Luxe-empire.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Химико биологические науки

Биологические науки и их методы

Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Морфология изучает внешнее строение организмов.
Физиология изучает работу организма.

Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

    Хроматография – метод разделения смесей веществ на отдельные вещества.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.

  • Близнецовый метод: изучение однояйцевых близнецов.
  • Генеалогический метод изучает родословные.
  • Гибридологический метод: скрещивание организмов и анализ потомства.
  • Цитогенетический метод: изучение количества и строения хромосом.

Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Микробиология изучает микроорганизмы (бактерии и грибы).

Биотехнология использует биологические системы и процессы в сельском хозяйстве и промышленности.

  • Генная инженерия: пересадка гена в организм другого вида, например, пересадка человеческого гена в бактерию.
  • Клеточная инженерия:
    • пересадкой клеточных ядер;
    • выращивание нового организма из яйцеклетки с замененным ядром (клонирование животных);
    • выращивание целого организма из одной или нескольких соматических клеток (микроклональное размножение);
    • выращивание тканей и органов «в пробирке» (культура клеток и тканей);
    • объединение клеток организмов разных видов (получение гибридных клеток).

Цитология (клеточная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.

  • Микроскопирование: разглядывание клетки в микроскоп.
  • Центрифугирование: разделение клетки на фракции по плотности.

Гистология изучает ткани.

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания.

Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой (в том числе загрязнённой).

Эмбриология изучает развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения (начальные стадии онтогенеза).

Этология изучает поведение животных.

  • эмпирические (практические)
    • наблюдение
    • мониторинг (непрерывное наблюдение и фиксация результатов)
    • описание, измерение
    • эксперимент
  • теоретические
    • сравнение, классификация
    • анализ, синтез
    • абстрагирование, обобщение
    • моделирование

Еще можно почитать

37 тестов по теме

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмпирическим методам изучения живой природы относят:
1) наблюдение
2) сравнение
3) абстрагирование
4) моделирование
5) эксперимент

Выберите один, наиболее правильный вариант. Выращивание тканей вне организма — пример метода
1) культуры клеток
2) микроскопирования
3) центрифугирования
4) генной инженерии

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей анатомии древних людей неандертальцев. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Неандертальцы жили 150тыс. лет назад, останки найдены в Германии в 1856 году. (2) Жили группами по 50-100 человек в пещерах, которые отвоевывали у медведей, львов, гиен. (3) Рост 155-160 см, объем мозга 1200 – 1400 см3, извилин мало. (4) Лицо широкое, скуластое. (5) Охотились коллективно, устраивая облавы на северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов. (6) Ходили согнувшись, позвоночник без изгибов, мускулатура развита хорошо.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Гибридологический метод исследования используют.
1) эмбриологи
2) селекционеры
3) генетики
4) экологи
5) биохимики

1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования используют в цитологии?
1) центрифугирование
2) культура ткани
3) хроматография
4) генеалогический
5) гибридологический

2. Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) гибридизация
5) центрифугирование

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов:
1) абстрагирования
2) клонирования
3) моделирования
4) обобщения
5) эксперимента

1. Установите соответствие между достижениями и направлением биологии: 1) клеточная инженерия, 2) генная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Клонирование
Б) Получение вакцин в культуре клеток
В) Отдаленная гибридизация растений
Г) Трансгенные организмы
Д) Создание банков генов
Е) Получение безвирусного посадочного материала

2. Установите соответствие между характеристиками и методами биотехнологии: 1) генная инженерия, 2) клеточная инженерия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) использование рекомбинантных плазмид
Б) гибридизация протопластов
В) трансплантация ядер
Г) выращивание культуры клеток
Д) соматическая гибридизация

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Процессы деления клеток изучают с помощью методов
1) дифференциального центрифугирования
2) культуры клеток
3) микроскопии
4) микрохирургии
5) фото- и киносъемки

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В клеточной инженерии используют следующие методы:
1) клонирование
2) культура клеток и тканей
3) микробиологический синтез
4) пересадка природных генов в ДНК бактерий или грибов
5) центрифугирование

Выберите два верных ответа. Микробиологическое производство как область биотехнологии занимается
1) созданием генетически модифицированных растений
2) изучением клеток бактерий
3) получением антибиотиков и витаминов
4) систематикой вирусов
5) синтезом кормового белка

1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую
5) получение рекомбинантных (модифицированных) молекул РНК и ДНК

2. Выберите два верных ответа. Какие приёмы используют в клеточной инженерии?
1) слияние соматических клеток
2) скрещивание организмов
3) пересадка хлоропластов из клетки в клетку
4) синтез гена инсулина в пробирке
5) получение рекомбинантной ДНК

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод позволил получить гибрид табака и картофеля?
1) искусственный мутагенез
2) гетерозис у гибридов
3) гибридизация соматических клеток
4) массовый отбор потомства

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Организменный уровень организации живого изучают
1) биохимия
2) гистология
3) морфология
4) физиология
5) цитология

Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия
2) биоценология
3) физиология
4) молекулярная биология
5) эволюционное учение

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к организменному уровню организации жизни?
1) генетика
2) биохимия
3) биология
4) цитология
5) анатомия

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают надорганизменные уровни организации жизни?
1) молекулярная биология
2) экология
3) биоценология
4) цитология
5) гистология

Читать еще:  Какой выдающийся отечественный биохимик является одним из

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, oтносящимися к клеточному уровню организации жизни?
1) цитология
2) палеонтология
3) эмбриология
4) генетика
5) микробиология

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к популяционно-видовому уровню организации жизни?
1) генетика
2) экология
3) эмбриология
4) эволюционное учение
5) анатомия

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Объекты изучения каких из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.
1) молекулярная биология
2) экология
3) эмбриология
4) систематика
5) анатомия

1. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?
1) сроки весенней линьки у белки
2) влияние удобрений на рост комнатного растения
3) сроки прилета или отлета перелетных птиц
4) высоту комнатного растения
5) условия прорастания семян

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В каких из указанных научных исследований применялся экспериментальный метод?
1) исследование растительного мира тундры
2) опровержение теории самозарождения Л. Пастером
3) создание клеточной теории
4) создание модели молекулы ДНК
5) исследование процессов фотосинтеза

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования позволили установить структуру молекулы ДНК?
1) микроскопия
2) наблюдение
3) рентгенологический
4) цитогенетический
5) моделирование

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для определения количества эритроцитов в крови человека используют методы
1) гибридизации
2) измерения
3) эксперимента
4) клонирования
5) микроскопирования

Установите последовательность этапов размножения растений с помощью культуры ткани. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) деление выделенных клеток и получение клеточной массы
2) отделение клеток образовательной ткани растения и помещение их в питательную среду
3) пересадка молодого растения в грунт
4) дифференцировка тканей и органов
5) обработка клеточной массы фитогормонами для дифференцировки клеток


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?

1) абстрагирование
2) моделирование
3) эксперимент
4) измерение
5) наблюдение

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К теоретическим методам биологических исследований относят
1) сравнение
2) экспериментальный метод
3) обобщение
4) измерение
5) наблюдение

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?
1) экспериментальный метод
2) метод микроскопирования
3) метод меченных атомов
4) метод клеточных культур
5) метод центрифугирования

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод меченых атомов используют для определения
1) наличия исследуемого белка в клетке
2) наследования сцепленных с полом признаков
3) концентрации ядовитых веществ в воде
4) положения генов на хромосомах
5) возможности проявления признаков у потомков

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Методами, с помощью которых можно разделить смеси веществ, являются
1) хроматография
2) цитологический
3) центрифугирование
4) меченых атомов
5) замораживание

Установите соответствие между описанием и научным методом: 1) центрифугирования, 2) меченых атомов, 3) хроматография. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) разделение смесей на основе разной скорости движения молекул в абсорбенте
Б) разделение пигментов в зависимости от их цвета и состава
В) осаждение клеточных структур в зависимости от их плотности и массы
Г) обнаружение вещества в месте его накопления
Д) выяснение времени продвижения вещества через клеточные мембраны к больному органу

Биохимик

Биохимик – специалист, занимающийся изучением химического состава живых организмов и клеток, а также химических процессов, являющихся основой их жизнедеятельности. Профессия находится на стыке биологии и химии, она является перспективной и молодой. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Биохимия – новая наука, которая сформировалась в XIX веке. Сегодня она включает в себя более 20 разделов, среди которых биохимия крови, тканей, органов, молекулярная биология и биоэнергетика. Также наука бывает статической, динамической и функциональной. Основные объекты исследования – человек, растения, животные и микроорганизмы.

Особенности профессии

Биохимики – широкопрофильные специалисты, безупречно знающие химию, основы ботаники, генетики, фармакологии и другие смежные дисциплины. Биохимики крайне востребованы на рынке труда. В них нуждаются и медицинские центры, и исследовательские лаборатории, и животноводческий сектор. Выбрав эту профессию, вы будете проводить много времени, занимаясь исследованиями и научными экспериментами, фиксацией и анализом полученных данных.

Открытия, сделанные биохимиками, позволяют определить механизм развития многих заболеваний, создавать лекарственные препараты с минимальным количеством побочных эффектов, повысить урожайность или вывести новые сорта культурных растений. Результаты их труда используют в технической биологии, витаминологии, растениеводстве и других научных отраслях.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Востребованность биохимиков в разных сферах.
  2. Возможность сотрудничать с крупными компаниями, работающими на мировом рынке.
  3. Налаживание контактов с зарубежными коллегами, известными отечественными учеными.
  4. В любое время можно круто изменить жизнь, сделав выбор в пользу биологии, биотехнологии, микробиологии или иного близкого направления.
  5. Нормированный рабочий день.
  6. Деятельность не сопряжена с физическими нагрузками, но требует повышенной мозговой активности.

Минусы

  1. Сидячая работа, становящаяся причиной развития профессиональных заболеваний, лишнего веса.
  2. Биохимики в России получают не слишком высокую заработную плату.
  3. Медленное продвижение по карьерной лестнице, на которое могут уйти годы.

Важные личные данные

Работа биохимиков малоподвижная и монотонная, поэтому плюсом станет умение концентрировать внимание, усидчивость, аккуратность. Также в их характере должны присутствовать следующие немаловажные черты:

  • обязательность,
  • педантичность,
  • исполнительность,
  • дисциплинированность,
  • любовь к науке.
Читать еще:  Маркетолог обучение с нуля

Биохимику сложно будет работать в случае, если он страдает от аллергических реакций на химические реактивы, пыльцу, животных.

Обучение на биохимика

Если вы хотите освоить эту профессию, то стоит обратить внимание на направление подготовки «Биология» (06.03.01), профиль — «Биохимия», «Биохимия и молекулярная биология», «Биохимия и биотехнология» и т. д. Конкурс на место солидный, поэтому необходимо успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:

  • биология (профильный предмет) и русский язык;
  • профильная математика или химия;
  • иностранный язык, который требуется лишь в небольшом количестве вузов.

В вузах Москвы и СПб проходной балл составляет 68-87, в региональных – 33-82, форма обучения только очная. Желая работать в сфере медицины, вы можете выбрать направление «Медицинская биохимия» (30.05.01). Профильный экзамен — химия, в процессе обучения вы будете посещать интересные практические занятия, реализуемые на базе государственных и частных клиник, лабораторий.

Науки

Классификация биологических наук

По объекту исследования:

Ботаника (фитология) – наука о растениях.

Зоология – наука о животных.

Микология – наука о грибах.

Микробиология – наука о микроорганизмах.

Вирусология – наука о вирусах.

Антропология – наука о человеке.

Бриология – раздел ботаники, изучающий мхи.

Дендрология – раздел ботаники, изучающий древесные и кустарниковые формы.

Лихенология — раздел ботаники, изучающий лишайники.

Альгология – раздел ботаники, изучающий водоросли.

Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.

Ихтиология – раздел зоологии, изучающий рыб.

Орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц.

Териология – раздел зоологии, изучающий млекопитающих.

Паразитология – раздел биологии, изучающий паразитов и явление паразитизма; разрабатывает методы борьбы с паразитарными заболеваниями.

Протозоология – раздел зоологии, изучающий простейших.

Малакология – раздел зоологии, изучающий моллюсков.

Сквозные науки

Систематика – раздел биологии, посвященный описанию, обозначению и классификации по группам всех существующих и вымерших организмов, установлению родственных связей между отдельными видами и группами видов.

Палеонтология – раздел биологии, исследующий ископаемые организмы, условия их жизни и захоронения.

Морфология – комплекс научных отраслей, исследующий форму и строение растений и животных.

Анатомия – комплекс научных отраслей, исследующий форму и строение отдельных органов, их систем и всего организма в целом.

Физиология – раздел биологии, исследующий функции живого организма, протекающие в нем процессы, обмен веществ, приспособление к среде обитания и др.

Биология индивидуального развития – наука, изучающая развитие живого организма от момента его зарождения до смерти.

Биогеография – научная отрасль, изучающая общие географические закономерности органического мира Земли: распределение растительного покрова и животного населения различных частей земного шара, их сочетания, флористическое и фаунистическое подразделение суши и океана, а также распространение биоценозов и входящих в них видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Специальные науки

Цитология – наука о клетке.

Гистология – наука о тканях.

Эмбриология – раздел биологии, изучающий зародышевое развитие организма.

Биохимия – научная дисциплина, исследующая химический состав живых существ, химические реакции в них и закономерный порядок этих реакций, обеспечивающий обмен веществ.

Биофизика – наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.

Молекулярная биология – наука, изучающая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне.

Генетика – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Эволюционное учение – наука об историческом развитии жизни в прошлые геологические времена.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.

Этология – наука о поведении животных в естественных условиях.

Гигиена – наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.

Неонтология – наука о развитии жизни в настоящее время.

Биометрия – наука, занимающаяся планированием количественных биологических экспериментов и обработкой результатов методами математической статистики.

Прикладные науки

Биотехнология – совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы и отдельные их части для производства ценных для человека продуктов.

Растениеводство – комплекс знаний о возделывании сельскохозяйственных культур.

Животноводство – комплекс знаний о выращивании и разведении сельскохозяйственных пород животных.

Основные этапы научного исследования

Научное исследование состоит из нескольких этапов:

Сбор фактов → формулирование проблемы → выдвижение гипотез → экспериментальная проверка → получение новых фактов → проверка прогнозов → построение теории

На основании собранных фактов формулируется проблема. Для ее решения выдвигаются гипотезы, которые проверяются экспериментально. Полученные новые факты анализируются. Если новые факты противоречат гипотезе, то она отвергается, а если новые факты согласуются с гипотезой, последняя может стать теорией. Некоторые теории заключаются в установлении связи между различными явлениями (это правила и законы). Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда. Например, закон сохранения энергии справедлив как для живой, так и для неживой природы.

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

Оренбургский государственный университет

Вакансии для студентов и выпускников

Новости факультета

  • 20.03.20 Бактерии против тяжелых металлов
  • 05.02.20 Как генная инженерия меняет наш мир
  • 13.01.20 Книжная акция «Прочитали сами — передали другим»
  • 09.01.20 Екатерина Ройба: Хабаровск — Оренбург — Хиросима — Париж — Нью-Йорк
  • 09.12.19 Второй год работы школы «Юный биохимик и микробиолог»
  • 05.12.19 Работа секции «Региональные особенности развития естественных наук в современном мире»
  • 05.12.19 День открытых дверей на ХБФ
  • 05.12.19 Участие студентов микробиологов в международной акции, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом
  • 19.11.19 Встреча с выпускницей кафедры биохимии и микробиологии
  • 01.11.19 Участники молодежного научно-инновационного конкурса «УМНИК-2019»
  • 31.10.19 Первый набор биоинженеров на ХБФ
  • 30.10.19 Участие работодателей в учебном процессе
  • 23.10.19 Экскурсия в Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий РАН
  • 23.10.19 Новая форма кураторской работы
  • 23.10.19 Экскурсия в микробиологическую лабораторию пивоваренного завода «Крафт»
  • 21.10.19 Студенты-химики в клинико-диагностической лаборатории Оренбургского областного наркологического диспансера
  • 18.10.19 Экология Южного Урала. О проблемах реки Урал и цифровых технологиях в земледелии
  • 17.10.19 IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы экологии Южного Урала»
  • 15.10.19 Экскурсия в микро- и наномир
  • 04.10.19 Встреча биохимиков с чемпионом мира по плаванию
  • 03.10.19 Новая база практики для студентов-химиков
  • 27.09.19 Учить язык, значит, открыть новое окно в мир — 学习一种语言打开一个新的窗口进入世界
  • 24.09.19 Теоретическая и практическая зитология
  • 19.09.19 Школа «Юный биохимик и микробиолог»
  • 06.09.19 Участница Молодежного форума ПФО «iВолга 2.0»
  • 03.07.19 Реализация научного проекта: от теории к практической разработке
  • 03.07.19 Окончание первого года работы школы «Юный биохимик и микробиолог»
  • 01.07.19 Торжественная неделя защит ВКР
  • 27.06.19 О создании межкафедральной лаборатории физико-химических методов анализа
  • 25.06.19 Нанотехнологии в помощь оренбургским птицеводам
  • 18.06.19 Учащиеся школы № 86 с экскурсией на химико-биологическом факультете
  • 18.06.19 Кафедра химии встречает учащихся гимназии № 1
  • 03.06.19 Учащиеся лицея № 1 с экскурсией на кафедре химии
  • 03.06.19 День химика в ОГУ
  • 29.05.19 Кафедра химии встречает учащихся лицея № 8
  • 28.05.19 Награждение победителей-школьников
  • 20.05.19 Всероссийский химический диктант: про воздушные шары, зубные пломбы и олимпийские медали
  • 18.05.19 Всероссийский химический диктант
  • 14.05.19 Экскурсия в рамках «Недели без турникетов»
  • 06.05.19 Сельское хозяйство глазами ученых
  • 25.04.19 Отличная учеба — залог успешного трудоустройства
  • 24.04.19 Мероприятие в рамках «Недели без турникетов»
  • 18.04.19 Мероприятие в рамках «Недели без турникетов»
  • 17.04.19 ПЦР в реальном времени
  • 17.04.19 Встреча студентов ХБФ со специалистом Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области
  • 13.04.19 Мы выбираем ЗОЖ!
  • 02.04.19 Методы ДНК-технологий внедряются в нашу практику
  • 01.04.19 Конкурс студенческих работ, посвященных Всемирному дню здоровья
Читать еще:  Лучшие химики россии

Химико-биологический факультет

Декан

Карпова Галина Викторовна

доцент,
доктор биологических наук

Аудитории

кабинет декана — 2-205

Телефоны

внутр. 22-34 (деканат)

E-mail

Соцсети

vk.com/studsovethbf?w=wa.
vk.com/club79495401
Направления подготовки бакалавров
  • 04.03.01 ХимияФГОС ВО
  • 06.03.01 БиологияФГОС ВО
  • 06.03.02 ПочвоведениеФГОС ВО
Направления подготовки магистров
  • 04.04.01 ХимияФГОС ВО
  • 06.04.01 БиологияФГОС ВО
Специальности
  • 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химияФГОС ВО
  • 06.05.01 Биоинженерия и биоинформатикаФГОС ВО
Подготовка кадров высшей квалификации
  • 04.06.01 Химические наукиФГОС ВО
  • 05.06.01 Науки о ЗемлеФГОС ВО
  • 06.06.01 Биологические наукиФГОС ВО
Подразделения

Информация о факультете

Общие сведения о факультете

Буклет для абитуриентов о химико-биологическом факультете ОГУ

Химико-биологический факультет образован в 2006 году на основании приказа ректора ОГУ от 17 июля 2006 г. № 231 на базе существовавшего с 1998 года естественно-научного факультета для подготовки кадров в области биологии, химии, микробиологии, почвоведения, биоэкологии, биохимии.

На факультете работает 39 преподавателей: докторов наук — 8, кандидатов наук — 27, профессоров — 6, доцентов — 15.

  • Дроздова Елена Александровна, кандидат биологических наук, доцент;
  • Хардикова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук.

Уполномоченный по качеству образования — Барышева Елена Сергеевна, доктор медицинских наук, доцент.

Основную свою задачу факультет видит в подготовке специалистов-исследователей, обладающих развитым системным мышлением, устойчивыми навыками аналитической и прикладной деятельности, способных производить новые знания. В связи с этим для всех обучающихся факультета предусмотрено фундаментальное химическое и биологическое образование. На старших курсах читается широкий спектр специальных дисциплин по выбранному направлению подготовки.

Факультет располагает мультимедийными аудиториями, специализированными лабораториями. Обучающиеся факультета имеют возможность участвовать в научно-исследовательской работе, проводимой кафедрами и университетом, в международных студенческих конференциях, межвузовских олимпиадах. Лучшие работы публикуются в сборнике статей молодых ученых «Перспектива», научных журналах «Вестник ОГУ», «Шаг в науку» и других изданиях.

Важную роль в подготовке специалистов, бакалавров и магистров играют учебные и производственные практики. Студенты проходят практику в лабораториях химических предприятий, экспертных лабораториях природоохранных учреждений, министерства по чрезвычайным ситуациям, в лабораториях центров гигиены и эпидемиологии, в подразделениях санитарного контроля предприятий металлургии, машиностроения и пищевой промышленности, в лабораториях таможенного контроля, экспертно-криминалистических отделах Министерства внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, ООО НПФ «Экобиос», в ООО «Центральная лаборатория „Интерэко”», Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области, АО «Новотроицкий завод хромовых соединений», Институте степи УрО РАН, Институте клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН, Федеральном научном центре биологических систем и агротехнологий РАН, Оренбургской областной ветлаборатории, различных природоохранных организациях и ведомствах.

Подготовка высококвалифицированных специалистов невозможна без тесной связи учебного процесса с научной деятельностью, поэтому обучающиеся обязательно привлекаются к научной работе, проводимой на кафедрах, участвуют в университетских, региональных, всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях. На базе факультета традиционно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы экологии Южного Урала» (октябрь 2017 года).

Ежегодно факультетом проводятся заочный и очный тур межрегиональной олимпиады «Будущие исследователи — будущее науки», Евразийская многопрофильная олимпиада старшеклассников «Поиск», университетские олимпиады по биологии и химии.

Преподаватели и сотрудники факультета проводят научные исследования по следующим направлениям:

  • Химия неорганических, элементоорганических и гетероциклических соединений в экстракционных и ионообменных процессах, протекающих при химической переработке руд и техногенных отходов.
  • Биологические науки:

    • Фундаментальные и прикладные аспекты экологии почв и растений степных и лесостепных зон Урала. Восстановление нарушенных ландшафтов в условиях снижения антропогенных воздействий.
    • Микро- и нанобиология.
    • Фундаментальные и прикладные исследования в области физиологии и биохимии питания человека и животных.
    • Биохимические и физиологические аспекты фенотипической адаптации.
  • Кафедры факультета поддерживают тесное сотрудничество с Московским, Санкт-Петербургским, Пермским, Челябинским, Томским, Башкирским, Саратовским государственными университетами, Оренбургским государственным педагогическим университетом, Институтом клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН, Институтом микробиологии РАН и другими вузами и НИИ России и ближнего зарубежья.

    Результаты проведенных исследований представлены на международных конференциях, публикуются в высокорейтинговых журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus, а также защищены патентами на изобретения.

    Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется по трем направлениям: 04.06.01 Химические науки; 05.06.01 Науки о Земле, 06.06.01 Биологические науки.

    Ведущие ученые факультета, аспиранты и студенты участвуют в конкурсах на соискание грантов РФФИ, РГНФ, Минобрнауки и правительства области. Общая сумма полученных средств за 2015 год составила более 5,356 млн рублей, за первую половину 2016 года — более 7,915 млн рублей, в 2017 году — 4,513 млн рублей, в 2018 году — 6 млн рублей.

    Ежегодно на ХБФ проводятся уже ставшие традиционными внутрифакультетские праздники: посвящение первокурсников в студенты, День химика, День биолога, День здоровья. Помимо этого, актив студенческого совета факультета ежемесячно организует и проводит различные мероприятия и благотворительные акции.

    Студенты активно участвуют в общевузовских и городских мероприятиях: смотре-конкурсе «Студенческая осень», «Мисс студентка ОГУ», КВН, литературно-музыкальном фестивале творчества молодых «Всё начинается с любви», фестивале «Вместе ярче», акциях «Вальс Победы», «Свеча Памяти» и др.

    Студентам и преподавателям ХБФ выражена благодарность за помощь и активное сотрудничество в благотворительных акциях, за участие в судьбе детей-сирот и детей, проходящих лечение от онкологических заболеваний в Оренбургском областном детском онкологическом центре, за доброту и поддержку в сборе пожертвований.

    По итогам 2017 года на Доску почета были занесены студенты: Юдин Александр (15ФПХ(с)АХ), Куликова Надежда (14Био(ба), Верёвка Виолетта (13ФПХ(с)АХ). Почетное звание «Лучший студент ОГУ» присвоено Дюсенову Арстану (13ФПХ(с)АХ).

    Два студента факультета стали победителями ежегодного городского конкурса «Студент года — 2017» в номинации «За успехи в научной деятельности».

    Семь студентов факультета получили сертификаты и занесены в ежегодный справочник «Лучший выпускник — 2018».

    Студенты и аспиранты ХБФ участвуют в молодежных форумах «Иволга», «Евразия» и др.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector