) Обучение в химико-биологическом классе даст вам определенные знания, которые позволят вам стать первоклассными специалистами в области современной химии, химической технологии, биологии, биологической химии, медицины, фармакологии сельского хозяйства, животноводства, материаловедения, техники и других областях человеческой деятельности, включая живопись и искусство.

(4 слайд) Предлагаем вам также ознакомиться со списком профессий химико-биологического профиля:

· В сельском хозяйстве: агроном, животновод, ветеринар, селекционер, специалист по защите растений, агротехник.

· Медицина — врачи, врачи-лаборанты, фельдшеры, генетики, медсёстры, врачи МЧС.

· Технологии материалов: технолог-материаловед, нанотехнолог, технолог резины, технолог стекла.

· Бытовая химия и парфюмерия: парфюмер, лаборант, инженер-химик, маркетолог парфюмерной продукции.

· Лекарственные препараты: фармацевт, провизор, микробиолог, менеджер и маркетолог по лекарственным препаратам.

· Безопасность: специалист по химической защите, по биологической защите, по радиационной безопасности, офицеры-криминалисты.

· Педагогика: учителя биологии, химии, экологии.

(5 слайд) Продолжить свое обучение по химико-биологическому профилю вы сможете вследующих вузов нашего города, на которых мы и остановимся более подробно:

Национальный исследовательский Томский государственный университет :

Томский государственный университет отмечен наградами престижного конкурса «100 лучших вузов России» сразу в пяти номинациях: «Лучший университет России», «Лучший инновационный университет России», «Лучший факультет года в России», «Лучшая кафедра года в России», «Лучшая научная статья года» Ректору ТГУ Георгию Майеру вручен почетный знак и удостоверение «Ректор года – 2012».

Проект ТГУ «Технология получения ультрадисперсных порошков для функциональных и конструктивных изделий из керамики и металлокерамики» ТГУ награжден медалью Международного Салона изобретений в Женеве «INVENTIONS GENEVA».

Конкурсный проект ТГУ «Автоматическая система контроля параметров внутривенной инфузии жидкого лекарственного средства» получил медаль 13-го международного форума «Высокие технологии XXI века».

Профильное обучение на уроках химии и биологии: опыт работы и проблемы

Роль образования на современном этапе развития страны определяется, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством Российской Федерации, задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономики, необходимостью преодоления опасности её отставания от мировых тенденций экономического и социального развития.

К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.

«Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Это систематизированная подготовка старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Задачи профилизации — создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением профилизации преследуется ещё одна цель — обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения. Профиль как раз и задаёт определённую сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям подростка.

Предпрофильная же подготовка направлена на то, чтобы помочь выпускнику — девятикласснику чётко решить: где, в каком образовательном учреждении он завершит полный цикл общего среднего образования — в СПТУ, колледже, техникуме или в 10-11-х классах школы с ориентацией на тот или иной вуз.

В чём специфика пофильного обучения в сравнении с традиционным обучением в обычной общеобразовательной школе и углублённым изучением отдельных предметов, характерным для спецшкол? В отличие от традиционного профильное обучение позволяет ученикам выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильности — это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углублённого изучения отдельных предметов профильное обучение позволяет школьникам изучить не один, а группу предметов, друг — друга поддерживающих, взаимодополняющих» [1].

С 2005 по 2008 учебный год в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы; Это курсы химии и биологии повышенного уровня, призванные углублять базовый уровень знаний в старшей школе; 3) элективные курсы — это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Они необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Общеобразовательные предметы10 кл.кол-во часов11 кл. кол-во часов3. Элективные курсы
1. Базовые2.Профильные
Русский язык

Татар. литер.Химия33Жизнедеятельность бактерий (9 класс)

Химия в быту и в медицине (9 класс)

Спец.курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» 11 класс.

Спец.курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» 11 класс.Итого: 204 часовБиология33Итого: 204 часов

Таким образом, профиль-это сочетание базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки:

1) минимальным объёмам учебного времени, задаваемые Базисным Учебным Планом (33 часа в неделю); 2) нормам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

В связи с профильным обучением изменился учебный план. Планирование курса «Биология. Общие закономерности» составлено на основе «Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс» автор В.Б. Захаров. Профильный уровень. Издательство «Дрофа» Москва-2006.

«Биология. Общие закономерности» 10-11классы изучали по учебнику, авторы которых В.Б. Захаров, С.Т. Мамонтов и В.И. Сивоглазов. Издательство Москва «Школа-Пресс».

Планирование курса химии 10-11 кл. составлено на основе «Программы среднего (полного) общего образования по химии 10-11кл.» для химико-биологических профилей автор О.С. Габриелян. Издательство «Дрофа» Москва-2006 год.

Курс «Химия 10-11класс» изучаем по учебнику, авторы, которых О.С. Габриелян и Г.Г. Лысова.

Программы курсов «Биология. Общие закономерности» и «Химия 10-11 класс» полностью включают все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока расширенно и углубленно, увеличено число лабораторных и практических работ.

Анализируя результаты срезовых контрольных работ, результаты ЕГЭ прихожу к выводу, что профильное обучение даёт учащимся:

прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;

вырабатывает у них навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различной сложности;

вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;

делает их конкурентоспособными в плане поступления выбранные им ВУЗы

Сравнительный анализ успеваемости учащихся по профильным предметам:

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

«Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с введённым единым государственным экзаменом. В 2009 году запланирован перевод ЕГЭ в «штатный режим», т. е. повсеместное введение этой формы качества знаний как государственного механизма контроля качества образования».[2].

И хотя принято говорить, что подготовка к ЕГЭ начинается с первого урока, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самый ответственный и трудный для школьника 11 класс. За этот год не только надо успеть повторить пройденное, но и настроить себя на экзамен, на ту степень сконцентрированной ответственности и свободы в поиске ответа, решения, которая способна обеспечить успех. Известно, что успех каждого дела зависит от его начала и организации. Поэтому в 11 классе ввожу два спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по химии» и «Подготовка к ЕГЭ по биологии». С 2005-2008г. десять учеников выбрали специальности, связанные с химией и биологией и поступили в следующие учебные заведения: КГХТУ-2ученика, АГНИ-2 ученика, БМУ-6 ученика.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы

Первая проблема, с которой столкнулась, работая в профильных классах, это колоссальная подготовка к уроку, большая трата времени. Пришлось, при подготовке к урокам, помимо методической литературы, штудировать и повторять темы из вузовских учебников. Учебник Н. Л. Глинки «Общая химия» является моей второй настольной книгой. «Понятно, что профильные классы будут успешно действовать в тех и только тех случаях, когда будут обеспечены высококвалифицированными педагогами, мастерами своего дела. Преподаватель в профильной школе должен быть высоко профессионален в предмете, должен владеть методикой преподавания и техникой эксперимента, а также свободно ориентироваться в педагогических и психологических проблемах. Такой специалист, скорее всего, не может быть «свежеиспеченным». Обычный, рядовой, «средний» учитель работает с огромной перегрузкой, не всегда имеет возможность пройти серьезную переподготовку для преподавания в профильной школе, а бывает, что и не хочет этого. Модернизация образования, внедрение профильного обучения должны начинаться с реформирования системы высшего педагогического образования. Его проблемы известны, их можно эффективно решать, реализуя некоторые предложения: — повышение престижа профессии учителя в обществе; — увеличение ассигнований на высшее педагогическое образование; -интенсификация аттестации вузов, закрытие неконкурентоспособных институтов;

-официальное признание лучших учителей (гранты, национальные проекты и пр.);
— создание условий для привлечения инвестиций в школы».[3].

Вторая проблема возникла с точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения. Для решения этой проблемы необходимо создание классов типа «школа-вуз». В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза — также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Следующая проблема заключается в сложности организации профильного обучения в школе с 1 классом в параллели. Невозможность деления класса на необходимое количество профильных групп.

«Таким образом, профильное обучение — вещь полезная и хорошая. Но вряд ли реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием».[3].

ИСТОЧНИКИ:

  • «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образованияМосква2002
  • «Как подготовить школу к профильному обучению» Н.Кленова. Журнал «Народное образование» 7/3
  • Профильное обучение в школах с углубленным изучением химии. Г.В. Лисичкин Т.Н. Ромашина 2007
  • Читать еще:  Специальность химик технолог
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector